Содержание


Введение. 3

1. Лицевые счета органов казначейства в банках. 5

2. Виды лицевых счетов. 7

3. Порядок открытия и обслуживания лицевых счетов в органах федерального казначейства. 10

Заключение. 14

Список литературы.. 16


Введение


Целью создания казначейской системы исполнения бюджета является обеспечение устойчивости финансовой системы в процессе реализации основных направлений единой финансовой, налоговой и социально-экономической политики, на основе прогноза социально-экономического развития и сводного финансового баланса территории и в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Достижение этой цели может обеспечиваться путем включения в работу по исполнению бюджета казначейского органа, а также налаживание такого взаимодействия всех участников бюджетного процесса через казначейский орган, которое обеспечит поэтапное решение задач бюджетного планирования, санкционирования, контроля и расходования бюджетных средств. В качестве казначейского органа могут выступать или органы Федерального казначейства, или специально создаваемые постановлениями администрации в рамках финансового управления или вне его такие организационные структуры, которые способны выполнять казначейские функции.

Ключевым компонентом казначейской системы исполнения бюджета является единый счет бюджета. В идеальной ситуации – это действительно один бюджетный счет (для бюджетов регионального и местного уровней), на котором собираются все доходы бюджета, и с которого осуществляются все операции по расходованию бюджетных средств в процессе финансирования распорядителей и получателей бюджетных средств. При этом у распорядителей и получателей бюджетных средств их текущие счета закрыты, а учет их средств осуществляется на лицевых счетах, открытых им на едином счете бюджета.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение особенностей лицевых счетов открываемых органами казначейства по финансированию расходов федерального бюджета

В связи с этим выделим следующие задачи:

1. Раскрытие системы лицевых счетов органов казначейства в банках;

2 Рассмотрение видов лицевых счетов;

3. Рассмотрение порядка открытия и обслуживания лицевых счетов в органах федерального казначейства.

1. Лицевые счета органов казначейства в банках


Финансирование федерального бюджета осуществляется органами казначейства на счетах, открытых для учета доходов и средств в Центральном банке РФ и его учреждениях (главных управлениях или расчетно-кассовых центрах). В отдельных случаях счета казначейства могут быть открыты в других кредитных организациях, уполномоченных Правительственной комиссией по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики и определенных на конкурсной основе. Такие банки называются уполномоченными. В настоящее время уполномоченным банком является Сберегательный банк Российской Федерации[1].

Между банком и органом федерального казначейства заключается договор на обслуживание счета. Банки несут ответственность за своевременное и правильное зачисление и списание средств на основании расчетно-денежных документов по счетам казначейства в пределах остатка средств на них. Банки не отвечают по обязательствам органов казначейства, а также не могут осуществлять списание средств со счетов в бесспорном порядке без акцепта казначейства. Количество счетов, открываемых органом федерального казначейства, определяется нормативными документами.

Ключевым компонентом казначейской системы исполнения бюджета является единый счет бюджета. При этом у распорядителей и получателей бюджетных средств их текущие счета закрыты, а учет их средств осуществляется на лицевых счетах, открытых им на едином счете бюджета. Очевидно, что концентрация бюджетных средств на едином счете бюджета позволяет администрации - поставить под контроль все бюджетные средства; исключить замораживание бюджетных средств на текущих счетах распорядителей и получателей (здесь следует отметить, что при переходе на казначейское исполнение бюджета, при закрытии текущих счетов распорядителям и получателям и возврате денег на единый счет бюджета, объем переводимых средств достигает десятков, а то и сотен миллионов рублей); повысить маневренность при направлении бюджетных средств на решение оперативных задач бюджета; сократить время продвижения денежных средств до поставщиков товаров и услуг.

Таким образом, сама организационная схема казначейского исполнения бюджета несет в себе потенциальные возможности, способные обеспечить решение следующих основных задач бюджета[2]:

- экономия бюджетных средств;

- гибкое маневрирование денежными ресурсами;

- оптимизация бюджетных потоков;

- предоставление оперативной информации для принятия управленческих решений;

- повышение эффективности использования бюджетных средств (целевая направленность, своевременность и рациональность);

- ускорение оборачиваемости бюджетных средств (сокращение пробега средств от распорядителя до поставщиков товаров и услуг).

Успешная реализация потенциальных возможностей организационной схемы казначейского исполнения бюджета решительным образом зависит от ряда факторов, в числе которых – организационно–методическое обеспечение, включающее подготовку всей распорядительной документации и обучение персонала; распределение функций и разработка тщательно выверенной технологии взаимодействия участников бюджетного процесса и их подразделений; создание органу, исполняющему бюджет, условий, при которых он получает возможность оперативно и в полном объеме обрабатывать данные о движении бюджетных средств. Некачественная проработка этих факторов при переходе на казначейское исполнение способна превратить преимущества схем казначейского исполнения бюджета в «вериги» для всех участников бюджетного процесса.

В настоящее время у территориальных органов федерального казначейства открыты лицевые счета в банках на балансовых счетах второго порядка:

№ 40101 – «Налоги, распределяемые органами федерального казначейства»;

№ 40102 – «Доходы федерального бюджета»;

№ 40103 – «Доходы федерального бюджета, перечисляемые на финансирование расходов»;

№ 40105 - «Средства федерального бюджета».

Как правило, отделения федерального казначейства на территории имеют 2 счета доходов и 2 счета расходов средств федерального бюджета.

Если органы федерального казначейства по соглашению с местными органами исполнительной власти осуществляют функции по исполнению других бюджетов, кроме федерального, количество счетов увеличивается.


2. Виды лицевых счетов


Основание для расходов – закон о бюджете на соответствующий год. При этом если доходная часть бюджета – величина планируемая, то расходная часть формируется расчетно и при использовании полностью зависит от доходов. Расходы федерального бюджета сформированы исходя из потребностей содержания и развития экономических структурных образований по нескольким принципам:

-территориальный – расходы для субъектов Российской Федерации;

-отраслевой – расходы министерств и ведомств;

-функциональный – расходы на социальные, научные, конверсионные, экологические и другие целевые программы.

Совершенно очевидно, что все расходы бюджета так или иначе предназначены для достижения цели на конкретном предприятии, в учреждении, организации или органе исполнительной, законодательной, судебной власти. Получатели средств федерального бюджета расположены на территориях, т.е. там, где созданы органы федерального казначейства. Именно поэтому казначейская система исполнения федерального бюджета обеспечивает максимально возможное приближение к распорядителю средств и контроль за целевым использованием средств бюджета.

Казначейская система исполнения бюджета приобрела новое качество с переходом на финансирование распорядителей через лицевые счета, открытые им в органах казначейства. Переход осуществлялся директивным порядком, сроки открытия лицевых счетов по территориям субъектов Федерации определялись Министерством финансов РФ.

Процесс перехода на работу по лицевым счетам сопровождается обязательным закрытием всех бюджетных счетов распорядителей в любых учреждениях банков. Порядок закрытия бюджетных счетов регламентирован, также как и порядок расчетно-кассового обслуживания счетов органов казначейства в банках. 

Для  учета  операций  по  исполнению  расходов  федерального  бюджета в органах федерального казначейства открываются  и  ведутся

следующие виды лицевых счетов[3]:

·        лицевой счет, предназначенный  для  учета  доведенных  главному распорядителю    (распорядителю)    средств    лимитов    бюджетных обязательств  и  объемов  финансирования  и  распределению  их   по распорядителям и получателям средств,  находящимся  в  его  ведении

·        лицевой счет, предназначенный для учета операций  по  отражению доведенных лимитов бюджетных обязательств, объемов  финансирования, принятых  денежных  обязательств,  кассовых   расходов   получателя средств в процессе исполнения расходов федерального бюджета 

·        лицевой  счет,  предназначенный  для  учета  доведенных   иному получателю  средств  лимитов  бюджетных  обязательств   и   объемов финансирования,  а  также  кассовых  расходов,  произведенных  иным получателем средств в  процессе  исполнения  расходов  федерального бюджета.  

. При открытии лицевых счетов орган  федерального  казначейства  присваивает  им   в  установленном порядке номера. При этом номер лицевого счета  должен однозначно определять принадлежность распорядителя  или  получателя  средств, иного получателя средств к главному распорядителю средств.

 Каждому виду лицевого счета присваивается один из  следующих  кодов[4]:                                                       

     01 - лицевой счет распорядителя средств;                       

     03 - лицевой счет получателя средств;                         

     09 - лицевой счет иного получателя средств.                   

     6. Номер лицевого счета состоит из одиннадцати разрядов:      

                                                                    

 ---------T----T----T----T----T----T----T----T----T----T-----T----¬

 ¦Номера  ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦     ¦    ¦

 ¦разрядов¦1   ¦2   ¦3   ¦4   ¦5   ¦6   ¦7   ¦8   ¦9   ¦10   ¦11  ¦

 L--------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+-----+-----

                                                                    

     где:                                                          

     1 и 2 разряды - код лицевого счета;                           

     с 3 по 10 разряд - учетный номер клиента, из них:             

     с 3 по 5 разряд - код главы главного распорядителя  средств,  в ведении  которого   находится   распорядитель,   получатель,   иной

получатель  средств,  в  соответствии  с  бюджетной  классификацией Российской Федерации; с 6 по 10 разряд - код распорядителя  или  получателя  средств, иного получателя средств в Реестре получателей средств федерального

бюджета;         

Органы    федерального    казначейства    при    открытии соответствующих лицевых счетов  клиенту  используют  учетный  номер клиента.                                                   

Порядок присвоения  клиентам  учетных  номеров  устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.

3. Порядок открытия и обслуживания лицевых счетов в органах федерального казначейства


Порядок открытия лицевых счетов в органах федерального казначейства аналогичен порядку открытия счета в банке. Распорядитель представляет пакет документов на открытие счета[5]:

-заявление на открытие счета;

-копии учредительных документов;

-справки установленной формы из Государственной налоговой инспекции и внебюджетных фондов;

-карточки с образцами подписей лиц, уполномоченных распоряжаться средствами федерального бюджета на лицевых счетах.

Каждый распорядитель должен открыть несколько лицевых счетов, что зависит от целевой статьи, по которой финансируется распорядитель. Все распорядители в обязательном порядке открывают лицевые счета с признаком «7». Каждому лицевому счету присваивается номер и осуществляется запись в книге регистрации. На каждого распорядителя оформляется юридическое дело. Орган казначейства заключает с распорядителями договор на обслуживание, где оговариваются права и ответственность сторон по работе с лицевыми счетами. Таким образом, можно констатировать, что органы федерального казначейства с момента открытия лицевых счетов распорядителей выступают перед ними в качестве банка.

Порядок введения лицевых счетов распорядителей регламентирован. Средства на лицевые счета распорядителей зачисляются согласно реестрам, полученным от вышестоящего органа федерального казначейства. Как уже было отмечено, финансирование расходов может осуществляться либо за счет доходов, собранных на территории и перечисленных с лицевого счета УФК, либо за счет централизованного финансирования из ГУФК. Зачисление средств на лицевые счета распорядителей осуществляется не только по сумме, но и по статье экономической классификации.

Для осуществления расходов распорядитель оформляет и представляет в орган казначейства расчетно-платежные документы. Ответственность за целевой характер расходования и своевременность оформления платежных документов несет распорядитель. Особенность оформления платежных документов в том, что плательщиком в них выступает не сам распорядитель, а орган федерального казначейства, в котором открыт его лицевой счет. Все реквизиты плательщика в денежном документе заполняются от имени казначейства: ИНН (индификационный номер налогоплательщика), банк плательщика, номер его лицевого счета. Реквизиты получателя, назначение платежа и сумму определяет сам распорядитель и оформляет в установленном порядке платежное поручение.

Орган федерального казначейства, выступая в роли банка, проверяет каждые платежный документ на правильность заполнения и целевой характер платежа. Платежные документы не принимаются, если не обеспечено целевое использование средств[6]:

-сумма платежа превышает остаток средств по указанной в платежном поручении статье экономической классификации;

-расходы не предусмотрены сметой;

-расходы осуществляются без предъявления документов, подтверждающих правомерность оплаты (договор, акт выполнения работ, счет-фактура и т.д.)

-сумма платежа превышает установленные нормативы отчислений (например, во внебюджетные фонды – процент отчислений от начисленной заработной платы) и др.

Таким образом, осуществляется текущий контроль за целевым использованием средств федерального бюджета распорядителями. Особенность казначейской системы исполнения бюджета в том, что банки осуществляют операции по расчетно-денежным документам в пределах остатка средств на лицевом счете распорядителя и не контролируют назначение платежа, а органы казначейства – в пределах остатка по статье экономической классификации с контролем назначения платежа.

Особый порядок предусмотрен для получения распорядителями наличных денежных средств, выдачей которых казначейства не занимаются. Орган казначейства в установленном порядке оформляет денежный чек на доверенное лицо распорядителя, которое получает денежную наличность в банке, где открыт лицевой счет органа казначейства.

Являясь банком для получателей средств бюджета, орган казначейства сам выступает в роли распорядителя средствами бюджета по отношению к банку, где открыт его лицевой счет расходов. Как клиент, казначейство представляет в банк все платежные документы, принятые от распорядителей, для совершения операций по счету. Первый экземпляр платежных документов заверяется печатью и подписями уполномоченных лиц органа казначейства. Банк вправе вернуть платежные документы при наличии ошибок, допущенных при их заполнении. Банк не несет ответственности за сумму и назначение платежа и осуществляет операции по лицевому счету казначейства в пределах остатка средств на нем. Банк обязан списать средства со счета казначейства этим же операционным днем или следующим, если документы приняты в конце дня. В противном случае органы казначейства вправе проверить банк и предъявить штрафные санкции за нарушение срока платежа.

Таким образом, через лицевой счет казначейства в банке исполняются все платежные документы бюджетных организаций. Орган казначейства в установленном порядке, на следующий день после операции по счету, получает выписку банка с копиями платежных документов на списание и зачисление средств. На основании полученных документов осуществляется зачисление и списание средств по лицевым счетам распорядителей, открытых в казначействе. Орган казначейства по каждому лицевому счету распорядителя выдает выписку с приложением копий платежных документов, подтверждающих факт списания и зачисления средств по счету. Учет средств на лицевых счетах ведется по статьям экономической классификации, а выписка готовится в стандартном банковском виде и отражает движение в целом по лицевому счету.

Органы федерального казначейства в установленном порядке обеспечивают полный, сводный, систематический и стандартизированный учет по исполнению федерального бюджета. Отчетность по формам, содержанию и срокам представления утверждается Главным управлением федерального казначейства.





Заключение


Таким образом, в ходе работы были рассмотрены следующие вопросы:

1. Раскрыта система лицевых счетов органов казначейства в банках;

2 Рассмотрены виды лицевых счетов;

3. Рассмотрен порядок открытия и обслуживания лицевых счетов в органах федерального казначейства.

По первому вопросу следует отметить, что финансирование федерального бюджета осуществляется органами казначейства на счетах, открытых для учета доходов и средств в Центральном банке РФ и его учреждениях (главных управлениях или расчетно-кассовых центрах). Между банком и органом федерального казначейства заключается договор на обслуживание счета. Банки несут ответственность за своевременное и правильное зачисление и списание средств на основании расчетно-денежных документов по счетам казначейства в пределах остатка средств на них.

По второму вопросу можно сказать, что выделяют следующие виды лицевых счетов: лицевой счет, предназначенный  для  учета  доведенных  главному распорядителю    (распорядителю)    средств    лимитов    бюджетных обязательств  и  объемов  финансирования  и  распределению  их   по распорядителям и получателям средств,  находящимся  в  его  ведении; лицевой счет, предназначенный для учета операций  по  отражению доведенных лимитов бюджетных обязательств, объемов  финансирования, принятых  денежных  обязательств,  кассовых   расходов   получателя средств в процессе исполнения расходов федерального бюджета; лицевой  счет,  предназначенный  для  учета  доведенных   иному получателю  средств  лимитов  бюджетных  обязательств   и   объемов финансирования,  а  также  кассовых  расходов,  произведенных  иным получателем средств в  процессе  исполнения  расходов  федерального бюджета.

По третьему вопросу следует сказать, что распорядитель для открытия счета представляет пакет документов на открытие счета:

-заявление на открытие счета;

-копии учредительных документов;

-справки установленной формы из Государственной налоговой инспекции и внебюджетных фондов;

-карточки с образцами подписей лиц, уполномоченных распоряжаться средствами федерального бюджета на лицевых счетах.

Также следует отметить, что распорядитель должен открыть несколько лицевых счетов, что зависит от целевой статьи, по которой финансируется распорядитель.

Таким образом, через лицевой счет казначейства в банке исполняются все платежные документы бюджетных организаций

Список литературы


1.     Приказ Минфина РФ  «Об утверждении инструкции о порядке открытия и ведения органами федерального казначейства министерства финансов российской лицевых счетов для учета операций по исполнению  расходов федерального» от 31 декабря 2002 г. 142н.

2.     Акперов И. Г., Коноплева И.А., Головач С.П. Казначейская система исполнения бюджета в РФ: Учебное пособие. – Финансы и статистика, 2002.

3.     Иванова Н.Г., Маковник Т.Д. Казначейская система исполнения бюджетов. - Спб.: Питер, 2001.

4.     Макавенко В.В. Казначейская система исполнения бюджета: Учебное пособие. – Финансы и статистика, 2000.

5.     Нестеренко Т.Г. Федеральное казначейство // Финансы, 2003 - №3. –с 41-43.

6.     Смирнов А. Возрождение и развитие казначейской системы исполнения бюджета //Федерализм, 2003. - №2. – с 34


[1] Нестеренко Т.Г. Федеральное казначейство // Финансы, 2003 - №3. – 41.


[2] Акперов И. Г., Коноплева И.А., Головач С.П. Казначейская система исполнения бюджета в РФ: Учебное пособие. – Финансы и статистика, 2002. – с 56.


[3] Макавенко В.В. Казначейская система исполнения бюджета: Учебное пособие. – Финансы и статистика, 2000. – с 23.


[4] Приказ Минфина РФ  «Об утверждении инструкции о порядке открытия и ведения органами федерального казначейства министерства финансов российской лицевых счетов для учета операций по исполнению  расходов федерального» от 31 декабря 2002 г. 142н.


[5] Иванова Н.Г., Маковник Т.Д. Казначейская система исполнения бюджетов - Спб.: Питер, 2001. – с 67.


[6] Смирнов А. Возрождение и развитие казначейской системы исполнения бюджета //Федерализм, 2003. - №2. – с 34