Содержание

Введение.............................................................................................................. 3

1. Теоретическая часть........................................................................................ 4

1.1. Общая характеристика показателей назначения..................................... 4

1.2. Влияние показателей назначения на экономическую эффективность потребления продукции................................................................................. 10

2. Практическая часть....................................................................................... 12

2.1. Общая характеристика действующей системы качества....................... 12

2.2. Анализ нормативно-технической документации предприятия............. 16

2.3. Анализ изменения цены и спроса на продукцию в зависимости от характеристик показателей назначения........................................................ 20

Заключение........................................................................................................ 25

Список литературы........................................................................................... 26

Приложение

Введение

 

ПОКАЗАТЕЛИ НАЗНАЧЕНИЯ - показывают полезный эффект от использования объектов по назначению и область их использования.

Как правило, - это «жесткие» показатели качества. К ним относятся показатели, используемые для классификации по назначению, характеризующие конструкцию объекта, его техническое совершенство, состав, структуру и транспортабельность.

Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обуславливают область ее применения.

Фирмы, функционирующие в рыночной экономике, формулируют политику в области качества таким образом, чтобы она касалась деятельности каждого работника, а не только качества предлагаемых изделий или услуг. В политике четко определяются уровни стандартов качества работы для конкретной фирмы и аспекты системы обеспечения качества. При этом продукция заданного качества должна быть поставлена потребителю в заданные сроки, в заданных объемах и за приемлемую цену.

Цель работы заключается в изучении теоретических положений формирования качества продукции показателей ее назначения, использовании их для научного анализа и установления путей совершенствования управления качеством продукции.

Задачи работы – дать общую характеристику показателей назначения, определить влияние показателей назначения на экономическую эффективность потребления продукции, дать общую характеристику действующей системы качества, проанализировать изменение цены и спроса на продукцию в зависимости от характеристик показателей назначения.

1. Теоретическая часть

1.1. Общая характеристика показателей назначения


Для характеристики рассеивания фактических значений определенного показателя качества у разных единиц продукции одного вида следует применять показатели однородности.

Показатели однородности применяют для оценки стабильности показателей качества в условиях массового или серийного производства продукции.

К показателям однородности, например, относятся:

среднеквадратическое отклонение значений показателей качества;

размах - разность между максимальным и минимальным результатами измерений.

При необходимости вводятся другие группы показателей качества, характерные для рассматриваемой продукции.

Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обуславливают область ее применения. Примерами показателей назначения могут служить:

- показатель производительности;

- максимальная и минимальная скорости;

- мощность;

- показатель маневренности;

- показатель проходимости;

- показатель чувствительности;

- минимально допустимая температура наружного воздуха.

Показатели надежности характеризуют свойства безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости.

Показатели безотказности характеризуют свойство объекта непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени или некоторой наработки.

К показателям безотказности, например, относятся:

- вероятность безотказной работы;

- средняя наработка до отказа;

- наработка на отказ.

Показатели долговечности характеризуют свойство объекта сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонтов.

К показателям долговечности, например, относятся:

- ресурс между средними (капитальными) ремонтами;

- ресурс до списания;

- срок службы между средними (капитальными) ремонтами;

- срок службы до списания.

Ресурс и срок службы могут быть средними, назначенными и гамма-процентными.

Показатели ремонтопригодности характеризуют свойство объекта, заключающееся в приспособленности его к предупреждению и обнаружению причин повреждения и их устранению путем проведения ремонтов и технического обслуживания.

К показателям ремонтопригодности относятся, например:

- средняя оперативная продолжительность планового (непла-нового) текущего ремонта;

- средняя оперативная трудоемкость технического обслуживания.

Показатели сохраняемости характеризуют свойство объектов сохранять исправное и работоспособное состояние или свойство продуктов и материалов сохранять пригодное к потреблению состояние в течение и после хранения и (или) транспортирования. К показателям сохраняемости, например, относятся:

- гамма-процентный срок сохраняемости;

- средний срок сохраняемости.

К группе эргономических показателей качества продукции относятся следующие подгруппы показателей:

а) гигиенические - показатели, используемые при определении соответствия (изделия гигиеническим условиям жизнедеятельности и работоспособности человека при взаимодействии его с изделием;

б) антропометрические - показатели, используемые при определении соответствия изделия размерам, форме и весу тела человека, участвующего в обслуживании этого изделия;

в) физиологические и психофизиологические - показатели, используемые при определении соответствия изделия физиологическим свойствам человека и особенностям функционирования его органов чувств (скоростные и силовые возможности человека, а также пороги слуха, зрения, и т. п.);

г) психологические - показатели, используемые при определении соответствия изделия психологическим особенностям человека, находящим отражение в инженерно-психологических требованиях, требованиях психологии труда, предъявляемых к промышленным изделиям.

Номенклатура эргономических показателей качества распространяется на промышленные изделия, а также на их элементы (оборудование и рабочие места; пульты управления и контроля; мнемосхемы; приборы и сигнализаторы; циферблаты и указатели приборов; таблички с оцифровками, надписями и бестекстовыми обозначениями; ручные и ножные органы управления; ручки и рукоятки инструментов и органов управления; и др.).

В подгруппу гигиенических показателей входят непосредственно связанные с работой изделия показатели:

- освещенности;

- температуры;

- влажности;

- напряженности магнитного и электрического полей;

- запыленности;

- излучения;

- токсичности;

- шума;

- вибрации;

- перегрузок (ускорений).

В подгруппу антропометрических показателей входят показатели соответствия:

- конструкции изделий размерам тела человека;

- конструкции изделия форме тела и его отдельных частей, входящих в контакт с изделием;

- конструкции изделия распределению веса человека.

В подгруппу физиологических и психофизиологических показателей входят показатели соответствия:

- конструкции изделия силовым возможностям человека;

- конструкции изделия скоростным возможностям человека;

- конструкции изделия (размера, формы, яркости, контраста, цвета и пространственного положения объекта наблюдения) зрительным физиологическим возможностям человека;

- конструкции изделия, содержащего источник звуковой информации, слуховым физиологическим возможностям человека;

- изделия (формы и расположения изделия и его элементов) осязательным возможностям человека.

В подгруппу психологических показателей входят показатели соответствия:

- изделия возможностям восприятия и переработки информации;

- изделия при его использовании закрепленным и вновь формируемым навыкам человека (с учетом легкости и быстроты их формирования).

Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции и совершенство производственного исполнения продукции.

К эстетическим показателям, например, относятся:

- показатель стилевого соответствия;

- показатель соответствия моде;

- показатель функционально-конструктивной приспособленности;

- показатель организованности объемно-пространственной структуры;

- показатель цветового колорита;

- показатель тщательности покрытия и отделки поверхности:

- показатель чистоты выполнения сочленений, округления и сопрягающихся поверхностей;

- показатель четкости исполнения фирменных знаков, указателей и упаковки.

Показатели технологичности характеризуют свойства продукции, обуславливающие оптимальное распределение затрат материалов, средств труда и времени при технологической подготовке производства, изготовления и эксплуатации продукции.

К показателям технологичности, например, относятся:

- трудоемкость изготовления продукции;

- технологическая себестоимость изделия;

- относительная трудоемкость подготовки изделия к функционированию;

- удельная стоимость ремонтов.

Показатели транспортабельности характеризуют приспособленность продукции к перемещению в пространстве (транспортированию), не сопровождающемуся ее использованием или потреблением.

К показателям транспортабельности, например, относятся:

- средняя продолжительность подготовки продукции к транспортированию;

- средняя трудоемкость подготовки продукции к транспортированию;

- средняя продолжительность установки продукции на средство транспортирования определенного вида;

- коэффициент использования объема средства транспортирования;

- средняя продолжительность разгрузки партии продукции из средства транспортирования определенного вида.

Показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными частями, а также уровень унификации с другими изделиями.

К показателям стандартизации и унификации, например, относятся:

- коэффициент применяемости;

- коэффициент повторяемости;

- коэффициент взаимной унификации;

- коэффициент унификации для группы изделий.

Патентно-правовые показатели характеризуют степень обновления технических решений, использованных в продукции, их патентную защиту, а также возможность беспрепятственной реализации продукции в стране и за рубежом.

К патентно-правовым показателям относятся:

- показатели патентной защиты;

- показатели патентной чистоты;

- показатели территориального распространения.

Показатели экологические характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукции.

При выборе и определении этих показателей необходимо учитывать требования по охране окружающей среды. К экологическим показателям, например, относятся:

- содержание вредных примесей, выбрасываемых в окружающую среду;

- вероятность выбросов в окружающую среду вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании, эксплуатации или потреблении продукции.

Показатели безопасности характеризуют особенности продукции, обусловливающие при ее использовании безопасность обслуживающего персонала.

К показателям безопасности, например, относятся:

- время срабатывания защитных устройств;

- электрическая прочность изоляции токоведущих частей изделия, с которыми возможно соприкосновение человека [5].


1.2. Влияние показателей назначения на экономическую эффективность потребления продукции


Определяющим фактором для формирования конкурентоспособности будущей продукции и экономической эффективности ее производства и потребления является стадия проектирования. Исходя из этого, разработана комплексная система мероприятий по целенаправленному формированию уровня конкурентоспособности продукции на различных стадиях проектирования.

Управление качеством включает в себя методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству. В состав процедур управления качеством входят контроль качества, разработка и реализация мер по корректировке процессов. Основное назначение управления качеством в организации - выявлять каждое отклонение от установленных требований к качеству продукции и услуг, применять решения по дальнейшему использованию продукции, имеющей отклонения или дефекты, не допускать появления повторных отклонений или дефектов за счет своевременной разработки и реализации корректирующих мер.

Обеспечение качества включает в себя все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, необходимые для создания и подтверждения достаточной уверенности в том, что продукт, процесс или услуга удовлетворяют установленным требованиям к качеству.

Различают внутреннее обеспечение качества (деятельность по созданию уверенности в выполнении требований к качеству продукции или услуг у руководства организации) и внешнее обеспечение качества (деятельность по созданию такой уверенности у потребителя или других лиц, например, экспертов-аудиторов систем качества, государственных инспекторов по качеству и т.д.).

В состав процедур по обеспечению качества входят внутренние проверки системы качества и другие предупреждающие действия, предусмотренные стандартами ИСО серии 9000 или разработанные по инициативе самой организации исходя из специфики продукции и производственных процессов.

Улучшение качества включает в себя все мероприятия, осуществляемые в организации в целях повышения эффективности и результативности деятельности и процессов для получения прибыли организации и выгоды потребителей [4].


  2. Практическая часть

2.1. Общая характеристика действующей системы качества


Сегодня в условиях расширения международной торговли, необходимости использования в работе по повышению качества продукции всего ценного из мировой практики, перед российскими предприятиями весьма остро стоит проблема внедрения стандартов ИСО серии 9000 и перехода от комплексных систем управления качеством к международным стандартам. Однако к реализации внедрения стандартов ИСО 9000, рожденных в рыночной экономике, отечественные предприятия приступили, не имея опыта таких отношений, причем многие пытались построить новую систему качества на базе КС УКП.

Основными отличиями систем качества (по ИСО 9000) от КСУКП являются следующие:

· ориентация на удовлетворение требований потребителя;

· возложение ответственности за качество продукции на конкретных исполнителей;

· проверка потребителем производства поставщика;

· выбор поставщика комплектующих изделий и материалов;

· сквозной контроль качества продукции, начиная от материалов и кончая утилизацией продукции;

· маркетинг;

· организация учета и анализа затрат на качество;

· прослеживаемость материалов и комплектующих изделий по всему циклу производства;

· решение вопросов утилизации продукции после эксплуатации.

Внедрение стандартов ИСО 9000 на предприятии требует детального изучения, выбора определенной модели с учетом особенностей конкретного предприятия. Всего разработано 5 стандартов ИСО серии 9000:

1. ИСО 9000 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению»;

2. ИСО 9001 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, монтаже и обслуживании»;

3. ИСО 9002 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже»;

4. ИСО 9003 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях»;

5. ИСО 9004 «Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания».

Основными целями выпуска стандартов ИСО серии 9000 являлись:

· укрепление взаимопонимания и доверия между поставщиками и потребителями продукции из разных стран мира при заключении контрактов;

· достижение взаимного признания сертификатов на системы качества, выдаваемых аккредитованными органами по сертификации из разных стран мира на основе использования ими единых подходов и единых стандартов при проведении сертификационных проверок (аудитов);

· оказание содействия и методологической помощи организациям различных масштабов из различных сфер деятельности в создании эффективно функционирующих систем качества.

Выбор модели системы качества должен осуществляться на основе рекомендаций стандарта ИСО 9000. Критериями выбора являются, например, наличие и уровень сложности процессов проектирования (разработки) продукции, сложившаяся на предприятии производственная структура, технология и организация производства, специфические особенности продукции, экономические факторы и т.п.

Стандарт ИСО 9004 является для организаций своеобразным методическим пособием по разработке и применению систем качества. Стандарт содержит рекомендуемую структуру системы качества, характеристики основных функциональных элементов системы, определенные требования к организационной структуре, составу и содержанию данных, которые должны или могут применяться в системе. В стандарте рассмотрены экономические аспекты качества, различные виды расходов и статьи затрат на качество, приведены указания по проведению внутренних проверок качества, позволяющих руководству организаций оценить степень готовности своих подразделений к стабильной поставке продукции, отвечающей требованиям стандартов и ожиданиям потребителей. Стандарт ИСО 9004 применим, прежде всего, для решения задач в области внутреннего обеспечения качества и не должен использоваться в контрактных ситуациях или для целей сертификации.

Для контрактных ситуаций, а также для целей сертификации в стандартах ИСО серии 9000 предусмотрено применение трех базовых моделей систем качества, требования к которым регламентированы в стандартах ИСО 9001, 9002 и 9003.

ИСО 9001 является наиболее полным из трех стандартов и охватывает всю деятельность компании, рассматривая процессы обеспечения качества продукции от ее разработки до эксплуатации. Важно отметить, что в стандарте нет специальных упоминаний о деятельности предприятия в области маркетинга. ИСО 9001 представляет базовую модель системы для обеспечения качества при проектировании (или улучшении продукта), производстве, установке (монтаже) продукции, сервисном обслуживании при эксплуатации у потребителя. Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на представленную в новом стандарте ИСО 9001 концептуальную модель процесса управления качеством (см. Приложение).

ИСО 9002 учитывает лишь процессы производства и испытания продукции и представляет систему качества как модель для обеспечения качества при производстве продукции и последующей ее установки у потребителя.

ИСО 9003 рассматривает только испытания готовой продукции и представляет систему качества как модель для обеспечения качества окончательного контроля и испытаний готовой продукции.

Стандарты ИСО серии 9000 требуют, чтобы система качества была взаимоувязана со всеми видами деятельности предприятия и ее действие распространялось на все этапы жизненного цикла продукции и процессы от первоначального выявления потребностей рынка до конечного удовлетворения установленных потребностей. Типичные этапы жизненного цикла продукции, схематически можно представить в виде петли качества. Правила построения петли качества таковы: выход из каждого этапа жизненного цикла продукции служит входом для последующего; каждый этап заканчивается прежде, чем начинается следующий – в противном случае приходиться работать с неполными исходными данными.

На этапах жизненного цикла продукции осуществляется взаимосвязь работ по системе качества с остальными работами, выполняемыми на предприятии.

Кроме того, в стандартах ИСО серии 9000 есть ряд положений о системе качества, без которых невозможно ее внедрение и успешное функционирование.

К таким положениям относятся:

· руководство предприятия инициирует, разрабатывает, внедряет и поддерживает в рабочем состоянии систему качества;

· в рамках общей организационной структуры четко устанавливаются функции, относящиеся к системе качества;

· руководство предприятия выделяет все ресурсы, необходимые для проведения политики в области качества и достижения поставленных целей;

· все виды деятельности, выполняемые в системе качества, документируются;

· система качества должна подвергаться регулярному анализу и оцениванию со стороны высшего руководства предприятия.

Выполнение этих положений обеспечит создание практически на любом предприятии эффективной системы качества.

Одновременно с эволюцией форм и методов работ по качеству изменялась и структура управления организациями.

На смену наиболее широко распространенным организационным структурам управления (линейной, линейно-штабной и дивизионной), имеющим иерархический характер, где управление происходит сверху вниз, стали приходить органические или адаптивные (проектные, программно-целевые или бригадные) структуры управления, обладающие способностью изменять свою форму, приспосабливаясь к изменяющимся условиям.

Специалисты в области менеджмента качества считают, что практически невозможно внедрить современные концепции менеджмента качества, не осуществив переход от традиционных иерархических структур к органическим структурам управления.

Следует отметить, что каждый следующий этап эволюции форм и методов организации работ по качеству, хотя и является новым, более совершенным, тем не менее, ни в одном новом этапе не наблюдается полной новизны. Во всех случаях имеет место преемственность ранее использовавшихся методов и форм работы по качеству. Современная организация, занимаясь менеджментом качества выпускаемых изделий или предоставляемых услуг, использует в той или иной степени методы и формы организации работ по качеству, разработанные на всех предыдущих этапах [3].


2.2. Анализ нормативно-технической документации предприятия


Сразу следует отметить, что вся документация, относящаяся к системе качества, в Отделе ведется только на бумаге. Это связано с тем, что в условиях отсутствия компьютерных сетей и недостатка компьютеров, когда одним компьютером пользуются по очереди несколько человек для выполнения различных работ, в том числе и не относящихся к области аккредитации, очень сложно наладить надлежащий контроль документации, хранящейся на электронных носителях.

Основными процедурами системы, в соответствии с требованиями нового стандарта, являются:

·        утверждение и выпуск документов;

·        регистрация документов и порядок выдачи сотрудникам для работы;

·        внесение изменений;

·        порядок отмены документов;

·        хранение документации.

Регистрацию всех документов в ОАО «Волжанка», хранение, выдачу в работу, внесение изменений выполняет только сотрудник, которому поручена эта работа - менеджер по архиву. Эта нагрузка является дополнительной к основной работе эксперта и указана в приложении к его должностной инструкции. В архиве хранятся не только утратившие силу документы, но и все оригиналы действующих документов. В работе находятся только зарегистрированные копии.

Структура документов по качеству

В соответствии с п. 4.2.3 нового стандарта в «Руководстве по качеству» должно быть дано описание структуры документации, используемой в системе качества.

 Любой документ системы качества (кроме документа на методику измерений, структуру которого определяет соответствующий стандарт) имеет разделы:

·        название;

·        оглавление;

·        общие положения (область применения);

·        используемые термины (если необходимо);

·        ответственность и права;

·        описание (порядок работы);

·        порядок внесения изменений.

Содержание большинства разделов не вызывает вопросов. В разделе «Ответственность и права», определено, кто и за что отвечает в связи с выполнением процедур, предусмотренных данным документом.

Идентификация, утверждение и выпуск документов

 Внешним документам (законам, государственным стандартам, постановлениям, приказам и др.) регистрационный номер не присваивается, на контрольном экземпляре документа, который будет храниться в архиве и с которого в дальнейшем будут снимать официальные копии, ставится штамп «Отдел анализа и экспертиз».

Для удобства хранения и доступа к документации на рабочих местах все необходимые копии документов подшиваются в скоросшиватель. Этот сборник документов называется «Справочник по качеству», он имеется в каждом помещении отдела и в нем находятся только официальные копии.

Если необходимы копии, которые не нужно регистрировать (например, для передачи заказчику, для использования в качестве справочного материала на совещании и др.), они помечаются штампом «Копия для информации». Такие копии не регистрируются и не подлежат обслуживанию по внесению изменений, но, тем не менее, являются официальными. Копии, не имеющие утвержденного штампа, не считаются официальными и не могут использоваться при работе в области аккредитации.

Решение о внесении изменений в документ по качеству принимает руководитель на основании предложений менеджера по качеству. Предложения о внесении изменений предварительно обсуждаются на заседании методической комиссии Отдела. Менеджер по качеству отвечает за своевременное внесение изменений в документы по качеству. Менеджер по архиву отвечает за регистрацию изменений, их своевременное внесение в оригинал и во все действующие копии и уничтожение изъятых из обращения документов или их частей.

Изменения вносят в оригинал документа от руки. Запись сопровождается датой и подписью ответственного лица (менеджера по качеству или менеджера по архиву). Затем менеджер по архиву снимает копии с исправленной страницы и заменяет эту страницу во всех зарегистрированных копиях документа. Изъятые страницы уничтожаются. Раз в год во время проведения руководством анализа деятельности Отдела рассматривается вопрос о создании новой редакции документа, если в него внесено достаточно много существенных рукописных изменений.

Рабочие журналы регистрируются в архиве. Записи в рабочих журналах ведут от руки чернилами или шариковой ручкой, страницы нумеруют перед началом использования журнала. Все записи должны иметь дату. Записи в рабочих журналах нельзя стирать, замазывать, исправлять. Неправильную запись зачеркивают одной горизонтальной чертой и пишут рядом исправленный вариант, ставят дату исправления и подпись. Не допускается вести записи, относящиеся к области аккредитации, на отдельных листках или в незарегистрированных тетрадях.

Рабочие журналы хранятся на рабочих местах (в лаборатории) в течение 3 лет, а затем в архиве не менее 5 лет. Компьютерные распечатки хранятся в сейфах или запираемых шкафах на рабочих местах в течение 6 месяцев, после чего могут быть уничтожены в порядке, установленном соответствующими инструкциями Гохрана России для конфиденциальной информации.

Копии выданных протоколов испытаний хранятся в архиве в течение 3 лет. Данные по персоналу хранятся в архиве в папках личных дел [2].

Таким образом, для внедрения предложенной системы управления документацией необходимо назначить менеджера по архиву для обеспечения работ по управлению документацией.

ГОСТ 22851-77 устанавливает следующую номенклатуру основных групп показателей качества по характеризуемым ими свойствам продукции:

- показатели назначения;

- показатели надежности (безотказности, долговечности, сохра-няемости, ремонтопригодности);

- эргономические показатели;

- эстетические показатели;

- показатели технологичности;

- показатели транспортабельности;

- показатели стандартизации и унификации;

- патентно-правовые показатели;

- экологические показатели;

- показатели безопасности [1].


2.3. Анализ изменения цены и спроса на продукцию в зависимости от характеристик показателей назначения


Поведение покупателей определяет объем спроса на товар, ведущая роль, в формировании которой принадлежит цене. Обратная зависимость между ценой товара и его количеством, которое покупатели хотят и могут приобрести, носит название закона спроса, который гласит, что при прочих равных условиях величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена этого товара и наоборот. Изменение количества товара, которое покупатели могут приобрести, от изменения цены этого товара называется изменением величины спроса. Однако цена является не единственным фактором, оказывающим влияние на желание и готовность приобрести товар. Изменения, которые вызваны воздействием всех других факторов кроме цены, называется изменением спроса.

К внеценовым факторам относятся качество продукции, изменение вкусов, изменение доходов населения.

 ОАО «Волжанка» - предприятие химической отрасли, специализирующееся на выпуске продукции тонкого органического синтеза.

В настоящее время ОАО «Волжанка» специализируется на выпуске следующих групп продукции:

· химические добавки для производства каучука, шин, резинотехнических, бытовых медицинских изделий;

· реагенты собиратели для обогащения руд цветных, редких и цветных металлов;

· кормовые добавки для сельскохозяйственных животных;

· химические полупродукты для производства красителей;

· химические продукты общего назначения.

ОАО «Волжанка» определило для себя основное направление развития - стать «компанией европейского класса». Это может быть достигнуто только за счет высоких требований к качеству, которое для ОАО «Волжанка» является основной ключевой целью. Под высоким качеством понимается в первую очередь удовлетворение требований и желаний потребителей, удовлетворение работников и акционеров, положительное влияние на общество.

Поскольку эти требования постоянно растут, качество должно непрерывно совершенствоваться. Это является необходимым условием технического обеспечения и фактором укрепления позиций предприятия на рынке.

Эта цель достигается на основе реализации следующих принципов:

Ориентации на потребителя. Это наиболее полное выполнение требований потребителя к продукции завода по техническим характеристикам, упаковке, надежному транспортированию, соответствие продукции и производства нормам и законам. Только потребитель может оценить качество продукции. Задача ОАО «Волжанка» - немедленно реагировать на его замечания, предложения и предлагать продукцию по приемлемым ценам.

Рационального использования ресурсов. Сохранение и увеличение ресурсов, снижение затрат, финансовая стабильность достигаются в первую очередь за счет предупреждения несоответствий, постоянного совершенствования продукта, производства и процессов управления.

Взаимной ответственности. Все работники предприятия являются одновременно заказчиками и поставщиками и ответственны за качество своей работы перед своими внутренними и внешними потребителями.

Создания социально-психологического климата. Отношения между работниками и руководителями строятся на основе справедливости и признания достижений. При равной квалификации - равные возможности в продвижении по службе.

Отдел системы качества разработал следующие цели в области качества на 2001-2003 годы:

1) Сертификация системы качества по модели ИСО 9002, что позволит предприятию:

· минимизировать риск отказа покупателя от продукции или ее возврата (вследствие нестабильности качества) и связанных с этим потерь и ухудшения экономических показателей деятельности предприятия;

· повысить конкурентоспособность ОАО «Волжанка» и, как следствие, расширить внутренний рынок и увеличить экспортные возможности;

· повысить престиж предприятия в глазах потребителей и общества, укрепить доверие к фирменной марке. Следствием сертификации, таким образом, станет рост заказов, поступающих как от отечественных, так и от зарубежных потребителей и увеличение объемов сбыта продукции;

· повысить эффективность менеджмента качества за счет использование недвусмысленных процедур и рационального распределения полномочий и ответственности в области качества;

· улучшить отношение исполнителей к работе вследствие наличия необходимых инструкций, обучения, более простого представления информации о проблемах качества, ощущения надежности работы;

· получить возможность «говорить на одном языке» со специалистами по качеству на международном уровне.

2) Сертификация системы управления окружающей средой по ИСО 14000.

3) Совершенствование системы качества предприятия с целью продвижения ее к TQM.

4) Постоянное повышение квалификации персонала в области качества.

Система качества – это целостная система, состоящая из организационно самостоятельных, но взаимосвязанных элементов. На ОАО «Волжанка» по каждому элементу разработаны методологические инструкции.

Элементами системы качества являются:

Ответственность руководства. На предприятии по этому элементу разработано пять инструкций: МИ 4.1-ЭО-01-99 «Порядок разработки и утверждения Положения о структурном подразделении предприятия», МИ 4.1-ОСК-02-2000 «Анализ системы качества со стороны высшего руководства», МИ 4.1-ЭО-03-99 «Порядок разработки и утверждения должностных инструкций» и др. Значение ответственности высшего руководства трудно переоценить. Без инициативы со стороны руководителей нельзя внедрить систему качества и обеспечить ее эффективную работу. На ОАО «Волжанка» данный элемент не внедрен полностью. В отчете по консультационному аудиту отмечено, что анализ со стороны высшего руководства и со стороны начальников подразделений не проводится. Необходимо, согласно методологической инструкции проводить анализ функционирования системы качества один раз на Совете директоров и ежеквартально на заседании Координационного совета. В целях устранения несоответствий на ОАО «Волжанка» разработана матрица ответственности первого уровня, в которой четко определена степень участия отдельного руководителя в каждом элементе системы качества.

Система качества. По этому элементу разработано три методологических инструкции: МИ 4.2-ОСК-01-99 «Требования к содержанию и оформлению документов системы качества», МИ 4.2-ООТОСиТБ-03-2000 «Порядок разработки и утверждения рабочих инструкций», МИ 4.2-ЭО-04-99 «Планирование качества, управление планами и мероприятиями по качеству». По внедрению данного элемента тоже существует ряд проблем.

Дело в том, что информация о системе качества плохо доводится до персонала, тогда как непременным условием МС ИСО 9002 является участие каждого работника в деятельности в области качества.

Закупки. Разработаны следующие инструкции: МИ 4.6-От.Зак.-01-99 «Закупка сырья и материалов», МИ 4.6-От.Зак.-02-99 «Оценка поставщика» и МИ 4.6-От.Об.-03-99 «Закупка оборудования, материалов, запасных частей». На момент проверки не была внедрена инструкция МИ 4.6-От.Зак.-02-99, отдел закупок не выполняет свои обязанности по деятельности в системе качества.

Идентификация продукции и прослеживаемость. По данному элементу существует инструкция МИ 4.8-ПТО-01-99 «Идентификация продукции и прослеживаемость», с ее внедрением существенных проблем нет.

В качестве путей совершенствования системного управления качеством на ОАО «Волжанка» можно представить следующие: внедрение статистических методов для анализа данных по качеству и создание подсистемы оценки затрат на качество.

Заключение

 

Эффективность системы управления качеством продукции напрямую зависит от наличия исчерпывающей информации по всем технологическим переделам, которую, в чем уже убедились многие предприятия, дают только CALS-технологии. И обеспечивают оперативным ее анализом службу контроля и управления качеством, а также подразделения в цепочке поставок на всех этапах жизненного цикла продукции. Но это достигается лишь при грамотном использовании возможностей данных технологий. Между тем многие наши специалисты, занимающиеся внедрением стандартов ИСО, считают, что основной упор нужно делать исключительно на качество процесса производства, так как именно он, с их точки зрения, обеспечивает требуемый уровень конкурентоспособности продукции. Однако это не совсем так. Не меньшее внимание следует уделять совершенствованию предметов производства. И именно здесь не обойтись без математического моделирования, поскольку оно способствует повышению качества на этапе не только производства, но и проектирования продукции, снижает сроки и стоимость работ, потому что использует механизмы исследований, полноценно заменяющие дорогостоящие экспериментальные работы. Разумеется, только при условии, что модель точно, адекватно описывает объект исследования. Правда, модель может оказаться довольно сложной. Особенно модель процесса создания изделий: данный процесс состоит из большого числа этапов, операций и других актов перехода от менее совершенного и завершенного к более определенному и законченному. Причем каждый этап может отличаться от предыдущего и последующего как по форме, так и содержанию, а также длительности, месту его выполнения (на различных предприятиях или подразделениях одного предприятия) и многим другим признакам.

  Список литературы



1.     ГОСТ 22851-77. Выбор номенклатуры показателей качества промышленной продукции. Основные положения.

2.     Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2001.

3.     Гличев А.В. Основы управления качеством продукции. М.: Стандарты, 1998.

4.     Горбашко Е.А. Управление качеством промышленной продукции за рубежом. Л.: ЛФЭИ, 1990.

5.     Ноулер Л., Дж. Хауэлл. Статистические методы контроля качества продукции. М.: Стандарты, 1989.

Приложение

Модель процесса управления качеством