Оглавление

Оглавление: 1

1. Особенности бухгалтерского учета строительного производства у подрядчика  2

2. Особенности бухгалтерского учета строительного производства у заказчика  7

Список литературы: 12


1. Особенности бухгалтерского учета строительного производства у подрядчика


Объектом бухгалтерского учета по договору на строительство у подрядчика согласно п.З ПБУ 2/94 являются затраты, производимые при выполнении отдельных видов работ на объектах, возводимых по одному проекту или договору. По заключении договора строительного подряда подрядчик принимает на себя обязательства в определенный срок выполнить конкретные строительно-монтажные работы или построить определенный объект, а заказчик создать необходимые для выполнения этих работ условия, принять и оплатить их. Факт сдачи-приемки подрядных работ означает, что заказчик получил от подрядчика готовый результат, который можно оценить и оплатить. Поэтому п. 1.6 «Типовых методических рекомендаций по планированию и учету себестоимости строительных работ» уточняет, что в рамках выполнения работ по договору, охватывающему несколько проектов, объектом учета затрат может рассматриваться выполнение работ по каждому проекту как по отдельному договору, в том случае, если затраты и финансовый результат по каждому из них могут быть установлены отдельно. Для подрядчика также важно, что приемка заказчиком работ означает и переход рисков не связанных с качеством подрядных работ по переданному объекту к заказчику[1].

Подрядчик ведет учет незавершенного производства по каждому объекту с начала исполнения договора до его завершения и передачи заказчику всех предусмотренных договором работ на объекте строительства или объекта в целом.

Одной из особенностей учета в подрядном строительстве является то, что незавершенное производство организаций генподрядчиков состоит из затрат на производство, выполненных собственными силами, и договорной стоимости принятых ими работ, выполненных субподрядчиками. Выполненные субподрядными организациями работы учитываются до сдачи их заказчику в составе незавершенного производства генподрядчика на счете 20 «Основное производство» отдельно от работ, выполненных им собственными силами, и не включаются в себестоимость строительных работ генподрядчика.

Фактическая себестоимость подрядных работ, выполненных собственными силами, ведется подрядными организациями в общеустановленном порядке на счете 20 «Основное производство» и определяется общей суммой затрат строительной организации на производство этих работ[2].

Учитывая длительность сроков строительства, стороны могут предусмотреть в договоре строительного подряда поэтапную сдачу выполненных работ. В этом случае выполненные, как собственными силами, так и субподрядными организациями, промежуточные этапы работ, имеющие самостоятельное значение, и сданные в соответствии с условиями договора заказчику, отражаются подрядной организацией в договорных ценах на счете 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам». Сданные этапы работ подлежат учету у подрядчика до сдачи объекта строительства или всего комплекса подлежащих выполнению по договору для данного заказчика работ в целом.

Таким образом, другая важная особенность учета в подрядных строительных организациях заключается в том, что незавершенное производство у них может отражаться как по фактической себестоимости, так и в договорных ценах. Причем, и тот и другой способ оценки незавершенного производства может применяться одновременно по разным объектам исходя из условий заключенных относительно данных объектов договоров и принятой учетной политики.

Учет затрат на производство строительных работ может быть организован в зависимости от видов объектов учета по позаказному методу или по методу накопления затрат за определенный период времени.

Основным методом учета затрат является позаказный метод, при котором объектом учета является отдельный заказ, открываемый на каждый объект строительства или вид работ в соответствии с договором. При этом учет затрат ведется нарастающим итогом до окончания работ по заказу.

Метод накопления затрат за определенный период времени по видам работ и местам возникновения затрат предполагает совместное ведение учета затрат по однородным специальным видам работ или однотипным объектам с незначительной продолжительностью строительства. При этом определение себестоимости сданных заказчику работ производится расчетным путем исходя из соотношения фактических затрат по производству работ и их договорной стоимости.

В себестоимость строительных работ включаются затраты, непосредственно связанные с производством строительных работ, его организацией и обслуживанием. Затраты на производство строительных работ обычно группируются по следующим статьям расходов[3]:

-материалы;

-расходы на оплату труда рабочих; -расходы по эксплуатации строительных машин и механизмов; -накладные расходы.

Потребность в ресурсах для производства строительных работ определяется в проектно-сметной документации. Затраты на производство строительных работ принимаются к учету на основании надлежащим образом оформленных первичных документов: накладных на отпуск материалов в производство, табелей учета рабочего времени, нарядов на выполненные работы или иных принятых в организации документов, подтверждающих затраты труда и размер их оплаты, сменных рапортов об использовании строительных машин и механизмов.

Одной из отраслевых особенностей формирования себестоимости строительных работ является статья расходов на содержание и эксплуатацию строительных машин и механизмов. Указанные расходы включают в себя материальные и трудовые затраты по эксплуатации машин и механизмов, их обслуживанию, амортизационные отчисления, арендную плату за пользование машинами и механизмами и их ремонт. Учет затрат по содержанию и эксплуатации собственных и арендованных машин и механизмов ведется на счете 25 «Общепроизводственные расходы» по видам или группам машин и механизмов и ежемесячно списывается на соответствующие счета их фактического использования.

Другой отраслевой особенностью формирования себестоимости в подрядных строительных организациях является статья «Накладные расходы». К накладным расходам в строительстве относятся административно-хозяйственные расходы, расходы на обслуживание работников строительства, расходы на организацию работ на строительных площадках, прочие накладные расходы. Подробный перечень и состав накладных расходов приведен в приложении 1 к «Типовым методическим рекомендациям по планированию и учету себестоимости строительных работ». Накладные расходы учитываются на счете 26 «Общехозяйственные расходы». При наличии вспомогательных производств, накладные расходы по ним учитываются отдельно и ежемесячно списываются на себестоимость продукции этих производств. Накладные расходы основного производства в зависимости от принятой учетной политики ежемесячно распределяются по объектам учета пропорционально прямым затратам, затратам на оплату труда рабочих или с использованием других методов. Кроме того, строительные организации при формировании учетной политики могут предусмотреть списание постоянных накладных расходов непосредственно на счета реализации.

Финансовый результат деятельности подрядной строительной организации слагается в общеустановленном порядке из финансового результата от сданных заказчику объектов, работ, услуг и прочих доходов и расходов.

Финансовый результат от сдачи заказчику объекта или выполненных строительно-монтажных работ, предусмотренных договором на строительство, определяется как разница между выручкой от реализации указанных работ и услуг, выполненных собственными силами, по установленным в договоре ценам без НДС и других вычетов, предусмотренных законодательством, и затратами на производство и сдачу этих работ.

Договором на строительство стоимость объекта строительства или отдельных видов подлежащих выполнению строительно-монтажных работ согласно п.6 ПБУ 2/94 может рассчитываться:

- как твердая цена - на основе стоимости (цены), определяемой в соответствии с проектно-сметной документацией, с учетом оговорок в договоре, касающихся порядка ее изменения, вследствие длительности сроков строительства. Обычно предусматривается метод пересчета цены по коэффициентам, устанавливаемым региональными организациями, курирующими строительство;

- как открытая цена - на условиях возмещения фактических затрат подрядчика в текущих ценах, согласованных и принятых заказчиком, плюс предусмотренная договором прибыль подрядчика в процентах к стоимости работ или в твердой сумме.

Положением по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» ПБУ 2/94 предусматривается два метода определения финансового результата:

«доход по стоимости работ по мере их готовности», «доход по стоимости объекта строительства». Метод «Доход по стоимости работ по мере их готовности» предполагает выявление финансового результата от сдачи выполненных работ по отдельным конструктивным элементам и этапам. Как отмечалось выше, сданные работы в этом случае продолжают числиться на балансе подрядчика по договорной стоимости на счете 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам, финансовый результат при этом определяется в бухгалтерском учете следующим образом:

Содержание операции

1. Сданы заказчику выполненные этапы работ К46 – Д90-1 2. Начислен НДС на выполненные работы К90-3 – Д68(76) 3. Списана себестоимость сданных работ К90-2 - Д20 4. Выявлен финансовый результат от сдачи работ К90-9 - Д99 5. Оплачены заказчиком сданные этапы работ К51 – Д62-э

Поступление от заказчика средств в оплату выполненных этапов работ следует учитывать на отдельном субсчете счета 62 как авансы в счет выполненных этапов работ, поскольку данные суммы не подлежат обложению НДС по расчетной ставке, так как оплаченная сумма уже облагалась налогом (п.2). По выполнении всех обязательств подрядчика по договору ранее сданные этапы списываются на счета расчетов с заказчиками по кредиту счета 46 в дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Полученные ранее авансы в счет выполненных этапов работ списываются в уменьшение задолженности заказчиков по дебету субсчета 62-э в кредит счета 62.

Метод «Доход по стоимости строительства» предусматривает расчет финансового результата по выполнении подрядчиком всех обязательств по договору на строительство и отражается в учете в общеустановленном порядке. В составе себестоимости строительных работ в соответствии с п.2.5. Типовых методических рекомендаций отражаются потери от брака и переделок некачественно выполненных строительных работ, а также затраты на гарантийный ремонт сданных заказчику объектов в течение периода гарантийной эксплуатации, если это предусмотрено договором на строительство. Затраты на гарантийный ремонт отражаются в себестоимости объекта учета путем равномерных отчислений в гарантийный резерв в течение всего срока выполнения работ по дебету счета 20 «Основное производство» в корреспонденции с кредитом счета 96 «Резервы предстоящих расходов». Право образования этого резерва должно быть подтверждено условиями подрядного договора и приказом об учетной политике[4].

2. Особенности бухгалтерского учета строительного производства у заказчика


Особенности организации и экономики строительного производства, обусловленные характером строительной продукции, оказывают существенное влияние на порядок ведения бухгалтерского учета в строительстве. К наиболее существенным из них можно отнести территориальную обособленность объектов строительства, во многом индивидуальный, даже при серийном строительстве, характер строительного производства, длительность проектирования и строительства объекта, многообразие видов строительно-монтажных работ при строительстве каждого объекта, зависимость сроков и качества строительства от месторасположения объекта, природных условий и даже времени года. Перечисленные и многие другие особенности обуславливают порядок ценообразования в строительстве и учета себестоимости строительных работ, а также достаточно сложную, обычно многоступенчатую, систему расчетов между участниками процесса строительства объекта недвижимости. Строительство объекта может вестись подрядным и хозяйственным способом. При подрядном способе - строительство ведется силами привлеченных по договору подряда строительных организаций и отражается в бухгалтерском учете застройщика следующими проводками[5]: 1. Получены согласования и разрешения на строительство от уполномоченных организаций 2. Оплачена задолженность уполномоченным организациям 3. Приняты у подрядчиков по акту изыскательские работы и счет-фактура по выполненным работам 4. Оплачены услуги изыскательских организаций 5. Приняты по акту выполненные проектные работы и счет-фактура по выполненным работам 6. Оплачены проектные работы 7. Получено оборудование, требующее монтажа, и счет-фактура поставщика 8. Оплачена задолженность поставщику за оборудование 9. Сдано подрядчику в монтаж оборудование 10. Перечислен подрядчику аванс 11. Приняты у подрядчика строительно-монтажные работы и счет-фактура по выполненным работам 12. Оплачена задолженность по подрядным работам (за вычетом аванса) в счет долгосрочного кредита 13. Начислены проценты за кредит 14. Введен в эксплуатацию законченный строительством и зарегистрированный в установленном порядке объект 15. Предъявлены к вычету, уплаченные подрядчикам и поставщикам, суммы НДС

Учет незавершенного строительства может вестись на балансе инвестора, заказчика или застройщика, в случае исполнения этих обязанностей разными лицами, в меру выполнения ими своих обязанностей по строительству объекта.

Например, заказчик, не являющийся инвестором, ведет учет капитальных вложений в строительство объекта в вышеприведенном порядке в течение времени и в пределах полномочий, установленных соответствующим договором между ним и инвестором. Указанные полномочия могут включать в себя все этапы реализации инвестиционного проекта от получения разрешения на строительство объекта, выполнения предпроектных изысканий, проектирования и строительства до ввода объекта в эксплуатацию.

При этом полученные им от инвестора на финансирование капитальных вложений средства целесообразно учитывать на счете 86 «Целевое финансирование», Собственные услуги заказчика по договору по мере подтверждения их объема инвестором следует отражать по дебету счета 08-3 на сумму оказанной услуги и 19-1 на сумму начисленного при этом и предъявленного инвестору НДС в корреспонденции со счетом 90-1 «Продажи», как выручку от обычных видов деятельности.

В тех случаях, когда функции застройщика (организатора собственно строительного процесса) выполняет по договору с заказчиком другая организация, она в период и в объеме выполнения своих функций по договору ведет учет незаконченного капитального строительства в приведенном выше порядке на своем балансе. Собственные услуги застройщика подлежат учету аналогично услугам заказчика, приведенным выше.

По выполнении застройщиком своих обязательств незавершенное строительство передается им на баланс заказчика, который в свою очередь по Факту приемки объекта соответствующей комиссией передает объект капитальных вложений инвестору или иному пользователю в соответствии с условиями договора между ними. Передача незавершенного или завершенного строительства в данном случае в бухгалтерском учете передающей стороны отражается по кредиту счета 08-3 в корреспонденции с дебетом счета 86 «Чаевое финансирование», а в неоплаченной части с дебетом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», как задолженность по договору на строительство принимающей стороны. Принимающая сторона отражает капитальные вложения в незавершенное или завершенное строительство по дебету счета 08-3 в корреспонденции с кредитом счета 76 или 60, что предполагает погашение ранее выданных авансов или образование соответствующей задолженности по договору[6].

Проводку по вводу объекта в эксплуатацию во всех случаях выполняет пользователь объектом капитальных вложений, на имя которого произведена регистрация законченного строительством и введенного в эксплуатацию объекта недвижимости. Право предъявить оплаченный в течение всего срока строительства поставщикам и подрядчикам НДС организация, принимающая к учету при вводе в эксплуатацию объект, получает лишь в том случае, если оплаченные за счет ее инвестиций счета-фактуры будут выписаны на ее имя. Для того чтобы не возникало проблем с правом предъявления НДС, оплаченного поставщикам и подрядчикам заказчиками и застройщиками, осуществлявшими организацию строительного процесса по договору с инвестором или между собой, целесообразно оформлять эти отношения в форме договора поручения. В этом случае каждый последующий участник процесса организации строительства действует от имени и по поручению предшественника доверителя и получает от исполнителя счет-фактуру на его имя. НДС, предъявленный при осуществлении строительства поставщиками и подрядчиками по условиям договоров застройщику или заказчику, и оплаченный последними за счет средств инвестора, тем не менее не может быть предъявлен к возмещению инвестором или иным пользователем, на имя которого зарегистрирован введенный объект. В этом случае накопленный на счете 19-1 за весь период строительства НДС в части, не подлежащей вычету, должен быть отнесен на увеличение инвентарной стоимости вводимого объекта по дебету счета 08-3 в корреспонденции с дебетом счета 19-1.


Содержание хозяйственной операции

Сумма(в руб)

корреспонденция счетов

 

 

 

Д

К

1

приняты товары и тара

 

 

 

 

стоимость товаров

210500

41.2

60

 

НДС

35083

68

60

 

стоимость тары

190

41.3

60

 

расходы по доставке

3789

44

60

2

начислена наценка на поступившие товары(30%)

63150

90

42

3

оплаченв счета поставщиков

210500

60

51

4

приняты товары и тара

 

 

 

 

ст-ть товаров по покупным ценам

60750

41.2

60

 

НДС

10125

68

60

 

ст-ть тары

40

41.3

60

 

наценка

18225

80

42

 

нетостача

900

 

 

5

списана порча

200

99

94


списана скидка

35

 

 

6

списание порчи

200

94

41

7

поступила выручка

16840

90

43

8

с лица списаны товары

16840

41.2

71

9

выдана з/п

460

70

50

10

сдана выручка

16400

51

50

11

начислена амортизация

108

41.2

2

12

начислено на счет организациям

355

80

51

13

в кассу поступила выручка

151840

50

90

14

списаны товары с МОЛ

148340

41.2

71

15

сдана выручка инкассаторам

148340

51

50

16

из кассы выдан аванс

490

70

50

17

на р/с начислена вырчка

262230

51

90

18

зачислены на p/c платежи от дебиторов

1308

76

51

19

с р/c списаны

 

 

 

 

разным организациям за работы и услуги

338

60

51

 

взносов на соц страх

20

69

51

 

налог удержания из з/п

459

68

51

20

начислена з/п

976

43

70

21

начислены премии

98

43

70

22

начислены больничные

12

43

70

23

удержаны из з/п налоги

116

70

68

24

начислен взносы на соцстрах

42.68

43

69

25

списана скидка

 

 

 

26

доход предприятия

67854

90

99

27

обобщение доходов предприятия

65436

90

99




Таблица 2

Д

2

41-2

42

44

90

50

51

60

68

69

70

71

76

99

98-4

94

итого

41-2

148340

-

-

-

-

-

-

271250

-

-

-

165180

-

-

-

-

584770

41-3

-

-

-

-

-

-

-

190

-

-

-

-

-

-

-

-

190

44

-

-

-

-

-

-

-

3789

-

-

-

-

-

-

-

-

3789

90

-

-

63150

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

63150

50

-

-

-

-

151840

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

151840

51

-

-

-

-

262230

16400

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

278630

57

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

60

-

-

-

-

-

-

210500

-

-

-

-

-

-

-

-

-

210500

68

-

 

-

-

-

-

-

45208

-

-

-

-

-

-

-

-

45208

69

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

 

-

70

-

-

-

-

-

490

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

490

76

-

-

-

-

-

-

1308

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1308

98

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

94

-

200

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

200

итого

148340

200

63150

-

414070

16890

211808

320437

-

-

-

165180

-

-

-

-

1340075


Таблица 3

расчет реализованной товарной скидки

1. Торговая скидка

 

а) на начало месяца

6580

б) оборот за месяц по дебету

0

в) оборот за месяц по кредиту

63150

г) предварительное сальдо

69730

2. Товары, руб.

 

а) реализовано за месяц

430910

б) остаток на конец месяца

36882

в) итого

467792

3) средний уровень скидки

0,149062

4) реализованная скидка

64232,3



расчет издержек обращения


1. Транспортные расходы

 

а) остаток товаров на начало месяца

570

б) за месяц

3789

в) итого

4359

2) Товары

 

а) реализовано за месяц

430910

б) остаток на конец месяца

36882

в) итого

467792

3. Средной уровень транспортных расходов, %

0,93

4) Транспортные расходы на остаток товаров на конец месяца

343,675

5) Общая сумма всех издержек за месяц

3789

6) Издержки, подлежащие списанию

 

а) всего

4015,32



оборотная ведомость по счетам синтетического учета


Счета

остаток на начало месяца

обороты за месяц

остаток на конец месяца

Д

К

Д

К

Д

К

1

10200

0

0

0

10200

0

2

0

2470

0

108

0

2578

10--9

690

0

0

0

690

0

13

0

5980

0

0

0

5980

41-2

88590

0

584770

0

673360

0

41-3

300

0

190

0

490

0

42

0

6580

0

63150

0

69730

44

570

0

3789

0

4359

0

90

0

0

63150

414070

 

350920

50-1

60

0

151840

16890

135010

0

51

102440

0

278630

211808

169262

0

57

1820

0

0

0

1820

0

60

0

3760

210500

320437

0

113697

 

 

 

 

 

 

 

68

40

0

45208

0

45248

0

69

26

0

62,68

0

88,68

0

70

0

460

490

0

30

0

76

0

80

1308

0

1228

0

99

9668

0

17854

0

27522

0

98-4

0

0

0

0

0

0

94

0

0

200

0

200

0

80

0

101266

0

0

0

101266

83

0

230

0

0

0

230

66

0

80862

0

0

0

80862

Итого

214404

201688

1357991,7

1026463

1069508

725263


Список литературы:


1. Федеральным законом от 25.02.99 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»; 2. Положением по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» ПБУ 2/94, утвержденным приказом Минфина РФ от 20.12.94 № 167;

3. Быкова Н.В Бух. учет в промышленности. М.: Изд. 2001 80с.

4. Хахонова Н.Н. Бухучет для студентов вузов.-М.: Феникс 2004. 220с.

5. Инструкцией о порядке составления статистической отчетности по капитальному строительству, утвержденной Госкомстатом РФ 24.09.93 № 185, в редакции от 23.08.94;


[1] Быкова Н.В Бух. учет в промышленности. М.: Изд. 2001 32с.

[2] 1. Федеральным законом от 25.02.99 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»

[3] 1. Федеральным законом от 25.02.99 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»

[4] Хахонова Н.Н. Бухучет для студентов вузов.-М.: Феникс 2004. 220с.


[5] Инструкцией о порядке составления статистической отчетности по капитальному строительству, утвержденной Госкомстатом РФ 24.09.93 № 185, в редакции от 23.08.94

[6] Инструкцией о порядке составления статистической отчетности по капитальному строительству, утвержденной Госкомстатом РФ 24.09.93 № 185, в редакции от 23.08.94