Содержание

Введение. 3

1. Сущность экономической эффективности организации и необходимость ее повышения в условиях рыночной экономики. 5

2. Критерии и показатели оценки экономической эффективности  деятельности организации. 13

3. Экономическая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ООО «ТК Камеа»  25

4. Комплексная оценка эффективности деятельности ООО «ТК Камеа». 31

5. Основные направления повышения эффективности деятельности ООО «ТК Камеа».. 40

Заключение. 43

Список использованной литературы.. 45

 

Введение


Рыночная экономика обусловливает необходимость развития экономического анализа в первую очередь на микроуровне - то есть на уровне отдельных предприятий, так как именно предприятия (при любой форме собственности) составляют основу рыночной экономики.

  Анализ на микроуровне наполняется совершенно конкретным содержанием, связанным с повседневной  деятельностью, как предприятия, так и его коллектива, менеджеров, владельцев-собственников.

В настоящее время возникает необходимость проведения анализа бизнес-планов, маркетинговых исследований, возможностей производства и сбыта, внутренних и внешнеэкономических ситуаций, влияющих на производство и сбыт, соотношения спроса и предложения, конкретных потребителей и  поставщиков, затрат живого и овеществленного труда с необходимой их детализацией.

Анализ эффективности  деятельности предприятия необходим не только его руководителю для  оценки финансового положения, но и ряду лиц, которые принимают непосредственное участие в хозяйственной практике:

1) инвесторам, которым необходимо принять решение о формировании портфеля ценных бумаг предприятия

2) кредиторам, которые должны выдать при необходимости кредиты предприятию и быть уверенными, что их кредиты вернут вместе с процентами, раньше чем предприятие обанкротится;

3) аудиторам, которым необходимо проверить отчетность и хозяйственную деятельность предприятия и дать соответствующие рекомендации по ведению бухгалтерского учета;

5) руководителям маркетинговых и рекламных отделов, которые на основе этой информации создают стратегию продвижения товара на рынки

В настоящее время, в связи с развитием акционерных обществ экономический анализ получил новую форму представления - форму рекламного характера. Публикация результатов финансового анализа в виде  отчетов показывает инвесторам и акционерам результаты работы предприятия за отчетный период времени и тенденции роста прибыли и развития предприятия на следующий год, и служат хорошим рекламным материалом для привлечения новых инвестиций.

Поэтому тема работы, посвященная оценке эффективности экономической деятельности организации  является действительно актуальной.

Целью данной дипломной работы является анализ экономического  состояния предприятия ООО «ТК Камеа» и оценка эффективности его деятельности..

 В ходе исследования предполагается решить ряд частных задач:

-                       проанализировать финансовые результаты деятельности предприятия

-                       представить  полный экономический анализ состояния предприятия.

-                       оценить эффективность финансово-хозяйственной деятельности и предложить способы ее совершенствования.

В процессе работы  использована информация о финансовом положении ООО «ТК Камеа», в частности формы его бухгалтерской и статистической отчетности





 

1. Сущность экономической эффективности организации и необходимость ее повышения в условиях рыночной экономики

Методика анализа деятельности предприятия базируется на системе определенных показателей. Их перечень довольно велик. Поэтому в каждом конкретном случае в соответствии со спецификой деятельности предприятия и в соответствии с пользователем данной информации (администрация, потенциальные инвесторы, налоговые органы и так далее) выбирается соответствующий ряд показателей. Перечень выбранных показателей должен быть необходимым и достаточным для качественного анализа.

Показатели деятельности предприятия формируются на основе данных бухгалтерской и статистической отчетности, оперативных данных. Практика финансового анализа уже выработала основные виды анализа (методику анализа) финансовых отчетов. Среди них можно выделить 6 основных методов:

-                       горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой  позиции отчетности с предыдущим периодом; Данные изменения рассчитываются как в абсолютных величинах, так и в процентах к базисному периоду.

-                       вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;

-                       трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов  и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения  показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ;

-                       анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;

-                       сравнительный (пространственный) анализ - это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям предприятия, филиалов, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данного предприятия в сравнении с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными;

-                       факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель  с помощью детерминированных или стохастических  приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда анализ дробят на составные части, так и обратным, когда составляют баланс отклонений и на стадии обобщения суммируют все выявленные отклонения, фактического показателя от базисного за счет отдельных факторов. В рамках этого анализа выявляются факторы и причины динамики показателей и их количественная оценка. Данный инструмент анализа является особенно важным, так как выявление факторов, влияющих на изменение показателей, демонстрирует руководителю направления принятия наиболее эффективных управленческих решений

На начальном этапе проводится анализ финансовых результатов и рентабельности. В рамках данного анализа определяется динамика показателей прибыли, рентабельности и определяется степень влияния различных факторов на произошедшие изменения. 

На следующем этапе проводится анализ себестоимости, позволяющий определить изменение затрат на рубль товарной продукции и причины этих изменений. Кроме того, определяется  характер и структура затрат, выявляются наиболее эффективные пути снижения себестоимости.

Далее проводится анализ финансового состояния, позволяющий определить изменения в структуре баланса за анализируемый период, определить степень финансовой устойчивости предприятия. На основе полученных данных вырабатывается стратегия фирмы.

Заключительным этапом анализа является анализ взаимодействия прибылеобразующих факторов, позволяющий в дальнейшем принять правильные решения в области цен и объемов производства.

Таким образом, в целом анализ хозяйственно-финансовой деятельности сводится к оценке изменений показателей прибыли, себестоимости, рентабельности и финансового состояния предприятия за анализируемый период и завершается подготовкой  плановых решений на основе сложившейся ситуации.

Финансовый анализ является существенным элементом финансового менеджмента и аудита. Практически все пользователи финансовых отчетов предприятий используют результаты финансового анализа для принятия решений по оптимизации своих интересов.

  Собственники анализируют финансовые отчеты для повышения доходности капитала, обеспечения стабильности предприятия. Кредиторы и инвесторы  анализируют финансовые отчеты, чтобы минимизировать свои риски по займам и вкладам. Можно твердо говорить, что качество принимаемых решений целиком зависит от качества аналитического обоснования  решения. Об интересе к финансовому анализу говорит тот факт, что в последние годы появилось много публикаций, посвященных финансовому анализу, активно осваивается зарубежный опыт финансового анализа и управления предприятиями, банками, страховыми организациями и т.д.

Введение нового плана счетов бухгалтерского учета, приведение форм  бухгалтерской отчетности в большее соответствие с требованиями международных стандартов вызывает необходимость использования новой методики финансового анализа, соответствующей условиям рыночной экономики. Такая методика нужна для обоснованного выбора делового партнера, определения степени финансовой устойчивости предприятия, оценки деловой активности и эффективности предпринимательской деятельности.

  Основным (а в ряде случаев и единственным) источником информации о финансовой деятельности делового партнера является бухгалтерская отчетность, которая стала публичной. Отчетность предприятия в рыночной экономике базируется на обобщении данных финансового учета и является информационным звеном, связывающим предприятие с обществом и деловыми партнерами- пользователями информации о деятельности предприятия.

  Субъектами анализа выступают, как непосредственно, так и опосредованно, заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации. К первой группе пользователей  относятся собственники средств предприятия, заимодавцы (банки и др.), поставщики, клиенты (покупатели), налоговые органы, персонал предприятия и руководство. Каждый субъект анализа изучает информацию исходя из своих интересов. Так, собственникам необходимо определить увеличение или уменьшение  доли собственного капитала и оценить эффективность использования ресурсов администрацией предприятия; кредиторам и поставщикам- целесообразность продления кредита, условия кредитования, гарантии возврата кредита; потенциальным собственникам и кредиторам- выгодность помещения в предприятие своих капиталов и т.д. Следует отметить, что только руководство (администрация) предприятия может углубить анализ отчетности, используя данные производственного учета в рамках управленческого анализа, проводимого для целей управления.

  Вторая группа пользователей финансовой отчетности - это субъекты анализа, которые хотя непосредственно  и не заинтересованы в деятельности предприятия, но должны по договору защищать интересы первой группы пользователей отчетности. Это аудиторские фирмы, консультанты, биржи, юристы, пресса, ассоциации, профсоюзы.

  В определенных случаях для реализации целей финансового анализа бывает недостаточно использовать лишь бухгалтерскую отчетность. Отдельные группы пользователей, например руководство и аудиторы, имеют возможность привлекать дополнительные источники (данные производственного и финансового учета). Тем не менее, чаще всего годовая и квартальная отчетность являются единственным источником внешнего финансового анализа.

  Методика финансового анализа состоит из трех взаимосвязанных блоков:

1. анализа финансового состояния;

2. анализа финансовых результатов деятельности предприятия;

3. анализа эффективности финансово-хозяйственной деятельности.

  Основным источником информации для финансового анализа  служит бухгалтерский баланс предприятия (Форма №1 годовой и квартальной отчетности). Его значение настолько велико, что анализ финансового состояния нередко называют анализом баланса. Источником данных для анализа финансовых результатов является отчет о финансовых результатах и их использовании (Форма № 2 годовой и квартальной отчетности). Источником дополнительной информации для каждого из блоков финансового анализа служит приложение к балансу (Форма № 5 годовой отчетности). Указанные формы утверждены Министерством финансов Российской Федерации для годового бухгалтерского отчета за 1995 год, а форма №1 и №2 - и для квартальной отчетности 1996 года. Несколько иная отчетность утверждена для предприятий с иностранными инвестициями внешнеэкономических фирм.[1]

Чем удобны такие источники информации для предприятий?

В первую очередь тем, что  можно не подготавливая данные для анализа уже на основании баланса предприятия (Форма №1) и (Форма №2 )  сделать сравнительный экспресс анализ показателей отчетности предприятия за предыдущие периоды.

Во-вторых: с появлением специальных автоматизированных бухгалтерских программ для анализа финансового состояния предприятия, удобно сразу после составления форм отчетности не выходя из программы произвести на основании готовых форм бухгалтерской отчетности с помощью встроенного блока финансового анализа простейший экспресс анализ предприятия.

Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами, при этом аналитика и управляющего (менеджера) может интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и его проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового состояния.

  Но не только временные границы определяют альтернативность целей финансового анализа. Они зависят также от целей субъектов финансового анализа, т.е. конкретных пользователей финансовой информации.

  Цели анализа достигаются в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач. Аналитическая задача представляет собой конкретизацию целей анализа с учетом организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения анализа. Основным фактором в конечном счете является объем и качество исходной информации. При этом надо иметь в виду, что периодическая бухгалтерская или финансовая отчетность предприятия - это лишь “сырая информация”, подготовленная в ходе выполнения на предприятии учетных процедур.

  Чтобы принимать решения по управлению в области производства, сбыта, финансов, инвестиций и нововведений руководству нужна постоянная деловая осведомленность по соответствующим вопросам, которая является результатом отбора, анализа, оценки и концентрации исходной сырой информации. Необходимо также аналитическое прочтение исходных данных исходя из целей анализа и управления.

  Основной принцип аналитического чтения финансовых отчетов- это дедуктивный метод, т.е. от общего к частному, Но он должен применяться многократно. В ходе такого анализа как бы воспроизводится историческая и логическая последовательность хозяйственных фактов и событий, направленность и сила влияния их на результаты деятельности.

Финансовый анализ является частью общего, полного анализа хозяйственной деятельности, который состоит из двух тесно взаимосвязанных разделов: финансового анализа и производственного управленческого анализа.

  Разделение анализа на финансовый и управленческий обусловлено сложившимся на практике разделением системы бухгалтерского учета в масштабе предприятия на финансовый учет и управленческий учет. Такое разделение анализа несколько условно, потому что внутренний анализ может рассматриваться как продолжение внешнего анализа и наоборот. В интересах дела оба вида анализа подпитывают друг друга информацией.[2]

  Особенностями внешнего финансового анализа являются:

-                      множественность субъектов анализа, пользователей информации о деятельности предприятия;

-                      разнообразие целей  и интересов субъектов анализа;

-                      наличие типовых методик анализа, стандартов учета и отчетности;

-                      ориентация анализа только на публичную, внешнюю отчетность предприятия;

-                      ограниченность задач анализа как следствие предыдущего фактора;

-                      максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия.

Финансовый анализ, основывающийся на данных только бухгалтерской отчетности, приобретает характер внешнего анализа, т.е. анализа, проводимого за пределами предприятия его заинтересованными контрагентами, собственниками или государственными органами. Этот анализ на основе только отчетных данных, которые содержат лишь весьма ограниченную часть информации о деятельности предприятия, не позволяет раскрыть всех секретов успеха  или неудач в деятельности предприятия.

  Основное содержание внешнего финансового анализа, осуществляемого партнерами предприятия по данным публичной финансовой отчетности, составляют:

-                      анализ абсолютных показателей прибыли;

-                      анализ относительных показателей рентабельности;

-                      анализ финансового состояния, рыночной устойчивости, ликвидности баланса, платежеспособности предприятия;

-                      анализ эффективности использования заемного капитала;

-                      экономическая диагностика финансового состояния предприятия и рейтинговая оценка эмитентов.

Существует многообразная экономическая информация о деятельности предприятий и множество способов анализа этой деятельности. Финансовый анализ по данным финансовой отчетности называют классическим способом анализа. Внутрихозяйственный финансовый анализ использует в качестве источника информации данные о технической подготовке производства, нормативную и плановую информацию и другие данные системного бухгалтерского учета.

  Основное содержание внутрихозяйственного финансового анализа может быть дополнено и другими аспектами, имеющими значение для оптимизации управления, например такими, как анализ эффективности авансирования капитала, анализ взаимосвязи издержек, оборота и прибыли.

В системе внутрихозяйственного управленческого анализа есть возможность углубления финансового анализа за счет привлечения данных управленческого производственного учета, иными словами, имеется возможность проведения комплексного экономического анализа и оценки эффективности хозяйственной деятельности. Вопросы финансового и управленческого анализа  взаимосвязаны при обосновании бизнес-планов, при контроле за их реализацией, в системе маркетинга, т.е. в системе управления производством и реализацией продукции, работ и услуг, ориентированной на рынок.

  Особенностями управленческого анализа являются:

-                      ориентация результатов анализа на свое руководство;

-                      использование всех источников информации для анализа;

-                      отсутствие регламентации анализа со стороны;

-                      комплексность анализа, изучение всех сторон деятельности предприятия;

-                      интеграция учета, анализа, планирования и принятия решения;

-                      максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения    коммерческой тайны.[3]


2. Критерии и показатели оценки экономической эффективности  деятельности организации

Анализ финансового состояния предприятия включает в себя три этапа:

1. Анализ и оценка состава и  динамики имущества и источников его формирования;              

2.Анализ финансовой устойчивости предприятия;

3.Анализ ликвидности баланса предприятия.

Анализ  финансового  состояния  предприятия содержит  следующие основные разделы:                                                   

-                      Структура активов и пассивов;

-                      Анализ имущественного положения

-                      Экспресс-анализ финансового состояния

-                      Ликвидность

-                      Финансовая устойчивость

-                      Анализ деловой активности и оборачиваемости средств предприятия

-                      Рентабельность капитала и продаж

-                      Эффект финансового рычага

-                      Эффект производственного рычага.                                          

По  всем  указанным  разделам проводится  горизонтальный анализ  финансовых и экономических  показателей,  т.е.  сравниваются  показатели  за  ряд анализируемых кварталов, лет, отслеживается динамика  показателей во  времени. В  каждом разделе вычисляются  темпы  роста  показателей  и  финансовых  коэффициентов  за последний период.                                     

Система финансово-экономических коэффициентов,      характеризующих деятельность  предприятия,  позволяет  вести  анализ  не абсолютных  показателей в стоимостном выражении, а безразмерных величин, что позволяет практически исключить влияние временной динамики абсолютных показателей  на результаты  анализа, отчасти уменьшить   инфляционное   искажение  данных.   Сравнение  финансово-экономических коэффициентов  с  критическими  и  рекомендуемыми  значениями  этих  коэффициентов позволяет сделать конкретные выводы о финансовом состоянии предприятия.          

  Для  различных  категорий  пользователей  или  субъектов  финансового анализа наибольший  интерес  представляют  различные, соответствующие  их профессиональным и финансовым интересам, разделы анализа.     

Для  налоговой  инспекции  необходимо,  в  первую  очередь,  знание  таких финансовых  показателей  как  прибыль,  рентабельность  активов, рентабельность реализации и другие показатели рентабельности.                   

  Для  кредитующих  банков  важна  платежеспособность  и  ликвидность активов предприятия, т. е. возможность покрыть  свои обязательства  быстро реализуемыми активами. Эту информацию  дает исследование  величины и  динамики коэффициентов абсолютной и текущей ликвидности.                      

  Для  партнеров  по  договорным  отношениям  (поставщиков  продукции  и  ее потребителей) в первую очередь важна финансовая устойчивость предприятия, т. е. степень  зависимости  своей  хозяйственной  деятельности  от  заемных  средств, способность  предприятия  маневрировать  средствами,  финансовая  независимость предприятия.                              

  Для  акционеров  и  инвесторов  в  первую  очередь  представляют   интерес показатели, влияющие на доходность капитала предприятия,  курс акций  и уровень дивидендов.       

  Рентабельность капитала  показывает сколько  прибыли, за  расчетный период времени, предприятие получает на рубль  своего капитала.  Не менее  важен объем реализации, непосредственно влияющий на прибыль.                      

  Таким   образом,   каждый   пользователь  программы   финансового  анализа наибольшее внимание уделяет именно нескольким определенным показателям, хотя для более  глубокого  исследования и  обоснованных выводов  необходимо, безусловно, проведение финансового  анализа по  всем разделам  для получения  объективной и всесторонней картины или диагноза финансового состояния предприятия. 

Для получения данных для анализа потребуется достаточная и достоверная информация характеризующая финансовое состояние фирмы. Это обуславливает необходимость изучения финансовых отчетов, возможности появления непредвиденных обстоятельств и положения со страхованием. Источниками информации  могут служить: финансовая отчетность предприятия; данные бухгалтерского учета предприятия; внеучетная информация;

  Важнейшим источником информации для хозяйственных организаций должен служить их баланс с объяснительной запиской к нему. Анализ баланса позволяет определить, какими средствами располагает предприятие и какой по величине кредит эти средства обеспечивают. Однако для обоснованного и всестороннего анализа балансовых сведений недостаточно. Это вытекает из состава показателей. Анализ баланса дает лишь общее суждение о кредитоспособности, в то время, как для выводов о степени кредитоспособности необходимо рассчитать и качественные показатели, оценивающие перспективы развития предприятий, их жизнеспособность. Поэтому в качестве источника сведений, необходимых для расчета показателей кредитоспособности, следует использовать: данные оперативного учета, сведения, накапливаемые в ГВЦ банков, сведения статистических органов, данные анкеты клиентов, информацию поставщиков, результаты обработки данных обследования по специальным программам, сведения специализированных бюро по оценке кредитоспособности хозяйственных организаций.

  Бухгалтерская отчетность дает возможность  проанализировать финансовое состояние заемщика на  конкретную дату. Важнейшей информационной базой анализа является бухгалтерский баланс.

  При работе с активом баланса необходимо обратить внимание на следующее: в случае оформления залога основных средств (здания, оборудование и др.), производственных запасов, готовой продукции, товаров, прочих запасов и затрат право собственности залогодателя на указанные ценности должно подтверждаться включением их стоимости  в состав соответствующих балансовых статей.

  Остаток средств на расчетном счете должен соответствовать данным банковской выписки на отчетную дату.

  При анализе дебиторской задолженности необходимо обратить внимание на сроки ее погашения, поскольку поступление долгов может стать для заемщика одним из источников возврата  испрашиваемого кредита.

  При рассмотрении пассивной части баланса самое пристальное внимание должно быть уделено изучению разделов, где отражаются кредиты и прочие заемные средства: необходимо потребовать кредитные договора по тем ссудам, задолженность по которым отражена в балансе и не погашена на дату запроса о кредите, и убедиться, что она не является просроченной.        Наличие просроченной задолженности по кредитам других банков является негативным фактором и свидетельствует о явных просчетах и срывах в деятельности заемщика, которые, возможно, планируется временно компенсировать при помощи кредита. Если задолженность не является просроченной, необходимо по возможности обеспечить, чтобы срок погашения кредита наступал раньше погашения других кредитов. Кроме того необходимо проконтролировать, чтобы предлагаемый в качестве обеспечения залог по испрашиваемому кредиту не был заложен  другому банку.

  При оценке состояния кредиторской задолженности необходимо убедиться, что заемщик в состоянии вовремя расплатиться с теми, чьими средствами в том или ином виде пользуется: в виде товаров или услуг, авансов и т.д. В данном разделе отражаются также средства, полученные заемщиком от партнеров по договорам займов; эти договора должны быть рассмотрены аналогично кредитным договорам заемщика с банками.

  В том случае, если дата поступления запроса на кредит не совпадает с датой составления финансовой отчетности, фактическая задолженность заемщика по банковским кредитам, как правило, отличается от отраженной в последнем балансе. Для точного определения задолженности требуется справка обо всех непогашенных на момент запроса банковских  договоров.[4]

 На первом этапе проводится горизонтальный и вертикальный анализ баланса предприятия. Для этого производится аналитическая группировка статей актива и пассива баланса.  На основе полученных данных делаются общие выводы об изменениях в  балансе предприятия.

На втором этапе проводится характеристика предприятия по финансовой устойчивости. Сущностью финансовой устойчивости является обеспеченность запасов и затрат источниками формирования. Финансовая устойчивость характеризуется следующим состоянием:

Ез £ (Ис+Сдк)-F, 

где:    Ез – сумма запасов и затрат;

Ис - собственные средства предприятия;

Сдк – сумма долгосрочных кредитов;

F – основные фонды предприятия.

При соблюдении этого условия будет соблюдаться и условие платежеспособности, то есть денежные средства, ценные бумаги и активные расчеты покроют краткосрочную задолженность предприятия:

Ra ³ Cкк + Ко + Rp,       

где   Ra – денежные средства, ценные бумаги и активные расчеты предприятия.

Скк – краткосрочные кредиты;

Ко – ссуды., непогашенные в срок;

Rр – кредиторская задолженность и прочие пассивы.

В связи с этим различают четыре степени финансовой устойчивости:

1.                        Абсолютная финансовая устойчивость.

Финансовое состояние предприятия признается абсолютно устойчивым, если наличие собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат превышает сумму запасов и затрат:

         Ез < Ет ,            

где    Ез – сумма запасов и затрат;

Ет – наличие собственных и долгосрочных заемных источников

формирования запасов и затрат.

Сумма последних определяется формулой:

Ет = Ис + Сдк – F;      

2.                        Нормальная финансовая устойчивость.

Финансовая устойчивость предприятия признается нормальной, если выполняется условие:

Ез = Ет;        

3.                        Неустойчивое финансовое состояние.

 Финансовое состояние предприятия признается неустойчивым, если для

покрытия запасов и затрат привлекается часть краткосрочных кредитов:

Ез = Ет + Сккпр,    

где    Сккпр – часть краткосрочных кредитов, привлекаемых для формирования

          запасов и затрат.

Неустойчивость считается нормальной, если величина привлекаемых для формирования запасов и затрат краткосрочных кредитов и заемных средств не превышает наиболее ликвидной части запасов и затрат (производственных запасов и готовой продукции):

Cккпр £ Z1 + Z2,     (1.3.7.)

где    Z1 – производственные запасы;

Z2 – готовая продукция.

Если это условие не соблюдается, то неустойчивость финансового состояния признается ненормальной.

4.                        Кризисное финансовое состояние.

Финансовое состояние признается кризисным, если для формирования запасов и затрат привлекаются вся сумма краткосрочных кредитов:

Ез = Ет +Скк.  

В этом случае имеющихся у предприятия денежных средств, активных расчетов и прочих активов хватит только на покрытие ссуд непогашенных в срок (Ко), кредиторской задолженности и прочих пассивов (Rр).

После оценки финансовой устойчивости предприятия необходимо рассчитать ряд коэффициентов характеризующих финансовую устойчивость предприятия:

-                      коэффициент автономии (доля собственных средств в итоге баланса):

Ка = Ис/В,    

где   В – валюта баланса.

Норматив для данного коэффициента - Ка³0.5;

-                                коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств:

Кдпз = Сдк / (Ис+Сдк);    

-коэффициент краткосрочной задолженности:

Ккз = Скк / (Скк + Сдк);  

-                        коэффициент кредиторской задолженности и прочих пассивов в общей    сумме обязательств предприятия.

      Последним этапом анализа финансового состояния предприятия является анализ ликвидности баланса. Для анализа ликвидности баланса производится группировка статей актива и пассива баланса по степени ликвидности:

А1) наиболее ликвидные активы – денежные средства предприятия и краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги);

А2) быстро реализуемые активы – дебиторская задолженность сроком погашения в течении двенадцати месяцев и прочие оборотные активы;

А3) медленно реализуемые активы – запасы (стр.210) раздела II актива за исключением “Расходов будущих периодов ”, а также статьи из раздела I актива баланса “ Долгосрочные финансовые вложения” (уменьшенные на величину вложений в уставные фонды других предприятий);

А4- труднореализуемые активы – статьи раздела I актива баланса “Внеоборотные  активы”, за исключением статей этого раздела, включенных в предыдущую группу.

Поскольку из итога раздела I вычитается только часть суммы, отраженной по статье “Долгосрочные финансовые вложения”, в составе трудно реализуемых активов учитываются вложения в уставные фонды других предприятий, а также дебиторы сроком погашения более двенадцати месяцев после отчетной даты.

Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты:

П1) наиболее срочные обязательства – кредиторская задолженность (строка 620 и строка 670 раздела VI пассива баланса), а также ссуды, не погашенные в срок, из формы № 5;

П2) краткосрочные пассивы – краткосрочные кредиты и заемные средства;

П3) долгосрочные пассивы – долгосрочные кредиты и заемные средства;

П4) постоянные пассивы – статьи раздела IV пассива баланса.

Для сохранения баланса актива и пассива итог данной группы уменьшается на сумму иммобилизации оборотных средств по статьям раздела III актива и величины НДС и  “Расходы будущих периодов” раздела II актива и увеличивается на сумму строк 630 - 660.

Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги приведенных групп по активу и пассиву.

Сопоставление итогов первой группы по активу и пассиву (сроки до трех месяцев) отражает соотношение текущих платежей и поступлений. Сравнение итогов второй группы по активу и пассиву (сроки от трех до шести месяцев) показывает тенденцию увеличения или уменьшения текущей ликвидности в недалеком будущем. Сопоставление итогов по активу и пассиву для третьей и четвертой групп отражает соотношение платежей и поступлений в относительно отдаленном будущем.

Дополнительно рассчитываются ряд коэффициентов.

Коэффициент абсолютной ликвидности (Кал):

Кал = А1/(П1+П2).   

Норматив для данного коэффициента – Кал ³ 0,2 – 0,5. Данный коэффициент характеризует платежеспособность предприятия на дату составления баланса.

Коэффициент критической ликвидности (Ккл):

Ккл = (А1+А2)/(П1+П2).  

 Коэффициент критической ликвидности отражает прогнозируемые платежные возможности предприятия при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами и характеризует ожидаемую платежеспособность предприятия на период, равный  средней продолжительности одного оборота дебиторской задолженности. 

Нижняя нормальная граница коэффициента – Ккл ³ 1.

Последний коэффициент – коэффициент текущей ликвидности (Ктл), или коэффициент покрытия:

Ктл = (А1+А2+А3)/(П1+П2).   

Коэффициент покрытия показывает платежные  возможности предприятия,  оцениваемые при условии не только своевременных расчетов с дебиторами и благоприятной реализации готовой продукции, но и продажи в случае нужды прочих элементов материальных оборотных средств. Уровень коэффициента покрытия зависит от отрасли производства, длительности производственного цикла, структуры запасов и затрат и ряда других факторов. Нормальным для него считается ограничение Ктл³2. Коэффициент текущей ликвидности характеризует ожидаемую платежеспособность предприятия на период, равный средней продолжительности одного оборота всех оборотных средств.

Проведенный по данной методике анализ позволяет определить степень устойчивости предприятия по отношению к внешней среде в ближайшей и отдаленной перспективе. Это позволит правильно выбрать стратегию фирмы.[5]

  Эффект финансового рычага - приращение рентабельности собственных средств, получаемое благодаря платному кредиту.                                                         

По определению:

Чистая   рентабельность   собственных  средств   (РСС)  =

(Чистая  прибыль)/ (Собственные средства).

Эта же величина РСС может быть представлена в виде суммы:                    

РСС=РС+ЭФР;

  где  РС - рентабельность всего  капитала (заемного  и собственного)  без учета выплат по обслуживанию кредита,  или чистая  экономическая рентабельность  (с учетом налога на прибыль).

ЭФР - эффект финансового рычага, равный произведению:

 ЭФР= Плечо* Дифференциал


Плечо = (Заемный капитал)/ (Собственный капитал)


Дифференциал = (РС-СРСП) *(1-НП),


здесь НП - налог на прибыль. Т.е. разница между экономической рентабельностью и Средней расчетной ставкой процента по кредитам.

Если новое заимствование приносит Увеличение ЭФР, то оно выгодно. Для расчета величины эффекта финансового рычага необходимо ввести ряд параметров:

1.Норматив отнесения процентов по кредитам на себестоимость в расчете на     рассматриваемый период времени (например, квартал).

2. Средняя расчетная ставка процента (СРСП) по кредитам. Вычисляется по условиям конкретных кредитных договоров следующим образом:

СРСП = Все фактические финансовые издержки по всем кредитам за анализируемый период)/(Общая сумма кредитов и займов.

Необходимо  отметить,  что  в  данных  расчетах   из  суммы   заемных  средств исключена  кредиторская  задолженность.  На  эту же  величину уменьшена  сумма всего капитала. При решении вопросов,  связанных  с  получением  (и  предоставлением) кредитов  на тех  или иных условиях  с  помощью  формулы  величины  эффекта  финансового рычага  надо исключать кредиторскую задолженность из всех вычислений.                                     

Последовательно  вычисляются следующие значения:                                                                

1) Рентабельность всего капитала.                                             

2) Плечо Финансового рычага = (Заемные средства / Собственные средства). Возрастание плеча финансового рычага (ПФР) с одной стороны увеличивает величину ЭФР, с другой стороны при большом плече (ПФР > 2) возрастает риск кредитора, что может привести к увеличению им ставки процента по кредитам, что снизит значение Дифференциала. Таким образом, плечо рычага нужно регулировать в зависимости от величины среднего процента по кредитам.

3) Дифференциал = РС - СРСП, т.е. разница между Экономической рентабельностью всего капитала и средней расчетной ставкой процента по кредитам (СРСП). Отметим, что риск кредитора выражен именно величиной дифференциала: чем больше дифференциал, тем меньше риск и наоборот. Значение дифференциала не должно быть отрицательным. Отрицательное значение дифференциала означает, что предприятие несет убытки от использования заемных средств.

4) Рентабельность собственных средств (РСС) и доля эффекта финансового рычага в рентабельности собственных средств.                                      

В зарубежной практике золотой серединой считается величина ЭФР/РСС   =   0.25-0.35,   что   позволяет   компенсировать   налоговые  изъятия прибыли.

5) Расчет  отношения  экономической   рентабельности  к средней ставке процента - чем больше эта величина, тем лучше. При  приближении этой величины к единице величина Дифференциала стремится к  нулю, что  означает падение эффективности использования заемных средств.

Эффект производственного рычага.

Эффект производственного  рычага  (ЭПР)  показывает   степень  чувствительности прибыли от реализации к изменению выручки от реализации. Величина  ЭПР чрезвычайно возрастает  при   падении  объема   производства  и   приближении  его   к  порогу рентабельности,  при  котором  предприятие  работает  без  прибыли. То есть  в этих условиях  небольшое  увеличение  выручки  от  реализации   порождает  многократное увеличение прибыли, и наоборот.

                                                 

Эффект  производственного  рычага = (Результат  от  реализации  после  возмещения переменных затрат)/  (Прибыль).

Величина  эффекта производственного  рычага всегда рассчитывается  для  определенного  объема  продаж  и  выручки  от   реализации  и определенной доли переменных затрат в суммарных  затратах. Доля  переменных затрат в  полных  затратах рассчитывается по  данным внутреннего  учета. Затем рассчитывается показатель Силы финансового рычага:

Силы финансового  рычага =  (Балансовая прибыль +  проценты за кредит) / (Балансовая прибыль).


И вычисляется:

Сопряженный эффект рычагов = Сила финансового рычага * Эффект производственного рычага.                                                                                           (1)

Основными источниками риска для предприятия являются производственный и финансовый риски. Неустойчивость спроса и цен сырья, удельного веса постоянных затрат, уровень ЭПР генерируют предпринимательский риск. Чем больше ЭПР, тем         больше предпринимательский риск.

 Неустойчивость условий кредитования, действие финансового рычага генерирует финансовый риск.

Уровень Совокупного риска пропорционален Сопряженному Эффекту рычагов, вычисляемому по формуле (1).

Сочетание большой силы финансового рычага и большого ЭПР может быть губительным для предприятия. Эти соображения являются решающими при определении возможной прибыли на акцию. Следуя американским экономистам, Сопряженный Эффект рычагов показывает на сколько процентов изменяется чистая  прибыль на акцию при изменении объема продаж на один процент.[6]


3. Экономическая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ООО «ТК Камеа»

Фирма ООО «ТК Камеа» является обществом с ограниченной ответственностью, уставной капитал которого разделен на доли, внесенные соответственно учредителями Общества согласно Уставу фирмы. Фирма создана в 1991 году.

Как следует из Устава фирмы ООО «ТК Камеа», целью создания Общества являлось насыщение потребительского рынка товарами и получение прибыли.

ООО «ТК Камеа» осуществляет следующие виды деятельности:

- осуществление изготовления корпусной мебели;

- организация и проведение выставок, выставок-продаж, ярмарок, аукционов, торгов в Российской Федерации;

- оказание услуг складского хозяйства;

- создание оптово-розничных торговых подразделений;

- организация   рекламы в   устной форме, периодических   и специализированных печатных изданиях, по радио и на телевидении, выпуск рекламной продукции - информационных листов, плакатов, буклетов и т.д.;

- осуществление импортных операций и иной внешнеэкономической деятельности в соответствии с действующим законодательством;

- осуществление посреднической и консалтинговой деятельности;

- разработка, опробование и изучение новых форм коммерческой деятельности;

- проведение маркетинговых исследований;

- представление коммерческих и деловых интересов зарубежных фирм на территории Российской Федерации.

Фирма ООО «ТК Камеа» первоначально была создана как дочернее предприятие фирм учредителей для расширения присутствия на рынке  и вложения свободных капиталов. Но постепенно, благодаря успешной деятельности руководства и умелому использованию благоприятно складывавшейся конъюнктуре, предприятие приобрело вполне самостоятельный статус. За рассматриваемый период фирма окрепла, приобрела известность и авторитет у деловых партнеров и потребителей. Активы фирмы ООО «ТК Камеа» за 13 лет увеличились вдвое, численность персонала возросла на 50 %, расширился ассортимент предлагаемых товаров и услуг.

Основной задачей фирмы ООО «ТК Камеа» как предприятия является изготовление и реализация продукции.

 

Таблица  1. Организационная структура ООО «ТК Камеа»

Руководители отделов

Маркетинга

Коммерческого

Оперативного

Кадрового

Координационного

изучение спроса, сегментов рынка, формирование ассортимента

закупки, продажа

склад, транспорт, оборудование, техника

управление, образование

финансы, учет и отчетность, электронная обработка данных


В соответствии с названными задачами предприятие подразделяется на функциональные сферы, деятельность каждой координирует соответствующий отдел.                                            

Подразделение по ассортименту.

Функциональный отдел, занимающийся продажами (коммерческий отдел) подразделяется далее по ассортименту (товарным группам).





Рис.2. Схема функциональной структуры фирмы ООО «ТК Камеа»

Сфера ответственности разделена в соответствии с этими товарными группами. Таким образом, в фирме ООО «ТК Камеа» скоординировано изготовление и продажа товаров.

ООО «ТК Камеа» являет собой тип предприятия, где подразделения формируются по ассортименту. Функциональный отдел, занимающийся изготовлением, продажей, далее подразделяется по ассортименту (товарным группам). Сфера ответственности разделена в соответствии с этими товарными группами. Таким образом, в фирме ООО «ТК Камеа» координируется изготовление и  продажа товаров по каждой товарной группе.

Численность товарного подразделения в фирме ООО «ТК Камеа» составляет в среднем 15 человек.

Для регулирования функциональных обязанностей персонала в фирме ООО «ТК Камеа» сформулированы и разграничены задачи, компетенция и сфера ответственности работника на каждом рабочем месте.

Руководством  ООО «ТК Камеа» применяется принцип тождественности компетенции  и  ответственности.   Каждый  сотрудник  фирмы  несет ответственность за свои действия и деятельность, которую он осуществляет в соответствии с занимаемым рабочим местом. В фирме ООО «ТК Камеа» компетенция и ответственность делегируется подчиненным сотрудникам, хотя ответственность в целом несет делегирующая инстанция. Подобная практика нашла свое отражение в должностных инструкциях предприятия.

Осуществление изготовления продукции  зависит от текущей информации и продажах. Это означает, что здесь необходима хорошая организация производственного процесса.

Анализируя  баланс, можно получить ряд важнейших показателей, характеризующих финансовое состояние. К ним относятся:

-                       общая стоимость имущества предприятия, равная итогу баланса (строка 360);

-                       стоимость иммобилизованных средств, равная итогу раздела 1 актива баланса (строка 080);

-                       стоимость мобильных средств, равная итогу разделов II и III актива баланса (строка 180 - строка 330);

-                       стоимость материальных оборотных средств, равная итогу раздела II актива баланса (стр. 180);

-                       величина собственных средств предприятия, равная итогу раздела 1 пассива баланса (стр. 480);

-                       величина заемных средств, равная итогу раздела II пассива баланса (стр. 770).

Изучение баланса предполагает изучение структуры и динамики финансового состояния предприятия. Изучение структуры баланса (вертикальный анализ) предполагает вычисление и рассмотрение удельного веса отдельных статей в итоге баланса, Абсолютные и относительные изменения отдельных статей баланса (горизонтальный анализ) дают представление о динамике финансового состояния предприятия.

Анализ структуры и динамика финансового состояния торгового предприятия     проводим   при   помощи  сравнительного аналитического баланса. Сравнительный баланс приведен в табл. 2. Он достроен на основе данных баланса конкретного торгового предприятия.

В графе 1 приводятся статьи актива и пассива баланса. Для того, чтобы отразить наиболее существенные характеристики финансового состояния статьи баланса можно приводить в агрегированном виде. В примере с фирмой ООО «ТК Камеа» информация о состоянии имущества предприятия и источниках его образования была максимально обобщена до итогов разделов баланса.

В графах 2 и 3 приводятся данные о хозяйственных средствах и их источниках.

Графы 4 и 5 отражают удельные веса величин статей в итоге баланса и рассчитываются отношением каждой из статей баланса по графам 3 и 4 к итогу баланса и умноженным на 100.

В графе 6 показаны изменения абсолютных величин статей баланса за изучаемый период: из данных гр. 3 построчно вычитаются данные гр. 2.

В графе 7 приведены изменения удельных весов величин статей за анализируемый период. Они рассчитываются построчным вычитанием данных гр. 4 из данных гр. 5.

В графе 8 показываются изменения абсолютных величин статей баланса в процентах к величинам на начало периода. Расчет проводится путем отношения по строкам данных графы 6 к графе 2 и умножением на 100.

В графе 9 показаны изменения абсолютных величин статей в процентах к изменению итога баланса. Расчет производят путем деления каждой статьи по гр.  6 на изменение итога баланса по гр. 6 и умножением на 100.

Наибольший интерес представляют показатели гр. 9 сравнительного  аналитического баланса. Сопоставляя структуры изменения в активе и пассиве, можно сделать вывод о том, через какие источники, был приток новых средств и в какие активы эти новые средства вложены.

 


Наименование статьи или агрегированных величин по балансу

Абсолютная величина

Удельный вес

Изменения

на начало периода

на конец периода

на начало периода

на конец периода

в абсолютных величинах

в удельных весах

в процентах к величинам периода

в процентах к изменению итога баланса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

АКТИВ









 Основные средства и прочие внеоборотные активы

19371

19733

33.29

15.92

+362

-17.37

+1.87

+ 0.55

Запасы и затраты

34597

98030

59.47

79.09

+63433

+19.62

+183.35

+96.44

 Денежные средства, расчеты и прочие активы

4212

6191

7,24

4,99

+1979

-2,25

+45,96

+3,01

Баланс

58180

123954

100

100

+65774

-

+113,05

+100

ПАССИВ









Источники собственных средств

28622

27390

49,2

22,1

-1232

-27,1

-4,3

-1,87

Расчеты и прочие пассивы

29558

96565

50,8

77,9

+67006

+27,1

+226,69

+101,87

Баланс

58180

123954

100

100

+65774

-

+113,5

-100


Таблица 2. Агрегированный  баланс фирмы ООО «ТК Камеа» за 2003 год. В табл. 2. сгруппированы данные, построенные на основе финансового отчета фирмы ООО «ТК Камеа». На основе этих данных здесь иллюстрируются последующие расчеты.

Из данных табл. 2. видно, что за отчетный период имущество фирмы ООО «ТК Камеа» увеличилось на 65774 тыс. руб. и составило на конец периода 123 954 тыс. руб.

Прирост имущества предприятия произошел, в основном, за счет прироста оборотных средств (+ 99.45% = 96.44 + 3.01), а точнее, за счет роста запасов и затрат (+ 96.44%). Лишь на 0,55% прирост имущества предприятия обусловлен увеличением основных средств и внеоборотных активов. В конце отчетного периода реальный вес основных средств и долгосрочных вложений уменьшился на 17.37%, а удельный вес материальных оборотных средств - увеличился на 19.62%. Доля денежных средств, расчетов и прочих активов снизилась на 2.25% и составила на конец периода 4.99% против 7,24% на начало периода.

Увеличение имущества предприятия произошло только за счет увеличения обязательств предприятия (+ 101.87%). Собственные средства предприятия снизились на 1232 тыс. руб., что и привело к тому, что доля имущества, покрываемая собственными средствами, снизилась с 49.2% на начало отчетного периода до 22.10% на его конец.

Подводя итоги первому этапу анализа, можно сделать вывод о том, что общая оценка финансового состояния анализируемого предприятия является неудовлетворительной, ибо за отчетный период оно «проедало» свои собственные средства.[7]


4. Комплексная оценка эффективности деятельности ООО «ТК Камеа»

Обобщающим показателем финансовой устойчивости служит излишек или недостаток источников средств формирования запасов и затрат. Он рассчитывается как разница между величиной источников средств и величиной запасов и затрат.


Таблица 3. Абсолютные показатели финансовой устойчивости за 2003 год

Показатель

Условное обозначение

на начало периода

на конец периода

Изменение за год

1

2

3

4

5

1. Наличие собственных оборотных средств

Fcoc

9251

7651

- 1600

2. Наличие собственных и долгосрочных заемных запасов и затрат

Fcdc

9251

7651

- 1600

3. Общая величина основных источников формирования запасов и затрат

F

17245

19651

 + 2460

4. Общая величина  запасов и затрат

Z

34597

98080

+ 63433

5. Наличие (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств (стр. 1 - стр. 4)

Fcoc

25346

90379

+- 65033

6. Излишек () или недостаток (-) собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат ( стр. 2 - стр. 4)

Fcdc

25346

90379

- 65033

7. Излишек () или недостаток (-) общей величины источников формирования запасов и затрат ( стр. 3 - стр. 4)

E

17352

78379

- 61027



Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств. Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков. При этом под ликвидностью активов следует понимать быстроту превращения данного вида активов в деньги.  Чем меньше времени необходимо для того, чтобы данный вид активов превратился в деньги, тем выше его ликвидность.

Таблица 5. Абсолютные показатели ликвидности баланса фирмы ООО «ТК Камеа» за 2003 год (тыс. руб.)

Актив

Условное обозначение

на начало периода

на конец периода

Пассив

Условное обозначение

на начало периода

на конец периода

Платежный недостаток или излишек

на начало периода

на конец периода

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1. Наиболее ликвидные активы

А1

3195

5177

1. Наиболее срочные обязательства

П1

21440

81045

- 18245

- 75868

2. Быстро реализуемые активы

А2

1017

1011

2. Краткосрочные пассивы

П2

7994

12000

- 6977

-10989

3. Медленно реализуемые активы

А3

35097

99030

3. Долгосрочные пассивы

П3

-

-

35097

99030

4. Трудно реализуемые активы

А4

18871

18733

4. Постоянные пассивы

П4

28746

30909

- 9875

- 12176

Баланс

W

58180

123954

Баланс

W

58180

13354

x

x

 

Характеризуя ликвидность баланса предприятия, следует отметить, что за отчетный период (2003 г.) наблюдался возросший платежный недостаток как наиболее ликвидных активов для покрытия наиболее срочных обязательств (на начало отчетного периода он составлял 18245 тыс. руб., а в конце отчетного периода увеличился до 75868 тыс. руб.), так и быстрореализуемых активов для покрытия краткосрочных пассивов (за отчетный период недостаток по этой группе увеличился с 6977 тыс. руб., до 100989 тыс. руб.). Медленно реализуемые активы (т.е. в основном запасы и затраты) существенно превышали долгосрочные пассивы: на 35097 тыс. руб. в начале отчетного периода и на 99030 тыс. руб. в конце. Однако данный платежный излишек по причине его низкой ликвидности не может быть направлен на покрытие краткосрочных обязательств. Таким образом, недостаточная ликвидность баланса подтверждает заключение о крайне неустойчивом финансовом состоянии фирмы ООО «ТК Камеа».

Сопоставление наиболее ликвидных средств и быстро реализуемых активов с наиболее срочными обязательствами и краткосрочными пассивами позволяет выяснить текущую активность. Сравнение же медленно реализуемых активов с долгосрочными пассивами открывает перспективную активность.

Текущая ликвидность свидетельствует о платежеспособности (или неплатежеспособности) предприятия на ближайший к рассматриваемому моменту промежуток времени. Перспективная ликвидность представляет собой прогноз платежеспособности на основе сравнения будущих поступлений и платежей.

Изложенный анализ ликвидности баланса является приближенным, т.к.  соответствие степени ликвидности активов и сроков погашения обязательств в пассиве намечено ориентировочно.

Основной составляющей продолжительности операционного цикла является время обращения товарных запасов. Высокий удельный вес последнего показателя в фирме ООО «ТК Камеа» объясняется тем, что товарные запасы являются основным компонентом текущих запасов.

Вычисленные показатели оборачиваемости в отчетном периоде следует сравнивать с аналогичными показателями за другой период для выявления ускорения (замедления) оборачиваемости и суммы средств, дополнительно вовлеченных в оборот (отвлеченных из оборота в результате изменения оборачиваемости (В):

В = (В 1— Во) *VI,

где Во — время обращения базисного периода;

В1 — время обращения отчетного периода;

VI — товарооборот отчетного периода.

Завершающим этапом анализа является изучение показателей рентабельности - показателей, характеризующих прибыльность хозяйственно-финансовой деятельности торгового предприятия и рассчитываемых как отношения полученной прибыли к затраченным средствам или объему товарооборота, выраженное в процентах. В зависимости от базы сравнения различают: рентабельность всего капитала; рентабельность собственного капитала; рентабельность производственных фондов; рентабельность товарооборота.[8]

Коэффициенты рентабельности могут быть рассчитаны, исходя из балансовой и чистой прибыли. На практике большее распространение получил показатель балансовой прибыли.

Коэффициенты рентабельности всего капитала (Rw, Ro) показывают, сколько балансовой или чистой прибыли получено с 1 рубля всего капитала (стоимости имущества):

             Pw

Rw = -------- * 100 ,

          Wcp


               Ро

   Ro =--------- * 100 ,

             Wcp

где Pw — балансовая прибыль — стр. 090 формы 2;

Ро — чистая прибыль — стр. 090 — стр. 200 формы 2;

Wcp — средняя величина всего капитала — стр. 360 баланса. 

Коэффициенты рентабельности всего капитала используют для характеристики рентабельности вложений в деятельность того или иного вида.  Для оценки эффективности их вложения в торговлю полученные показатели следует сопоставить с рассчитанными аналогичным образом по предприятиям других вдов (отраслей) деятельности.

Коэффициенты  эффективности  использования  собственного капитала (Rw, Ro) отражают долю балансовой или чистой прибыли в собственном капитале (собственных средствах) торгового предприятия:

              Pw

Rw= ----------

               F

             Ро

Rо=  ----------

              F

где Pw — балансовая прибыль — стр. 090 формы 2;

Ро — чистая прибыль — стр. 090 — стр. 200 формы 2;

F — средняя величина собственного капитала — стр. 480 баланса.

Эти  коэффициенты  рентабельности  (Rw,  Ro)  характеризуют эффективность использования инвестиционного акционерного капитала и служат важным критерием оценки уровня котировки акций предприятия на фондовой бирже. Они позволяют инвесторам оценить потенциальный доход от вложения средств в ценные бумаги различных компаний (предприятий).

На основе показателя Ro можно определить то время (число лет), в течение которого полностью окупятся средства, вложенные в данное предприятие:

Тек = 1/Ro (лет).

Рентабельность производственных фондов (Rwq, Roq) исчисляется соотношением суммы прибыли к средней стоимости основных и материальных оборотных средств, умноженным на 100:

           Pw

Rwq= ----------- *100

              Fq

             Ро

Roq= --------- *100

             Frn

где Pw — балансовая прибыль — стр. 090 формы 2;

Ро — чистая прибыль — стр. 090 — стр. 200 формы 2;

Fq — средняя величина основных средств — стр. 022 баланса;

Fm — средняя величина материальных оборотных средств — стр. 122 баланса.

Большинство торговых предприятий работает в арендуемых зданиях. В связи с этим среднюю стоимость основных средств целесообразнее исчислять с учетом сданных и полученных в аренду основных средств. Для этих целей используют данные формы 5:

F=Fs + Fq —Fm,

где

Fs — собственные основные средства — стр. 510 формы 5;

Fq — арендуемые основные средства (основные средства,

взятые в аренду) — стр. 440 баланса;


Fm — основные средства в аренде (основные средства,

сданные в аренду) — стр. 530 формы 5.

Рентабельность товарооборота (Rwv, Rov) исчисляется процентным отношением балансовой или чистой прибыли к объему товарооборота:


               Pw

R wv = ---------- * 100,

                Vcp


                 Ро

Rov =-------------- * 100 ,

                 Vcp


где Pw — балансовая прибыль — стр. 090 формы 2;

Ро — чистая прибыль — стр. 090 — стр. 200 формы 2;

Vcp — товарооборот — стр. 101 формы 2.

Эти коэффициенты рентабельности отражают долю балансовой или чистой прибыли, приходящуюся на 1 рубль товарооборота.


В табл. 6. приведен расчет показателей рентабельности фирмы ООО «ТК Камеа».








Таблица 6. Расчет показателей рентабельности за 2003 год

Наименование показателя и единица измерения

Условное обозначение

Расчет показателя за отчетный период

Значения показателя

1

2

4

5

1. Балансовая прибыль, тыс.руб.

Pw

х

24148,9

2. Чистая прибыль, тыс.руб.

Po

х

8814,2

3. Средняя величина всего капитала, тыс.руб.

Wcp

(58180+123954)/2

91067

4. Средняя величина собственного капитала, тыс.руб.

Fck

(28622+27390)/2

28006

5. Средняя величина основных средств, тыс.руб.

Foc

(19371+19733)/2

19552

 

Основываясь на показателях таблицы, можно рассчитать следующие коэффициенты рентабельности:

         Коэффициент рентабельности всего капитала (исходя из балансовой прибыли) - 26%;

Коэффициент рентабельности всего капитала (исходя из чистой прибыли) -9,7%;

Коэффициент рентабельности производственных фондов (исходя из чистой прибыли) - 45%;

Коэффициент рентабельности материальных оборотных средств (исходя из чистой прибыли) - 301,5»/о.

Приведенные величины показывают достаточно высокий уровень рентабельности относительно основных экономических показателей в фирме ООО «ТК Камеа», что свидетельствует об устойчивом финансовом положении фирмы.[9]

            

5.Основные направления повышения эффективности деятельности ООО «ТК Камеа»

  Анализ производственно-хозяйственной и финансовой деятельности фирмы ООО «ТК Камеа», а также маркетинговый анализ, проведенный на сегментах занимаемых фирмой совместно с рассмотрением общей ситуации на рынке позволяет сделать следующие выводы:

-                       недостаточная финансовая устойчивость, обусловленная дефицитом собственных оборотных средств,

-                       система управления торговой деятельностью не вполне отвечает современным требованиям в области оперативности и качества принимаемых решений,

-                       торговые площади и складское хозяйство не обеспечивают организации эффективной торговли по ряду параметров,

-                       недостаточно эффективна  рекламная и маркетинговая деятельность,

-                       узок  круг  торговых   партнеров,

-                       дилерская  и  агентская  сеть   нуждается  в   расширении   и модернизации,

-                       необходимо   совершенствовать   ассортиментную   деятельность,

-                       кадровая  политика   должна   быть   изменена   в   направлении подбора персонала   более высокой  квалификации, 

-                       особенно,  в среднем звене   управления,  повышения   заинтересованности   в результатах работы, 

-                       внедрения  современных   методов   организации   труда,

-                       универсализации   рабочих   мест,

-                       изменение     характера      делопроизводства      путем      максимальной      

-                       автоматизации    процессов    оформления,  учета   и прохождения документации.

Проведенный   предварительный    сравнительный    анализ    изложенных    направлений   совершенствования     коммерческой  деятельности    фирмы   ООО «ТК Камеа» по   определению    и    оптимизации    первоочередных    мер     показал,    что    наибольший    экономический    эффект     с    высокой    степенью    вероятности     (0,75)    можно     ожидать     от      внедрения    автоматизированной    системы    управления    складским    хозяйством    (АСУ   СХ )    и     реорганизации    маркетинговой    деятельности    

Поиск    систем    автоматизированного    управления     складским     хозяйством      велся    по    информационным     и     рекламным     материалам      среди      отечественных    и    зарубежных      производителей       с      учетом        опыта       однопрофильных      предприятий,    специфики   собственного     производства       и     эксплуатационных     и      финансовых      условий     определенных     руководством   фирмы. На   этом,     предварительном,    этапе     кроме     штатных     специалистов      фирмы     ООО «ТК Камеа» привлекались     к    сотрудничеству    работники     фирм     “ Оденс”     и     “Гранд”. 

 В     результате     выбор     пал      на      АСУ     СХ     производства     концерна     « Simens»    Нидерланды,    как     наиболее    подходящего    по    всем    критериям.

 В     области   реорганизации     маркетинговой    деятельности     фирмы    ООО «ТК Камеа» предлагается    следующее:

- введение    должности    заместителя    генерального  директора   по  маркетингу,    что    повысит     организационный     уровень    этой области    работы     и     введет    обсуждение      и      принятие    решений   по    маркетингу      в      сферу     текущих    проблем     высшего  руководства    фирмы,

- расширение    отдела    маркетинга     вдвое,  до      4   штатных единиц   сотрудников,   с    закреплением    за    каждым    определенной,   более узкой,      чем      прежде    ассортиментной    и     рыночной  структуры,

- создание    с    рядом     близких    по     ассортиментной структуре     и коммерческой      политике     предприятий   соглашения      (маркетингового    картеля)     по     совместной  деятельности    в    области     маркетинга    по    следующим    направлениям :    создание    общей     информационной     базы     в области    маркетинга,    регулярный    обмен   мнениями    по наиболее    крупным    вопросам     маркетинговой   политики,   ведение,   там    где   это    целесообразно,   совместной     рекламной   кампании,  взаимное    ознакомление     с    опытом    маркетинговой деятельности,    за    исключением    вопросов   представляющих   коммерческую   тайну;    создание    маркетингового    картеля    еще    одна    из    причин,    обосновывающая    необходимость  введения    должности     заместителя    генерального    директора    по    маркетингу.[10]



Заключение


В последние годы росту предприятий способствовало несколько значительных тенденций в экономике:

1) рост массового производства на крупных предприятиях, удаленных от основных пользователей готовой продукцией;

2) увеличение объемов производства впрок, а не для выполнения уже поступивших конкретных заказов;

3) увеличение числа уровней промежуточных производителей и пользователей.

4) обострение необходимости приспосабливать товары к нуждам промежуточных и конечных пользователей с точки зрения количества, упаковки и разновидностей.

На основании произведенных исследований по организации и управлению   коммерческой   деятельностью  фирмы   ООО «ТК Камеа» представляется возможность сделать следующие выводы:

Организационная структура фирмы ООО «ТК Камеа» имеет специфику, так как эта фирма являет собой тип предприятия, где подразделения формируются по ассортиментному признаку. Особая роль принадлежит отделу маркетинга, который изучает покупательский спрос, сегменты рынка, формирует ассортимент фирмы и ее связь с производителями. Финансовое положение фирмы крайне неустойчивое, так как на каждый рубль собственных средств приходится 3-4 рубля заемных, что подтверждает анализ ликвидности баланса.

На предприятии наблюдается положительная динамика основных показателей: выручка от реализации выросла,  себестоимость тоже увеличилась. В целом затраты увеличились   87%,  общий рост составил 2.9%, произошло увеличение стоимости имущества.

Предложение:

1. Предложить укрепление хозяйственных связей фирмы, как с имеющимися клиентами, так и с новыми.

2. Расширить коммерческую продажу товаров через разъездных товароведовя (коммивояжеров), директ мейл (продажа по почте), через автосклады.

3. Компьютеризировать процесс управления складскими операциями на фирме ООО «ТК Камеа».

4. Укрепить финансовое положение фирмы за счет ускорения товарооборачивоемости, сокращения сроков производства товаров к продаже и ускорения оборачиваемости оборотных средств.



Список использованной литературы


1.                 Анализ финансово-экономической деятельности предприятий. (Н.П.Любушин, В. Б. Лещева, В. Г. Дьякова): Учеб. пособ. для ВУЗов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 471 с.

2.                 Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2002. -416 с.

3.                 Басовский Л.Е. Теория экономического анализа. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 222 с.

4.                 Ковалев В.В. Управление финансами: Учебное пособие.  -  М.: Дело, 2000.  - 382 с.

5.                 Козлова Е.П., Парашютин Н.В., Бабченко Т.Н. Бухгалтерский учет. - М.: ИНФРА-ДАНА,1999. – 296 с.

6.                 Негашев Е.В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка: Учеб. пособ. - М.: Высшая школа,2002. – 369 с.

7.                 Павлова Л.Н. Финансы предприятий: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2001. – 350 с.

8.                 Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – Минск: Новое знание, 2000. – 347 с.

9.                 Соболева е. а., Соболев и. и. Финансово-экономический анализ деятельности организации: Учебно-методическое пособ. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 128 с.

10.            Экономические анализ: ситуации, тесты, примеры: Учебное пособие (Под ред. Баканова М.И., Шеремета А.Д.). - М.: Финансы и статистика, 2002. - 656 с



[1] Экономические анализ: ситуации, тесты, примеры: Учебное пособие (Под ред. Баканова М.И., Шеремета А.Д.). - М.: Финансы и статистика, 2002. – С. 240


[2] Павлова Л.Н. Финансы предприятий: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2001. – С. 127


[3] Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2002. –С. 75


[4] Негашев Е.В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка: Учеб. пособ. - М.: Высшая школа,2002. – С. 96


[5] Ковалев В.В. Управление финансами: Учебное пособие.  -  М.: Дело, 2000.  – С. 136


[6] Соболева е. а., Соболев и. и. Финансово-экономический анализ деятельности организации: Учебно-методическое пособ. - М.: Финансы и статистика, 2000. – С. 36


[7] Козлова Е.П., Парашютин Н.В., Бабченко Т.Н. Бухгалтерский учет. - М.: ИНФРА-ДАНА,1999. – С. 107


[8] Анализ финансово-экономической деятельности предприятий. (Н.П.Любушин, В. Б. Лещева, В. Г. Дьякова): Учеб. пособ. для ВУЗов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – С. 248


[9] Басовский Л.Е. Теория экономического анализа. - М.: ИНФРА-М, 2001. – С. 69


[10] Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – Минск: Новое знание, 2000. – С. 152