Тема дипломной работы №55 «Учет и анализ издержек обращения коммерческой организации»

Содержание


Введение 2

1. Экономическая сущность издержек обращения коммерческой организации  4

1.1 Понятие и классификация издержек обращения 4

1.2 Издержки обращения – как объект бухгалтерского учета 11

1.3 Методика анализа издержек обращения 19

Введение


В условиях рыночной экономики существенно возросла роль коммерческой деятельности как основного фактора эффективного хозяйствования предприятий с различными формами собственности на потребительском рынке.

Коммерческая деятельность представляет собой совокупность финансово-экономических, правовых и организационных знаний и действий, направленных на организацию и совершенствование процессов обращения (купли-продажи) товаров и услуг для удовлетворения спроса потребителей и получения прибыли.

Цель любого хозяйствующего субъекта – извлечение максимально возможной прибыли, в тоже время осуществление любой финансово-хозяйственной деятельности коммерческого предприятия влечет за собой определенные расходы, которые самым непосредственным образом влияют на размер полученной прибыли. Одним из основных препятствий к максимизации прибыли в торговле являются издержки обращения, которые являются составной частью текущих затрат предприятия.

В рыночных условиях хозяйствования, когда организация осуществляет свою деятельность в целях получения прибыли, возникает необходимость управления ею. Поэтому встает задача определения не только явных бухгалтерских издержек обращения, но и неявных затрат, а также предстоящих издержек и издержек упущенных возможностей (недополучение прибыли).

Анализ издержек обращения направлен на выявление возможностей повышения эффективности работы торгового предприятия за счет рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов в процессе осуществления актов купли-продажи товаров и организации торгового обслуживания потребителей. В конкурентной борьбе предприятий за максимально высокую прибыль необходимо проводить систематический анализ фактических издержек с целью недопущения случаев их неэффективного расходования.

Поэтому столь актуальными являются знания и навыки в области  учета и анализа издержек обращения коммерческой организации, а, следовательно и тема данной дипломной работы.

Цель данной дипломной работы - исследовать учет и анализ издержек обращения коммерческой организации.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд частных задач:

-         определить экономическую сущность издержек обращения и их структуру;

-         исследовать методику анализа отдельных статей издержек обращения;

-         провести анализ издержек обращения ЗАО «ЭлектроКомплектСервис»;

-         определить пути совершенствования учета издержек обращения в розничной торговле.

Объект исследования – издержки обращения коммерческого предприятия.

Предмет исследования – учет и анализ издержек обращения.

Данная дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения.

В первой главе исследуется экономическая сущность издержек обращения коммерческой организации, их структура, учет и методика анализа.

Вторая глава содержит анализ издержек обращения ЗАО «Электрокомплектсервис» за 2002-2003 гг.

В третьей главе выявлены пути совершенствования учета издержек обращения в розничной торговле.

При написании дипломной работы использовалась учебная и методическая литература, материалы периодической печати.

1. Экономическая сущность издержек обращения коммерческой организации


1.1 Понятие и классификация издержек обращения

Издержки обращения – это выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда по доведению товара от производителя к потребителю, преобразованию производственного ассортимента в торговый, организации процесса купли-продажи и потребления, удовлетворению спроса потребителей.

Издержки обращения представляют собой общественно необходимые затраты труда, обеспечивающие выполнение торговлей своих функций и задач.[1]

Издержки обращения характеризуются суммой и уровнем. Уровень в розничной торговле определяется в процентах к розничному товарообороту, в оптовой – в процентах к оптовому товарообороту с участием в расчетах.

Уровень издержек обращения – важный качественный показатель торговой деятельности. По этому показателю судят с одной стороны, о величине затрат в расчете на 1 руб. (1000 руб.) товарооборота, с другой – о доле торговых расходов в розничной цене, с другой – о доле торговых расходов в розничной цене, об эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Для более глубокого познания сущности издержек и обеспечения возможности управления ими разработана система классификации затрат, то есть их группировка по какому-либо предварительно разработанному или принятому признаку. Классификация позволяет непрерывно контролировать и анализировать издержки обращения по их разновидностям, следить за динамикой, выявлять изменения, тенденции с целью дальнейшего управления ими. Единая классификация издержек обращения дает возможность сопоставлять их не только с затратами внутри торгового предприятия, но и с затратами по другим магазинам. Можно тем самым сравнить качество управления в различных магазинах и в разных отделах.

Издержки обращения а отечественной экономике классифицируются по:

-         видам и статьям расходов;

-         по отраслям хозяйственной деятельности;

-         по товарам.

Единая для всей сферы обращения номенклатура статей издержек обращения включает 15 статей (таблица1.1)

Таблица 1.1

Номенклатура статей издержек обращения торговли


Номера

статей


Наименование статей

1

Расходы на железнодорожные, водные, воздушные, автомобильные и гужевые перевозки

2

Расходы на оплату труда

3

Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря

4

Амортизация основных фондов

5

Отчисления и затраты на ремонт основных средств

6

Износ санитарной одежды, столового белья, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, столовой посуды и приборов

7

Расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд

8

Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров

9

Расходы на торговую рекламу

10

Проценты на пользование кредитов и займов

11

Потери товаров и продуктов при перевозке, хранении и реализации

12

Расходы на тару

13

Отчисления на социальные нужды

14

Налоги, отчисления, сборы, включаемые в издержки обращения

15

Прочие расходы


Потоварная классификация связана с различиями в уровнях затрат, вызванными неодинаковой издержкоемкостью товаров. В основе потоварной классификации лежит сумма расходов, приходящаяся на 1 рублю (100 или 1000 рублей) товарооборота.

С помощью специальных наблюдений выявлено, что уровень издержек обращения по товарным группам имеет весьма широкий диапазон колебаний, например он составляет:[2]

-         для яиц 50%;

-         масла животного 6%;

-         мебели 14,1%;

-         консервов овощных 19,8%;

-         картофеля 18,1%;

-         часов 5,4%;

-         ювелирных изделий 5,7%.

В целом по непродовольственной торговле уровень издержек обращения примерно составляет около 9-15%, по продовольственной – 6-15%, плодоовощной  - 11-20%. Приведенные данные характерны для нынешнего состояния экономики. С улучшением или изменением торговли в целом они могут изменяться.

Помимо вышеперечисленных способов классификации затраты, включаемые в состав издержек обращения, классифицируются по различным признакам.

По участию в образовании стоимости все издержки делятся на чистые и дополнительные.

Чистые издержки обращения – это затраты торгового предприятия по обслуживанию акта купли-продажи товара и смены форм стоимости. Эти затраты общественно необходимы, по своей сути они непроизводительны и не создают потребительную стоимость, не увеличивают стоимость товара. К ним относятся расходы, связанные с рекламой, обслуживанием покупателей, денежным оборотом, ведением кассовых и бухгалтерских операций и т.п.

Дополнительные издержки обращения – это затраты торговых предприятий по выполнению операций, связанных с продолжением процесса производства в сфере обращения. К ним относятся затраты на транспортировку, хранение, доработку, фасовку, упаковку товаров и т.п. В ходе выполнения этих операций товар как потребительная стоимость сохраняется, преобразуется и доводится до потребителя, одновременно увеличивается и его стоимость.

Таким образом, дополнительные издержки возмещаются за счет вновь созданной на предприятии стоимости, а чистые издержки – за счет вновь созданной стоимости и части стоимости, которую уступает торговцу производитель за осуществление окончательной реализации его товара.

В настоящее время доля чистых издержек обращения в общей их сумме возрастает, что диктуется требованиями рынка к повышению культуры обслуживания покупателей и конкурентоспособности предприятий.

По способу отнесения на отдельные товары и товарные группы издержки обращения делятся на прямые и косвенные.

Прямые издержки обращения – это затраты, которые на основании первичных документов напрямую могут быть отнесены на ту или иную товарную группу.

Косвенные издержки обращения невозможно напрямую без предварительных расчетов распределить между товарными группами. Как правило, их распределяют между товарными группами пропорционально какому-либо показателю (торговой площади, объему товарооборота, заработной плате торгово-оперативных работников и т.п.).

Данный способ классификации издержек обращения имеет важное значение для определения издержкоемкости реализации отдельных товаров (затрат на единицу товарооборота по товару или товарной группе), что, в свою очередь, необходимо для обоснования уровня торговой надбавки и исчисления рентабельности продажи отдельных товаров и товарных групп.

По составу различают простые и комплексные издержки. К простым относятся издержки, представляющие собой экономически одноэлементные расходы, неразложимые на разнородные составные части (например, расходы на оплату труда).

Комплексные издержки состоят из разных элементов затрат (например, прочие расходы включают командировочные расходы, износ нематериальных активов, налоги и обязательные платежи и др. расходы).

По рациональности использования все расходы можно разделить на производительные и непроизводительные.

Производительные расходы дают полезный результат: расходы на реализацию товаров обеспечивают предприятию получение розничного товарооборота. Непроизводительные расходы полезного результат не дают, но они бывают неизбежными в процессе осуществления предприятием торгово-хозяйственной деятельности. В торговле это прежде всего потери товаров в виде естественной убыли. Предприятие должно стремиться к снижению непроизводительных потерь путем улучшения организации доставки, хранения и реализации товаров.

По степени зависимости от изменения объема товарооборота издержки обращения подразделяются на постоянные и переменные.

Под постоянными понимаются такие издержки, сумма которых непосредственно не зависит от объема и структуры товарооборота, но их уровень изменяется в обратном по отношению к товарообороту направлении: с увеличением объема товарооборота уровень постоянных издержек обращения, исчисленный в процентах к товарообороту, снижается и наоборот. Постоянные издержки могут быть остаточными и стартовыми (Рисунок 1,1).

К остаточным относится та часть постоянных издержек, которые продолжает нести предприятие, несмотря на то, что процесс реализации товаров на какое-то время полностью остановлен (плата за аренду помещения, коммунальные платежи, выплата заработной платы работникам в сумме минимального размера или части оклада и т.п.).

К стартовым относится та часть постоянных издержек, которые возникают с возобновлением процесса реализации товаров (расходы на электроэнергию, уборку помещений, на заработную плату по ставкам и окладам и т.п.).


Сумма затрат                          

                                                   Постоянные издержки, всего

                                                    Остаточные издержки


                                                   Стартовые издержки

                                                    Объем реализации товаров


Рисунок 1.1 Постоянные издержки обращения


Переменные издержки могут быть пропорционально-переменными, дегрессивно-переменными и прогрессивно-переменными.

Пропорционально-переменные издержки обращения изменяются в том же направлении и темпе, что и объем розничного оборота. Поэтому их сумма изменяется, а уровень остается без изменения.

Дегрессивно-переменные издержки обращения изменяются в относительно меньшей пропорции, чем объем розничного товарооборота, поэтому их уровень несколько снижается с увеличением товарооборота и возрастает в связи с его сокращением.

Прогрессивно-переменные издержки изменяются в относительно большей пропорции, чем объем розничного товарооборота, поэтому их уровень незначительно возрастает с ростом товарооборота и снижается в результате снижения его объема.

Деление издержек обращения на переменные и постоянные носит условный характер, поэтому их чаще называют условно-переменными и условно-постоянными (Рисунок 1.2).

 

















Рисунок 1.2. Структура постоянных и переменных издержек[3]


По видам затрат издержки обращения подразделяются на элементы и статьи, номенклатура и содержание которых установлены Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). В каждый элемент включаются расходы на конкретный вид ресурсов. Группировка затрат производится по следующим экономическим элементам:

-         материальные затраты;

-         затраты на оплату труда;

-         отчисления на социальные нужды;

-         амортизация;

-         прочие затраты.

 Затраты, предусмотренные указанным Положением, включаются в издержки обращения.

Следует иметь ввиду, что к  издержкам обращения не  относится стоимость покупных товаров[4].

1.2 Издержки обращения – как объект бухгалтерского учета


Под издержками обращения понимают затраты материальных, денежных и трудовых ресурсов, связанных с движением товаров от производителя к потребителю[5]. Объектами    бухгалтерского    учета   являются   имущество организаций,   их   обязательства   и   хозяйственные    операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности[6]. Поэтому издержки обращения коммерческой организации является объектом бухгалтерского учета.

Основные задачи учета издержек обращения – обеспечение своевременного, полного и достоверного отражения фактических расходов и контроль использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.[7]

На соответствующие статьи издержек обращения относятся все затраты предприятия производственного характера в полном объеме, но при этом в целях налогообложения прибыли нормируются следующие расходы:

-         компенсация за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей;

-         представительские расходы;

-         затраты на служебные командировки в части оплаты суточных;

-         плата за обучение на основе договоров с учебными заведениями, а также за предоставление услуг по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров и некоторые другие в соответствии с действующим законодательством РФ.

Основными целями учета издержек обращения являются:

-         контроль расходов и доходов предприятия;

-         обеспечение экономии и эффективности производства;

-         выработка учетной информации для анализа и управления предприятием;

-         обеспечение полноты, своевременности и достоверности учетной информации, ее соответствие целям управления, правильному исчислению налогов.  

Для достижения этих целей перед бухгалтерским учетом издержек обращения ставятся следующие задачи:

-         обеспечение правильности документального отражения расходов предприятия и отнесения на синтетические счета;

-         правильное распределение расходов по отчетным периодам;

-         разграничение расходов по видам затрат, номенклатуре статей издержек, по товарным группам и другим классификационным признакам, обеспечивающим информационные потребности экономического анализа и управления;

-         своевременное представление информации о расходах для контроля, анализа и принятия управленческих решений.

Учет издержек обращения базируется на четырех принципах:

1) соответствие учета целям и задачам управления. Организация учета и формирование учетной информации должны осуществляться с целью улучшения работы предприятия, и поэтому соответствовать требованиям совершенствования контроля, анализа, управления и планирования на предприятии;

2) единство учетной номенклатуры. Для обеспечения сопоставимости различных расходов организациями вырабатывается единая номенклатура статей издержек обращения для внутреннего управления;

3) адекватность отчетного периода. Возникающие в текущем периоде затраты должны быть верно распределены между периодами, к которым они относятся;

4) оценка товаров по себестоимости. Издержки обращения в торговле подразделяются на относящиеся к реализованным товарам и к остатку товаров. Это связано с тем, что размеры расходов по реализованным товарам и оставшимся на предприятии не одинаковы. Первые из них относят собственно к издержкам, которые непосредственно влияют на финансовый результат от реализации товаров. Расходы по остаткам товаров считаются составной частью их себестоимости. При этом к себестоимости относят расходы на приобретение товаров до их реализации.

От соблюдения этих принципов зависит правильность и эффективность учета издержек обращения.

Синтетический учет издержек обращения ведут на счете 44 «Расходы на продажу»[8]. По дебету счета накапливают суммы произведенных расходов. Эти суммы в торговых, снабженческих, сбытовых и иных посреднических организациях списываются в дебет счета 90 «Продажи», полностью кроме сумм, подлежащих отнесению на остаток товаров. Таким образом, сальдо счета «Расходы на продажу» показывает величину издержек обращения, приходящихся на остаток товаров, на конец месяца. Их рассчитывают по среднему проценту с учетом переходящего остатка на начало месяца. Сальдо счета «Расходы на продажу» в сумме сальдо счета 41 «Товары» равны фактической себестоимости остатка товарных запасов.

Аналитический учет по счету 44 «Расходы на продажу» по видам и каждой статье расходов, по местам возникновения затрат, по классификационным группам. Рассмотрим учет основных операций по статьям номенклатуры издержек.

На статью «Транспортные расходы» относятся:[9]

-         оплата транспортных услуг сторонних организаций за перевозки товаров и продуктов (плата за перевозки, за подачу вагонов, взвешивание грузов и т.п.);

-         оплата услуг организаций по погрузке и выгрузке товаров и продуктов, плата за экспедиционные операции и другие услуги; стоимость материалов, израсходованных на оборудование транспортных средств и утепление;

-         плата за временное хранение грузов на станциях, пристанях, аэропортах в пределах установленных сроков в соответствии с заключенными договорами; плата за обслуживание подъездных путей и складов, включая плату железным дорогам согласно  заключенным с ними договорам.

На статью «Расходы на оплату труда» относят:

-         затраты по оплате труда основного торгово-производственного персонала предприятия с учетом премий за производственные показатели;

-         стимулирующие и компенсирующие выплаты;

-         компенсации женщинам, находящимся в отпуске по уходу за детьми до определенного законодательством возраста;

-         затраты по оплате труда работников несписочного состава, занятых в основной деятельности и т. п.

По статье «Отчисления на социальные нужды» отражаются: обязательные отчисления по единому социальному налогу по установленным законодательством нормам органам: государственного социального страхования; пенсионного фонда; медицинского страхования.

В синтетическом учете для этого используют счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

К статье «Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, оборудования и инвентаря» относятся: плата за текущую аренду торгово-складских зданий, строений и помещений, сооружения, оборудования и инвентаря и других отдельных объектов основных средств, причитающихся арендодателю; расходы на отопление, освещение, водоснабжения, канализацию и другие коммунальные услуги; расходы на содержание в чистоте помещений, уборку примыкающих к ним участков, вывоз мусора; др.

На статье «Амортизация основных средств» отражаются суммы амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных средств, начисленные исходя из их балансовой стоимости и утвержденных в установленном порядке норм амортизационных отчислений, включая суммы, исчисленные с применением механизма ускоренной амортизации активной части производственных основных средств.

Расходы на проведение всех видов ремонта (текущих, средних, капитальных) основных производственных средств, в том числе расходы по ремонту арендованных основных средств относятся на издержки обращения и производства по статье «Расходы на ремонт основных средств».

Статья «Расходы на топливо, газ и электроэнергию для производственных нужд» отражает: фактическую себестоимость различных видов топлива, потребленных на технологические и иные производственные нужды в предприятиях общественного питания; стоимость электроэнергии, газа и пара, израсходованных на технологические цели, на приведение в движение оборудования и механизмов.

Статья «Расходы на рекламу» отражает все виды затрат, предусмотренные Федеральным законом «О рекламе» от 18.07.95 № 108 – ФЗ.

По статье «Потери товаров и технологические отходы» отражаются: потери товаров и продуктов при железнодорожных, воздушных, автомобильных и гужевых перевозках, хранении и продаже в пределах действующих норм естественной убыли, потери от списания долгов по недостачам товарно-материальных ценностей, денежных средств и др. имущества, когда конкретные виновники не установлены, или во взыскании которых отказано судом.

В статью «Расходы на тару» входят: амортизация тары-оборудования, расходы на ремонт тары-оборудования, стоимость тары, списанной из естественного износа, расходы на перевозку, погрузку и выгрузку тары, расходы на очистку и обработку тары и др.

На статье «Прочие расходы» отражаются: суммы затрат по уплате налогов, сборов, отчислений в бюджет и во внебюджетные фонды, вознаграждения изобретения и рационализаторские предложения, износ по нематериальным активам; расходы по ведению кассового хозяйства, расходы по ведению реестра акционеров; расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, медицинского осмотра, стоимость мыла, аптечек, медикаментов; оплата консультационных, аудиторских, информационных услуг.

Для выявления финансового результата от реализации товаров как основного вида деятельности на предприятиях торговли определяют сумму издержек, относящихся к реализованным товарам.

Издержки по реализованным товарам определяют посредством ежемесячного распределения издержек обращения между реализованными и нереализованными товарами. Предварительно рассчитывают издержки, приходящиеся на остаток товаров, которые не являются в полном смысле издержками за месяц, формирующими финансовый результат, поскольку товары, к которым они относятся, еще не проданы. Поэтому затраты, относящиеся к остатку товаров, учитываются в виде переходящего остатка на начало следующего за отчетным периода. Расчет издержек, относящихся к остатку товаров, производят в следующем порядке[10]:

1)суммируются транспортные расходы и расходы по оплате процентов по кредитам (кроме денежных) на остаток товаров на начало месяца и произведенные в отчетном месяце;

2)определяется сумма товаров, реализованных в отчетном месяце, и остатка товаров на конец месяца;

3)отношением определенной в п.1 суммы издержек к сумме реализованных и оставшихся товаров (отраженных в п. 2) определяется средний процент издержек к общей стоимости товаров;

4) умножением суммы остатка товаров на конец месяца на средний процент указанных расходов определяется их сумма, относящаяся к остатку нереализованных товаров на конец месяца.

Издержки, приходящиеся на реализованные товары, составляют разницу между общей суммой издержек за месяц с начальным остатком и издержками, относящимися к остатку товаров на конец месяца. Эта величина списывается в дебет счета 90 «Продажи» для отражения финансового результата от продажи.

В учете издержки обращения собираются в течение отчетного периода по дебету счета 44»Расходы на продажу», субсчет «Издержки обращения», в корреспонденции с разными счетами в зависимости от содержания хозяйственных операций (Таблица 1.2)


  Таблица 1.2

Синтетический учет издержек обращения

№ п/п

Содержание операций

Корреспонденция счетов

дебет

кредит

1

Отражена сумма амортизации основных средств

44

02

2

Отражена сумма нематериальных активов

44

05

3

Списываются материалы, израсходованные на упаковку и хранение товара

44

10

4

Получен счет за услуги производственного характера (по охране объектов, по осуществлению транспортировки, за информационные, консультационные и прочие услуги)


44


60

5

Начисляются налоги и отчисления, относящиеся на издержки обращения

44

68

6

Начисляется заработная плата работникам торгового предприятия

44

70

7

Начислены ЕСН и взносы на страхование

44

69

8

Списываются командировочные, представительские и другие подобные расходы, отнесенные к производственным, по авансовым отчетам сотрудников


44


71

9

Оплачены страховые платежи по договорам со страховыми компаниями

44

76

10

Списываются суммы недостач и потерь от порчи товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли

44

94

11

Образование резервов на оплату отпусков, ремонт основных средств и т.п.

44

96

12

Отнесение оплаченных ранее расходов к расходам отчетного периода

44

97


Собранные на счете 44 расходы на продажу в части реализованных товаров списываются на счет учета продажи товаров, что отражается проводкой:

Дебет 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж» или субсчет «Коммерческие расходы».

Кредит 44 «Расходы на продажу», субсчет «Издержки обращения».

Необходимо отметить, что в настоящее время нормы естественной убыли правительством РФ не установлены, поэтому предприятия, применяющие старые нормы естественной убыли, могут списывать потери товаров на издержки обращения только для целей учета. Для целей налогообложения эти расходы не принимаются в уменьшение налоговой базы.


1.3 Методика анализа издержек обращения

В рыночных условиях хозяйствования, когда организация осуществляет свою деятельность в целях получения прибыли, возникает необходимость управления ею. Поэтому встает задача определения не только явных бухгалтерских издержек обращения, но и неявных затрат, а также предстоящих издержек и издержек упущенных возможностей (недополучение прибыли).

Анализ издержек обращения направлен на выявление возможностей повышения эффективности работы торгового предприятия за счет рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов в процессе осуществления актов купли-продажи товаров и организации торгового обслуживания потребителей. В конкурентной борьбе предприятий за максимально высокую прибыль необходимо проводить систематический анализ фактических издержек с целью недопущения случаев их неэффективного расходования.

Полный анализ издержек обращения необходимо производить не реже одного раза в квартал, текущий – ежемесячно. Для достижения поставленной цели необходимо ежедневно проводить сравнительный анализ фактических издержек обращения с предельно допустимыми, нормативными, прогнозными, а также с индексами объемов продаж, валовых доходов, прибылью.

Изучение издержек обращения позволяет дать более правильную оценку показателей прибыли и рентабельности, генеральных, текущих и стратегических целей.

Задачами полного анализа издержек обращения является определение:

·        ожидаемы (фактических) уровней выполнения плана издержек обращения и суммы затрат по общему уровню и по отдельным статьям расходов;

·        динамики и степени выполнения плана по издержкам;

·        размера и темпа изменения фактического (ожидаемого) уровня издержек обращения по сравнению с плановым уровнем;

·        величины экономии или перерасхода средств по общему уровню и отдельным статьям;

·        изменений размера влияния основных факторов на отклонение фактических затрат от плановых;

·        изменений в издержках обращения подведомственных предприятий;

·        издержкоемкости отдельных видов товаров; размера различий в сравнении с издержками конкурентов.

По итогам анализа составляется пояснительная записка, содержащая конкретные рекомендации по управлению издержками и ликвидации нерациональных текущих затрат в торговле.

Анализ издержек обращения осуществляется в основном по показателям их уровня, так как оценка затрат в стоимостном выражении не позволяет судить об их объективности.

Источниками информации для анализа издержек обращения служат:

·        оперативные данные бухгалтерского учета;

·        статистическая отчетность;

·        материалы документальных ревизий;

·        материалы инвентаризаций;

·        материалы проверок;

·        докладные записки;

·        результаты наблюдений.

Анализ начинают с определения абсолютной суммы экономии (перерасхода) издержек обращения:

А эк./пер. = ИО 1 – ИО 0 , (1.1)

где  А эк./пер. – сумма абсолютной экономии (перерасхода) издержек                          обращения, руб.;

          ИО 1 – фактическая сумма издержек обращения отчетного периода, руб.;

              ИО 0 – плановая сумма издержек обращения отчетного периода или фактическая сумма базисного периода.

Расчет абсолютной суммы экономии (перерасхода) издержек обращения должен быть дополнен расчетом относительной экономии (перерасхода). Для определения относительно отклонения следует скорректировать базисное значение издержек обращения на фактический объем розничного товарооборота отчетного периода. При этом следует учитывать условное деление издержек обращения на переменные и постоянные.

ИО скор.о = ИО пост.0 + Рi * УИО пер.0 / 100 (1.2)

где ИО скор.0 – базисная сумма издержек обращения, скорректированная на                              фактический товарооборот отчетного периода, руб.;

ИО пост.0 – условно-постоянные издержки обращения базисного периода,                              руб.;

УИО пер.0 – уровень условно-переменных издержек обращения базисного                               периода , %;

      Рi – фактический объем розничного товарооборота отчетного года.

Сумма относительной экономии (перерасхода) издержек обращения представляет собой разницу между фактическими издержками отчетного года и базисными скорректированными издержками:

О экс./пер. = ИО 1 – ИО скор.0  (1.3)

При проведении анализа издержек обращения определяют размер и темп изменения их уровня:

DУИО = УИО1 – УИО2,

где DУИО – размер изменения уровня издержек обращения, %;

      УИО1 – отчетный уровень издержек обращения, %;

      УИО2 – базисный уровень издержек обращения, %

Т ио = УИО1  УИО0 * 100%, (1.4)

где И ио – темп изменения уровня издержек обращения, %.

Анализ общего уровня и суммы издержек обращения в сопоставлении с планом и соответствующим периодом прошлого года производится за год, по кварталам, по месяцам и по подразделениям.

Следующим этапом анализа является изучение состава и структуры расходов, соблюдения сметы по отдельным видам затрат. При этом в первую очередь должны анализироваться статьи, занимающие наибольший удельный вес в издержках обращения, и условно-постоянные расходы. Оценку выполнения сметы издержек обращения по условно-переменным статьям следует давать по их уровню, по условно-постоянным статьям – по абсолютной величине.

Следующим этапом анализа должно стать выявление объективности значительного влияния прочих факторов на издержки обращения. Если это обусловлено качественным совершенствованием процесса продаж, то такое изменение издержек допустимо, если же нет, следует срочно разработать меры по уменьшению влияния прочих факторов на условно-постоянные затраты, которые несет торговое предприятие в процессе осуществления им своих функций и задач.

В условиях конкурентной среды, характерной для рыночных отношений, уровень издержек обращения находятся под влиянием факторов цен. Изменение цен и тарифов влияет с различной силой и направленностью воздействия почти на все материальные затраты. Уровень условно-переменных затрат при изменении цен остается прежним. Уровень условно-постоянных затрат находится в обратной зависимости от изменения уровня цен на товары.

Снижение или рост издержек обращения за счет изменения цен не характеризует эффективность работы торгового предприятия, так как изменение цен в основном зависит от влияния факторов внешней среды торгового предприятия.

Разница между уровнем издержек обращения в действующих ценах и сопоставимых даст влияние ценового фактора.

УИО скор.1 = УИО н/з1 + (ИО зав.1 – (P1/Jp) / 100, (1.5)

где УИО скор.1 – скорректированный отчетный уровень издержек обращения, %;

УИО н/з1 – уровень независимых от изменения розничных цен издержек;

ИО зав.1 – сумма независимых от изменения цен издержек обращения                          отчетного года, руб.;

        Jp – индекс цен;

P1 – фактический объем розничного товарооборота отчетного года, руб.

План издержек обращения разрабатывается торговым предприятием самостоятельно и представляет собой важнейший раздел финансового плана. Планирование издержек обращения осуществляется по этапам, в последовательности:

1)         расчет максимально возможной суммы издержек для обеспечения безубыточной работы торгового предприятия;

2)         выработка основных направлений обеспечения режима экономии издержек обращения;

3)         расчет плана издержек обращения по общему объему и в разрезе отдельных статей.

В ходе проведения предпланового анализа издержек обращения выявляются тенденции изменения за предплановый период их суммы и уровня, состава и структуры, сопоставляются темпы изменения затрат и розничного товарооборота.

Плановая сумма издержек обращения должна соответствовать соотношению:

ИО min £ ИО пл £ ИО max  (1.6)


Только такое соотношение плановых, минимальных и максимальных издержек обращения обеспечит высокую культуру обслуживания покупателей и безубыточную (или прибыльную) работу торгового предприятия.

Работа торгового предприятия будет безубыточной в случае равенства между доходами и затратами:


ИО пер + ИО пост = ВД – НДС, (1.7)


где ИО пер – переменные издержки обращения;

 ИО пост – постоянные издержки обращения;

ВД – сумма валового дохода;

НДС – налог на добавленную стоимость.

После определения границ, в пределах которых должны быть запланированы издержки обращения, приступают к выработке основных направлений по обеспечению на торговом предприятии режима экономии, что подразумевает систему форм и методов планомерного сокращения затрат относительно получаемого полезного результата. Реализация мероприятий, направленных на обеспечение режима экономии, обеспечивает снижение уровня издержек обращения. Эти мероприятия могут быть связаны с совершенствованием:

·        торгово-технического процесса;

·        структуры товарооборота и процесса нормирования товарных запасов;

·        использования материально-технической базы торгового предприятия;

·        организации и оплаты труда работников торгового предприятия.

Таким образом, планирование издержек обращения позволяет установить для торгового предприятия планируемый размер ожидаемой прибыли в зависимости от выбранной стратегии и финансовых ресурсов, для чего необходимо систематически проводить текущий и фактический анализ издержек обращения.


[1] Альбеков А.У., Согомонян С.А. Экономика коммерческого предприятия. Ростов-на-Дону, Феникс, 2002. с. 256

[2] Альбеков А.У., Согомонян С.А. Экономика коммерческого предприятия. Ростов-на-Дону, Феникс, 2002. с. 259

[3] Альбеков А.У., Согомонян С.А. Экономика коммерческого предприятия. Ростов-на-Дону, Феникс, 2002. с. 263

[4]Налоговый кодекс РФ. – статья 320 (в ред. от 23.12.2003 г.)

[5] Бухгалтерский учет в торговле: Учеб. пособие / Под ред. Баканова М. И. – М.: Финансы и статистика, 2002. –  с. 143


[6]Федеральный закон от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 30.06.2003)

[7]Никандрова Л.К. Бухгалтерский учет в торговле и общественном питании. – М.: РИОР, 2004. – с. 83

[8] План счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 31.10.2000 г. № 94-н. (изменен 07.05.2003 г. №38н)


[9] Пошерстник Н. В., Мейксин М. С. Бухгалтер торгового предприятия (6-е изд.) – Спб.: «Издательский дом     Герда», 2003. –  с.623

 

[10] Бухгалтерский учет в торговле: Учеб. пособие / Под ред. Баканова М. И. – М.: Финансы и статистика, 2002. –  с.176