Содержание


2. Лекционно-семинарская система обучения в современной школе............... 3

2.1. Возрастные особенности старшеклассников и возможности использования лекционно-семинарской системы обучения.................................................... 6

2.2. Преимущества использования лекционно-семинарской системы  обучения........................................................................................................................ 11

2.3. Элементы лекционно-семинарской системы обучения......................... 12

2.3.1. Школьная лекция.............................................................................. 13

2.3.2. Урок-практикум................................................................................ 25

2.3.3.Урок-диалог....................................................................................... 28

2.3.4. Консультация.................................................................................... 29

2.3.5. Семинар............................................................................................ 30

2.3.6. Зачет.................................................................................................. 38

2.4. Технологическая карта уроков.............................................................. 47

2.5. Конспект уроков..................................................................................... 52

Урок № 1 Тема: "Демографический портрет населения Швеции"........... 52

Урок № 2 Тема: «Экономико-географические характеристики населения Швеции"..................................................................................................................... 53

Урок № 3 Тема: "Социально-экономические особенности и проблемы населения Швеции"……………………………………………………………54

Урок № 4. Тема «Население Швеции».......................................................... 55

Список литературы:.......................................................................................... 65




2. Лекционно-семинарская система обучения в современной школе


Одним из путей решения задачи формирования творческой личности отличающейся самостоятельностью мышления, умением работать с книгой и рационально организовывать свой труд, следует считать введение в практику работы учителей старших классов лекционно-семинарской системы обучения. Общепринятой формой организации обучения в старшей школе является комбинированный урок. Различие между традиционной и лекционно-семинарской системой обучения состоит в различной организации изучения учащимися программного материала. Комбинированный урок включает в себя обязательные этапы:

§  изучение нового материала;

§  закрепление;

§  контроль знаний.

При лекционно-семинарской системе обучения каждый этап комбинированного урока выносится в отдельный урок:

§  урок подачи нового материала (урок-лекция);

§  закрепление (урок-диалог; урок-практикум, урок-консультация);

§  контроль знаний (урок-зачет).

Заменяя урочную систему обучения на лекционно-семинарскую, мы поставили перед собой цель - приблизить условия учебного труда старшеклассников к ВУЗовским условиям обучения; формировать творческую личность, способную рационально организовывать свой труд; подготовить учащихся 10-11 классов не только к полноценному включению в трудовую жизнь, но и к продолжению образования в средних специальных или высших учебных заведениях.

Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:

1) Реализовать через лекционно-семинарскую систему обучения принципы педагогики сотрудничества т. к. именно этот принцип лежит в основе взаимоотношений учитель-ученик. Взаимоуважение, демократический стиль общения - основа успешного труда и учителя и ученика старшей школы.

2) Оптимизировать учебно-воспитательный процесс.

3) Создать благоприятные условия не только для обучения, но и для развития и воспитания старшеклассников в процессе обучения. Показателями развития учащихся являются сознательное и уверенное применение ими знаний; самостоятельное установление предметных и межпредметных связей; высокий уровень умений самостоятельной умственной деятельности и т. д.

4) Использовать дифференцированную и индивидуальную работу с учащимися, учитывая целенаправленность старшеклассников.

Лекционно-семинарская система обучения имеет следующие функции:

Информационную, выражающуюся в передаче учащимся специально отобранного и особым образом структурированного учебного материала. Содержательная сторона уроков обеспечивает формирование системы знаний, подлежащих усвоению учащимися;

Мировоззренческую, содержащую решение задачи связанной с формированием мировоззрения учащихся. И дело не только в том, что учитель умело раскрывает логику развития науки и решение ее проблем, но и в том, что он управляет мышлением учащихся, вызывая их активность и сложные процессы предвосхищения возможных исходов тех или иных событий, процессов, явлений, результатов эксперимента и т. д. Особое место здесь занимает раскрытие методологии науки.

Методическую, означающую методическое руководство деятельностью учащихся. Оно осуществляется как через логику науки, так и непосредственным введением на уроках методических рекомендаций по работе над учебным материалом.

В условиях лекционно-семинарской системы обучения все названные функции неразрывно связаны друг с другом, постоянно взаимодействуют, а в ряде случаев переходят одна в другую.

К лекционно-семинарской системе обучения предъявляются следующие важнейшие дидактические требования:

1) Высокая идейность, методологическая и мировоззренческая направленность.

2) Познавательная ценность: высокий научный уровень уроков, отражение на занятиях научно-технического прогресса, использование четких и точных доказательств, высказанных положений и суждений.

3) Неразрывная связь изучаемого материала с жизнью и окружающей действительностью.

4) Мотивация учения: умение использовать различные виды мотивации, соответствующие содержанию изучаемого материала, характеру познавательной деятельности и возрасту учащихся.

5) Реализация замысла на основе высокой активности всех познавательных процессов: развитие творческого мышления, обучение умению учиться, формирование умений и навыков, опора на все виды внимания, восприятия, запоминания и т. д., создание условий для использования учащимися своих сил и возможностей.

6) Правильный выбор и применение преподавателем разнообразных источников приобретения знаний учащимися, использование различных приемов учебной деятельности.

7) Гибкость методики, умение соотносить ее с возрастом учащихся, уровнем их подготовленности и развития.

8) Развитие у учащихся стремления к знаниям, самообразованию, умения самостоятельно расширять и углублять свои знания.

9) Соблюдение педагогического такта, обеспечивающего правильные взаимоотношения между преподавателем и учащимися.

В зависимости от количества часов данной темы, от ее своеобразия, меняется количество тех или иных форм уроков, их последовательность. Но общая схема от лекции к зачету выдерживается обязательно [8, C. 78-79]

2.1. Возрастные особенности старшеклассников и возможности использования лекционно-семинарской системы обучения


Проблема умственного развития учащихся является одной из актуальных в школьном образовании. Анализ процесса и результатов обучения учащихся географии свидетельствует, что в школах широко распространена лекционно-семинарская система обучения, положительной стороной которой является строго заданная организационная четкость.

Одной из особенностей системы развивающего обучения является признание ведущей роли теоретических знаний. Это предполагает значительно более четкую, чем при традиционной системе, структуризацию содержания учебного предмета, системность и целостность его построения с соблюдением принципа доступности в обучении.

Одной из центральных задач обновления содержания школьного курса географии является выделение системы теоретических понятий как центрального компонента содержания учебного предмета. Осуществление принципов развивающего обучения требует от учителя не столько предподнесения учащимся готовых знаний, сколько организации умственной деятельности детей, направленной на получение новых знаний в процессе выполнения разнообразных учебных задач [43, C.80].

Подростковый возраст – остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т.д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества [36, C. 32].

Формирование ответственного и добросовестного отношения к учению у подростков. Многие подростки тяготиться школь­ными обязанностями, стремятся пропустить урок, их ста­рательность уменьшается, авторитет учителя падает. Даже сами дети замечают происходящую в них перемену.

Получается странная, парадоксальная картина: все психические процессы и функции детей старшего школьного возраста усложняются и совершенствуются память приобретает логический характер, внимание становится более устойчивым и произвольным, интеллектуальные операции более абстрактными и сложными; а вот нравственные качества - ответственность, прилежание, стремление к серьезной, общественно значимой деятельности, уважение к труду, к старшим не только не совершенствуются, но даже претерпевают как бы обратное развитие.

Отношения между детьми в классе строятся преиму­щественно через учителя: учитель выделяет кого-либо из учеников как образец для подражания, он определяет их суждения друг о друге, он организует их совместную дея­тельность и общение, его требования и оценки принима­ются и усваиваются учащимися.

Вместе с тем и взрослый в этот период начинает зани­мать в жизни детей уже иное место. Во-первых, с возра­стом дети становятся все более самостоятельными и ме­нее зависимыми от помощи взрослых. Но самое главное заключается в том, что, почти заканчивая школу, они обретают новую сферу жизни, полную своих собственных забот, ин­тересов, своих взаимоотношений со сверстниками.

Теперь уже не только мнение взрослого, но и отношение со стороны одноклассников определяет по­ложение ребенка среди других детей и обеспечивает пере­живание им большего или меньшего эмоционального благополучия. Таким образом, оценки товарищей, мнение подросткового коллектива становятся постепенно основными мотивами поведения школьника.

Формирование у старшего школьника нравственных качеств личности. В психологии подавляющее большинство исследователей также отмечает огромное значение при­вычных форм поведения для формирования нравствен­ной стороны личности ребенка. С. Л. Рубинштейн, напри­мер, утверждает, что «...побуждая человека поступать определенным образом, мировоззрение, мораль, как бы оседают и закрепляются в его характере в виде привы­чек - привычных способов нравственного поведения. Превращаясь в привычки, они становятся «второй нату­рой» человека». Большое значение при­вычкам придают также Б. Г. Ананьев, А. А. Смирнов и другие.

Мы предположили, что в основе качеств или свойств личности лежат закрепившиеся и ставшие привычными формы поведения ребенка. Кроме того, мы предположи­ли, что закрепление «упражняемых» форм поведения и возникновение у ребенка потребности действовать со­ответственно этим усвоенным формам происходит лишь в том случае, если «упражнение» осуществляется только по определенным мотивам. Если же данная форма пове­дения осуществляется по принуждению, то хотя ребенок и приучается действовать по требованиям окружающих, однако у него не возникает потребности поступать так же и в тех случаях, когда отсутствует это требование или контроль за его выполнением. Следовательно, пове­дение, выработанное по принуждению, не является устой­чивым и не соответствует тому главному нравственному критерию, который был выдвинут А. С. Макаренко: хо­рошо нравственно воспитанный ребенок должен посту­пать правильно не только на людях, но и наедине с са­мим собой.

Исследования по формированию качеств личности школьника позволили сделать выводы и по некоторым общим закономерностям этого процесса, которые могут и должны быть использованы педагогикой при разра­ботке ею конкретных вопросов построения методики вос­питательного процесса.

Эти выводы в основном сводятся к следующему.

Качества личности представляют собой результат усвоения подростком существующих в данном обществе форм поведения. По своей психологической природе они являются как бы синтезом, сплавом специфического для данного качества мотива и специфических для него форм и способов поведения.

Формирование качеств происходит в процессе упраж­нения подростка в соответствующих формах поведения, осуществляющегося при наличии определенной моти­вации.

Старший школьный возраст – это возраст формирования собственных взглядов и отношений, поисков своего самоопределения. Именно в этом выражается самостоятельность старшеклассников. Старшие школьники наиболее важной сферой проявления своей самостоятельности считают, собственные взгляды, оценки, мнения.

Также характерной особенностью личности старшего школьника является рост его самосознания. Уровень самосознания определяет и уровень требований старшеклассников к окружающим людям и к самим себе. Они становятся более критичными и самокритичными, предъявляют высокие требования к моральному облику взрослого и сверстника.

Формирование мировоззрения, самостоятельности суждений, повышенное требование к моральному облику человека, формирование самооценки, стремление к самовоспитанию – вот те новообразования, которые проявляются в личности старшего школьника.

У старшеклассников интерес к учению повышается. Это связано с тем, что складывается новая мотивационная структура учения. Ведущее место занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовка к самостоятельной жизни. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся действенными.

Сохраняют свою силу мотивы, лежащие в учебной деятельности, интерес к содержанию и процессу учения. Наряду с интересом к фактам, у старшего школьника проявляется интерес к теоретическим проблемам, к методам научного исследования, к самостоятельной поисковой деятельности по решению сложных задач.

Старший школьный возраст – это пора поисков и открытий. Старшеклассники любят исследовать и экспериментировать, создавать новое, оригинальное. Они с большим интересом занимаются в различных научных обществах и других юношеских объединениях.

Большинство старшеклассников высказываются в пользу активных и самостоятельных форм деятельности: семинаров, практических работ, изучения первоисточников.

Лекционно-семинарская система обучения позволяет охватить весь процесс постоянного формирования и развития вышеописанных индивидуальных особенностей, свойственных для старшего школьного возраста: от показа образца решения проблемы на лекции, репродуктивной деятельности на практикуме, до реализации самостоятельных творческих способностей на семинаре. Эта система обучения представляет собой неограниченные возможности для использования различных форм, методов и видов учебной деятельности, то есть открывает широкий диапозон апробации своих возможностей в процессе учебной деятельности. Система занятий является примером для самостоятельного планирования своей деятельности, формирует социальную позицию «я взрослый», обучает умениям самоконтроля и самооценки, то есть сама является мотивом для познавательной деятельности учащихся.

Лекционно-семинарская система обучения способствует формированию умений самообразовательной деятельности. Регламент школьной программы не позволяет сформулировать и реализовать индивидуальный стиль умственной деятельности, подростковое творчество иногда полнее и ярче проявляется вне класса, где эффективно развивается самостоятельность мышления, умение планирования собственной работы, опыт саморефлексии. Показанные на лекции приемы, необходимые в процессе самостоятельной деятельности апробируется на практикумах и самостоятельно используются учащимися при подготовке к семинару.

Таким образом, лекционно-семинарская система обучения является наиболее эффективной и соответствующей для старшего школьного возраста, так как предоставляет широкие возможности для формирования личности и индивидуального стиля деятельности, способствует росту самостоятельности учащихся, что необходимо для саморазвития и установления «взрослой2 социальной позиции.


2.2. Преимущества использования лекционно-семинарской системы обучения


Основополагающими принципами учебно-воспитательного процесса старшей школы в условиях лекционно-семинарской системы обучения являются:

–       принцип тематической концентрации учебного материала; именно он позволяет высвободить время для реализации следующего принципа:

–       принцип обучения на оптимальном уровне сложности; его реализация способствует организации учебного труда старшеклассника с учетом его индивидуальных способностей.

–       принцип поэтапного рассмотрения учебного материала на разных уровнях познания; этот принцип позволяет многократно на разных уровнях строить процесс обучения по уже сказанной схеме.

Первый уровень познания - урок-лекция, на котором учащиеся коллективно воспринимают, осмысливают, усваивают новый материал.

Второй уровень познаний - урок-практикум, на котором учащиеся не только осмысливают, но и применяют свои знания.

Третий уровень познания - урок-семинар, на котором происходит закрепление, совершенствование и творческое применение знаний, умений и навыков.

Четвертый уровень познания - урок-консультация, на котором происходит не только применение знаний, умений и навыков, но и их коррекция.

Пятый уровень познания - урок-зачет, на котором учащиеся обобщают и систематизируют свои знания по теме.

–       принцип постоянного и многократного контроля за качеством и глубиной усвоения учебного материала и уровня сформированности учебных умений.

Таким образом, лекционно-семинарская система организации учебного процесса дает возможность ученику многократно, на разных уровнях познания, поработать над изучаемым материалом. Выполняемые на уроках действия прежде всего помогают интенсифицировать процесс обучения, обеспечивают всестороннее и прочное усвоение знаний каждым учащимся в соответствии с его индивидуальными возможностями и развитием.

2.3. Элементы лекционно-семинарской системы обучения


В условиях лекционно-семинарской системы обучения учащихся 10 классов изучение любого предмета, темы строится по следующей схеме, в следующей последовательности:

§  урок-лекция

§  урок-практикум

§  урок-диалог

§  урок-семинар

§  урок-консультация

§  урок-зачет.


2.3.1. Школьная лекция


Под школьной лекцией обычно понимается развернутое теоретическое рассуждение, научный анализ и обобщение конкретного материала. Лекция должна характеризоваться не длительностью повествования, а важностью и сложностью изучаемой проблемы, глубиной, последовательностью и аргументированностью. Нередко учителя переносят приемы и методы использования вузовского преподавания в школу. Поэтому хотелось бы сформулировать основные, на наш взгляд, принципы использования лекционной формы изложения материала в школе:

§  лекция должна непременно включать в себя элементы беседы. Рекомендуется вводная или повторительно-обобщающая беседа в начале занятия. В ходе лекции учителю необходимо неоднократно прерывать изложение вопросами, побуждая учащихся к активной работе. В завершении лекции необходимо закрепить новый материал при помощи беседы с учащимися;

§  учитель обязан выборочно просматривать записи учащихся, разбирая типичные ошибки. Тему и план лекции необходимо записать на доске. В ходе урока учитель выделяет наиболее важные моменты для записи, а иногда и подсказывает наиболее практичные формулировки, цитаты и.т.п.

§  учитель ведет школьную лекцию более медленным темпом;

§  перед началом лекции целесообразно поставить проблемное задание, которое учащиеся должны выполнить в конце урока.

Отдельные лекции тщательно планируются, как правило, они состоят из трех частей:

1.                             Вводная часть. Называется тема, формулируются задачи, дается краткая характеристика проблемы, освещается состояние вопросов, называется литература к лекции, устанавливается связь с предыдущими занятиями.

2.                             Изложение материала лекции. Учитель разбирает факты, приводит нужную информацию, анализирует сложившийся опыт, дает, где нужно исторические справки, определяет свою позицию, дает оценку сложившейся практике и научным исследованиям, устанавливает связь с практикой, жизнью, дает установки, раскрывает перспективы развития, возможные научные поиски по данному вопросу.

3.                             Заключение. Даются формулировки основных выводов, указания к дальнейшей самостоятельной работе, методические советы.

Даются ответы на вопросы.

Основные требования к школьной лекции:

§  она должна быть безукоризненна в научном отношении, учить мыслить, а не мыслям, давать образцы анализа, разбора, обобщения, выходя за рамки учебника;

§  изложение материала должно быть образным, доступным, но вместе с тем логичным, системным и последовательным;

§  в ходе лекции могут быть использованы наглядные пособия, схемы, раздаточный материал;

§  лекция должна быть длительно-монологической;

§  неприемлемо в лекции этапы осмысления, закрепления, запоминания и применения переносить на дом;

§  лекция ни в коем случае не должна занимать все занятие;

§  необходимо резервировать время (5-10 минут) на проверку усвоения лекции и на задание нового урока.

Классификация школьных лекций:

§  знакомство в свернутом виде с основными теоретическими положениями темы и с общей характеристикой крупной проблемы;

§  установочные лекции рассматривают сжатое изложение основного содержания какой-либо темы;

§  текущие лекции разъясняют сложные темы, если для традиционного изучения у учащихся отсутствует необходимый потенциал;

§  обобщающие лекции анализируют ранее изученный материал и систематизируют знания;

§  обзорные лекции рассматривают основные вопросы темы в порядке ознакомления.

Эффективная лекция диалектически сочетает в себе глубокое идейное содержание с рациональной формой ее изложения. Такая лекция содержите не только богатое содержание, но и строгую дидактическую систему его построения и оптимальную методику его подачи. Для повышения эффективности лекций важно выявить их типологию, особенности структуры, этапы подготовки.

Конспект каждой лекции должен содержать:

§  тему (точно сформулированную);

§  цель и задачи;

§  список литературы обязательной и дополнительной;

§  текст содержания (с выделением основного и второстепенного);

§  задания для самостоятельной работы.

Этапы подготовки лекции:

§  изучение программы и учебников;

§  составление списка литературы;

§  изучение литературы, отбор содержания и его стилистическая правка;

§  выбор типа композиции;

§  написание плана или конспекта с вычленением в нем главного в помощь слушателям при записи лекции (а еще лучше составление микрофильма);

§  подбор наглядности (таблиц, открыток, фотографий, диапозитивов или кинолент и других технических средств (киноаппарат, проекционная аппаратура, магнитофон и т.д.).

Форма подачи:

§  голосовое оформление (с точки зрения педагогической психологии);

§  мимика и жесты;

§  репетирование (перед зеркалом и магнитофоном) с хронометрированием времени на всю лекцию и отдельные ее части.

Организация аудитории и методика чтения.

До начала:

§  проверить состояние классной комнаты (наличие света, чистой доски и мела, чистоты и свежести воздуха, мебели, кафедры, указки, достаточного количества рабочих мест для учащихся и др.);

§  написать на доске тему, план, литературу, термины, цифры и т.д.

§  разместить наглядные пособия и технические средства.

После начала лекции:

§  устно сообщить тему и мотивировать ее назначение;

§  четко выделить цель и задачи лекции;

§  помочь учащимися записать в тетрадях тему, план и литературу (с аннотациями и заданиями).

При чтении лекции учесть ряд правил:

§  читать по плану;

§  с дифференцированием (подробнее и помочь записать то, что хуже освещено в учебниках);

§  выделением интонационно каждого вопроса;

§  в каждом вопросе вычленять главное (для запоминания) и второстепенное (для иллюстрации), интересное и неинтересное (изложить его увлекательно), трудное и простое (изложитьего значимо);

§  снайперская точность формулировок;

§  термины четко проговаривать и расшифровывать и записывать на доске;

§  доводить каждую истину до убеждения каждого ученика, избегать нудного тона, заунывности, равнодушия;

§  чувствовать и понимать реакцию класса;

§   использовать обратную информацию, желательно после каждого раздела, вопроса.

Во время объяснения нового материала учитель обязан привлекать учащихся к самостоятельно работе. Приемы самые разнообразные.

§  Учитель читает лекцию, что-то объясняет, в нужный момент задает вопрос классу. Например, в ходе лекции на тему «Демографический портрет населения» можно задать вопрос классу: «Как правительство Швеции стимулировало рождаемость в стране?»

Дети должны вспомнить, подумать, найти решение.

§  Второй прием. Что-то объясняя учитель обращается к классу: «Откройте учебники на 70 странице, прочитайте про себя первый обзац и объясните почему типовая шведская семья как экономическая и административная ячейка в течение последних десятилетий была заменена индивидуумом».

§  Третий прием. Учитель объясняет материал, а затем дает вопросы и включает диафильм. Таким образом, при пояснении темы «Демографический портрет населения» можно показать фильм детям. Дети целенаправленно смотрят на экран, они включены в познавательную деятельность.

§  Четвертый пример. Прервав объяснение, учитель демонстрирует наглядное пособие, макет, увеличенные фотоснимки и т. д. и просит разъяснить, что изображено, сущность изображенного. Школьники не только закрепляют только что полученные знания, но и рассуждают, ищут оригинальный ответ, практически участвуют в познавательном процессе. Приобретают новые знания, навыки.

§  Пятый прием. Перед объяснение учитель дает какие-то задания: прочесть параграфы и подготовиться к ответам на определенные вопросы.

Рассмотрим примерный ход лекции на тему: «Демографический портрет населения Швеции».

Сама лекция должна содержать следующий материал.

Швеция была первой страной в мире, где в 1749 была проведена перепись населения (1765 тыс. человек). В 2003 в стране проживало 8878 тыс. жителей. Со времен первой переписи в Швеции сохранялось преобладание женского населения над мужским, однако в последние годы разница сократилась за счет иммиграции иностранных рабочих. В сельских местностях сохраняется преобладание мужчин, но в городах, где проживает большинство шведов, женщины более многочисленны.

Наиболее густо заселены равнины на юге Средней Швеции, в Сконе и вдоль южного побережья. Особенно высокой плотностью отличаются районы прилегающие к Стокгольму, Гётеборгу и Мальмё. Лишь 10% населения проживают в четырех провинциях (ленах) в северной половине страны. Наиболее редко заселены внутренние северные районы и плато Смоланд.

Естественный прирост населения с 1970-х годов в среднем составлял 0,2–0,3% в год, а в 2003 составил 0,1%. Коэффициенты рождаемости и смертности с 1930 оставались на низком уровне. Опасаясь сокращения численности населения в 1930-е годы вследствие малой рождаемости (в среднем 14,5 на 1000 жителей), правительство пошло на выплату пособий многодетным семьям. В период с 1940 по 1950 имел место непродолжительный всплеск рождаемости – 18,5 на 1000 жителей, которая вскоре пошла на убыль. В начале 1980-х годов рождаемость не превышала 12 на 1000 жителей, но после небольшого подъема к 2003 вновь снизилась до 9,71 на 1000..Благодаря превосходной организации здравоохранения в Швеции детская смертность сократилась с 46 на 1000 новорожденных в 1930-х годах до менее 4 на 1000 новорожденных к 2003. Смертность до 2003 держится на уровне 10–11 человек на 1000 жителей. По сравнению с 1940-ми годами доля лиц в возрастной категории 65 лет и старше увеличилась более чем вдвое (соответственно 8% и 17,3% в 2003). Ожидаемая продолжительность жизни в 2003 составляла 77,31 лет для мужчин и 82,78 года для женщин.

Эмиграция достигала значительных масштабов в период с 1860 до Первой мировой войны. За это время свыше миллиона мужчин, женщин и детей покинули Швецию и переселились главным образом в США. С 1930 эмиграция значительно сократилась. В период 1955–1965 Швецию ежегодно покидали около 15 тыс. человек. Число эмигрантов выросло до 30 тыс. в год в 1970-е годы, но снова сократилось до 23 тыс. в год в 1980-е годы. В конце Второй мировой войны Швеция приняла беженцев и перемещенных лиц. В период 1945–1980 иммиграция достигла 45% естественного прироста населения Швеции. В 1991 9% населения составляли лица, родившиеся за рубежом. После 1980 иммиграция вновь набрала темпы, преимущественно за счет беженцев, и в 1990 превысила 60 тыс. человек (ее пик, 84 тыс., был пройден в 1984). Эти процессы породили неприязнь к иммигрантам. В 1994 в Швеции проживало 508 тыс. иностранных граждан, преимущественно в крупных городах. Самые большие группы были представлены финнами (210 тыс.), югославами (70 тыс.), иранцами (48 тыс.), норвежцами (47 тыс.), датчанами (41 тыс.) и турками (29 тыс.). Иностранцы получают право участвовать в местных выборах после трех лет проживания в Швеции.

Этнический состав и языки. Огромное большинство шведов говорит на шведском языке, который относится к семье германских языков. Английский язык широко распространен среди молодежи, которая изучает его по крайней мере четыре года в школе. Крупнейшее из этнических меньшинств страны – финны (около 80 тыс. человек) и саами (около 17 тыс. человек), живущие на крайнем севере страны.

Конфессиональный состав. Большинство шведов (около 94% в 1997) принадлежит к евангелической лютеранской церкви, которая имеет статус государственной. При рождении все шведские граждане приписываются к государственной церкви, однако формально имеют право на выход из нее. К другим религиозным объединениям относятся Движение пятидесятников (92,7 тыс. в 1997); Шведский миссионерский союз (70 тыс.); Армия спасения (25,6 тыс.) и баптисты (18,5 тыс.). В Швеции насчитывается около 164 тыс. католиков, 100 тыс. мусульман, 97 тыс. православных и 20 тыс. иудеев. Большинство православных и иудеев эмигрировали из Восточной Европы, а мусульмане – из стран Ближнего Востока.

Не следует забывать, что по времени лекция не должна занимать весь урок. Она должна длиться примерно около 20-25 минут.

Задача преподавателя – сделать каждую лекцию убедительной, точной, осязаемой.

Памятка для учащихся «Как слушать лекцию»

1. Запишите тему лекции и уясните цель ее проведения, характер задания, которое дал учитель.

2. Ведите краткие записи так, чтобы сохранить логику изложения, главное в содержании лекции.

3. На досуге прочитайте еще раз записи, внесите коррективы, пока содержание лекции еще свежо в памяти.

4. Помните, что при чтении лекции не принято отвлекать учителя репликами или вопросами с места, они задаются после ее проведения.

Ход урока:

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приемы

Введение, организационный момент

Предъявление темы, постановка задач

Тема сегодняшней лекции «Население Швеции»

По ходу лекции необходимо составить план лекции, сделать краткое резюме по каждому пункту, сделать схему фактов определяющих положение человека в обществе.

Запись темы и задания, которое выполняется по ходу урока.

Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. Приемы: рассказ учителя чередуется фронтальным опросом класса

Изучение нового материала

Численность и воспроизводство населения

Численность населения Швеции – 8,99 млн. чел. Какие процессы влияют на численность населения? Рождаемость –10, смертность – 10,6 чел на 1 ты. Величина естественного прироста – 0,1%.

Что такое воспроизводство населения?

Задание. какой тип воспроизводства в Швеции?

За счет какого процесса растет численность населения Швеции?

Обобщения по каждому смысловому блоку. рождаемость, смертность, естественный прирост, иммиграция. Ответ: первый тип воспроизводства, невысокие показатели рождаемости и смертности.

Ответ: иммиграция.

Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. Приемы: рассказ учителя чередуется фронтальным опросом класса и коллективной работой в группах

Состав населения и миграция

Определить плотность населения по карте. назвать крупнейшие агломерации. Высокий уровень урбанизации. 80% - городское население. Крупные города – Упсала – 152 тыс. чел., Норрчёпинг – 120 тыс. чел. Основные направления миграции – южные и юго-восточные районы. причины – поиск работы, обучение в научных центрах.

Ответ: Плотность населения на юг и юго-восток от 10 до 50 человек, на севере от 10 до менее 1 человека. Стокгольм – 1622 млн. чел., столица Швеции, подземный музей средневековья, королевский дворец.


Домашнее задание

Задать материалы лекции, иметь план, резюме. ответить на вопрос: какие меры по увеличению рождаемости наиболее эффективны?


Вопрос с отсроченным ответом.

2.3.2. Урок-практикум


Психологи и диктаты выделяют четыре разновидности уроков-практикумов в процессе обучения. Каждый из них отличается спецификой целеполагания и планирования:

1)                           постановку цели и планирование предстоящей деятельности ученик осуществляет с помощью учителя;

2)                           только постановка цели осуществления с помощью учителя, а планирование предстоящей работы выполняется учеником самостоятельно;

3)                           постановка цели и планирование предстоящей работы осуществляются учеником самостоятельно в рамках предъявленного учителем задания;

4)                           работа осуществляется учеником по собственной инициативе; он без помощи учителя, сам определяет содержание, цель, план работы и самостоятельно ее выполняет.

Важнейшим средством формирования у школьников всех перечисленных разновидностей познавательной деятельности является выполнении ими различных типов и видов самостоятельных работ. Мы остановимся здесь на видах самостоятельных работ, построенных с учетом внутрипредметных и межпредметных связей изучаемого материала, и проследим их структурно-логические связи в рамках ранее предложенной нами классификации самостоятельных работ [28, C. 105]. 

Самостоятельная работа – не однозначное понятие, она может принимать разные формы, способы и приемы.

Самостоятельная работа учащихся может проходить как составная часть урока. Учитель объясняет, рассказывает, показывает, а затем где-то 10-15, а порой и 20 минут уделяет самостоятельной работе. Это может быть подготовка плана, выполнение упражнений, выполнение реферата, работа с книгой, первоисточником, рисование и комментирование и т.д. с последующим подведением итога.

Такой вид самостоятельной работы – самый эффективный и распространенный.

 Для развития самостоятельности используются и игровые моменты. По географии изучается природа Швеции. Пусть дети совершат мысленное путешествие по Швеции, составят маршрут, подберут снаряжение, напишут дневники похода: каких животных встретят, какая температура воздуха на каких высотах их ожидает, какие опасности их могут подстерегать.

Более фундаментальным видом самостоятельных занятий являются специальные уроки, или часть урока, полностью посвященных самостоятельному труду учеников. Это могут быть уроки, посвященные изучению нового материала: работа с учебником и первоисточником; работа со справочной или специальной литературой, исследованиями; выполнение чертежей, графиков, схем; составление конспектов, тезисов, описаний. Это могут быть уроки для закрепления знаний: выполнение упражнений, проведение лабораторных практических работ, работ с контурными картами, чертежами и т.д.

Это могут быть уроки повторения, проверки знаний, умений и навыков: контрольный работы, сочинения. Такие уроки, полностью посвященные самостоятельной работе, проводятся сравнительно редко, они нуждаются в тщательной подготовке. Ход этой подготовки примерно следующий:

§  выбирается и формулируется тема;

§  устанавливаются цели самостоятельной работы (что-то узнать, чему-то научиться, найти решение и т.д.);

§  продумывается последовательность действий, операций;

§  подготавливается материальная база (дидактический материал, приборы, литература и т.д.);

§  учеников предварительно учат, как самостоятельно работать (как читать и вычленять главное, писать конспекты, тезисы, составлять планы, работать с пособиями и т.д.);

§  продумываются способы оформления результатов работы, итоговый  и промежуточный контроль, роль учителя в ходе самостоятельной работы, своевременная помощь тем, кто в этом нуждается;

§  перед началом урока дети получают необходимые объяснения хода работы.

Вот примерная схема урока, посвященного самостоятельной работе по уроку географии.

Тема урока «Экономико-географические характеристики населения Швеции».

Цель урока – приучить учащихся самостоятельно изучать новый материал.

Ход урока:

§  фронтальный опрос на тему «Экономические характеристики населения» (5 минут, задано 6 вопросов, выставлено 5 оценок);

§  самостоятельная работа учащихся над изучением нового материала, по теме «Географические показатели населения Швеции». На осмысление темы и выполнение контрольных ответов дается 22 минуты;

§  итоговая беседа с целью проверки и закрепления знаний, по теме урока (5 минут, выставлено 2 оценки);

§  устная контрольная работа с использованием контурных карт (10 минут, выставлено 4 оценки);

§  задание на дом (3минуты).

На уроке усвоен сложный материал, работал весь класс.


2.3.3.Урок-диалог


Организация обратной связи – наиболее уязвимый участок работы молодого учителя. Здесь в наибольшей степени требуется профессиональная подготовка и опыт. Следует научиться приемам обратной связи и овладеть техникой спрашивания.

Какие трудности?

Их две:

§  как добиться, чтобы во время спрашивания продуктивно работал весь класс;

§  как добиться, чтобы вызванный ученик давал полный ответ на поставленный вопрос.

Недостаточная эффективность обратной связи, неудовлетворенность учителей и учеников нередко приводят к тому, что стараются принизить роль спрашивания и по возможности избегать опроса. Более того, некоторые преподаватели и методисты предлагают резко сократить опрос, считая, что это ведет к  напрасной трате времени, и рекомендуют ограничиться зачетами и контрольными работами.

Согласиться с такими предложениями нельзя. Опыт показывает, что при редком спрашивании учащиеся перестают готовиться к занятиям, запускают материал. Но дело не только в контроле. В процессе опросов знания закрепляются, совершенствуется речь и мышление.

По мере накопления знаний меняется и опрос. Он становится фундаментальнее, основательнее: преподаватель проверяет знания по всей теме. В ходе опроса педагог неоднократно обращается к выяснению личного мнения учащихся, приучает их к умению анализировать материал.

Развивается мышление учащихся, способность применять знания на практике, ликвидируются пробелы.

Обратная связь осуществляется в трех направлениях:

Во-первых, в ходе самого объяснения материала. Учитель, объяснив, вычленив отдельные структурные элементы темы, тут же обращается к разным ученикам, сильным, средним, слабым, с требованием повторить, уточнить, привести примеры, выполнить упражнение, прочитать раздел учебника или привести цитату из первоисточника. Ученики участвуют  в самом процессе формирования знаний, думают, ищут ответ, уясняют. Учитель обнаруживает непонимание у того или иного ученика и тут же на месте добивается усвоения трудного материала.

Во-вторых, после изучения раздела или подтемы. Это текущий опрос, учитель обеспечивает проверку усвоения терминов, дат, фактов, названий, иностранных слов, правил фактического материала, а также способности дать связанный ответ на вопрос по текущему материалу с объяснением связей и выполнением упражнений.

В-третьих, итоговая проверка усвоения материала по целым разделам, темам, по итогам четверти, полугодия, года. Учитель проводит обобщающий опрос [29, C. 14-15].

2.3.4. Консультация


Консультации – это специальные занятия, проводимые учителем на уроке или после урока с целью разъяснения ученикам тех или иных трудных разделов темы.

Консультации, как правило, проводит учитель, он отвечает на вопросы учеников, иногда это беседа: вопрос-ответ, иногда к ответам привлекаются другие, как правило, сильные ученики, а иногда – это специально подготовленная часть урока или внеурочного занятия, посвященная ответам учителя на предварительно собранные (устно или письменно) вопросы учащихся по проведенному материалу.

Консультации проводятся в текущем порядке: например при объяснении домашнего задания или какого-то раздела; проводятся они и специально перед семинаром, обобщающим опросом, контрольными работами или зачетом.

От учителя требуется большая собранность, хорошее знание материала, находчивость, умение четко и доступно раскрыть особенность темы [28, 123-125].

2.3.5. Семинар


1. Семинар - форма организации урока, предполагающая публичное обсуждение самостоятельной работы учащихся с источниками информации, дополняющим список, рассматриваемый в классе.

2. Семинар - форма организации урока, при которой школьники самостоятельно изучают материал по различным источникам знаний, решают задачи и выполняют задания с последующим коллективным обсуждением и оценкой результатов самостоятельной работы под руководством учителя.

Семинарские занятия дают возможность:

§  активно использовать информацию, полученную по различным каналам знаний;

§  в спорах и дискуссиях углублять и систематизировать знания;

§  получить навыки самостоятельной работы с историческими и пр. произведениями;

§  сформировать поисковые и исследовательские навыки учащихся;

§  выработать активность в процессе овладения знаниями, сформировать самостоятельное мышление;

§  отстаивать свои суждения;

§  подготовиться к участию в общественной жизни и продолжению образования.

Особенности подготовки и проведения семинарских занятий в школе:

§  более высокая роль учителя при подготовке семинара;

§  помощь учителя в работе с литературой и консультации, промежуточный контроль;

§  не все вопросы, выносимые на обсуждение готовятся всем классом: в ходе подготовки он может быть разбит на группы, которые работают только над одним вопросом;

§  объем основной литературы сведен к минимуму, а в дополнительной литературе четко указываются страницы к каждому вопросу;

§  доступность источников информации (желательно, чтобы литература находилась в классе);

§  коллективная работа при подготовке отдельного вопроса семинара;

§  проблемы, выносимые на обсуждение должны быть ключевыми и посильными для учеников;

§  необходимость навыков библиотечного дела, конспектирования, анализа литературы, подготовки кратких сообщений, монологической речи, ведения спора, обобщений и выводов.

Типы семинарских занятий:

§  семинар - развернутое собеседование: все учащиеся готовятся по вопросам плана, максимально вовлекаются в обсуждение темы;

§  семинар - обсуждение докладов и рефератов: - назначаются докладчик и оппонент. Остальные школьники знакомятся с основной литературой с целью проведения дискуссии;

§  семинар - диспут, основанный на дискуссии.

Для учащихся семинарское занятие - это нечастая и достаточно сложная форма работы. Поэтому учеников прежде, чем вести семинары, необходимо знакомить с такой формой работы. В чем же состоит специфика урока-семинара, в каких случаях он является оправданным и отчего зависит его успех? Разберемся в этих вопросах, опираясь на практику проведения такого урока.

Классической схемой, определяющей место семинара в системе уроков, является такая, когда первоначально проводится одна или несколько лекций, затем обычные уроки, на которых идет отработка и конкретизация знаний и умений, завершают цикл семинар и зачет. Однако в школьном варианте возможны отступление от этой схемы - лекции или зачет могут отсутствовать.

Безусловно, что не для каждой темы семинарское изложение является удачной формой. Оно оправдано лишь там, где рассматриваемые вопросы неоднозначны, где может возникнуть полемика и разные варианты ответов. Но такая форма - выход для учителя в изучении тех вопросов экономики, которые не решены в нашем обществе вообще.

В качестве примера рассмотрим один из таких уроков «Шведская семья и политика государственной поддержки семьи». Этот семинар повторительно-обобщающий. Он завершает цикл уроков по Швеции. Изучение района велось по типовой схеме. Однако методы и приемы, используемые на обычных уроках, уже готовили учащихся к активному участию в семинарском занятии. Это были и эвристическая беседа, и создание проблемных ситуаций, и задания-парадоксы, когда требовалось объяснить причинно-следственные связи, идущие на первый взгляд вразрез с обычными представлениями.

Покажем теперь ход работы во время семинарского занятия.

Тема: «Социально-экономические проблемы и особенности населения Швеции».

Цели:

обучающая: сформировать представление о проблемах населения Швеции; умения решать эти проблемы, а также устанавливать зависимость характера проблемы от социально-экономического развития страны.

развивающая: развивать географическое мышление, способности – слушать, анализировать, отстаивать свою точку зрения, защищать свою позицию. Направлена на формирование познавательного интереса и творческой деятельности учащихся.

воспитательная: воспитание культуры общения, формирование коммуникативных качеств личности.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма организации обучения: семинар по изучению нового материала.

Форма проведения: обсуждение результатов групповой работы.

Оборудование: карта Европы, атласы.

За 6-7 дней до занятия класс делится на четыре группы, каждой из которых дается задание выносимое на обсуждение.

Ученики с высоким уровнем обученности занимаются как правило на «пять», имеют прочные знания, служащие реальной опорой для успешной деятельности на занятиях, быстро усваивают материал, владеют навыками самостоятельной работы, свободно анализируют материал, умеют обобщить и осмыслить изучаемый материал.

Ученики со средним уровнем обученности, занимаются преимущественно на «четыре» и «три», не всегда имеют нужный фонд знаний. Как правило, хорошо зная фактический материал, они испытывают трудности. Затрудняются в установлении причинно-следственных связей. Они нуждаются в том, чтобы их деятельность тщательно направлялась.

Ученики со слабым уровнем обученности, которые в основном учатся на «три», но бывает и «два». Слабо воспринимают материал, не владея необходимыми умственными операциями анализа, синтеза, обобщения и выделения существенного. Они слабо знают фактический материал, хотя могут его усваивать, если он представлен в готовом виде. Данные учащиеся характеризуются неустойчивым интересом к географии.

Требования к устной речи:

1.               Главное на семинаре – говорить, а не читать.

2.               Из подготовленного текста выделяются главные мысли в виде 2-3 тезисов.

3.               Свободное изложение позиции.

4.               Краткость, лаконичность.

5.               Культура речи.

Ход урока:

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приемы

Введение, организационный момент

Необходимо иметь представление о психологическом «портрете» населения



Изучение нового материала

1. Национальный характер

Вопрос: Каковы основные черты характера Шведа?

Ответ: меланхоличны, склонны к углубленным размышлениям, замкнутые

Частично-поисковый метод, прием изложения – краткий рассказ

2. Стиль поведения

Вопрос: Каковы основные черты стиля поведения шведов?

Ответ: склонны уступать давлению, стремятся избегать конфликтов, отличаются дальновидной стратегией, склонны к усмеренности во всем, спокойные и самодостаточные.


3. Как национальный характер повлиял на особенности туризма Швеции?

Вопрос: Как национальный характер повлиял на особенности туризма Швеции?

Яркой демонстрацией особенностей национального туризма Швеции является построенный на севере страны туристический комплекс – Ледяной отель. Здания гостиницы, номера, бар и церковь построены из льда. В силу своей замкнутости и любви к природе, шведы предпочитают не массовый традиционный туризм, активный уединенный отдых на природе. В силу своей усмиренности предпочитают простые условия быта и естественные пейзажи природы. Их дальновидность прослеживается в экономической выгоде, извлекаемой из данного вида деятельности.

1. Доходность бизнеса, ночь в таком отеле стоит от 200 до 500$

2. Организация такого отдыха не требует больших затрат.

3. Растет занятость местного населения, что повышает экономический уровень данной территории.

Частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Домашнее задание

Подготовиться к контрольной работе по материалу предыдущих уроков и учебника: Население Зарубежной Европы



2.3.6. Зачет


Зачет по географии в 10 классах можно проводить после изучении темы «Швеция». Зачет можно проводить по билетам. В билете должен быть один вопрос. Либо вопросы можно разделять по первой букве фамилии ученика.

Учитель подготавливает вопросы заранее и выдает их под запись ученикам примерно за 1,5-2 недели.

Тема: «Население Швеции».

Цели: выявить уровень усвоения изученного материала, уровень обученности при использовании лекционно-семинарской системы обучения, знание понятия «качество жизни» населения.

Тип урока: проверка знаний.

Форма организации: зачет.

По дидактической цели: итоговый.

Оборудование: карта Европы, атласы, тесты.

Примерный ход зачета:

Ученик берет билет. Готовится к ответу на вопрос. Для подготовки дается 15 минут.

Рекомендации:

Текст теста заранее записывается на доске или на карточке для каждого ученика. Оценка выставляется по количестве правильных ответов.

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приемы

Введение организационный момент

Сегодня мы проведем итоговую тестовую работу, на проверку знаний по теме: Население Швеции. Тест включает 12 вопросов. 8 вопрос – дать полное определения понятия. Количество правильных ответов на остальные может колебаться от 1 до 3.

Учащиеся подписывают листки бумаги для выполнения теста.


Проверка знаний


1. Численность населения Швеции:

а) 7,1 млн. чел.

б) 5,8 млн. чел.

в) 8,9 млн. чел.

2. Величина естественного прироста в Швеции:

а) положительная;

б) отрицательная;

в) 0.

4.               Какие меры по вашему наиболее эффективны для повышения уровня рождаемости:

а) запрет абортов;

б) увеличение денежного пособия на детей;

в) пропаганда многодетной семьи.

4. Выявите основные факторы и охарактеризуйте их влияние на показатели смертности населения Швеции.

5. Наиболее многочисленные национальности в Швеции:

а) русские:

б) финны;

в) китайцы;

г) норвежцы.

6. Объясните основные диспозиции в современной половозрастной структуре населения Швеции?

7. Каков процент городского населения в Швеции?

а) 30%

б) 90%

в) 50%

г) 80%

8. Определите понятие «качество жизни» населения.

9. Кто из представленных является шведом?

а) К. Маркс;

б) К. Линней;

в) М. Эриксон

10. Предположите, как рост уровня безработицы отразится на работающем и безработном населении Швеции.

11. В каких областях проходит сотрудничество между нашими странами:

а) в области торговли;

б) в области космических технологий;

в) в области охраны окружающей среды.

12. Какие показатели входят в индекс человеческого развития (ИЧР)?


Опорные конспекты сходны с таблицами, но в них включены еще знаки, конкретизирующие и объясняющие содержание теоретического материала: рисунки, значки, ключевые слова, аббревиатуры, короткие фразы и т.д. Одна из важнейших задач опорных сигналов – облегчить понимание новой информации и закрепить ее – легко решается благодаря взаимодействию образной и словесно-логической памяти.

Благодаря использованию опорных конспектов на уроках географии ученик излагает материал дважды.

Первый раз, когда он самостоятельно дома составляет свой конспект. Для этого нужно прочитать пять-шесть страниц текста, изучить карту, выполнить задание в учебнике.

Без полного понимания материала невозможно составить опорный конспект правильно, так как требуется выделить самостоятельные сведения о географии Швеции, климате, сельском хозяйстве, городах дать статистические справки, назвать доминирующую отрасль промышленности, рассказать об особенностях культуры и религии Швеции и т.д. У каждого ученика свое понимание нужной, важной и интересной информации, свои критерии отбора, свой стиль изложения материала в виде опорного конспекта.

Второе изложение материала, устное, происходит на уроке, где  ученик пользуясь своей схемой, озвучивает свой опорный конспект, развертывая его в объемный и связанный рассказ перед классом. Связанность и полнота рассказа являются индикатором усвоения материала.

Составим опорный конспект на тему «Население Швеции».


Состав населения – шведы (96%).

Язык – шведский.

Религия – лютеранство.

¯ ЕП ® напряжение с трудовыми ресурсами.

КР¯; КС«

ЕП = -0,3/1000

М=Ж

¯ рождаемость.

­ продолжительность жизни (77 м; 82,1 ж).

ПН=20ч/1м2

4:5 жители городов

Стокгольм (1256); Гетеборг (630); Мальма (245).

Развернутый ответ должен выглядеть следующим образом:

Национальный состав населения Швеции однороден, около 96% составляют шведы. Также в Швеции живут финны. Официальный язык – шведский. Официальная религия – лютеранство. Низкий естественный прирост населения вызвал напряженное положение с трудовыми ресурсами. Число иностранных рабочих в 1975 достигло 200000 человек. Среди занятых в промышленности доля иностранцев свыше 10 %.

Средний годовой коэффициент рождаемости имеет тенденцию к понижению, в то время как коэффициент смертности стабилен. Естественный прирост населения -0,3 на 1 тысячу жителей в год (за 2000 г.). Численность мужского и женского населения примерно равна. Низкая рождаемость и большая продолжительность жизни (77 года у мужчин и 82,1 лет у женщин) привели к значительному «постарению» нации; за 1980-2000 гг. доля детей до 14 лет сократилась с 20 % до 19 %, доля лиц старше 60 лет увеличилось с 15 % до 17 %.

Плотность населения 20 человек на 1 кв. км. Из общего числа населения страны в городах, живут 83 %, а в селах 17 %. Из общей численности экономически активного населения около 4 миллионов человек (1998) в промышленности занято 34 %, в сельском, лесном хозяйствах и рыболовстве 7 %, в торговле и в других отраслях обслуживания 44 %.

Население главным образом сосредоточенно в средней и южной части страны. 4:5 населения проживают в городах и поселениях городского типа. Наиболее крупные города (тысяч жителей в 2000 г. в границах городских агломераций): Стокгольм (1256), Гетеборг (630), Мальме (245).

Система работы с опорными конспектами позволяет решить проблему контроля знаний. Создание учащимися собственных опорных конспектов само по себе является стопроцентным контролем усвоения материала. Это дает очень хорошую подготовку к тестовому контролю.

При озвучивании конспекта одновременно решается несколько задач – коммуникативное взаимодействие. Учащиеся дополняют друг друга. Другие дети внимательно слушают, сверяя во время аудирования содержание рассказа со своими опорами.






















Надпись: Урок-практикумНадпись: Урок-семинарНадпись: Урок-диалогНадпись: Урок-консультация 























Рис. 1 Схема элементов лекционно-семинарской системы обучения

2.4. Технологическая карта уроков

 

Мы считаем, что уроки географии позволяют использовать все возможности интерактивного обучения.

По нашему мнению лекционно-семинарская система обучения находит прямое отображение в целях интерактивного обучения. Лекционно-семинарская система обучения формирует у старших школьников развивающий аспект, который складывается из нескольких блоков.

Развитие речи:

Обогащение и усложнение ее словарного запаса; усложнение ее смысловой функции (новые знания приносят новые аспекты понимания); усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность); овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка.

Речевое развитие - показатель интеллектуального и общего развития ученика.

Развитие мышления

Очень часто в качестве развивающего аспекта лекционно-семинарская система обучения учит учащихся мыслить. Это, конечно, прогрессивная тенденция: знания можно забыть, а умение мыслить навсегда остается с человеком. Однако в таком виде цель не будет достигнута, ибо она слишком общая, ее необходимо планировать более конкретно.

·         учить анализировать,

·         учить выделять главное,

·         учить сравнивать,

·         учить строить аналогии,

·         обобщать и систематизировать,

·         доказывать и опровергать,

·         определять и объяснять понятия,

·         ставить и разрешать проблемы.

Овладение этими методами и означает умение мыслить

Развитие двигательной сферы. Оно предусматривает: овладение моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными действиями (работа с указкой), развивать двигательную сноровку, соразмеримость движения и т.п.

Основные цели:

обучающая: познакомить с исследованием вопросов, связанных с населением Швеции;

развивающая: развивать интерес к предмету посредством обсуждения проблемных вопросов, умение делать выводы, умение быстро ориентироваться в создавшейся ситуации;

воспитывающая: воспитывать умение работать самостоятельно в группах, формировать эмоционально-положительное отношение к географии.

Разработаем технологическую карту уроков по темам:

1.                 «Демографический портрет населения Швеции»

2.                «Экономико-географические характеристики населения Швеции»

3.                «Социально-экономические особенности населения Швеции»

 

Тема урока

Тип урока

Содержание темы

Организация познавательной деятельности

Методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся

Педагогический мониторинг

Содержание задания для самостоятельной работы учащихся

Форма выполнения

Требования к подготовке учащихся

Задания измерители

Характер контроля

Демографический портрет населения Швеции

1

Урок-лекция

Численность и воспроизводство населения, национальный, религиозный, половой состав, размещение и миграция населения. Понятие «качество жизни»

Составить конспект лекции, подготовить предварительные задания

Индивидуальная

Объяснительно-иллдюстративный, частично-поисковый, рассказ учителя, фронтальный опрос

Называть, определять понятия «воспроизводство населения», «урбанизация», «субурбанизация»

Предварительные задания для групп

Текущий самоконтроль, письменный

Экономико-географические характеристики населения Швеции

2

Урок- практикум                                                                                                                                                                                                                                               

«Качество жизни населения»: ВВП на душу населения, показатели ИЧР, обеспеченность продуктами и товарами. Экономические и географические факторы, влияющие на «качество жизни насе-ления»

Составить конспект, подгруппам подготовить сообщения: 1. Оценка «качества жизни» населения Швеции; 2. Взаимозависимость понятий «качество жизни» и «качество населения».

Групповая

Частично-поисковый, рассказ учителя, сообщения участников групп

Описывать, объяснять, прогнозировать.

Выполнение групповых заданий

Текущий контроль учителя, письменный, устный.

Социально-экономические особенности и проблемы населения Швеции

3

Урок-семинар

Проблема безработицы: причины возникновения  и пути решения проблемы безработицы

Подготовка рефератов на темы: 1. Национальный характер населения Швеции; 2. Стиль поведения;  3. Проблема безработицы. Влияние безработицы на «качество» населения

Групповая

Частично-поисковй, рассказ учителя

Описывать, объяснять, прогнозировать

Вопросы учащихся на тему выступления

Текущий контроль учителя, устный

Население Швеции

4

Урок-зачет

Содержание уроков 1,2,3.

Ответить на 12 вопросов.

Индивидуальная

---

Называть, объяснять, прогнорзировать

Тест

Итоговый, письменный, контроль учителя


 

2.5. Конспект уроков

 

Урок № 1

Тема: «Демографический портрет населения Швеции»

Цели:

обучающая: рассмотреть особенности формирования шведской нации; проанализировать особенности демографической ситуации и демографического поведения населения Швеции; рассмотреть процесс урбанизации в стране.

развивающая: совершенствовать умения учащихся анализировать статистические данные учебной и дополнительной литературы, выделять по итогам занятия положения, отражающие демографическую ситуацию в стране в построении графиков и диаграмм, доказать рассматриваемые явления и процессы, устанавливать причинно-следственные связи между ними, решать расчетные задачи для получения новых данных демографической статистики.

воспитательная: обеспечить развитие интереса к изучению демографического «портрета» населения Швеции посредством использования статистических данных.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок-практикум

Планируемые результаты обучения:

Называть основные причины преобладания шведской нации в стране.

Определять особенности демографической ситуации в стране.

Средства обучения: учебник географии, журналы, монографии, статистические данные.





Урок № 2

Тема: «Экономико-географические характеристики населения Швеции»

Цели:

обучающая: сформировать знания об особенностях географическом положении Швеции, умении показывать на карте границы и крайние точки Швеции, характеризовать ее географическое положение, отметить влияние географического положения на жизнь населения Швеции.

развивающая: совершенствовать умения учащихся анализировать статистические данные учебной и дополнительной литературы, выделять по итогам занятия положения, отражающие географическое положение Швеции и как это влияет на развитие нации.

воспитательная: обеспечить развитие интереса к изучению географического положения посредством использования статистических данных.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок-практикум

Планируемые результаты обучения:

Определять особенности географического положения Швеции.

Средства обучения: учебник географии, журналы, монографии, статистические данные.

 


Урок № 3

Тема: «Социально-экономические особенности и проблемы населения Швеции»

Цели урока:

обучающая: формирование умения использовать текстовые и картографические источники при выявлении состава и особенностей размещения населения Швеции разного вероисповедания, формировать умение показывать в виде схемы знания, дифференцировав  их после использования разных источников.

развивающая: определить экономические и социальные факторы, влияющие на «качество жизни населения», обусловить проблему безработицы.

воспитательная: обеспечить развитие интереса к изучению проблемы безработицы в Швеции посредством использования статистических данных.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок-практикум

Планируемые результаты обучения:

Давать оценку «качества жизни» населения Швеции.

Средства обучения: учебник, атласы, карта религиозного состава населения мира, иллюстративный материал, видеокассеты с научно-популярными фильмами, видеомагнитофон и телевизор.


Урок № 4

Тема: «Население Швеции».

Цели: выявить уровень усвоения изученного материала, уровень обученности при использовании лекционно-семинарской системы обучения, знание понятия «качество жизни» населения.

Тип урока: проверка знаний.

Форма организации: зачет.

По дидактической цели: итоговый.

Оборудование: карта Европы, атласы, тесты.

Таблица 1

Оценка ответов теста

Количество правильных ответов

Оценка знаний

12-10

5

9-7

5

6-3

3

2-0

2



Задания для учащихся разного уровня сложности:

*** - задания для учащихся с высоким уровнем сложности;

** - задания для учащихся со средним  уровнем сложности;

* - задания для учащихся с низким  уровнем сложности.

Урок № 1 Тема «Демографический портрет населения Швеции»

 

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приемы

Введение

Организация класса, ознакомление учащихся с темой урока, источниками знаний, формой проведения урока

Слушают учителя, записывают тему урока в тетрадь

Организация инструктаж

Изучение нового материала

План урока:

1.          Особенности формирования шведской нации

2.          Демографическая ситуация в стране

Национальный состав населения Швеции однороден, около 96% составляют шведы. Также в Швеции живут финны. Официальный язык – шведский. Официальная религия – лютеранство. Низкий естественный прирост населения вызвал напряженное положение с трудовыми ресурсами. Число иностранных рабочих в 1975 достигло 200000 человек. Среди занятых в промышленности доля иностранцев свыше 10%.

Задание *** Построить круговую диаграмму «Этнический состав населения Швеции».

На основе анализа построенной диаграммы сделать вывод о характере заселения швецких земель, и современном состоянии этнического состава населения Швеции.

Задание ** Построить круговую диаграмму. На основе полученной диаграммы сделать вывод об этническом составе французского населения.

По картам атласа определить основные районы расселения: шведов, финнов.

Задание * Построить круговую диаграмму по данным.

Проанализировать количественное соотношение народов Франции.

Пользуясь картой атласа, выписать районы заселения шведских земель разными народами.

Сделать обобщающий вывод об этническом составе населения Швеции.

Средний годовой коэффициент рождаемости имеет тенденцию к понижению, в то время как коэффициент смертности стабилен. Естественный прирост населения 3,5 на 1 тысячу жителей в год (за 1971-1975). Численность мужского и женского населения примерно равна. Низкая рождаемость и большая продолжительность жизни (72 года у мужчин и 75 лет у женщин) привели к значительному «постарению» нации; за 1950-1975 доля детей до 14 лет сократилась с 23 % до 20 %, доля лиц старше 60 лет увеличилось с 15 % до 20 %.

Плотность населения 19 человек на 1 кв. км. Из общего числа населения страны в городах, живут 83 % ,а в селах 17 %. Из общей численности экономически активного населения 3,7 миллионов человек (1975) в промышленности занято 34 %, в сельском, лесном хозяйствах и рыболовстве 7 %, в торговле и в других отраслях обслуживания 44%..

Население главным образом сосредоточенно в средней и южной части страны. 4:5 населения проживают в городах и поселениях городского типа. Наиболее крупные города (тысяч жителей в 1976 в границах городских агломераций): Стокгольм (1356), Гетеборг (691), Мальме (454).

 

Задание *** Вычертить круговую диаграмму. Записать основные причины развития урбанизации во Франции и неравномерного распределения населения страны.

Задание ** Вычертить круговую диаграмму.

Определить уровень урбанизации в Швеции.

Пользуясь картой атласа, определить 10 крупнейших городских агломераций.

Указать причины неравномерного распределения населения по территории страны.

Сделать общий вывод на основании полученных данных об уровне урбанизации в Швеции.

Запись плана в тетрадь




Слушают рассказ учителя









На основе полученных данных строят в тетради диаграмму. Самостоятельно делают вывод и записывают его в тетрадь.



Пользуясь планом выполнения задания, справляются с работой. Делают вывод.



По порядку отвечают на вопросы после построения диаграммы.








Слушают рассказ учителя





























Выполняют задания, строят диаграмму. Запись вывода в тетрадь



Строят круговую диаграмму.

Поэтапно выполняют задание

Делают вывод записывают его в тетрадь

Рассказ учителя




Слушают рассказ учителя









Построение диаграммы, анализ.







Инструктаж учителя. Работа с дополнительной литературой.



Полный инструктаж выполнения работы.









Рассказ учителя






























Построение диаграммы. Делают вывод




Построение диаграммы

Работа с картой

Вывод в тетрадь

Домашнее задание

Записать основные положения, рассмотренные на уроке, используя план сегодняшнего урока

Записывают домашнее задание

Инструктаж по домашнему заданию

Урок № 2 Тема «Экономико-географические характеристики населения Швеции»

 

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приемы

Введение

Организация класса, ознакомление учащихся с темой урока, источниками знаний, формой проведения урока

Слушают учителя, записывают тему урока в тетрадь

Организация инструктаж

Изучение нового материала

План урока:

1.     Особенности географического положения Швеции

2.     Влияние географического положения Швеции на жизнь населения страны

Швеция – государство на севере Европы, расположенное на Скандинавском полуострове. На севере и западе граничит с Норвегией, на северо-востоке с Финляндией. На востоке омывается Ботническим заливом и Балтийским морем, на юго-западе – проливами Скагеррак и Каттегат. Швеции принадлежат также острова Готланд и Аланд. Площадь страны 449964 кв. км. Швецию можно разделить на шесть топографических часть Скандинавского полуострова районов. На северо-западе находятся горы, формирующие часть границы с Норвегией. Там же находиться самая высокая точка Швеция – гора Кебнекаебсе (2111 м.). К востоку от гор лежит длинное плато. В горах на севере страны берет начало много рек, впадающих в Ботнический залив. В своем течении эти реки часто образуют озера и водопады. Главными реками являются Каликс-Эльв, Шеллевте-Эльв, Ули-Эльв, Луле-Эльв, Турне-Эльв. В южной части центральной Швеции лежит долина с большим количеством озер и среди них крупнейшие озера страны: Венеры и Веттерн. Южнее лежит регион известный как Сметландские высоты. Юго-восточную часть Скандинавского полуострова занимают долины Скене.

Задание *** Построить круговую диаграмму «Географическое положение Швеции». Провести анализ диаграммы

Задание ** Построить круговую диаграмму. На основе полученной диаграммы сделать вывод об особенностях географического положения Швеции.

Задание * Построить круговую диаграмму по данным.

Пользуясь картой атласа, выписать районы, характеризующие особенность географического положения Швеции.

Запись плана в тетрадь





Слушают рассказ учителя




























На основе полученных данных строят в тетради диаграмму. Самостоятельно делают вывод и записывают его в тетрадь.


Пользуясь планом выполнения задания, справляются с работой. Делают вывод.

Рассказ учителя





Слушают рассказ учителя




























Построение диаграммы, анализ.






Инструктаж учителя. Работа с дополнительной литературой.


Домашнее задание

Записать основные положения, рассмотренные на уроке, используя план сегодняшнего урока

Записывают домашнее задание

Инструктаж по домашнему заданию

Урок № 3 Тема «Социально-экономические особенности и проблемы населения Швеции»

 

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приемы

Введение

Организация класса, ознакомление учащихся с темой урока, источниками знаний, формой проведения урока

Слушают учителя, записывают тему урока в тетрадь

Организация инструктаж

Изучение нового материала

План урока:

1.     Особенности религиозного состава Швеции

2.     Мировые и национальные религии

Количество мусульман, постоянно проживающих в Швеции, возросло за 30 лет практически в 35 раз.

Если в 1970 году в стране насчитывалось около 10 тыс. выходцев из мусульманских государств, исповедующих ислам, то в 2003 году их число увеличилось до 350 тыс. К крупнейшим группам мусульман, по данным Гетеборгского университета, относятся боснийцы, иранцы, иракцы, турки, ливанцы, эфиопы и сомалийцы.

В Швеции от 40 до 50% мусульман проживают в Стокгольме и около 20% - в Гетеборге и Мальме.

Ответить на вопросы:

1.     Чем отличаются мировые и национальные религии?

2.     Зачем важно знать географию религий?

3.     Почему следует уважать чувства верующих людей?

Запись плана в тетрадь




Слушают рассказ учителя

Делают записи в тетрадях











Просмотр фильма, анализ, ответы на вопросы учителя





Рассказ учителя




Слушают рассказ учителя

Запись в тетрадь












Просмотр фильма







Домашнее задание

Записать основные положения, рассмотренные на уроке, используя план сегодняшнего урока

Записывают домашнее задание

Инструктаж по домашнему заданию

 

Урок № 4. Тема «Население Швеции»

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приемы

Введение

Объяснить учащимся, что сегодня они будут писать итоговую тестовую работу, на проверку знаний по теме: Население Швеции. Тест включает 12 вопросов. 8 вопрос – дать полное определения понятия. Количество правильных ответов на остальные может колебаться от 1 до 3.

Подписывают листочки

Инструктаж по тесту

Проведение теста

Учитель зачитывает вопросы

Отвечают письменно на вопросы учителя

Самостоятельная работа

Список литературы:


1.   Абраменкова В.В. Развитие гуманитарных отношений ребенка и социальная психология детства // Вопросы психологии. – 1986. - №4.

2.   Абрамова Г.С. Нравственный аспект мотивации учебной деятельности подростков // Вопросы психологии. – 1985. - №6.

3.   Айдарова Л.И. При каких условиях обучение может быть творческим для педагога и ребенка // Психологические проблемы развития инициативы и творчества учителя (Круглый стол) // Вопросы психологии. – 1987. - №5 Психологические проблемы развития инициативы и творчества учителя (Круглый стол) // Вопросы психологии. – 1987. - №5.

4.   Баенская Е.Р. Специальная школьная педагогика. М.: Педагогика, 1999.

5.   Богоявленский Д.Н. Приемы умственной деятельности и их формирование у школьников // Вопросы психологии. – 1969 - № 2.

6.   Буева Л.П. Деятельность как объект социальной психологии // Методологические проблемы социальной психологии. – 1975- № 4.

7.   Буске М.М. Что заставляет нас играть? Что заставляет нас учиться? // Перспективы. – 1987. - № 4.

8.   Вереникина И.М. Преодоление возможных конфликтных  ситуаций между учителем и учениками на уроке // Вопросы психологии. – 1986. - № 3.

9.   Выродова В.А. Психология и педагогика. М.: Педагогика, 2002.

10.          Грабал Вл. Некоторые проблемы мотивации учебной деятельности учащихся // Вопросы психологии. 1987. - № 1.

11.          Грегори К. География и географы. М.: Просвещение, 1988.

12.          Гуткина Н.И. Психологические проблемы общения учителя с подростком // Вопросы психологии. – 1984. - №2.

13.          Джеймс П., Мартин Дж. все возможные миры. М.: Просвещение, 1988.

14.          Джонстон Р. Дж. География и географы. М.: просвещение, 1987.

15.          Исаченко А.Г. География в современном мире: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1998.

16.          Ильин Е.П. Умения и навыки: нерешенные вопросы // Вопросы психологии. – 1986- №2.

17.          Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. Учебное пособие для преподавателей. / Под ред. Г.Б. Скок. М.: Знание, 1999.

18.          Каменский Я.А. Психология школьника // Педагогика, 1992, № 5-6.

19.          Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся // Вопросы психологии. – 1984. - №1.

20.          Лазаревич К.С. Физическая география: Пособие по географии для учащихся и поступающих в вузы. М.: Московский лицей, 1996.

21.          Липкина А.И. Самооценка школьника и его память // Вопросы психологии. – 1980. - №1.

22.          Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. Второе издание. Первая книга учителя. М.: Педагогическое общество России, 1999.

23.          Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 1984. - № 6.

24.          Фридман Л.М. Урок? Нет – тема! // Народное образование. – 1992. – Январь – февраль.

25.          Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М.: Издательство «Совершенство», 1998.