Министерство образования Российской Федерации

Новосибирский государственный университет экономики и управления

Кафедра бухгалтерского учета




КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА



Наименование специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»                                                                

Учебная дисциплина Бухгалтерское дело                                                                                                                                     

Номер группы                                                                                                                                                                                         

Фамилия, имя, отчество студента                                                                                                                                                     

Номер зачетной книжки                                                                                                                                                                       

Номер варианта контрольной работы____________________________________________________________



Дата регистрации институтом           «___» ___________ 200_ г.

Дата регистрации кафедрой               «___» ___________ 200_ г.

Проверил:                                                                                                        

(фамилия, имя, отчество преподавателя)







ОЦЕНОЧНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Количество

баллов

Задание №1

Задание №2

Задание №3

Итого по 100

бальной шкале

Заключение («зачтено» или «не зачтено»)

Подпись преподавателя








Содержание



стр.


Введение………………………………………………………………………………

2

1.

Теоретический вопрос………………………………………………………….…..

3

2.

Практическое задание 1..……………………………………………………...……

6

3.

Практическое задание 2…………………………...……………………….………..

9


Список литературы………..………………………………………………..………..

14


Приложение


Введение


Бухгалтерское дело – это профессиональная деятельность бухгалтера во всех ее проявлениях: ведение учета; составление отчетности; формирование учетной политики организации; контроль; анализ отчетных данных; участие в профессиональных организациях и т.д.

Бухгалтерский учет – это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Основные виды профессиональной деятельности бухгалтера:

-          учетно-аналитическая;

-          контрольно-ревизионная;

-          аудиторская;

-          консалтинговая;

-          организационно-управленческая;

-          нормативно-методическая;

-          Международные и российские организации бухгалтеров;

-          Институт профессиональных бухгалтеров России (ИПБ);

-          Международная федерация бухгалтеров (IFAC);

-          Институт внутренних аудиторов (IIA);

-          Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО);

-          Международный совет сертифицированных бухгалтеров и аудиторов (МССБА).

Правовой статус бухгалтерской службы определен Федеральным законом РФ «О бухгалтерском учете». В силу п.3 ст.8 и ст. 6 указанного закона организация непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации ведет бухгалтерский учет. Для обеспечения этого требования в организации должна быть создана бухгалтерская служба.

Основными функциями бухгалтерского учета являются контрольная, информационная, обеспечения сохранности собственности, обратной связи, аналитическая.

Методологическую основу организации бухгалтерского учета  составляет система способов и определенных приемов, которые осуществляются посредством документации, инвентаризации, бухгалтерского баланса, системы синтетических и аналитических счетов с применением метода двойной записи, оценки имущества и обязательств, других статей баланса, калькуляции и отчетности предприятия. Отсюда следует, что профессиональный бухгалтер должен не только в совершенстве владеть знаниями в области бухгалтерского учета, но и владеть навыками анализа финансовой деятельности организации с тем, чтобы своевременно выявлять негативные тенденции в хозяйственной деятельности предприятия и принимать меры к их устранению.

Бухгалтерская процедура - последовательность решения учетных задач путем квалификации фактов хозяйственной жизни, т. е. их регистрации, группировки и интерпретации. Цель процедуры - создать возможности для принятия решения. Очевидно, что это достаточно сложный технологический процесс, в котором участвует множество людей, имеющих различный уровень профессиональной подготовки.

Поэтому роль дисциплины «Бухгалтерское дело» играет одно из первостепенных значений в подготовке специалистов по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». В свою очередь для изучения данной дисциплины важно изучить такие дисциплины как: правоведение, налоги и налогообложение, теория бухгалтерского учета, контроль и ревизия, аудит и его основы, бухгалтерский финансовый и управленческий учета, бухгалтерская отчетность.


Задание 1. Квалификация фактов хозяйственной жизни как часть процедуры бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора,  регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе,  обязательствах  организаций  и   их   движении   путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.                                                         

Объектами    бухгалтерского    учета   являются   имущество организаций,   их   обязательства   и   хозяйственные    операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.          

Основными задачами бухгалтерского учета являются:[1]

-          формирование полной и достоверной информации о деятельности предприятия и его имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества предприятия, а также внешним инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

-          обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении предприятием хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества, обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

-          предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности предприятия и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения его финансовой устойчивости.

Предмет бухгалтерского учета — финансово-хозяйственная деятельность предприятия, направленная на выполнение уставных обязательств.

Объектами учета являются:

-          имущество предприятия;

-          обязательства предприятия;

-          хозяйственные операции, осуществляемые предприятиями в процессе их деятельности.

Согласно части первой Налогового кодекса под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Для осуществления хозяйственной деятельности предприятие располагает необходимыми хозяйственными средствами. В зависимости от того, какую роль они играют в процессе производства и обращения, хозяйственные средства подразделяются на группы: внеоборотные и оборотные активы.

Внеоборотные активы:

-          капитальные вложения;

-          основные средства;

-           нематериальные активы;

-          доходные вложения в материальные ценности.

 Оборотные активы:

-          производственные запасы и затраты;

-           денежные средства;

-          средства в расчетах (дебиторская задолженность);

-          финансовые вложения.

Хозяйственные средства, необходимые для деятельности предприятий, формируются за счет различных источников, которые делятся на собственные и заемные.

Собственные источники:

-          уставный капитал;

-          добавочный капитал;

-           резервный капитал;

-           прибыль.

Заемные источники:

-          кредиты банка;

-           коммерческие кредиты;

-          задолженность перед поставщиками и подрядчиками;

-           задолженность персоналу по оплате труда;

-          задолженность по платежам в бюджет;

-          задолженность перед прочими организациями и лицами.

Хозяйственные процессы следует рассматривать как совокупность составляющих элементов — фактов хозяйственной жизни.

Хозяйственные процессы, совершаемые на предприятии, включают в себя:

-          процесс заготовления средств производства;

-          процесс производства продукции (работ, услуг);

-          процесс продажи продукции, материальных ценностей, основных средств.

Эти процессы состоят из множества хозяйственных операций. Хозяйственная операция — факт хозяйственной жизни (внутренний или внешний), оказавший влияние на состояние капитала, имущество и финансовые обязательства предприятия.[2]

Отражение фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете должно соответствовать основным принципам бухгалтерского учета:

-          предприятие рассматривается как обособленный объект учета. Имущество и обязательства данного предприятия учитываются отдельно от имущества и обязательств владельцев и других предприятий;

-          использование метода начисления и разграничение деловой активности между смежными отчетными периодами. Доходы и расходы признаются и отражаются в те периоды, когда имел место факт совершения сделки;

-          предприятие функционирует в настоящее время и в ближайшей перспективе, и у него отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);

-          имущество и обязательства имеют стоимостную оценку. Оценка должна производиться с возможной точностью и осторожностью.

С 1 января 1999 г. правила оценки определяются Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденным Минфином Российской Федерации приказом от 27 июля 1998 № 34н.

В РФ действует система хозяйственного учета, в которой выделяются три взаимосвязанных вида учета: оперативный; статистический; бухгалтерский.

Оперативный (или оперативно-технический) учет осуществляется для повседневного текущего руководства и управления предприятием, участками, производствами, цехами и т. п. С помощью оперативного учета управленческому персоналу поступает информация о движении материальных ресурсов на предприятии, об объемах выпущенной продукции, ее отгрузке и реализации, о наличии производственных запасов и т. д. Источником информации для получения таких сведений могут быть как документы, так и данные, полученные по телефону, телетайпу, факсу, в устной форме.

Оперативно-технический учет может прерываться во времени, и надобность в нем появляется по мере необходимости.

Статистический учет изучает явления, носящие обобщающий, массовый характер в различных областях хозяйства, экономики, науки, образования и т. д. Статистика собирает и обобщает информацию о состоянии экономики, тенденциях ее развития, движении рабочей силы, товаров, ценных бумаг, материальных запасов, численности и составе населения по возрасту, полу, профессиям и т. п. Статистика широко использует выборочный метод наблюдения и регистрации, осуществляет единовременный учет и переписи. Для этих целей она применяет информацию бухгалтерского и оперативно-технического учета.

Бухгалтерский учет изучает количественную сторону хозяйственных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной путем сплошной, непрерывной, документально обоснованной и взаимосвязанной регистрации хозяйственных фактов как в денежном выражении, так и в натуральных показателях.

Из определения следует, что в бухгалтерском учете: имеет место сплошное отражение финансовой и хозяйственной деятельности предприятия, всего его имущества и источников его формирования, всех видов производственных запасов, основных фондов, затрат на производство и реализацию продукции, денежных средств, задолженности как предприятию, так и другим предприятиям, организациям и т. п.; осуществляется непрерывность во времени отражения происходящих хозяйственных фактов. Предполагается, что происходят постоянное наблюдение и отражение хозяйственных операций, связанных с движением основных фондов, производственных запасов, денежных средств, ценных бумаг, расчетов, фондов, кредитов и т. п.

Каждый хозяйственный факт оформляется документально - бумажным первичным документом или машинным носителем информации, который имеет правовую основу, т. е. согласно ему устанавливается ответственность за выполняемую хозяйственную операцию, а следовательно, документ приобретает юридическую силу.

Все средства и хозяйственные процессы обязательно отражаются в денежном выражении, обобщая натуральные показатели.

Существует взаимосвязанное отражение финансовой и хозяйственной деятельности, обусловленное взаимной зависимостью совершающихся фактов. Так, при поступлении материальных ресурсов на склады предприятия обязательно должно быть указано, откуда они поступили: от поставщиков или в результате передачи их из цеха в цех и т. д.

Выплата заработной платы работникам предприятия из кассы наличными подтверждает уменьшение задолженности предприятия работающим, а также уменьшение денежных средств в кассе. Поступление выручки от реализации продукции увеличивает наличие денежных средств в кассе или в банке, но подтверждает уменьшение готовой продукции как на складах предприятия, так и в отгрузке потребителям и т. д.

Перечисленные особенности бухгалтерского учета отличают его от оперативно- технического и статистического видов учета. Но только использование информации всех трех видов учета, т. е. хозяйственного учета как целостной системы, позволяет предприятиям наиболее эффективно управлять хозяйственной деятельностью, удовлетворять запросы потребителей продукции, выполнять работы и оказывать услуги, оценить положение предприятия на рынке.

Предметом бухгалтерского учета в обобщенном виде выступает хозяйственная деятельность организации. В более конкретном содержании он состоит из многочисленных и разнообразных объектов, которые можно объединить в две группы:

-          объекты, обеспечивающие хозяйственную деятельность организации;

-          объекты, составляющие хозяйственную деятельность организации.

К первой группе относятся хозяйственные средства и их источники, ко второй - хозяйственные процессы и их результаты. В состав хозяйственных средств организации включаются:

-          основные средства - здания, машины, оборудование, транспортные средства, инвентарь и др.; они действуют и используются в хозяйственной деятельности длительное время (более года), не изменяя своего внешнего вида, изнашиваются постепенно, что и позволяет включать их стоимость в себестоимость продукции, работ, услуг частями, в течение нормативного срока их полезного использования путем начисления износа (амортизации) по разработанным нормам.

-          нематериальные активы - объекты долгосрочного вложения (более года), имеющие стоимостную оценку, но не являющиеся вещественными ценностями (право на пользование землей, водой и прочими природными ресурсами, патенты, изобретения, а также иные имущественные права, в том числе на промышленную и интеллектуальную собственность). Нематериальные активы, как и основные средства, переносят свою первоначальную стоимость на затраты производства в течение срока их полезного использования путем начисления амортизации по самостоятельно установленным организацией нормам;

-          материально-производственные запасы - сырье, материалы, комплектующие изделия, тара, топливо и другие используются в одном акте производства, поэтому всю свою стоимость сразу передают на изготовленную из них продукцию. Эта особенность требует со стороны организации постоянного возобновления, приобретения материальных ценностей. К данной группе относятся также остатки незавершенного производства в цехах, стоимость готовой продукции, товаров и малоценные и быстроизнашивающиеся предметы;

-          денежные средства - сумма наличных денежных средств в кассе организации, свободные денежные средства, хранящиеся на расчетном, валютном и прочих счетах - в банке, аккредитивы, чеки, а также ценные бумаги (акции, облигации, сберегательные сертификаты, векселя) и прочие денежные средства;

-          средства в расчетах - дебиторская задолженность за товары и услуги, продукцию, по выданным авансам, полученным векселям, суммы за подотчетными лицами и др.

Усвоив понятие предмета бухгалтерского учета и задач, стоящих перед ним, следует обратить особое внимание на приемы и методы при помощи которых он осуществляется, это:

  • документальное оформление всех совершаемых хозяйственных  операций;
  • обобщение натуральных показателей путем оценки в денежном выражении;
  • калькулирование, т.е. определение фактической себестоимости хозяйственных процессов;
  • группировка однородных средств, операций или процессов, а также источников образования средств на бухгалтерских счетах;
  • отражение в учете хозяйственных операций путем двойной записи;
  • составление баланса, показывающего состояние хозяйственных средств и источников их образования в обобщенном денежном выражении на определенную дату, составление отчетности;
  • проведение инвентаризации, т.е. периодическая сверка фактического наличия средств и их источников с данными учета.

Первичные документы фиксируют факт совершения хозяйственной операции и являются основанием для отражения информации о них в учетных регистрах (в журналах-ордерах, главной книге и т.д.).

Формы учетных регистров, порядок записей в них, обработки и использования определены инструкциями о журнально-ордерной форме счетоводства. Первичные учетные документы  принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в Альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

Необходимо привести классификацию документов по своему значению (внутренние, внешние, распорядительные, оправдательные, первичные, разовые, сводные и накопительные, комбинированные, документы бухгалтерского оформления).

Кроме того следует иметь ввиду, что документы, по своему отражающие финансово-хозяйственную операцию, но не учитываемые в бухгалтерских регистрах, носят название неофициальной бухгалтерской документации.

Таким образом, квалификация фактов хозяйственной жизни способствует достоверному учету финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта.

Задание 2. Практическое задание

1.      Определить все предусмотренные регистрационными документами виды экономической деятельности профессиональной организации в соответствии с классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД) (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 6 ноября 2001 г. N 454-ст):

1.1.   Указать код класса и подкласса вида экономической деятельности

Исходя из видов деятельности Общества, отображенным в Уставе можно указать следующие виды экономической деятельности:


Код класса 74 – Предоставление прочих видов услуг

Код подкласса 74.1 – Деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита; консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием

Код класса 74 – Предоставление прочих видов услуг

Код подкласса 74.8 – Предоставление различных видов услуг

Код класса 80 – Образование

Код подкласса 80.4 Образование для взрослых и прочие виды образования

1.2.   Перечислить какие группы экономической деятельности, в соответствии с ОК 029-2001 относятся к тому же подклассу.

74.11 – Деятельность в области права

74.12 – Деятельность в области бухгалтерского учета и аудита

74.13 – Исследование конъюнктуры рынка и выявление общественного мнения

74.14 – Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления

74.15 – Деятельность по управлению финансово-промышленными группами

             и холдинг-компаниями

1.3.        Высказать мнение о том, какой классификационный признак, положен в основу выделения соответствующего подкласса

В качестве классификационных признаков видов экономической деятельности в ОКВЭД используются признаки, характеризующие сферу деятельности, процесс (технологию) производства и т.п. Поэтому можно сказать, что в основе выделения подкласса лежит сфера деятельности.

2.              Определить, какие виды экономической деятельности фактически осуществляет профессиональная организация в соответствии с представленными договорами возмездного оказания услуг:

2.1.        Договор №7 от 01.01.03 г. – деятельность в области бухгалтерского учета мнения (код по ОКВЭД 74.12.1) и аудиторская деятельность мнения (код по ОКВЭД 74.12.2)

2.2.          Договор № б/н от 30.01.03. – деятельность по изучению общественного мнения (код по ОКВЭД 74.13.2) и консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления мнения (код по ОКВЭД 74.14.00)

3.                Оценить представленный комплект документов на соответствие нормам гражданского права: (конкретные критерии оценки формулируются студентом самостоятельно в процессе выполнения задания)

Пункт 2 статьи 3 Устава ООО «Главбух» не соответствует статье 3 Закона РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью». По закону:

«Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Общество не отвечает по обязательствам своих участников.

В случае несостоятельности (банкротства) общества по вине его участников или по вине других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на указанных участников или других лиц в случае недостаточности имущества общества может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам»

П.3 ст. 2 Устава не совсем точно изложен. Следует написать: «Общество может создавать филиалы и открывать представительства по   решению   общего   собрания   участников   общества,   принятому большинством не  менее двух  третей голосов  от общего  числа голосов участников общества,  если необходимость  большего числа  голосов для принятия такого решения не предусмотрена уставом общества».[3]

П.2 ст. 4 Устава следует расширить следующим содержанием «В случае внесения в уставный капитал общества неденежных  вкладов участники общества и независимый оценщик в течение трех лет с момента государственной регистрации общества или соответствующих изменений  в уставе  общества  солидарно   несут  при  недостаточности   имущества общества субсидиарную ответственность по его обязательствам в размере завышения стоимости неденежных вкладов».[4]

В Уставе отсутствует порядок увеличения или уменьшения уставного капитала.

В целом можно сказать, что комплект документов соответствует нормама гражданского права.                             

4.              Определить порядок и условия взаимодействия сторон в соответствии с условиями договора б/н от 30.01.03 г.

4.1 Формализовать виды учета, а также этапы и результаты учетного процесса, осуществляемого в рамках исполнения указанного договора

Финансовый бухгалтерский учет и управленческий бухгалтерский учет. Три этапа: тестирование, оптимизация распределения обязанностей по результатам тестирования, комплект должностных инструкций.

4.2 Высказать профессиональное суждение о достаточности степени детализации в договоре прав, обязанностей и ответственности сторон.

С учетом того, что не детализированы носители информации по выполняемой работе: вручную, на пишущей машинке или на ПК будет готовиться пакет документов, будет ли прилагаться информация на магнитных носителях, можно сказать, что степень детализации договора недостаточна. Кроме того в договоре отсутствует график и этапы выполнения работ.

4.3 Выявить факторы первого уровня, влияющие на возможность выполнения Исполнителем требований, предусмотренных договором. Указать способы (инструменты) снижения уровня профессионального риска Исполнителя.

Фактор первого уровня - укомплектованность штата бухгалтерии, виды учетов, виды учетных работ.

5.                  Осуществить экспертную оценку степени влияния следующих факторов:

-          система нормативного регулирования

-          система документооборота

-          способы накопления и обобщения информации (применимые инструменты учета);

-          уровень квалификации персонала и организационная структура

5.1.   Качественные характеристики информации формируемой в системе бухгалтерского учета (уместность, надежность: достоверность, нейтральность, полнота; сопоставимость);

5.2.   Продолжительность учетного цикла (требование своевременности);

5.3.   Стоимость (ресурсоемкость) учетного процесса (требование рациональности).

Экспертную оценку степени влияния указанных факторов на параметры учетного процесса необходимо осуществить по 10-балльной шкале.

Факторы

Параметры учетного процесса

Качественные характеристики информации формируемой в системе бухгалтерского учета

Продолжительность учетного цикла

Стоимость (ресурсоемкость) учетного процесса

уместность

надежность (достоверность, нейтральность, полнота)

Сопоставимость

Система нормативного регулирования

10

8

9

7

6

Система документооборота

10

9

8

6

7

Способы накопления и обобщения информации (применимые инструменты учета)

8

9

10

6

7

Уровень квалификации персонала и организационная структура

6

10

7

8

9


6. Классифицировать указанные факторы по отношению к профессиональной деятельности Исполнителя (указать какие из перечисленных факторов являются внутренними по отношению к профессиональной деятельности Исполнителя, а какие внешними). Какие положения анализируемого договора подтверждают Ваш вывод о порядке разграничения ответственности сторон?

Система документооборота, уровень квалификации персонала и организационная структура, а также способы накопления и обобщения информации являются внутренними факторами.

Система нормативного регулирования РФ, в соответствии с которой должен осуществляться бухгалтерский учет, относится к внешним факторам.

Порядок разграничения ответственности сторон определяется разделом II. «Права и обязанности сторон».

7. Определить порядок и условия взаимодействия сторон в соответствии с условиями договора б/н от 30.01.03 г.

7.1 Формализовать объекты профессиональной деятельности и направления взаимодействия сторон в рамках исполнения указанного договора

Объектом профессиональной деятельности Исполнителя является бухгалтерский учет на предприятии, а именно упорядочение системы сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Исполнитель проводит аудит финансовой деятельности, а Заказчик представляет требуемые для этого документы.

7.2 Высказать профессиональное суждение о достаточности степени детализации в договоре прав, обязанностей и ответственности сторон

В договоре в достаточной степени детализированы права, обязанности и ответственность сторон: Исполнитель обязуется оказывать услуги в письменной форме квалифицированно, своевременно и в достаточном объеме. Заказчик, в свою очередь, обязуется обеспечивать Исполнителя всеми документами, необходимыми для консультирования; своевременно оплачивать услуги Исполнителя. Стороны отвечают по своим обязательствам согласно законодательству, действующему на территории Российской Федерации.

Между сторонами, в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора: определены стоимость и порядок расчетов, срок действия договора, условия расторжения договора. Но не детализированы носители информации по выполняемой работе: вручную, на пишущей машинке или на ПК будет готовиться пакет документов, будет ли прилагаться информация на магнитных носителях.

Не установлена дата оплаты услуг Исполнителя.

Задание № 3: Практическое задание

7

3

МУП «Горводоканал»

1872

15.06.2002

отпуск питьевой воды и прием сточных вод

46

ООО «Бэтикс» (упрощенка)

306/03

02.02.2003

комиссия

48

ОАО «Октава»

12

04.02.2003

купля-продажа товаров

53

ООО «Мегаполис»

26

10.02.2003

хранение

57

ПБОЮЛ Иванец А.А.

41/03

17.02.2003

поставка товаров

58

ООО «Родео»

1

19.02.2003

купля-продажа векселей

62

ООО БК «Услуги всем»

23

28.02.2003

оказание услуг по ведению учета

Задание:

  1. Оценить представленный комплект правоустанавливающих документов на соответствие нормам гражданского права

1.1.   Определить наличие всех необходимых внешних атрибутов договора

Договором  признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении,  изменении  или  прекращении  гражданских   прав   и обязанностей.[5]

Договор может быть заключен в любой форме,  предусмотренной для совершения сделок,  если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма.                                    

Обязательными атрибутами договора являются: Наименование организации, дата и место заключения договора, название договора, предмет договора, порядок и сроки оплаты, права и обязанности сторон, срок действия договора, юридические адреса и реквизиты сторон.

В представленном комплекте договоров присутствуют все внешние атрибуты.

1.2.   Определить вид обязательственного правоотношения (в соответствии с нормами ГК РФ)

Обязательные отношения – правомочиям одного субъекта соответствуют обязанности другого субъекта

1.3.   Классифицировать договор:

1.3.1.      по времени возникновения правоотношения

1.3.2.      в зависимости от соотношения прав и обязанностей сторон

1.3.3.      в зависимости от типов возникающих обязательств

1.4.   Определить предмет договора, его соответствие изложенному в тексте

1.5.   Определить момент перехода (момент возникновения) права собственности

1.6.   Назвать существенные условия данного вида договора, степень их прописанности в тексте самого договора

1.7.   Выявить (по тексту договора) имеющиеся противоречия действующему законодательству

1.8.   Можно ли данный договор считать заключенным?

2.      Оценить представленный комплект правоустанавливающих документов на соответствие общей логике ведения бизнеса:

2.1.   Какие риски несет каждая из сторон договора в случае подтверждения выявленных Вами недостатков и противоречий?

2.2.   Определить, какие иные виды гражданско-правовых договоров потенциально применимы для оформления рассматриваемой хозяйственной операции

2.3.   Какие условия договора являются управляемыми (могут быть изменены по согласованию с контрагентом)? Каковы предпочтительные, с точки зрения повышения эффективности бизнеса, параметры рассматриваемой сделки?

2.4.   Определите форму и условия расчетов с контрагентом, предусмотренные договором. Какие альтернативные варианты возможны в рассматриваемой ситуации? По каким критериям Вы можете сравнить выявленные альтернативы?

3.      Описать хронологическую последовательность событий (фактов хозяйственной жизни) исходя из условий договоров (заключение договора; исполнение договора обеими сторонами) по каждому правоустанавливающему документу.

4.      Определить комплект первичных учетных документов для каждого описанного события в соответствии с требованиями законодательства.

5.      Проанализировать фактически имеющийся комплект первичных учетных документов на предмет:

1.1.   полноты наличия всех необходимых первичных учетных документов;

1.2.   соответствия форм первичных учетных документов требованиям действующего законодательства;

1.3.   полноты заполнения всех реквизитов в каждом первичном учетном документе;

1.4.   правильности заполнения реквизитов первичных учетных документов (в том числе предварительно согласованных сторонами в договоре).

Установление взаимосвязи между фактами хозяйственной жизни, типом правоотношений и комплектом первичных учетных документов

№ варианта 7

Договор




События и их последовательность




Комплект первичных учетных документов в соответствии с требованиями действующего законодательства


Фактически имеющийся комплект первичных учетных документов


Выводы




МУП «Горводоканал»

№1872 от

15.06.02


Заключение договора, потребление воды и сброс сточных вод, расчеты по установленным в договоре тарифам

Договор, счет-фактура платежное поручение




Договор,  платежное поручение




Факты хозяйственной жизни не взаимосвязаны

ООО «Бэтикс» (упрощенка)

№306/03 от

02.02.03

Заключение договора и дополнительных соглашений, акт приема-передачи товара, накладная, счет-фактура, оплата услуг

Договор комиссии, дополнительные соглашения, акт приема-передачи ТМЦ, счет-фактура на оплату услуг, платежное поручение

Договор комиссии, дополнительные соглашения, счет-фактура, товарно-транспортная накладная, акт о приемке товара, платежное поручение

Факты хозяйственной жизни взаимосвязаны

ОАО «Октава»

№12 от

04.02.03

Заключение договора, купля –продажа товара. Право собственности переходит с момента передачи его Продавцом Покупателю по товарной накладной. Оплата товара на дату его отгрузки перечислением денег с расчетного счета

Договор, счет-фактура, товарная накладная, платежное поручение




Договор, счет – фактура, товарная накладная, платежное поручение




Факты хозяйственной жизни взаимосвязаны

ООО «Мегаполис»

№26 от

10.02.03

Заключение договора, приема товара по акту приема-передачи товарно-материальных ценностей на хранение, оплата услуг по хранению товара путем перечисления денежных средств на расчетный счет

Договор хранения, акт приема-передачи товарно-материальных ценностей на хранение, платежное поручение об оплате услуг по хранению

Договор хранения, товарная накладная

Факты хозяйственной жизни не взаимосвязаны

ПБОЮЛ Иванец А.А.

41/03 от

17.02.03

Заключение договора, поставка товара, расчеты

Договор поставки товара, товарная накладная, счет-фактура, платежное поручение

Договор поставки товара, счет-фактура, заказ отборочный лист

Факты хозяйственной жизни не взаимосвязаны

ООО «Родео»

№1 от 19.02.03

Заключение договора, акт приема-передачи ценных бумаг, расчет

Договор купли-продажи ЦБ, акт приема-передачи ЦБ, платежное поручение

Договор купли-продажи ЦБ, платежное поручение

Факты хозяйственной жизни не взаимосвязаны

ООО БК «Услуги всем»

23 от 28.02.03

Заключение договора об оказании услуг, ведение бухучета, подготовка и сдача отчета, расчет

Договор об оказании услуг, акт выполненных работ, счет-фактура, платежное поручение

Договор об оказании услуг

Факты хозяйственной жизни не взаимосвязаны









Анализ первичных учетных документов на соответствие требованиям законодательства


№ варианта 7

Договор

Событие

Первичные учетные документы (фактически имеющиеся)

Выводы о соответствии имеющегося пакета первичных учетных документов требованиям действующего законодательства в части

полноты наличия всех необходимых первичных учетных документов

форм первичных учетных документов

полноты заполнения реквизитов первичных учетных документов

правильности заполнения реквизитов первичных учетных документов

МУП «Горводоканал»

№1872 от

15.06.02


Отпуск питьевой воды и прием сточных вод



Договор,  платежное поручение





Не полный комплект





Не соответствуют требованиям действующего законодательства


Соответствует





Соответствует





ООО «Бэтикс» (упрощенка)

№306/03 от

02.02.03

Изучение рынка, поиск покупателей, реализация продукции



Договор комиссии, дополнительные соглашения, счет-фактура, товарно-транспортная накладная, акт о приемке товара, платежное поручение

Полный комплект документов






Соответствует условиям действующего законодательства




Соответствует

Соответствует

ОАО «Октава»

№12 от

04.02.03

Купля-продажа товаров



Договор, счет – фактура, товарная накладная, платежное поручение

Полный комплект документов



Соответствует условиям действующего законодательства

Соответствует

Соответствует

ООО «Мегаполис»

№26 от

10.02.03

Хранение товара



Договор хранения, товарная накладная

Не полный комплект документов


Не соответствует условиям действующего законодательства

Соответствует

Соответствует

ПБОЮЛ Иванец А.А.

41/03 от

17.02.03

Поставка товара

Договор поставки товара, счет-фактура, заказ отборочный лист

Не полный комплект документов


Не соответствует условиям действующего законодательства

Соответствует

Соответствует

ООО «Родео»

№1 от 19.02.03

Покупка ценных бумаг

Договор купли-продажи ЦБ, платежное поручение

Не полный комплект документов


Не соответствует условиям действующего законодательства

Соответствует

Соответствует

ООО БК «Услуги всем»

23 от 28.02.03

Услуги по ведению бухучета, подготовка и сдача отчета

Договор об оказании услуг

Не полный комплект документов




Не соответствует условиям действующего законодательства


Соответствует

Соответствует

 

Согласно п.13 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах и утверждаются организацией, должны содержать обязательные реквизиты.

Отсутствие в первичном учетном документе какого-либо из обязательных реквизитов является нарушением правил ведения бухгалтерского учета и может стать причиной применения к организации финансовых санкций, так как ненадлежащим образом оформленные документы не являются подтверждением факта совершения хозяйственной операции, и следовательно, возможно утверждение, что та или иная хозяйственная операция фактически не производилась.

Документы, рассмотренные в данной работе практически все соответствуют нормам гражданского законодательства.

Список литературы

 

1.    Гражданский кодекс РФ

2.      Федеральный закон от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ред. от 21.03.2002)

3.      Федеральный закон РФ от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 28.05.03)

4.      Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. М.: Финансы и статистика, 2001

5.      Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2002.

6.      Методические указания для выполнения контрольных работ / Н.Г. Сафронова, Е.В. Княжевская, М.И. Тест. – Новосибирск, НГАЭиУ, 2003.


Приложение 1

Место и роль дисциплины «Бухгалтерское дело»

в профессиональной образовательной программе подготовки по специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»


Наименование ранее изученных дисциплин учебного плана

Разделы и отдельные темы дисциплины «Налоговый учет»:

Раздел 1:

Раздел 2:

Раздел 3:

Профессиональные услуги в области бухгалтерского учета как практический вид деятельности

Учет как целенаправленно организованный процесс: границы и основные параметры

Способы бухгалтерского учета, определяющие процедуру его ведения

1.1

1.2

1.3

2.1

2.2

2.3

2.4

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

1

Правоведение

2

3

3

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Экономика организаций (предприятий)

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

3

Менеджмент

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

4

Финансы

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

5

Налоги и налогообложение

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

6

Теория бухгалтерского учета

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

7

Теория экономического анализа

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

8

Международные стандарты учета и финансовой отчетности

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

9

Контроль и ревизия

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

10

Аудит:

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

11

Основы аудита

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

12

Практический аудит

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

13

Международные стандарты аудита

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

14

Бухгалтерский финансовый учет

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

15

Бухгалтерский управленческий учет

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

16

Бухгалтерская (финансовая) отчетность

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

n
































[1]Федеральный закон от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 30.06.2003)

[2]Каморджанова Н.А., Карташова И.В. Бухгалтерский учет. Краткий курс. 5-е изд. – СПб: ПИТЕР, 2003. – с. 7

[3]Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 года №14-ФЗ» (ред. от 21.03.2002) п.1 ст.5

[4]То же, п. 2 ст. 15

[5]Гражданский кодекс РФ, ст. 420 гл. 27