Содержание

1. Описание проекта (резюме) 3

2. Общая характеристика предприятия, отрасли, продукции. 4

3. Анализ рынка и основных конкурентов. 11

4. Планирование производства. 19

5. План маркетинговой деятельности. 29

6. Организационный план. 34

7. План по рискам. 36

8. Финансовый план. 39

Заключение. 41

Список литературы.. 42

















1. Описание проекта (резюме)

 Предлагаемый в данной работе бизнес-план является одним из первых обобщающих документов обоснования инвестиций и  имеет целью определение  укрупненных данных о планируемой номенклатуре и объемах выпуска   продукции, характеристики рынков сбыта и сырьевой базы, потребности производства в земельных, энергетических и трудовых ресурсах, а также содержит ряд показателей, дающих представление о коммерческой, бюджетной и экономической эффективности рассматриваемого проекта и в первую очередь представляющих интерес для участников-инвесторов проекта. Расчеты показателей по предлагаемому бизнес- плану  адаптированы к требованиям и условиям современного отечественного и зарубежного инвестирования в городе Новосибирске.

Задачами бизнес- план выступают:

1)    описание проекта ( резюме);

2)    описание общей характеристики  предприятия, отрасли, продукции;

3)    анализ рынка и основных конкурентов;

4)    планирование производства

5)    план маркетинговой стратегии;

6)    организационный план;

7)    план по рискам;

8)    финансовый план.

Предлагаемый в рамках данной работы бизнес- план разрабатывается Закрытым акционерным обществом  ЗАО «Сластена».  Основной целью ЗАО «Сластена» сегодня является получение прибыли и удовлетворение общественной  потребности населения в жилье.

Цель предлагаемого организацией бизнес- проекта- обосновать развертывание программы внедрения на рынки кондитерских изделий новых видов конфет: «Радуга» и «Какао бобы».

Предлагая новый вид кондитерских изделий на рынке, организация гарантирует индивидуальный дизайн и неповторимость вкуса, что является большим преимуществом для потребителей.

Для реализации предлагаемого проекта ЗАО «Сластена» ориентируется, прежде всего, на свои собственные ресурсы (прибыль, оборотные средства и т. д.), а также планирует привлечение определенной доли заемных средств в банках.

В процессе планирования руководство учло возможность возникновения ряда финансово- экономических рисков. Для их устранения  в организации используется страхованием части рисков.

Таким образом, судя по расчетами, финансово- экономическому обоснованию, предлагаемый проект ЗАО «Сластена» предполагает успех и положительный эффект.

Краткосрочная стратегия организации  на сегодняшний день заключается в завоевании рынка недвижимости, краткосрочная стратегия состоит в укреплении своих позиций на рынке недвижимости в Новосибирске и захват существенной доли рынка.

Уже в ближайший плановый год (2004 год) организация, судя по проведенным расчетам, планирует получить прибыль, превышающую значение  в 2002 году более чем в 6- 7 раз.

Для реализации предлагаемого проекта ЗАО «Сластена»» ориентируется, прежде всего, на свои собственные ресурсы (прибыль, оборотные средства и т. д.), а также планирует привлечение определенной доли заемных средств в банках.

В процессе планирования руководство учло возможность возникновения ряда финансово- экономических рисков. Для их устранения  в организации используется страхованием части рисков.

2. Общая характеристика предприятия, отрасли, продукции

В экономической литературе изучена динамика основных показателей исследуемого рыночного сегмента производства и реализации кондитерских изделий, которая отражена на рисунке 1.

Рис. 1. Годовые объемы производства кондитерских изделий  в России в 1990- 2002 годах.

Как видно из рисунка 2, к началу 90- х годов рынок производства кондитерских изделий во времена существования плановой системы хозяйствования был развит достаточно хорошо. В связи с переходом на рыночные рельсы, экономика страны попала в  серьезный кризис, большинство предприятий не смогли существовать в новых условиях. Поэтому к середине 90 – х годов наблюдается тенденция падения объемов продаж. Однако ситуация в отрасли после 1997 ода меняется в лучшую сторону в связи с рядом положительных тенденций в политической и экономической жизни страны.

В качестве объекта исследования в данной работе выступает кондитерская организация Закрытое акционерное общество «Сластена», которое было основано и зарегистрировано в Новосибирской городской регистрационной палате 8 июня 1998 года (свидетельство № 15763).

 Местонахождение общества: г. Новосибирск, ул. Красноярская -5.

Основной целью создания организации является получение прибыли, а также наиболее полное удовлетворение рынка потребителей в кондитерских товарах.

Краткосрочная стратегия организации  на сегодняшний день заключается в завоевании доли рынка кондитерских изделий, краткосрочная стратегия состоит в укреплении своих позиций и захвате существенной доли рынка.

Уже в ближайший плановый год (2004 год) организация, судя по проведенным расчетам, планирует получить прибыль, превышающую значение  в 2003 году более чем в 6- 7 раз.

Как прописано в Уставе, ЗАО «Сластена», основной вид деятельности – производство сахаристых кондитерских изделий (конфет, шоколада, ириса, восточных сладостей). Организация является универсальным кондитерским предприятием.

Уставной капитал организации составляет 90000 рублей. Акционерами являются два юридических и восемь физических лиц, каждый из которых располагает 1000 акциями номинальной стоимостью 90 рублей каждая.

На сегодняшний день по большинству экономических показателей (рентабельность, ликвидность, платежеспособность) ЗАО «Сластена» можно считать вполне процветающим и устойчивым в финансовом плане.

В целом, финансовое положение ЗАО «Сластена» на сегодняшний день является устойчивым, о чем свидетельствует ряд финансовых показателей на сегодняшний день.

Финансовое положение ЗАО  «Сластена» на сегодняшний день является устойчивым, о чем свидетельствует ряд финансовых показателей на сегодняшний день.

Основная стратегия фирмы «Сластена» сегодня- это стратегия прибыли. Так как организация находится на зрелой стадии жизненного цикла, когда конкуренция уже достаточно стабильна и темпы роста рынка уже слегка замедлены, то основной целью компании становится повышение ее рентабельности, а не рост (хотя рост по- прежнему продолжается, как и освоение новых сегментов). Инвестиции в организации сохраняются на уровне, необходимом для поддержания соответствующих объемов, а прибыль доведена до максимума. Повышение рентабельности в организации достигается в результате квалифицированной сегментации рынка и эффективного использования имеющихся активов. Для повышения эффективности использования ресурсов в организации определяются те капиталовложения, где расходы могут быть снижены, доходы увеличены, и потенциал синергетического эффекта предельно используется. Можно сказать, что стратегия роста прибыли в компании «Сластена» успешно разработана, так как в итоге она приводит к увеличению положительного потока денежной наличности в организации.

Основными задачами компании «Сластена» на современном этапе является организация единых органов снабжения и сбыта; улучшение качества продукции, расширении ассортимента, модернизации знакомых сортов с целью более точного удовлетворения требований потребителя и разработка новых сортов.

Далее проводим оценку сильных и слабых сторон  организации  и основных конкурентов в таблице 1 по десятибалльной шкале[12, с. 179].

Таблица 1

Оценка и анализ сильных и слабых сторон ЗАО «Сластена» и конкурентов

Факторы, характеризующие предприятие

Преимущества

Недостатки

Оценка

ЗАО «Сластена»

ЗАО «Сластена»

ЗАО «Сластена»

МЕНЕДЖМЕНТ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1.Предпринимательская культура

Нацеленность на получение прибыли

-

9

1.2.Цели и стратегии

Стратегия роста и захвата рынка

-

10

1.3. Система мотивации сотрудников

Сотрудники мотивированы и нацелены на достижение результатов в деятельности фирмы

-

7

ПРОИЗВОДСТВО

2.1.Оборудование


изношено на 70 %

5

2.2.Гибкость производственных линий

-

Производство негибкое

5

2.3.Качество планирования  и управления

Система планирования  и управления тщательно налажена

-

9

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

3.1.Интенсивность и результаты

Маркетинговые исследования и использование инноваций в исследованиях

-

8

3.2.Ноу-хау


Не используется

3

3.3.Использование информационных технологий


Новые информационные технологии не используются

7

МАРКЕТИНГ

4.1.Организация сбыта

Налаженные связи с покупателями, сеть магазинов

Недостаточная рекламная компания

9

4.2.Фаза «жизненного цикла»

Рост

начальная стадия

4

КАДРЫ

5.1.Возрастная структура

Молодой состав  (25-45 лет)

Текучесть кадров

10

5.2.Уровень образования

высшее экономическое

10

5.3. система мотивации персонала

Отличная система мотивации персонала ( материальные стимулы)

10

ФИНАНСЫ

6.1.Доля собственного капитала

71 %

-

 9

6.2.Уровегь финансового состояния

Финансовое  состояние стабильно


6

6.3.Возможности получения кредита

Есть

-

9

ИТОГО

-

-

292

Как видно из таблицы 1, оценка сильных и слабых сторон  в ЗАО «Сластена»  является соответствующей уровню конкурентов в отрасли

Кондитерская продукция  удовлетворяет основную потребность населения - потребность в употребление кондитерских изделий, она имеет ряд положительных характеристик:  относительная недорогая и вполне доступна по цене.

Оценка сильных и слабых сторон кондитерских изделий ЗАО «Сластена»  представлена в таблице 2[12].

Таблица 2

Оценка сильных и слабых сторон кондитерских изделий ЗАО «Сластена»

Постановка вопроса при изучении сильных и слабых сторон продукции

Сильные стороны

Слабые стороны

Можете ли вы определить тот сегмент рынка, на который ориентирована ваша продукция?

Дети, молодежь


Изучены ли вами запросы ваших клиентов

Запросы детей изучены

Не изучены запросы более пожилых людей

Какие преимущества предоставляет ваша продукция клиентам

Вкус, цена


Можете ли вы эффективно довести свою продукцию до тех потребителей, на которых она рассчитана?

Да


Может ли ваша продукция успешно конкурировать с продукцией других производителей в отношении:

-          качества и надежности

-          стимулирования спроса

Цена доступна

Рекламная копания требует расширения

На какой стадии жизненного цикла находится ваша продукция?


начальная стадия

Есть ли у вас идеи относительно нового вида продукции?


нет, пока только расширение уже созданной продукции

Проводите ли вы регулярно модификацию вашей продукции в соответствии с запросами клиентов?

Частичная модификация


Проводите ли вы политику создания новой продукции?


Нет

Возможно ли копирование вашей продукции?


Да

Имеют ли ваши производственные идеи адекватную защиту торговой и фабричной маркой, патентами?


Торговой марки нет

Отслеживаете ли вы жалобы клиентов?

Да (книга жалоб)



         Далее представим оценку качеств  кондитерских изделий ЗА «Сластена» по различным свойствам посредством SWOT – анализа.

SWOT – анализ заключается в выявлении сил и слабостей кондитерских изделий ЗАО «Сластена» путем сравнения своего продукта с продуктами конкурентов по наиболее значимым параметрам.

В результате  проведения опроса среди потребителей были получены средние значения по всем потребителям.

Таблица 3

Результаты анкетирования для выявления оценок потребления конфет

Свойства

 
Фирма

Сластена

Русская конфета

Нока-М

Вариант

 Гулливер

Цена

Вкус

Упаковка

Вид фасовки

7,1

6,8

6,5

3,2

7,4

6,7

5,8

3,5

5,0

4,8

4,1

1,7

3,8

3,1

4,3

2,1

5,0

4,9

4,5

2,0


Таблица 4 является результирующей.




Таблица 4

Результирующая таблица

Фирма

Свойства

вес

Сластена

Русская конфета

Нока-М

Вариант

 Гулливер



н.о.

в.о.

н.о.

в.о.

н.о.

в.о.

н.о.

в.о.

Н.о.

в.о

Вкус

0,4

7,1

2,84

7,4

2,96

5

2

3,8

1,52

5

2

Цена

0,3

6,8

2,04

6,7

2,01

4,8

1,44

3,1

0,93

4,9

1,47

упаковка

0,2

6,5

1,3

5,8

1,16

4,1

0,82

4,3

0,86

4,5

0,9

вид фасовки

0,1

3,2

0,32

3,5

0,35

1,7

0,17

2,1

0,21

2

0,2


1

23,6

6,5

23,4

6,48

15,6

4,43

13,3

3,52

16,4

4,57


Рис. 2. Оценка различных свойств конфет компании «Сластена»

Анализируя интегральную взвешенную оценку конкурентоспособности производимых компанией «Сластена» кондитерских изделий  можно сказать, что продукция уступает по некоторым параметрам лишь продукции компании “Русская конфета”.

3. Анализ рынка и основных конкурентов

В настоящее время российский рынок кондитерских изделий растет, хоть и медленными темпами. По оценкам  экспертов, за прошлый год потребление кондитерских изделий выросло почти на 10 %.

Однако, все же положение многих средних и мелких фирм – производителей в отрасли достаточно сложное. Дорожает сырье, приходится выдерживать серьезную конкуренцию с  более крупными производителями. Тем не менее, производство кондитерских изделий как отрасль промышленности является высокорентабельным.

Следует отметить еще одну особенность внешней среды рассматриваемого сегмента рынка. Это крайне неравномерное размещение его по территории Российской Федерации, что отражено на рисунке 3.


Рис. 3. Производство кондитерских изделий по регионам Российской Федерации в 2002 году.

Как видно из рисунка 3 в Центральном районе сосредоточено около 23% производства кондитерских изделий в России, а в Северном районе всего лишь 2 %. Наиболее крупные мощности по производству кондитерских изделий сосредоточены в Центральном районе, а Западная Сибирь занимает 6 место среди всех остальных регионов.

Анализ движущих сил, действующих в этой отрасли

Непростая экономическая ситуация (низкая платежеспособность населения, высокие ставки налогов и ставки платы за кредиты, высокая стоимость сырья и энергоресурсов) привела к резкому спаду производства на отечественных предприятиях и, следовательно, к уменьшению коэффициента использования производственных мощностей.

Изменение курса рубля в августе 1998 года серьезно повлияло на рынок кондитерских изделий. Прекратились поставки сырья в кредит, что привело к остановке некоторых заводов и переходу на одну смену работы. Производители оказались в жестокой зависимости от поставщиков сырья (шоколада, молока и прочих ингредиентов). Если сырье подорожало в 3-4 раза, то цены на кондитерские изделия по данным прошлого года выросли примерно в 2- 2,5 раза. Больше превышать цены было невозможно из- за ограниченной покупательской способности населения России. Результатом стали существенные финансовые потери предприятий.

Другой действующей силой в отрасли  производства кондитерских изделий является наличие барьеров  для входа в отрасль. Барьеры входа во всю отрасль пищевой промышленности в целом существенны и носят различный характер для предприятий разной мощности. Для крупных предприятий, желающих войти на российский рынок кондитерских изделий барьер заключается в отсутствии каналов дистрибьюции и недоверие местных жителей к новой продукции. Преодолеть этот барьер позволяет приобретение крупными фирмами акций крупных  предприятий отрасли (особенно это касается зарубежных инвесторов).

Следует подчеркнуть, что рост производства кондитерских изделий в последние два- три года, в том числе  был обеспечен предприятиями, построенными за счет иностранных вложений и инвестиций, так как эта отрасль привлекательна по широкому спектру позиций, в частности, своим коротким циклом  и высокими доходами.

         Характерной особенностью отрасли является тот факт, что инвестиционные средства стали использоваться преимущественно на установку нового оборудования. На эти цели выделяется около 60 % средств. Эту тенденцию следует признать положительной, так как в  промышленности кондитерских изделий имеются свободные производственные площади. При обновлении производства, замене устаревшего оборудования затраты на строительную часть незначительны.

         Ряд крупных предприятий отрасли производства кондитерских изделий целиком изменил форму собственности, их пакет акций находится у отечественных и зарубежных представителей и инвесторов. Многие предприятия отрасли объединяются друг с другом в концерны. В такие концерны объединяются несколько фабрик, каждая из которых имеет свою историю, узнаваемое название, сложившийся круг потребителей, но переживает сейчас нелучшие времена. Объединение таких фабрик в концерны позволяет в целом снизить себестоимость  продукции местных фабрик при  производстве кондитерских изделий, соответственно,  отпускные цены на готовую продукцию, а также создает условия для повышения качества производимой продукции. Примером может служить объединение ЗАО «Шоколадная фабрика «Россия» и АО «Кондитер. Результатом стало единое акционерное общество, получившее название «Кондитерское объединение «Россия» под руководство  фирмы «Nestle».

         Позитивным сдвигам в производстве кондитерских изделий, безусловно, способствовали принятые в последние годы федеральные законы, указы Президента,  и Постановления Правительства РФ, направленные на поддержку отечественных производителей. К числу мер государственного регулирования следует отнести регулирование таможенных пошлин на поступающее по импорту сырье и продовольствие для предприятий отрасли.

         Однако, несмотря на наметившийся в последние годы рост производства кондитерских изделий в целом объемы его выпуска по сравнения с 1990 годом остаются на уровне 40- 60 %.

Выявление ключевых факторов успеха для целевых сегментов

Несмотря на общую тенденцию 90- х годов снижения покупательской способности  потребления  кондитерских изделий  (с 19 кг на душу населения в 1990 году до 8 кг в 1996 году) к 2001 году потребление кондитерских изделий  увеличилось до 10,2 кг на душу населения.

Рис. 4. Потребление кондитерских изделий питания на душу населения в 1990 – 2001 годах в России, кг.

В целом потребление кондитерских изделий на территории Новосибирской области по данным статистики потребление в год колеблется от 6,7 кг  у населения  с доходом до 1000 руб. в месяц и 22 кг у населения с доходом свыше 2500 рублей на человека (то есть в 3,3 раза больше).

После кризиса  в экономике середины 90- х годов компания «Сластена» сосредоточила свои усилия именно на производстве такого недорогостоящего вида кондитерских изделий.

Для удовлетворения интересов покупателей  в компании могут быть разработаны своеобразные дизайны при оформлении кондитерских изделий. Среди привлекательных и социально значимых  направлений – производство конфет  с различными полезными добавками  натуральных фруктов, что очень нравится  и детям, и взрослым.

Товарная политика организации занимает очень важное место в повышении конкурентоспособности предприятия, так как именно товар, его качество, ассортиментный набор влияют на конкурентные позиции продукции и успех предприятия. Осуществление товарной политики  в компании «Сластена» представляет собой серию конкретно реализуемых маркетинговых мер воздействия на рынок   потребителей. Эти меры касаются потребительских свойств выпускаемой продукции, разработки новых ее видов, оптимизации ассортимента и преследуют, прежде всего, цель – довести качественные характеристики товара до уровня конкретных запросов покупателей выбранного сегмента рынка и  обеспечить эффективный сбыт. 

В таблице 5 представлена оценка рынков сбыта для ЗАО «Сластена»

Таблица 5

Оценка рынков сбыта для ЗАО «Сластена»

Показатели

Город Новосибирск

Населенные пункты по области в радиусе 100 км

Рынки, удаленные за 100 км

Уровень спроса, %

66

58

50

Степень удовлетворения спроса, %

98

87

50

Уровень конкуренции, %

75

58

50

Доля потребителей, готовых купить продукцию,  %

66

45

38

Как видно из таблицы 5, наиболее привлекательным рынком для ЗАО «Сластена» является рынок города Новосибирска, наименее привлекательными - рынки,  расположенные дальше, чем на 100 км.

При оценке конкуренции возьмем наиболее крупного конкурента для фирмы – компания «Русская конфета».

Таблица 6

Характеристика различных групп продукции ЗАО «Сластена» в сравнении с основным конкурентом

Группа продукции

Объем   рынка в 2000г.,

тыс. т

Объем рынка в 1999г., тыс. т

Средне -экономические темпы роста, %

Доля “Сластена” на рынке, %

Доля “Русская конфета” на рынке, %

Фруктовые конфеты

345,6

322,4

6%

12,3

8,4

Конфеты с добавлением печенья, орехов, мармелада и т.д.

386,7

378,5

6%

9

14,5

Карамель

196,8

179,4

6%

2,8

4

Фруктовые конфеты – «денежный мешок»: сбыт в отрасли падает, но доля на рынке велика.

Производство карамели растет наибольшими темпами, что объясняется повышенным спросом на эту группу конфет людей со средним и небольшим достатком. Необходимо сделать дополнительные вложения в данный продукт чтобы он был способен конкурировать с продукцией “Русская конфета” и других крупных производителей.

Анализ и оценка конкурентов представлены в таблице 7[12].

Таблица 7

Анализ и оценка основных конкурентов

Характеристика конкурентов

Основные конкуренты

«Русская конфета»

2Гуливер»

Объем продаж, тыс. руб.

3678

1154

Занимаемая доля рынка, %

13

7

Рентабельность, %

27

15

уровень технологии

высокий

Высокий

Качество продукции

высокое

Высокое

Расходы на рекламу, тыс. руб.

145

140

Привлекательность внешнего вида

дизайн и эстетика

дизайн и эстетика

Время деятельности предприятия, лет

11

4

Как видно из таблицы 7, основные конкуренты ЗАО «Сластена»  являются очень сильными,  они занимают существенные доли на   рынке.

У крупных компаний, которые занимают большую долю рынка и предлагают широкий ассортимент продукции, выше качество товаров, чем у небольших конкурирующих фирм. У крупных отечественных производителей цены ниже, чем у мелких фирм, а что касается крупных зарубежных производителей, то у них цены на продукцию выше. Это объясняется тем, что они экспортируют товары из своей страны в Россию, а для окупаемости затрат по перевозкам (таможенные пошлины при ввозе на территорию России) иностранные фирмы повышают цены на свою продукцию. У мелких компаний цены на продукцию выше, чем у ЗАО «Сластена», потому что они стараются получить прибыль, значительно превышающую издержки, пошедшие на создание компании и на производство продукции. Это даёт ЗАО «Сластена» ряд преимуществ перед ними, так как у организации качество товаров высокое (соответствует качеству конкурентов), а цены ниже, чем у них. Другими словами,  у  ЗАО «Сластена» есть возможности, чтобы потеснить конкурентов.  

У крупных конкурентов высокая доходность и платёжеспособность, они могут выдержать происходящие на рынке изменения (форс-мажорные обстоятельства). Мелкие компании проще потеснить на рынке, потому что они мало известны покупателям, а, следовательно, у покупателей нет доверия к ним. Также у мелких фирм оборудование значительно хуже, ниже платёжеспособность и небольшая доходность.

Деятельность многих компаний может быть направлена на получение максимально возможной прибыли за коротко время (стратегия «снятия сливок»). Такие компании долго не задерживаются на рынке, поэтому их нельзя считать сильными конкурентами.

У крупных компаний структура кадров схожа со структурой кадров  ЗАО «Сластена», т.е. имеется высокий кадровый  потенциал и оптимальная кадровая структура (необходимое количество отделов, подразделений и сотрудников, отсутствие лишних кадровых единиц). Они имеют высокий уровень управления кадрами, который позволяет быстро принимать решения, выполнять указания руководства, реагировать на изменения рынка, что ведёт к повышению качества выпускаемой продукции, снижению издержек.

У мелких организаций–конкурентов некоторые отделы и подразделения могут быть совмещены или отсутствовать. Очень часто бывает так, когда руководители, специалисты, служащие занимают несколько должностей одновременно. Иногда не хватает денег на оплату труда своих сотрудников из-за недостатка средств от реализации продукции. Также у мелких компаний мало квалифицированных рабочих, потому что люди идут работать в крупные фирмы, которые занимают устойчивое положение на рынке, которые «сделали себе имя»,  и которые не обанкротятся, так и не оплатив труд своих работников. Из всего вышесказанного следует, что мелких конкурентов довольно легко потеснить.

Все конкуренты руководствуются следующими целями:

1)    потеснить или «убрать» с рынка других производителей подобной продукции;

2)     переманить выгодных клиентов;

3)     повысить качество своей продукции;

4)     по возможности снизить цены;

5)     при наличии средств развернуть рекламную компанию.

Все эти действия в конечном итоге должны привести конкурентов к занятию устойчивого и выгодного положения на рынке.

Цели ЗАО «Сластена» относительно конкурентов - не дать им потеснить организацию («догнать их и перегнать»).

Средства для достижения этой цели:     

1)    по возможности более полно удовлетворять потребности своих клиентов, чтобы они покупали нужную им продукцию только у организации, и у них не возникало бы желания перейти к конкурентам;

2)    цены на продукцию организации должны быть процентов на 5 ниже цен конкурентов на ту же продукцию;

3)    привлечь клиентов покупающих продукцию у конкурентов  ЗАО «Сластена» более низкими ценами, послепродажным обслуживанием, провести с этой целью ответную рекламную компанию;

4)    сделать так, чтобы продукция организации имела какие-нибудь уникальные свойства (например, оригинальный дизайн), выгодно отличающие её от продукции своих конкурентов;

5)    завоевание более выгодных позиций на рынке, выход на внешний рынок.

На ЗАО «Сластена» распространена такая практика получения сведений о предприятиях-конкурентах: представитель ЗАО «Сластена» приезжает на конкурентную фирму и представляется, как клиент, желающий приобрести продукцию этой фирмы. При ведении переговоров он оценивает продукцию конкурента (качество, дизайн, цены); то, как ведутся переговоры о продаже (что и как предлагают, каким тоном); действия, которые предпринимает конкурент, если его продукция не устраивает клиента; существует ли послепродажное обслуживание, и, если оно есть, то насколько хорошо организовано. Другими словами, оцениваются положительные и отрицательные стороны продукции и предоставляемых услуг предприятия-конкурента. На основе этих данных принимаются решения о том, что необходимо изменить «ЗДИ» в своей продукции, на что обратить особенное внимание, что можно перенять у конкурента для улучшения реализации своей продукции.

   От конкурентов организации можно ожидать снижения цен на аналогичную продукцию, расширения ассортимента, создания более выгодных условий для привлечения новых клиентов.

     Факторы конкурентоспособности продукции ЗАО «Сластена» и крупных компаний совпадают. Что касается мелких фирм-конкурентов, то они отстают от ЗАО «Сластена» по многим показателям.

            Таблица 8

Факторы конкурентоспособности предприятий


Факторы конкурентоспособности предприятий

ЗАО «Сластена»

Крупные компании

Мелкие  компании

1.      Платежеспособность

  1. Доходность
  2. Положение на рынке
  3. Количество филиалов
  4. Планы на будущее

 

  1. Устойчивость

высокая

высокая

устойчивое

5

выйти на внешний рынок, потеснить конкурентов

высокая

высокая

высокая

устойчивое

5-7

те же, что и у ЗАО «Сластена»



высокая

средняя, низкая

средняя, низкая

 не устойчивое

1        и менее

занять устойчивое положение, не обанкротиться


средняя, низкая


4. Планирование производства

Разработка бюджета продаж представляет собой определение целевого объема и структуры продаж. В ходе разработки базовые принципы взаимосвязи показателей затрат, уровня цен, физического объема как факторов, определяющих доход от реализации, - это та методологическая основа, без которой эффективное планирование бюджета продаж невозможно.

Сначала составляем прогноз продаж в виде таблицы 9. Объем планируемых продаж определяется с учетом множества факторов: деятельность конкурентов, положение на рынке, стабильность поставщиков и покупателей, результатов маркетинговых исследований, сезонности, цикличности, политики ценообразования в ЗАО «Сластена», рентабельности продукции [10,с. 36].

Таблица 9

Прогноз продаж на 2 полугодие 2004 года в ЗАО «Сластена»

№ п\п

Виды продукции

Планируемые продажи, тонн

Планируемая цена реализации за кг,  руб.

1

Конфеты «Радуга»

22

60

2

Конфеты «Какао бобы»

11

70


На основе  прогноза продаж составляем бюджет продаж в виде таблицы 10. Он является результатом обсуждения планов реализации продукции управляющими, аналитиками и персоналом отделов сбыта и торговли.

Таблица 10

Бюджет продаж на 2 полугодие 2004 года в ЗАО «Сластена»

№ п\п

Виды продукции

Планируемые продажи, тонн

Цена реализации за кг, руб.

Объем продаж, руб.

1

Конфеты «Радуга»

22

60

1320000

2

Конфеты «Какао бобы»

11

70

770000


Итого

-

-

2090000

Производственная программа зависит от планового объема реализации и величины товарных остатков (запасов готовой продукции)[10, с. 37].

Соотношение объемов реализации, выпуска и величины товарных остатков можно выразить следующим образом по формуле (1):

ОП = Опр – ТО н.п. + ТО к.п.,                    (1)

где    ОП -  объем производства, руб.;

         Опр – объем продаж, руб.;

ТО н.п. – товарные остатки на начало периода, руб.;

ТО к.п. – товарные остатки на конец периода, руб.

Производственная программа для ЗАО «Сластена» представлена в таблице 11.

Таблица 11

Производственная программа ЗАО «Сластена» на 2 полугодие 2004 года

№ п\п

Показатели

Конфеты «Радуга»

Конфеты «Какао бобы»

1

Плановый объем продаж, тонн

22

11

2

Остатки готовой продукции на конец периода, тонн

5

3,5

3

Всего потребность (1 + 2), тонн

27

14,5

4

Остатки готовой продукции на начало периода, тонн

1,5

1,5

5

Производственная программа (3 – 4), тонн

25,5

13


Для определения совокупных затрат на производство данных видов конфет, необходимо рассчитать себестоимость единицы продукции, складывающуюся из затрат материалов, труда и накладных расходов. Поэтому на следующем  этапе составляем частные бюджеты: бюджет затрат сырья и основных материалов, бюджет трудовых затрат, бюджет накладных расходов.

Материальные затраты в составе себестоимости продукции занимают наибольший удельный вес. Материальные затраты ЗАО «Сластена» при производстве включают следующие статьи: сырье и основные материалы, полуфабрикаты собственного изготовления, возвратные отходы, вспомогательные материалы, тара и тарные материалы, топливо, запасные части.

Отпуск сырья в организации осуществляется с центрального склада. Учет сырья ведется по наименованиям продуктов, учетной цене и сумме (натуральной стоимостной). На складах есть отдельные материально ответственные лица (заведующие). Исходя из имеющегося в кладовой сырья, возможностей реализации заведующий кондитерским цехом составляет план- заказ на изготовление кондитерских изделий, в котором по установленным нормам определяется количество сырья, подлежащего отпуску [1, с. 156]. Списание сырья на изготовление кондитерских изделий производится по фактическим затратам, но не выше установленных норм.

Стоимость полуфабрикатов на ЗАО «Сластена»  включается в себестоимость тех изделий, в которые они вошли.

Стоимость вспомогательных материалов списывается на себестоимость продукции, так же как и основных материалов, то есть прямым путем по данным первичных документов.

Возвратные отходы оцениваются по ценам их возможного использования.

В фактическую себестоимость материалов в организации включают покупную стоимость и транспортно- заготовительные расходы[5, с. 68].

В ЗАО «Сластена»  при определении бюджета сырья и основных материалов используют метод технологического нормирования. При имеющейся плановой производственной программе, применяя технологические нормы расхода на 1 тонну конфет, рассчитывают производственную потребность в разрезе видов материальных оборотных  ресурсов на данный бюджетный период (таблица 12).

Таблица 12

Определение потребности в  сырье  и основных материалах на 2 полугодие 2004 года  в ЗАО «Сластена»

№ п\п

Наименование сырья и материалов

Расход сырья и материалов, в нат. ед.

Общая потребность в сырье и материалах, ед.

Конфеты «Радуга»

Конфеты «Какао бобы»

Объем производства- 25,5 тонн

Объем производства- 13 тонн

на 1 тонну

на весь выпуск

на 1 тонну

на весь выпуск

1

Сахар, тонн

10,5

268

12,5

162,5

430,5

2

Мед, кг

0,156

4

0,13

1,7

5,7

3

Какао бобы, кг

3,4

86,7

2,6

33,8

120,5

4

Патока, кг

3,9

99,45

2,6

33,8

133,25

5

Молоко, л

111

2830

-

-

2830

6

Орехи, кг

-

-

27

351

351

7

Обертки бумажные, шт.

555

14152

800

10400

24552

В результате совершения затрат, связанных с переработкой основных компонентов и производством конфет возникают затраты на оплату труда производственных рабочих, непосредственно занятых выработкой продукции. В ЗАО «Сластена» используется сдельно- премиальная форма оплаты труда, при которой определяется расценка за 1 тонну выработанной продукции. Поэтому расходы на оплату труда в ЗАО «Сластена» являются прямыми. Прямые затраты труда считаются отдельно в части производственных и сбытовых расходов. Основной метод- нормирование. Трудовые затраты в стоимостном выражении выражаются непосредственно путем применения существующих на предприятии расценок, исходя из установленной тарифной сетки (таблица 13).

Таблица 13

Бюджет прямых затрат труда на 2 полугодие 2004 года в ЗАО «Сластена»

Виды продукции

Производственная программа, тонн

Затраты времени на 1 тонну, часов

Всего затраты времени, часов

Расценка за 1 тонну, тыс. руб. в час

Трудовые затраты, руб.

Конфеты «Радуга»

25,5

5

127,5

0,15

19125

Конфеты «Какао бобы»

13

6,5

84,5

0,2

16900

Итого

-

-

-

-

36025

Вспомогательные материалы делятся на относящиеся к косвенным (общепроизводственным) и  относящиеся к постоянным (общехозяйственным)[6, с. 156].

Сначала составляем общую смету по переменным расходам без подразделения по видам продукции (таблица 14).

Таблица 14

Прогнозный бюджет использования вспомогательных материалов на 2 полугодие 2004 года в ЗАО «Сластена»

№ п\п

Наименование материалов

Потребность (прогноз), нат. ед.

Цена, руб.

Сумма, руб.

1

Этикетки, м.

1300

8,2

10660

2

Фольга, м.

15000

2,9

43500

3

Вспомогательные материалы при   формировке изделий, шт.

20

80

1600

4

Кульки, шт.

2000

4,2

8400

5

Картонные коробки, шт.

1200

14

16800

6

Целлофан, м

25

4

100

7

Лента для завязки коробок, м

100

14,4

1440

8

Воск, кг

15

35

525

9

Парафин, кг

30

25

750

10

Растительное масло, л

40

12

480


Итого

-

-

84225


Далее определяем прогнозные бюджеты закупок (приобретения) сырья, основных и вспомогательных материалов (таблица 15 и 16).

Таблица 15

Бюджет закупок (приобретения) сырья и основных материалов в натуральном и стоимостном выражении на 2 полугодие 2004 года в ЗАО «Сластена»

№ п\п

Наименование сырья и материалов

сахар, т

мед, кг

какао бобы, кг

патока, кг

молоко, л

орехи, кг

обертки, шт.

Всего

1

Общая потребность в материалах, ед.

430,5

5,7

120,5

133,25

2830

351

24552

-

2

Нормативный запас на конец периода, ед.

2

0,5

20

15

300

50

5000

-

3

Всего потребность в сырье и материалах, ед.

432,5

6,2

140,5

148,25

3130

401

29552

-

4

Минус запасы на начало периода, ед.

1

0,7

48

35

450

100

3000

-

5

Итого приобрести, ед.

431,5

5,5

92,5

113,25

2680

301

26552

-

6

Плановая цена приобретения за единицу, руб.

4,2

3590

7,5

27

4,5

28,5

0,1

-

7

Итого расходов на приобретение, руб.

1812300

19745

693,75

3057,75

12060

8578,5

2655,2

1859090,2


Таблица 16

Бюджет закупок вспомогательных материалов на 2 полугодие 2004 года в ЗАО «Сластена»

№ п\п

Наименование материалов

Общая потребность в материалах, ед.

Нормативный запас на конец периода, ед.

Всего потребность в сырье и материалах, ед.

Минус запасы на начало периода, ед.

Минус запасы на начало периода, ед.

Плановая цена приобретения за единицу, руб.

Итого расходов на приобретение, руб.

1

Этикетки, м.

1300

50

1350

80

1270

8,2

10414

2

Фольга, м.

15000

5000

20000

6000

14000

2,9

40600

3

Вспомогательные материалы при   формировке изделий, шт.

20

10

30

8

22

80

1760

4

Кульки, шт.

2000

200

2200

180

2020

4,2

8484

5

Картонные коробки, шт.

1200

100

1300

130

1170

14

16380

6

Целлофан, м

25

10

35

15

20

4

80

7

Лента для завязки коробок, м

100

20

120

28

92

144

1325

8

Воск, кг

15

10

25

15

10

35

350

9

Парафин, кг

30

10

40

8

32

25

800

10

Растительное масло, л

40

15

55

5

50

12

600


Итого

-

-

-

-

-

-

80793

Далее можно определить себестоимость списания сырья и основных материалов в производство, то есть определить стоимостную величину переменных затрат в части прямых материальных затрат. Расчет удельной себестоимости списания производится на основе средневзвешенной между балансовой стоимостью остатка материальных ресурсов на начало периода и плановой себестоимостью закупок в течение бюджетного периода ( таблица 17) [6, с. 178]

Таблица 17

Определение удельной себестоимости списания сырья и основных материалов в производство во 2 полугодии 2004 года в ЗАО «Сластена»

№ п\п

Наименование

Остаток на начало периода, кг/ Балансовая стоимость, руб.

План приобретения на бюджетный период, ед.\ руб.

Остаток на начало периода плюс план приобретения за бюджетный период, ед.

Остаток на начало периода плюс план приобретения за период, руб.

Удельная себестоимость списания в производство и конечного запаса, руб.\ед.

1

Сахар, тонн

1/3600

431,5/1812300

432,5

1815900

4,2

2

Мед, кг

0,7/2513

5,5/19745

6,2

22258

3590

3

Какао бобы, кг

48/360

92,5/693,75

140,5

1053,75

7,5

4

Патока, кг

35/945

113,25/3057,75

148,25

4002,75

27

5

Молоко, л

450/2025

2680/12060

3130

14085

4,5

6

Орехи, кг

100/2850

301/8578,5

1101

11428,5

28,5

7

Обертки бумажные, шт.

3000/300

26552/2655,2

29552

2955,2

0,1


Всего

12593

1859090,2

-

-

-

        

На основе плановой цены (удельной себестоимости) списания и производственной потребности определяем прогнозный бюджет сырья и основных материалов (таблица 18)

Таблица 18

Бюджет сырья и основных материалов на 2 полугодие 2004 года в ЗАО «Сластена»

№ п/п

Показатель

сахар, т

мед, кг

какао бобы, кг

патока, кг

молоко, л

орехи, кг

обертки, шт.

Всего

1

Общая потребность в сырье и основных материалах, ед.

430,5

5,7

120,5

133,25

2830

351

24552

-

2

Цена за единицу, руб.

4,2

3590

7,5

27

4,5

28,5

0,1

-

3

Общая сумма, руб.

1808100

20463

903,75

3597,75

12735

10003,5

2455,2

1858258,2

После калькуляции всех статей прямых затрат и себестоимости списания материальных ресурсов определяем бюджет общепроизводственных расходов (таблица 19).

Таблица 19

Прогнозный бюджет общепроизводственных расходов на 2 полугодие 2004 года в ЗАО «Сластена»

№ п/п

Статьи затрат

Смета затрат, тыс. руб.

1

Вспомогательные материалы

84225

2

Косвенные затраты труда

8400

3

Отчисления на социальные нужды

2990

4

Электроэнергия на производственные нужды

15750

5

Топливо (пар, уголь)

8650

6

Обслуживание и ремонт оборудования

3400

7

Содержание зданий и сооружений

2800

8

Амортизация оборудования

4400


Всего общепроизводственных расходов

130615


         Общехозяйственные расходы в ЗАО «Сластена»  являются постоянными и не имеют ярко выраженной связи с динамикой производства и продаж. Основой бюджетирования постоянных расходов является сметное планирование по центрам ответственности. Лишь небольшая часть постоянных расходов в организации калькулируется чисто расчетным путем.

Таблица 20

Прогнозный бюджет общепроизводственных расходов на 2 полугодие 2004 года в ЗАО «Сластена»

№ п/п

Статьи затрат

Смета затрат, тыс. руб.

1

Заработная плата административно- управленческому персоналу

23500

2

Отчисления на социальные нужды

8366

3

Зарплата кладовщику, уборщице, водителю

8500

4

Отчисления на социальные нужды

3026

5

Амортизация здания заводоуправления

2000

6

Расходы на охрану

5000

7

Расходы на рекламу

1200

8

Прочие

4200


Всего общехозяйственных расходов

55795

ЗАО «Сластена» калькулирует полную фактическую себестоимость произведенной продукции (таблица 21).

Таблица 21

Бюджет общих затрат на 2 полугодие 2004 года в ЗАО «Сластена»

№ п/п

Статьи затрат

Сумма, руб.

1

Сырье и основные материалы

1858258,2

2

Заработная плата основных производственных рабочих

36025,0

3

Общепроизводственные расходы

130615

4

Общехозяйственные расходы

55792


Итого совокупные затраты

2080690,2

В соответствии с учетной политикой на ЗАО «Сластена», применяется метод учета и калькулирования по полной себестоимости, запасы оцениваются по фактической себестоимости. Следовательно, в себестоимость готовой продукции включаются как прямые, так и накладные расходы (таблица 22).




Таблица 22

Распределение общехозяйственных и общепроизводственных расходов по видам продукции на 2 полугодие 2004 года в ЗАО «Сластена»

№ п/п

Показатели

Конфеты «Радуга»

Конфеты «Какао бобы»

Всего

1

Затраты сырья и материалов, руб.

1157445,6

700812,6

1858258,2

2

Распределение общехозяйственных расходов, руб.

81356

49259

130615

3

Прямые затраты, руб.

34751

21041

55792

4

Полные расходы, руб.

19125

16900

36025

5

Выпуск продукции, тонны

1292677,6

788012,6

2080690,2

6

Удельные полные затраты (производственная себестоимость), руб.

50,7

60,6

-

На данном этапе производим расчет целевых остатков незавершенного производства и определение, на основе средневзвешенной, себестоимости списания отдельных статей затрат на себестоимость выпуска (таблица 23).

Приведенные расчеты показали, что удельная себестоимость выпуска по производимой продукции ЗАО «Сластена» составили:

1)    Конфеты «Радуга» - 50,7 руб./ кг;

2)    Конфеты «Какао бобы» - 62,6 руб./ кг

Таблица 23

План себестоимости выпуска продукции ЗАО «Сластена»

№ п/п

Продукция

Остаток НЗП на конец периода, нат.ед/руб.

Плановые производственные затраты. нат. ед./руб

Остаток НЗП на начало периода, нат.ед/ руб.

Плановая себестоимость выпуска, нат.ед./руб.

Удельная себестоимость выпуска, руб./ед.

1

Конфеты «Радуга»

1000/48000

25500/1292677,6

800/36000

25700/1304677,6

50,7

2

Конфеты «Какао бобы»

500/55000

13000/788012,6

200/11000

13300/832012,6

62,6






Таблица 24

Калькуляция себестоимости

№ п/п

Показатели

Плановый год, руб.

1

Выручка от реализации

2090000

2

Себестоимость


2.1

Сырье и материалы

1858258,2

2.2

Содержание зданий и сооружений

2800

2.3

Топливо

8650

2.4

Электроэнергия

15750

2.5

Затраты на оплату труда

67925

2.6

Начисления на зарплату

24181,3

2.7

Амортизация

4400

2.8

Расходы на рекламу

1200

2.9

Налоги на дорожные фонды

840

2.10

Арендная плата

0

2.11

Обслуживание и ремонт оборудования

3400

2.12

Охрана

4200

2.13

Прочие затраты

5000


Полная себестоимость

1996604,5

3.

Налоги, относимые на финансовые результаты


3.1

Налог на имущество

983

3.2

Налог на рекламу

117

3.3

Целевые сборы

243

3.4

Сбор на нужды образовательных учреждений

201


Итого по разделу 3

1544

4

Балансовая прибыль

91851,5

5

Налог на прибыль

22962,88

6

Чистая прибыль

68888,63


5. План маркетинговой деятельности

        Цена связана с такими факторами маркетинга, как характеристика и образ товара организации. Цена товара должна иметь непосредственную связь с его качеством. Важно, чтобы цены должным образом отражали уровень качества и имидж фирмы.

        Можно выделить следующие цели ценообразования на  ЗАО «Сластена»:

1)    Сохранение стабильного положения на рынке при умеренной рентабельности.

2)    Ослабление конкурентов.

3)    Завоевание лидерства по показателям доли рынка.

4)    Завоевание лидерства по показателям качества товара.

5)    Увеличение объёма продаж.

6)    Максимизация товарооборота.

В организации  используются эластичные (гибкие) цены чутко реагирующие на изменения соотношения спроса и предложения на рынке. Существует верхний и нижний предел цен, рассчитываемый с учётом:

-         себестоимости продукции;

-         цены конкурентов на аналогичный товар или товары-заменители;

-         спроса и предложения на данный товар.

Определение цены на продукцию происходит в зависимости от факторов потребительского спроса, оценки товаров, социально-культурных факторов. Конкуренция на рынке ведет к тому, что организация  вынуждена проводить постоянную корректировку цен, исходя при этом из максимально возможных цен и производственных издержек.

Часть продукции продаётся по свободным ценам (в специализированных магазинах), оставшаяся часть – по договорно-контрактным ценам, которые устанавливаются по соглашению сторон.  При продаже товара по свободным ценам покупатель и ЗАО «Сластена»  ни до, ни после совершения сделки купли-продажи не связаны никакими обязательствами. Когда продажа осуществляется по договорно-контрактным ценам, организация  и покупатель, заключая договор-контракт, принимают на себя определённые обязательства.

У предприятия есть сеть магазинов, реализующих произведённую продукцию и отдел маркетинга, которые отслеживают спрос на изделия, требования потребителей к продукции (к качеству, цене, дизайну). Полученная информация анализируется руководством ЗАО  «Сластена», а затем учитывается в дальнейшем производстве.

Максимальная цена товара определяется спросом, минимальная – издержками производства. Издержки предприятия складываются из затрат на:

-         приобретение материалов;

-         электроэнергию;

-         тепло- и водоснабжение;

-         оплату труда работников;

-         налоги;

-         административный аппарат.

Основные направления снижения издержек производства  ЗАО «Сластена» - снижение себестоимости выпускаемой продукции.

Таблица 25

Анализ ценовой политики ЗАО «Сластена»

Постановка вопроса при исследовании ценовой политики

Характеристика текущего состояния дел

1. Насколько цены отражают издержки вашего предприятия, конкурентоспособность товара, спрос на него?

установленная цена позволяет покрывать издержки и получать прибыль

2. Какова вероятная реакция покупателей на повышение цены?

спрос падает не существенно

3. Как оценивают покупатели уровень цен на товары вашего предприятия?

цены вполне доступны

4. Как относятся покупатели к установленным вами ценам?

положительно

5. Используется предприятием политика стимулирования цен?

Да

6. Как действует предприятие, когда конкуренты изменяют свои цены?

несущественно изменяет в соответствии с общими тенденциями на рынке

7. Известны ли цены на товары вашего предприятия потенциальным покупателям?

Да

        

        Факторы микросреды, влияющие на сбыт продукции организации ЗАО «Сластена» представлены в таблице 26.

Таблица 26

Факторы микросреды сбыта продукции в ЗАО «Сластена»

Положительные факторы

Отрицательные факторы

1. Стабильность поставок

1. Нестабильность поставок сырья

2. Бесперебойность работы предприятия

2. Забастовка рабочих нашего предприятия

3. Приобретение новых потребителей

3. Потеря существующих связей с потребителем

4. Потребители удовлетворены качеством нашей продукции

4. Неудовлетворённость потребители качеством нашей продукции

5. Положительное отношение контактной аудитории

5. Плохое отношение к нам контактной аудитории


Уменьшить отрицательное влияние вышеперечисленных факторов можно следующим образом;

1.     Создать производственные запасы,

2.     Наладить контакты с новыми поставщиками;

3.     Постоянно контролировать настроение рабочих,

4.     Свести к минимуму вероятность забастовок;

5.     Постоянный поиск нового рынка сбыта, но нужно учитывать, что всё - таки более надёжные это старые, проверенные связи;

6.     Постоянный контроль за качеством продукции;

7.     Действовать по обстоятельствам.

               Факторы  макросреды,  влияющие на сбыт продукции организации, представлены в таблице 27.

Таблица 27

Факторы макросреды сбыта ЗАО «Сластена»

Положительные факторы

Отрицательные факторы

1. Принятие законов, предусматривающих льготы для производителей

1. Принятие законов, ущемляющих права производителей                   

2. Спад инфляции

2. Рост инфляции

3. Удешевление энергии

3. Удорожание энергии

4. Повышение общего уровня покупательной способности

4. Снижение общего уровня покупательной способности

Анализ системы формирования спроса  и методов стимулирования продаж в организации представлен в таблице 28.

Таблица 28

Анализ системы формирования спроса и стимулирования продажи

Постановка вопроса

Характеристика и оценка состояния дел и действия по улучшению

1. Есть ли программа службы формирования спроса и стимулирования сбыта?

разрабатывается план стимулирования сбыта

2. Каковы результаты ее реализации?

план помогает стимулировать сбыт и поднимать объем продаж

3. Какие приемы этой программы используются?

размещение рекламы, печатные средства, деловые встречи, радиореклама, наружная реклама

4. Какова эффективность каждого приема?

наиболее эффективна наружная реклама, печатная реклама и радиореклама

5. Используете ли вы рассрочку и другие виды кредита?

 нет

6. Известны ли покупателям условия рассрочки?

-


7. Какие каналы распространения информации программы  вы используете?

телевидение, газеты

8. Какие из перечисленных каналов наиболее эффективны?

наиболее эффективно телевидение

10. Соответствует ли торговая сеть поставленным целям  фирмы?

Бесспорно

11. Специализируется ли персонал на рынке?

да

12. Как определяются предполагаемые объемы продаж?

планирование

13. Какие цели поставлены перед рекламой?

создание имиджа организации и стимулирование продаж

14. Сколько выделено на нее средств?

1200 руб.

15. Как оценивают покупатели качество вашей рекламы?

Положительно

16. Какими критериям  вы пользуетесь при выборе каналов распределения рекламы?

максимум отдачи при минимуме затрат

17. Прослеживается ли связь между активностью рекламы и уровнем продаж?

Да

18. Имеется ли у вашей рекламы фирменный стиль?

Да

19. Хорошо ли заметен ваш товарный знак среди конкурентов?

Нет товарного знака пока

Для увеличения объёма продаж, привлечения новых клиентов, расширения рынков сбыта и как следствие этого для получения прибыли делается основной упор на проведение рекламной кампании. От этого зависит успех продвижения товара. Реклама продукции осуществляется на основе анализа данных о качестве, ценах, свойствах товаров. В своей рекламной кампании организация  опирается на высокое качество продукции и на известность ЗАО «Сластена».

Средства на продвижение продукции выделяются из прибыли организации. Расход на рекламу у  ЗАО «Сластена» составляет 7-10% от прибыли.

Объектом рекламы является продукция организации – кондитерские изделия и послепродажное обслуживание.

         Средствами рекламной кампании являются:

·     Рекламные объявления в журналах и газетах

·     Реклама в еженедельниках и ежемесячниках. За рекламу в этих изданиях платит организация, а распространяются они среди населения бесплатно.

·     Теле- и радио реклама.

·     Специализированные выставки.

·     Выпуск рекламных проспектов, визитных карточек и пакетов с логотипами

·     Рекламные щиты и стенды на улицах города.

·     Реклама в сети Интернет.

·     Использование практически всех работников организации для осуществления «персональных продаж» – когда работник сам привлекает покупателя – юридические и физические лица.

В рекламном объявлении указывается полное название предприятия, краткий перечень продукции, информация о ценах и координаты организации или его магазинов.

Ответственность за продвижение продукции и контроль за выполнением плана и эффективностью рекламной кампании возлагается на отдел маркетинга. [18].

         Коэффициент эластичности на продаваемые квартиры по прогнозу определяем по формуле (2)[16, с. 189]:

,                          (2)

где    Q1, Q2 – выручка от реализации планируемого предприятия и основного конкурента, тыс. руб.

         Р1, Р2 – средняя цена квартиры планируемого предприятия и основного конкурента, тыс. руб.

         К э = 1,5

6. Организационный план

Структурная организационно-производственная схема ЗАО «Сластена» изображена на рис.5. Она представляет собой линейно- функциональную структуру.






 



директор по производству

 

финансовый директор

 

директор по общим вопросам

 
                                        


 

 





Рис. 5. Организационно- производственная структура ЗАО «Сластена»

Показатель эффективности оргструктуры организации равен 0,86.

Высшим органом управления в ЗАО «Сластена» является общее собрание акционеров. Для управления текущей деятельностью назначен генеральный директор. Общая численность работающих в организации 205 человек.

Коммерческий отдел занимается вопросами реализации товаров, налаживании связей с потребителями. В функции бухгалтерии входят задачи ведения бухгалтерского учета в организации. Производственный отдел занимается вопросами производственного характера, ведением складского хозяйства. Сметно-плановый отдел занимается калькулированием себестоимости продукции.

Управленческий персонал организации весьма квалифицирован в области исследований рынка кондитерских изделий, что весьма положительно сказывается на хозяйственной деятельности организации.

Генеральный директор ЗАО  «Сластена» - Волков Анатолий Иванович, 45 лет, образование высшее экономическое, квалификация по диплому «Экономист- менеджер», предыдущие три места работы в должности генерального директора  в ЗАО «Конфи», опыт работы в должности генерального директора в ЗАО  «Сластена» - 7 лет.

Главный бухгалтер – Ядрышникова Ольга Петровна, 48 лет, образование высшее экономическое, специальность по диплому «Бухгалтер- экономист», предыдущие три места работы:  старший бухгалтер ЗАО «Сладость», главный бухгалтер ООО «Шоколадка», опыт работы в должности главного бухгалтера в ЗАО  «Сластена» - 9 лет.

Высшим органом управления в ЗАО «Сластена» является общее собрание акционеров. Для управления текущей деятельностью назначен генеральный директор. Общая численность работающих в организации 58 человек.

7. План по рискам

С целью оценки эффективности реализации проекта проводим оценку рисков, которые могут возникнуть в процессе реализации проекта.

Для  оценки рисков проекта  используем матрицу предпочтений (метод попарных сравнений). Выделяем несколько наиболее существенных рисков  проекта:

1 - Увеличение роста объемов  аналогичных услуг конкурентов

2 – Рост налогов

3 – Недостаток оборотных средств

4 – Неустойчивость спроса

5 – Снижение цен 

6 – Снижение платежеспособности клиентов

7- Рост цен на сырье, материалы

 Степень значимости риска рассчитывается в баллах, для чего используется метод расстановки приоритетом, результаты сводятся в таблицу 29.

Таблица 29

Результаты попарного сравнения рисков

Риски

1

2

3

4

5

6

7

1

1,0

0,5

1,5

1,5

1,5

1,5

0,5

2

0,5

1,0

1,0

0,5

1,0

0,5

0,5

3

1,5

1,0

1,0

0,5

1,0

0,5

0,5

4

1,5

0,5

0,5

1,0

1,5

1,5

0,5

5

1,5

1,0

1,0

1,5

1,5

0,5

1,0

6

1,5

0,5

0,5

1,5

0,5

1,5

1,0

7

0,5

0,5

0,5

0,5

1,0

1,0

1,0


В основе математического аппарата метода лежит так называемая задача о лидере, где рассматривается проблема определения результатов некоторого спортивного состязания.

Для описания процедуры ранжирования исследуемых рисков методом расстановки приоритетов они обозначаются через Х1, Х2,…Хn (1/1), где n – количество исследуемых объектов (рисков). Затем формируется матрица А = aij (1/2), где

aij = 0,5, если Xi < Xj

aij = 1.0, если Xi = Xj

aij = 1,5, если Xi > Xj

Здесь:

 Xi > Xj означает, что i-й объект (риск) более предпочтителен по анализируемому признаку, чем j-й объект;

Xi = Xj означает, i-й и j-й объекты (риски) равнозначны по анализируемому признаку;

Xi < Xj означает, что i-й объект (риск) менее предпочтителен по анализируемому признаку, чем j-й объект.

Вводится понятие интегрированная оценка порядка k объекта Xi (риска). Интегрированная оценка нулевого порядка объекта  (риска) Xi обозначается Pi(0) и рассчитывается по формуле:

Pi(0) = å aij                        (3)

Интегрированная оценка нулевого порядка представляет собой начальное приближение (итерацию) к окончательной оценке. Последующие итерации рассчитываются по формуле, называемой основным уравнением метода расстановки приоритетов:

Pнi (K + 1) = å aij Pjн (К)                     (4)

Где Pjн (К) – нормированная интегрированная оценка I-го объекта (риска) порядка k, рассчитываемая по формуле:

                                                Pi (K)

Pjн (К) =  å  Pi (K)                        (5)

Итерационный расчет оценок превышается после того, как для наперед заданного достаточно малого числа выполняется неравенство:

Pjн (К) - Pjн (К - 1) £ х, I = 1,2, … n                       (6)

Ранжирования вполне достаточно, если значение Х будет выбираться в диапазоне 0,01 – 0,001

Основное уравнение метода расстановки приоритетов по рискам  в матричном виде следующее:

РН (К + 1) = А * РН                             (7)

Таблица 30

Расчет значимости рисков

Риск

1

2

3

4

5

6

7

Р(о)

Рн(о)

Р(1)

Рн(1)

Р(2)

Рн(2)

1

1,0

0,5

0,5

1,0

0,5

0,5

0,5

4,5

0,100

0,550

0,096

0,548

0,096

2

0,5

1,0

0,5

0,5

1,0

0,5

1,0

5,0

0,111

0,667

0,112

0,665

0,112

3

1,5

1,0

1,0

1,0

1,5

0,5

1,5

8,0

0,178

1,600

0,176

1,598

0,176

4

1,5

0,5

0,5

1,0

0,5

0,5

1,5

6,0

0,133

0,933

0,135

0,931

0,135

5

1,5

1,0

1,0

1,5

1,5

1,0

1,5

9,0

0,200

1,982

0,197

1,980

0,197

6

1,5

0,5

0,5

1,5

0,5

1,5

1,5

7,5

0,167

1,417

0,169

1,415

0,169

7

0,5

0,5

0,5

0,5

1,0

1,0

1,0

5,0

0,111

0,791

0,115

0,789

0,115

Сумма

 

 

 

 

 

 

 

45,0

1,000

7,940

1,000

7,926

1,000

На заключительной стадии анализа строится функционально – стоимостная диаграмма. На этой диаграмме по горизонтальной оси располагаются риски в соответствии с их рангом, вычисленным методом расстановки приоритетов, а по вертикальной – значимость ( рис. 6)







Значимость риска

0,197








 

0,176







 

 

0,169






 

 

 






 

 

 

0,135





 

 

 

 





 

 

 

 

0,115




 

 

 

 

 

0,112



 

 

 

 

 

 

0,096


5

3

6

4

7

2

1

























Рис. 6. Функционально-стоимостная диаграмма рисков проекта

Как видно из рисунка 6, наибольшую значимость среди всех  рисков проекта имеет риск  № 5 – снижение цен, а наименьшее – риск № 1 – увеличение роста объемов  аналогичных услуг конкурентов.

8. Финансовый план

         Финансовый план организации представляет собой обобщение результатов всех предыдущих разделов бизнес- плана.

Сумма чистой прибыли:30926,12 тыс. руб.

Использование чистой прибыли по плану:

-         фонд накопления (60 % * чистая прибыль)- 18555,7 тыс. руб.

-         фонд потребления ( 35 %) – 10824,1 тыс. руб.

-         резервный фонд (15 %)- 4638,9 тыс. руб.

Таблица 31

Финансовый план ЗАО «Сластена»

Доходы и поступления средств, тыс. руб.

Расходы и отчисления средств, тыс. руб.

№ п/п

Финансовый показатель

Величина показателя

№ п/п

Финансовый показатель

Величина показателя

1

Балансовая прибыль

91851,5

1

Налог на содержание жилищного фонда

912

2

Внереализационные доходы

3650


2

Налог на доходы

1236

3

Доходы от прочей реализации

1500

3

Целевой сбор

243

4

Прочие доходы

0

4

Налог га имущество

983

5

Амортизационные отчисления

4400

5

Налог на пользование автомобильными дорогами

840

6

Отчисления в ремонтный фонд

536,5

6

Сбор за уборку территорий

134,4

7

Избыток оборотных средств

4136,4

7

Сбор на нужды образовательных учреждений

201

8

Прирост кредиторской задолженности

13,6

8

Налог на прибыль

22962,88




9

Ремонтный фонд

536,5




10

Резервный фонд

4638,9




11

Фонд потребления

10824,1




12

Фонд накопления


18555,7



 

 

 























Заключение

Разработка любого инвестиционного проекта является очень сложным процессом выявления текущей ситуации на предприятии, а также составления различных бюджетов, планов и смет, просчет рисков и эффективности проекта.

Результаты оценки при анализе инвестиционного проекта  для ЗАО «Сластена» являются одним из основных моментов, на которые следует обратить внимание при реализации проекта. Руководство организации ожидает, что вложенные средства окупятся и принесут определенный экономический эффект.

Принятие решений инвестиционного характера, как и любой другой вид управленческой деятельности, основывается на использовании различных методов. Степень их сочетания определяется разными обстоятельствами, в том числе и тем из них, насколько менеджер знаком с имеющимся аппаратом, применимым в том или ином конкретном случае.

Главным методом принятия решения о внедрении проекта  для предприятия является, прежде всего, оценка эффективности по проекту, а также  просчет потребности в затратах и финансовых средствах.

Данная работа является наглядным примером разработки бизнес- проекта для организации по внедрению нового вида товара.

Предлагаемый в работе проект был разработан  кондитерской организацией ЗАО «Сластена». Суть проекта состоит во внедрении новых видов конфет в производственный процесс: «Радуга» и «Какао бобы».

Как показывают расчеты, внедрение новых видов конфет на рынок для предприятия является весьма успешным.








Список литературы

1)    Баликоев В. З. Общая экономическая теория: Учеб. пособ. – Новосибирск: ТОО ЮКЭА НПК «Модус», 1996. – 416 с.

2)    Барановский Н.И., Благодер Г.П. Планирование деятельности малых строительных организаций// Экономика строительства . -  2003.- № 12.- С.26-37Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учеб. – М.: Инфра-М, 1999 . – 456 с.

3)    Деловое планирование: Учеб. пособ/ Под ред. В.М. Попова. – М.: Финансы и статистика, 1997 . – 478 с

4)    Жуков Л.М. Проблемы финансирования инвестиций в России // Экономика строительства . -  2003.- № 1.- С. 21-37

5)    Любанова Т. П. и др. Бизнес- план: Опыт, проблемы: Учеб. пособ. – М.: ПРИОР, 1998 . – 789 с.

6)    Маркова В.Д., Кравченко Н. А. Бизнес- планирование: Практическое пособие. – Новосибирск: ЭКОР, 1994. – 145 с.

7)    Молотков Ю. И. Менеджмент: Учебно- методический комплекс для дистанционного обучения. – Новосибирск: СибАГС, 2003. – 219 с.

8)    Организация управления деятельностью строительных организаций в условиях рынка : Методические указания. - Новосибирск:НГАСУ.-51с.

9)    Пелих А.С. Бизнес- план или «Как организовать собственный бизнес». Анализ. Методика. Практикум. – М.: Экономика, 1996. – 256 с.

10)                      Поршнева А.Г. и др. Управление организацией: Учеб. – М.: Инфра- М, 2000. – 678 с.

11)                      Предприятие: стратегия, структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции. – М.: Экономикорма, 1997. – 52 с.

12)                      Савельева М.Ю. Экономика организаций (предприятий): Учебно- методический комплекс. – Новосибирск: НГАЭ иУ, 2003 . – 200с

13)                      Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учеб. пособ. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. – 375 с.

14)                      Справочное пособие директору производственно объединения (предприятия) В 2 томах/ Под ред. Е.А. Егиазаряна. – М.: Экономика, 1997

15)                       Шамузафаров А.М. Доклад на расширенном заседании комиссии Госстроя// Промышленное и гражданское строительство. -  2003.- № 2.- С. 3-8.

16)                      Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи. выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование: Учеб. пособ./ Под ред. М.И. Баканова, А.Д. Шеремета. – М.: Финансы и статистика, 2001 .- 656 с.: ил.

.