Содержание

1.     Содержание и значение косвенных методов стимулирования инноваций                3

2.     Ускоренная амортизация........................................................................ 7

Метод суммы цифр лет (кумулятивный метод).......................................... 9

Метод снижения остатка.............................................................................. 9

3.     Франчайзинг в инновационной деятельности...................................... 10

Практическое задание.................................................................................. 13

Список использованной литературы........................................................... 15




1.       Содержание и значение косвенных методов стимулирования инноваций

Экономическое значение инноваций слагается из внешних и внутренних факторов. Внешние факторы способствуют, прежде всего, поддержанию конкурентоспособности на международном уровне, что особенно важно при увеличении и усложнению торговых связей. Они обеспечивают экспорт продукции и технологических «ноу-хау» (передачу лицензий и т.д.). В качестве важных внутренних инновационных факторов, действие которых через использование новых технологий направлено на экономику и общество, следует рассматривать сохранение природных ресурсов и окружающей среды, равно как и создание лучших условий жизни и труда. Таким образом, инновации ведут к возникновению новых отраслей промышленности, способствуют экономическому росту, созданию новых высокооплачиваемых рабочих мест, что ведет к повышению уровня жизни людей в различных странах мира.

Система мер косвенного стимулирования инновация включается в себя меры  поощрения сотрудничества университетов и компаний, межфирменной кооперации, улучшение систем охраны интеллектуальной собственности, совершенствование информационного обслуживания и антимонопольного регулирования. Рассмотрим некоторые направления косвенного стимулирования подробнее:

1) Защита интеллектуальной собственности– ключевой момент инновационной деятельности, поскольку дает возможность компаниям получать прибыль от нововведений. Состояние такой защиты, прежде всего патентной системы, может как стимулировать, так и сдерживать эту деятельность. В настоящее время патентная система охватывает все стадии разработки нового продукта, идущие вслед за фундаментальными исследованиями, включая и маркетинг. Она служит основой для координации частных исследовательских проектов, так как содержит ценную информацию о потенциальных успехах или реальных перспективах тех или иных исследований, что позволяет конкурирующим фирмам распределять ресурсы более рационально. Так, Европейская комиссия разработала и одобрила План действий в области инноваций (1996г), в частности там предусматривается меры в отношении авторских прав в информационных сетях и расширения патентной охраны в биотехнологии. Что касается России, то в настоящее время необходимо принять научно обоснованную и рассчитанную на длительный период комплексную программу совершенствования правовой охраны и системы реализации прав на объекты интеллектуальной собственности, включая систему оценки этих объектов. Основные направления программы :

ü внесение ряд существенных изменений в Патентный закон Российской Федерации, касающихся вопросов служебных изобретений, расширении перечня мер и санкций за нарушение патента, о секретных изобретениях и зарубежном патентован™, об обжаловании решений Патентного ведомства и др.;

ü формирование систему специализированных патентных судов, в том числе третейских;

ü принятие закона, посвященного вопросам реализации прав на объекты интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий;

ü принятие и совершенствование закона «Об основах управления объектами интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий, принадлежащими Российской Федерации»;

2) Упрощение нормативной базы и упрощение административных требований – суть заключается в упрощении процедуры создания и администрирования компаний. Для успешной инновационной деятельности предприятиям в дополнение к своим собственным разработкам, необходим непосредственный доступ к фундаментальным исследованиям, проводимым государственными научно-исследовательскими институтами и вузами, данная проблема решается с помощью механизма кооперации между различными учреждениями. Для развития кооперации также необходимы:

ü запуск системы юридического консалтинга участников инновационного процесса, действующей при участии или содействии государства;

ü совершенствование и диверсикации научной инфраструктуры (модернизация информационных служб, сети научных библиотек, обеспечение их доступности для всех организаций и частных лиц, возможно, на коммерческой основе);

ü интенсивное развитие системы научно-консультационных услуг для инновационно-активных предприятий.


3) Государство помогает инновационному бизнесу как прямыми так косвенными методами, в частности через сферу образования, подготовку профессиональных кадров и формирование управленческих консультативных служб, путем увеличения мобильности рабочей силы, создания научно-технической инфраструктуры.


4) Одна из основных задач государственной политики по стимулированию предпринимательской инициативы– ограничение недобросовестной конкуренции. В рамках ЕС запрещены соглашения, ограничивающие или контролирующие производство, рынки, техническое развитие, инвестиции (это не распространяется на отдельные типы соглашений о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах). Противоправным считается также злоупотребление господствующим положением на рынке (согласно европейской практике господствующее положение предполагает захват одной из сторон более 80% соответствующего рынка)[1]. Основные задачи государственной политики в этой области состоят в:

ü активизации антимонопольной политики;

ü деконцентрации экономических мощностей и создании на базе технологического потенциала крупных предприятий небольших экономически самостоятельных мобильных производств*, в том числе и в составе процедуры банкротства;

ü создании условий для развития легального предпринимательства (что будет способствовать и выводу из тени значительной части нелегального и полулегального предпринимательства);

ü совершенствовании правоприменительной системы;

ü создании эффективных механизмов распределения государственных кредитов и проведения тендеров на конкурсной основе.











2.     Ускоренная амортизация

Амортизация - систематическое распределение стоимости объекта основных средств, которая подлежит амортизации, на протяжении срока его полезной эксплуатации.

Ускоренная амортизация – начисление износа основного средства с применением к норме амортизационных отчислений повышающего коэффициента[2]. Ускоренная амортизация  позволяет ускорить списание имущества на себестоимость продукции, тем самым уменьшая налогооблагаемую базу налога на прибыль организации. В практике разных стран этот метод рассматривается как способ для скорейшего обновления основных фондов и как механизм снижения инфляционных потерь. К преимуществам метода ускоренной амортизации можно отнести быстрое возмещение значительной части затрат, выигрыш за счет фактора времени. Целесообразность применения методов ускоренной амортизации объясняется следующими причинами:

ü наибольшая интенсивность использования основных средств приходится на первые годы их эксплуатации, когда они физически и морально еще являются новыми;

ü накапливаются средства для замены амортизируемого объекта в случае его быстрого морального старения и инфляции;

ü обеспечивается возможность увеличения доли расходов на ремонт амортизируемых объектов, которая приходится на последние годы их использования, без соответствующего увеличения издержек производства (за счет того, что сумма начисленной амортизации в эти годы уменьшается).

Однако политика ускоренной амортизации ведет к завышению себестоимости и, следовательно, к завышению цены реализации произведенной продукции. В связи с этим, практика применения ускоренной амортизации в России пока незначительна.  Более широко ускоренная амортизация до последнего времени применялась в практике хозяйствования малых предприятий.

В настоящее время ускоренная амортизация регламентируется пунктом 7 статьи 259 Налогового Кодекса РФ.

В отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, к основной норме амортизации налогоплательщик вправе применять специальный коэффициент, но не выше 2. Для амортизируемых основных средств, которые являются предметом договора финансовой аренды (договора лизинга), к основной норме амортизации налогоплательщик, у которого данное основное средство должно учитываться в соответствии с условиями договора финансовой аренды (договора лизинга), вправе применять специальный коэффициент, но не выше 3. Данные положения не распространяются на основные средства, относящиеся к первой, второй и третьей амортизационным группам, в случае, если амортизация по данным основным средствам начисляется нелинейным методом.

В целях главы 25 НК под агрессивной средой понимается совокупность природных и (или) искусственных факторов, влияние которых вызывает повышенный износ (старение) основных средств в процессе их эксплуатации. К работе в агрессивной среде приравнивается также нахождение основных средств в контакте с взрыво-, пожароопасной, токсичной или иной агрессивной технологической средой, которая может послужить причиной (источником) инициирования аварийной ситуации.

Налогоплательщики - сельскохозяйственные организации промышленного типа (птицефабрики, животноводческие комплексы, зверосовхозы, тепличные комбинаты) вправе в отношении собственных основных средств применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2.

Кроме того, согласно п.19 ПБУ 6/01 при использовании способа уменьшаемого остатка организация имеет право применять коэффициент ускорения, установленный в соответствии с законодательством РФ

Наиболее распространенными методами ускоренной амортизации являются метод суммы цифр лет (кумулятивный метод) и метод снижения остатка[3].


Метод суммы цифр лет (кумулятивный метод)

Сумма цифр лет — это результат сложения порядковых номеров тех лет, в течение которых функционирует объект. Согласно этому методу годовая норма амортизации определяется как отношение оставшегося (на начало отчетного года) срока службы к сумме цифр лет. Для определения годовой суммы амортизационных отчислений норма амортизации соответствующего года умножается на разницу между первоначальной стоимостью объекта и его ликвидационной стоимостью.


Метод снижения остатка

Метод снижения остатка предусматривает определение суммы амортизационных отчислений умножением балансовой стоимости объекта основных средств на начало отчетного периода на постоянную норму амортизации. Эта норма рассчитывается по формуле

Норма амортизации= 1 – n*( Ликвидационная стоимость /Себестоимость объекта)

где n  — количество лет полезной эксплуатации объекта

Разновидностью рассмотренного метода является метод удвоенного снижения остатка. При этом методе в качестве нормы амортизации используется удвоенная ставка амортизационных отчислений, рассчитанная методом прямолинейного списания. Для определения годовой суммы амортизационных отчислений полученную норму амортизации следует умножить на балансовую стоимость объекта к началу отчетного года.

Амортизационные отчисления = 2 * Норма амортизации * Балансовая стоимость


3.     Франчайзинг в инновационной деятельности

Франчайзинг - это такая организация бизнеса, в которой компания (франчайзор) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзор. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу, и механизмы поддержки.

Представление результатов  инновационной  деятельности на  внутреннем  и внешнем рынке может происходить путем передачи научно-технических  знаний и опыта для оказания научно-технических услуг , новых  технологий. Предоставление инновационной деятельности, продукта может использоваться  система франчайзинга. Традиционно франчайзинг подразделяется на следующие виды: товарный, промышленный, деловой[4]; исходя из вида инновационного продукта

должны быть использованы соответствующие виды франчайзинга. При использовании системы франчайзинга в роли франчайзера выступает предприятия, разработавшее инновационной продукты (услугу), франчайзи – пользователь (реализатор) инновационного продукта (услуги).

Товарный франчайзинг. Данный вид франчайзинга представляет собой передачу исключительных прав на реализацию продукции выпускаемой франчайзером и под его товарным знаком на определенной территории. Франчайзи становится единственным продавцом данного товара на закрепленной территории и эксклюзивным представителем торговой марки франчайзера. Основным условием данной сделки является то, что франчайзи обязуется закупать продукцию только у своего франчайзера и полностью отказывается от реализации аналогичных товаров других фирм, которые могут составить конкуренцию. Таким образом, для товарного франчайзинга характерна узкая специализация франчайзи на реализации одного вида товаров и услуг и получении фиксированной доли от общего объема продаж. Также присуща относительно невысокая степень регламентации обязанностей за счет однородности деятельности. Используя товарный франчайзинг, франчайзер не только увеличивает сбыт своей продукции и продвижение продукта (инновационного в том числе), но и регулирует, закрепляя за франчайзи определенные территории, распределение объема продаж между различными регионами, расширяя географию рынка сбыта.

Промышленный франчайзинг - это франчайзинг на производство товаров. В этом случае фирма, владеющая технологией изготовления некоего продукта, продает местным или региональным заводам сырье для изготовления (например, завод по разливу безалкогольных напитков). Мелкая фирма здесь не просто выступает под торговой маркой франчайзера и реализует его продукцию и услуги, но и включается в полный цикл хозяйственной деятельности крупной корпорации, выполняя равные с ней требования технологического процесса, качества, обучения персонала, выполнения плана продаж, оперативной отчетности. Эта форма предусматривает тесный контакт франчайзера и франчайзи, детальную регламентацию деятельности и высокую степень ответственности малого предприятия. Этот вид франчайзинга наиболее широко представлен в производстве безалкогольных напитков.

Деловой франчайзинг. Данный вид подразумевает передачу не только товарного знака, но и технологию ведения бизнеса, отработанной и апробированной фирмой франчайзером. Применение делового франчайзинга («бизнес-формат») характерно для предприятий общественного питания, проката и бытового обслуживания, деловых и профессиональных услуг бизнесу и населению. В данном случае, франчайзи берет на себя обязательства действовать в соответствии с рыночной стратегией франчайзера, с его правилами планирования и организации управления, соблюдать технические требования, стандарты и условия обеспечения качества, участвовать в программах обучения и развития производства, целиком отвечать за экономические результаты своей работы. Этот вид франчайзинга предусматривает безусловно тесный контакт франчайзера и франчайзи, постоянный обмен информацией, детальную регламентацию деятельности и высокую степень ответственности фирмы франчайзи.


Практическое задание

Первоначальная стоимость  оборудования, вводимого на предприятии 600 тыс руб. определить сумму физического износа оборудования через 3 года при сроке его службы 10 лет. На предприятии применяют нелинейный метод начисления амортизации.


Решение:

В нашем случае, поскольку срок службы станка составляет 10 лет, сумма цифр лет равна: 1+2+3+4+5+6+7+8+9+10=55

Согласно методу суммы цифр лет годовая норма амортизации определяется как отношение оставшегося (на начало отчетного года) срока службы к сумме цифр лет.

В нашем примере эта норма составляет:

1-й год — 10/55,

2-й – 9/55,

3-й – 8/55 и т/д

Для определения годовой суммы амортизационных отчислений норма амортизации соответствующего года умножается на разницу между первоначальной стоимостью объекта и его ликвидационной стоимостью (табл. 1).

Таблица 2 – Расчет амортизации методом суммы цифр лет

Год

Норма амортизации, %

Амортизация, руб

Накопленная амортизация (износ), руб

Балансовая стоимость, руб

0




600 000,00

1

18,18%

107 107,44

107 107,44

492 892,56

2

16,36%

96 396,69

203 504,13

396 495,87

3

14,55%

85 685,95

289 190,08

310 809,92

4

12,73%

74 975,21

364 165,29

235 834,71

5

10,91%

64 264,46

428 429,75

171 570,25

6

9,09%

53 553,72

481 983,47

118 016,53

7

7,27%

42 842,98

524 826,45

75 173,55

8

5,45%

32 132,23

556 958,68

43 041,32

9

3,64%

21 421,49

578 380,17

21 619,83

10

1,82%

10 710,74

589 090,91

10 909,09

Итого

100,00%

589 090,91


1 876 363,64

Таким образом, сумма физического износа оборудования через 3 года составит 289 190,08 руб.


Ответ: 289 190,08 руб


Список использованной литературы


1.     Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: тенденции, технологии, практика, Таганрог: изд-ва ТРТУ, 2002, -179с

2.     Инновационный менеджмент. Учебник / Под ред.  С.  Д.  Ильенковой, -  М.: Юнити, 1997

3.     Кондраков Н.П. Бухгалтерский учёт: Учебное пособие (на основе Нового Плана счетов).-4-е изд.,перераб. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2002.-640 с.

4.     Льюис Г. Радник Ю. Введение во франчайзинг, - М. , БЭК, 1992

5.     Основы инновационного менеджмента, теория и практика. Учебное пособие под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. - М., Экономика, 2000

6.     Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учёта. - М:. Финансы и статистика, 2000. 464с

7.     Финансы предприятий: Учебник /под ред М.В. Романовского. –СПб.: ИД «Бизнесс-пресса», 2002 – 528с

8.     Шелюбская Н. Косвенные методы государственного стимулирования инноваций: опят Западной Европы //Проблемы теории и практики управления №3 2001 С.75-80



[1] Шелюбская Н. Косвенные методы государственного стимулирования инноваций: опят Западной Европы //Проблемы теории и практики управления №3 2001 С.75-80

[2] Финансы предприятий: Учебник /под ред М.В. Романовского. –СПб.: ИД «Бизнесс-пресса», 2002, С123

[3] Кондраков Н.П. Бухгалтерский учёт: Учебное пособие (на основе Нового Плана счетов).-4-е изд.,перераб. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2002.с241 -243

[4] Льюис Г. Радник . Введение во франчайзинг,-М, БЭК, 1992, С35