Введение
1. Понятие стандартизации и ее роль в повышении качества продукции, услуг 3
2. Категории, виды стандартов, используемые в отечественной и зарубежной практике............................................................................................................................. 6
3. Тенденции и основные направления развития стандартизации в Российской Федерации........................................................................................................... 9
Выводы.............................................................................................................. 13
Список литературы........................................................................................... 14
1. Понятие стандартизации и ее роль в повышении качества продукции, услуг
Стандартизация как нормотворческая деятельность вовсе не ограничивается миром машин и механизмов, а распространяется на более широкий круг объектов, включает не только мир вещей, но также производственные и социальные процессы, производственные и социальные отношения. Поэтому она тесно смыкается с экономикой, которая в конечном итоге занимается рациональным использованием ресурсов - трудовых, материальных, финансовых, информационных.
Стандартизация - деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач.
Стандартизация - это деятельность по установлению норм, правили характеристик (далее - требования) в целях обеспечения: безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции; качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; единства измерений; экономии всех видов ресурсов; безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций; обороноспособности и мобилизационной готовности страны[1].
Стандартизация - это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения:
- безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
- технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;
- качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;
- единства измерений;
- экономии всех видов ресурсов;
- безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
- обороноспособности и мобилизационной готовности страны.
К нормативным документам по стандартизации, действующим на территории РФ, относятся государственные стандарты РФ, международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации, общероссийские классификаторы технико-экономической информации, стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарт научно-технических, инженерных и других общественных объединений.
Стандартизация - это установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определённой области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении условий эксплуатации и требований безопасности. Стандартизация, основанная на объединённых достижениях науки, техники и передового опыта, определяет основу не только настоящего, но и будущего развития промышленности.
Из определения следует, что стандартизация - это плановая деятельность по установлению обязательных правил, норм и требований, выполнение которых обеспечивает экономически оптимальное качество продукции, повышение производительности общественного труда и эффективности использования материальных ценностей при соблюдении требований безопасности.
Стандартизация сегодня не только прикладная экономическая политика или часть современной предпринимательской стратегии. Ее влияние и задачи охватывают все сферы общественной жизни». Он обращает внимание на защиту окружающей среды и обеспечение безопасности, что в конечном итоге снижает уровень производственного травматизма и способствует охране здоровья населения.
Главная цель Государственной системы стандартизации (ГСС) - с помощью стандартов, устанавливающих показатели, нормы и требования, соответствующие передовому уровню отечественной и зарубежной науки, техники и производства, содействовать обеспечению пропорционального развития всех отраслей народного хозяйства страны.
Одной из основных задач Госстандарта является разработка мер по повышению эффективности стандартизации в улучшении качества выпускаемой продукции и экономичности её производства путём внедрения систем стандартов при комплексной и опережающей стандартизации, развития межотраслевой унификации, создания общетехнических систем стандартов, обеспечения единства и достоверности измерений в стране и др[2].
2. Категории, виды стандартов, используемые в отечественной и зарубежной практике
Рис. 1 Категории стандартов
Государственные стандарты обязательны к применению всеми предприятиями, организациями и учреждениями во всех отраслях народного хозяйства. Они распространяются преимущественно на объекты межотраслевого применения, нормы, параметры, требования, показатели качества продукции, термины, обозначения и др., необходимые для обеспечения единства и взаимосвязи различных областей науки и техники, производства, а также на продукцию массового и крупносерийного производства широкого и межотраслевого применения. Государственные стандарты утверждает Государственный комитет по стандартам.
Исходя из этого, можно указать на следующие объекты государственной стандартизации: общетехнические и организационно-методические правила и нормы; нормы точных изделий межотраслевого применения; требования к продукции, поставляемой для эксплуатации в различных климатических условиях, методы их контроля; межотраслевые требования и нормы техники безопасности и производственной санитарии; научно-технические термины, определения и обозначения; единицы физических величин; государственные эталоны единиц физических величин и общесоюзные поверочные схемы; методы и средства поверки средств измерений; государственные испытания средств измерений; допускаемые погрешности измерений; системы конструкторской, технологической, эксплуатационной и ремонтной документации; системы классификации и кодирования технико-экономической информации и т. д.
Отраслевые стандарты обязательны для всех предприятий и организаций данной отрасли, а также для предприятий и организаций других отраслей, применяющих (потребляющих) продукцию этой отрасли. Отраслевые стандарты организационно-методического характера обязательны только для предприятий и организаций министерства, их утвердившего.
Отраслевые стандарты устанавливают требования к продукции, не относящейся к объектам государственной стандартизации и необходимые для обеспечения взаимосвязи в производственно-технической и организационно-управленческой деятельности предприятий и организаций отрасли. Отраслевые стандарты могут ограничивать применение государственных стандартов для используемой в отрасли номенклатуры изделий, типоразмеров и т. п.
Отраслевые стандарты утверждает министерство, являющееся ведущим в производстве данного вида продукции.
Республиканские стандарты обязательны для всех предприятий и организаций республиканского и местного подчинения данной союзной республики независимо от их ведомственной подчиненности и устанавливают требования к продукции, выпускаемой этими предприятиями и организациями в том случае, когда на нее отсутствуют государственные или отраслевые стандарты.
Номенклатура продукции, на которую утверждают республиканские стандарты, должна быть согласована с Госстандартом СССР и соответствующими ведущими министерствами и ведомствами СССР по закреплённым группам продукции. Объектами республиканской стандартизации могут быть сырьё, материалы, топливо и полезные ископаемые внутриреспубликанского производства и применения; отдельные типы изделий массового или серийного производства, относящиеся к профилю республиканских министерств, товары народного потребления и др.
Стандарты предприятия обязательны только для предприятия (объединения), утвердившего данный стандарт. Стандарты предприятия могут распространяться на составные части разрабатываемых или изготавливаемых на предприятии изделий, внутренние нормы и правила в области управления и организации производства, управления качеством продукции; оснастку и инструмент, типовые технологические процессы, методики измерений и контроля. В зависимости от назначения и содержания Государственная система стандартизации устанавливает на продукцию стандарт всех категорий следующих видов:
· общих технических условий;
· общих технических требований;
· параметров и (или) размеров;
· типов, основных параметров и (или) размеров;
· конструкции и размеров;
· марок;
· правил приемки;
· методов контроля (испытаний, анализа, измерений);
· правил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения;
· правил эксплуатации и ремонта;
· типовых технологических процессов.
3. Тенденции и основные направления развития стандартизации в Российской Федерации
Насыщение рынка разнообразными товарами не всегда гарантирует потребителю их высокое качество, безопасность для здоровья и окружающей среды. В этих условиях потребителю необходима гарантия, подтвержденная независимой стороной, что товар соответствует определенному уровню качества.
В современных условиях перехода к рыночной экономике среди множества проблем, связанных с обеспечением как выживания, так и последующего нормального развития предприятий и организаций, главной и решающей является проблема качества продукции. В ближайшие годы в лучшем положении окажутся те предприятия, которые смогут обеспечить не только наивысшую производительность труда, но и высокое качество.
Понятия и термины, используемые в области управления качеством, определяются международными и национальными стандартами. Международный стандарт ИСО 8402-94 устанавливает термины по качеству, поясняет их сущность и то, как они применяются в стандартах ИСО серии 9000 «Система качества».
Качество определено как совокупность характеристик объекта, относящихся к их способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности[3].
Согласно ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия, термины и определения» качество продукции – это совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением.
Качество определяется при осуществлении сертификации продукции и услуг. В Российской Федерации сертификация продукции проводится с 1993 г. После принятия Закона РФ «О сертификации продукции и услуг».
При сертификации устанавливается, что продукция, процесс или услуга соответствуют требованиям стандарта или других нормативных документов.
Объектом сертификации являются продукция, процессы и услуги.
Российская система сертификации (РОСС) базируется на комплексе основополагающих нормативных документов, в которых определены основные положения, цели и принципы, правила, структура системы, требования к органам сертификации, испытательным лабораториям, порядок их аккредитации, порядок проведения сертификации, правила ведения Государственного Реестра Системы.
Российская система сертификации допускает возможность заявления о сертификации продукции требованиям НТД, которое объявляется изготовителем, продавцом под его полную ответственность.
Актуальными вопросами совершенствования сертификации является:
– создание условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и в международной торговле;
– содействие потребителям в компетентном выборе продукции;
– содействие экспорту и повышение конкурентоспособности продукции;
– защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
– контроль безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
– подтверждение показателей качества, заявленных изготовителем.
Различают две формы сертификации – обязательная и добровольная. Под обязательной сертификацией понимают подтверждение уполномоченным на то органом соответствия товара обязательным требованиям. К обязательным относятся требования безопасности для потребителя и окружающей среды, а также совместимости и взаимозаменяемости.
При обязательной сертификации подтверждается, что сертифицированная продукция безопасна для потребителя. Обязательная сертификация проводится только в органах сертификации или аккредитованных в Госстандарте испытательных лабораториях (центрах). При отрицательных результатах обязательной сертификации серийно выпускаемой продукции должен уведомить об этом территориальный орган Госстандарта России по месту расположения изготовителя для своевременного оформления этим органом запрета на реализацию продукции[4].
Сертификация направлена на достижение следующих целей:
· создание условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
· содействие потребителям в компетентном выборе продукции;
· содействие экспорту и повышение конкурентоспособности продукции;
· защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
· контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
· подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителями.
Деятельность по сертификации в Российской Федерации основана на законах Российской Федерации «О защите прав потребителя»[5], «О сертификации продукции и услуг»[6] и других нормативных актах[7].
Стандартизация сегодня развивается по следующим основным направлениям:
традиционная (организуется и осуществляется в России в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 71), перечисление Законом РФ «О стандартизации» 1993 г. и ГСС РФ);
образовательная (организуется и осуществляется в России в соответствии со ст. 43 Конституции и федеральными законами «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»);
медицинская (организуется и осуществляется во исполнении федерального закона «О государственной системе здравоохранения»);
социальная (организуется во исполнение Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 769 «Об организации подготовки государственных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов»).
Выводы
1. Итак, стандартизация – это плановая деятельность по установлению обязательных правил, норм и требований, выполнение которых обеспечивает экономически оптимальное качество продукции, повышение производительности общественного труда и эффективности использования материальных ценностей при соблюдении требований безопасности.
Один из методов повышения качества и эффективности любого производства – комплексная стандартизация, охватывающая все стороны и этапы производственного процесса.
2. В зависимости от сферы действия ГСС предусматривает следующие категории стандартов: государственные (ГОСТ), отраслевые (ОСТ), республиканские (РСТ) и стандарты предприятий (СТП).
3. Основными терминами и понятиями современной Государственной системы стандартизации Российской Федерации (ГСС РФ) с учетом международной практики стандартизации являются - стандартизация; объект стандартизации; нормативный документ по стандартизации; стандарт; государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р); технический регламент и многие другие.
Список литературы
1. Закон РФ «О защите прав потребителей» // Российская газета. 1996. – 16 января.
2. Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от 10.06.1993 года № 5151-1 // Экономика и жизнь. 1993. № 27.
3. Федеральный Закон «О стандартизации» в ред. от 27 декабря 1995 г. № 211-ФЗ.
4. ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия, термины и определения».
5. Порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации. Госстандарт. М., 1994. С изменением № 1 от 01.08.1996 года № 1139.
6. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством. М.: ИНФРА-М, 2001.
7. Васильев Н.И. Сертификация продукции в РФ. М.: Издательство стандартов, 2003.
8. Гличев А.В. Что такое качество? – М.: Экономика. 1998.
[1] См.: ст. 1 Федерального Закона «О стандартизации» в ред. От 27 декабря 1995 г. № 211-ФЗ.
[2] Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 72.
[3] Гличев А.В. Что такое качество? – М.: Экономика. 1998. С. 177.
[4] Васильев Н.И. Сертификация продукции в РФ. М.: Издательство стандартов, 2003. С. 12-13.
[5] См.: Закон РФ «О защите прав потребителей» // Российская газета. 1996. – 16 января.
[6] Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от 10.06.1993 года № 5151-1 // Экономика и жизнь. 1993. № 27.
[7] Порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации. Госстандарт. М., 1994. С изменением № 1 от 01.08.1996 года № 1139.