Содержание

 


Теоретическое задание. 3

Крупные предприятия в современных рыночных условиях. Области применения и специфические функции крупного бизнеса. 3

Задание 1. 7

Задание 2. 13

Задание 3. 14

Задание 4. 15

Список использованных источников. 16

Теоретическое задание

Крупные предприятия в современных рыночных условиях. Области применения и специфические функции крупного бизнеса.

Крупный бизнес чаше всего присущ таким отраслям народного хозяйства, как металлургия, машиностроение, а также нефтедобывающая промышленность. Промышленные и финансовые корпорации, холдинги, а также другие формы крупного бизнеса могут относиться к любой отрасли, на данный момент времени в Российской Федерации они постепенно получают все более широкое распространение.

В Российской федерации под категорию крупного бизнеса подходит любое предприятие с количеством занятых 500 человек и более. Наиболее распространенная организационно-правовая форма крупного бизнеса – акционерные общества.

Крупные фирмы имеют больше оснований рассчитывать на предпринимательский успех, так как по сравнению с мелкими имеют ряд преимуществ. Прежде всего они могут использовать новейшую дорогостоящую высокопроизводственную технику, снижая себестоимость и повышая качество выпускаемой продукции.

Предприятия крупного бизнеса в состоянии проводить широкомасштабные маркетинговые исследования и обеспечить доходчивую рекламу своей продукции, на что порой требуются огромные суммы затрат. В связи с этим у крупных объединений больше возможностей завоевать и удержать рынок сбыта и получать высокие доходы.

Новая дорогостоящая техника как правило недоступна для малых фирм из-за низкой рентабельности, обусловленной небольшим объемом производства.[1]

Помимо того, крупные предприятия, проводя маркетинговые исследования, уменьшают свои потери от рискованных мероприятий, в том числе, научно-исследовательских. Именно на долю крупных предприятий приходятся почти все затраты на НИОКР. В этом заключается важная функция крупного бизнеса как двигателя национального прогресса.

Помимо того, крупные предприятия, проводя маркетинговые исследования, уменьшают свои потери от рискованных мероприятий. Внутренняя специализация и кооперирование позволяет этим предприятиям повышать общий уровень квалификации персонала, увеличивать загрузку оборудования, уменьшать удельные потери на складских и транспортных операциях, рекламе и т. д. Это, в свою очереди положительно влияет на валовой продукт страны в целом.

Одним из наиболее заметных результатов экономической трансформации российской хозяйственной системы за последние 12 лет стало формирование крупных корпораций или интегрированных бизнес-групп (ИБГ). К сожалению, попытки исследования этого общественного института сталкиваются с существенным отставанием корпоративной статистики. Рассмотрим статистические данные по международным стандартам для 10 крупнейших по объемам продаж частных российских корпораций. Их рейтинг в соответствии с этим показателем по итогам 2002 г. выглядит следующим образом: МЕНАТЕП, "ЛУКОЙЛ", "Альфа-групп / Access-Ренова", "Базовый элемент", "Сургутнефтегаз", "АвтоВАЗ", "Интеррос", "Система", "Северсталь-групп", "МДМ-групп".

Первые места в десятке лидеров отечественного частного бизнеса принадлежат компаниям, занимающимся добычей и переработкой минерального сырья. Однако среди лидеров находятся АФК "Система" - компания, чей бизнес связан с высокими технологиями и услугами, - а также ряд машиностроительных корпораций.

В России одна из самых высококонцентрированных экономик. На долю 10 лидеров приходится 38,7% промышленного выпуска в стране, что выше, чем в Японии и Южной Корее. В этом наше историческое наследие (dependancy path) : характерная для советской экономики гиперконцентрация предприятий, выбранная национальная модель приватизации (спонтанная, массовая чековая, через залоговые аукционы) , очевидная слабость отечественного малого бизнеса.

Крупнейшие компании осуществляют 21% инвестиций в основной капитал. Условно можно сказать, что ИБГ заменили Госплан. Каждая бизнес-группа с 1995 г. практически ежегодно удваивает собственные капиталовложения. На их долю приходится 22% платежей по налогам на прибыль, а их доля в экспорте составляет более 31%. Следует также отметить, что уровень производительности труда в десятке лидеров опережает общенациональные показатели в четыре раза.

Можно также утверждать, что до 2002 г. темпы роста выпуска продукции у десятки лидеров опережали темпы роста промышленного производства и ВВП страны.

 Важной особенностью развития крупного российского бизнеса стало формирование компаний, предоставляющих финансовые, телекоммуникационные, страховые и транспортные услуги. Причем эти подразделения все чаще приобретают статус самостоятельных центров прибыли, обслуживая не только потребности материнской компании, но и предоставляя услуги внешним заказчикам.

Региональная экспансия ИБГ. Крупный бизнес активно идет в регионы. Подразделения компаний-лидеров охватывают все больше регионов и территорий страны. Если в 1993 г. "ЛУКОЙЛ" оперировал в пяти регионах, то в 2003 г. - уже в 44 регионах. Аналогичные показатели для "Интерроса" - один и 23, для "Альфа-групп" - три и 43. Наиболее активная фаза региональной экспансии пришлась на 1997 - 2000 гг. В последнее время в Южный округ пришли корпорации, развивающие свое сельскохозяйственное производство. Особенно активен "Интеррос". А на Дальний Восток - компании, развивающие транспортную инфраструктуру ( "Северсталь", МДМ). Все это свидетельство того, что крупные компании объединяют экономическое пространство страны. И если тема дезинтеграции России сегодня не относится к первоочередной повестке дня, то определенную роль здесь сыграл и крупный бизнес.

 Неоднозначна роль крупного бизнеса в притоке иностранных инвестиций. На определенном этапе крупный российский бизнес блокировал приход прямых иностранных инвестиций в Россию. Потому что он не хотел конкуренции, стремился получить относительно дешево перспективные активы. Но, видимо, этап блокирования уже прошел. Об этом свидетельствуют крупные сделки последнего времени между российскими и иностранными корпорациями: в "Альфа-Ренова" это ТНК-BP, в "СУАЛ-Холдинге" - сделка с Fleming Family & Partners; а также другие соглашения, где прямые иностранные инвестиции идут по линии "бизнес - бизнес".

Сложились собственные хозяйственно-финансовые структуры, включающие банк, сбытовую организацию, страховую компанию, негосударственный пенсионный фонд и т. д. В этом, конечно, сильно влияние шоковой трансформации и массовой приватизации. Но такая "самодостаточность" была характерной для крупных конгломератов в США в первые десятилетия ХХ в. , западноевропейских компаний - в 50-е гг. , японских - в 50 - 60-е гг. , южнокорейских чеболей - сегодня. Поэтому можно говорить о том, что эволюция многоотраслевых диверсифицированных холдингов в России, с известной национальной спецификой, укладывается в мировую историю корпоративного строительства и соответствует современным тенденциям, характерным для стран с возникающими рыночными системами (Индия, Малайзия, Бразилия, Чили).[2]

Таким образом, очевидно, что влияние крупного бизнеса на экономику страны в современных рыночных условиях весьма значительно.

Задание 1.

Исходные данные

Показатели

Всего (руб.)

Продажи (1500 единиц)

45000

Переменные затраты

15000

Маржинальная прибыль

30000

Постоянные затраты

16000

Прибыль

14000

Введем следующие условные обозначения:

Ц - цена (марж. доход на единицу продукции)

П – прибыль (чистая)

Пед – прибыль (чистая) на единицу продукции

Н – непропорциональные (постоянные) затраты

Нед - непропорциональные (постоянные) затраты на единицу продукции

ПЗ –пропорциональные (переменные) затраты

ПЗед - пропорциональные (переменные) затраты на единицу продукции

В – выручка от реализации продукции в денежных единицах

Опр – объем производства (продаж) в натуральных единицах.

Ду – удельный вес маржинального дохода в выручке от реализации продукции.

Рассчитать:

1. точку равновесия в единицах продукции и в рублях (аналитически и графически)

Ц=45000/1500 = 30 руб.

Переменные затраты = Объем пр-ва  - пост.затр. – прибыль.

ПЗед = 15000/1500 = 10ед.

Точка безубыточности (равновесия) :

Т=  [3]= 16000/(30-10) = 800 ед. (24000 руб.)

Графический метод:

Таблица. Зависимость уровня постоянных, переменных затрат и выручки от объема производства.

объем производства,шт.

0

300

600

900

1200

1500

1800

2100

постоянные затраты, руб.

16000

16000

16000

16000

16000

16000

16000

16000

совокупные издержки*

 

19000

22000

25000

28000

31000

34000

37000

выручка

0

9000

18000

27000

36000

45000

54000

63000

* для каждого уровня объема производства рассчитываются как сумма постоянных и переменных затрат












Точка равновесия находится на пересечении линии постоянных издержек т линии валовой выручки. Т(800, 24000)

Вывод: точка равновесия (безубыточности) находится на уровне 800 ед. продукции (или 24000 руб.)

2. Рассчитать объем продаж при заданной прибыль, если предприятие планирует в следующем году получить прибыль в размере 15000 руб.

, где К - объем реализации для заданной суммы прибыли[4]

К= (16000+15000)/(30-10) = 1550 ед.

3. Найти точку наличного равновесия, если сумма годового износа основных средств равна 1500 руб.

Используем формулу для расчета точки равновесия, увеличим значение постоянных расходов на 1500 руб:

Т=(16000+1500)/(30-10) = 875 ед.

Вывод: при сумме годового изгоса 1500 руб, точка равновесия смещается вправо и составляет 875 ед. (26250 руб.)

4. Рассчитать показатель безопасности, если предприятие в следующем году планирует объем продаж на уровне 50000 руб.

50000руб./30 = 1667 ед.

Норма (кромка) безопасности – показывает, насколько может сократиться объем реализации, прежде чес компания понесет убытки.[5]

Норма (кромка) безопасности (в натур. ед) = Опр – Объем безубыточности = 1667 – 800 = 867 ед.

Норма (кромка) безопасности (в денежн. ед) = 867*30 = 26010 руб.

5. Рассчитать изменение прибыли в случае роста объема продаж на 10000 руб., на 450 ед. продукции.


П = В*Ду – Н, где Ду – удельный вес маржинального дохода в выручке от реализации продукции.

П1 = 45000*0,67 – 16000 = 14000 руб.

При росте объема продаж на 10000 руб. получим:

П2 = (45000+10000)*0,67 – 16000 = 20850 руб.

∆П = 20850 – 14000 = 6850 руб.

При увеличении объема продаж на 450 ед., получим:

450*30 = 13500

П2 = (45000+13500)*0,67-16000=23295 руб.

∆П = 23195-14000 = 9195 руб.


6.Определить размер прибыли, которую следует ожидать при объеме продаж, равном 45500.

К=45500/30 = 1517 ед.

П= К(Ц — ПЗед) – Н= 1517(30-10) - 16000 = 14340 руб.

Вывод: при объеме продаж 45500 руб. (1517 единиц) прибыль будет равна 14340 руб.


7.Определить, следует ли предприятию увеличить смету расходов на рекламу на 6000 руб., если это приведет к росту выручки от реализации на 8000 руб. (267 ед.)

П= В-ПЗ-Н

П1 = 45000 – 15000 – 16000 = 14000 руб.

П2 = (45000+8000) –(15000+267*10) – 16000+6000= 53000 – 39670 = 13330 руб.

П2<П1

Вывод: увеличение затрат на рекламу на 6000 ед. не представляется целесообразным, так как это приведет к уменьшению прибыли на 14000-13330 = 670 ед.


8. Следует ли предприятию увеличивать смету расходов на рекламу на 1000 руб. при одновременном снижении цены за единицу продукции на 5 руб., что должно привести к росту продаж на 60 %.

П= В-ПЗ-Н

П1 = 14000 руб.

В = (1500+1500*0,6)(30-5) = 60000 руб.

Опр = 2400 ед.

ПЗед = 10

П2 = 60000 – 2400*10 – (16000+1000) = 19000 руб.

Вывод: увеличение расходов на рекламу (постоянных затрат) на 1000 руб. при одновременном снижении цены на 5 руб. является целесообразным, так как это приведет к увеличению валовой прибыли на 19000-14000 = 5000 руб.


9. Следует ли предприятию принять решение производственного отдела о замене некоторых комплектующих изделий новыми, что повлечет за собой увеличение переменных затрат на 2 руб. на ед. продукции. При этом возрастет спрос на продукцию, что повлечет увеличение производства на 450 ед.

Ор = 450+1500 = 1950 ед.

В = 1950*30 = 58500 руб.

ПЗ= ПЗед*1950 = (10+2)*1950 = 23400 руб.

П = В-ПЗ-Н = 58500 – 23400 – 16000 = 19100 руб.

Вывод: предложение производственного отдела следует принять, так как предложенные им действия приведут к росту прибыли на 19100-14000 = 5100 руб.


10. Определить цену, по которой должен быть продан продукт предприятия, чтобы остались прежними: а) прибыль, б) норма маржинальной прибыли, если в следствие инфляции затраты на сырье и материалы увеличатся с 0,9 руб. на единицу до 1,8 руб.

ПЗед1 = Затраты на сырье и материалы +Затраты на раб. силу = 0,9+9,1 = 10руб.

ПЗед2 = 1,8+9,1 = 10,9руб.

ПЗ2 = 10,9*1500 = 16350 руб.

П=Опр*(Ц-ПЗед) – Н , отсюда выразим цену:

Ц = (П+Н)/Опр + ПЗед = (14000+16000)/1500+ 10,9 = 30,9, где (П+Н) – норма маржинального дохода.

Вывод: чтобы сохранить прежний уровень прибыли и маржинального дохода при росте затрат на сырье и материалы на 0,9 руб., необходимо увеличить цену выпускаемой продукции с 30 руб. до 30,9 руб., т.е. на 0,9 руб.


11. Определить объем производства в точке безубыточности (в единицах продукции и в денежном выражении), а также прибыль, если закупочные цены на сырье и материалы увеличатся на 25% (первоначальная цена 0,9 руб. на единицу продукции).

Т.безуб.= = 16000/(30-(0,9*0,25+0,9+9,1)) = 16000/19,775 = 809 ед. (24273 руб.)

П=Опр*(Ц-ПЗед) – Н = 1500*(30-(0,9*0,25+0,9+9,1) – 16000 = 13662,5руб.

Вывод: при увеличении закупочных цен на сырье и материалы на 25% (с 0,9 руб. до 1,125руб.) точка безубыточности сместится уровня с уровня 800 ед. до 809 ед. (или 24273 руб.). Прибыль предприятия упадет на: 14000-13662,5 = 337,5 руб.


10. Рассчитать величины критической продажной цены, критической выручки, критического уровня постоянных расходов.

Критический уровень продажной цены:

Цкр=Н/К+ПЗед = 16000/1500+10 = 20,7 руб.

Критический уровень постоянных расходов:

Н= К*(Ц-ПЗед) = 1500*(30-10) = 30000руб.

Критический уровень выручки:

В=Н/Ду = 16000/(30000/45000) = 23988 руб.

Вывод: чтобы предприятие продолжало безубыточно функционировать (при неизменных прочих факторах): а) цена на реализуемую продукцию не может быть меньше 20,7 руб.;

б) постоянные расходы не могут превышать 30000 руб.;

в) выручка от продаж не должна упасть ниже 23988 руб.

11. Операционная зависимость = операционная прибыль/ постоянные затраты

Операционная прибыль = 14000 руб.

ОЗ = 14000/16000 = 0,875

12. Финансовая зависимость: сумма выплат 2000 руб из них 1000 – дивиденды, 1000 - % по займам, ставка корпоративного налога: 40%

 (1000*1/1,14)/2000=0,438596

13. Полная зависимость: АХЗ 1000 (уплата процентов)\45000=0,02

Задание 2.

Администрация предприятия решила приобрести новый станок. Открытым остается вопрос о том, какой конкретно приобрести станок: станок 1 или станок 2.

Покупка и эксплуатация станка 1 связана с возникновением постоянных затрат в размере 50000 руб. за отчетный период и переменных затрат в размере 65 руб. на единицу изделия; покупка станка 2 -  постоянных затрат в объеме 70000 руб., переменных – 45 руб. на единицу.

Очевидно, что решение о том, какой станок приобрести, зависит от планируемого объема производства (продаж) на предприятии.

Составим таблицу с данным по обоим вариантам:

Варианты

Постоянные

затраты, руб.

Удельные переменные затраты, руб.

Станок 1

50000

65

Станок 2

70000

45

Пусть X – объем производства, тогда

65X + 50000 = 70000 + 45X,

X= 1000 ед. (объем производства, при которой оба варианта в равной степени предпочтительны).

Поскольку при покупке станка 2 постоянные затраты выше переменных, то при объеме продаж, превышающем 1000 ед., этот вариант будет предпочтительней (из-за роста маржинального дохода). Если же объем производства ниже 1000 ед., то выгоднее покупка станка №1.

Вывод: решение о приобретении станка (1-го или 2-го вида) зависит от масштаба производства предприятия. При объеме производства выше 1000 ед. за отчетный период – выгоднее покупка станка №2.

При объеме производства ниже 1000 ед. за отчетный период – выгодна покупка станка №1.

При объеме производства равном 1000 ед. за отчетный период – оба станка в равной степени выгодны, поэтому какой именно станок купить не имеет значения.


Задание 3.

Определить влияние использования производственных мощностей на прибыль предприятия при следующих условиях: по предприятию, выпускающему одно изделие:

нормальная мощность предприятия, шт. – 350000

запланированный объем производства, шт. 300000

фактически выпущено продукции, шт. – 280000

цена реализации изделия, руб. – 15

переменные расходы на изделие, руб. – 11

постоянные расходы за период, руб. – 450000

П=Опр*(Ц-ПЗед) – Н

Пп = 300000*(15-11) – 450000 = 750000

Пф = 280000*(15-11) – 450000 = 670000

Показатель

План

Факт

Объем производства

300000

280000

Выручка

4500000

4200000

Прибыль

750000

670000


Нормальная мощность предприятия: 350000 – 100%,

300000 – 85%, П = 750000

280000 – 80%, П = 670000

Изменение использования производственной мощности =

∆П = Пф-Пп = 670000-750000 = -80000 руб.

Вывод: при снижении использования производственной мощности на 5% прибыль предприятия снизилась на 80000 руб.


Задание 4

Предприятие продает на внутреннем рынке продукцию в объеме 15000 шт. Данные о затратах на весь объем продукции приведены в таблице. Предприятие имеет возможность дополнительно произвести некоторое количество такой же продукции и реализовать ее на внешнем рынке. Нужно установить цену на экспортируемую продукцию, применив метод ценообразования, когда постоянные расходы фактически возмещаются в ценах, установленных для определенного базового количества производимых изделий, а цены определяются на базе переменных затрат только дополнительного количества изделий, при сохранения прежнего уровня рентабельности.

Исходные данные

Показатели

На объем продукции 15000 шт., руб.

Переменные затраты

65000

Постоянные затраты

35000

Полная себестоимость

100000

Выручка от реализации

115000

Прибыль

15000


AFC=35000/15000=2,3

AVC=65000/15000=4,3

R=15000/100000=0,15

p=2,3+4,3+0,15*(2,3+4,3)=7,59руб.

Вывод: продукцию, предназначенную для экспорта целесообразно продавать по цене 7,59 руб. за единицу.



Список использованных источников

1)    Экономика предприятия под ред. О.И. Волкова. – М: ИНФРА-М, 1999.

2)    Дынкин Александр. Особенности развития российского крупного бизнеса. «Ведомости» 20.01.2004  www.vedomosti.ru.

3)    Друри К. Введение в управленческий и производственный учет. М: «Аудит», 1997

4)    Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Минск: «Новое издание», 2000.

5)    Экономика предприятия/ Под ред. Н.А. Сафронова/ М.: Юристъ, 2000.




[1] Экономика предприятия под ред. О.И. Волкова. – М: ИНФРА-М, 1999, стр. 198.

[2] Дынкин Александр. Особенности развития российского крупного бизнеса. «Ведомости» 20.01.2004  www.vedomosti.ru.


[3] Экономика предприятия/ Под ред. Н.А. Сафронова/ М.: Юристъ, 2000, стр 531


[4] Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Минск: «Новое издание», 2000. стр. 203

[5] Друри К. Введение в управленческий и производственный учет. М: «Аудит», 1997, стр 387.