Содержание
Теоретическое задание. 3
Крупные предприятия в современных рыночных условиях. Области применения и специфические функции крупного бизнеса. 3
Задание 1. 7
Задание 2. 13
Задание 3. 14
Задание 4. 15
Список использованных источников. 16
Теоретическое задание
Крупные предприятия в современных рыночных условиях. Области применения и специфические функции крупного бизнеса.
Крупный бизнес чаше всего присущ таким отраслям народного хозяйства, как металлургия, машиностроение, а также нефтедобывающая промышленность. Промышленные и финансовые корпорации, холдинги, а также другие формы крупного бизнеса могут относиться к любой отрасли, на данный момент времени в Российской Федерации они постепенно получают все более широкое распространение.
В Российской федерации под категорию крупного бизнеса подходит любое предприятие с количеством занятых 500 человек и более. Наиболее распространенная организационно-правовая форма крупного бизнеса – акционерные общества.
Крупные фирмы имеют больше оснований рассчитывать на предпринимательский успех, так как по сравнению с мелкими имеют ряд преимуществ. Прежде всего они могут использовать новейшую дорогостоящую высокопроизводственную технику, снижая себестоимость и повышая качество выпускаемой продукции.
Предприятия крупного бизнеса в состоянии проводить широкомасштабные маркетинговые исследования и обеспечить доходчивую рекламу своей продукции, на что порой требуются огромные суммы затрат. В связи с этим у крупных объединений больше возможностей завоевать и удержать рынок сбыта и получать высокие доходы.
Новая дорогостоящая техника как правило недоступна для малых фирм из-за низкой рентабельности, обусловленной небольшим объемом производства.[1]
Помимо того, крупные предприятия, проводя маркетинговые исследования, уменьшают свои потери от рискованных мероприятий, в том числе, научно-исследовательских. Именно на долю крупных предприятий приходятся почти все затраты на НИОКР. В этом заключается важная функция крупного бизнеса как двигателя национального прогресса.
Помимо того, крупные предприятия, проводя маркетинговые исследования, уменьшают свои потери от рискованных мероприятий. Внутренняя специализация и кооперирование позволяет этим предприятиям повышать общий уровень квалификации персонала, увеличивать загрузку оборудования, уменьшать удельные потери на складских и транспортных операциях, рекламе и т. д. Это, в свою очереди положительно влияет на валовой продукт страны в целом.
Одним из наиболее заметных результатов экономической трансформации российской хозяйственной системы за последние 12 лет стало формирование крупных корпораций или интегрированных бизнес-групп (ИБГ). К сожалению, попытки исследования этого общественного института сталкиваются с существенным отставанием корпоративной статистики. Рассмотрим статистические данные по международным стандартам для 10 крупнейших по объемам продаж частных российских корпораций. Их рейтинг в соответствии с этим показателем по итогам 2002 г. выглядит следующим образом: МЕНАТЕП, "ЛУКОЙЛ", "Альфа-групп / Access-Ренова", "Базовый элемент", "Сургутнефтегаз", "АвтоВАЗ", "Интеррос", "Система", "Северсталь-групп", "МДМ-групп".
Первые места в десятке лидеров отечественного частного бизнеса принадлежат компаниям, занимающимся добычей и переработкой минерального сырья. Однако среди лидеров находятся АФК "Система" - компания, чей бизнес связан с высокими технологиями и услугами, - а также ряд машиностроительных корпораций.
В России одна из самых высококонцентрированных экономик. На долю 10 лидеров приходится 38,7% промышленного выпуска в стране, что выше, чем в Японии и Южной Корее. В этом наше историческое наследие (dependancy path) : характерная для советской экономики гиперконцентрация предприятий, выбранная национальная модель приватизации (спонтанная, массовая чековая, через залоговые аукционы) , очевидная слабость отечественного малого бизнеса.
Крупнейшие компании осуществляют 21% инвестиций в основной капитал. Условно можно сказать, что ИБГ заменили Госплан. Каждая бизнес-группа с 1995 г. практически ежегодно удваивает собственные капиталовложения. На их долю приходится 22% платежей по налогам на прибыль, а их доля в экспорте составляет более 31%. Следует также отметить, что уровень производительности труда в десятке лидеров опережает общенациональные показатели в четыре раза.
Можно также утверждать, что до 2002 г. темпы роста выпуска продукции у десятки лидеров опережали темпы роста промышленного производства и ВВП страны.
Важной особенностью развития крупного российского бизнеса стало формирование компаний, предоставляющих финансовые, телекоммуникационные, страховые и транспортные услуги. Причем эти подразделения все чаще приобретают статус самостоятельных центров прибыли, обслуживая не только потребности материнской компании, но и предоставляя услуги внешним заказчикам.
Региональная экспансия ИБГ. Крупный бизнес активно идет в регионы. Подразделения компаний-лидеров охватывают все больше регионов и территорий страны. Если в 1993 г. "ЛУКОЙЛ" оперировал в пяти регионах, то в 2003 г. - уже в 44 регионах. Аналогичные показатели для "Интерроса" - один и 23, для "Альфа-групп" - три и 43. Наиболее активная фаза региональной экспансии пришлась на 1997 - 2000 гг. В последнее время в Южный округ пришли корпорации, развивающие свое сельскохозяйственное производство. Особенно активен "Интеррос". А на Дальний Восток - компании, развивающие транспортную инфраструктуру ( "Северсталь", МДМ). Все это свидетельство того, что крупные компании объединяют экономическое пространство страны. И если тема дезинтеграции России сегодня не относится к первоочередной повестке дня, то определенную роль здесь сыграл и крупный бизнес.
Неоднозначна роль крупного бизнеса в притоке иностранных инвестиций. На определенном этапе крупный российский бизнес блокировал приход прямых иностранных инвестиций в Россию. Потому что он не хотел конкуренции, стремился получить относительно дешево перспективные активы. Но, видимо, этап блокирования уже прошел. Об этом свидетельствуют крупные сделки последнего времени между российскими и иностранными корпорациями: в "Альфа-Ренова" это ТНК-BP, в "СУАЛ-Холдинге" - сделка с Fleming Family & Partners; а также другие соглашения, где прямые иностранные инвестиции идут по линии "бизнес - бизнес".
Сложились собственные хозяйственно-финансовые структуры, включающие банк, сбытовую организацию, страховую компанию, негосударственный пенсионный фонд и т. д. В этом, конечно, сильно влияние шоковой трансформации и массовой приватизации. Но такая "самодостаточность" была характерной для крупных конгломератов в США в первые десятилетия ХХ в. , западноевропейских компаний - в 50-е гг. , японских - в 50 - 60-е гг. , южнокорейских чеболей - сегодня. Поэтому можно говорить о том, что эволюция многоотраслевых диверсифицированных холдингов в России, с известной национальной спецификой, укладывается в мировую историю корпоративного строительства и соответствует современным тенденциям, характерным для стран с возникающими рыночными системами (Индия, Малайзия, Бразилия, Чили).[2]
Таким образом, очевидно, что влияние крупного бизнеса на экономику страны в современных рыночных условиях весьма значительно.
Задание 1.
Исходные данные
Показатели |
Всего (руб.) |
Продажи (1500 единиц) |
45000 |
Переменные затраты |
15000 |
Маржинальная прибыль |
30000 |
Постоянные затраты |
16000 |
Прибыль |
14000 |
Введем следующие условные обозначения:
Ц - цена (марж. доход на единицу продукции)
П – прибыль (чистая)
Пед – прибыль (чистая) на единицу продукции
Н – непропорциональные (постоянные) затраты
Нед - непропорциональные (постоянные) затраты на единицу продукции
ПЗ –пропорциональные (переменные) затраты
ПЗед - пропорциональные (переменные) затраты на единицу продукции
В – выручка от реализации продукции в денежных единицах
Опр – объем производства (продаж) в натуральных единицах.
Ду – удельный вес маржинального дохода в выручке от реализации продукции.
Рассчитать:
1. точку равновесия в единицах продукции и в рублях (аналитически и графически)
Ц=45000/1500 = 30 руб.
Переменные затраты = Объем пр-ва - пост.затр. – прибыль.
ПЗед = 15000/1500 = 10ед.
Точка безубыточности (равновесия) :
Т= [3]= 16000/(30-10) = 800 ед. (24000 руб.)
Графический метод:
Таблица. Зависимость уровня постоянных, переменных затрат и выручки от объема производства.
объем производства,шт. |
0 |
300 |
600 |
900 |
1200 |
1500 |
1800 |
2100 |
постоянные затраты, руб. |
16000 |
16000 |
16000 |
16000 |
16000 |
16000 |
16000 |
16000 |
совокупные издержки* |
|
19000 |
22000 |
25000 |
28000 |
31000 |
34000 |
37000 |
выручка |
0 |
9000 |
18000 |
27000 |
36000 |
45000 |
54000 |
63000 |
* для каждого уровня объема производства рассчитываются как сумма постоянных и переменных затрат
Точка равновесия находится на пересечении линии постоянных издержек т линии валовой выручки. Т(800, 24000)
Вывод: точка равновесия (безубыточности) находится на уровне 800 ед. продукции (или 24000 руб.)
2. Рассчитать объем продаж при заданной прибыль, если предприятие планирует в следующем году получить прибыль в размере 15000 руб.
, где К - объем реализации для заданной суммы прибыли[4]
К= (16000+15000)/(30-10) = 1550 ед.
3. Найти точку наличного равновесия, если сумма годового износа основных средств равна 1500 руб.
Используем формулу для расчета точки равновесия, увеличим значение постоянных расходов на 1500 руб:
Т=(16000+1500)/(30-10) = 875 ед.
Вывод: при сумме годового изгоса 1500 руб, точка равновесия смещается вправо и составляет 875 ед. (26250 руб.)
4. Рассчитать показатель безопасности, если предприятие в следующем году планирует объем продаж на уровне 50000 руб.
50000руб./30 = 1667 ед.
Норма (кромка) безопасности – показывает, насколько может сократиться объем реализации, прежде чес компания понесет убытки.[5]
Норма (кромка) безопасности (в натур. ед) = Опр – Объем безубыточности = 1667 – 800 = 867 ед.
Норма (кромка) безопасности (в денежн. ед) = 867*30 = 26010 руб.
5. Рассчитать изменение прибыли в случае роста объема продаж на 10000 руб., на 450 ед. продукции.
П = В*Ду – Н, где Ду – удельный вес маржинального дохода в выручке от реализации продукции.
П1 = 45000*0,67 – 16000 = 14000 руб.
При росте объема продаж на 10000 руб. получим:
П2 = (45000+10000)*0,67 – 16000 = 20850 руб.
∆П = 20850 – 14000 = 6850 руб.
При увеличении объема продаж на 450 ед., получим:
450*30 = 13500
П2 = (45000+13500)*0,67-16000=23295 руб.
∆П = 23195-14000 = 9195 руб.
6.Определить размер прибыли, которую следует ожидать при объеме продаж, равном 45500.
К=45500/30 = 1517 ед.
П= К(Ц — ПЗед) – Н= 1517(30-10) - 16000 = 14340 руб.
Вывод: при объеме продаж 45500 руб. (1517 единиц) прибыль будет равна 14340 руб.
7.Определить, следует ли предприятию увеличить смету расходов на рекламу на 6000 руб., если это приведет к росту выручки от реализации на 8000 руб. (267 ед.)
П= В-ПЗ-Н
П1 = 45000 – 15000 – 16000 = 14000 руб.
П2 = (45000+8000) –(15000+267*10) – 16000+6000= 53000 – 39670 = 13330 руб.
П2<П1
Вывод: увеличение затрат на рекламу на 6000 ед. не представляется целесообразным, так как это приведет к уменьшению прибыли на 14000-13330 = 670 ед.
8. Следует ли предприятию увеличивать смету расходов на рекламу на 1000 руб. при одновременном снижении цены за единицу продукции на 5 руб., что должно привести к росту продаж на 60 %.
П= В-ПЗ-Н
П1 = 14000 руб.
В = (1500+1500*0,6)(30-5) = 60000 руб.
Опр = 2400 ед.
ПЗед = 10
П2 = 60000 – 2400*10 – (16000+1000) = 19000 руб.
Вывод: увеличение расходов на рекламу (постоянных затрат) на 1000 руб. при одновременном снижении цены на 5 руб. является целесообразным, так как это приведет к увеличению валовой прибыли на 19000-14000 = 5000 руб.
9. Следует ли предприятию принять решение производственного отдела о замене некоторых комплектующих изделий новыми, что повлечет за собой увеличение переменных затрат на 2 руб. на ед. продукции. При этом возрастет спрос на продукцию, что повлечет увеличение производства на 450 ед.
Ор = 450+1500 = 1950 ед.
В = 1950*30 = 58500 руб.
ПЗ= ПЗед*1950 = (10+2)*1950 = 23400 руб.
П = В-ПЗ-Н = 58500 – 23400 – 16000 = 19100 руб.
Вывод: предложение производственного отдела следует принять, так как предложенные им действия приведут к росту прибыли на 19100-14000 = 5100 руб.
10. Определить цену, по которой должен быть продан продукт предприятия, чтобы остались прежними: а) прибыль, б) норма маржинальной прибыли, если в следствие инфляции затраты на сырье и материалы увеличатся с 0,9 руб. на единицу до 1,8 руб.
ПЗед1 = Затраты на сырье и материалы +Затраты на раб. силу = 0,9+9,1 = 10руб.
ПЗед2 = 1,8+9,1 = 10,9руб.
ПЗ2 = 10,9*1500 = 16350 руб.
П=Опр*(Ц-ПЗед) – Н , отсюда выразим цену:
Ц = (П+Н)/Опр + ПЗед = (14000+16000)/1500+ 10,9 = 30,9, где (П+Н) – норма маржинального дохода.
Вывод: чтобы сохранить прежний уровень прибыли и маржинального дохода при росте затрат на сырье и материалы на 0,9 руб., необходимо увеличить цену выпускаемой продукции с 30 руб. до 30,9 руб., т.е. на 0,9 руб.
11. Определить объем производства в точке безубыточности (в единицах продукции и в денежном выражении), а также прибыль, если закупочные цены на сырье и материалы увеличатся на 25% (первоначальная цена 0,9 руб. на единицу продукции).
Т.безуб.= = 16000/(30-(0,9*0,25+0,9+9,1)) = 16000/19,775 = 809 ед. (24273 руб.)
П=Опр*(Ц-ПЗед) – Н = 1500*(30-(0,9*0,25+0,9+9,1) – 16000 = 13662,5руб.
Вывод: при увеличении закупочных цен на сырье и материалы на 25% (с 0,9 руб. до 1,125руб.) точка безубыточности сместится уровня с уровня 800 ед. до 809 ед. (или 24273 руб.). Прибыль предприятия упадет на: 14000-13662,5 = 337,5 руб.
10. Рассчитать величины критической продажной цены, критической выручки, критического уровня постоянных расходов.
Критический уровень продажной цены:
Цкр=Н/К+ПЗед = 16000/1500+10 = 20,7 руб.
Критический уровень постоянных расходов:
Н= К*(Ц-ПЗед) = 1500*(30-10) = 30000руб.
Критический уровень выручки:
В=Н/Ду = 16000/(30000/45000) = 23988 руб.
Вывод: чтобы предприятие продолжало безубыточно функционировать (при неизменных прочих факторах): а) цена на реализуемую продукцию не может быть меньше 20,7 руб.;
б) постоянные расходы не могут превышать 30000 руб.;
в) выручка от продаж не должна упасть ниже 23988 руб.
11. Операционная зависимость = операционная прибыль/ постоянные затраты
Операционная прибыль = 14000 руб.
ОЗ = 14000/16000 = 0,875
12. Финансовая зависимость: сумма выплат 2000 руб из них 1000 – дивиденды, 1000 - % по займам, ставка корпоративного налога: 40%
(1000*1/1,14)/2000=0,438596
13. Полная зависимость: АХЗ 1000 (уплата процентов)\45000=0,02
Задание 2.
Администрация предприятия решила приобрести новый станок. Открытым остается вопрос о том, какой конкретно приобрести станок: станок 1 или станок 2.
Покупка и эксплуатация станка 1 связана с возникновением постоянных затрат в размере 50000 руб. за отчетный период и переменных затрат в размере 65 руб. на единицу изделия; покупка станка 2 - постоянных затрат в объеме 70000 руб., переменных – 45 руб. на единицу.
Очевидно, что решение о том, какой станок приобрести, зависит от планируемого объема производства (продаж) на предприятии.
Составим таблицу с данным по обоим вариантам:
Варианты |
Постоянные затраты, руб. |
Удельные переменные затраты, руб. |
Станок 1 |
50000 |
65 |
Станок 2 |
70000 |
45 |
Пусть X – объем производства, тогда
65X + 50000 = 70000 + 45X,
X= 1000 ед. (объем производства, при которой оба варианта в равной степени предпочтительны).
Поскольку при покупке станка 2 постоянные затраты выше переменных, то при объеме продаж, превышающем 1000 ед., этот вариант будет предпочтительней (из-за роста маржинального дохода). Если же объем производства ниже 1000 ед., то выгоднее покупка станка №1.
Вывод: решение о приобретении станка (1-го или 2-го вида) зависит от масштаба производства предприятия. При объеме производства выше 1000 ед. за отчетный период – выгоднее покупка станка №2.
При объеме производства ниже 1000 ед. за отчетный период – выгодна покупка станка №1.
При объеме производства равном 1000 ед. за отчетный период – оба станка в равной степени выгодны, поэтому какой именно станок купить не имеет значения.
Задание 3.
Определить влияние использования производственных мощностей на прибыль предприятия при следующих условиях: по предприятию, выпускающему одно изделие:
нормальная мощность предприятия, шт. – 350000
запланированный объем производства, шт. 300000
фактически выпущено продукции, шт. – 280000
цена реализации изделия, руб. – 15
переменные расходы на изделие, руб. – 11
постоянные расходы за период, руб. – 450000
П=Опр*(Ц-ПЗед) – Н
Пп = 300000*(15-11) – 450000 = 750000
Пф = 280000*(15-11) – 450000 = 670000
Показатель |
План |
Факт |
Объем производства |
300000 |
280000 |
Выручка |
4500000 |
4200000 |
Прибыль |
750000 |
670000 |
Нормальная мощность предприятия: 350000 – 100%,
300000 – 85%, П = 750000
280000 – 80%, П = 670000
Изменение использования производственной мощности =
∆П = Пф-Пп = 670000-750000 = -80000 руб.
Вывод: при снижении использования производственной мощности на 5% прибыль предприятия снизилась на 80000 руб.
Задание 4
Предприятие продает на внутреннем рынке продукцию в объеме 15000 шт. Данные о затратах на весь объем продукции приведены в таблице. Предприятие имеет возможность дополнительно произвести некоторое количество такой же продукции и реализовать ее на внешнем рынке. Нужно установить цену на экспортируемую продукцию, применив метод ценообразования, когда постоянные расходы фактически возмещаются в ценах, установленных для определенного базового количества производимых изделий, а цены определяются на базе переменных затрат только дополнительного количества изделий, при сохранения прежнего уровня рентабельности.
Исходные данные
Показатели |
На объем продукции 15000 шт., руб. |
Переменные затраты |
65000 |
Постоянные затраты |
35000 |
Полная себестоимость |
100000 |
Выручка от реализации |
115000 |
Прибыль |
15000 |
AFC=35000/15000=2,3
AVC=65000/15000=4,3
R=15000/100000=0,15
p=2,3+4,3+0,15*(2,3+4,3)=7,59руб.
Вывод: продукцию, предназначенную для экспорта целесообразно продавать по цене 7,59 руб. за единицу.
Список использованных источников
1) Экономика предприятия под ред. О.И. Волкова. – М: ИНФРА-М, 1999.
2) Дынкин Александр. Особенности развития российского крупного бизнеса. «Ведомости» 20.01.2004 www.vedomosti.ru.
3) Друри К. Введение в управленческий и производственный учет. М: «Аудит», 1997
4) Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Минск: «Новое издание», 2000.
5) Экономика предприятия/ Под ред. Н.А. Сафронова/ М.: Юристъ, 2000.
[1] Экономика предприятия под ред. О.И. Волкова. – М: ИНФРА-М, 1999, стр. 198.
[2] Дынкин Александр. Особенности развития российского крупного бизнеса. «Ведомости» 20.01.2004 www.vedomosti.ru.
[3] Экономика предприятия/ Под ред. Н.А. Сафронова/ М.: Юристъ, 2000, стр 531
[4] Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Минск: «Новое издание», 2000. стр. 203
[5] Друри К. Введение в управленческий и производственный учет. М: «Аудит», 1997, стр 387.