Имидж женщины руководителя

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3

1. ПОНЯТИЕ «ИМИДЖ» КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ...... 6

1.1. Содержание теории имиджа.......................................................................................... 6

1.2. Функции и процесс формирования имиджа................................................................ 10

1.3. Имидж руководителя...................................................................................................... 17

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ....................................................................... 42

2.1. Методика исследования имиджа руководителя........................................................ 42

2.2. Анализ результатов........................................................................................................ 45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................. 48

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................... 50

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В последние годы практическая имиджелогия стала неотъемлемой частью общественно-политической жизни. С понятием имиджа мы сталкиваемся в повседневной жизни, оно прочно вошло в нашу речь в таких словосочетаниях как «имидж товара/фирмы», «имидж политика/руководителя», «прогрессивный имидж» и т.д. Вместе с тем, как в жизни, так и в литературе, закрепилось отношение к имиджу как к чему-то поверхностному, надуманному, преходящему, никак не связанному с глубинными процессами, происходящими в обществе.

Имидж часто воспринимается только как явление культуры ХХ века. Это связано с тем, что именно в рамках культуры модернизма и постмодернизма он выделился в отдельное социокультурное явление, и началась рефлексия этого феномена. Нам же представляется возможным говорить о постоянном присутствии феномена имиджа в социальной парадигме человеческого общества на всех этапах его развития. Также представляется интересным проследить процесс осмысления этого феномена в истории философских концепций.

Имиджелогия возникла на пересечении многих наук, как прикладная отрасль знания в ответ на социальный заказ общества. За последние десятилетия в этой области накоплен огромный эмпирический опыт. Вместе с тем наметился существенный разрыв между конкретно-практическими разработками и их теоретическим обоснованием. Ни в отечественной, ни в зарубежной литературе имидж не эксплицируется в качестве строгой категории, он рассматривается скорее как иллюстрация, как сопутствующее понятие при изучении других явлений, а в ряде случаев используется как синоним понятий «стиль», «манера одеваться».

Отсутствие целостной концепции затрудняет постановку и решение многих практических задач общественно-политической жизни. Актуальность работы обусловлена необходимостью философской рефлексии данного явления и необходимостью теоретического осмысления опыта, накопленного в области имиджелогии.

Постиндустриальное общество, и Россия в том числе, характеризуется возрастанием роли всех информационно-знаковых компонентов, одним из которых является имидж. Современные технологии делают работу более индивидуализированой, что приводит к возрастанию роли отдельной личности на всех уровнях отношений: от международных до семейных. Смена парадигм определила поворот к личности как к центру системы, а имидж рассматривается сегодня как важное слагаемое публично действующего человека. Существует объективная необходимость формирования нового стиля поведения в соответствии с требованиями современного общества. Однако наблюдаемый сегодня разрыв между возросшим уровнем деловой активности и низким уровнем готовности к общению, делают актуальными дальнейшие исследования в области теории и практики имиджа.

Целью исследования является рассмотрение имиджа как психологического феномена, обобщение философского материала по проблемам имиджа в контексте его практической значимости. Цель достигается через решение следующих задач:

—    выявить мировоззренческие основы теории имиджа в истории философских концепций;

—    осуществить теоретический анализ современного состояния проблемы;

—    раскрыть объективные закономерности существования феномена имиджа как психологического явления;

—    выявить роль и место имиджа в ряду других социокультурных явлений;

—    рассмотреть процесс концептуального оформления теории имиджа, как самостоятельной дисциплины;

—    предпринять попытку создания теоретической модели имиджа, определить его структурные элементы и функции в современном обществе.

Объектом исследования является имидж как психологическое явление.

Предметом исследования является анализ психологических концепций, раскрывающих основные подходы к рассмотрению феномена имиджа.

Методологической базой данного исследования являются социально-психологические концепции классиков, работы современных западных и отечественных исследователей в области философии, социологии, психологии, культурологии, связанных с раскрытием различных аспектов феномена имиджа. В работе использован метод системного и сравнительного анализа, принцип единства исторического и логического. Характер работы обусловил необходимость междисциплинарного подхода, позволяющего исследовать проблему комплексно.

 

1. ПОНЯТИЕ «ИМИДЖ» КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

 

1.1. Содержание теории имиджа

 

Имидж является одним из ключевых понятий, способствующих закреплению определенного образа в сознании потребителя, а также открывающим двери, а порой и ворота к известности организации в мире возрастающей конкуренции. Имидж – это инструмент власти, с помощью которого можно формировать и мотивировать команду или привлекать клиентов и партнеров.

Английское слово «image» в переводе на русский означает образ, изображение, отражение.

Виханский О.С. в своем учебнике «Стратегическое управление» дает общее определение имиджа. Суть его в следующем: «имидж явления – это устойчивое и распространенное представление об особенностях, специфических качествах и чертах, характерных для данного явления».

Томпсон и Стрикленд определяют понятие имидж как “образ, репутация, мнение широкой публики, потребителей и клиентов о престиже предприятия, его товарах и услугах. Создание благоприятного имиджа – одно из ключевых звеньев деятельности фирмы по продвижению своей продукции на рынок, достижению преимуществ в конкурентной борьбе».

По Ф. Котлеру «Имидж это восприятие компании или ее товаров обществом».

Таким образом, на основе всех этих понятий можно привести следующее определение имиджа организации: - это распространенное и достаточно устойчивое представление общественности об отличительных, либо же исключительных характеристиках организации, выделяющих ее из ряда подобных организаций.

Научные представления о процессах, связанных с возникновением и формированием имиджа, складывались главным образом в категориальном поле двух наук: психологии и социологии. В Х1Х – ХХ веке представители этих наук создали большое количество фундаментальных теорий ", оказавших огромное влияние на формирование основ современной теории имиджа.

З. Фрейд и К. Юнг открыли роль «бессознательного», «коллективного бессознательного» и «архетипов» в формировании образов, возникающих в индивидуальном и массовом сознании.

Непосредственное влияние на понимание феномена имиджа оказало бихевиористское направление в психологии. Дж. Б. Уотсон, Б. Э. Торндайк, Э. Толмен, Т. Халл, Б. Скиннер рассмотрели, как в процессе общения образуются впечатления, вкусы, привычки, навыки общения, усваивается социальный опыт.

Ученые А. Маслоу и В. Парето занимались разработкой проблемы человеческих потребностей, обосновали понятие «полезности» как одно из самых значимых в процессе социализации. В иерархии потребностей были выделены такие важные потребности человека, как самовыражение, самоактуализация, личностный рост, а также потребность в репутации, престиже, завоевании статуса. Удовлетворение всех этих потребностей невозможно без создания адекватного имиджа.

Большой вклад в теорию социальных ролей внесли Дж. Г. Мид, Г. Линтон, Г. Парсонс, Э. Фромм. Близко к этой проблеме примыкает теория социальной стратификации, созданная М. Вебером и П. Сорокиным. Они рассмотрели такие явления, связанные со стратификацией, как образ жизни, социальный статус, социальные почести и социальные привилегии.

Важной для понимания феномена имиджа является проблема социальной идентификации и социализации личности. Эта проблема впервые была поставлена З.Фрейдом и получила дальнейшее развитие в трудах Г. Парсонса и В.Парето. Свой вклад в эту проблему внесли советские ученые Л. Выготский и А. Леонтьев.

Постмодернистская философия (Ж. Бодрийяр) ввела понятие симуляции и рассмотрела феномен тотальной семиотизации бытия, когда знаковая сфера приобретает статус единственной и самодостаточной реальности. Исходя из этой концепции, имидж может быть представлен как семиотическая система, отражающая все сферы бытия современного общества.

Современный этап изучения имиджа начинается с 70-х годов ХХ века и связан с процессом институционального оформления этого феномена в западных демократических странах. В начале 70-х годов впервые был обобщен опыт предвыборных технологий (Дж. Бергер, Дж. Браун, Г. Треливен, Л. Гармент). С начала 80-х годов имиджконсалтинг перестал быть напрямую связан с обслуживанием политических лидеров и превратился на Западе в популярный вид услуг. В области прикладной имиджелогии к настоящему моменту накоплен большой практический опыт (М. Спиллейн, Л. Браун, К. Спенсер, П. Берд, Дж. Шпигель, Дж. Честара, Ф. Дейвис). Однако работы западных авторов продолжают носить скорее популярно-прикладной характер и не выходят на уровень теоретических обобщений.

Развитие отечественной имиджелогии несколько запоздало по сравнению с Европой и Америкой. В 70-е годы все западные концепции и технологии рассматривались как враждебные и подвергались критическому анализу. Авторы А. Пелих, Т. Кизилова, А. Пронченко отмечают, что « бюрократическая регламентация поведения людей в сочетании с примитивной идеологией казарменного коммунизма укоренила в массовом сознании подозрительно-настороженное отношение к индивидуальным различиям». Однако в рамках фундаментальной отечественной психологии в эти годы была детально разработана проблема восприятия и оценки человека человеком. Над этой проблемой работали А.А. Бодалев, А.М. Зимичева, А.А. Венгер, В.Н. Панферов и др.

В последующее десятилетие проблема изучения имиджа никак не отражена в литературе, что полностью объясняется отсутствием социального заказа. В 90-е годы Россия вступила в новый этап развития, что повлекло за собой бурное оживление общественной и политической жизни, вызвало интерес к имиджу как к феномену общественной жизни. В настоящее время в России нет недостатка в литературе по данной тематике.

Однако нельзя не отметить две особенности: во-первых, существенная доля всего, написанного в этой области, касается политических аспектов, что конечно же не охватывает всех проблем имиджелогии; во-вторых, большая часть работ носит прикладной и узконаправленный характер. Они посвящены разработкам частных вопросов: имидж представителей различных профессий, корпоративный имидж, вербальный имидж, кинетический имидж и т.д.

Авторов, которые работают в области теории имиджа не так уж много. Среди них, прежде всего, следует отметить работы В.М. Шепеля, Г.Г. Почепцова, А.Ю. Панасюка, И.А. Федорова. Нельзя не согласиться с мнением И.А Федорова, что в настоящий момент не существует ни одного образца фундаментальной теории имиджа. Большая часть работ должна быть оценена как теории среднего уровня, в которых заметна существенная диспропорция между теоретическими и прикладными исследованиями. Сказанное в полной мере относится к диссертациям последних лет (Н.М. Тимченко, А.В. Хаванов, Н.В. Трошина, О.П. Березкина).

Таким образом, анализ литературы свидетельствует о том, что, несмотря на большое количество работ, данная тема требует дальнейшего изучения и осмысления. Несомненно, и то, что проблема комплексного рассмотрения феномена имиджа может быть решена в рамках философско-культурологического анализа.

 

1.2. Функции и процесс формирования имиджа

 

Имидж – внешнее отражение человеческого образа, наглядно-выразительный «срез» его личностных характеристик. В этой связи такие его атрибуты, как модели поведения, одежда, прическа имеют огромное значение в его утверждении.

Чтобы быть притягательной личностью, внешней выразительности недостаточно. Она – желаемый компонент имиджа, но не решающий, как это кажется многим.

Имидж – собирательное понятие. Это облик, то есть та форма жизнепроявления человека, благодаря которой «на люди» выставляются сильнодействующие личностно-деловые характеристики. Среди них приоритетными следует признать воспитанность, эрудицию, профессионализм. Вот те три кита, на которых надежно держится имидж конкретной личности. Особенно актуальным это жизнепроявление человека является для мастеров парикмахерского искусства, поскольку именно они создают имидж своих клиентов. Любой человек с большой охотой и уверенностью обратится к мастеру, имеющего свой неповторимый облик, который будет отображаться во всем: в искусстве одеваться, в искусстве краситься, и самое главное – искусстве делать прически.

Эффективный имидж оказывает огромное влияние на положительное восприятие продукта или услуги потребителем.

Процесс формирования имиджа можно условно разделить на пять этапов:

1.     Особое исключительное послание, с помощью которого организация пытается передать качества и преимущества производимых ею товаров или услуг;

2.     Передача данного послания таким образом, чтобы на него не повлияли аналогичные послания конкурентов (индивидуальность в выборе способов передачи послания);

3.     Воздействие переданного послания на разум и на чувства потребителей;

4.     Создание у потребителя на основе получаемых посланий определенного представления (положительного или отрицательного образа) о товаре или услуге и в целом об организации;

5.     Закрепление данного представления (в случае создания положительного образа) или комплекс мер, которые способствуют развеиванию отрицательного образа.

Особое значение в формировании имиджа организации играет имидж ее первого лица, так называемого лидера организации. Именно от первого лица компании во многом зависит принятие важных решений, а также то, как будет воспринята компания общественностью. Именно первых лиц мы чаще всего видим в средствах массовой информации и именно от них получаем большую часть информации о функционировании организации и таким образом ассоциируем с ними всю деятельность организации. Тем самым имидж руководителя является одним из основных факторов формирования имиджа организации.

Имидж руководителя – это совокупность определённых качеств, которые люди ассоциируют с определённой индивидуальностью личности. Имидж руководителя может быть позитивным, негативным и нечетким (завуалированным). В качестве примера завуалированного имиджа можно привести всем известный случай с «представителем Семьи Президента» Романом Абрамовичем, которого никто не видел, не знал где он работает, но СМИ каждый день сообщало о нем как о очень влиятельном человеке. Руководитель любой организации, как правило, стремится к созданию позитивного имиджа, но бывает такое, что личность целенаправленно идет на создание отрицательного, скандального образа (скандальная известность лидера ЛДПР, а также многих звезд эстрады), но такой шаг, как правило, не свойственен руководителям коммерческих структур, так как в данном случае клиент задумается стоит ли отдавать свои деньги за товар или услугу, производимые компанией, руководитель которой имеет негативный имидж. Это происходит потому, что каждый человек стремится в своей жизни преодолеть фактор неопределенности, связанный с его неуверенностью в завтрашнем дне. Таким образом, отрицательный имидж руководителя организации только усиливает недоверие потребителей к продукту или услугам организации. При прочих равных условиях положительный имидж руководителя организации будет являться ее конкурентным преимуществом.

Можно выделить следующие составляющие имиджа руководителя организации:

-         персональные характеристики: физические, психофизиологические особенности, характер, тип личности, индивидуальный стиль принятия решений и т.д.;

-         социальные характеристики: статус руководителя организации, который включает не только статус, связанный с официально занимаемой должностью, но также и с происхождением, личным состоянием и т.д. Со статусом тесно связаны модели ролевого поведения. Также социальные характеристики включают связь лидера с различными социальными группами, с теми, интересы которых он представляет, с теми, которые поддерживают его и являются союзниками, а также с теми, которые являются его оппонентами и открытыми врагами. Социальная принадлежность в значительной мере определяет нормы и ценности, которых придерживается руководитель;

-         личная миссия руководителя: своеобразная конституция, выражающая стратегическое видение руководителя. Личная миссия руководителя определяет то положение, в котором он находится в данный момент, и то, чего он хочет достичь в будущем. Личная миссия руководителя является важным моментом в выработке миссии и целей организации;

-         ценностные ориентации руководителя: наиболее важные предположения, принимаемые руководителем организации и оказывающие воздействие на организационную культуру организации.

Каждая из групп характеристик вносит различный вклад в формирование имиджа лидера и в различной степени поддается сознательному конструированию.

Структуру же имиджа можно в упрощенном виде представить следующим образом (рис. 1.1).

Рис. 1.1 Структура имиджа руководителя


Главная функция имиджа — приведение действий руководителя в соответствие с ожиданиями подчиненных. Эта функция следует из простейшего требования объяснимости действий человека для окружающих. То есть, чем однозначнее интерпретируются действия человека, чем легче их объяснить, тем больше степень понимания и, следовательно, положительной оценки этих действий.

Имидж в большинстве случаев обладает также мотивирующей функцией. Чаще всего эта функция реализуется в предпринимательском и партиципативном типах корпоративной культуры, где стремление быть похожим на лидера может стать хорошим стимулом для развития подчиненных.

Нормативная функция следует из двух предыдущих, и заключается она в том, что руководитель задает нормы взаимодействия в группе (организации). Если нормы приняты большинством членов организации, то это становится предпосылкой для сплочения коллектива, снижения количества конфликтных ситуаций и, как следствие, формирования благоприятного организационного климата.

У имиджа существуют также внешние по отношению к организации функции, такие как функции представительства и позиционирования организации во внешней среде.

Формирование имиджа руководителя может идти двумя путями: стихийно (спонтанно) или целенаправленно. В первом случае это естественный процесс, проходящий без внешнего давления, одним из результатов которого является становление человека как индивидуальности (рис. 1.2). Руководитель выступает той личностью, которой он является на самом деле (или тем, кем ему легче всего быть). Имидж такого рода не требует изменений в том случае, если он гармонично сочетается с особенностями организационной культуры и занимаемой должности. Обычно эта ситуация имеет место тогда, когда человек занимает пост руководителя в результате продолжительной вертикальной и горизонтальной карьеры в одной организации (такая практика широко распространена в Японии, однако руководящие посты японцы занимают не раньше шестидесяти лет).

Рис. 1.2. Естественное формирование имиджа


Второй путь предполагает активное формирование, которое необходимо, если:

·                      руководитель является «чужим» по отношению к организации (в случае антикризисного управления);

·                      руководитель не имеет большого опыта управления;

·                      в системе управления персоналом есть конфликтные точки;

·                      размер организации столь велик, что сотрудники не могут составить адекватное представление о деятельности руководителя и его личности (и это приводит к снижению трудовой мотивации);

·                      существуют внешние причины для создания имиджа руководителя как некоего аналога «торговой марки» предприятия.

Здесь создание имиджа связано с надеванием некоторой маски, и успех в этом случае обусловлен двумя основными факторами: насколько правильно выбрана маска, и насколько она близка личности самого руководителя (рис. 1.3). От правильности выбора маски зависит, насколько имидж будет соответствовать типу корпоративной культуры и, следовательно, насколько он окажется эффективным. Второй фактор влияет на скорость и легкость процесса формирования имиджа, а также является предпосылкой гармоничного встраивания маски в структуру личности руководителя.

Рис. 1.3 Искусственное формирование имиджа


Процесс искусственного формирования имиджа связан чаще всего с проведением специальных мероприятий и процедур индивидуальной и организационной работы и требует тщательного анализа внутренних условий жизнедеятельности организации.

 

 

 

 

 

1.3. Имидж руководителя

 

С понятием «имидж» большинство из нас встречались не раз. Чаще всего под ним подразумевается внешний вид, облик. Этот термин может распространяться на большое количество объектов и явлений, которые так или иначе воспринимаются людьми и оставляют свой след в их сознании. Это могут быть отдельные личности, некоторые социальные группы, организации, товары широкого потребления, торговые марки и пр. Применительно к личности руководителя компании это понятие можно определить следующим образом: имидж – это целостный непротиворечивый образ руководителя в сознании окружающих, соответствующий целям, нормам, ценностям, принятым в целевой группе, и ожиданиям, предъявляемым членами группы к руководителю.

В этом определении есть несколько ключевых слов, которые позволяют отделить это понятие от того, что обычно понимается под имиджем в обыденном сознании, в котором часто синонимом имиджа является понятие стиля. Первое из этих слов — «целостный». Оно означает, что в структуру имиджа руководителя входит не только его внешний вид (прическа, одежда, аксессуары и т.п.), но также все, на основе чего окружающие составляют свое мнение о человеке. Сюда могут быть включены стиль руководства, общая направленность личности руководителя, его коммуникативные и интерактивные навыки, манера речи и т.д.

Второе ключевое слово – «непротиворечивый». Под ним следует понимать то, что видимость, или внешнее проявление имиджа, должна соответствовать внутреннему состоянию человека. Больше всего для описания этой стороны имиджа подходит понятие конгруэнтности, то есть соответствия одних элементов имиджа другим.

Следующие ключевые слова можно объединить в общий блок, который характеризует корпоративную культуру организации. Это термины «цели», «нормы», «ценности» и «ожидания» целевой группы, которой в данном случае является коллектив подчиненных. Эти термины выводят понятие имиджа за рамки личности руководителя и заставляют взглянуть на проблему с точки зрения организации в целом. В самом упрощенном виде это означает, что имидж руководителя, как целостный и непротиворечивый образ, должен соответствовать определенным характеристикам организационной культуры. Существуют достаточно жесткие представления о том, какой руководитель должен быть в организации с тем или иным типом корпоративной культуры. Так, например, для культуры патриархального типа необходим руководитель, который играл бы роль отца, заботливого покровителя, ориентированного на отношения человека, который глубоко вникает в проблемы подчиненных и проявляет активную заинтересованность в их разрешении, какой бы сферы это ни касалось. В культуре предпринимательского типа оптимальным для руководителя является имидж преуспевающего бизнесмена с наибольшим количеством внешних признаков успеха, как-то: дорогие вещи (автомобиль, часы, одежда Haute Couture и т.п.), большое количество текущих дел, встреч, совещаний, переговоров и т.д. Аналогичное соответствие существует и для других видов оргкультуры, а также для различных типов управленческих команд.

Проблема соответствия имиджа руководителя особенностям корпоративной культуры чаще всего возникает в ситуации организационных изменений, сопряженных со сменой руководящего состава. Однако бывают ситуации, когда некоторые личные мотивы руководителя заставляют его поднять проблему внутреннего имиджа. Так, в одном случае руководитель крупного предприятия обратился с заказом на формирование внутреннего имиджа в ходе подготовки к предвыборной кампании в областную Думу. В данном случае целью формирования имиджа является повышение рейтинга руководителя за счет привлечения голосов из числа сотрудников предприятия. В другом заказе необходимо было создать имидж руководителя как образец для подражания среди подчиненных. То есть в этом случае имидж руководителя выступает как мотивирующий фактор для подчиненных.

Таким образом, основной целью формирования имиджа является моделирование способа восприятия руководителя подчиненными, при котором он органично вписывается в систему ожиданий подчиненных, соответствующую сложившемуся типу корпоративной культуры.

Руководитель любой организации, как правило, стремится к созданию позитивного личного имиджа, но известны случаи, когда индивидуум целенаправленно идет на создание отрицательного, скандального образа. Такой шаг, как правило, свойственен политическим, общественным деятелям, а также представителям шоу бизнеса, реже он свойственен руководителям коммерческих структур, так как в данном случае клиент задумается, стоит ли отдавать свои деньги за товар или услугу, производимые компанией, руководитель которой имеет негативный имидж.

Таким образом, отрицательный имидж руководителя организации чаще всего только усиливает недоверие потребителей к продукту или услугам коммерческой организации. При прочих равных условиях положительный имидж руководителя организации будет являться ее конкурентным преимуществом.

Каждая из групп характеристик вносит свой вклад в формирование имиджа лидера и в различной степени поддается сознательному конструированию. Так очевидно, что персональные характеристики различаются от индивида к индивиду, и многие из них почти невозможно изменить. Однако, в связи с тем, что общение лидера и общественности опосредуется СМИ, подавляющая часть нежелательных персональных качеств всячески скрывается, сглаживается или просто не попадает на глаза широкой общественности.

Одной из немногих характеристик, приобретающих в телевизионную эпоху большой вес, является внешность лидера. «По одежке встречают», — гласит старая русская пословица, и смысл ее в данном случае в том, что восприятие внешнего вида является очень существенным при первом впечатлении об индивиде. Если это восприятие оказалось положительным, то вся последующая информация будет наслаиваться на этот так называемый «скелет», независимо от того, будет она оказывать положительное или отрицательное воздействие. Главное, что основа уже создана, «первое впечатление – оно самое яркое». Но если восприятие оказалось отрицательным, то все, что будет сказано и сделано впоследствии, будет восприниматься через призму уже созданного негативного имиджа.

Для российского населения при определении симпатий и предпочтений внешность лидера пожалуй, наиболее важна. Для примера можно проанализировать выборы президента. Большинство населения голосовало за того или иного лидера только потому, что им нравилась его внешность, манера держаться, его одежда, и мало кого интересовала предвыборная программа кандидата.

Другие качества, существенные для имиджа руководителя организации, – социальные характеристики. Они связаны с обстановкой вокруг организации. Руководитель, ориентируясь на определённую целевую аудиторию, должен стараться в то же время заручиться поддержкой как можно большего количества людей, как имеющих прямого отношения к продукции или услуге организации, так и связанных с ней косвенным образом. Он должен чутко улавливать их требования. Например, генеральный директор российской страховой компании «РОСНО» Евгений Кургин тесно связан с российскими профсоюзами. Об этом свидетельствует и тот факт, что председателем Совета директоров ОАО «РОСНО» в 2000 году в очередной раз был избран Михаил Шмаков – председатель Федерации независимых профсоюзов России. Данный факт существенно влияет на имидж компании, так как еще с советских времен общественность воспринимает профсоюзы, как орган, защищающий права граждан. Это, наряду с другими факторами, влияет на формирование положительного имиджа и руководителя, и компании в целом.

Также стоит обратить внимание на такую важную социальную характеристику, как семейное положение лидера организации. К сожалению, в нашей стране на протяжении 70 лет семейные ценности всячески подавлялись, и им не придавалось особого значения. Советские политические лидеры, единственные, кто имел в то время публичный имидж, тщательно скрывали от общества своих жен и детей. Однако очень часто семейные ценности, проповедуемые лидером организации, играют важную роль в формировании его положительного имиджа. Одним из первых людей, кардинально изменившим эту ситуацию, стал Михаил Горбачев. Этот факт в числе других способствовал формированию его положительного имиджа в глазах российской и мировой общественности. Итак, «социальные характеристики» являются достаточно подвижной частью имиджа лидера, тесно связанной с требованиями реальности. Каждый раз на основе тщательного анализа сложившейся ситуации они конструируются заново.

Следующая составляющая имиджа – это личная миссия руководителя. Руководитель организации может иметь либо не иметь такой миссии, он может также не понимать назначения миссии.

Миссия организации, по определению Томпсона и Стрикланда, отвечает на вопрос: «В чем заключается наша деятельность, и чем мы будем заниматься?». Что касается руководителя организации, то, если он не будет осознавать, в чем смысл его деятельности, он никогда не сможет создать положительный имидж управленца.

В. Баранчеев определяет миссию как «способ выделения среди конкурентов». Это также важный момент при создании имиджа руководителя, так как людям свойственно запоминать что-то особенное и уникальное. Личная миссия руководителя – это, как правило, какая-либо идея или набор идей, которые он собирается реализовать в своей деятельности, и которые в совокупности наполняют миссию организации.

Ярким примером может служить миссия компании «Форд»: «Предоставление людям дешевого транспорта», которая перекликается с основной идеей Генри Форда: «Снабдить каждого работающего дешевым автомобилем». Это способствовало созданию положительного имиджа Форда в глазах общественности, как способного предпринимателя и помогло Форду превратить крошечную компанию в гигантскую отрасль, изменившую американское общество.

Еще одной важной составляющей имиджа являются ценностные ориентации руководителя. Базовые предположения и ценностные ориентации руководителя организации, безусловно, оказывают влияние на организационную культуру. Лидер пытается привести организационную культуру в соответствие со своими нормами и ценностями. Этот процесс, происходящий внутри организации, формирует «внутренний» имидж руководителя, который мы рассмотрим ниже. Что касается влияния ценностных ориентаций на «внешний» имидж руководителя, то тут следует отметить аспекты национальной культуры. У различных культур существуют совершенно разные критерии положительного имиджа. Например, в американской культуре ценятся такие качества как динамичность, умение действовать самостоятельно в собственных интересах, японской же культуре присущи такие качества как коллективизм, приверженность организации, умение работать в команде и в интересах компании. Если, согласно критериям американской культуры, руководителем может быть молодой человек, в том числе и женщина, то в Японии это практически невозможно, так как положительный имидж руководителя тесно связан с его зрелым возрастом.

Имидж руководителя можно разделить на «внутренний» и «внешний». «Внутренний» имидж характеризуется взаимоотношением руководителя и персонала организации, точнее, восприятием руководителя работниками организации. Лидер должен стремиться к формированию положительного образа у персонала, причем руководителю следует самому работать над созданием своего имиджа. В небольшой организации руководитель имеет возможность формировать свой имидж путем прямого взаимодействия со всеми сотрудниками организации. В крупных же компаниях руководитель взаимодействует в основном с менеджерами высшего и реже среднего звена. Они, в свою очередь, формируют имидж руководителя у низших звеньев. Здесь могут возникать определенные проблемы, так как возможны искажения информации в виду того, что каждая ступень управления придает имиджу руководителя свою окраску. Чтобы избежать данных искажений, в организациях создаются легенды и истории о руководителе, которые доносятся до сотрудников через различные информационные каналы, такие как корпоративные буклеты с обращениями первого лица компании, информационные бюллетени, электронная почта, «птичий» язык и т.д.

Сотрудники организации, как правило, хотят видеть в лице своего руководителя защитника и попечителя, готового помочь им в трудную минуту. Поэтому в легендах лучше показывать руководителя именно в этом ракурсе. Во многих организациях принято оповещать сотрудников о публичных выступлениях первых лиц на телевидении, по радио, а также о публикациях в периодических изданиях. В этих случаях формированию образа у сотрудников способствуют профессиональные консультанты по имиджу.

Формирование внутреннего имиджа важно не только для слаженной работы самой организации, но и для формирования ее «внешнего» имиджа, так как сотрудники передают свое личное восприятие руководителя во внешнюю среду. «Внешний» имидж – это восприятие руководителя внешней средой, то есть обществом в целом и теми группами людей, интересы которых оказывают влияние на деятельность организации извне.

«Внешний» имидж, в свою очередь, можно разделить на «общий внешний» имидж (восприятие личности руководителя обществом, которое не имеет непосредственного отношения к данной организации) и на «непосредственный внешний» имидж (восприятие руководителя представителями непосредственного делового окружения организации: покупателями, поставщиками, конкурентами, деловыми партнерами). Очень важно, чтобы внешний имидж руководителя соответствовал состоянию дел внутри организации, не противоречил истинному положению ее бизнеса.

Необходимо отметить, что «внутренний» имидж руководителя часто отличатся от его «внешнего» имиджа. Многие качества, присущие руководителям организаций, не становятся достоянием общественности и их можно выявить только при вхождении в организацию и соприкосновении со всеми организационными процессами. Очень часто новые сотрудники, нанимающиеся на работу в подчинение конкретного руководителя под воздействием имиджа, созданного средствами массовой информации, испытывают глубокое разочарование при соприкосновении с ним в работе.

«Внутренний» и «внешний» имидж руководителя организации являются взаимовлияющими факторами. Структура этого взаимного влияния отражена на рисунке 1.4.

 













Рис. 1.4 Формирование «внутреннего» и «внешнего» имиджей руководителя


Предложенный нами процесс формирования имиджа достаточно универсален как для коммерческих, так и для государственных структур. Что касается выделенных групп характеристик, влияющих на создание имиджа руководителя, то они носят ситуационный характер и зависят от специфики деятельности руководителя и организации в целом.

Можно предложить следующую процедуру оценки влияния вышеперечисленных характеристик на формирование имиджа руководителя. Вначале каждая организация, исходя из сложившейся ситуации во внешней и внутренней среде, методом экспертной оценки выделяет по каждой группе характеристик те факторы, которые оказывают воздействие на создаваемый образ руководителя этой организации. Полученные данные заносятся в таблицу 1.1. После этого определяется соответствие (или несоответствие) существующего имиджа руководителя тем факторам, которые были выделены. В таблице 1.1 отмечаются положительные и отрицательные качества уже существующего образа лидера. Затем необходимо выявить, какие из отмеченных факторов поддаются изменению, а какие изменить невозможно. С учетом этого, отмеченные качества, попавшие в третью и пятую колонки таблицы, заносятся в матрицу, представленную на табл. 1.2. По результатам такого анализа можно дать рекомендации по дальнейшему улучшению имиджа руководителя.

Таблица 1.1

Характеристики, влияющие на создание имиджа руководителя, и их соответствие характеристикам лидера

Группы характеристик

Желаемые (положительные) характеристики

Соответствие характерис-тикам лидера

Нежелательные (отрицательные) характеристики

Соответствие характерис-тикам лидера

Персональные характеристики

1. Высокий рост 2. Поставленная речь 3. Умение одеваться 4. ...

1. Высокий рост 2. ...

1. Низкий рост 2. Слова-паразиты 3. Плохой вкус в выборе одежды 4. ...

1. Слова-паразиты 2. Плохой вкус в выборе одежды 3. ...

Социальные характеристики

5. Женат 6. Занятие благотворитель- ностью 7. ...

3. Женат 4. ...

5. Холост 6. Национализм 7. ...

4. Национализм 6. ...

Личная миссия руководителя

8. Наличие миссии 9. Ориентация на будущее 10. ...

5. Наличие миссии 6. Ориентация на будущее 7. ...

8. Отсутствие миссии 9. Сиюминутная выгода 10. ....

7. ...

Ценностные ориентации руководителя

11. Честность 12. Доверие к людям 13. ...

8. Честность 9. ...

11. Алчность 12.Подозри-тельность 13. ...

8.Подозри-тельность 9. ...


Таблица 1.2


Характеристики, положительно влияющие на имидж руководителя

Характеристики, отрицательно влияющие на имидж руководителя

Поддаются изменению

Женат Ориентация на будущее Наличие миссии

2

Слова-паразиты Плохой вкус Национализм

3

Не поддаются изменению

Высокий рост Честность

1

Национальность Подозрительность

4


Квадрант 1 включает факторы, положительно влияющие на имидж руководителя. Так как эти факторы практически невозможно изменить, необходимо постоянно отслеживать, чтобы они не начали отрицательно влиять на имидж лидера.

Факторы в квадранте 2 положительно влияют на имидж, но так как они поддаются изменению, то требуют всяческой поддержки.

С факторами в квадранте 3 необходимо бороться. Это можно сделать, если тщательно работать над собой и привлекать внешних консультантов.

Самого пристального внимания при формировании имиджа требуют факторы из квадранта 4. Хотя их и невозможно изменить самому лидеру, но их можно нивелировать с помощью PR-технологий. Например, если у человека маленький рост, его можно показывать по телевидению, снимая снизу, или в отдалении от высоких людей.

На впечатление, которое производит человек, влияют:

1) его внешний вид;

2) окружающие человека люди и вещи;

3) речь;

4) манеры.

Внешний вид делового человека имеет немаловажное значение. «Ваш внешний облик— это символ, который без слов говорит окружающим о том, на какой ступени общественной лестницы вы стоите, к какому предполагаемому кругу профессий принадлежите, каков ваш характер, темперамент, ваши финансовые возможности, ваш вкус, иногда даже, каково ваше семейное положение и многое другое». От того, какое впечатление мы производим, в значительной мере зависит отношение к нам.

Как показали исследования, наиболее благоприятное впечатление производят люди среднего или выше среднего роста, спортивного телосложения. Слишком полные в нашей стране воспринимаются лучше, чем чрезмерно худые: они кажутся более надежными партнерами. У делового человека, который производит хорошее впечатление, прямая осанка, уверенная, свободная походка.

Цвета классической деловой одежды имеют определенную гамму: все оттенки коричневого, бежевого, серого цвета, темно-синий или светло-синий, белый, в исключительных случаях — черный цвет.

Таблица 1.3

Рекомендуемое цветовое сочетание элементов мужской одежды

Костюм

Сорочка

Галстук

Ботинки

Носки

Серый

Белая, голубая, розовая, цвета слоновой кости

Любого цвета

Черные

В тон галстуку

Темно-серый

Белая, светло-розовая, цвета слоновой кости

Красно-черный

Черные

Черные

Темно-голубой

Белая, цвета слоновой кости

Серо-красно-бордовый

Черные, темно-коричневые

Серые, бордо

Темно-синий

Белая

Бело-красно-голубой

Черные

Темно-голубые, темно-бордовые

Темно-зеленый

Слоновой кости

Красно-зелено-коричневый

Коричневые

Коричне-вые

Песочный

Светло-голубой

Темно-голубой

Светло-коричневые

Светло-голубые

Светло-коричневый

Белая, розовая, табачная

Зеленый, бордовый, красно-черный

Кофейные, красно-коричневые

Бордо

Темно-коричневый

Белая, бежевая, светло-розовая

Зелено-коричневый, красно-черный

Коричневые

Кофейные, бордо

Черный

Белая

Серебристо-серый, красно-черный

Черные

Дымчатые, черные, темно-фиолето-вые


Установлено, что цвет одежды, форма линий (прямые, жёсткие, волнистые, диагональные и т.д.) и даже фактура тканей оказывают подсознательное влияние на эмоциональную оценку внешнего облика. Имеет значение и сочетание цветов в одежде. Мужчинам можно посочувствовать: сорочка, галстук, костюм, носки... Не будучи визуалом, трудно обойтись без совета в этом вопросе.

Для деловой одежды рекомендуется прямой силуэт. Чем больше силуэт отличается от прямого (расширяющийся, колоколообразный), тем ниже для окружающих социальный статус владельца костюма.

В костюме делового человека предполагаются опрятность, хорошее качество материала и исполнения, соответствие деловому стилю, основные черты которого — строгость, удобство, практичность.

Прическа должна быть не только аккуратной, но и красивой, свидетельствовать об интересе ее владельца к своей внешности.

Деловые люди ходят в удобной обуви, женщины — на каблуках средней высоты.

Макияж; подчеркивает достоинства внешности и при этом не бросается в глаза.

Модная дешевая бижутерия в деловом мире неприемлема. Предпочтительны скромные украшения из драгоценных металлов. Кольцо — с небольшим камнем, не отвлекающим внимание.

Окружающие человека люди и вещи не случайны, и их выбор порой больше, чем сам человек, говорит о его жизненных симпатиях, установках, отношении к людям и к себе.

Если вы хотите произвести впечатление солидного, уважающего себя человека, ваши визитка, зонт, портфель, записная книжка, ручка должны быть отличного качества. Предметы, которые окружают человека, являются как бы его продолжением и слагаемыми имиджа. Для хозяина кабинета эго-протяженными будут и его кресло, и стол, и вся обстановка. Впечатление, которое вы произведете на людей, зависит от дизайна офиса, где работаете, и здания, где находится офис, и даже района города, в котором находится это здание.

Речь делового человека производит благоприятное впечатление, если он не только умеет ясно и, последовательно выражать свои мысли, не испытывает затруднений в выборе слов, но и произносит слова правильно, достаточно громко и отчетливо, с естественной интонацией, имеет голос приятного тембра и высоты: низкий тенор или баритон —у мужчин, меццо-сопрано или альт — у женщин.

Манеры делового человека — это манеры человека воспитанного, естественно следующего правилам культуры поведения и делового этикета. Импонирует уверенность без самоуверенности и развязности. Суетливость и нервозность противопоказаны.

Человек производит благоприятное впечатление, выглядит гармонично и естественно, если его манера поведения, отражающая, как известно, характер, темперамент, воспитание, соответствует его манере одеваться и всему внешнему облику. В этом случае говорят об определенном стиле, характеризующем человека.

Сопоставив предпочтения женщин в одежде с особенностями их характера, темперамента, поведения, И. Криксунова в книге «Создай свой имидж» обобщила свои наблюдения, выделив семь наиболее распространенных стилей, каждый из которых по-своему привлекателен:

• консервативный;

• классический;

• экстравагантный;

• эротический;

• спортивно-непринужденный;

• загадочный;

• пассивно-женственный.

Зная особенности своего характера и темперамента, можно найти именно тот стиль, который наилучшим образом выразит вашу индивидуальность.

Например, «Если

— вас отличает индивидуализм и независимость,

— вам нравится ощущать свою обособленность,

— в поведении вы можете проявлять смелость и наступательность, а иногда и агрессивность,

— друзья считают вас незаурядной личностью, в таком случае стиль, который наиболее полно выразит вашу индивидуальность, называется Экстравагантным.

Экстравагантный имидж встречается не так уж часто. Большинству людей свойственен конформизм, стремление быть "как все".

Носитель экстравагантного стиля может быть абсолютно уверен: незамеченным он не останется. Впрочем, именно к этому он и стремится — заявить о себе!

Приемы создания экстравагантного стиля:

— выражайте вашу личность с помощью смелых цветосочетаний, активно используйте контраст, нешаблонные фактуры и орнамент тканей (разумеется, в рамках вкуса и элегантности),

— используйте в вашей одежде и прическе энергичные, динамичные, неожиданные линии (диагональные, волнистые, спиральные и т.п.)...»

Не все названные женские стили равно приемлемы в деловом общении. Например, носители экстравагантного и эротического стилей могут восприниматься как люди несерьезные, не заслуживающие доверия. Классический и консервативный стили более уместны в системе деловых отношений. Как же быть обладательницам других стилей? Выбирать область деятельности, наиболее соответствующую не только способностям и образованию, но и характеру, темпераменту, манере поведения. Мир деловых отношений разнообразен. При желании в нем можно найти себе место не насилуя свою природу и соответствуя при этом оптимальному для данной профессии имиджу.

Вот что требуется, к примеру, от секретаря-референта: «Обладание следующими качествами: четкость, организованность, ответственность, аккуратность — с одной стороны, и исполнительность, мягкость, услужливость — с другой. Наилучший стиль — Классический, Консервативный с введением некоторых элементов Пассивно-Женственного стиля.

Нежелательно применение ярких оттенков теплой гаммы (красный, оранжевый) в одежде. Так же нежелательно подчеркивание эротических моментов внешнего облика (чрезмерно короткая юбка, смелые вырезы, разрезы и пр.), так как они ставят под сомнение приоритет ваших деловых качеств. Подчеркивайте вашу женственность скорее в мягком, пассивном ключе, нежели в эротическом. Не стоит вносить элемент соперничества, не надо забывать, что ваша профессия имеет элемент подчиненности...»

От первой встречи с партнером зависит судьба дальнейших отношений с ним. Поэтому так важно произвести хорошее впечатление. Следует учесть, что при первой встрече партнер может воспринимать вас под впечатлением определённой установки (если он получил предварительную информацию о вас или о вашей организации) и тех стереотипов, которые есть у него. Кроме того, психологи установили, что при первом знакомстве с человеком возникает «эффект ореола», обусловленный действием ряда факторов. Их надо учитывать и умело использовать, чтобы создать о себе благоприятное впечатление.

Действие фактора преимущества человек, который превосходит нас по какому-то важному для нас качеству (например, эрудиции или умению держаться, внешнему виду и т.п.), кажется превосходящим нас по всем остальным качествам.

В результате действия фактора преимущества партнеру приписываются несуществующие достоинства, и наоборот, если партнер уступает нам в чем-то, мы даем ему заниженную оценку в целом.

Свободная манера поведения человека говорит о его более высоком социальном положении, о действительных или воображаемых достоинствах. «Превосходство» в манере поведения мы ощущаем, если человек ведет себя независимо при различных обстоятельствах, то есть партнер не замечает свидетелей разговора, игнорирует неписаные нормы поведения, заняв, например, определённую позу, и т.п. Конечно, в каком-то конкретном случае это может означать не только уверенность в себе, более высокий статус, но и невоспитанность, высокомерие или развязность.

Действие фактора привлекательности человек, который кажется нам привлекательным, вызывает наше расположение и доверие. Мы склонны считать привлекательными людей с приветливым выражением лица, тех, кто в манере одеваться, причесываться, вести себя умело подчеркивают свою индивидуальность, больше ориентируясь на свою фигуру и стиль, чем на моду. Положительно оцениваются также усилия, затраченные на создание своего образа: ухоженные волосы, оригинальные детали костюма и т.п. Заботу о своей внешности называют скрытым комплиментом окружающим. Привлекательна простая, непринуждённая манера поведения.

Красивые черты лица ещё не делают человека привлекательным. Бальзак писал; «Милая женщина—наиболее опасная конкурентка красивой». Обаятельный человек всегда привлекателен. В чем же секрет обаяния? Что делает людей приятными в общении? Об этом следует подумать.

Действие фактора отношения к нам человек, который доброжелательно к нам относится, кажется нам хорошим и вызывает у нас желание пойти ему навстречу.

Доброжелательность проявляется в том, что партнер не замечает наших мелких промахов в общении, приветливо смотрит и улыбается, часто обращается к нам по имени, придвигается на более близкое расстояние или испытывает желание это сделать, разговаривает обходительно и учтиво. Жесты у собеседника открытые, атмосфера общения комфортная, в беседе звучат скрытые комплименты («поглаживания»), Именно так воспринимаются реплики типа: «Вы правильно заметили» или «Вы правильно сказали», «А я и не знал» и даже «Как у вас здесь красиво».

«Светлый ореол», возникший вокруг партнера в результате первого впечатления, способствует установлению деловых отношений.

Значительно больше проблем с одеждой у мастеров парикмахерского искусства. В основном, мастерами парикмахерского искусства являются женщины. Каждая женщина призвана быть уникальной. Вот почему женская мода динамична, разнообразна и непредсказуема. Но главная трудность состоит в том, что женщина не может быть одета так, как другие. Для нее одежда является фоном для самопрезентации своих лучших качеств. Как говорила Марлен Дитрих, ее фигура имеет много недостат­ков, но она их знает и понимает, что с ними нужно делать. И, прежде всего, с помощью одежды.

Предназначением женской одежды было и остается подчеркивание личностной незаурядности и элегантности. Женщина всегда обладает правом на оригинальность своей одежды, на свой стиль ее ношения. Несмотря на все это, можно назвать ряд устойчивых эталонов женской моды в одежде. По-прежнему пользуется спросом костюм типа "шанель" – спокойный, стильный. Универсальны женские костюмы и юбки. В деловом костюме хорош блайзер. Особенно синего цвета или цвета верблюжьей шерсти. Как советуют специалисты, одежда с блайзером незаменима для небольших худеньких женщин, а еще больше для таких женщин подходит шерстяной костюм в клетку. Хорошо иметь длинную шерстяную юбку, так как ее можно надеть с любой блузкой и иметь достойный вид как на работе, так и на вечернем банкете.

Безусловным успехом пользуется женщина, удачно ре­шающая проблему гармоничного сочетания цвета своей одежды. Воздействие цветом является мощным психоло­гическим раздражителем. Им можно успокоить и настро­ить на минорный лад, можно эротически возбудить или вызвать неприязнь. Подобное, как правило, случается на нашем подсознательном уровне. Женщины это прекрасно понимают, но еще лучше чувствуют. Отсюда у них потреб­ность в тщательном выборе "своего" цвета, наиболее со­звучного духовному настрою, темпераменту, желаниям.

В современной деловой литературе по этому поводу имеется огромное число различных советов. Обобщив их, хочу познакомить читателя со следующим дайджестом, в котором рассказывается о критериях цветового решения, связанного с женской одеждой.

Для службы наиболее приемлемо платье с коротким рукавом. Лучшие цвета делового платья – темно-синий, рыжевато-коричневый, бежевый, тем­но-коричневый, серый, умеренно-синий, светло-синий.

Наименее подходящими цветами для делового платья оказа­лись зеленый, оранжевый, светло-ржавый, ярко-желтый, пур­пурный, нежно-голубой, розовый, ярко-красный.

Наиболее приятными для мужчин оказались цвета женской одежды: бледно-желтый, бежевый, бледно-розовый, розовый, темно-синий, черный, белый, цвета ржавчины, рыжевато-ко­ричневый, красный. Кстати, перечислим и цвета, отталкиваю­щие мужчин: серый, зеленый, ярко-желтый, оранжевый, лаван­довый.

Итак, темно-коричневый цвет, также цвет ржавчины и бе­жевый оказались равно приемлемыми как для делового платья, так и для платья, вызывающего интерес мужчин. Эти цвета можно рекомендовать для случая, когда после работы вас ожи­дают встречи или культурные мероприятия неделового харак­тера, а времени переодеться нет.

Все названные цвета одежды мастера парикмахерского искусства предполага­ют однотонную ткань, без рисунка. Это связано с тем, что однотонная ткань для делового платья вообще предпочтитель­нее, а также с тем, что невозможно исследовать огромное чис­ло вариантов одежды, даваемое различными рисунками.

В желтом, оранжевом и красном лучше всего смуглым брю­неткам, хотя белокожие блондинки также бывают очень хоро­ши в желтом и красном. Желтый цвет считается цветом ин­теллектуалов, а когда-то был символом ревности. Все оттенки красного – это цвета войны, любви и агрессивности. Говорят, что красный цвет любят люди с горячими сердцами, но вспыльчивые и категоричные.

Розовый цвет – очень женственный, и все его оттенки лю­бят как блондинки, так и брюнетки.

Оранжевый, так же, как и красный – теплый цвет, но ли­шенный агрессивности красного. Он часто используется в оформлении интерьеров различных помещений.

Фиолетовый – это "ломаный" цвет, полученный от сме­шения пурпурного и синего. Когда-то, так же, как черный, счи­тался цветом печали и траура, сейчас все его оттенки очень распространены и популярны. Фиолетовый цвет особенно лю­бят женщины с богатым и необычным внутренним миром. Он идет и к нежным светлым оттенкам кожи, и к смуглым, олив­ковым.

Голубой цвет, наверное, наиболее любим и женщинами, и мужчинами. Голубой действует успокаивающе и расслабляюще, поэтому в приемной салона, в которой чаще всего находятся клиенты в ожидании своей очереди, неплохо иметь какой-нибудь голубой предмет (хотя бы вазу), на котором можно было бы задержать взгляд. Этот цвет любят люди в основном спокойные, солидные.

Зеленый – цвет надежды, он, как никакой другой, снимает усталость глаз. Говорят, что люди, любящие этот цвет, – требовательны к себе и другим, но при этом терпимы, облада­ют художественными способностями. Когда-то сочетание зе­леного с голубым считалось проявлением плохого вкуса. Сейчас – это кажется очень красивым, наводит на мысли об аквариу­мах, глубинах океанов и т.д. Так называемые "военные цвета" – бутылочной зелени, оливковый, хаки – прекрасно смотрят­ся с кожаными аксессуарами.

Коричневый очень хорош в сочетании с бежевым и белым. Король всех цветов – белый.

Особенно важно для придания стиля мастеру парикмахерского искусства применение различного вида аксессуаров. Женщина не будет женщиной, не имея украшений. Их предназначение – придавать ей изящество, создавать тот мазок в ее образе, без которого он не будет законченным. Ношение украшений – это показатель не материальных возможностей женщины, а ее культуры и изысканности вкуса. И несколько слов об эффекте аксессуаров. Рискну ут­верждать, что еще есть немало женщин, не придающих ему должного внимания. Вместе с тем, благодаря эффекту ак­сессуаров женщина всегда может придать своему визуаль­ному образу шарм. Цветной платочек (но не цветастый), брошь, фигурная заколка, оригинальный поясок, элегант­ная сумочка – эти и другие нехитрые детали женского туа­лета придают ее внешнему виду индивидуальность, отли­чие от других женщин. Стремление быть заметной – глу­бинная потребность истинной женщины. Вот поэтому она постоянно изобретает средства для её удовлетворения. И эффект аксессуаров – одно из таких средств.

Примечательно то, что достижение данного эффекта не требует каких-то значительных материальных затрат. Сами аксессуары поддаются многочисленным комбинациям.

Они прекрасно выполняют роль дополнительных деталей в имиджировании. Можно иметь в сумочке 2 шарфика или шейных платка, меняя их в течении рабочего дня. Кажется, нет ничего проще, а эффект налицо. Новизна, появившаяся в облике женщины, не останется незамеченной.

Что бы мы ни говорили об имидже, но афоризм «Мое лицо – мое богатство» говорит о том, что было и остается приоритетным в облике человека. Поэтому за лицом надо постоянно следить, холить и лелеять его. Особенно это актуально для мастера парикмахерского искусства, который должен весь день выглядеть на все 100 процентов.

Макияж – широко используемое косметическое средство. Его стратегическое назначение – скрыть возрастные изменения лица и свойственные ему какие-то дефекты. Нередко к макияжу обращаются в целях камуфляжа плохого самочувствия. В таких случаях он выполняет функцию грима. Без него очень трудно создать лицевую маску, широко используемую в имиджировании. Тем более, когда речь идет о придании ему индивидуального шарма.

Макияж – это декоративная косметика. Его тактическое назначение – придать лицу эстетичность и привлекательность. Вот о чем не следует забывать, обращаясь к макияжу.

Весь макияж делается на уровне "чуть-чуть". Но смот­ришь в зеркало и видишь, как преображено твое лицо. Те­перь оно выглядит свежо, с каким-то приятным шармом, подстраховано от жирового блеска, который проявляется при ярком освещении различных осветительных приборов. 

Уметь не огорчать других своим усталым или болезнен­ным видом – это показатель культуры общения. Есть не­мало профессий, например педагоги, менеджеры, врачи, которые накладывают на лица людей, владеющих ими, своеобразный отпечаток в виде менторства, амбициозно­сти, безразличия к боли других. С помощью макияжа та­кие профессиональные штампы с лица можно убрать, сде­лав его "видеокабельным". От чего выиграют и профессио­налы, и те, кто с ними общаются.

Когда речь заходит о практике применения макияжа, то прежде всего необходимо определиться со своим лицом в физиогномическом аспекте. Помните, выше говорилось, что лица бывают круглые, овальные, квадратные, прямо­угольные и треугольные. Со всеми лицами можно рабо­тать. Только одни потребуют более сложной работы с ма­кияжем, а другие нуждаются в меньших усилиях по их косметической декорации. Макияж – это не красочная мазня по лицу, а наука и искусство придания ему эстетики и индивидуальной привлекательности, поэтому не все вла­деют этим искусством. Обращаясь к нему, надо быть уве­ренным в том, что у вас хороший художественный вкус, системное видение своего имиджа, объективная оценка своих возможностей. Претенциозность и агрессивность в макияже сразу указывают на отсутствие этих качеств у то­го, кто пользуется им.

Среди  визажистов известностью пользуется Карлос Вийялоне, успешно представляющий многие годы знаменитую фирму "Кристиан Диор". В одном из газетных интервью он дал ряд про

Однако без соответствующей мимики и выразительных жестов, риторического мастерства они не дадут эффекта в самопрезентации личности.

Мимика, жесты и речь – это венценосная триада имиджа. Мастерское воплощение ими чудодейственно преображает облик человека. Подобной оснащенностью нередко обладают люди недостойные или, по-другому говоря, непорядочные, преследующие какие-то корыстные, карьеристские цели. Это тот случай использования имиджа как маски, скрывающей истинное лицо ее носителя, что приводит ча­сто в жизни ко многим людским бедам. Особенно опасны такие масконосители, занимающиеся большой политикой, являющиеся руководителями. Они неединожды разочаро­вывали людей своей неискренностью и непоследователь­ностью действий.

Но бывает обидно, когда наблюдаешь отсутствие инте­реса к имиджу у умных и достойных людей. Нередко подо­бное свое отношение к имиджированию они объясняют тем, что являются носителями положительных качеств, а потому не видят надобности в преднамеренной самопрезентации.

Весьма ошибочное суждение. Уметь «светиться» людям – это не только показатель высокой культуры, но и важнейшее условие сосуществования людей. Стремление каждого быть привлекательным для других способствует образованию доверительных взаимоотношений. В результате чего каждодневное обращение высвобождается от каких-либо антипатий и фрустраций. Французский сатирик XVII века Лабрюйер сожалел, что мы живем недостаточно долго, чтобы пользоваться уроками своих ошибок. В основном же это ошибки человеческого общения. Чем меньше оно будет ошибочным, тем меньше будет огорчений в нашей жизни.

Таким образом, имидж – это набор определённых качеств, которые люди ассоциируют с индивидуальностью.

Имидж – это искусство управлять впечатлениями.

Составляющие имиджа: 1. Внешний облик; 2. Психологические свойства; 3. Социальные задатки.

 

 

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

2.1. Методика исследования имиджа руководителя

 

С помощью данной методики Мэри Спиллейн можно самостоятельно оценить параметры имиджа, проанализировать и создать свой личный позитивный имидж делового человека.

Необходимо оценить каждый компонент по четырем характеристикам, выбрать для себя нужную из них и отметить в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Компонент имиджа

Характеристики

Недостаточный

Средний

Сверх нормы

Исключительный

Звучание голоса





Коммуникативные способности (письменные и устные)





Умение вести себя в обществе





Выступление





Этикет сервировки





Контакт взглядом





Подача руки





Осанка





Физическое здоровье





Ухоженность (волосы, кожа, руки и пр.)





Манера одеваться – свой стиль





Хорошие манеры («воспитанность»)






За каждый компонент, отмеченный Вами как исключительный, Вам зачитывается 3 очка, за каждый, отмеченный как сверх нормы, - 2 очка, за каждый средний – 1 очко. Если в отдельных случаях Ваша оценка – недостаточный, Вы не получаете ни одного очка.

Подведем итог

Менее 8 очков. Ваш имидж губит Вас, остаётся загадкой, как до сих пор Вы ещё не потеряли работу.

От 9 до 12 очков. Вы – господин Средний, который хотя и не приносит особого вреда, однако у людей, определяющих Вашу карьеру, Вы не слишком котируетесь.

От 13 до 24 очков. Ваш вид вполне приемлем, но Ваш имидж неровен – в каких-то аспектах неудачен, в каких-то недостаточен.

От 25 до 36 очков. У Вас респектабельный имидж, и нет сомнения в том, что Вы поработали над собой. Возможно, Ваше счастье в том, что родители привили Вам хорошие манеры, в том числе и застольный этикет, и умение одеваться. Отлично.

Доказано, что 55 % впечатлений определяется тем, что человек видит со стороны. 38 % впечатлений определяется тем, что люди слышат (тон, высота голоса, произношение, акцент и пр.). 7 % впечатлений определяется смыслом слов, т. е. что люди говорят, содержание речи.

Тест «Легко ли с Вами?»

Ответьте на каждый вопрос «да» или «нет»

1. Рассматриваете ли Вы фирменные этикетки на одежде других людей?

2. Станете ли переодеваться, чтобы сбегать в ближайший к дому магазин?

3. Нормально ли Вы себя чувствуете, если общаетесь с людьми беднее Вас?

4. Стараетесь ли Вы на торжественном обеде выбирать только знакомые блюда, не зная, что и как надо есть?

5. Стесняетесь ли Вы своего друга, если он одет грязно и неопрятно?

6. Вы выбрасываете удобную одежду, если она выглядит поношенной?

7. Бывает ли Вам стыдно за свой внешний вид?

8. У Вас есть парадная одежда?

9. Случалось ли Вам стыдиться своего происхождения?

10. Хотите ли Вы получить хорошее образование?

11. Готовы ли Вы потратить последние деньги, чтобы роскошно отдохнуть?

12. Случается ли Вам, отвечая по телефону, придавать своему голосу высокомерные нотки?

13. Нравится ли Вам знакомиться со знаменитыми или богатыми личностями?

14. Хотите ли Вы, чтобы у Вас был личный шофер?

15. Говорите ли Вы когда-нибудь неправду о своем происхождении, родителях или богатстве?

Каждый положительный ответ – 1 балл, отрицательный – 0. Только в 3 вопросе ответ «нет» - 1 балл.

Подведем итог

8 – 15 баллов. Ваше отношение к людям зависит от их положения. И даже оценивая себя, Вы все время завышаете стандарты, поэтому постоянно находитесь в напряжении.

3 – 7 баллов. В Вас таится некоторый снобизм, но Вы умело держите его под контролем.

2 балла и меньше. В любом окружении Вы чувствуете себя хорошо. Легко общаетесь с теми, кто стоит гораздо выше по социальной лестнице, потому что не придаете этому большого значения.

 

2.2. Анализ результатов

 

Эмпирическую базу исследований составляют, с одной стороны, данные, полученные в ходе социально- психологических экспериментов, с другой - реальный опыт имиджмейкеров, получающий более или менее адекватное отражение, как в профессиональной литературе, так и в известных событиях общественной жизни.

По своей структуре имидж является сложным, комплексным явлением. И здесь важное место занимает изучение его восприятия, в частности, индивидуального имиджа коммуникатора в процессах массовой коммуникации, социальных групп (гендерных, национальных, профессиональных) и др.

В качестве примера можно привести исследование, осуществленное британской компанией ВВС на выборке в 18 тысяч женщин. По его результатам, в частности, выяснилось, что из двух сопровождаемых соответствующим текстом изображений мужчин – более мужественного и более женственного – большинство респонденток (66%) определили как наиболее привлекательный образ последнего, так как он ассоциировался с добротой и заботливостью, входящими в систему личностных предпочтений опрошенных.

В этом же русле проводятся и исследования отражения образа лидера в массовом сознании. С помощью фокус-групповой дискуссии нами были выявлены следующие инвариантные элементы имиджа харизматического лидера в восприятии российской аудитории: компетентность, сильный характер, сексуальная привлекательность, высокий интеллект, экстремальный опыт. Кроме того, респонденты (115 человек) указали следующие признаки его внешности: волевое лицо с резкими чертами, удлиненные темные волосы, глубокие темные горящие глаза. Интересно, что пол не имеет решающего значения.

Отмеченные характеристики и особенности их функционирования в системе социального взаимодействия демонстрируют высокую социально-практическую значимость роли имиджа в системе социального влияния.

Проведем анализ с помощью методики Мэри Спиллейн. Результатыисследования представим в таблицу 2.2.

Таблица 2.2

Компонент имиджа

Характеристики

Недостаточный

Средний

Сверх нормы

Исключительный

Звучание голоса





Коммуникативные способности (письменные и устные)




+

Умение вести себя в обществе



+


Выступление



+


Этикет сервировки


+



Контакт взглядом




+

Подача руки




+

Осанка



+


Физическое здоровье


+



Ухоженность (волосы, кожа, руки и пр.)



+


Манера одеваться – свой стиль




+

Хорошие манеры («воспитанность»)



+


ИТОГО


2

10

12


Данные таблицы 2.2, выраженные в баллах представлены в на рис. 2.1.

Итак, проведя соответствующе суммирование мы получили результат 24, который свидетельствует о том, что вид вполне приемлем, но имидж неровен – в каких-то аспектах неудачен, в каких-то недостаточен. Данное значение является пограничным, поэтому при повышении этикета сортировки до уровня сверх нормы имидж будет респектабельный, и не будет сомнения в том, что Вы поработали над собой. Возможно, Ваше счастье в том, что родители привили Вам хорошие манеры, в том числе и застольный этикет, и умение одеваться. Отлично.

Рис. 2.1. Характеристики имиджа женщины-руководителя


Далее проведем анализ ответов на тест  «Легко ли с Вами?»

Бланк ответов.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

0

0

1

1

1

0

0

1

0

1

1

1

1

1

0


Итак, сумма ответов составила 9 баллов, это говорит о том, что отношение к людям зависит от их положения. И даже оценивая себя, Вы все время завышаете стандарты, поэтому постоянно находитесь в напряжении.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе проведения теоретического исследования можно сделать следующие выводы:

Предпосылки к разработке научно-теоретических оснований психологической теории имиджа широко представлены в отечественной и мировой психологии. В России непосредственное отношение к исследованию этого явления имеют результаты разработки таких направлений, как изучение образа, общения и социального познания, и теория деятельности. В зарубежной социальной психологии – это и изучение социальных групп и группового поведения, и идеи символического интеракционизма, и тесная связь понятий «имидж» и «Я-концепция», «Я-образ».

Вместе с появлением человеческого общества неизбежно возникает и далее непрерывно существует феномен имиджа. Имидж является знаково-символической (семиотической) частью культуры, в которой отражается вся система отношений в обществе, совокупность ценностных ориентиров, а также особенности отдельно взятого индивида. Объективно-субъективные закономерности существования имиджа проистекают из двойственной (биосоциальной) природы человека. Неизбежным следствием социального взаимодействия является процесс восприятия и оценки людьми друг друга, который происходит независимо от желания и воли человека, в соответствии с объективно существующей у него «метафизической потребностью в познании мира». Социальная стратификация, являющаяся постоянной характеристикой любой устойчивой социальной системы и сопровождающие ее явления (социальный статус, знаки престижа, статусные почести и т. д.) делают неизбежным возникновение типических имиджей, характерных для определенных групп. У индивида существует неосознанное стремление к самоидентификации и успешной социальной адаптации, что невозможно без обретения адекватного имиджа. В ходе исторического процесса человек осознает роль имиджа в успешной социальной адаптации, создание имиджа становится планируемым процессом, а сам имидж используется как средство для достижения целей. В системе общественных связей имидж играет роль транслятора, через усвоение социальных ролей передается социально значимая информация; имидж выполняет роль социального программирования с помощью мотивации успеха и престижа.

Имидж – сложившийся в сознании массовом и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо.

Определенным имиджем может обладать политический деятель, профессия, товар и пр. Формирование имиджа происходит стихийно, но чаще оно – результат работы специалистов в области психологии политической, психологии рекламы, маркетинга и пр.

Самый эффективный путь создания имиджа – использование средств массовой коммуникации. Имидж отражает социальные ожидания определенных групп, поэтому его наличие может иногда обеспечить субъекту успех в политической или деловой жизни. Наличие, характер и действенность имиджа выявляются в специальных исследованиях с помощью методик контент-анализа, специальных шкал, дифференциала семантического и пр.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.     Андреева Г. Социальная психология. – М ., 1988.

2.     Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. – Минск: Новое знание, 2001г.- 328с.

3.     Берд П. Продай себя! Тактика совершенствования вашего имиджа. - Минск: 1996.

4.     Дейвис Ф. Ваш абсолютный имидж. Книга для политиков и бизнесменов, мужчин и женщин. - М.: 1997.

5.     Имидж лидера: Психологическое пособие для политиков. / Ответ. ред. Е.В.Егорова-Гантман. - М.: 1994.

6.     Ковальчук А.С. Основы имиджелогии и делового общения: Учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2003. 224 с.

7.     Кузин Ф.А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика. – СПб.: Ось-89, 2002. – 512 с.

8.     Кузьмин Е. Основы социальной психологии. – Л ., 1967.

9.     Ладанов И.Д. Имидж менеджера. Имидж организации. // Практический менеджмент: Психотехника управления и самотренировки. - М.: 1995. - С. 103 - 150.

10.                        Леонтьев А .. Психология общения . – Тарту , 1974.

11.                        Панасюк А.Ю. Вам нужен имиджмейкер? Или о том, как создать свой имидж – М.: Дело, 2001. – 240 с.

12.                        Почепцов Г. Имидж: от фараонов до президентов. Киев,2000.

13.                        Почепцов Г.Г. Имиджелогия –М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер» - 2001. – 704 с.

14.                        Психология и этика делового общения / Под редакцией В.Н.Лавриненко – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001. – 326с.

15.                        Спиллейн М. Создайте свой имидж: Руководство для мужчин. - М.: 1996. -166 с.

16.                        Шадриков В. Психология деятельности и способности человека. – 2-е изд., перераб . и доп. – М.: Изд - корпорация «», 1996.

17.                        Эйтвин Г. и др. Имидж современной женщины. – СПб.: Рипол Классик, 2000. – 608 с.


Имидж преуспевающей стервы

Щедрина О

Издательство: Феникс Год выпуска: 2004 Серия: Только для женщин Разделы: Советы психологов Тип переплета: твердый Количество страниц: 288 Идентификатор

Алехина И. Имидж и этикет делового человека.- М., 1996. 2. Женщина-начальник: Книга о том, как управлять предприятием.- Ростов н/Дону, 1996 3. Криксунова И. Создай свой имидж.- СПб., 1997 4. Кузин Ф.А. Имидж бизнесмена: Практ. пособие.- М.,1996 5. Психология в бизнесе.- М., 1997 6. Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом.- М., 1997 7. Таранов П.С. Золотая книга руководителя.- М., 1996 8. Долгий путь женщины во власть //Курьер ЮНЕСКО.-2000.- №6 Глобализация. Яновский Р.Г., Богатырева Т.Г. Современный мир: глобализация и культура //Преподавание истории и обществознания.- 2001.- №9.- С. 2-11