Оглавление

Тема 2.................................................................................................................. 3

Задание 2.  Дифференциальный алгоритм чтения............................................. 3

Тема 3. Социальные изменения.......................................................................... 4

Задание 3.1  Перечислите  социальные сферы, где неприменимо  понятие «социального прогресса»................................................................................... 4

Задание 3.2. Напишите  формы социального  контроля, способствующие сохранению социальной стабильности................................................................................... 5

Задание 3.3. Перед вами  пары противопоставления. Определите, какие процессы ими характеризуются................................................................................................. 6

Тема 6.................................................................................................................. 7

Задание 6.1. Впишите недостающие элементы РИСУНОК............................... 7

Задание 6.2. Определите понятие....................................................................... 7

Задание 6.3.  Определите,  какие термины правого ряда описывают ту или иную теорию. Соедините их между собой................................................................... 9

Задание 6.4. Закончите предложение............................................................... 12

Задание 6.5. Перечислите каналы социальной мобильности.......................... 13

Тема  9............................................................................................................... 16

Задание 9.1.  Назовите типы девиантного поведения...................................... 16

Задание 9.2. Исправьте и дополните список  видов социального  контроля. 17

Убеждение, изоляция,  реабилитация, организация........................................ 17

Задание 9.2.  Соедините стрелками название типа девиации и наиболее подходящую данному типу  ситуацию................................................................................... 22

Список использованной литературы……………………………………………...23

Тема 2.

Задание 2.  Дифференциальный алгоритм чтения.


Ключевые слова:

Модернизация

Реформирование

Индустриализация, коллективизация

Социализм

Социалистическая революция

Рыночные отношения

Перестойка

Теневая экономика

Августовская революция


Анализ  состояния современного российского общества проводился  с использованием  теории модернизации.

Модернизация – это процесс перехода от  традиционных обществ к  современному обществу западного типа.

 

Тема 3. Социальные изменения.

 

Задание 3.1  Перечислите  социальные сферы, где неприменимо  понятие «социального прогресса»

 

Социальный прогресс — это особый тип развития общества, при котором общество в целом или отдельные его элементы пере­ходят на более высокую ступень, стадию зрелости в соответствии с объективными критериями. Соответственно, социальный регресс означает движение социальных систем по нисходящей линии от бо­лее развитых к менее развитым.

Социологами в понятия «социальный прогресс» и «социальный регресс» вкладывается различное содержание. Нередко этими поня­тиями характеризуется поступательное или нисходящее движение общества. Прогресс рассматривается как синоним развития. Если сумма позитивных последствий крупномасштабных изменений в обществе превышает сумму негативных, то говорят о прогрессе обще­ства. Если же сумма негативных изменений превышает сумму пози­тивных, то считают, что имеет место регресс.

Однако понятие «социальный прогресс» чаще всего применя­ется для оценки направленности общественного развития. Соци­альным прогрессом в этом смысле называется глобальный, всемир­но-исторический процесс восхождения человеческого общества от низших ступеней к высшим (от состояния дикости к вершинам ци­вилизации при цивилизационном подходе и от первобытнообщин­ной формации к коммунистической при формационном подходе). Объективные показатели социального прогресса связываются с со­вершенствованием орудий труда — других средств производства, постоянно повышающих производительную мощь человека как ро­дового существа.

В этом случае понятие «социальный регресс» не может рас­сматриваться как полностью соотносительное понятию «социаль­ный прогресс». Дело в том, что большинство социологов полагает, что регресс может быть присущ лишь отдельным сферам общественной жизни. Он может охватить отдельные сферы общественной жизни: производственную, политическую и т.д., поразить отдельные госу­дарства, целые цивилизации и формации. Но охватывая отдельные социальные структуры общества, регресс не может распространить­ся на общество в целом, так как общество в целом, человечество в своем движении, несмотря на все зигзаги, упадки и разрушительные моменты, продолжает развиваться по восходящей линии. Иначе го­воря, у общества есть всегда возможности для совершенствования и никакое его идеальное состояние не может рассматриваться в качестве его финальной цели.

Различают постепенный и скачкообразный виды социального прогресса. Первый называется реформистским, второй революци­онным.

Реформы и революции различаются масштабом, субъектом реализации и своей исторической значимостью. Реформы — частич­ные усовершенствования каких-либо сфер общественной жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ сущест­вующего социального строя.


Задание 3.2. Напишите  формы социального  контроля, способствующие сохранению социальной стабильности.


Специфической формой социального контроля выступают традиции и обычаи, то есть определенные обязательные групповые процедуры, которые складываются постепенно без участия какой-либо конституированной власти, обладающие зачастую такой силой воздействия на людей, какой не обладает последняя.

Некоторые другие виды контроля связаны с системой санкций, которые варьируются от индивидуального неодобрения и осуждения до официального наказания в форме штрафов, заключения под стражу. Большинство обществ основывается на разветвленной системе контроля, в которой физическая сила является лишь последним средством. Существующие виды контроля тесно взаимосвязаны, и если один ослабляется, то другой сразу же заменяет его.


Задание 3.3. Перед вами  пары противопоставления. Определите, какие процессы ими характеризуются.


Локальность – всеобщность –для данной пары   характерна стабильность  общества.


Постепенность – радикальность – для данной пары характерен прогресс.





Тема 6.


Задание 6.1. Впишите недостающие элементы РИСУНОК

Элементами рисунка  являются  деление общества на классы, их социальное положение.

Задание 6.2. Определите понятие.

Социальная стратификация - это дифференциация  определенной совокупности людей на классы или иные слои в иерархической последовательности.


Деление общества на слои существовало даже в самых примитивных социальных системах, т.е. еще на уровне об­щинного строя. Чем более высокого экономического и куль­турного уровня развития достигало общество, тем отчетли­вее проявлялись различные стороны социального неравенст­ва между людьми. Можно предположить, что основой соци­альной стратификации послужило разделение общественно­го труда между людьми, составляющими какую-либо общ­ность, а также возникновение института частной собствен­ности и связанной с ним возможности накопления богатства и приобретения власти.

Учитывая значительное количество структурообразующих факторов, которые ученые выделяют как основания страти­фикации, нельзя не согласиться с высказыванием американ­ского психолога А. Маслоу (1908-1970), что базовыми потреб­ностями являются потребности материальные: в пище, одеж­де, жилище. Поэтому есть все основания считать источником зарождения различных социльно-профессиональных  групп именно материальное производство, способствующее удовле­творению соответствующих потребностей членов общности. В процессе исторического развития общества труд все больше усложнялся (особенно за счет машин и механизмов), что тре­бовало определенной квалификационной подготовки людей к его выполнению, а значит, развития системы образования и профессиональной подготовки. Таким образом, общественный труд стал подразделяться на материальную и духовную сферы производства. Такое разделение труда влекло за собой и рас­слоение в сфере образования и культуры, а следовательно, и в способе удовлетворения духовных потребностей.

Наряду с процессами расслоения общества на профессио­нальные, территориальные, национальные, религиозные общ­ности шли процессы формирования имущественного неравен­ства, связанные с характером распределения собственности, что позволяло ее обладателям в большей степени, чем неиму­щим, обретать политическую власть. Таким образом, в обще­стве формировалась социально-экономическая и политическая элита — высший привилегированный слой общества, что в значительной мере повлияло и на все другие виды неравенст­ва: образовательного, культурного и т.д.

Так  как  научно-технический  прогресс предъявлял  все более высокие требования к образованности и компетентно­сти человека, в обществе начал формироваться слой населе­ния, обладающего весьма высоким уровнем знаний, необхо­димых для работы в материальном и духовном производст­вах.   Профессиональный труд представителей  этого слоя, называемого обычно средним классом, как правило, высоко оплачивался, что позволяло им вести соответствующий об­раз жизни.

Наконец, значительная доля населения, чаще всего имею­щая низкий уровень образования или не имеющая его вооб­ще, не обладающая собственностью, составляла низший слой общества.

Таким образом, формировалась социальная структура об­щества, в которой люди, имеющие власть и богатство, занима­ли более высокий социальный статус, чем те, которые имели только власть или только богатство или не имели ни того, ни другого.

Под социально-стратификационной структурой общества обычно понимается многомерное, иерархически организован­ное социальное пространство, в котором люди различаются (группируются) в зависимости от степени обладания властью, собственностью, социального статуса и соответствующих цен­ностных ориентации.


Задание 6.3.  Определите,  какие термины правого ряда описывают ту или иную теорию. Соедините их между собой.

 



Теория  функционализма                                             вид деятельности

                                                                                      бесконфликтность

                                                                                      разделение труда

Классовая теория                                                                   уровень доходов

                                                                                      Плоская структура

                                                                             многомерность стратификации

Теория социальной стратификации                            индивидуальные  способности

и социальной мобильности                                          собственность

Теория функционализма. В работе «Об общественном разделении труда» Э.Дюркгейм сделал вывод, что во всех обществах одни виды деятельности считаются более важными, чем другие.

В одном обществе высоко ценится достижение религиозного спасения, что было характерно для пуритан в колониальные времена, другое общество может считать социальной ценностью богатство, как это было принято у протестантов и о чём писал в своё время в знаменитом труде «Протестантская этика и дух капитализма» М.Вебер. Все социальные институты и их функции — закон, семья, религия, труд — могут образовать иерархию в соответствии с тем, насколько высоко они ценятся.

Второй аспект теории Э.Дюркгейма состоит в утверждении, что люди в разной мере талантливы: некоторые из них гораздо более одарены, нежели другие.

Теория классов К.Маркса. Так же, как и Э.Дюркгейм, К.Маркс первоосновой социальной дифференциации и социального расслоения считал разделение труда.

Первое известное истории разделение труда произошло тогда, когда из общей массы племён выделились скотоводческие племена, и начался обмен между скотоводами и земледельцами, способствовавший росту общественного богатства и социальной дифференциации людей.

Второе, ещё более крупное, разделение труда произошло путём отделения ремесла от земледелия. Это интенсифицировало обмен и усугубило экономическое неравенство. Следующий шаг - выделение торговли как особой сферы жизнедеятельности и, наконец, отделение умственного труда от физического. Такова генетическая основа деления людей на классы.

Экономической основой дифференциации, разделения людей на классы является, по мнению К.Маркса, частная собственность, именно в результате появления данного института в обществе выделилось два основных класса - класс собственников и класс неимущих. В любом классовом обществе существуют имущие и неимущие, один класс присваивает себе труд другого, в таком обществе неизбежен классовый конфликт.

Классическое определение классов дал В.И.Ленин в работе «Великий почин». Классами, - согласно определению В.И.Ленина, являются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определённой системе общественного производства, по их отношению (большей частью закреплённому и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

Таким образом, с точки зрения классовой теории, основной причиной неравенства является экономический фактор; материальные условия жизни, в свою очередь, влияют на мировоззрение, психологию, идеологию людей. Выделение экономического аспекта как основы социального расслоения, безусловно, сыграло и продолжает играть свою роль, действительно материальное положение человека является определяющим.

В настоящий момент ни одно социологическое исследование не обходится без определения уровня дохода респондентов и дифференциации в соответствии с доходами населения на определённые категории.

Однако для полной картины, представляющей социальную структуру того или иного общества, одного критерия социальной дифференциации недостаточно. В этом мы видим ограниченность классовой теории.

Вторым существенным недостатком теории К.Маркса является его ошибочный прогноз относительно дальнейшего развития капиталистического общества, в частности относительно изменения социальной структуры.

Профиль экономической стратификации капиталистического общества, согласно К.Марксу, будет выглядеть таким образом: узкий слой среднего класса, большой слой обедневшего пролетариата у основания иерархической пирамиды и маленькая группа магнатов капитала на вершине пирамиды.

Теория социальной стратификации и социальной мобильности. Наиболее видными представителями данной теории являются Макс Вебер и Питирим Сорокин.

М.Вебер ввёл в научный оборот такое понятие, как «статусные группы». То есть это такие группы людей, которые пользуются в разной мере почётом и уважением. Члены статусных групп, по М.Веберу, ведут особый образ жизни, не похожий на образ жизни представителей других статусных групп. Члены статусных групп имеют схожий стиль поведения, манеру говорить и одеваться. Они схожим образом проводят свой выходной, употребляют одну и ту же пищу и напитки.

В одну и ту же статусную группу могут входить люди разного достатка. Богатство, уровень дохода играют важную, но не определяющую роль, особое значение в этом случае приобретает степень уважения или престиж, которым наделяются представители именно этой статусной группы.

Задание 6.4. Закончите предложение.


Маргинализация прежде всего грозит размыванием всех социальных структур, всех границ, отделяющих один слой  общества от другого.


Потеряв возможность находиться в верхних слоях общества в резуль­тате разорения, утраты властных полномочий и других обстоятельств, человек опускается на более низкую ступень в социальной иерархии, но не может адаптироваться к новым условиям жизни, к новому окру­жению. Этот феномен нахождения индивида или социальной группы на грани двух общностей, как бы между двумя культурами, связан­ный с социальными перемещениями, называется маргинальностыо (от лат. merginelis — находящийся на краю, на границе).

Часто маргинализация индивидов возникает в результате го­ризонтальной мобильности, прежде всего при миграциях: переездах в другую страну, в другую местность, из города в деревню, из дерев­ни в город. В результате миграции человек покидает привычную со­циальную среду и попадает в новую. Но он не способен отказаться от прежних установок, ценностей, образцов поведения и долгое время (а может быть и всегда) не может освоить новые. В результате у него формируется двойственное самосознание, постоянно возникают пси­хические напряжения. Маргинальные индивиды, по Парсонсу, обла­дают рядом характерных черт: беспокойством, агрессивностью, чес­толюбием, чувствительностью, стесненностью, эгоцентричностью. Маргиналами часто становятся также люди, вступающие в межэт­нические и межрасовые браки.

Маргинализация индивидов — неизбежный элемент социаль­ной мобильности на протяжении всего развития общества. Этот про­цесс имеет место в период его стабильного существования. Однако в период ломки общественных отношений, в переходные эпохи, когда рушится прежнее социальное устройство, меняется ценностный мир, формируются новые ориентации, образцы и нормы поведения, про­цесс маргинализации в обществе усиливается. Люди поневоле ста­новятся маргиналами, лишаются устойчивых социальных ориентиров. В этот период можно говорить о маргинальности не только инди­видов и образованных ими социальных групп, но и о маргинальности новых правящих элит. Именно такое явление мы наблюдаем в совре­менной России, где в результате захвата собственности, обогащения, овладения рычагами власти сформировалась социальная группа «новых русских», которая пока не выработала определенные стерео­типы нового образа жизни, а использует конгломерат образцов пове­дения различных культур: западной, российско-купеческой, совет­ско-номенклатурной и т.д.

Задание 6.5. Перечислите каналы социальной мобильности.


Социальной мобильностью называется совокупность социаль­ных перемещений людей, т.е. изменений индивидом или группой со­циального статуса, места, занимаемого в стратификационной струк­туре общества. Термин «социальная мобильность» был введен в соци­ологию в 1927 году П.А.Сорокиным. Согласно Сорокину, существуют два типа социальной мобильности: вертикальная и горизонтальная. Вертикальная мобильность, в свою очередь, в зависимости от на­правления перемещения подразделяется на восходящую мобиль­ность (социальный подъем, движение вверх) и нисходящую мобиль­ность (социальный спуск, движение вниз). Горизонтальная мобиль­ность подразумевает переход индивида из одного социального слоя в другой, расположенный на том же уровне. Этот тип мобильности мо­жет быть связан с изменением места проживания (миграция), пере­ходом в иную религиозную группу (смену вероисповедания) и т.д.




Социологи различают также групповую и индивидуальную мобильности. Групповая мобильность происходит тогда, когда пере­мещения совершаются коллективно, изменяется статус той или иной страты. Групповая мобильность имеет место, прежде всего, там, где происходят изменения самой системы стратификации. Она, как пра­вило, связана с крупными социальными преобразованиями в том или ином обществе: социальной революцией, научно-технической рево­люцией, гражданскими войнами, переворотами и реформами. Так, например, вследствие технической революции в эпоху индустриа­лизации резко возросло значение научно-технического знания и умения, и вследствие этого резко возрос статус научно-технической интеллигенции, исследователи отмечают рост социального прести­жа профессиональной группы инженеров в России в начале XX сто­летия.

Индивидуальная мобильность означает социальное переме­щение конкретного человека. К факторам индивидуальной мобильно­сти относятся продвижения по служебно-профессиональной лестни­це, связанной с повышением квалификации, уровнем образования, занятием административных должностей, т.е. того, что называется служебной карьерой. Индивидуальная мобильность может быть так­же связана с политической и предпринимательской деятельностью, службой в армии, в церкви и других государственных институтах. Од­ним из эффективных способов восходящей индивидуальной мобиль­ности считается выгодный брак.

Социологи различают также межпоколенную и внутрипоколенную мобильность. Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опуска­ются на более низкую ступеньку, чем их родители. Впутрипоколенная мобильность означает изменение социальной позиции одним и тем же индивидом вне сравнения с его родителями.

Социальная мобильность изменяется при помощи двух глав­ных показателей: объема и дистанции мобильности. Под объемом мобильности понимается число индивидов или социальных слоев, которые переместились по социальной лестнице в вертикальном на­правлении за определенный промежуток времени.

Дистанция мобильности — это количество ступеней, по которым удалось подняться или пришлось опуститься индивиду или группе. Нормальной дистанцией считается перемещение на одну- две ступеньки вверх или вниз. Не нормальной — неожиданный взлет по социальной лестнице на ее вершину или падение к ее основанию.

                                       Типология  социальной мобильности                                                                                                                                                      Территориальная

Религиозная

Политическая

Семейная


                             Горизонтальная


Социальная

Мобильность                                    межпоколенная

                             вертикальная        индивидуальная

                                                          внутрипоколенная


                                                                   групповая                                                                                       

Тема  9.

Задание 9.1.  Назовите типы девиантного поведения


Следует различать два вида девиантного поведения: созидательной и разрушительной направленности. Основным критерием определения характера девиантного поведения является не форма его реализации, в частности наличие атрибута насилия, а уровень справедливости перераспределения источников пополнения жизненной энергии.

Агрессивный тип девиации как в прямой, так и в смешённой форме нацелен на преодоление фрустрации путем неадекватного в сложившейся ситуации перераспределения социальных благ, достижение цели без учёта интересов окружающих людей, несправедливое решение проблемы в пользу одной из взаимодействующих сторон за счёт ухудшения адаптационных условий второй. Агрессивный характер поведения обусловливается не только воспитанием, но и характером поведения взаимодействующей стороны. Смещённый вид агрессии свидетельствует о недостаточном для преодоления фрустрации энергетическом потенциале человека.

Девиантное поведение деструктивной направленности - совершение человеком или группой людей социальных действий, отклоняющихся от доминирующих в обществе социо­культурных ожиданий и норм, общепринятых правил выполнения социальных ролей, влекущих за собой сдерживание темпов развития общества: разрушение энергетического потенциала отдельных личностей и общества в целом.

Разрушительную (асоциальную) девиацию нельзя отождествлять только с преступностью. Преступность - поведение, уголовно наказуемое, запрещённое законом, и является лишь одной из форм данного вида девиантного поведения.

Созидательные девиации (социальные инновации, нововведения) — это социально значимые в действиях человека отклонения от общепризнанных норм поведения, определяющие наиболее прогрессивный в энергетическом, а значит, и в адаптационном плане, вектор эволюционного развития общества.

Поскольку любая девиация первоначально зарождается на уровне сознания отдельного человека и через его действия проводится в жизнь, то этим ещё раз подтверждается, что первопричиной социальной эволюции, активной движущей силой является человек, точнее -внутриличностный конфликт, возникающий в процессе выбора им той или иной формы социально-ролевого поведения.

Каждая девиация содержит в себе разрушительное и созидательное начала, для процесса социальной эволюции важно, какой компонент преобладает. Позитивными девиации являются тогда, когда способствуют прогрессу системы, повышают уровень её организованности, помогают преодолеть устаревшие консервативные или даже реакционные стандарты поведения.

Социальные идеалы и ценности, общепринятые правила и но: мы, как и критерии девиантного поведения, со временем меняются. Если процесс социализации и социальный контроль отвечают за сохранение социокультурного кода, функцию социального наследования в процессе общественного развития, то девиация - за функцию социальной изменчивости, приспособляемости индивида и всего общества к новым условиям.


Задание 9.2. Исправьте и дополните список  видов социального  контроля.

Убеждение, изоляция,  реабилитация, организация.


В каждом обществе для предотвращения, а также для профилактики девиантного поведения существует социальный контроль, который означает совокупность норм и ценностей общества и совокупность санкций, применяемых в случае нарушения этих норм.

Напомним, что основная цель социализации - способствовать стремлению человека к конформизму. В большинстве случаев дети становятся благовоспитанными взрослыми, которые поступают в соответствии с общепринятыми стандартами поведения без всякого принуждения. Однако поскольку социализация никогда не бывает идеальной, социальный контроль также призван регулировать выполнение стандартов, сложившихся в обществе.

Талкот Парсонс проанализировал три вида социального контроля: изоляцию, обособление, реабилитацию.

Изоляция применяется с целью отлучения девианта от других, она даже не предусматривает попытки реабилитации. Именно так в тюрьмах содержат закоренелых преступников.

Обособление предусматривает ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полную изоляцию от общества. Это позволяет девиантам вернуться в общество, когда они готовы выполнять его нормы.

Речь идёт о таких методах, когда, например, человека помещают в психиатрическую больницу на ограниченный срок.

Благодаря реабилитации девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и исполнению своих ролей в обществе.

Во многих тюрьмах имеются программы реабилитации, а группы вроде «анонимных алкоголиков» осуществляют реабилитацию девиантов, которые не являются преступниками. Для того чтобы помочь девиантам найти своё место в жизни и адаптироваться, применяется также психотерапия.

Существуют формальные и неформальные методы социального контроля. Неформальный контроль предполагает «неофициальность» и обычно применяется в небольших.группах. Формальный контроль ассоциируется с «официальностью», обычно он осуществляется в крупных организациях, например полицейскими службами.

Кросби выделил четыре основных типа неформального контроля: социальное вознаграждение, наказание, убеждение, переоценка норм.

Социальное вознаграждение выражается в улыбках, одобрительных кивках и более высоких проявлениях (например повышение в должности) и служит для поощрения конформности и косвенного осуждения девианта.

Наказание - недовольный взгляд, критические замечания и даже угроза физической расправы - непосредственно направлено против девиантных поступков и обусловлено желанием их предотвратить.

Убеждение - ещё один способ воздействия на девиантов. Тренер может убедить игрока в бейсбол, пропускающего тренировки, в необходимости поддерживать свою спортивную форму.

Последним, более сложным, типом социального контроля является переоценка норм: при этом поведение, которое считалось девиантным, оценивается как нормальное.

Например, в прошлом, если муж оставался дома, выполнял домашнюю работу и присматривал за детьми, когда жена уходила на работу, такое поведение считалось необычным и даже девиантным. В настоящее время (главным образом, благодаря борьбе женщин за свои права) роли в семье постепенно перераспределяются, выполнение домашней работы перестало считаться предосудительным и позорным для мужчины.

Систему формального социального контроля осуществляют организации и правила, предназначенные для защиты порядка.

Полиция и другие правоохранительные органы, а также суды, психиатрические больницы и т.д. представляют собой организации подобного типа. Их сотрудники следят за соблюдением правил, предусмотренных законодательством, хотя многие другие правила связаны лишь с бюрократическими процедурами,

Система права — это система формального социального контроля, в которой существует несколько определённых этапов, превращающих индивида в девианта.

Для профилактики преступности, для того, чтобы деструктивная девиация не получила широкого распространения, помимо действия социального контроля, возможно применение следующих мер:

а) расширение доступа к законным способам достижения успеха и продвижения по социальной лестнице;

б) соблюдение социального равенства перед законом;

в) постоянное совершенствование самого законодательства, приведение его в соответствие с новыми социальными реалиями;

г) стремление к адекватности преступления и наказания. Всё это в совокупности поможет снизить социальное напряжение в обществе, уменьшить его криминализацию.

Форма ответной реакции общества на тот или иной вид девиации должна зависеть от того, какие социальные нормы нарушаются: общечеловеческие, расовые, классовые, групповые и т.д. Можно выделить следующие зависимости:

1)  чем более высокий уровень (по степени общности) социальных норм и ценностей нарушается, тем более решительными должны быть действия государства; самая высокая ценность - естественные права человека;

2)  чем более низкий уровень социальных норм нарушается, тем больше упор должен делаться на неформальные меры социального контроля (социальное вознаграждение или порицание);

3)  чем сложнее социальная структура общества, тем многообразнее должны быть формы социального контроля;

4)  чем более низкий уровень социальных норм нарушается человеком, тем терпимее должна быть реакция на его действия;

5)  чем демократичнее общество, тем больший акцент должен делаться не на внешний, социальный, а на внутренний, личностный, самоконтроль.

Наказание девианта определяется значимостью нарушенной им нормы. Жизнь человека является высшей ценностью.


Задание 9.2.  Соедините стрелками название типа девиации и наиболее подходящую данному типу  ситуацию


Тотальный конформизм        взлом хакером  системы банковской защиты


Инновация                            погромы белых кварталов цветными


Ритуализм                             примерное поведение мальчика в школе


Ретреатизм          обходить улицу, которую перебежала черная кошка


Бунт                       движение  толкиенистов в молодежной среде



Используемая литература:


Кравченко  А. Введение в социологию. – М., 1995.

Основы государства и права. Под редакцией проф. Кошарова В.В. Харьков 1994 г.

Радугин А.,  Радугин К.  Социология. – М., 1995

 Осипова Г. Социология.  Основы общей теории. – М., 2002