СОДЕРЖАНИЕ


Задание 1. Понятие и характеристика общих принципов местного самоуправления……………………………………………………………………...3


Задание 2. Самостоятельность местного самоуправления. Выборность, гласность в деятельности органов местного самоуправления – одно из основных условий осуществления демократических муниципальных выборов……………………………………………………………………………….7


Задача 1......................................................................................................................10


Список использованной литературы…………………………………………..12


Задание 1. Понятие и характеристика общих принципов местного самоуправления

Общие принципы местного самоуправления – это закрепляемые Конституцией РФ, федеральными законами обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами, и обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и муниципальных образований. 1

Самостоятельность решения населением вопросов местного значения.

Осуществляется путем местного референдума, муниципальных выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления. Конкретные формы осуществления местного самоуправления, структура органов местного самоуправления определяются населением самостоятельно. Обеспечение финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы. Муниципальное законодательство запрещает органам государственной власти вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

Организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается. Осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается.

Сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан. Данный принцип гарантирует непосредственное участие населения в решении вопросов местного значения (местный референдум, муниципальные выборы, собрания (сходы) граждан, обращения граждан, народная правотворческая инициатива и др.); предполагает гарантированность равного права граждан на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. 1

Соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям. Муниципальная собственность является неотъемлемым атрибутом каждого муниципального образования. Местное самоуправление обеспечивает использование муниципальной собственности для решения вопросов местного значения с учетом интересов населения. Финансовая самостоятельность местного самоуправления обеспечивается законодательным закреплением собственных доходов местных бюджетов.

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением. Данный принцип призван обеспечить: эффективность осуществления местных задач, отнесенных к ведению муниципальных образований; учет и защиту интересов населения муниципальных образований в деятельности органов местного самоуправления; тесную связь населения с органами и должностными лицами местного самоуправления.

Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления. Это обусловлено рядом причин: на организацию местного самоуправления в Российской Федерации оказывает влияние федеративное устройство нашего государства; Российская Федерация - многонациональная страна, многие регионы которой отличаются самобытностью, особенность исторических и иных местных традиций; особенности организации местного самоуправления в Российской Федерации обусловлены и разнообразием основных типов поселений (городские и сельские поселения); многообразие форм организации и осуществления местного самоуправления связано с возможностью самого населения, избрать ту или иную организационную модель местного самоуправления.

Соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Реализация указанного принципа обеспечивается в процессе деятельности муниципальных органов по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения. Эти вопросы охватывают основные сферы местной жизни: образования, здравоохранения, жилищно-коммунальную, землепользования, торгового, бытового, транспортного и других видов обслуживания населения.

Законность в организации и осуществлении местного самоуправления. Местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, законами и уставами субъектов Федерации в пределах гарантируемых государством полномочий. Государство гарантирует обязательность исполнения актов муниципальных образований, предусматривая административную ответственность за их неисполнение. Принцип законности требует, чтобы организация и деятельность местного самоуправления осуществлялись на основе и в рамках закона.

Гласность местного самоуправления. Реализация принципа гласности в работе органов местного самоуправления означает открытый характер их деятельности, систематическое информирование о ней населения. К формам обеспечения гласности относятся: отчеты депутатов и выборных должностных лиц перед населением; их встречи с избирателями; выступления в средствах массовой информации, организация «горячих линий», когда граждане могут по телефону получить необходимую им информацию. Гражданам гарантируется возможность получения полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления. 1

Сочетание коллегиальности и единоначалия в местном самоуправлении. Коллегиальные начала в организации и деятельности представительного органа местного самоуправления проявляются в том, что данный орган является коллегиальным органом, численный состав которого определяется уставом муниципального образования, и свои решения принимает в коллегиальном порядке. Принцип единоначалия допускает возможность использования и коллегиальных начал, в частности, при подготовке проектов актов этих органов, выработке этих решений по наиболее важным вопросам.

Государственная гарантия местного самоуправления. Создание системы правовых гарантий защиты прав местного самоуправления (признание государством местного самоуправления в качестве самостоятельной формы осуществления власти народа): местной публичной власти. Государство гарантирует местному самоуправлению самостоятельность в пределах его полномочий, признавая при этом: право органов и должностных лиц местного самоуправления по вопросам своего ведения принимать (издавать) правовые акты; обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и должностных лиц местного самоуправления; свободу действий органов местного самоуправления по реализации собственной инициативы; возможность наделения органов местного самоуправления определенными государственными полномочиями; осуществление местного самоуправления на всей территории Российской Федерации.

Задание 2. Самостоятельность местного самоуправления. Выборность, гласность в деятельности органов местного самоуправления – одно из основных условий осуществления демократических муниципальных выборов

Самостоятельность местного самоуправления осуществляется путем местного референдума, муниципальных выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления. Конкретные формы осуществления местного самоуправления, структура органов местного самоуправления определяются населением самостоятельно. Обеспечение финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы. Муниципальное законодательство запрещает органам государственной власти вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Муниципальные образования самостоятельно устанавливают обязательные правила по предметам своего ведения, принимают планы и программы развития муниципального образования. Самостоятельность муниципальных образований гарантируется нормами муниципального права в пределах их полномочий.

Гласность в работе органов местного самоуправления означает открытый характер их деятельности, систематическое информирование о ней населения. К формам обеспечения гласности относятся: отчеты депутатов и выборных должностных лиц перед населением; их встречи с избирателями; выступления в средствах массовой информации, организация «горячих линий», когда граждане могут по телефону получить необходимую им информацию. Гражданам гарантируется возможность получения полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления. Большую роль в осуществлении принципа гласности в системе местного самоуправления призваны играть средства массовой информации. Последовательное осуществление принципа гласности в деятельности органов местного самоуправления создает необходимые предпосылки и условия для участия граждан в контроле за работой муниципальных органов, в решении вопросов местного значения. Получая необходимую информацию о состоянии местных дел, ощущая свою причастность к их решению, граждане обращаются в органы местного самоуправления с предложениями, заявлениями, жалобами.

Народовластие проявляется в местном самоуправлении в формах прямого волеизъявления граждан (местный референдум, муниципальные выборы, собрание (сход) граждан, народная правотворческая инициатива, обращения граждан в органы местного самоуправления, территориальное общественное самоуправление).

Местный референдум. По вопросам местного значения может проводиться местный референдум, который по своей юридической силе выше юридической силы актов органов местного самоуправления. Референдум необходим, по крайней мере, в двух случаях предусмотренных Федеральным конституционным законом: при изменении границ территории и при определении структуры органов местного самоуправления. Он используется при определении судьбы собственности и по другим вопросам. Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования. В местном референдуме имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования, обладающие избирательным правом. Граждане участвуют в местном референдуме непосредственно и на добровольной основе, голосование осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается (ст. 22 Закона). 1

Муниципальные выборы. Выборы депутатов, членов иных выборных органов, выборных должностных лиц местного самоуправления – самая распространенная форма народного волеизъявления. Они осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, при обеспечении установленных законом избирательных прав граждан.

Собрание (сход) граждан. Общие собрания, сходы, конференции жителей – формы совместного публичного обсуждения и решения жителями определенной территории общественно значимых вопросов. Собрания и сходы идентичны по правовой форме. В собраниях (сходах) жители участвуют лично, а в конференциях – через народных представителей (ст. 25 Закона). 1

Народная правотворческая инициатива. Население в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного значения внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения – официальному опубликованию (обнародованию). Обращения граждан в органы местного самоуправления. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления. Соответствующие органы и должностные лица обязаны дать ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца. Территориальное общественное самоуправление. Самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся территориальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.

Задача 1

Условие:

В соответствии с постановлением администрации области было начато строительство дороги областного значения, которая проходила через село Степное. Часть домов в связи с этим было решено снести. Однако жильцы домов, подлежащих сносу, выступили с народной правотворческой инициативой о строительстве дороги в обход села. Их поддержали и другие жители села. Письменное заявление по этому вопросу было направлено в администрацию области.

Прокомментируйте сложившуюся ситуацию. Что понимает закон под народной правотворческой инициативой?

Решение:

Народная правотворческая инициатива – форма прямого волеизъявления граждан, способствующей выявлению общественного мнения с целью принятия органами и должностными лицами местного самоуправления решений в интересах населения муниципального образования.

Жильцы домов, подлежащих сносу, выступили с народной правотворческой инициативой о строительстве дороги в обход села, вполне обоснованно и на законных основаниях, т.к. ст. 26 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»),1 устанавливает положениям о том, что с правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3 процента от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

В случае отсутствия нормативного правового акта представительного органа муниципального образования, регулирующего порядок реализации правотворческой инициативы граждан, принятие к рассмотрению и рассмотрение проекта муниципального правового акта, внесенного гражданами, осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.

Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта.

В случае, если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции коллегиального органа местного самоуправления, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа.

Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан (ст. 26 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). 1

Список использованной литературы


1. Конституция Российской Федерации (принята референдумом 12.12.93).


2. Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»


3. Федеральный закон от 28.08.95 N 154-ФЗ (ред. от 21.03.2002) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».


4. Выдрин И. В., Кокотов А. Н. Муниципальное право России: Учебник для вузов. – М.: НОРМА. 2001 г.


5. Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2000 г.



1 Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2000 г. С. 97 – 99.

1 Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2000 г. С. 103 – 105.

1 Выдрин И. В., Кокотов А. Н. Муниципальное право России: Учебник для вузов. – М.: НОРМА. 2001 г. С. 131 – 135.

1 Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

1 Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

1 Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

1 Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»