1. Что такое естественные монополии. Приведите примеры Российских естественных монополий. Какие процедуры регулирования в отношении естественных монополий может предпринимать государственная власть.

Монополией называется такой тип рынка, на котором только одна фирма является продавцом товара, на который не существу­ет близких заменителей. Монополист может влиять на цену про­даваемой продукции, изменяя объем производства в соответствии с убывающей функцией рыночного спроса. Чем неэластичнее спрос (и, соответственно, чем "круче" кривая спроса), тем сильнее это влияние и тем больше рыночная власть монополиста. Таким образом, монополия ограничена в своих действиях условиями ры­ночного спроса.

Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи, с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;

К естественным монополиям относятся следующие сферы деятельности:

  • транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
  • транспортировка газа по трубопроводам;
  • услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
  • железнодорожные перевозки;
  • услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
  • услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Примером естественной монополии могут служить: ГАЗПРОМ, РАО ЕЭС, Российские железные дороги.

Для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий (далее - органы регулирования естественных монополий) в порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти.

Основные направления государственного регулирования деятельности естественных монополий:

·        проведение экономически обоснованной тарифной политики на регулируемые услуги субъектов естественных монополий;

·        регулирование экономических взаимоотношений;

·        ведение реестров субъектов естественных монополий

Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий (далее - методы регулирования):

·        ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;

·        определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

В целях проведения эффективной государственной политики в сферах деятельности субъектов естественных монополий органы регулирования естественных монополий осуществляют контроль за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.

Органы регулирования естественных монополий осуществляют контроль за:

·        любыми сделками, в результате которых субъект естественной монополии приобретает право собственности на основные средства или право пользования основными средствами, не предназначенными для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;

·        инвестициями субъекта естественной монополии в производство (реализацию) товаров, в отношении которых не применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом и которые составляют более 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;

·        продажей, сдачей в аренду или иной сделкой, в результате которой хозяйствующий субъект приобретает право собственности либо владения и (или) пользования частью основных средств субъекта естественной монополии, предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу.

Органы регулирования естественных монополий выполняют следующие основные функции:

·        формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль;

·        определяют методы регулирования, предусмотренные настоящим Федеральным законом, применительно к конкретному субъекту естественной монополии;

·        контролируют в пределах своей компетенции соблюдение требований настоящего Федерального закона;

·        вносят в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательства о естественных монополиях.

Органы регулирования естественных монополий вправе:

·        принимать обязательные для субъектов естественных монополий решения о введении, об изменении или о прекращении регулирования, о применении методов регулирования, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в том числе об установлении цен (тарифов);

·        принимать в соответствии со своей компетенцией решения по фактам нарушения настоящего Федерального закона;

·        направлять субъектам естественных монополий обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений настоящего Федерального закона, в том числе об устранении их последствий, о заключении договоров с потребителями, подлежащими обязательному обслуживанию, о внесении в заключенные договоры изменений, о перечислении в федеральный бюджет прибыли, полученной ими в результате действий, нарушающих настоящий Федеральный закон;

·        принимать решения о включении в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него;

·        направлять органам исполнительной власти и органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или об изменении принятых ими актов, не соответствующих настоящему Федеральному закону, и (или) о прекращении нарушений настоящего Федерального закона;

·        принимать решения о наложении штрафа на субъект естественной монополии;

·        привлекать к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа руководителей субъектов естественных монополий, должностных лиц органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

·        обращаться в суд с иском, а также участвовать в рассмотрении в суде дел, связанных с применением или с нарушением настоящего Федерального закона;

·        осуществлять иные полномочия, установленные федеральными законами.
















2. Объясните теоретические подходы к измерению денежной массы. Какие агрегаты денежной массы определяет банк России


Ни среди экономистов, ни среди государственных должностных лиц нет единства мнений о том, из каких отдельных элементов состоит денежная масса в экономике. Денежная масса в узком смысле, обо­значаемая символом M l, состоит из двух элементов:

1)  наличные денежные средства, то есть метал­лические и бумажные деньги, которыми располага­ют все экономические субъекты за исключением банковских структур;

2)  чековые депозиты, то есть вклады в коммер­ческих банках, различных сберкассах или других сберегательных учреждениях.

Металлические и бумажные деньги являются долговыми обязательствами государства и государ­ственных ведомств. Текущие счета (чековые депо­зиты) представляют собой обязательства коммерче­ских банков и сберегательных учреждений.

Может показаться странным, что текущие счета являются частью денежной массы. Но это легко объ­яснимо: чеки, которые есть не что иное, как сред­ство передачи собственности на вклады в банках и других финансовых учреждениях, широко исполь­зуются в качестве средства обращения. Более того, при необходи­мости люди могут незамедлительно обратить свои чековые вклады в бумажные и металлические день­ги; поэтому чеки, выписанные на такие вклады, совершенно равнозначны наличным средствам.

Таким образом: Деньги, М1 = Наличные деньги + Чековые депозиты.


М2 - это деньги в более широком смысле слова, которые включают в себя все компоненты М1  +  деньги на срочных и сберегательных счетах коммерческих банков, депозиты со специализированных финансовых институтов. Владельцы срочных вкладов получают более высокий процент по сравнению с владельцами текущих вкладов, но они не могут изъять эти вклады ранее определенного условием вклада срока. Поэтому денежные средства на срочных и сберегательных счетах нельзя непосредственно использовать как покупательное и платежное средство, хотя потенциально они могут быть использованы для расчетов.

Следующий агрегат М3 включает в себя М2 + крупные срочные вклады и суммы контрактов по перепродаже ценных бумаг. 

Следует отметить, что в нашей стране до последнего времени денежные агрегаты не расчитывались и не использовались. Теоретически это обосновывалось постулатами марксистской экономической науки, в соответствии с которыми считается недопустимым объединение квази-денег и наличных денег, ибо смешиваются совершенно разные категории - деньги, ценные бумаги, кредит.

Однако ясно, что между денежным рынком (движение краткосрочных ссуд), рынком инвестиций (обращение среднесрочного и долгосрочного ссудного капитала) и рынком ценных бумаг существует тесная взаимосвязь. Потенциально остатки на срочных счетах и ценные бумаги могут быть использованы для расчетов. Кроме того, владельцы срочных счетов имеют возможность переоформить их в счета до востребования. Доходы от ценных бумаг могут храниться на текущих счетах, так же, как денежные средства, вырученные от их продажи.

 Безусловно, денежные агрегаты на практике играют позитивную роль как ориентиры денежной политики государства.

Не существует, однако, какой-либо единой, принятой всеми номенклатуры агрегатов денежной массы. Ее состав и структура различна в разных странах и определяется прежде всего уровнем развития и характером денежного рынка в каждой стране. Так центральный банк России выделяет три агрегата денежной массы – М1, М2, М3, соответствующие трем степеням ликвидности ее компонентов.

Следует отметить, что в нашей стране до последнего времени денежные агрегаты не рассчитывались и не использовались. Теоретически это обосновывалось постулатами марксистской экономической науки, в соответствии с которыми считается недопустимым объединение квази-денег и наличных денег, ибо смешиваются совершенно разные категории - деньги, ценные бумаги, кредит.

Однако ясно, что между денежным рынком (движение краткосрочных ссуд), рынком инвестиций (обращение среднесрочного и долгосрочного ссудного капитала) и рынком ценных бумаг существует тесная взаимосвязь. Потенциально остатки на срочных счетах и ценные бумаги могут быть использованы для расчетов. Кроме того, владельцы срочных счетов имеют возможность переоформить их в счета до востребования. Доходы от ценных бумаг могут храниться на текущих счетах, так же, как денежные средства, вырученные от их продажи.

 Безусловно, денежные агрегаты на практике играют позитивную роль как ориентиры денежной политики государства.

Структура данных денежных агрегатов отражена в таблице.

Таблица 1

Структура денежных агрегатов в России

М1

·        Наличные деньги в обращении

·        Депозиты населения в сбербанках до востребования

·        Депозиты населения и предприятий в коммерческих банках до востребования

·        Средства населения и предприятий на расчетных и текущих счетах.

М2

М1 +  срочные вклады в сбербанках  

М3

М2 +  депозитные сертификаты банков + облигации государственного займа

 

По-иному выглядит структура денежной массы в США. Федеральная резервная система, определяет помимо М1, М2, М3 еще один, наиболее широкий агрегат денежной массы – L (ликвидные средства), включающий кроме М3 так называемые прочие ликвидные активы, основными компонентами которых являются краткосрочные ценные бумаги Казначейства и коммерческие бумаги. Кроме того, если ЦБР учитывает срочные вклады в составе М2, то ФРС включает в М2 срочные депозиты лишь в размере до 100 тыс. долл., а более крупные включает в М3.

Подводя итог, заметим, что в современной высокоспециализированной экономике наибольшее значение имеет способность денег служить средством платежа, тогда как способность их сохранять ценность (особенно в течение длительного времени) наименее важна, поскольку развитый финансовый рынок представляет для этого много иных, более эффективных средств. Напротив, в слаборазвитой экономике способность денег служить средством платежа менее важна из-за недостаточно глубокого разделения труда и соответственно малой эффективности обмена.

3. Задача

1.     Рассчитаем равновесную цену для уравнений:

Q(d) = 400 – p

Р

100

150

200

250

300

Q

300

250

200

150

100


Q(S) = - 50+2p

P

100

150

200

250

300

Q

150

250

350

450

550


Таким образом, равновесие достигается при цене 150 ед. и объеме в 250 ед.

2.     Если равновесный объем равен 250 ед, тогда избыток спроса будет составлять 310 ед., тогда уровень рыночной цены будет составлять:

Р= 400 – 310 = 90 ед.


4. Задача

Валовые инвестиции можно рассчитать по формуле:

ВИ = Чист Инвест + норма отчисл х Капитал

1.     Год = 3 + 0,1 х 100 = 13 ден, ед

2.     Год = -2 + 0,1 х 113 = 9,3 ден. Ед.

Тесты

5. Что неверно для конкурентного предприятия, находящегося в состоянии долгосрочного равновесия?

а) p = AFC;  в) р = АС;

б) МС = АС; г) р = МС.

(Где р – цена товара; АС – средние общие  издержки, АFС – средние постоянные издержки, МС – предельные издержки)

Правильный ответ  А,Б,В

Т.к. долгосрочное равновесие это ситуации, когда цена равна предельным издержкам

6. Предельная норма замещения (субституции) измеряет;

а) величину эффекта субституции благ.

б) общую полезность, получаемую потребителем в равновесии;

в) дополнительную полезность, которую потребитель получает от последующих единиц благ.

г) желание потребителя замещать одно благо другим так, чтобы общая полезность оставалась неизменной.

Правильный ответ  Г

7. Если Х нормальный товар, то рост денежных доходов потребителей сместит:

а) кривую предложения Х влево;

б) кривую предложения Х вправо;

в) кривую спроса  на Х влево;

г) кривую спроса на Х вправо;

Правильный ответ  Г. А и Б неверно, т.к. прежде всего это касается кривой спроса, а при росте доходов она при эластичном спросе смещается вправо.

8. Для ситуации «ликвидной ловушки» характерны:

а) полное отсутствие эффекта вытеснение негосударственных расходов;

б) неспособность денежно- кредитной политики влиять на размер денежной базы.

в) неспособность бюджетной политики влиять на макроэкономическую конъюнктуру.

г) ответы а) и б) верны

д) ответы б) и в) верны;

Правильный ответ  Б

9. Бюджетная политика окажет стабилизирующее воздействие на макроэкономическую динамику, если она сократит бюджетный дефицит в ситуации:

а) углубляющегося рецессионного разрыва ВВП;

б) углубляющегося инфляционного разрыва ВВП;

в) роста сбережений частного сектора;

г) ухудшения торгового баланса страны.

Правильный ответ: Б, т.к. номинальный чистый национальный продукт (ЧНП) будет соответствовать уровню неинфляционного ЧНП, что и окажет стабилизирующее воздействие на макроэкономическую динамику.

10. Какое определение потенциального (естественного) ВВП неверно?

Потенциальный ВВП – это такой реальный ВВП, при котором:

а) достигается полная занятость населения в экономике;

б) циклическая безработица равна нулю;

в) естественная безработица превышает фактическую безработицу;

г) фактическая безработица представлена только структурным и фрикционным компонентам.

Правильный ответ: А, т.к. потенциальный ВВП — выпуск продукции в условиях полной (естественной) занятости при «нормальных» темпах экономического роста.

Список использованной литературы


1.     Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика: Пер. с англ. - М.: Издательство Бином-КноРус, 1997.

2.     Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2 т.: Пер. с англ. - М.: Республика, 1992.

3.     Рыночная экономика: Учебник: В 3 т. - М.: Соминтэк, 1992.

4.      Хейне П. Экономический образ мышления: Пер. с англ.- М.: Новости, 1991.

5.     Баколиев В.З. Общая экономическая теория: Учебное пособие. - Новосибирск: ООО "Издательство ЮКЭА", 1998.

6.     Долан Э.Дж., Линдсей Д. Макроэкономика: Пер. с англ. - СПб: "Литература плюс", 1997.

7.      Курс экономической теории / Под общей редакцией проф. Чепурина М.Н., проф. Кисилевой Е.А. - Киров, 1995.

8.     Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. - М.: Дело, 1993.

9.     Экономика переходного периода : Учебное пособие / Под ред. В.В.Радаева., А.В.Бузгалина.- М.: Изд-во МГУ , 1995.