Содержание

1. Функции государства. Соотношение государства с обществом и правом. 3

2. Механизм (аппарат) государства: понятие, признаки, структура. 7

3. Оспоримые и ничтожные сделки в гражданском праве. 11

Список литературы.. 14

1. Функции государства. Соотношение государства с обществом и правом.

Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение государственного управления обществом[1].

В функциях государства выражается его сущность, его предназначение, и структура государства, т.е. его внутреннее строение, которое определяется в первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет. Предназначение государства, проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности.

На современном этапе развития отечественной теории государства и права сохраняется функциональный подход к деятельной стороне государства, но с уточнениями:

    - расширяется и углубляется понимание социального назначения государства;

  - отвергается провозглашаемая ранее жесткая связь между изменениями классовых характеристик государства и, соответственно, его функций.

Функциональный подход позволяет более глубоко изучать длительный исторический процесс возникновения, развития, смены, разрушения, появления государств различных типов, видов, форм у разных народов, т.е. процесс формирования и эволюции государственности.

К признакам функций государства относятся:

         - прочно сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни: экономической, политической, социальной, духовной (идеологической, религиозной), правовой;

- непосредственная связь между сущностными, формальными характеристиками государства и его социальным назначением, которое и реализуется в деятельности государства;

         - направление деятельности государства на решение крупных социально - экономических, политических и иных задач, достижение крупных, общественно значимых целей, которые встают на каждом историческом этапе развития общества;

         - деятельность государства в определенных формах (чаще всего правовых) и с применением особых, в том числе властно - принудительных методов.

Функциональная характеристика позволяет изучать не только государство конкретного типа, вида, формы у того или иного народа в той или иной конкретно - исторический период, но и государственность этого народа. Рассматривая развитие, изменение функций можно видеть и то, как развивалась, изменялась в определенной связи и сама государственная организация общества в длительном историческом процессе[2].

В познании государственно - правовых явлений и процессов в теории государства и права используется метод классификации, ибо без этого метода упорядочить и сопоставить все многообразие государственно - правовых явлений и процессов попросту невозможно.

Эффективно используется метод классификаций и при изучении непосредственно функций самого государства.

В научных и практических целях функции государства могут быть классифицированы по самым различным критериям.

По времени действия функции делятся на:

      - постоянные (осуществляемые государством на всех этапах его существования);

         - временные (появление которых вызвано специфическими условиями общественного развития, а прекращение - их исчезновения).

         По сферам политической направленности (внутренняя и внешняя политика) функции государства делятся на:

         - внутренние (представляющие его деятельность внутри страны, определяющие его роль в жизни данного общества);

         - внешние (деятельность за ее пределами, в которой проявляется роль государства во взаимоотношениях с другими государствами).

Внутренние и внешние функции любого государства тесно связаны, поскольку внешняя политика, определяющая линию поведения с другими государствами, во многом зависит от внутренних условий существования данного государства.

По сферам общественной жизни функции государства могут быть разделены на:

         - экономические;

         - политические;

         - социальные;

         - осуществляемые в духовной сфере.    

К числу критериев также можно отнести принцип разделения властей и попробовать классифицировать функции государства на основе этого принципа. Здесь соответственно функции подразделяются на:

         - законодательные (правотворческие);

         - управленческие;

         - правоохранительные (в том числе судебные);

         - информационные.

Здесь следует обратить особое внимание на информационную функцию, которая характеризует деятельность четвертой власти - средств массовой информации. Она - эта функция - имеет свое собственное содержание, способы и структуру, свое обеспечение. Специфика этой функции заключается в особых способах ее воздействия на общество - целенаправленная информированность населения, а подчас и манипулирование общественным сознанием.

Под термином "право" понимается обоснованная, оправданная, свобода или возможность поведения, которая признается в обществе.[3] Есть еще и другие значения этого слова:

В каждом политически организованном обществе наряду с правом в юридическом смысле существует естественное право, которое охватывает такие права как: право на жизнь, право на свободу, право на равный эквивалент при товарном обмене.

Права, относящиеся к естественным, существуют независимо от того, закреплены они где либо в законе или нет, они непосредственно вытекают из естественного порядка вещей, из самой жизни, из существующих в обществе экономических,  духовных и даже естественно-природных факторов.

В отличие от естественного права, право в юридическом значении предстает как позитивное право, выраженное в законе, в других источниках. Как позитивное право оно:

- создается людьми, общественными образованиями,  - законодателями, судами, самими субъектами права и т.д. является результатом их творчества, целенаправленной волевой деятельности.

- существует в виде закона, иных источников, т.е. особой внешне выраженной реальности (а не просто в виде мысли, идеи).

Существует три способа формирования и существования позитивного права: обычное право, право судей, право законодателя.

2. Механизм (аппарат) государства: понятие, признаки, структура.

Механизм государства  -  есть система государственных органов, посредством которых реализуется государственная власть, обеспечивается государственное руководство обществом.[4]

В широком смысле механизм государства включает в себя три составные  части: государственные учреждения, государственный аппарат и государственные предприятия.

Государственные учреждения -  это такие государственные организации, которые осуществляют непосредственную, практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной и т.п.

Государственные предприятия учреждаются для осуществления хозяйственной деятельности в целях производства  продукции, либо его обеспечения, выполнения различных работ и оказания многочисленных услуг для удовлетворения потребностей общества.

В более узком смысле механизм государства нередко отождествляют с аппаратом государства, представляющим собой сложную систему органов, различающихся своим местом в общей структуре  аппарата, характером и объемом компетенции, формами и методами деятельности.

В свою очередь, орган государства является первичным элементом государственного аппарата. Органы государственного аппарата, связанные между собой отношениями субординации и координации,  являясь носителями властных полномочий, участвуют в решении наиболее общих задач государства и осуществлении его функций.

Каждый государственный орган представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления строго определенного вида государственной деятельности, наделенное соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.[5]

Ряд авторов выделяет три основные формы деятельности государственных органов: правотворческую, направленную на разработку и издание нормативно-правовых актов; правоисполнительную, как форму властной деятельности органов государства по реализации норм права; правоохранительную - форму правовой деятельности государства, обеспечивающую соблюдение правовых норм.

     Основными специфическими признаками, характеризующими  понятие органов государства, являются следующие:

- осуществляют от имени  государства его задачи и функции посредством определенного вида деятельности в порученной области;

 - обладают властными полномочиями, чем и отличаются от государственных учреждений и предприятий;

- имеют определенную компетенцию, т.е. закрепленную совокупность задач, функций, прав и обязанностей (правомочий);

- характеризуются определенной структурой, то есть строением по видам отдельных служб и численному составу (штатам) и имеют территориальный масштаб деятельности;

- образуются в порядке, установленном законом.

Наделение государственных органов полномочиями государственно-властного характера  является наиболее существенным признаком государственного органа. В совокупности с другими признаками он позволяет провести достаточно четкое различие между государственными органами, с одной стороны, и государственными организациями (предприятиями и учреждениями), а также негосударственными органами и организациями с другой стороны.

Основное свойство государственного органа, качественно его характеризующее, заключается в том, что он может издавать юридические акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы, применять меры принуждения, убеждения, поощрения для обеспечения требований этих актов, осуществлять надзор за их реализацией.

Органы государственной власти занимают центральное место в структуре государственного аппарата и обладают суммой определенных признаков, порождаемых природой и функциями государства. Эти органы каждый в своей области и своими специфическими методами выражают организаторскую роль государства в обществе. Понятие органа государственной власти складывается из совокупности трех основных признаков.

Каждый орган государственной власти создается в соответствии с установленным конституцией, законами или другими правовыми актами порядком.

Орган государственной власти наделен властными полномочиями, т.е. его решения носят обязательный для всех характер и при необходимости подкрепляются принудительной силой государства.

Деятельность органов государственной власти осуществляется в формах и методах, установленных правовыми актами. Ни при каких условиях орган государственной власти не вправе прибегать к действиям, выходящим за рамки допустимых организационных форм и методов, особенно в отношении применения принудительных мер.

Органы государственной власти состоят из выборных депутатов или назначенных государственных служащих, облеченных определенными властными полномочиями. Но возможен и орган власти в лице одного человека - Президента, Генерального прокурора, Уполномоченного по правам человека.

         Органы государственной власти, в зависимости от критерия, могут быть классифицированы на несколько групп.

По уровню деятельности: федеральные органы и органы государственной власти субъектов федерации. Некоторые органы государственной власти субъектов федерации не могут считаться полностью самостоятельными (например, прокуратура), поскольку они строятся на принципе строгой централизации.

На федеральном уровне и на уровне субъектов федерации органы государственной власти делятся на органы законодательной власти, органы исполнительной власти и органы судебной власти.

Особое положение среди государственных органов занимает Прокуратура, которую очень трудно отнести к той или иной ветви власти, хотя авторы Конституции Российской Федерации помещают статью о Прокуратуре в главу "Судебная власть". Этот орган, не входя в систему разделения властей, как мне кажется, тем не менее служит достижению целей, которые ставит перед собой данная концепция - обеспечение свобод. Прокуратура, будучи независимой, от других органов государственной власти, способствует укреплению законности и правопорядка в стране, осуществляя прокурорский надзор за исполнением законов государственными органами.

Особое значение в системе сдержек и противовесов имеет судебный конституционный контроль. В правовом государстве судебная власть должна быть важным гарантом прав и свобод, конституционного строя. Центральное место здесь занимает, конечно же, Конституционный Суд, который призван осуществлять конституционный контроль (судебные органы можно назвать самыми беспристрастными).

3. Оспоримые и ничтожные сделки в гражданском праве.

Ничтожные сделка - которая недействительна  в силу самого ее несоответствия требованиям закона, т.е. для признания такой сделки недействительной  достаточно констатации судом (арбитражным судом) лишь одного факта совершения такого действия. При обнаружении факта совершения абсолютно недействительных (ничтожных) сделок  юрисдикционный орган по своей  инициативе применяет нормы, влекущие те  негативные  последствия, которые предусмотрены на случай их совершения.

К  числу ничтожных сделок относятся сделки, несоответствующие требованиям закона (ст. 168 ГК РФ):

 Сделка, несоответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушений.

К ничтожным сделкам относятся сделки, совершенные с целью заведомо противоречащей интересам государства и общества. Таковой может считаться сделка при наличии умысла у одной из обеих сторон.

Например: скупка заведомо краденых вещей.

К ничтожным сделкам  относятся внеуставные  сделки, т.е. сделки, совершенные юридическими лицами, в противоречии с целями деятельности этого юридического лица, указанными в его учредительном договоре, уставе

(ст.173 ГК РФ).

  К ничтожным сделкам относятся сделки, совершенные недееспособными лицами (ст. 171 ГК РФ). Недееспособными являются лица, не достигшие возраста 18, а так же лица признанные недееспособными судом, в установленном порядке.

 К ничтожным сделкам относятся сделки мнимые и притворные.

Мнимые сделки - сделки, совершенные для вида, без намерения создать правовые последствия.

Например, купля – продажа,  если имущество остается у прежнего собственника, деньги так же не были переданы, следовательно, сделка была мнимой и правовых последствий для сторон не наступает.

  Признание сделки мнимой означает, что она в положении сторон ничего не изменила.

  Притворная сделка - сделка, которую совершают для того, что бы прикрыть другую сделку, которую стороны имели в виду.

  Например, бывают случаи, когда под видом договора дарения совершают куплю – продажу.

 Правовые последствия, наступающие в случае совершения притворной сделки таковы:

-притворную сделку признают не действительной - прикрываемую сделку исходя из того, что стороны хотели заключить, юрисдикционные  органы либо признают недействительной, либо дают сторонам совершить ее в порядке, предусмотренном законодательством.

 Ничтожными сделками признаются также те сделки, в которых не соблюдены требуемые законом формы.

Ничтожна сделка изначально не должна была заключатся, поэтому она в любом случае должна быть признанна несуществующей в том плане что для сторон не наступают последствия предусмотренные данной сделкой и в случае произошедших изменений стороны должны быть возвращены в первоначальное состояние.

Оспоримая   сделка - недействительность, которой должна быть  констатирована юрисдикционными органами, по иску заинтересованных лиц, т.е. действительность такой сделки поставлена в зависимость от обращения в юрисдикционные органы, контакта прокурора, других заинтересованных лиц и организаций.

        Если заинтересованные лица не  обращаются в юрисдикционные органы и не требуют признать сделку недействительной - она действует, так как поводом к её отмене служит желание одной из сторон.

        Если в суде возникает спор о том, что сделка совершена под влиянием обмана со стороны одного из субъектов, то она может быть признана недействительной не сама по себе, а только при доказанности дефектности воли субъекта, считающего себя обманутым.

Оспоримые сделки признаются недействительными в том случае, если:       Если она совершена ограниченно дееспособным по возрасту (т.е. несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет), без согласия родителей, усыновителей, попечителей (ст.175 ГК РФ).

  Сделка по распоряжению имуществом, совершенная без согласия попечителей, лицом ограниченно дееспособным в силу злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами.

  Сделки, совершенные дееспособным лицом,  находившимся в момент совершения сделки в таком состоянии, когда он не мог понимать значение своих действий и руководить ими.

  Сделки, совершенные под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение (ст. 178 ГК РФ).

Список литературы

1.     Конституция РФ от 12.12.93, официальное издание. М.; 1993г.

2.     Гражданский кодекс РФ от 21.10.94 отдельное издание М.; 2002.-

3.     Алексеев С.С., Государство и право, М. 1996 г.,

4.     Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации,  М.; 1999.-

5.     Гражданское право, учебник часть 1 и 2/ Под ред. А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого. М.; 2000.-

6.     Клименко С.В. Чичерин А.Л. Основы государства и права, М: “Теис”,1996

7.     Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. – М.:Юрайт,1998.

8.     Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе// Государство и право, 1993 №6

9.     Теория государства и права / под ред. В.К. Бабаева изд. «Юристъ», М.; 1999.-

10.                       Теория государства и права. Курс лекций./ Под ред. М.Н. Марченко. М.: Зерцало, 1997.


[1] Клименко С.В. Чичерин А.Л. Основы государства и права, М: “Теис” ,1996, стр. 5

[2] Клименко С.В. Чичерин А.Л. Основы государства и права, М: “Теис” ,1996, стр. 5

[3] Алексеев С.С., Государство и право, М. 1996 г., с.49.

[4] Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. – М.:Юрайт,1998. С.17.

[5]  Теория государства и права. Курс лекций./ Под ред. М.Н. Марченко. М.: Зерцало, 1997. С.114.