Содержание
1. Понятие, признаки, социальное назначение государства. 3
2. Принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. 6
3. Сделки в гражданском праве: понятие и виды. 9
Список литературы.. 14
1. Понятие, признаки, социальное назначение государства.
Государство - это политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая социальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функций, способная делать свой веления обязательными для населения всей страны.
Социальная функция многообразна по содержанию и масштабна по объему деятельности. Главное ее назначение - обеспечить общестенное благополучие, создать равные возможности для всех граждан в его достижении.[1]
Многие государства характеризуют себя социальными. Это означает, что они считают своей важной задачей заботу о всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях.
Российская Федерация провозглашает себя суверенным государством это означает верховенство государственной власти внутри страны и независимость за её пределами.
Для того чтобы обеспечить социальное назначение государства, необходимы финансовые ресурсы, основным источником которых являются налоги. Кроме того, в необходимых случаях государства прибегает к займам.
Так в Конституции Российской Федерации в частности сказано: “Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях предусмотренных законом.” [2]
В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию[3]
Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. [4]
Кроме этого в РФ принят ряд важнейших законов и других актов, направленных на социальную защиту отдельных категорий граждан, например: Закон РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18.10.1991, Фед. Закон РФ “О повышении минимального размера пенсии и порядке индексации пенсий” от 27.05.1997 и др.
Таким образом, государство принимает различные меры для повышения жизненного уровня граждан.
В реализации социальной функции большое место принадлежит проведению государственной политики в области образования, науки, культуры, здоровья граждан. В указанных сферах социальная функция осуществляется в форме государственной поддежки (финансовой, материальной, программной и др.) образовательных, воспитательных инаучных учреждений, а так же учреждений культуры. Что касается управления и организации их работы, то они автономны, свободны в своей деятельности, и вмешательнство государства здесь недопустимо.
Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности, в связи с чем во многих государствах образование является обязательным.
Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего государства без уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия. Воспитание граждан в духе патриотизм, уважения к историческому прошлому - непременная составная часть воспитательного процесса.
Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин Российской Федерации обязан знать законы своего государства и строго соблюдать их.
Основы государственной политики в области образования закреплены, в частности в Законе РФ “Об образовании” от 10. 07. 1992 , в сфере защиты интересов граждан в охране здоровья - в Законе “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации” от 28.06.1991, в области культуры - в Основах законодательства Российской федерации о культуре от 9. 10. 1992 и др.
2. Принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.
Принятие на всенародном референдуме в 1993 году Конституции Российской Федерации позволило закрепить принцип разделения властей в качестве основы конституционного строя России, однако положения о полномочиях различных органов не дают оснований утверждать, что принцип "сдержек и противовесов" полностью реализуется в статьях нового "Основного закона". Новая Конституция закрепила новую систему государственных органов и, конечно же, по-новому распределила функции государства между различными ветвями власти. Система "сдержек и противовесов", представленная в Конституции 1993 года, очень отличается от тех принципов взаимодействия государственных органов, которые существовали до принятия этого документа, однако она является результатом тех изменений, которые произошли в России за время реформ.
В статье 10 Конституции Российской Федерации установлено: Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Реализуется же данный принцип в последующих статьях Конституции, закрепляющих полномочия различных государственных органов. Особое внимание следует уделить отношениям органов законодательной и исполнительной власти, поскольку именно эти органы занимают важнейшее место в законодательном процессе, а закон в нашем государстве - основной источник права. Следовательно, структура отношений между представительными и исполнительными органами играет решающую роль в государственном регулировании жизни общества.
Высшим представительным и законодательным органом власти является Федеральное Собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. К основным полномочиям Совета Федерации (в сфере отношений с другими государственными органами) относятся: назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда;
назначение на должность и отрешение от должности Генерального Прокурора; отрешение Президента от должности. К ведению же Государственной Думы относятся: дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства, решение вопроса о доверии Правительству, выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности. В законодательном процессе палаты Федерального Собрания занимают очень важное место (ведь это все-таки законодательный орган), однако мы не можем сказать, что они играют в законодательном процессе решающую роль. Законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации, направляются на подпись к Президенту; однако, законодательный процесс, установленный в Конституции, имеет массу недостатков: если вето Совета Федерации Государственная Дума может реально преодолеть, то вето Президента преодолеть очень сложно, так как закон не действует, пока он не подписан президентом и не опубликован. Законы, с которыми Президент принципиально не согласен, могут быть им не подписаны неограниченное количество времени ( не действовать), поскольку за неисполнение обязанности подписать закон в течении семи дней ( после преодоления президентского вето) не предусмотрено никаких санкции со стороны других государственных органов.
Во всех странах при нормальной ситуации существуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Однако способы их разделения и взаимодействия далеко не одинаковы. Иначе говоря, принцип один, а способы его реализации различны.
Принцип разделения властей в сегодняшней России признан, конституционно закреплён и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов. Однако, необходимый для его полной реализации механизм сдержек и противовесов, позволяющий сбалансировать различные ветви власти и поставить эффективный заслон на пути к узурпации власти, ещё находящейся на стадии формирования. Его создание - одна из важных гарантий демократического развития России.[5]
Итак, подводя некоторые итоги, можно сказать, что теория разделения властей нашла свое признание не только в российской государственно-правовой науке, но и на практике. Теория разделения властей - общедемократическая концепция, завоевание передовой общественной мысли, общечеловеческая ценность, которая может служить целям демократии в государственном управлении. Но теория разделения властей осуществима, прежде всего, в плане общего принципа, начала, которым следует руководствоваться при создании структуры государственных органов и определении контуров их полномочий. Однако не следует абсолютизировать эту концепцию: создавать непроходимые преграды между ветвями власти, нарушать единство государственной политики. Воплощение в жизнь теории Монтескье почти всеми признается необходимым для становления в России правового государства, гражданского общества, для защиты прав и свобод человека и гражданина.
3. Сделки в гражданском праве: понятие и виды.
Гражданское право регулирует отношения экономического оборота, которые разнообразны и подвержены периодическим изменениям. Поэтому гражданские права и обязанности чаще всего возникают в результате целенаправленных и правомерных действий организаций и граждан, являющихся участниками экономического оборота. Заключение договора, его исполнение, расчеты, составление доверенности, завещания и другие действия субъектов гражданского права влекут за собой определенные гражданско-правовые последствия.
Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ). При этом в ст. 153 ГК РФ имеются в виду не только граждане и юридические лица РФ, но и иностранные граждане и юридические лица, а также лица без гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом. Помимо того, сделки могут быть совершены другими участниками регулируемых гражданским законодательством отношений Российской Федерации, муниципальными образованиями.
Поскольку закон связывает с совершением сделки установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, сделки относятся к категории юридических фактов.
Как юридические факты они представляют собой наиболее распространенную группу правомерных действий, т.е. действий, отвечающих требованиям закона и других актов. Этим сделки отличаются от неправомерных действий-деликтов (гл. 59 ГК РФ), а также неосновательного обогащения (гл.60 ГК РФ), если такое обогащение возникает в силу действий субъекта гражданского права. Несоответствие сделки предписанным законодательством требованиям влечет ее недействительность, последствия которой применительно к отдельным видам таких сделок различны (§ 2 гл. 9 ГК РФ).
Сделки всегда представляют собой волевые акты. Они совершаются по воле участников гражданского оборота.
Сделка – это действие, направленное на достижение определенного правового результата. Направленность воли субъекта, совершающего сделку, отличает ее от юридического поступка. При совершении такого поступка правовые последствия наступают только в силу достижения указанного в законе результата независимо от того, на что были направлены действия лица (находка потерянной вещи – ст. 227-229 ГК РФ, обнаружение клада – ст. 233 ГК РФ и др.).
Сделки, как один из видов юридических актов, должны быть отграничены от другого вида этих актов – от административных актов. Например, решение государственных органов о реквизиции или конфискации собственности или выдаче ордеров на жилое помещение. Такие акты также создают гражданско-правовые последствия, но влекут, прежде всего, возникновение административно-правовой обязанности выполнить соответствующее решение, а правомерность и действительность такого решения будут расцениваться с точки зрения предписаний административного права.
В системе гражданско-правовых институтов сделки занимают ведущее место, так как часто применяются и влекут важные правовые последствия. Заключение и исполнение договора – последовательная цепь совершаемых организациями и гражданами гражданско-правовых сделок: вступление в договор, его исполнение, уточнение его условий, прекращение или пролонгация на будущее. Распространены и односторонние сделки: объявление конкурса, составление доверенности, завещания и др. Гражданско-правовые сделки становятся главным основанием возникновения имущественных правоотношений.
Круг совершаемых сделок не ограничен теми типичными правовыми действиями, которые названы в ГК РФ и других актах гражданского права. Согласно п. 1 ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из действий граждан и юридических лиц, хотя и не предусмотренных гражданским законодательством, но не противоречащих ему. Поэтому по инициативе сторон возможны и иные сделки. Так, допустимы смешанные договоры, содержащие в себе элементы различных гражданско-правовых сделок.
Виды сделок.
Основное разграничение сделок закреплено в статье 154 ГК РФ.
Наличие у всех сделок общих признаков - совпадение воли и волеизъявления, правомерность действия - не исключает их подразделение на виды:
а) в зависимости от числа участвующих сторон сделки бывают односторонними, двухсторонними и многосторонними;
б) в зависимости от того, соответствует ли обязанности одной стороны в сделке совершить определенные действия, встречная обязанность другой стороны по предоставлению материального или иного блага, сделки делятся на возмездные или безвозмездные;
в) по моменту, к которому приурочивается возникновение сделки, они делятся на реальные и консенсуальные;
г) по степени зависимости действительности сделки от ее основания (цели) они бывают каузальными и абстрактными;
д) в силу зависимости юридических последствий совершения сделки от какого-то обстоятельства, которое может наступить или не наступить, выделяются условные сделки.
Теперь хочу рассмотреть в подробности каждый вид сделок.
Односторонние сделки - сделки, для совершения которых достаточно действий одной стороны.
Односторонняя сделка порождает последствия, затрагивающие одно, два или более лиц.
Односторонние сделки не всегда одно-субъективные.
Иногда односторонняя сделка вызывает юридические последствия при условии, что соответствующее волеизъявление воспринято тем лицом, которому оно адресовано.
Двусторонние сделки - сделки, для совершения которых необходимо действие двух сторон, необходимы два совпадающих волеизъявления.
Каждая из сторон сделки может быть представлена не одним, а несколькими субъектами.
Двусторонняя сделка именуется договором. Также ее называют взаимной.
Многосторонние сделки - сделки, число сторон, в которых составляет не менее трех, причем действия сторон не противостоят друг другу, а направлены на достижение одних и тех же целей.
В некоторых многосторонних сделках волеизъявления совпадают по содержанию. Однако этот признак не является необходимым, так как стороны сделки могут предусмотреть разные виды участия.
Возмездной называется сделка, в которой обязанности одной стороны совершить определенные действия соответствует встречная обязанность другой стороны по предоставлению материального и другого блага.
Возмездность в сделке может выражаться в передаче денег, вещей, предоставлении встречных услуг, выполнении работы и т.д
Безвозмездной называется сделка, в которой одна сторона получает какое либо благо, не отдавая ничего взамен. Односторонние сделки всегда безвозмездны.
Безвозмездные сделки сравнительно редки в отношениях юридических лиц, чаще они встречаются во взаимоотношениях граждан между собой или с организациями.
Реальные сделки - сделки, для совершения которых необходимы:
- соглашение
- действие, выраженное в передаче вещей.
Реальные сделки возникают с момента передачи вещи или совершения определённого действия. Самого по себе факта заключения соглашения в данном случае недостаточно.
Консенсуальные сделки - сделки, считающиеся заключенными с момента, когда между сторонами достигнуто согласие. Стороны договорились, подписали договор, который порождает права и обязанности.
Каузальные сделки - сделки, действительность которых зависит от наличия основания сделки.
Сторона каузальной сделки может доказывать отсутствие основания.
Абстрактные сделки - сделки характеризуются тем, что доказывать основание сделки запрещено.
Существуют также иные виды сделок.
Условные сделки. Условной называется сделка, юридические последствия совершения которой ставятся в зависимость от какого-то обстоятельства (события или действия третьего лица), которое может наступить или не наступить в будущем.
Сделки играют в общественной жизни многогранную роль. Поэтому в гражданском праве действует принцип допустимости - действительности любых сделок, не запрещенных законом, т.е. срабатывает принцип свободы сделок.
Список литературы
1. Конституция РФ от 12.12.93, официальное издание. М.; 1993г.
2. Гражданский кодекс РФ от 21.10.94 отдельное издание М.; 2002.-
3. Андреев С.Е., И.А.Федотова «Договор» М.1997г.
4. Брагинский М.И., В.В.Витрянский «Договорное право» кн.1, М.,2001
5. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации, М.; 1999.-
6. Гражданское право, учебник часть 1 и 2/ Под ред. А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого. М.; 2000.-
7. Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе// Государство и право, 1993 №6, стр. 104
8. Смирнова Н.Н. «Договорное право России» С.-Петербург. «Альфа», 2001г.
9. Теория государства и права / под ред. В.К. Бабаева изд. «Юристъ», М.; 1999.-
[1] Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе// Государство и право, 1993 №6, стр. 104
[2] п.1 ст. 39 Конституции РФ
[3] п.2 ст. 41 Конституции РФ
[4] п.3 ст. 39 Конституции РФ
[5] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации, М.; 1999.-