Содержание

1. Понятие, признаки, социальное назначение государства. 3

2. Принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. 6

3. Сделки в гражданском праве: понятие и виды. 9

Список литературы.. 14



1. Понятие, признаки, социальное назначение государства.

Государство - это политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая социальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функций, способная делать свой веления обязательными для населения всей страны.

Социальная функция многообразна по содержанию и масштабна по объему деятельности. Главное ее назначение - обеспечить общестенное благополучие, создать равные возможности для всех граждан в его достижении.[1]  

Многие государства характеризуют себя социальными. Это означает, что они считают своей важной задачей заботу о всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях.

Российская Федерация провозглашает себя суверенным государством это означает верховенство государственной власти внутри страны и независимость за её пределами.

Для того чтобы обеспечить социальное назначение государства, необходимы финансовые ресурсы, основным источником которых являются налоги. Кроме того, в необходимых случаях государства прибегает к займам.

Так в Конституции Российской Федерации в частности сказано: “Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях предусмотренных законом.” [2]

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию[3]

Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. [4]

Кроме этого в РФ принят ряд важнейших законов и других актов, направленных на социальную защиту отдельных категорий граждан, например: Закон РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18.10.1991, Фед. Закон РФ “О повышении минимального размера пенсии и порядке индексации пенсий” от 27.05.1997 и др.

Таким образом, государство принимает различные меры для повышения жизненного уровня граждан.

В реализации социальной функции большое место принадлежит проведению государственной политики в области образования, науки, культуры, здоровья граждан. В указанных сферах социальная функция осуществляется в форме государственной поддежки (финансовой,  материальной, программной и др.) образовательных, воспитательных инаучных учреждений, а так же учреждений культуры. Что касается управления и организации их работы, то они автономны, свободны в своей деятельности, и вмешательнство государства здесь недопустимо.

Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности, в связи с чем во многих государствах образование является обязательным.

Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего государства без  уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия. Воспитание граждан в духе патриотизм, уважения к историческому прошлому - непременная составная часть воспитательного процесса.

Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин Российской Федерации обязан знать законы своего государства и строго соблюдать их.

Основы государственной политики в области образования закреплены, в частности в Законе РФ “Об образовании” от 10. 07. 1992 , в сфере защиты интересов граждан в охране здоровья - в Законе “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации” от 28.06.1991, в области культуры - в Основах законодательства Российской федерации о культуре от 9. 10. 1992 и др.

2. Принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

Принятие на всенародном референдуме в 1993 году Конституции Российской Федерации позволило закрепить принцип разделения властей в качестве основы конституционного строя России, однако  положения о полномочиях различных органов не дают оснований утверждать, что принцип "сдержек и противовесов" полностью реализуется в статьях нового "Основного закона". Новая Конституция закрепила новую систему государственных органов и, конечно же, по-новому распределила функции государства между различными ветвями власти. Система "сдержек и противовесов", представленная в Конституции 1993 года, очень отличается от тех принципов взаимодействия государственных органов, которые существовали до принятия этого документа, однако она является результатом тех изменений, которые произошли в России за время реформ.

В статье 10 Конституции Российской Федерации установлено: Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Реализуется же данный принцип в последующих статьях Конституции, закрепляющих полномочия различных государственных органов. Особое внимание следует уделить отношениям органов законодательной и исполнительной власти, поскольку именно эти органы занимают важнейшее место в законодательном процессе, а закон  в нашем государстве - основной источник права. Следовательно, структура отношений между представительными и исполнительными органами играет решающую роль в государственном регулировании жизни общества.

Высшим представительным и законодательным органом власти является Федеральное Собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. К основным полномочиям Совета Федерации (в сфере отношений с другими государственными органами) относятся: назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда;

назначение на должность и отрешение от должности Генерального Прокурора; отрешение Президента от должности. К ведению же Государственной Думы относятся: дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства, решение вопроса о доверии Правительству, выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности. В законодательном процессе палаты Федерального Собрания занимают очень важное место (ведь это все-таки законодательный орган), однако мы не можем сказать, что они играют в законодательном процессе решающую роль. Законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации, направляются на подпись к Президенту; однако, законодательный процесс, установленный в Конституции, имеет массу недостатков: если вето Совета Федерации Государственная Дума может реально преодолеть, то вето Президента преодолеть очень сложно, так как закон не действует, пока он не подписан президентом и не опубликован. Законы, с которыми Президент принципиально не согласен, могут быть им не подписаны неограниченное количество времени ( не действовать), поскольку за неисполнение обязанности подписать закон в течении семи дней ( после преодоления президентского вето) не предусмотрено никаких санкции со стороны других государственных органов.

Во всех странах при нормальной ситуации существуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Однако способы их разделения и взаимодействия далеко не одинаковы. Иначе говоря, принцип один, а способы его реализации различны.

 Принцип разделения властей в сегодняшней России признан, конституционно закреплён и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов. Однако, необходимый для его полной реализации механизм сдержек и противовесов, позволяющий сбалансировать различные ветви власти и поставить эффективный заслон на пути к узурпации власти, ещё находящейся на стадии формирования. Его создание - одна из важных гарантий демократического развития России.[5]

Итак, подводя некоторые итоги, можно сказать, что теория разделения властей нашла свое признание не только в российской государственно-правовой науке, но и на практике. Теория разделения властей - общедемократическая концепция, завоевание передовой общественной мысли, общечеловеческая ценность, которая может служить целям демократии в государственном управлении. Но теория разделения властей осуществима, прежде всего, в плане общего принципа, начала, которым следует руководствоваться при создании структуры государственных органов и определении контуров их полномочий. Однако не следует абсолютизировать эту концепцию: создавать непроходимые преграды между ветвями власти, нарушать единство государственной политики. Воплощение в жизнь теории Монтескье почти всеми признается необходимым для становления в России правового государства, гражданского общества, для защиты прав и свобод человека и гражданина.

3. Сделки в гражданском праве: понятие и виды.

Гражданское право регулирует отношения экономического оборота, которые разнообразны и подвержены периодическим изменениям. Поэтому гражданские права и обязанности чаще всего возникают в результате целенаправленных и правомерных действий организаций и граждан, являющихся участниками экономического оборота. Заключение договора, его исполнение, расчеты, составление доверенности, завещания и другие действия субъектов гражданского права влекут за собой определенные гражданско-правовые последствия.

        Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ). При этом в  ст. 153 ГК РФ имеются в виду не только граждане и юридические лица РФ, но и иностранные граждане и юридические лица, а также лица без гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом. Помимо того, сделки могут быть совершены другими участниками регулируемых гражданским законодательством отношений Российской Федерации, муниципальными  образованиями.

       Поскольку закон связывает с совершением сделки установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, сделки относятся к категории юридических фактов.

        Как юридические факты они представляют собой наиболее распространенную группу правомерных действий, т.е. действий, отвечающих требованиям закона и других актов. Этим сделки отличаются от неправомерных действий-деликтов (гл. 59 ГК РФ), а также неосновательного обогащения (гл.60 ГК РФ), если такое обогащение возникает в силу действий субъекта гражданского права. Несоответствие сделки предписанным законодательством требованиям влечет ее недействительность, последствия которой применительно к отдельным видам таких сделок различны (§ 2 гл. 9 ГК РФ).

        Сделки всегда представляют собой волевые акты.  Они совершаются по воле участников гражданского оборота.

        Сделка – это действие, направленное на достижение определенного правового результата. Направленность воли субъекта, совершающего сделку, отличает ее от юридического поступка. При совершении такого поступка правовые последствия наступают только в силу достижения указанного в законе результата независимо от того, на что были направлены действия лица (находка потерянной вещи – ст. 227-229 ГК РФ, обнаружение клада – ст. 233 ГК РФ и др.).

        Сделки, как один из видов юридических актов, должны быть отграничены от другого вида этих актов – от административных актов. Например, решение государственных органов о реквизиции или конфискации собственности или  выдаче ордеров на жилое помещение. Такие акты также создают гражданско-правовые последствия, но влекут, прежде всего, возникновение административно-правовой обязанности выполнить соответствующее решение, а правомерность и действительность такого решения будут расцениваться с точки зрения предписаний административного права.

        В системе гражданско-правовых институтов сделки занимают ведущее место, так как  часто применяются и влекут важные правовые последствия. Заключение и исполнение договора – последовательная цепь совершаемых организациями и гражданами гражданско-правовых сделок: вступление в договор, его исполнение, уточнение его условий, прекращение или пролонгация на будущее. Распространены и односторонние сделки: объявление конкурса, составление доверенности, завещания и др. Гражданско-правовые сделки становятся главным основанием возникновения имущественных правоотношений.

        Круг совершаемых сделок не ограничен теми типичными  правовыми действиями, которые названы в ГК РФ и других актах гражданского права. Согласно п. 1 ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из действий граждан и юридических лиц, хотя и не предусмотренных  гражданским законодательством, но не противоречащих ему. Поэтому по инициативе сторон возможны и иные сделки. Так, допустимы смешанные договоры, содержащие в себе элементы различных гражданско-правовых сделок.

 Виды сделок.

        Основное разграничение сделок закреплено в статье 154 ГК РФ.

        Наличие у всех сделок общих признаков - совпадение воли и волеизъявления, правомерность действия - не исключает их подразделение на виды:

а) в зависимости от числа участвующих сторон сделки бывают односторонними, двухсторонними и многосторонними;

б) в зависимости от того, соответствует ли обязанности одной стороны в сделке совершить определенные действия, встречная обязанность другой стороны по предоставлению материального или иного блага, сделки делятся на возмездные или безвозмездные;

в) по моменту, к которому приурочивается возникновение сделки, они делятся на реальные и консенсуальные;

г) по степени зависимости действительности сделки от ее основания (цели) они бывают каузальными и абстрактными;

д) в силу зависимости юридических последствий совершения сделки от какого-то обстоятельства, которое может наступить или не наступить, выделяются условные сделки.      

         Теперь хочу рассмотреть в подробности каждый вид сделок.

 Односторонние сделки  - сделки, для совершения которых достаточно действий одной стороны. 

Односторонняя сделка порождает последствия, затрагивающие одно, два или   более лиц.

Односторонние сделки не всегда  одно-субъективные.

        Иногда односторонняя сделка вызывает юридические последствия при условии, что соответствующее волеизъявление воспринято тем лицом, которому оно адресовано.

Двусторонние сделки - сделки, для совершения которых необходимо действие двух сторон, необходимы два совпадающих волеизъявления.

Каждая из сторон сделки может быть представлена не одним, а несколькими субъектами.

  Двусторонняя сделка именуется договором. Также ее называют взаимной.

Многосторонние сделки - сделки, число сторон, в которых составляет не менее трех, причем действия сторон не противостоят друг другу, а направлены на достижение одних и тех же целей.

        В некоторых многосторонних сделках волеизъявления совпадают по содержанию. Однако этот признак не является необходимым, так как стороны сделки могут предусмотреть разные виды участия.

Возмездной называется сделка, в которой обязанности одной стороны совершить определенные действия соответствует встречная обязанность другой стороны по предоставлению материального и другого блага.

Возмездность в сделке может выражаться в передаче денег, вещей, предоставлении встречных услуг, выполнении работы и т.д

Безвозмездной называется сделка, в которой одна сторона получает какое либо благо, не отдавая ничего взамен.  Односторонние сделки всегда безвозмездны.

Безвозмездные сделки сравнительно редки в отношениях юридических лиц, чаще они встречаются  во взаимоотношениях  граждан между собой или с организациями.

Реальные сделки -  сделки, для совершения которых  необходимы:

- соглашение

- действие, выраженное в передаче вещей.

        Реальные сделки возникают с момента передачи вещи или совершения определённого действия. Самого по себе факта заключения соглашения в данном случае недостаточно.

Консенсуальные сделки - сделки, считающиеся заключенными с момента, когда между сторонами достигнуто согласие. Стороны договорились, подписали договор, который порождает права и обязанности.

Каузальные сделки  - сделки, действительность которых зависит от наличия основания сделки.

Сторона каузальной сделки может доказывать отсутствие основания.

Абстрактные сделки - сделки характеризуются тем, что доказывать основание сделки запрещено.

Существуют также иные виды сделок.

Условные сделки.     Условной называется сделка, юридические последствия совершения которой ставятся в зависимость от какого-то обстоятельства (события или действия третьего лица), которое может наступить или не наступить в будущем.

         Сделки играют в общественной жизни многогранную роль. Поэтому в гражданском праве действует принцип допустимости - действительности любых сделок, не запрещенных законом, т.е. срабатывает принцип свободы сделок.

Список литературы

1.                Конституция РФ от 12.12.93, официальное издание. М.; 1993г.

2.                Гражданский кодекс РФ от 21.10.94 отдельное издание М.; 2002.-

3.                Андреев С.Е., И.А.Федотова «Договор» М.1997г.

4.                Брагинский М.И., В.В.Витрянский «Договорное право» кн.1, М.,2001

5.                Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации,  М.; 1999.-

6.                Гражданское право, учебник часть 1 и 2/ Под ред. А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого. М.; 2000.-

7.                Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе// Государство и право, 1993 №6, стр. 104

8.                 Смирнова  Н.Н. «Договорное право России» С.-Петербург. «Альфа», 2001г.

9.                Теория государства и права / под ред. В.К. Бабаева изд. «Юристъ», М.; 1999.-








 





[1] Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе// Государство и право, 1993 №6, стр. 104

[2] п.1 ст. 39 Конституции РФ

[3] п.2 ст. 41 Конституции РФ

[4] п.3 ст. 39 Конституции РФ

[5] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации,  М.; 1999.-