Содержание

1. Понятие муниципальной демократии. Сочетание непосредственной и представительной демократии в системе местного самоуправления. 3

2. Непосредственная демократия и её формы. 6

3. Местный референдум: понятие, предмет, порядок назначения и проведения референдума, принятие и назначение решений местного референдума. 8

4. Народная правотворческая инициатива, механизм её реализации. 12

5. Обращение граждан в муниципальные организации и к должностным лицам муниципальных органов. 14

6. Собрания (сходы) граждан. 17

7. Понятие и характеристика представительной демократии. 18

Список литературы.. 20

1. Понятие муниципальной демократии. Сочетание непосредственной и представительной демократии в системе местного самоуправления.

В современном понимании демократия есть форма государственного  устройства, основанная на признании таких устоев конституционного строя, как народовластие и политический плюрализм, свобода и равенство граждан, неотчуждаемость прав человека.

Муниципальная демократия также как и государственная означает власть большинства при защите прав меньшинства, осуществление выборности основных муниципальных органов, наличие прав и политических свобод граждан, их равноправие, верховенство закона, конституционализм, разделение властей на государственном и местном уровнях. Различают непосредственную демократию когда основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на референдумах, сходах и т.п. и представительную демократию когда решения принимаются выборными учреждениями - парламентами и советами депутатов и др.

Местное самоуправление является важнейшим элементом демократического государственного устройства. В частности - это неотъемлемая часть общегосударственной системы сдержек и противовесов. Наряду с сочетанием различных интересов на государственных уровнях Российской федерации, субъектов Российской Федерации необходимо сочетание интересов государственных и интересов каждого отдельно взятого города, поселка, деревни, каждой каким-либо способом обособленной населенной территории. Роль выразителя таких интересов и призвано играть местное самоуправление. Чтобы эта роль была действенной, необходимо наличие у местного самоуправления полномочий на самостоятельное решение вопросов защиты интересов жителей, обусловленных фактом совместного проживания на соответствующей территории (вопросов местного значения), а также полномочий на участие в подготовке решений органов государственной власти, затрагивающих интересы жителей территории местного самоуправления[1].

Чтобы понять задачи, принципы построения и компетенцию органов муниципального или иными словами местного самоуправления необходимо обратиться непосредственно к основному закону РФ, т.е. к Конституции РФ:

п.2 ст. 3 « Народ  осуществляет свою  власть непосредственно,  а  также    через   органы    государственной   власти   и   органы   местного    самоуправления»

п. 2 ст. 8: «В  Российской  Федерации  признаются  и  защищаются  равным    образом частная,  государственная, муниципальная    и  иные  формы    собственности».

  Статья 12:

 «В Российской  Федерации  признается  и  гарантируется  местное    самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий    самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему    органов государственной власти».

    П. 2. ст. 32: «Граждане  Российской Федерации  имеют право избирать и быть    избранными в  органы  государственной  власти  и  органы  местного    самоуправления, а также участвовать в референдуме».

 Глава 8 «Местное самоуправление»:

 Статья 130:

            1.Местное  самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение  населением  вопросов  местного  значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

            2.  Местное  самоуправление  осуществляется  гражданами  путем референдума, выборов,  других форм  прямого волеизъявления,  через  выборные и другие органы местного самоуправления.


Система территориального общественного самоуправления включает в себя: формы непосредственной демократии (общие собрания (сходы), конференции жителей, опросы населения); органы территориального общественного самоуправления (советы или комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, а также поселков, сельских населенных пунктов в тех случаях, когда в последних самостоятельные органы местного самоуправления не формируются), а также иные органы самоуправления населения по месту жительства (советы или комитеты улиц, кварталов, домов и т.п.). Территории, на которых действуют органы общественного самоуправления, устанавливаются по предложению жителей соответствующей администрацией и утверждаются представительным органом местного самоуправления.

Органы территориального общественного самоуправления создаются по инициативе жителей на основе их добровольного волеизъявления. Выборы могут проводиться на общих собраниях (сходах) или конференциях жителей по месту их жительства либо на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Общее собрание (сход) или конференция жителей устанавливают срок полномочий органов территориального общественного самоуправления самостоятельно.

Представительная демократия  это форма власти народа на определенной территории, когда основные решения принимаются представительными органами местного самоуправления избранными непосредственно населением на местных выборах.

Представительные органы по предложению инициативных групп населения согласовывают порядок, нормы представительства и сроки проведения выборов органов территориального общественного самоуправления, а при проведении прямых выборов по избирательным участкам - порядок образования избирательных комиссий и порядок выдвижения кандидатов.

Подготовка и проведение выборов органов территориального общественного самоуправления осуществляются открыто и гласно.

2. Непосредственная демократия и её формы.

Непосредственная демократия это форма власти народа на определенной территории, когда основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на референдумах, сходах и т.п.

Непосредственное осуществление населением местного самоуправления  и участие населения в осуществлении местного самоуправления основываются на принципах законности и добровольности.[2]

1.Местный референдум может проводится на всей территории муниципального образования,  в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения.

2.Муниципальные выборы - выборы депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании при обеспечении установленных законом избирательных прав граждан.

3.Собрание (сход) граждан.

4.Народная правотворческая инициатива - Население в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию).

5. Обращения граждан в органы местного самоуправления[3].

6. Территориальное общественное самоуправление и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления - самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления. В соответствии с уставом муниципального образования указанные органы могут являться юридическими лицами.  


3. Местный референдум: понятие, предмет, порядок назначения и проведения референдума, принятие и назначение решений местного референдума.

Референдум - это голосование населения соответствующего муниципального образования по наиболее важным вопросам жизни города, района, поселка, сельсовета и т.д. В законах о местных референдумах, принятых в ряде субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных образований приводится примерный перечень таких вопросов. Это устав муниципального образования, формы осуществления местного самоуправления, структура органов местного самоуправления, изменение границ муниципальных образований, планы и программы развития территорий, запрещение строительства и эксплуатации объектов, наносящих вред окружающей среде, отчуждение и приобретение объектов муниципальной собственности и другие вопросы местного значения, отнесенные Конституцией, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации к ведению местного самоуправления[4].

На местный референдум выносятся вопросы, решение которых по закону требует выяснения воли жителей данного города, района, поселка и т.д. (например, структура органов местного самоуправления или изменение границ муниципального образования) либо имеет целью объединение противоречивых интересов различных групп населения и выяснение воли большинства. Вместе с тем возможны ситуации, в которых местное сообщество призывается в качестве арбитра при возникновении споров, противоречий и неодинаковых подходов к важнейшим проблемам у представительного органа и главы муниципального образования или у главы администрации: несмотря на то, что каждый из них обладает собственной компетенцией, механизмы разделения труда срабатывают не всегда должным образом, к тому же существуют и проблемы, которые должны решаться при полном согласии разных органов.

В процедуре назначения местного референдума различаются стадии оформления инициативы проведения референдума и принятия решения о его проведении. Если референдум проводится по собственной инициативе представительного органа, то эта инициатива должна быть проявлена определенным числом депутатов. В одном случае это не менее одной трети депутатов (Закон Вологодской области), в другом - не менее половины депутатов (Закон Воронежской области). Само решение о проведении референдума принимается согласно ряду законов субъектов Федерации и ряду уставов муниципальных образований двумя третями голосов депутатов.

Второй субъект инициативы - само население муниципального образования. Других Федеральный закон не предусматривает. Расширение этого закрытого перечня законами субъектов Федерации или уставами муниципальных образований неправомерно. Поэтому вряд ли можно признать приемлемым дополнение его главой администрации (г.г.Астрахань, Хабаровск), органами местного самоуправления (не только представительными), законодательным (представительным) органом и главой администрации субъекта Российской Федерации (Ивановская область).

Инициатива населения оформляется согласно законам ряда субъектов Российской Федерации и уставам муниципальных образований путем создания инициативной группы с определенным числом членов, которая обращается в соответствующий орган местного самоуправления (необязательно представительный) с ходатайством о своей регистрации. Орган местного самоуправления, установив соответствие ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов требованиям закона и устава муниципального образования, в течение установленного короткого срока принимает решение о регистрации инициативной группы или отказывает в ней. Основанием для отказа в регистрации может быть только нарушение группой закона и устава. Отказ по мотивам нецелесообразности не допускается, причем инициативная группа вправе обжаловать отказ в суд.

С момента получения свидетельства о регистрации инициативная группа может собирать подписи в поддержку инициативы о проведении местного референдума. Подписи собираются посредством их внесения в подписные листы, содержащие формулировку вопроса (решения), предлагаемого к вынесению на референдум. В правовых документах субъектов Федерации и уставах муниципальных образований установлено разное количество подписей, необходимых для принятия решения о проведении референдума. В одном случае это 25 процентов жителей соответствующего муниципального образования (Воронежская область), в другом - десять процентов (Вологодская область) или пять процентов (г.г.Астрахань, Омск) и т.д.

Подписи, собранные в поддержку инициативы проведения референдума, поступают в представительный орган местного самоуправления, который в течение установленного срока принимает решение по данному вопросу. Это не право, а обязанность представительного органа: если в документах и при сборе подписей не был нарушен закон или устав, представительный орган должен назначить референдум, указав при этом содержание выносимого на него вопроса, дату проведения и меры, его обеспечивающие.

Для его подготовки и проведения образуются муниципальная, участковые и при необходимости территориальные комиссии по проведению местного референдума. Процедура проведения референдума аналогична процедуре выборов (списки имеющих право на голосование, агитация, голосование в день проведения референдума, подсчет голосов участников голосования и т.д.

Граждане участвуют в голосовании непосредственно (то есть без каких-либо промежуточных ступеней, без выборов лиц, голосующих затем на основе представительства, и т.д.) и на добровольной основе. Участие в референдуме является только правом, а не обязанностью граждан. Действия, направленные на то, чтобы принудить гражданина к участию или неучастию в референдуме, незаконны.

Волеизъявление граждан на референдуме является свободным. То есть каждый участник референдума голосует сообразно своему внутреннему убеждению. Какое-либо воздействие на свободное волеизъявление недопустимо.

Голосование на референдуме является тайным. Законы субъектов Федерации, уставы и другие акты органов муниципальных образований предусматривают целый ряд организационных гарантий, обеспечивающих тайну голосования.

 Акт референдума имеет самостоятельное значение как непосредственное выражение воли граждан, имеющее обязательный характер. Чтобы стать таковым, решение на референдуме должно быть принято с соблюдением определенных условий. Во-первых, необходимо, чтобы сам референдум был признан состоявшимся согласно установленным параметрам и, во-вторых, чтобы решение принималось значительным числом граждан, не меньше минимума, определенного в законе или акте муниципального образования.

Общегосударственный и местный референдум имеют общую основу так как регулируются Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в котором  определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

4. Народная правотворческая инициатива, механизм её реализации.

По Закону  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.95 ст.25,  члены местного сообщества обладали этим весьма важным для них правом, только если оно было закреплено в уставе муниципального образования. Такой порядок регулирования объясняется, вероятно, стремлением законодателя учесть особенности условий осуществления местного самоуправления в разных муниципальных образованиях, степень подготовленности населения к проявлению правотворческой инициативы и т.д. Законы о местном самоуправлении большинства субъектов Российской Федерации тоже воспроизводят именно эту форму наделения членов местных сообществ правом нормотворческой инициативы. Вместе с тем в некоторых субъектах Федерации пошли иным путем. Например, в Законе Ярославской области безоговорочно устанавливается право жителей всех муниципальных образований на правотворческую инициативу. В то же время есть и такие законы, в которых вообще отсутствует какое-либо упоминание о ней (Московская, Белгородская, Вологодская, Саратовская области и др.).

Федеральный закон 2003 года  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ст.26,  содержит иное правило, с правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке установленном нормативно правовым актом представительного органа муниципального образования. В случае отсутствия нормативного правового акта представительного органа муниципального образования, регулирующего порядок реализации правотворческой инициативы граждан, принятие к рассмотрению и рассмотрение проекта муниципального правового акта, внесенного гражданами, осуществляются в соответствие   данным Федеральным законом.

Следует заметить, что порядок осуществления указанного права недостаточно полно разработан как в законах субъектов Федерации, так и в уставах и требует восполнения с учетом практики применения нового института. При этом следует иметь в виду, что Федеральный закон говорит о праве внесения проектов правовых актов в органы местного самоуправления вообще, а не только в представительные органы, как это закреплено в уставах некоторых муниципальных образований. Он предполагает определение сроков рассмотрения правотворческих инициатив, порядка их предварительной экспертизы на предмет соответствия законодательству, возможности участия авторов или соавторов проектов нормативных актов при их обсуждении органами местного самоуправления и т.д.

5. Обращение граждан в муниципальные организации и к должностным лицам муниципальных органов.

Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.

Должностные лица местного самоуправления обязаны дать письменный ответ по существу обращения граждан в органы местного самоуправления в течение одного месяца.

Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления устанавливаются законами субъектов РФ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований[5].

Классифицируя обращения граждан к муниципальным органам и их должностным лицам, следует иметь в виду содержание и особенности этих обращений, которые обусловливают неодинаковые юридические последствия их рассмотрения. В частности, различаются три вида обращений: предложения, заявления и жалобы. Предложения - это мнение людей о том, как, какими путями можно усовершенствовать работу органов местного самоуправления, что следует сделать для решения проблем местной жизни - экономических, социальных, производственных и других. Предложения, как правило, не связаны с какими-либо конкретными нарушениями прав и законных интересов граждан. Особенно много обращений такого рода может поступать во время обсуждения гражданами опубликованных проектов решений органов местного самоуправления, в периоды подготовки заседаний представительных органов.

Заявления обычно содержат просьбы об удовлетворении нужд и потребностей людей (об улучшении жилищных условий, назначении пенсий, освобождении от налогов или предоставлении налоговых льгот и т.д.). Нередко в заявлениях сообщается о таких нарушениях нормальной деятельности предприятий, учреждений и организаций, которые могут не затрагивать напрямую права заявителей.

Жалобы, как правило, содержат сведения о нарушенных правах, свободах и законных интересах их авторов и просьбы устранить эти нарушения[6].

Обращения могут быть сделаны как в устной, так и в письменной форме. Письменные обращения гражданина (граждан) должны быть им (ими) подписаны с указанием фамилии, имени, отчества и содержать помимо изложения существа предложения, заявления либо жалобы также данные о месте его (их) жительства, работы или учебы. Обращения, не содержащие этих сведений, признаются анонимными и рассмотрению не подлежат.

Предложения и заявления подаются в те муниципальные органы или тем должностным лицам местного самоуправления, к непосредственному ведению которых относится разрешение данного вопроса. Жалобы подаются в те органы или тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены органы, предприятия, учреждения, организации или должностные лица, чьи действия обжалуются. Органы местного самоуправления, к ведению которых не относится решение вопросов, поставленных в предложениях, заявлениях и жалобах граждан, направляют их не позднее чем в пятидневный срок по принадлежности, извещая об этом заявителей, а при личном приеме разъясняют, куда им следует обратиться.

Выборные и другие должностные лица местного самоуправления обязаны проводить личный прием граждан. Прием должен проводиться в установленные и доведенные до сведения граждан дни и часы, в удобное для них время, в необходимых случаях - по месту работы и жительства.

Муниципальные органы и должностные лица местного самоуправления при рассмотрении обращений граждан обязаны: внимательно разбираться в их существе, в случае необходимости истребовать нужные документы, направлять работников на места для проверки, принимать другие меры для объективного разрешения вопросов; принимать обоснованные решения по предложениям, заявлениям и жалобам и обеспечивать своевременное и правильное исполнение этих решений; сообщать гражданам в письменной или устной форме о решениях, принятых по их обращениям, а в случаях их отклонения указывать мотивы; разъяснять порядок обжалования; систематически анализировать и обобщать предложения, заявления и жалобы граждан, содержащиеся в них критические замечания с целью своевременного выявления и устранения причин, порождающих нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан, изучения общественного мнения, совершенствования работы муниципальных органов, предприятий, учреждений и организаций.

6. Собрания (сходы) граждан.

В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. Сход правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.

Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Собрания (сходы) могут созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей численностью не менее 10 человек.[7]

В ранее действующем ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 г. содержались иные правила о сходе граждан:  «к их компетенции относятся следующие вопросы: избрание органов территориального общественного самоуправления населения и принятие положений (уставов) о них. Утверждение программ деятельности органов территориального общественного самоуправления населения по социально-экономическому развитию соответствующей территории и отчетов об их выполнении; решение других вопросов, относящихся к компетенции органов территориального общественного самоуправления, затрагивающих интересы населения соответствующих территорий.

Общие собрания (сходы) граждан по выборам органов территориального общественного самоуправления населения правомочны, если в них принимает участие не менее половины жителей соответствующей территории, а конференции граждан - при участии не менее двух третей представителей жителей соответствующей территории. В общем собрании (сходе), конференции принимают участие граждане, достигшие 16 лет».


7. Понятие и характеристика представительной демократии.

Особенность представительной демократии состоит в том, что основные,  важные решения принимаются выборными учреждениями - парламентами и советами депутатов и др. иными словами представительным органом местного самоуправления.

Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся:

1) принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

4) установление местных налогов и сборов;

5) установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;

6) контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.

 Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

С целью претворения в жизнь решений представительных органов муниципального управления в муниципальных образованиях согласно уставам могут создаваться иные органы местного самоуправления.

Выборное должностное лицо местного самоуправления должностное лицо, избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации[8].



Список литературы

1.     «Европейская Хартия местного самоуправления» 1.09.1998г.

2.     Конституция Российской Федерации – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997.

3.     Федеральный закон от 19 сентября 2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

4.     Федеральный закон от 28 августа 1995 года №154-ФЗ  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

5.     Федеральный закон от 08. 01. 1998 г. N 8-ФЗ "Об основах      муниципальной службы в Российской Федерации"

6.   Федеральный закон от 12.06. 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

7.     Местное самоуправление в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов. – М.: Юрид. лит., 1998. –

8.     Основы местного самоуправления: В 3-х ч. Ч. 2. – Учебное пособие для муниципальных служащих под ред. С. В. Вобленко. – Обнинск: Институт муниципального управления, 1997. –

9.     Бондарь Н.С., Авсеенко В.И., Бочаров С.Н Муниципальное право Российской Федерации. Учебник для вузов /под ред. профессора Н.С.Бондаря.-М.:ЮНИТИ-ДАНА,Закон и право, 2002.

10.            Бялкина Т.М., О системности законодательного регулирования местного самоуправления //"Журнал российского права", N 4, апрель 2002 г.

11.            Васильев В.И. Местное самоуправление: закон и практика // "Журнал российского права", N 8, август 2001 г.


12.           Горожанин В.А. Понятие и особенности правового статуса субъектов местного самоуправления в РФ: Учебно-методич. пособие. Новосибирск, 1997.

13.            Замотаев А. "Местное самоуправление как элемент государственного устройства" // Российская юстиция, 1996, N 6

14.           Замотаев А., "Правовое обеспечение местного самоуправления" // Российская юстиция, 1996, N 9

15.           Козлова Т.А. Укрепление вертикали власти и местное самоуправление // "Журнал российского права", N 7, июль 2001 г.

16.           Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник.- М.: Юристъ,2001.

17.           Лютцер В. "Государственная власть и местное самоуправление в Москве: возможности сосуществования" // "Законодательство", 1996, N 2

18.            Местное самоуправление: современный российский опыт законодательного регулирования: Учеб. пособие / Под ред. К.Ф. Шеремета, И.И. Овчинникова. М., 1998.

19.            Муниципальное право / Отв. ред. А.И. Коваленко. М., 1997.

20.           Модин Н., "Ответственность органов местного самоуправления за неправомерные действия"  // Российская юстиция", 2000, N 1

21.           Мокрый В.С. Местное самоуправление: пути становления и развития // "Журнал российского права", N 10, октябрь 2002 г.


22.           Овчинников И.И. Гражданин и местная власть // "Гражданин и право", N 7/8 июль - август 2002 г.

23.           Постовой Н.В. Муниципальное право России.: Вопросы и ответы.-М.:Юриспруденция,2001.

24.            Постовой Н.В. Муниципальное право России: [Учебник]. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юриспруденция, 2000.

25.            Торшенко А.А. Муниципальное право Российской Федерации: Курс лекций. 2-е изд., доп. и перераб. Екатеринбург, 1999.





[1] "Местное самоуправление как элемент государственного устройства" (Замотаев А., Российская юстиция, 1996, N 6)


[2] Федеральный закон от 19 сентября 2003 года  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

[3] Постовой Н.В. Муниципальное право России: [Учебник]. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юриспруденция, 2000.

[4] Муниципальное право / Отв. ред. А.И. Коваленко. М., 1997.

[5] Федеральный закон от 19 сентября 2003 года  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ст. 32

[6] Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник.- М.: Юристъ,2001.


[7]  Федеральный закон от 19 сентября 2003 года  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ст. 25


[8] Местное самоуправление в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов. – М.: Юрид. лит., 1998