СОДЕРЖАНИЕ

1.   Задачи, функции и методы ведения учетной  работы на предприятии. 3

2.   Основные понятия и содержание баланса-нетто. Взаимосвязь баланса и классификаций хозяйственных средств. Логическая последовательность отражения учетной информации и методика составления баланса. 8

3.   Экономическое чтение и анализ бухгалтерского баланса. 14

4.   Практическая часть. 17

Задача № 2. 17

Задача № 7. 19

Задача № 9. 21

Задача № 10 Б. 25

Список литературы.. 26


1.    Задачи, функции и методы ведения учетной работы на предприятии

Хозяйственный учет – это система наблюдения, измерения, регистрации и обобщения хозяйственных фактов, явлений, процессов в целях анализа, контроля и управления ими. На основе хозяйственного учета строится модель функционирования объекта управления, предполагающая взаимосвязь трех видов учета – оперативного, статистического и бухгалтерского. Они взаимно дополняют друг друга и часто используют одну и ту же информацию.

Оперативный учет осуществляется непосредственно на рабочих местах в момент совершения определенных хозяйственных операций. Основная его особенность – быстрота обеспечения данными для оперативного руководства. Эта информация используется для текущего повседневного управления работой предприятия и может передаваться по телефону, телеграфу, в устной беседе. К функциям оперативного учета относятся: наблюдение процессов и фактов хозяйственной жизни предприятия; накопление и представление данных для оперативного анализа, управления и контроля.

Статистический учет изучает и обобщает явления которые носят массовый характер в производственной деятельности и общественной жизни. Эти сведения служат анализу результатов различных процессов и прогнозированию дальнейшего их развития. Количественная характеристика этих процессов рассматривается в неразрывной связи с качественной с целью раскрытия закономерности развития явлений. Статистика абстрагируется от конкретного факта. Ее информация строится на обобщающих показателях, характеризующих совокупность объектов. Статистический учет использует обобщенные данные оперативного и бухгалтерского учета, а также сведения, полученные при комплексных и выборочных наблюдениях.

Основным из всех видов учета является бухгалтерский учет.

Бухгалтерский учет возник в обществе вследствие насущной необходимости: нельзя вести хозяйство без меры, веса и счета, не сопоставляя расходы с доходами. Это было важно всегда, во все времена. В настоящих условиях роль бухгалтерского учета трудно переоценить. Грамотно поставленный учет – это одно из важнейших условий эффективного управления предприятием и достижения коммерческого успеха. Функция учета – обеспечение количественной информацией, главным образом финансового характера, о хозяйствующих субъектах в целях ее использования для принятия управленческих решений.

Таким образом, можно сказать, что современный бухгалтер занимается не только ведением учета фактов хозяйственной жизни, но и осуществляет обширную деятельность, включающую в себя планирование и принятие решений, контроль и подготовку аналитических материалов для руководства, оценку, обзор деятельности и внутренний аудит.

Бухгалтерский учет в соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Объектами бухгалтерского учета являются имущество предприятий, а также их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые предприятием в процессе его деятельности.

Учетная информация – основа принятия решений как внутри предприятия, так и вне него. Она обеспечивает реализацию следующих взаимосвязей.

1.     Бухгалтерский учет и планирование. Планирование включает в себя постановку целей, определение путей их достижения и выбор наилучшей альтернативы. На всех этих стадиях бухгалтер должен моделировать финансовые проблемы и пути их разрешения. Учетные данные предшествующих периодов являются исходной базой для планирования, а данные текущего учета – средством контроля за выполнением планов, основой для корректировки плановых заданий.

2.     Бухгалтерский учет и контроль. Хозяйственный контроль как функция управления состоит в выявлении отклонений от планов, определении того, насколько хозяйственные действия соответствуют плану, выявлении нарушений законодательных актов. Для выявления указанных отклонений фактические результаты сравнивают с плановыми. Источником данных о фактических результатах является бухгалтерский учет. Текущий контроль в различной степени осуществляется всеми руководителями и специалистами предприятия в соответствии с их должностными обязанностями. Бухгалтерская служба обеспечивает контроль за всеми хозяйственными операциями предприятия, а также за сохранностью имущества.

3.     Бухгалтерский учет и анализ. Экономический анализ осуществляется на базе бухгалтерского учета, являющегося основным источником информации. Экономический анализ включает оценку, диагностику и прогнозирование управленческих решений, дает оценку их обоснованности, устанавливает причины выявленных отклонений. Анализ играет основную роль в экономическом обосновании принимаемых планов. Связь анализа с бухгалтерским учетом проявляется в том, что при построении моделей используются учетные данные и данные бухгалтерской отчетности.

4.     Бухгалтерский учет, ревизия и аудит. Ревизии и аудиторские проверки осуществляются в основном по данным бухгалтерского учета. Результаты проверок используются для улучшения организации учета на предприятии.

Бухгалтерский учет, финансы, кредит и право. Данные бухгалтерского учета используются при составлении финансового и кредитных планов, при решении правовых вопросов. Одновременно по учетным данным осуществляется контроль за выполнением финансового плана и финансовым состоянием предприятия, использованием кредитов банка.

Под методом науки понимают то, как и с помощью каких способов данная наука изучает предмет. Методом бухгалтерского учета называется совокупность способов отражения хозяйственной деятельности предприятий, в основе которых лежит моделирование фактов хозяйственной жизни. В бухгалтерском учете с помощью метода исследуются, осмысливаются и анализируются факты хозяйственной жизни. Отдельными элементами приемов и способов метода бухгалтерского учета являются следующие.[1]

Документация – совокупность носителей первичной информации, отражающая хозяйственную деятельность предприятий. Все хозяйственные операции, проводимые предприятием, должны оформляться документально. На основании этих документов ведется бухгалтерский учет.

Инвентаризация – это способ определения фактического наличия товарно-материальных ценностей на предприятии и сверка с данными бухгалтерского учета, являющихся одним из обязательных приемов бухгалтерского учета. Инвентаризация на предприятии проводится с целью обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка имущества и финансовых обязательств. Инвентаризация имущества проводится по его местонахождению и по каждому материально-ответственному лицу. Проведение инвентаризации относится к основным способам контроля за хозяйственной деятельностью предприятия.

Бухгалтерские счета – способ экономической группировки с целью текущего контроля и учета над объектами наблюдения, позволяющий отразить не только начальное и конечное состояние, но и сами изменения объектов учета в результате свершившихся хозяйственных операций. Счета открываются на каждый вид актива, капитала и обязательства, доходов и расходов, на счетах также выявляется и распределяется финансовый результат. Бухгалтерские счета – важнейший элемент бухгалтерской информационной системы, динамическая составляющая моделирования.

Двойная запись – метод отражения хозяйственных операций в системе бухгалтерских счетов дважды. Влияние операций на финансовое положение организации в бухгалтерской информационной модели учитывается дважды: по дебету одного или нескольких счетов и по кредиту одного или нескольких счетов. Суммы дебетового и кредитового оборотов по каждой операции всегда равны между собой.

Баланс – способ экономической группировки, обобщения и отражения имущества предприятия в стоимостной оценке на определенную дату. Балансовое обобщение позволяет сопоставить имущество предприятия (его активы) с источниками его образования (капитал и обязательства). Балансовое уравнение сопоставляет экономическое содержание учета (что учитывается) и юридический его аспект (за счет каких источников появилось у организации имущество). Обе оценки представлены в балансе в одинаковых суммах.

Оценка  – способ выражения объектов бухгалтерского учета в обобщенном стоимостном измерителе, единицей которого является рубль. Бухгалтерский учет изучает разнообразные объекты – основные средства, нематериальные активы, денежные средства и т.п., происходящие изменения в которых в результате хозяйственных операций описаны количественными показателями. Для формирования бухгалтерской информационной модели вся совокупность хозяйственных операций оценивается в рублях. Бухгалтерское наблюдение охватывает те объекты, которые поддаются стоимостной оценке, а сам бухгалтерский учет представляется стоимостным учетом.

Калькуляция – способ определения себестоимости единицы продукции на основе данных бухгалтерского учета.

Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении предприятия, представляющая собой совокупность экономических показателей, характеризующих деятельность предприятий за отчетный период.[2]


2.    Основные понятия и содержание баланса-нетто. Взаимосвязь баланса и классификаций хозяйственных средств. Логическая последовательность отражения учетной информации и методика составления баланса

Термин «баланс» (от лат. bis – дважды, lanx – чаша весов) означает двучашие и употребляется как символ равновесия и равенства. Применяется в экономике как правило для обозначения системы интервальных показателей, характеризующих источники образования каких-либо ресурсов и направления их использования за определенный период: баланс доходов и расходов предприятия, баланс трудовых ресурсов, межотраслевой баланс.

Балансовый метод как способ представления данных в виде двусторонней таблице с равными итогами широко используется в планировании, экономическом анализе и бухгалтерском учете.[3]

Балансовое обобщение информации в бухгалтерском учете позволяет выявить финансово-имущественное положение предприятия. Это достигается содержанием и структурой баланса состоящего из двух равных частей: в одной отражается имущество по составу (основные средства, запасы, готовая продукция, денежные средства и т.д.) – актив, а в другой – по источникам формирования (уставный капитал, кредиты банка, задолженность поставщикам и т.д.) – пассив баланса. Таким образом, строение баланса основывается на принципе двойственности – основополагающей концепции бухгалтерского учета.

Важнейшим свойством баланса является постоянное равенство общего итога актива и пассива баланса. Это равенство объясняется тем, что в активе и пассиве баланса отражаются одни и те же хозяйственные средства, но сгруппированные по различным классификационным группам – составу и источнику образования.[4]

Баланс-нетто (чистый) - баланс, из которого исключены регулирующие статьи: "Износ основных средств", "Износ нематериальных активов" и др. Предусматривает 3 раздела в активе и 2 в пассиве. Валюта в его активе включает лишь остаточную стоимость нематериальных активов, основных средств, МБП. В пассиве - нераспределенная прибыль отчетного года (прибыль отчетного года и ее использование приводятся для справки). В современных условиях возросло значение баланса-нетто, так как он позволяет определить реальную стоимость имущества предприятия. В настоящее время сальдовый баланс-нетто является действующей формой отчетности.

Для осуществления хозяйственной деятельности предприятия используют разнообразные хозяйственные средства (имущество). Имущество предприятия - это совокупность материальных (здания, сооружения, сырье и т.д.) и денежных ценностей, а также юридических отношений данного предприятия с другими предприятиями. Для правильного руководства хозяйственной деятельностью важно знать, каким имуществом располагает предприятие, где оно используется, за счет каких источников создано.

С этой целью имущество предприятия можно сгруппировать по местам нахождения и источникам образования. Группировка имущества по местам нахождения (рис. 2.1)позволяет определить, где используется имущество, которым владеет хозяйствующий субъект.

Имущество предприятия

Сфера производства

Сфера обращения

Внепроизводственная сфера

Отвлеченные средства

Рис. 2.1. Группировка имущества предприятия по местам нахождения

Рассмотрим состав имущества, используемого в сфере производства.

Процесс производства не может осуществляться без наличия средств производства. Средства производства включают в себя средства труда и предметы труда (рис. 2.2).

Сфера производства

Основные средства и нематериальные активы

Предметы труда

Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы

Рис. 2.2. Группировка средств производства

Основные средства - часть средств труда, с помощью которых человек воздействует в процессе производства на предмет труда с целью выработки определенного продукта (работ, услуг). Главной особенностью основных средств является то, что они длительное время в неизменной натуральной форме функционируют в процессе производства и постепенно переносят свою стоимость на изготавливаемый продукт в виде амортизационных отчислений.

Нематериальные активы - учетные объекты, не обладающие физическими свойствами, но позволяющие получать предприятию доход постоянно или в течение длительного срока их эксплуатации. К нематериальным активам относятся права пользования землей, природными ресурсами, авторские права, патенты, товарные знаки, торговые марки, программные продукты и т.д. Нематериальные активы, как и основные средства, переносят свою стоимость на готовый продукт частями.

Предметы труда - это часть имущества, на которую воздействует человек в процессе труда при помощи средств труда. Предметы труда однократно участвуют в процессе производства и целиком переносят свою стоимость на изготавливаемую продукцию. К ним относятся сырье и материалы, топливо, полуфабрикаты, незавершенное производство, запасные части, тара. Под сырьем понимают продукцию сельского хозяйства и добывающих отраслей промышленности, а под материалами - продукцию обрабатывающих отраслей.

Материалы по их роли в процессе изготовления продукции делятся на две группы: сырье и основные материалы, вспомогательные материалы. Первая группа составляет вещественную основу продукта, а вторая - используется для выполнения определенных функций. Например, вспомогательные материалы могут создавать нормальные условия работы для основных средств (смазочные материалы), изменять качественную характеристику предметов труда (красители), использоваться для хозяйственных целей.

Топливо относится к вспомогательным материалам, но поскольку оно занимает большой удельный вес в себестоимости продукции и выполняет особые функции в процессе производства, в бухгалтерском учете его выделяют в отдельную группу. Полуфабрикаты - предметы труда, которые прошли обработку в одном или нескольких цехах предприятия, но подлежат дальнейшей обработке на данном предприятии или вне его. Незавершенное производство - предметы труда, находящиеся на обработке в цехах на рабочих местах.

К оборотным средствам сферы производства относят часть средств труда, стоимость которых меньше определенного лимита. В бухгалтерском учете их принято называть малоценными и быстроизнашивающимися предметами (МБП). Предметы труда и МБП в бухгалтерском учете называют оборотными средствами сферы производства.

В сфере обращения находятся основные и оборотные средства (рис. 2.4). Основные средства, используемые в сфере обращения, представлены зданиями и оборудованием отделов снабжения и маркетинга. Оборотные средства сферы обращения включают предметы обращения, денежные средства, средства в расчетах.

Средства сферы обращения

Основные средства

Оборотные средства

 

Предметы обращения

Денежные средства

Средства в расчетах

Рис. 2.3. Группировка средств сферы обращения

Предметы обращения - готовая продукция на складе предприятия, предназначенная для реализации, и товары отгруженные. Товары отгруженные - это готовая продукция, отправленная покупателям, но еще не оплаченная ими.

Денежные средства предприятия находятся на счетах в банках. С них производятся расчеты с поставщиками и покупателями, с банками, финансовыми органами путем безналичных перечислений. Наличные деньги могут находиться в кассе предприятия в пределах установленного лимита.

Средства в расчетах - долги других предприятий или лиц данному предприятию. Такая задолженность называется дебиторской, а сами должники - дебиторами.

Имущество предприятия, находящееся во внепроизводственной сфере, представлено основными средствами ЖКХ, детских, оздоровительных, лечебных учреждений и др. Основное назначение этой группы имущества - создание благоприятных условий для воспроизводства рабочей силы.

Отвлеченные средства - это учетные объекты, которые по каким-либо причинам выбыли из кругооборота средств предприятия (рис. 2.4).

Отвлеченные средства

Отвлеченные средства за счет прибыли

Убытки

Финансовые вложения

Рис. 2.4. Группировка отвлеченных средств

Отвлеченные средства за счет прибыли - суммы, перечисленные в доход бюджета в виде налогов, а также направленные на образование специальных фондов предприятия. Убытки - это потеря средств из-за нерационального ведения хозяйства, стихийных бедствий. Финансовые вложения - долгосрочные и краткосрочные вложения денежных средств или имущества в другие предприятия с целью получения дохода.

Группировка имущества по источникам образования показывает, за счет каких источников средства образованы и для каких целей предназначены (рис. 2.5).

Источники

Собственные

Привлеченные

Уставный капитал

Обязательства по распределению валового внутреннего продукта

Целевые финансирование и поступления

 

Прибыль

Займы и кредиты

Амортизационный фонд

Кредиторская задолженность

Резервный капитал

 

Фонды

 

Рис. 2.5. Группировка имущества хозяйства по источникам образования

Все источники образования средств хозяйства подразделяются на собственные и привлеченные (заемные). К собственным источникам образования относятся уставный капитал, прибыль, резервы, фонды, целевые финансирование и поступления, амортизация. Уставный капитал - стоимость имущества, которым владеет предприятие на момент его создания (вклады учредителей в виде денежных средств, основных средств, нематериальных активов и др.) для обеспечения его деятельности. Уставный капитал может изменяться. Прибыль - сумма превышения доходов над расходами предприятия, полученных с начала года до конца отчетного периода от реализации продукции, работ, услуг, материальных ценностей, основных средств и др. Однако не вся прибыль является источником образования имущества, так как часть ее уплачивается государству в виде налогов, а часть остается на предприятии для возобновления производства. На предприятии создаются из прибыли специальные фонды, которые имеют строго целевое назначение (фонды накопления, фонд потребления, резервный фонд). Резервы - собственные источники образования средств предприятия. Они создаются в ходе производственно-хозяйственной деятельности и используются по целевому назначению (резерв по сомнительным долгам, резерв на ремонт основных средств, резерв на выплату вознаграждений за выслугу лет и т.д.). Целевые финансирование и поступления - средства, поступившие от государства, других предприятий и физических лиц для осуществления целевых мероприятий. Амортизационный фонд - аккумулированные средства предприятия на простое воспроизводство основных средств.

К заемным (привлеченным) источникам образования средств относятся: займы, кредиты, кредиторская задолженность, обязательства по распределению валового внутреннего продукта. Кредиты и займы - долги предприятия другим организациям. К займам относятся суммы выпущенных и проданных предприятием акций трудового коллектива, облигаций. Различают краткосрочные и долгосрочные займы. Кредиты банка - сумма полученных краткосрочных и долгосрочных кредитов банка. Краткосрочные (срокам до одного года) кредиты банк выдает предприятию на оплату купленных товарно-материальных ценностей, на выплату заработной платы и т.д. Долгосрочные (сроком более одного года) кредиты используются предприятием на финансирование капитальных вложений в основные средства и технологии. Кредиторская задолженность - сумма задолженности поставщикам за товары и услуги по выданным векселям, по авансам полученным и др. Обязательства по распределению валового внутреннего продукта - это задолженность предприятия своим работникам по начисленной, но не выплаченной заработной плате, возникающая в результате несовпадения во времени момента ее начисления и выплаты. К таким же источникам относятся долги органам социального страхования и обеспечения, бюджету по налогам.

3.    Экономическое чтение и анализ бухгалтерского баланса

Из всех форм бухгалтерской отчетности важнейшей является баланс. Бухгалтерский баланс характеризует в денежной оценке финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату. По балансу характеризуется состояние материальных запасов, расчетов, наличие денежных средств, инвестиций. Данные баланса необходимы собственникам для контроля над вложенным капиталом, руководству организации при анализе и планировании, банком и другим кредиторам – для оценки финансовой устойчивости.

Бухгалтерский баланс состоит из двух равновеликих частей – актива и пассива. В Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России даны определения активов, обязательств и капитала.

Активами считаются хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем.

Будущие экономические выгоды – это потенциальная возможность активов прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств на предприятие. Считается, что актив принесет экономические выгоды, когда он может быть: использован обособленно или в сочетании с другим активом в процессе производства продукции, работ, услуг, предназначенных для продажи; обменен на другой актив; использован для погашения обязательства; распределен между собственниками предприятия.

Обязательством считается существующая на отчетную дату задолженность организации, которая является следствием свершившихся проектов ее хозяйственной деятельности и расчеты по которой должны привести к оттоку активов. Капитал представляет собой вложения собственников и прибыль, накопленную за все время деятельности организации.

В бухгалтерском балансе активы и обязательства должны быть представлены с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) как краткосрочные (запасы, дебиторская задолженность, денежные средства, кредиторская задолженность) и долгосрочные (основные средства, нематериальные активы, долгосрочные займы). Активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, превышающий 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные.[5]

В соответствии с ПБУ 4/99 бухгалтерский баланс должен объединять средства в активе по разделам: «Внеоборотные активы», «Оборотные активы», а источники образования этих средств по разделам: «Капитал и резервы», «Долгосрочные обязательства», «Краткосрочные обязательства». Каждый раздел баланса объединяет группу статей.

Таблица 3‑1. Структура баланса

Активы

Пассивы

Внеоборотные активы

Нематериальные активы

Основные средства

Незавершенное строительство

Доходные вложения в материальные ценности

Прочие внеоборотные активы

Капитал и резервы

Уставный капитал

Добавочный капитал

Резервный капитал

Целевые финансовые поступления

Нераспределенная прибыль прошлых лет

Непокрытый убыток прошлых лет

Нераспределенная прибыль отчетного года

Непокрытый убыток отчетного года

Оборотные активы

Запасы

НДС по приобретенным ценностям

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

Краткосрочные финансовые вложения

Денежные средства

Прочие внеоборотные активы

Долгосрочные обязательства

Займы и кредиты

Прочие долгосрочные обязательства

Краткосрочные обязательства

Займы и кредиты

Кредиторская задолженность

Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов

Доходы будущих периодов

Резервы предстоящих расходов

Прочие краткосрочные обязательства

Задача анализа ликвидности баланса возникает в связи с усилением жесткости финансовых ограничений и необходимостью давать оценку кредитоспособности предприятия, то есть его способности своевременно и полностью рассчитываться по всем своим обязательствам. Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков. В зависимости от степени ликвидности, то есть скорости превращения в денежные средства, активы предприятия разделяются на следующие группы:

А1. Наиболее ликвидные активы - к ним относятся все статьи денежных средств предприятия и краткосрочные финансовые вложения и рассчитывается следующим образом: А1 = Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения

А2. Быстро реализуемые активы - дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты и рассчитывается так: А2 = Краткосрочная дебиторская задолженность.

А3. Медленно реализуемые активы – статьи раздела II актива баланса, включающие запасы, НДС, дебиторскую задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) т прочие оборотные активы: А3 = Запасы + Долгосрочная дебиторская задолженность + НДС + Прочие оборотные активы.

А4. Трудно реализуемые активы - статьи раздела I актива – внеоборотные активы: А4 = Внеоборотные активы.

Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты:

П1. Наиболее срочные обязательства - к ним относится кредиторская задолженность: П1 = Кредиторская задолженность.

П2. Краткосрочные пассивы - краткосрочные заемные средства, задолженность участникам по выплате доходов, прочие краткосрочные пассивы:

П2 = Краткосрочные заемные средства + Задолженность участникам по выплате доходов + прочие краткосрочные обязательства.

П3. Долгосрочные пассивы – долгосрочные кредиты и заемные средства, а также доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов и платежей:

П3 = Долгосрочные кредиты и заемные средства + Доходы будущих периодов + Резервы предстоящих расходов и платежей.

П4. Постоянные пассивы или устойчивые – это статьи раздела III баланса «Капитал и резервы»: П4 = Капитал и резервы (собственный капитал организации).

4.     Практическая часть

Задача № 2

Составить баланс предприятия по состоянию на 1 января отчетного года на основании следующих данных:

№ п/п

Наименование хозяйственных средств

Сумма, тыс. руб.

1

Незавершенное производство

84000

2

Запасные части для ремонта

31600

3

Резерв на покрытие предстоящих расходов и платежей

78000

4

Износ основных средств

849000

5

Отчисления из прибыли в фонд социального назначения

62000

6

Силовые машины

37000

7

Вспомогательные материалы

44300

8

Долгосрочные финансовые вложения

78300

9

Рабочие машины

318000

10

Касса

470

11

Задолженность по оплате труда

27400

12

Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы

28000

13

Сооружения

319000

14

Ремонтный фонд

3600

15

Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов

11400

16

Горючее на складе

46000

17

Прибыль

349700

18

Денежные средства на расчетном счете

33800

19

Уставный капитал

812280

20

Резервный капитал

24000

21

Задолженность банку по доверительному кредиту

23000

22

Добавочный капитал

16000

23

Транспортные средства

543000

24

Товары отгруженные

86000

25

Здания производственные

421000

26

Задолженность предприятия перед финансовыми органами по налогам

3800

27

Готовая продукция

184000

28

Задолженность предприятия прочим организациям

31000

29

Дебиторская задолженность, срок погашения меньше 12 мес.

4800

30

Задолженность предприятия поставщикам

44600

31

Затраты на незаконченный капитальный ремонт

13300

32

Фонд потребления

81000

33

Задолженность банку по долгосрочной ссуде, срок погашения  который истекает в ближайшие 12 месяцев

70000

34

Задолженность перед органами социального обеспечения

3690

35

Фонд накопления

27000

36

Взносы в бюджет налога на имущество

55000

37

Задолженность банку по ссуде под вексель

70100

38

Фонд социальной сферы

9000

39

Взнос в бюджет налога на прибыль

94000

40

Хозяйственный инвентарь, инструменты и прочие основные средства

49000

41

Расходы будущих периодов

24000

42

Авансы полученные

43000

43

Депозитный счет в банке

40000

44

Средства фонда соц. назначения, внесенные в банке на особый счет

33000

45

Незавершенное строительство

27000

46

Задолженность банку по ссуде, полученной под готовую продукцию

79000


Баланс предприятия по состоянию на 1 января отчетного года

АКТИВ

Сумма

ПАССИВ

Сумма

I. Внеоборотные активы

III. Капитал и резервы

Основные средства

789000

Уставный капитал

812280

Незавершенное строительство

40300

Добавочный капитал

16000

Долгосрочные финансовые вложения

118300

Резервный капитал

24000

ИТОГО по разделу I

947600

Нераспределенная прибыль

138700

II. Оборотные активы

Фонд социальной сферы

9000

Запасы

565500

Фонд потребления

81000

в том числе:


Фонд накопления

27000

сырье, материалы

187500

ИТОГО по разделу III

1107980

затраты в незавершенном производстве

84000

IV. Долгосрочные обязательства


готовая продукция

184000

Займы и кредиты

23000

товары отгруженные

86000

Авансы полученные

43000

расходы будущих периодов

24000

ИТОГО по разделу IV

66000

Дебиторская задолженность (менее года)

4800

V. Краткосрочные обязательства


Денежные средства

67270

Займы и кредиты

219100

 

Кредиторская задолженность

110490

 

в том числе:


 

поставщики и подрядчики

75600

 

задолженность перед персоналом организации

27400

 

задолженность перед государственными внебюджетными фондами

3690

 

задолженность по налогам и сборам

3800

 


Резервы предстоящих расходов

81600

ИТОГО по разделу II

637570

ИТОГО по разделу V

411190

БАЛАНС

1585170

БАЛАНС

1585170

Задача № 7

Открыть схемы счетов бухгалтерского учета, записать на них хозяйственные операции, закрыть счета составить шахматную оборотную ведомость.

Баланс предприятия на 01.01 отчетного года, тыс. руб.

АКТИВ

Сумма

ПАССИВ

Сумма

1. Основные средства

43000

1. Уставный капитал

42000

2. Задолженность участников по

взносам в основной капитал

16300

2. Прибыль

10000

3. Расчетный счет

7700

3. Расчеты по дивидендам

10000

4. Задолженность дочерних предприятий

8500

4. Расчеты по оплате труда

7000

5. Прочие дебиторы

5000

5. Задолженность перед дочерними предприятиями

5000



6. Прочие кредиторы

5500

ИТОГО

67650

ИТОГО

67650

Хозяйственные операции за отчетный период, тыс. руб.

1.     Внесены учредителем А в качестве вклада в уставный капитал нематериальные активы – Д 04 К 75 – 5000;

2.     Начислена сумма дохода работникам предприятия, входящим в состав учредителей предприятия – Д 84 К 70 – 1000;

3.     Поступили деньги с расчетного счета в кассу на выплату дивидендов – Д 50 К 51 – 1500;

4.     Выплачены дивиденды учредителям – Д 70 К 50 – 1500;

5.     Получена на расчетный счет дебиторская задолженность – Д 51 К 76 – 3000;

6.     Перечислена с расчетного счета задолженность прочим кредиторам – Д 76 К 51 – 2000;

7.     В качестве перераспределения средств получены основные фонды от филиала № 1 – Д 08 К 79 – 6000;

8.     Филиалу № 2 перечислены с расчетного счета денежные средства на прирост основных фондов – Д 79 К 51 – 2500.

Схемы счетов

Счет 01 "Основные средства"


Счет 04 "Нематериальные активы"


Счет 50 "Касса"

Д

К


Д

К


Д

К

Сн = 43000



Сн = 0



Сн = 0

 

79) 6000

 


75) 5000

 


51) 1500

70) 1500

Обд = 6000

Обк = 0


Обд = 5000

Обк = 0


Обд = 1500

Обк = 1500

Ск = 49000



Ск = 5000



Ск = 0










Счет 51 "Расчетный счет"


Счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда "


Счет 75 "Расчеты с учредителями" (деб.)

Д

К



Сн = 7700

 


Д

К


Д

К

76) 3000

50) 1500


 

Сн = 7000


Сн = 16300

 

 

76) 2000


50) 1500

84) 1000



04) 5000

 

79) 2500


Обд = 1500

Обк = 1000


Обд = 0

Обк = 5000

Обд = 3000

Обк = 6000


 

Ск = 6500


Ск = 11300

 

Ск = 4700
















Счет 75 "Расчеты с учредителями " (к)


Счет 84 "Нераспределенная прибыль"


Счет 80 "Уставный капитал"



Д

К

Д

К


Д

К


 

Сн = 42000

 

Сн = 10000


 

Сн = 10000


-

-

-

-


70) 1000

-


 

Ск = 42000

 

Ск = 10000


 

Ск = 9000












Счет 76 "Расчеты с прочими дебиторами"


Счет 76 "Расчеты с прочими кредиторами "


Счет 79 "Расчеты с дочерними организациями" (деб.)



Д

К


Д

К


Д

К

Сн = 5000

 


 

Сн = 5500


Сн = 8500

 


51) 3000


51) 2000

 


51) 2500

 

Обд = 0

Обк = 3000


Обд = 2000

Обк = 0


Обд = 2500

Обк = 0

Ск = 2000

 


 

Ск = 3500


Ск = 11000

 









Счет 79 "Расчеты с дочерними организациями" (кред.)













Д

К







 

Сн = 6000







 

51) 6000







Обд = 0

Обк = 6000







 

Ск = 12000








Оборотно-сальдовая ведомость

№ сч.

Сальдо начальное

Обороты за месяц

Сальдо конечное

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

1

43000

 

6000

 

49000

 

4

 

 

5000

 

5000

 

75д

16300

 

 

5000

11300

 

50



1500

1500



51

7700

 

3000

6000

4700

 

79д

8500

 

2500

 

11000

 

76д

5000

 

 

3000

2000

 

80

 

42000

 

 

 

42000

84

 

10000

1000

 

 

9000

75к

 

10000

 

 

 

10000

70

 

7000

1500

1000

 

6500

79к

 

6000

 

6000

 

12000

76к

 

5500

2000

 

 

3500

 

80500

80500

22500

22500

83000

83000

Шахматная оборотная ведомость

Кредит

Дебет

Обороты по кредиту

1

4

75д

51

50

79д

76д

80

84

75к

70

79к

76к

1















4














75д


5000












5000

50











1500



1500

51





1500

2500







2000

6000

79д














76д




3000










3000

80














84














75к














70









1000





1000

79к

6000













6000

76к














Обороты по дебету

6000

5000

3000

1500

2500

1000

1500

2000

22500

Задача № 9

Открыть схемы счетов синтетического и аналитического учета, отразить на них операции, закрыть счета, составить заключительный баланс и ведомости остатков.

Баланс предприятия на 01.01 отчетного года, тыс. руб.

АКТИВ

Сумма

ПАССИВ

Сумма

1. Основные средства

80000

1. Уставный капитал

76000

2. Сырье и материалы

2250

2. Краткосрочные ссуды банка

5000

3. Касса

100

3. Расчеты по оплате труда

5800

4. Расчетный счет

5650

4. Расчеты с поставщиками

3500

5. Расчеты с подотчетными лицами

2400

5. Прочие кредиторы

100

ИТОГО

90400

ИТОГО

90400


Ведомость остатков по счету 10 «Материалы»

Субсчет

Наименование материала

Ед. измерения

Цена

Кол-во

Сумма

1.

Железо

Т

250

5

1250

2.

Сталь

Т

100

10

1000

Итого:

2900

Ведомость остатков по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами»

№ п/п

Задолженность предприятия

Сумма, руб. (Дт)

1.

Иванов В.К., завхоз

200

2.

Сивцов Ю.П., инженер

1500

3.

Петров К.Д., экономист

700

Итого:

2400


Ведомость остатков по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

№ субсчета

Наименование поставщиков

Сумма, руб. (Кт)

1.

Металлобаза

1250

2.

АО «Цветметаллы»

750

3.

Нефтебаза

1500

Итого:

3500

Хозяйственные операции за месяц, тыс. руб.

1.     На склад предприятия поступили от Металлобазы:

Железо – Д 10/1 К 60/1 – 1250;

Сталь – Д 10/2 К 60/1 – 500;

2.     Перечислено с расчетного счета:

Металлобазе – Д 60/1 К 51 – 1250;

Нефтебазе – Д 60/3 К 51 – 1500;

В кассу предприятия – Д 50 К 51 – 500;

3.     Выдано из кассы в подотчет завхозу Иванову В.К. – Д 71/1 К 50 – 500;

4.     Приобретены завхозом Ивановым В.К. разные МБП – Д 10/3 К 71/1 – 600;

5.     Сдан авансовый отчет в бухгалтерию о поездке в служебную командировку инженером Сивцова Ю.П. – Д 20 К 71/2 – 1500;

6.     Поступило на склад предприятия топливо от нефтебазы – Д 10/4 К 60/3 – 1200;

7.     Поступило со склада на нужды производства:

Железо – Д 20 К 10/1 – 250;

Сталь – Д 20 К 10/2 – 100;

Топливо – Д 20 К 10/4 – 400;

8.     Сдан на склад остаток неиспользованных в производстве материалов: железо – Д 10/1 К 20 – 25;

9.     Перечислено с расчетного счета в погашение задолженности АО «Цветметаллы» – Д 60/2 К 51 – 750.

Схемы счетов синтетических счетов

Счет 01 "Основные средства"


Счет 10 "Материалы"


Счет 20 "Основное производство"

Д

К


Д

К


Д

К

Сн = 80000



Сн = 2250



Сн = 0

 

-

-


Обд = 3575

Обк = 750


71/2) 1500

10/1) 25

Ск = 80000



Ск = 5075



10/1) 250








10/2) 100





Счет 50 "Касса"


10/4) 400


Счет 51 "Расчетный счет"


Д

К


Обд = 2250

Обк = 25

Д

К


Сн = 100

 


Ск = 2225


Сн = 5650

 


51) 500

71/1) 500




 

60/1) 1250


Обд = 500

Обк = 500


Счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда "


60/3) 1500


Ск = 100



 

50) 500





Д

К

 

60/2) 750


Счет 80 "Уставный капитал"


 

Сн = 5800

Обд = 0

Обк = 4000


Д

К


-

-

Ск = 1650



 

Сн = 76000


 

Ск = 5800




-

-




Счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами"


 

Ск = 76000








Счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками "

Д

К


Счет 76 "Прочие кредиторы"


Сн = 2400

 


Д

К


Д

К

Обд = 500

Обк = 2100


 

Сн = 100


 

Сн = 3500

Ск = 800

 


-

-


Обд = 2000

Обк = 2950




 

Ск = 100



Ск = 4450

 

Схемы счетов аналитических счетов

Счет 10/1 "Железо"


Счет 60/1 "Металлобаза "


Счет 71/1 Иванов В.К.

Д

К


Д

К


Д

К

Сн = 1250



 

Сн = 1250


Сн = 200

 

60/1) 1250

20) 250


51) 1250

10/1) 1250


50) 500

10/3) 600

20) 25

 


 

10/2) 500


Обд = 500

Обк = 600

Обд = 1275

Обк = 250


Обд = 1250

Обк = 1750


Ск = 100

 

Ск = 2275




Ск = 1750










Счет 71/2 Сивцов Ю.П.

Счет 10/2 "Сталь"


Счет 60/2 АО "Цветметалл "


Д

К

Д

К


Д

К


Сн = 1500

 

Сн = 1000



 

Сн = 750



20) 1500

60/1) 500

20) 100


51) 750

 


Обд = 0

Обк = 1500

Обд = 500

Обк = 100


Обд = 750

Обк = 0


Ск = 0

 

Ск = 1400




Ск = 0










Счет 71/3 Петров К.Д.

Счет 10/3 "Разные МБП"


Счет 60/3 "Нефтебаза "


Д

К

Д

К


Д

К


Сн = 700

 

Сн = 0



 

Сн = 1500


-

-

71/1) 600

 


 

10/4) 1200


Ск = 700

 

Обд = 600

Обк = 0


Обд = 0

Обк = 1200




Ск = 600




Ск = 2700












Счет 10/4 "Топливо"







Д

К







Сн = 0








60/3) 1200

20) 400







Обд = 1200

Обк = 400







Ск = 800








Заключительный баланс (за месяц)

АКТИВ

Сумма

ПАССИВ

Сумма

1. Основные средства

80000

1. Уставный капитал

76000

2. Сырье и материалы

5075

2. Краткосрочные ссуды банка

5000

3. Касса

100

3. Расчеты по оплате труда

5800

4. Расчетный счет

1650

4. Расчеты с поставщиками

2950

5. Расчеты с подотчетными лицами

800

5. Прочие кредиторы

100

6. Незавершенное производство

2225

 

 

БАЛАНС

89850

БАЛАНС

89850

Ведомость остатков по счету 10 «Материалы»

Субсчет

Наименование материала

Ед. измерения

Цена

Кол-во

Сумма

1.

Железо

Т

250

9,1

2275

2.

Сталь

Т

100

14

1400

3.

Разные МБП

 

 

 

600

4.

Топливо

 

 

 

800

 

Итого:

2900

 

Ведомость остатков по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами»

№ п/п

Задолженность предприятия

Сумма, руб. (Дт)

1.

Иванов В.К., завхоз

200

2.

Сивцов Ю.П., инженер

0

3.

Петров К.Д., экономист

700

 

Итого:

900

Ведомость остатков по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

№ субсчета

Наименование поставщиков

Сумма, руб. (Кт)

1.

Металлобаза

1750

2.

АО «Цветметаллы»

0

3.

Нефтебаза

1200

 

Итого:

2950

Задача № 10 Б

По записанным в исходных данных счетным формулам восстановить бухгалтерскую запись, проклассифицировать счета и проводку, указать тип хозяйственной операции. Решение задачи оформит в таблице.

№№

Счетная формула

Сумма, тыс. руб.

Содержание хозяйственной операции

Тип ХО

Вид счета, бух. проводки

А

П

Дебет

Кредит

6

20

2

70

Начислена амортизация

3

Калькуляционный счет, регулирующий; условная

+

+

7

20

70

120

Начислена заработная плата основных производственных рабочих

3

Калькуляционный счет, счет расчетов; реальная относительно

+

+

8

69

70

80

Начислено пособие по временной нетрудоспособности

2

Счета  расчетов; реально относительная


ум, ув

9

40

20

1200

Выпущена продукция

1

Инвентарный, калькуляционный; условная

ув, ум


10

23

76

300

Начислено организации, обеспечивающей электроэнергией

3

Калькуляционный, счет расчетов; реально относительная

+

+



Список литературы

1.     Астахов В.П. Бухгалтерский финансовый учет: Учеб. пособие. — М.: ИКЦ «МарТ», 2001. — 832 с.

2.     Донцова Л.В. Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности: Учеб. Пособие. – М.: Дело и сервис, 2003. – 335 с.

3.     Захарин В.Р. Теория бухгалтерского учета: Учебник. – М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2004. – 303 с.

4.     Краснова Л.П., Шалашова Н.Т. Бухгалтерский учет: Учебник. – М.: ЮРИСТ, 2002. – 528 с.

5.     Любушин Н.П., Жаринов В.В. Теория бухгалтерского учета: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 312 с.

6.     О бухгалтерском учете. Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.96 г. № 129-ФЗ (в ред. 28.03.02).

7.     План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Приказ Министерства финансов РФ от 31.10.2000 г. № 94н.



[1] Захарин В.Р. Теория бухгалтерского учета: Учебник. – М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2004. – с. 59-60.

[2] Краснова Л.П., Шалашова Н.Т. Бухгалтерский учет: Учебник. – М.: ЮРИСТ, 2002. – с.121-122.

[3] Астахов В.П. Бухгалтерский финансовый учет: Учеб. пособие. — М.: ИКЦ «МарТ», 2001. — С. 241.

[4] Любушин Н.П., Жаринов В.В. Теория бухгалтерского учета: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – С. 59-63.

[5] Донцова Л.В. Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности: Учеб. Пособие. – М.: Дело и сервис, 2003. – С. 87-88.