Содержание
1. Введение. 3
2. Общая характеристика транспортной отрасли Хабаровского края. 5
3. Анализ внешней среды организации. 5
4. Анализ среды прямого воздействия на ОАО «Автовосток». 13
4.1 Анализ потребителей. 13
4.2 Анализ поставщиков. 14
4.3 Анализ конкурентов. 14
4.4 Анализ привлекательности рынка. 15
5. Анализ среды косвенного воздействия ОАО «Автовосток». 16
5.1 Анализ технологии в отрасли. 16
5.2 Анализ экономического состояния региона. 17
5.3 Анализ политических факторов. 17
5.4 Анализ социально-культурной среды, влияние на транспортную отрасль. 19
Заключение. 21
Список литературы.. 23
Приложение. 24
1. Введение
Любая организация находится и функционирует в рамках внешней и внутренней сред. Они предопределяют успешность функционирования компании, накладывают определенные ограничения на операционные действия и в какой-то степени, каждое действие компании возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.
Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.
Актуальность темы обусловлена тем, что современная внешняя среда предприятий характеризуется чрезвычайно высокой степенью сложности, динамизма и неопределенности. Способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде – основное условие в бизнесе и других сферах жизнедеятельности. Более того, во все возрастающем числе случаев – это условие выживания и развития. Организации должны, с одной стороны, постоянно осознавать новый характер изменений в окружающей среде и эффективно на них реагировать. С другой стороны, необходимо иметь в виду, что сами организации генерируют изменения во внешней среде, выпуская новые, например, виды товаров и услуг, используя новые виды сырья, материалов, энергии, оборудования, технологий.
Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы, а внешняя среда – источник, питающий организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне.
Динамизм и высокая степень неопределенности факторов внешней среды значительно осложняют процедуры разработки и принятия управленческих решений. Поэтому руководители как зарубежных, так и отечественных предприятий остро ощущают потребность в систематической, оперативной и всесторонней информации о состоянии и возможных изменениях, происходящих во внешней среде. Вместе с тем в реальной практике большинство российских предприятий не уделяет должного внимания факторам внешней среды, что в значительной мере обусловлено недостаточной разработанностью теоретических и методологических основ организации ее исследования с учетом национальной, региональной и отраслевой специфики.
Таким образом, целью данной работы является анализ внешней среды транспортного предприятия.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- Описать общую характеристику транспортной отрасли Хабаровского края;
- Раскрыть сущность анализа внешней среды предприятия;
- Рассмотреть среду косвенного и прямого воздействия на предприятии.
2. Общая характеристика транспортной отрасли Хабаровского края
В данной работе будет проанализирована внешняя среда транспортного предприятия ОАО «Автовосток». ОАО «Автовосток» - автотранспортное предприятия оказывающее транспортные услуги физическим и юридическим лицам по перевозке грузов как на ближние так и на дальние расстояния в пределах сибирского региона. Предприятие начало свою деятельность 1993 году.
Производственная мощность парка рассчитана на эксплуатацию 150 единиц подвижного состава.
Географическая сфера всех перевозок, которые осуществляет ОАО «Автовосток», распространяется, прежде всего, на следующие районы Дальнего востока – Приморский край, Хабаровский край, Амурская область; республика Саха-Якутия; Еврейский автономная область[1].
Причина, по которой возникла необходимость проведения анализа внешней среды заключается в отсутствии капитального ремонта подвижного состава и, как следствие: сокращение его численности.
В течение 2003 года было снято с эксплуатации из-за отсутствия запчастей для ремонта 13 грузовиков марки «КамАЗ-5320»; 3 автобуса марки Икарус-280; 2 газели.
3. Анализ внешней среды организации
Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.
Внешнюю среду подразделяют на:
- микросреду - среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании;
- макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую экологическую, политическую и международную среду. Предприятие должно ограничивать негативные воздействия внешних факторов, наиболее существенно влияющих на результаты его деятельности или, наоборот более полно использовать благоприятные возможности.
Факторам внешней окружающей среды в системе управления в нашей управленческой науке как на более раннем периоде, так и в настоящее время не уделялось достаточно внимания. Следовательно, проблема остается малоисследованной и особенно такие ее факторы, как[2]:
· значение внешней среды для управления;
· определение внешней среды;
· взаимосвязь факторов внешней среды;
· сложность внешней среды;
· подвижность внешней среды;
· неопределенность внешней среды;
· среда прямого воздействия;
· среда косвенного воздействия;
· международное окружение.
Под факторами внешней среды понимается сила, с которой изменения одного фактора воздействуют на другие факторы. Отсюда следует понимать, что при организации управления необходимо максимально учитывать факторы внешнего воздействия и рассматривать конкретную организацию как целостную систему, состоящую из взаимно связанных частей.
Внешняя среда организации включает перечень элементов, таких как потребитель, конкуренты, государственные органы, поставщики, финансовые организации, трудовые ресурсы, технологии, культура, демография, релевантных по отношению к организации.
Сущность анализа состояния внешней среды и деятельности предприятия - в систематическом изучении и оценке контролируемых и неконтролируемых факторов (объектов и событий), относящихся к предприятию. Главной целью такого анализа является получение необходимой планово-прогнозной информации, а дополнительная цель - выявить сильные и слабые стороны самого предприятия, а также и возможностей и рисков, связанных с его внешней средой.
При анализе состояния внешней среды особое внимание уделяется анализу рынков, уровня конкуренции и технологий. Анализ работы предприятий конкурентов строится по такой же схеме, как и собственное производство. Данный подход даем полную картину сравнительного анализа.
Внешняя среда организации является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания её внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить её потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволило бы ей поддерживать её потенциал на уровне, необходимом для достижения её целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.
И так для того, чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углублённое представление как о внутренней среде организации, её потенциале и тенденции развития, так и о внешней среде, тенденциях её развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом и внутренняя среда и внешнее окружение изучаются стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрывать те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при их достижении. И поскольку каждая фирма, действующая в условиях рыночных отношений, постоянно подвержена воздействию внешней среды, наблюдение и анализ за состоянием среды требуют постоянного внимания и ведутся на систематической основе с применением методов системного анализа и компьютерной техники.
Среда классифицируется:
1. Среда прямого воздействия (непосредственное окружение).
2. Среда косвенного воздействия (макроокружение).
К компонентам внешней среды, оказывающим влияние на эффективность и устойчивость функционирования фирмы, относятся те, на которые фирма не может воздействовать, которыми она не управляет. Эти компоненты влияют на фирму напрямую (налоговая система, политика поставщиков, потребителей и др.), либо косвенно (политическая, экономическая и другие сферы страны).
К факторам прямого воздействия внешней среды на устойчивость и эффективность функционирования фирмы или к факторам микросреды относятся следующие[3]:
– вход системы (поставщики сырья, материалов, информации и других ресурсов);
– потребители товара;
– конкуренты;
– контактные аудитории;
– маркетинговые посредники;
– законодательство по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности.
Потребитель Конкуренция
Организация
Законодательство Поставщики
Профсоюзы
“Прямое воздействие”
Научно-технический Политические
прогресс факторы
Организация
Состояние экономики Международные
события
Социально-культурный
фактор
“Косвенное воздействие”
Свойства внешней среды:
1. Неопределённость внешней среды (заключается в том, что для каждого конкретного фактора степень достоверности информации различна).
2. Взаимосвязанность всех факторов (например, законодательство влияет на поставщиков, т.е. заключается в том, что при изменении одного фактора происходит изменение других, притом в разной степени).
3. Сложность внешней среды (заключается в том, что число и разнообразие факторов значительным образом влияющих на организацию – велико).
Внешние факторы характеризуют экономическую обстановку, в которой функционирует организация и от которой она не может не зависеть. Если экономика находится в состоянии системного кризиса, это не может не отражаться на состоянии отдельной организации. Но на каждой это отражается по-разному. Все зависит от характера организации и области ее деятельности (государственная, частная, крупная, малая, коммерческая, производственная и пр.), а также от ее внутреннего состояния (экономический потенциал, профессионализм управления, социальная атмосфера и др.). Организация может успешно противодействовать внешним кризисным явлениям или, наоборот, реагировать на них в сторону усиления отрицательных последствий в собственном состоянии[4].
Один из способов определения окружения и облегчения учета ее влияния на организацию и обеспечения надёжности работы предприятия состоит в разделении внешних факторов на две основные группы. Здесь мы будем различать силы прямого и косвенного воздействия на организацию извне.
Согласно Элбингу, среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации. К этим факторам следует отнести поставщиков, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребителей и конкурентов. Под средой косвенного воздействия понимаются факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции, но, тем не менее, сказываются на них. Здесь речь идёт о таких факторах, как состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения, влияние групповых интересов и существенные для организации события в других странах.
К примеру, на фирму «Дженерал Моторс» напрямую влияют поставщики материалов, используемых в изготовлении автомобилей, законы, регулирующие ценообразование и порядок найма на работу, предпочтения потребителей, а также действия основных конкурентов – фирм «Форд», «Тойота» и «Крайслер». «Дженерал Моторс» должна реагировать на все эти факторы, чтобы удержаться в бизнесе. В то же время такие факторы, как новые технологии, инфляция, экономический спад, а также разоблачения неэтичной деловой практики в прессе, приходится, хотя напрямую они не сказываются на каждодневных операциях фирмы, учитывать в интересах компании на будущее.
При рассмотрении влияния внешнего окружения на организацию важно понимать, что характеристики среды отличны, и, в то же время, связаны с ее факторами. Характеристики взаимосвязанности, сложности, подвижности, неопределенности описывают факторы как прямого, так и косвенного воздействия. Эта зависимость станет понятнее при рассмотрении основных факторов в среде прямого воздействия: поставщиков, законов и государственных органов, потребителей и конкурентов.
При проведении анализа внешней среды большой объем полученной информации может привести лишь к путанице. Однако неполный анализ способен исказить истинное положение. Чтобы сформировать четкую и понятную картину развития ситуации, полученные результаты необходимо правильно сопоставить, свести в единое целое несколько этапов анализа[5]:
· анализ макросреды, которую условно можно поделить на четыре сектора: политическое окружение, экономическое окружение, социальное окружение, технологическое окружение.
· анализ конкурентной среды по ее пяти основным составляющим: покупатели, поставщики, конкуренты внутри отрасли, потенциальные новые конкуренты, товары-заменители.
Изучая внешнюю среду, менеджеры концентрируют свое внимание на выяснении, какие угрозы и какие возможности таит в себе внешняя среда (см.. Приложение 1).
Поиск путей выхода из экономического кризиса непосредственно связан с устранением причин, способствующих его возникновению. Проводится тщательный анализ внешней и внутренней среды бизнеса, выделяются те компоненты, которые действительно имеют значение для организации, проводится сбор и отслеживание информации по каждому компоненту и на основе оценки реального положения предприятия выясняются причины кризисного состояния.
Таким образом, для принятия эффективных управленческих решений, руководство фирмы должно понимать и анализировать внешнее окружение. Для сканирования внешней среды компании могут использовать исследования и сбор информации, изучение потребительского рынка с помощью рыночных исследований (surveys) и фокус-групп (focus groups). Более того, компании должны постоянно отслеживать события и тренды, происходящие во внешней среде, наряду с отслеживанием действий конкурентов (competitor intelligence). Отслеживание внешней среды включает в себя сбор информации о социальных, культурных, демографических, экономических, политических, государственных и технологических трендах. Для данной цели работники компании могут использовать как собственные наблюдения, так и другие информационные ресурсы, такие как журналы, периодические издание и газеты[6].
4. Анализ среды прямого воздействия на ОАО «Автовосток»
4.1 Анализ потребителей
При проведении анализа непосредственного окружения ОАО «Автовосток» в первую очередь необходимо рассмотреть потребителей данной организации, которые оказывают очень сильное влияние на нее. Специфика производимых услуг такова, что ОАО «Автовосток» не является производителем товаров народного потребления, поэтому подавляющее число потребителей – это, прежде всего, юридические лица различных организационно-правовых форм.
На долю же физических лиц, пользующихся услугами ОАО «Автовосток» не приходится и 2% от общего объема оказанных услуг.
В Хабаровске постоянными потребителями организации являются следующие предприятия, нуждающиеся в транспортных услугах: АО «Дальстройзаказчик», АО «Домострой», муниципальные унитарные предприятия г. Хабаровска, муниципальное предприятие «Госкапстройзаказчик»[7].
Необходимо при анализе потребителей учитывать и тот факт, что более половины из всех предлагаемых услуг оказываются не на региональном, а на федеральном рынке (за 3 квартала этого года 46% транспортных перевозок было реализовано в Хабаровском крае и 54% за ее пределами).
С 2001 года наблюдается устойчивый рост потребления услуг ОАО «Автовосток» за пределами Хабаровского края. Причем изменяется и география потребителей, отмечается тенденция сокращения регионов, куда осуществляются поставки. Но это нельзя считать отрицательным фактором, так как прекращается взаимодействие с регионами РФ, значительно удаленными от Хабаровского края. В условиях, когда ОАО «Автовосток» испытывала проблемы с оказанием своих услуг, договора заключались с любыми организациями независимо от их месторасположения, причем со многими из них были бартерные отношения. Теперь же в результате конъюнктурных изменений, когда спрос на их услуги заметно возрос, ОАО «Автовосток» может само определяться в отношении тех регионов, где продолжать оказывать свои услуги. Естественно, теперь предпочтение отдается соседним и близлежащим регионам.
4.2 Анализ поставщиков
Далее необходимо проанализировать основных поставщиков ОАО «Автовосток». Наиболее важные источники «сырья» для оказания основных видов услуг (транспортные перевозки) на ОАО «Автовосток» приходится закупать от части за пределами региона, что приводит к повышению цен на услуги из-за высоких транспортных расходов. За последнее время организация сменила двух стратегически важных поставщиков оборудования. Поставки топлива до этого года осуществляло Хабаровский НПЗ, но после истечения срока договора из-за более низкой цены при аналогичном качестве было решено отдать предпочтение другой организации из города; также изменился и поставщик грузовиков, ранее поставки машин на ОАО «Автовосток» производил только ОАО «Мечел», но в 2003 году был заключен контракт с другой дальневосточной компанией транспортных перевозок «АвтоСервис»[8]. Остальные менее значимые детали закупаются на территории Хабаровска.
4.3 Анализ конкурентов
В Хабаровском крае крупных конкурентов у предприятия нет, так как ни одна из местных транспортных организаций не охватывает такую широкую географию перевозок. Но, тем не менее, непосредственными конкурентами являются транспортное предприятие «Амур», транспортное предприятие «Хабтранспорт», ПАПТ-6 и транспортное предприятие «ЭСТИМ».
ОАО «Автовосток» не является лидером по уровню цен, и многие конкуренты устанавливают цены ниже их уровня, что, естественно, не может не сказываться на уровне спроса. Это результат обусловлен высокой себестоимостью услуг по сравнению с конкурентами, так как приходится завозить материалы из других регионов, а также уже длительное время неизменной технологией и медленно обновляемым оборудованием. Ситуация по ценовой конкуренции позволяет организации незначительно отставать, а по некоторым услугам по сравнению с конкурентами и превосходить их за счет того, что в регионе значительно дешевле рабочая сила и зарплата на предприятии не превышает за 9 месяцев 2000 года 1580 рублей, тогда как у других транспортных предприятий, предоставляющих аналогичные услуги затраты на оплату труда выше в 2 и более раза, что позволяет ОАО «Автовосток» поддерживать цены на конкурентном уровне. Но высокий уровень спроса на услуги нивелирует ценовые преимущества, а номенклатура услуг на ОАО «Автовосток» выше, чем у конкурентов. Объемы перевозок превышают в 1,6 и 2 раза соответственно Транспортное предприятие «Амур» и Транспортное предприятие «Хабтранспорт». Поэтому эти организации не удовлетворяют потребности своих потребителей и ОАО «Автовосток» успешно действует на этой территории, предоставляя до 24% транспортных услуг. Благоприятно складывающаяся конъюнктура рынка позволяет осуществлять и замену оборудования и его увеличение (в среднем за последние 2 года основные фонды увеличились на 4 млн. рублей, и составили сумму в 42,0 млн. рублей), что при сохранении устойчиво повышенного спроса может снизить себестоимость услуг и за счет этого.
4.4 Анализ привлекательности рынка
При оценке привлекательности отрасли следует отметить тот факт, что в регионе относительно высокими оценками в инвестиционном рейтинге оказалась транспортная (10 место) составляющая. Это не случайно, так как территория области характеризуется высокой хозяйственной и транспортной сетью. Из составляющих транспорт элементов ОАО «Автовосток» наиболее взаимодействует с Акционерным коммерческим «Кредитно-страховым банком», в котором имеются расчетные счета организации и через который происходят все финансовые операции, а также Хабаровским отделением социального страхования.
5. Анализ среды косвенного воздействия ОАО «Автовосток»
5.1 Анализ технологии в отрасли
Анализ современных тенденций и проблем развития транспортной инфраструктуры и основных фондов указывает на то, что они приняли системный характер и требуют комплексного подхода к их решению. Прогнозируемое возрастание спроса на перевозки всех видов транспорта с одной стороны, и негативные явления в транспортной системе в целом и отдельных ее подотраслях с другой, создают угрозу общеэкономическому росту России в целом и отдельных ее регионов, ослабления позиций России на мировом рынке транспортных услуг. На международных транспортных рынках в условиях постоянного ужесточения технических требований к транспортным средствам следствием является снижение конкурентоспособности отечественных перевозчиков.
Технико-экономические характеристики большинства эксплуатируемых транспортных средств Хабаровского края, в том числе и новых, поставляемых транспортным машиностроением, существенно ниже мирового уровня. В транспортной инфраструктуре Хабаровска наиболее существенно отставание в применении современных транспортных технологий, а также в информатизации транспорта[9].
Следствием этого на внутреннем рынке Хабаровского края являются недостаточное качество предоставляемых услуг, высокий уровень издержек, сохранение недопустимо высоких показателей транспортной аварийности и негативного экологического воздействия транспорта.
Таким образом, ОАО «Автовосток» испытывает недостаток современных технологий для эффективной работы транспортного предприятия по мировым стандартам. Отсутствует необходимые запасные части, недостаток топлива, средств автоматизации, недостаточный подвижной состав предприятия.
5.2 Анализ экономического состояния региона
Оптимальное расположение г. Хабаровска на пересечении важнейших транспортных коммуникаций Дальнего Востока является весомой предпосылкой превращения города в центр рыночной инфраструктуры Дальнего востока, центр комплексного обслуживания грузопотоков в соответствии с концепцией развития Хабаровского мультимодального транспортного узла. Именно поэтому транспортная отрасль бизнеса является очень прибыльной в регионе. Таким образом, экономико-географические факторы положительно влияют на деятельность ОАО «Автовосток»[10].
5.3 Анализ политических факторов
Транспорт, наряду с другими инфраструктурными отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических и других целей.
Выбор России в пользу рыночной экономики, сделанный в начале 90-х годов, и начавшиеся реформы существенно изменили условия работы транспорта и характер спроса на транспортные услуги.
В первое десятилетие реформ на транспорте были проведены базовые структурные и институциональные преобразования. Осуществлены первоначальная приватизация, переход от прямого административного управления к государственному регулированию субъектов рынка, в основном создана правовая база транспортной деятельности в новых социально-экономических условиях. Россия стала одним из активных участников международной интеграции и субъектом глобальных экономических процессов.
Сегодня в сложившихся экономических условиях необходимо уточнение приоритетов развития транспортной системы и задач государства в области развития транспорта. С этой целью Правительство РФ разработало транспортную стратегию, которая[11]:
- определяет направления развития транспортной системы, основные задачи, формы и содержание деятельности государства в транспортной сфере на период до 2025 года;
- устанавливает единую для транспорта систему приоритетов и определяет направления их реализации на отдельных видах транспорта с учетом их специфики;
- является основой для выработки решений в сфере государственной транспортной политики, разработки целевых программ в области транспорта и смежных с транспортом отраслях экономики, решения социальных, оборонных и других зависящих от транспорта проблем развития отдельных отраслей, регионов и экономики в целом;
- рассматривается как база для выработки единого видения современной роли транспорта и перспектив его развития органами исполнительной и законодательной власти различных уровней, бизнесом, пользователями транспортных услуг, всеми слоями
В цели данной программы входит содействие государства в развитии автомобильного транспорта в РФ за счет введения различных налоговых льгот для транспортных предприятий.
Таким образом, воздействие государственной политики на деятельность ОАО «Автовосток» сегодня носит позитивный характер, т.к. государство поддерживает развитие транспортных предприятий.
5.4 Анализ социально-культурной среды, влияние на транспортную отрасль
Уровень жизни населения края невысокий. Среднемесячный душевой денежный доход населения области в 1997 г. составил 686,2 тыс. рублей. Ниже этого уровня были доходы у более 60% населения края. Среднемесячная начисленная заработная плата и денежные доходы населения Хабаровского края в период 1994 – 1997 гг. были устойчиво ниже средних по Российской Федерации значений. Сложившиеся в начале 90–х годов межотраслевые соотношения в оплате труда практически не меняются. Выше среднего уровня заработная плата в сфере рыночных услуг (кредитование, финансы и страхование), на транспорте и в связи, в аппарате органов управления, в строительстве. В составе отраслей промышленности самая высокая среднемесячная заработная плата в электроэнергетике.
Социальная инфраструктура. Несмотря на то, что показатели обеспеченности населения Хабаровского края жильем ниже среднероссийских, жилищное строительство — одна из немногих сфер деятельности, где в период 1991 – 1997 гг. наблюдался рост. В 1997 г. жилой фонд Хабаровского края превышал показатель 1991 г. на 21%. При этом несколько улучшилось благоустройство жилья в городской местности и заметно ухудшилось в сельской. В период реформ жилье было приватизировано. По состоянию на конец 1997 г. доля государственного жилого фонда равна 10,8%, находящегося в муниципальной собственности — 25,3%, в частной — 55,2%.[12]
Основные показатели, характеризующие уровень развития здравоохранения в области выше средних значений по Российской Федерации. В рассматриваемый период выросла численность врачей и среднего медицинского персонала в расчете на 10 000 населения. Несколько сократилось число больничных учреждений и больничных коек. При этом выросло число врачебных учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь населению, а также мощность амбулаторно-поликлинических учреждений (показатель посещений в смену на 10000 населения).
Сфера образования. Высшая и средняя профессиональная школы Хабаровска готовят специалистов для всех территорий Дальнего Востока и России. В области расположено 10 высших и 55 средних специальных учебных заведений. Численность студентов в Вузах постоянно увеличивается, численность учащихся средних специальных учебных заведений несколько сократилась в первые годы реформ, затем вновь стала возрастать. В 1992-1993 учебном году в Вузах Хабаровска обучалось 14,4 тыс. студентов, а в 2001-02 годах — 20,8 тыс. студентов. Это свидетельствует об устойчивости системы воспроизводства высококвалифицированной рабочей силы на территории Хабаровского края.
В целом, по социально-культурным показателям жизни Хабаровский край стоит на достаточно высоком уровне, что говорит о развитии региона, а значит и привлечении дополнительных инвестиций в край, что тесно связано с транспортной системой области.
Таким образом, ОАО «Автовосток» только выигрывает оттого, что в Хабаровском крае наблюдается рост социально-культурных показателей жизни. Это в перспективе создает дополнительный спрос на услуги предприятия.
Заключение
Таким образом, в ходе проделанной работы была изучена транспортная система Хабаровского края и проанализирована внешняя среда транспортного предприятия ОАО «Автовосток».
В связи с этим были рассмотрены следующие поставленные задачи:
- Дана общую характеристику транспортной отрасли Хабаровского края и предприятия ОАО «Автовосток»;
- Раскрыта сущность анализа внешней среды предприятия;
- Рассмотрена среда прямого воздействия на предприятии;
- Рассмотрена среда косвенного воздействия.
В целом, внешняя среда имеет важное значение для всех без исключения организаций. В целях выживания и развития в условиях чрезвычайно динамичной и неопределенной внешней среды организациям необходимо приспосабливаться к изменениям, а также самим активно формировать свое будущее. Поэтому определяющее значение в рыночных условиях играет стратегическое управление, информационной основой которого является анализ макро- и микроокружения организации.
Сегодня практически все основные функциональные подразделения транспортных предприятий имеют определенное представление о внешней среде. Однако процедуры сбора, анализа и передачи информации о ней осуществляется в большинстве случаев нецеленаправленно, спонтанно и случайно, поэтому она не дает целостного представления о внешней среде и ее влиянии на результаты деятельности предприятия.
В силу вышесказанного можно сделать вывод, что единственно правильным вариантом поведения современного предприятия для достижения эффективного долгосрочного функционирования и успешного развития является уделение повышенного внимание осуществлению анализа вешней среды. А для этого необходима разработка и осуществление комплексного анализа с учетом индивидуальных особенностей предприятия при соответствующим кадровом, финансовым и техническом обеспечении.
Список литературы
1. Виханский О.С. – Стратегическое управление, - М.: Гардарика, 1999.
2. Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник, 2-е изд. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995.
3. Гончаров В.В. - Руководство для высшего управленческого персонала: В поисках совершенства управления. - МНИИПУ, 1997.
4. Кричевский А.И. Исследование систем управления: курс лекций. – Новосибирск: СибАГС, 1999.
5. Менеджмент. Учебник. Издание 2-е, переработанное и дополненное. Под редакцией к.э.н., А.С. Булатова. – М.: Экономика, 1997.
6. Хоскинг А. Среда предпринимательства. Курс предпринимательства. - М.: Интер, 2003.
7. Экономика предприятий / Под ред. Волкова П.Н., Акуленко Н.В., Елизарова С.Н. и др. – М.: Инфра-М, 1998.
8. Уткин Э.А. Менедмент. – М.: Экмос, 2001.
9. Демин Н.С. Анализ внешней среды на транспортных предприятиях // Проблемы теории и практики управления. – 2002. - №4 – С. 60-70.
10. Демин Н.С. Транспортные предприятия Хабаровского края // Проблемы теории и практики управления. – 2002. - №7 – С. 34-42.
|
Приложение 1
Анализ внешних факторов
Факторы |
Проявление кризисных факторов |
Возможные последствия |
||
Состояние национальной экономики |
Правительство пытается сгладить последствия ухудшения экономической политики регулированием налогов, денежной массы, ставки банковского процента |
Ужесточение налогообложения, удорожание кредита, рост издержек |
||
Политические факторы |
Отношение государства к предпринимательской деятельности запретительного или ограничительного характера; нестабильность деятельности правительства и т.д. |
Ухудшение инвестиционного климата, вывоз капитала из страны |
||
Правовые факторы |
Недостаточное антимонопольное регулирование; ограниченное регулирование ВЭД; неразвитость законодательной базы |
Повышение предприятия-ми-монополистами доходов за счет повышения цен на продукцию; спад производства; отсутствие необходимой законодательной базы; трудности выхода на внешний рынок |
||
Социальные факторы |
Традиции, жизненные ценности; менталитет административноплановой экономики; отсутствие навыков управления финансами; невысокий уровень культуры |
Низкий уровень руководства; тяга к расточительству; преступность, коррупция |
||
Технологические факторы |
Низкие расходы государства на науку и технику; низкий технический уровень |
Технологический застой, низкое качество и высокая себестоимость продукции, низкий уровень произ
|
||
Взаимоотношения с покупателями и поставщиками |
Медленный темп роста выручки; задержки поставок сырья, продукции |
Рост неплатежей; снижение объема производства и качества продукции |
[1] Демин Н.С. Анализ внешней среды на транспортных предприятиях // Проблемы теории и практики управления. – 2001. - №1 – С. 62-70.
[2] Кричевский А.И. Исследование систем управления: курс лекций. – Новосибирск: СибАГС, 1999. – с 45.
[3] Экономика предприятий / Под ред. Волкова П.Н., Акуленко Н.В., Елизарова С.Н. и др. – М.: Инфра-М, 1998. – с. 410.
[4] Уткин Э.А. Менедмент. – М.: Экмос, 2001. – с 61
[5] Виханский О.С. – Стратегическое управление, - М.: Гардарика, 1999. – с 59.
[6] Уткин Э.А. Менедмент. – М.: Экмос, 2001. – с 66
[7] Демин Н.С. Анализ внешней среды на транспортных предприятиях // Проблемы теории и практики управления. – 2002. - №4 – с. 64.
[8] Демин Н.С. Анализ внешней среды на транспортных предприятиях // Проблемы теории и практики управления. – 2002. - №4 – с 66.
[9] Демин Н.С. Транспортные предприятия Хабаровского края // Проблемы теории и практики управления. – 2002. - №7 – с. 33.
[10] Демин Н.С. Анализ внешней среды на транспортных предприятиях // Проблемы теории и практики управления. – 2002. - №4 – С. 65
[11] Хоскинг А. Среда предпринимательства. Курс предпринимательства. - М.: Интер, 2003. - с 206.
[12] Демин Н.С. Транспортные предприятия Хабаровского края // Проблемы теории и практики управления. – 2002. - №7 – с 42.