СОДЕРЖАНИЕ


Введение……………………………………………………………………………..3


1. Значение, роль и полномочия собрания кредиторов в процедурах банкротства. Первое собрание……………………………………………………...5

2. Сравнительная характеристика роли, значения и полномочий собраний кредиторов в различных процедурах банкротства юридического лица………..16


Заключение………………………………………………………………………...25


Список использованной литературы…………………………………………..26


Введение

Собрания, где число кредиторов ограничено десятком, сильно отличается от собрания, на которое приглашены, к примеру, вкладчики (в случае кредитных организаций), все являющиеся кредиторами. Разумеется, страсти могут кипеть при обеих формах работы. И от антикризисного управляющего в наибольшей степени зависит - превратиться ли собрание в хаос или будет происходить в цивилизованном порядке.

Собрание кредиторов - один из основных инструментов антикризисного управления. Собственно, в процессе собрания кредиторов можно добиться желаемого результата, а можно и все испортить. При некорректном проведении собрания кредиторов, может практически пойти насмарку вся предыдущая работа. Собрание кредиторов, в идеальном варианте, должно каждый раз проходить по единому, накатанному пути. Если все участники собрания - люди цивилизованные и заинтересованные, прежде всего в соблюдении законности происходящего, то даже при отсутствии каких бы то ни было навыков антикризисного управляющего подбирать слова и вести процедуру , все должно пройти по протоколу без малейших нарушений. Другое дело - реальная жизнь: на практике, вполне вероятна ангажированность сторон на собрании кредиторов, совершенно разные интересы участников, иногда далекие от представления о законном исходе дела. Часто вокруг кризисного предприятия ведется, так называемая «кулуарная» борьба, когда основное столкновение происходит не столько на собрании кредиторов, сколько вне него. Вполне вероятна ситуация переманивания заинтересованных сторон другими участниками. Задачей антикризисного управляющего является адекватная оценка ситуации и привлечение сторон к своей точке зрения. Самое главное при этом - понять, какие интересы имеют участники, и на чью сторону может перейти окончательное решение. Речь идет о планировании ситуации и прогнозе ее развития.

Тема данной курсовой работы – «Собрание кредиторов в деле о банкротстве: юрисдикция, значение, компетенция» – актуальна в силу того, что, во-первых, для наиболее полного и эффективного управления имуществом должника в процессе банкротства необходимо грамотно и правильно проводить предусмотренные законодательством процедуры, одной из таких процедур является подготовка и проведение собрания кредиторов, во-вторых, при проведении процедур банкротства интересы всех кредиторов представляют собрание кредиторов и комитет кредиторов, в-третьих, собрание кредиторов утверждает бизнес-план финансового оздоровления предприятия-должника, совершение внешним управляющим крупных сделок от имени должника и т.п.

Целью данной работы является описать сущность собрания кредиторов в деле о банкротстве, его юрисдикцию, значение, компетенцию.

Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи:

1. показывается значение, роль и полномочия собрания кредиторов в процедурах банкротства. Первое собрание;

2. описывается сравнительная характеристика роли, значения и полномочий собраний кредиторов в различных процедурах банкротства юридического лица.

Работа состоит из Введения, двух Пунктов, Заключения и Списка использованной литературы.

В Пункте 1 – Значение, роль и полномочия собрания кредиторов в процедурах банкротства. Первое собрание – решается первая из поставленных выше промежуточных задач, а именно: показывается значение, роль и полномочия собрания кредиторов в процедурах банкротства. Первое собрание.

В Пункте 2 – Сравнительная характеристика роли, значения и полномочий собраний кредиторов в различных процедурах банкротства юридического лица – решается вторая из промежуточных задач, а именно: описывается сравнительная характеристика роли, значения и полномочий собраний кредиторов в различных процедурах банкротства юридического лица.

В Заключении делаются основные выводы по работе.

1. Значение, роль и полномочия собрания кредиторов в процедурах банкротства. Первое собрание

Для наиболее полного и эффективного управления имуществом должника в процессе банкротства необходимо грамотно и правильно проводить предусмотренные законодательством процедуры. Одной из таких процедур является подготовка и проведение собрания кредиторов.

В соответствии Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», «при проведении процедур банкротства интересы всех кредиторов представляют собрание кредиторов и комитет кредиторов». Все действия в отношении должника от имени кредиторов осуществляются собранием кредиторов и комитетом кредиторов. 1

В частности, к компетенции собрания кредиторов относятся:

1) принятие решения о введении и продлении внешнего управления и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;

2) принятие решения о заключении мирового соглашения;

3) принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

4) принятие решения об избрании членов комитета кредиторов, определении количественного состава комитета кредиторов и о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов;

5) решение иных вопросов, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Известное Постановление Правительства РФ «О мерах по повышению эффективности процедур банкротства» от 22 мая 1998 г. No. 476 в п. 5 Положения об ускоренном порядке применения процедур банкротства уполномочивает собрание кредиторов принимать решения о применении ускоренных процедур банкротства, а также утверждать план внешнего управления, составленный в соответствии с порядком применения ускоренных процедур банкротства. 1

Кроме того, собрание кредиторов утверждает бизнес-план финансового оздоровления предприятия-должника, совершение внешним управляющим крупных сделок от имени должника и т.п. Вообще, исходя из практики банкротства предприятий, во избежание конфликтных ситуаций, арбитражному управляющему желательно по всем важным вопросам, которые возникают при осуществлении последним его полномочий, сначала заручиться поддержкой собрания кредиторов.

Таким образом, роль собрания кредиторов (комитета кредиторов) в процессе банкротства трудно переоценить.

Закон четко определил круг лиц, по инициативе (требованию) которых может быть созвано собрание кредиторов. Оно может быть созвано по инициативе арбитражного управляющего, по требованию комитета кредиторов, конкурсных кредиторов и (или) налоговых и иных уполномоченных органов, требования которых по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам составляют не менее одной трети от общей суммы требований, внесенных в реестр требований кредиторов, либо по инициативе одной трети от числа конкурсных кредиторов (ст. 13 Закона).

Собрание кредиторов по требованию комитета кредиторов или конкурсных кредиторов созывается арбитражным управляющим в двухнедельный срок с момента обращения комитета кредиторов или конкурсных кредиторов с соответствующим требованием к арбитражному управляющему.

В соответствии со ст. 12 Закона организацию и проведение собрания кредиторов осуществляет арбитражный управляющий. Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», в части требований по обязательным платежам, - налоговые и иные уполномоченные органы.

В собрании кредиторов участвует также представитель работников должника.

Местом проведения собрания кредиторов Закон определяет место нахождения должника. Однако собрание кредиторов или комитет кредиторов своим решением могут определить и другое место проведения собрания.

По общему правилу собрание кредиторов правомочно независимо от числа представленных на нем голосов конкурсных кредиторов при условии, что о времени и месте проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы были надлежащим образом уведомлены.

Полномочия представителей кредиторов оформляются доверенностью, оформленной в соответствии со ст. 185 ГК РФ. Перед началом собрания необходимо провести регистрацию его участников, желательно сделать ксерокопии доверенностей представителей и приложить их к списку участников. 1

Первое собрание кредиторов

Следует отметить, что Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» разделяет первое собрание кредиторов и все остальные собрания. Первое собрание кредиторов выделено законодателем в отдельную процедуру по причине конкретных особенностей, присущих только этому собранию. Одна из таких особенностей состоит в том, что созыв первого собрания кредиторов - прямая обязанность временного управляющего при процедуре наблюдения. Согласно ст. 64 Закона временный управляющий определяет дату проведения первого собрания кредиторов и уведомляет об этом всех выявленных кредиторов. Однако следует заметить, что на стыке старого и нового Законов о банкротстве арбитражные суды иногда в своих определениях поручают проведение первого собрания кредиторов одному из участников процесса. Это происходит из-за того, что после вступления в силу нового Закона (с 1 марта 1998 г.) многие предприятия уже находились на стадии решения вопроса о применении реорганизационных либо ликвидационных процедур. В данном случае суду для принятия решения нужно получить согласие собрания кредиторов, а стадия наблюдения на процессе не применялась, т.к. старый Закон такой процедуры не предусматривал. Следовательно, временного управляющего нет, собрание нужно проводить, и суд напрямую, своим определением поручает должнику провести первое собрание кредиторов. Еще одной особенностью первого собрания кредиторов является четкое ограничение по дате проведения и дате предоставления протокола собрания в арбитражный суд. Первое собрание кредиторов должно состояться в срок не позднее десяти дней до даты проведения заседания арбитражного суда, установленной в определении арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом. Протокол первого собрания кредиторов представляется временным управляющим в арбитражный суд не позднее чем в недельный срок с даты проведения первого собрания кредиторов.

Участниками первого собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы, а также налоговые и иные уполномоченные органы, требования которых в соответствии с Законом признаны установленными и направлены временному управляющему, а также размер требований которых установлен арбитражным судом в связи с возражениями должника по требованиям кредиторов до проведения первого собрания кредиторов.

Рассмотрим судебную практику о том, как определяется размер требований кредитора при определении количества голосов на собрании кредиторов, если у должника перед кредитором имеется долг в иностранной валюте. 1 При подсчете голосов на собрании кредиторов, перед которыми имеется долг в иностранной валюте, размер требований кредитора, подавшего в арбитражный суд заявление о признании должника банкротом, определяется в рублях по официальному курсу соответствующей валюты на момент подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Размер требований остальных кредиторов при проведении процедур наблюдения и внешнего управления, перед которыми имеется долг в иностранной валюте, определяется в рублях по официальному курсу соответствующей валюты на момент предъявления ими требований должнику.

При проведении процедуры конкурсного производства размер соответствующих требований определяется на момент принятия арбитражным судом решения о признании должника несостоятельным (банкротом). 1 В первом собрании кредиторов принимают участие без права голоса временный управляющий, руководитель должника и представитель работников должника.

В отличие от остальных собраний кредиторов, для первого собрания Закон четко установил круг вопросов, которые относятся к его компетенции. В соответствии со ст. 65 Закона к компетенции первого собрания кредиторов относятся:

1) принятие решения о введении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;

2) принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

3) определение количественного состава комитета кредиторов, избрание его членов;

Решение первого собрания кредиторов на заседании арбитражного суда является основанием для принятия судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, или вынесения определения о введении внешнего управления, или утверждения мирового соглашения.

Однако «последнее слово», конечно, остается за судом.

Если первым собранием кредиторов не принято решение о введении внешнего управления или решение о заключении мирового соглашения либо ни одно из указанных решений первого собрания кредиторов не представлено в арбитражный суд в срок, установленный п. 2 ст. 65 Закона, арбитражный суд при наличии признаков банкротства принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Если первым собранием кредиторов принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства либо в арбитражный суд не представлено ни одного решения первого собрания кредиторов, арбитражный суд вправе вынести определение о введении внешнего управления в случаях:

- если имеются достаточные основания полагать, что решение первого собрания кредиторов об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства принято в ущерб большинству кредиторов и установлена реальная возможность восстановления платежеспособности должника;

- если после проведения первого собрания кредиторов появились обстоятельства, дающие достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена;

- в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

В качестве примера рассмотрим судебную практику.

Арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Должник ЗАО «Фармацевтический центр» обратился с заявлением в суд о признании его несостоятельным, ссылаясь на неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам. Определением суда от 12 июля 1998 г. заявление принято к рассмотрению. Определением от 30 июля 1998 г. введена процедура наблюдения и назначен временный управляющий.

Временным управляющим представлен отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника, протокол первого собрания кредиторов. Временный управляющий считает невозможным восстановление платежеспособности, должника надлежит признать несостоятельным (банкротом). Согласно протокола первого собрания кредиторов принято решение ходатайствовать перед судом о признании ЗАО «Фармацевтический центр» несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства. Собранием кредиторов предложена кандидатура на должность конкурсного управляющего. Оценив материалы дела и заслушав мнения лиц, участвующих в деле, суд считает установленными признаки банкротства, предусмотренные законом. Основания для введения внешнего управления отсутствуют. С учетом данных обстоятельств требование заявителя подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст. 3, 49 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)», 124, 143 АПК РФ, арбитражный суд решил признать ЗАО «Фармацевтический центр» несостоятельным (банкротом) и открыть конкурсное производство сроком на 6 месяцев. 1 Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы. В собрании кредиторов вправе участвовать без права голоса представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия, которые вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов. В случаях, если в деле о банкротстве участвует единственный конкурсный кредитор или уполномоченный орган, решения, относящиеся к компетенции собрания кредиторов, принимает такой кредитор или уполномоченный орган. Организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим. К исключительной компетенции собрания кредиторов относятся: принятие решения о введении и об изменении срока проведения финансового оздоровления, внешнего управления и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд; утверждение и изменение плана внешнего управления; утверждение плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности; утверждение требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего; выбор саморегулируемой организации для представления в арбитражный суд кандидатур административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего; выбор реестродержателя из числа аккредитованных саморегулируемой организацией; принятие решения о заключении мирового соглашения; принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; принятие решений об образовании комитета кредиторов, определении количественного состава, избрании членов комитета кредиторов и о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов; отнесение к компетенции комитета кредиторов принятия решений, которые принимаются собранием кредиторов или комитетом кредиторов, за исключением тех решений собрания кредиторов. 1 Вопросы, относящиеся к исключительной компетенции собрания кредиторов, не могут быть переданы для решения иным лицам или органам. Конкурсный кредитор, уполномоченный орган обладают на собрании кредиторов числом голосов, пропорциональным размеру их требований к общей сумме требований по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов. Подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, для целей определения числа голосов на собрании кредиторов не учитываются. Собрание кредиторов правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем половиной голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов. Повторно созванное собрание кредиторов правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем тридцатью процентами голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, при условии, что о времени и месте проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы и уполномоченные органы были надлежащим образом уведомлены. По решению собрания кредиторов или временного управляющего реестродержатель, ведущий реестр требований кредиторов, при проведении собрания кредиторов может осуществлять следующие функции: проверять полномочия и регистрировать лиц, участвующих в собрании кредиторов; обеспечивать установленный порядок голосования; подсчитывать голоса; составлять протокол об итогах голосования. Протокол собрания кредиторов составляется в двух экземплярах, один из которых направляется в арбитражный суд не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов. 1 Уведомление о проведении собрания кредиторов. Надлежащим уведомлением признается направление конкурсному кредитору, в уполномоченный орган, а также иному лицу, имеющему право на участие в собрании кредиторов, сообщения о проведении собрания кредиторов по почте не позднее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов или иным обеспечивающим получение такого сообщения способом не менее чем за пять дней до даты проведения собрания кредиторов. В случае, если количество конкурсных кредиторов и уполномоченных органов превышает пятьсот, надлежащим уведомлением признается опубликование сообщения о проведении собрания кредиторов в средствах массовой информации. При невозможности выявить сведения, необходимые для личного уведомления конкурсного кредитора по месту его постоянного или преимущественного проживания или месту нахождения или иного имеющего право на участие в собрании кредиторов лица, либо при наличии иных обстоятельств, делающих невозможным такое уведомление указанных лиц, надлежащим уведомлением таких лиц признается опубликование сведений о проведении собрания кредиторов. В сообщении о проведении собрания кредиторов должны содержаться следующие сведения: наименование, место нахождения должника и его адрес; дата, время и место проведения собрания кредиторов; повестка собрания кредиторов; порядок ознакомления с материалами, подлежащими рассмотрению собранием кредиторов; порядок регистрации участников собрания. Собрание кредиторов созывается по инициативе: арбитражного управляющего; комитета кредиторов; конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, права требования которых составляют не менее чем десять процентов общей суммы требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов; одной трети от общего количества конкурсных кредиторов и уполномоченных органов. В требовании о проведении собрания кредиторов должны быть сформулированы вопросы, подлежащие внесению в повестку собрания кредиторов. Арбитражный управляющий не вправе вносить изменения в формулировки вопросов повестки собрания кредиторов, созываемого по требованию комитета кредиторов, конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов. Собрание кредиторов по требованию комитета кредиторов, конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов проводится арбитражным управляющим не позднее чем в течение трех недель с даты получения арбитражным управляющим требования комитета кредиторов, конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов о проведении собрания кредиторов. Собрание кредиторов проводится по месту нахождения должника или органов управления должника, если иное не установлено собранием кредиторов. При невозможности проведения собрания кредиторов по месту нахождения должника или органов управления должника место проведения собрания кредиторов определяется арбитражным управляющим. Дата, время и место проведения собрания кредиторов не должны препятствовать участию в таком собрании кредиторам или их представителям, а также иным лицам, имеющим право принимать участие в собрании кредиторов. 1

Решения собрания кредиторов по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, присутствующих на собрании кредиторов. Большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов собранием кредиторов принимаются решения: об образовании комитета кредиторов, определении количественного состава и полномочий комитета кредиторов, избрании его членов; о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов и об избрании нового состава комитета кредиторов; о введении финансового оздоровления, об изменении срока его проведения и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд; об утверждении графика погашения задолженности; о введении и продлении внешнего управления и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд; об утверждении плана внешнего управления; об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; о выборе саморегулируемой организации, из членов которой арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего; об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего; о включении в повестку дня собрания кредиторов дополнительных вопросов и принимаемых по ним решениях; о заключении мирового соглашения.

2. Сравнительная характеристика роли, значения и полномочий собраний кредиторов в различных процедурах банкротства юридического лица

Наблюдение

Наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов (ст. 2 Закона). 1

С момента вынесения арбитражным судом определения о принятии заявления о признании должника банкротом:

- имущественные требования к должнику могут быть предъявлены только с соблюдением порядка предъявления требований к должнику;

- по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным со взысканием с должника денежных средств и иного имущества должника. Кредитор вправе в этом случае предъявить свои требования к должнику;

- приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании судебных решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда, вступивших в законную силу до момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом;

- запрещается удовлетворение требований участника должника - юридического лица о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его участников.

Органы управления должника могут совершать исключительно с согласия временного управляющего сделки:

- связанные с передачей недвижимого имущества в аренду, залог, с внесением указанного имущества в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или с распоряжением таким имуществом иным образом;

- связанные с распоряжением иным имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет более 10 процентов балансовой стоимости активов должника;

- связанные с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требований, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника.

Анализ финансового состояния должника проводится в целях определения достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника. Если в результате анализа финансового состояния должника установлена недостаточность принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, кредиторы вправе принять решение о введении внешнего управления только при определении источников покрытия судебных расходов.

Для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в месячный срок с момента получения уведомления временного управляющего о принятии арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Указанные требования направляются в арбитражный суд и должнику.

Временный управляющий определяет дату проведения первого собрания кредиторов и уведомляет об этом всех выявленных кредиторов. Первое собрание кредиторов должно состояться в срок не позднее десяти дней до даты проведения заседания арбитражного суда, установленной в определении арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом.

Участниками первого собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы, а также налоговые и иные уполномоченные органы:

- требования которых признаны установленными и направлены временному управляющему;

- размер требований которых установлен арбитражным судом в связи с возражениями должника по требованиям кредиторов до проведения первого собрания кредиторов.

К компетенции первого собрания кредиторов относятся: 1

1) принятие решения о введении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;

2) принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

3) определение количественного состава комитета кредиторов, избрание его членов.

Арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, или выносит определение о введении внешнего управления, или утверждает мировое соглашение. Если первым собранием кредиторов не принято решение о введении внешнего управления или решение о заключении мирового соглашения либо ни одно из указанных решений первого собрания кредиторов не представлено в арбитражный суд в срок арбитражный суд при наличии признаков банкротства принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Если первым собранием кредиторов принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства либо в арбитражный суд не представлено ни одного решения первого собрания кредиторов, арбитражный суд вправе вынести определение о введении внешнего управления в случаях:

- если имеются достаточные основания полагать, что решение первого собрания кредиторов об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства принято в ущерб большинству кредиторов и установлена реальная возможность восстановления платежеспособности должника;

- если после проведения первого собрания кредиторов появились обстоятельства, дающие достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена.

Финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Собрание кредиторов утверждает бизнес-план финансового оздоровления предприятия-должника. Большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов собранием кредиторов принимаются решения о введении финансового оздоровления, об изменении срока его проведения и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд.

Решение первого собрания кредиторов о введении финансового оздоровления должно содержать предлагаемый срок финансового оздоровления, утвержденные план финансового оздоровления и график погашения задолженности, а также может содержать требования к кандидатуре административного управляющего.

Внешнее управление

Внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности.

Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. Определение арбитражного суда о введении внешнего управления подлежит немедленному исполнению. Определение арбитражного суда о введении внешнего управления может быть обжаловано. Внешнее управление вводится на срок не более двенадцати месяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев.

С момента введения внешнего управления:

- руководитель должника отстраняется от должности, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;

- прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия, полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему, за исключением полномочий, переходящих к другим лицам (органам). Органы управления должника в течение трех дней с момента назначения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации юридического лица, печатей и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему;

- снимаются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;

- аресты имущества должника и иные ограничения должника по распоряжению принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;

- вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника. 1

Кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Указанные требования направляются внешнему управляющему по почтовому адресу должника. Требования кредиторов, признаваемые установленными, направляются внешнему управляющему с приложением документов, позволяющих определить указанные требования как установленные. Внешний управляющий рассматривает предъявленные требования кредиторов и по результатам их рассмотрения вносит соответствующую запись в реестр требований кредиторов не позднее чем через две недели после получения соответствующего требования. О результатах рассмотрения требования кредитора внешний управляющий уведомляет соответствующего кредитора в срок, не превышающий одного месяца с момента получения указанного требования. Возражения по результатам рассмотрения внешним управляющим требований кредиторов могут быть заявлены кредитором в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, в месячный срок с момента их получения. Внешний управляющий вправе самостоятельно распоряжаться имуществом должника. Собственник имущества должника или органы управления должника не вправе принимать решения либо иным образом ограничивать полномочия внешнего управляющего по распоряжению имуществом должника.

Мерами по восстановлению платежеспособности должника могут быть:

- перепрофилирование производства;

- закрытие нерентабельных производств;

- ликвидация дебиторской задолженности;

- продажа части имущества должника;

- уступка прав требования должника;

- исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия или третьим лицом (третьими лицами);

- продажа предприятия (бизнеса) должника;

- иные способы восстановления платежеспособности должника.

Отчет внешнего управляющего должен содержать:

- баланс должника на последнюю отчетную дату;

- счет прибылей и убытков должника;

- сведения о наличии свободных денежных средств должника, которые могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника;

- расшифровку оставшейся дебиторской задолженности должника и сведения об оставшихся нереализованными правах требования должника;

- иные сведения о возможности погашения оставшейся кредиторской задолженности должника.

К отчету внешнего управляющего должен быть приложен реестр требований кредиторов. Одновременно с представлением указанного отчета внешний управляющий вносит на собрание кредиторов одно из следующих предложений:

- о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника;

- о заключении мирового соглашения;

- о продлении установленного срока внешнего управления;

- о прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Конкурсное производство

Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов (ст. 2 Закона). 1 По ходатайству конкурсного управляющего, одобренному собранием кредиторов или комитетом кредиторов, арбитражным судом может быть назначено несколько конкурсных управляющих. Арбитражный суд распределяет обязанности между конкурсными управляющими в зависимости от сложности выполняемых задач, характера и размера имущества должника, определяет пределы ответственности каждого из них. В ходе конкурсного производства конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника. Для осуществления указанной деятельности конкурсный управляющий вправе привлекать оценщиков и иных специалистов с оплатой их услуг за счет имущества должника, если иное не установлено собранием кредиторов или комитетом кредиторов. В случае, если имуществом должника, подлежащим продаже в ходе конкурсного производства, является недвижимость, указанное имущество оценивается до продажи с привлечением независимого оценщика, если иное не установлено собранием кредиторов или комитетом кредиторов.

Отчет об использовании денежных средств должника конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов и комитету кредиторов в любое время по их требованию. После проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к продаже указанного имущества на открытых торгах, если собранием кредиторов или комитетом кредиторов не установлен иной порядок продажи имущества должника. Порядок и сроки продажи имущества должника должны быть одобрены собранием кредиторов или комитетом кредиторов. Конкурсный управляющий вправе выставить на открытые торги права требования должника, если иной порядок продажи (уступки) прав требования должника не установлен собранием кредиторов или комитетом кредиторов. Конкурсный управляющий не реже одного раза в месяц представляет комитету кредиторов или собранию кредиторов отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения конкурсным управляющим возложенных на него обязанностей арбитражный суд по ходатайству собрания кредиторов или комитета кредиторов отстраняет конкурсного управляющего от исполнения им своих обязанностей и назначает нового конкурсного управляющего.

Мировое соглашение

Мировое соглашение - процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами. На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник и кредиторы вправе заключить мировое соглашение.

Решение о заключении мирового соглашения от имени конкурсных кредиторов принимается собранием кредиторов. Решение собрания кредиторов о заключении мирового соглашения принимается большинством голосов от общего числа конкурсных кредиторов и считается принятым при условии, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника. 1 Решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается гражданином-должником или руководителем должника, внешним управляющим или конкурсным управляющим. Допускается участие в мировом соглашении третьих лиц, которые принимают на себя права и обязанности, предусмотренные мировым соглашением.

Мировое соглашение подлежит утверждению арбитражным судом, о чем указывается в определении арбитражного суда о прекращении производства по делу о банкротстве. Если мировое соглашение заключается в ходе конкурсного производства, арбитражный суд выносит определение об утверждении мирового соглашения. Мировое соглашение вступает в силу для должника и конкурсных кредиторов, а также для третьих лиц, участвующих в мировом соглашении, со дня его утверждения арбитражным судом и является для должника, конкурсных кредиторов и третьих лиц, участвующих в мировом соглашении, обязательным. Односторонний отказ от исполнения вступившего в силу мирового соглашения не допускается. Со стороны должника мировое соглашение подписывается гражданином-должником или руководителем должника, внешним управляющим или конкурсным управляющим. От имени кредиторов мировое соглашение подписывается лицом, уполномоченным собранием кредиторов.

Заключение

В заключение сделаем следующие выводы.

Роль собрания кредиторов (комитета кредиторов) в процессе банкротства трудно переоценить. Закон четко определил круг лиц, по инициативе (требованию) которых может быть созвано собрание кредиторов. Оно может быть созвано по инициативе арбитражного управляющего, по требованию комитета кредиторов, конкурсных кредиторов и (или) налоговых и иных уполномоченных органов, требования которых по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам составляют не менее одной трети от общей суммы требований, внесенных в реестр требований кредиторов, либо по инициативе одной трети от числа конкурсных кредиторов (ст. 13 Закона).

Собрание кредиторов по требованию комитета кредиторов или конкурсных кредиторов созывается арбитражным управляющим в двухнедельный срок с момента обращения комитета кредиторов или конкурсных кредиторов с соответствующим требованием к арбитражному управляющему. В соответствии со ст. 12 Закона организацию и проведение собрания кредиторов осуществляет арбитражный управляющий. Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», в части требований по обязательным платежам, - налоговые и иные уполномоченные органы.

В собрании кредиторов участвует также представитель работников должника. Местом проведения собрания кредиторов Закон определяет место нахождения должника. Однако собрание кредиторов или комитет кредиторов своим решением могут определить и другое место проведения собрания. По общему правилу собрание кредиторов правомочно независимо от числа представленных на нем голосов конкурсных кредиторов при условии, что о времени и месте проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы были надлежащим образом уведомлены.

Список использованной литературы


1. Федеральный Закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.94 N 51-ФЗ (ред. от 10.01.2003).

3. Постановление Правительства РФ «О мерах по повышению эффективности процедур банкротства» от 22 мая 1998 г. N. 476.

4. Информационное письмо Президиума ВАС от 14.06.2001 г. № 64.

5. Решение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа. Дело № А56-12868/98.

6. Драчева Е. Л., Ходачник Г. Э. «Инструменты государственного антикризисного управления в банковском секторе» / «Менеджмент в России и за рубежом», №5, 2001.

7. Жуков К. А. / «Финансовое оздоровление или банкротство?» / «Управление собственностью», № 4, 2000.

8. Иванов В., Братанов М., Пелевина Н. «Методика комплексного анализа предприятия для целей антикризисного управления» / «Управление собственностью», № 1, 2000.

9. Саладзе В. «Общее собрание акционеров при внешнем управлении» / «Финансовая газета» N 2001-30.

10. Трененков Е. М., Дведенидова С. А. «Диагностика в антикризисном управлении» / «Менеджмент в России и за рубежом», № 1, 2002.



1 Федеральный Закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

1 Постановление Правительства РФ «О мерах по повышению эффективности процедур банкротства» от 22 мая 1998 г. N. 476.

1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.94 N 51-ФЗ (ред. от 10.01.2003).

1 Информационное письмо Президиума ВАС от 14.06.2001 г. № 64.

1 Информационное письмо Президиума ВАС от 14.06.2001 г. № 64.

1 Решение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа. Дело № А56-12868/98.

1 Решение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа. Дело № А56-12868/98.

1 Решение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа. Дело № А56-12868/98.

1 Федеральный Закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

1 Федеральный Закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

1 Федеральный Закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

1 Федеральный Закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

1 Федеральный Закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

1 Федеральный Закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».