Вариант 6.
1. Налоговый контроль: виды и, их характеристика, оформление результатов налоговых проверок. 3
2. Порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций. 7
3. Субъекты и объекты обложения акцизами. 10
4. Задача. 14
5. Задача. 15
Список литературы.. 16
1. Налоговый контроль: виды и, их характеристика, оформление результатов налоговых проверок
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством: а) налоговых проверок; б) получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора; в) проверки данных учета и отчетности; г) осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли); д.) в других формах, предусмотренных НК РФ.
Налоговые органы проводят налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.[1]
Если при проведении налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка).
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Эта проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.
При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.
Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев (в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев).[2]
При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. Налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора).
Материалы проверки рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. В случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.
По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:[3]
ü о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;
ü об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
ü о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
В решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности.
На основании вынесенного решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщику направляется требование об уплате недоимки по налогу и пени.
2. Порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Можно отметить следующие особенности формирования некоторых элементов налоговой базы, предусмотренные отдельными статьями главы 25 НК РФ, из которых вытекает необходимость организации раздельного налогового учета (помимо тех обязательных моментов, которые перечислены в предыдущем подпункте):[4]
По доходной части налоговой базы
- п.8 ст.250 НК РФ - по доходам в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав (цель: обоснование рыночной оценки налогооблагаемых доходов);
- ст.251 НК РФ - по доходам, не учитываемым при налогообложении (цель: подтверждение исключения доходов из-под налогообложения);
- подп.11 п.1 ст.251 НК РФ - по безвозмездно полученному имуществу в указанных случаях (цель: подтверждение обоснованности применения "льготы" в течение года с момента получения имущества).
По расходной части налоговой базы
- подп.1 и подп.4 п.1 ст.254 НК РФ - часть материальных расходов (цель: формирование прямых расходов по ст.318 НК РФ);
- подп.5 ст.254 НК РФ - транспортные расходы по доставке покупных товаров, предназначенных для перепродажи, до склада налогоплательщика-покупателя в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения этих товаров (цель: формирование прямых расходов по торговым операциям по ст.320 НК РФ);
- п.4 ст.254 НК РФ - в части материальных расходов собственного производства (цель: определение оценки таких материальных ресурсов в расходной части налоговой базы исходя из прямых расходов на их изготовление в соответствии со ст.319 НК РФ);
- подп.2 п.7 ст.254 НК РФ - потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке ТМЦ (цель: определение размера затрат, учитываемых в целях налогообложения, в пределах норм естественной убыли);
- ст.255 НК РФ - расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнении работ, оказании услуг (цель: формирование прямых расходов по ст.318 НК РФ);
- подп.16 ст.255 НК РФ, а также п.6 ст.272 НК РФ - суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного страхования работников, а также по четырем видам договоров добровольного страхования (пенсионного обеспечения) (цель: определение размера затрат, учитываемых в целях налогообложения, в пределах норм);
- ст.ст.256-259 НК РФ - амортизационные отчисления по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг (цель: формирование прямых расходов по ст.318 НК РФ);
- ст.ст.255-259 НК РФ - выделение материальных расходов, расходов на оплату труда и амортизационных отчислений, относящихся к видам деятельности или отдельным операциям, по которым предусмотрено обязательное ведение раздельного учета (цель: исключение возможного повторного включения в состав налогооблагаемых расходов тех, которые подлежат обособленному учету);
- ст.256 НК РФ - основные средства, не подлежащие амортизации или исключаемые из состава амортизируемого имущества (цель: исключение расходов, не учитываемых в целях налогообложения прибыли);
- абз.9 п.1 ст.257 НК РФ - основные средства собственного производства (цель: формирование первоначальной стоимости таких объектов исходя из прямых расходов по их изготовлению в порядке применения п.2 ст.319 НК РФ для определения размера расходов, учитываемых в целях налогообложения в разные отчетные периоды);
- п.п.7-10 ст.259 НК РФ - по основным средствам, по которым норма амортизации применяется со специальными коэффициентами (цель: определение размера амортизационных отчислений, учитываемых при налогообложении);
- ст.261 НК РФ - расходы на освоение природных ресурсов (цель: формирование размера расходов, учитываемых при налогообложении, и распределении их по отчетным периодам);
- ст.262 НК РФ - расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (цель: формирование размера расходов, учитываемых при налогообложении, и распределении их по отчетным периодам);
- подп.1 п.1 ст.264 НК РФ - в части единого социального налога, начисленного на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнении работ, оказании услуг (цель: формирование прямых расходов по ст.318 НК РФ);
- ст.264 НК РФ - в части прочих расходов, подлежащих нормированию (цель: формирование размера расходов, учитываемых при налогообложении);
- подп.2 п.1 ст.265 и ст.269 НК РФ - проценты по долговым обязательствам, подлежащих нормированию (цель: формирование размера расходов, учитываемых при налогообложении);
- ст.270 НК РФ (в т.ч. подп.49 ст.270 НК РФ), а также п.9 и п.10 ст.274 НК РФ - расходы, не учитываемые в целях налогообложения (цель: формирование размера расходов, учитываемых при налогообложении).
3. Субъекты и объекты обложения акцизами
Акциз — федеральный налог по НК РФ (п. 2 ст. 13) и по Закону об основах налоговой системы. С 1 января 2001 г. акцизы взимаются на основании гл. 22 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2000 г. № 166-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»). Глава 22 применяется с учетом особенностей, установленных ст. 13 Федерального закона от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах». Приказом МНС РФ от 18 декабря 2000 г. № БГ-3-03/440 и от 9 сентября 2002 г. № БГ-3-03/481 были утверждены Методические рекомендации по применению гл. 22 «Акцизы» НК РФ, касающиеся подакцизного минерального сырья.[5]
Налогоплательщиками акциза признаются:
1)организации;
2)индивидуальные предприниматели;
3)лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.
Организации и иные лица признаются налогоплательщиками, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с гл. 22 НК РФ.
Организации или индивидуальные предприниматели — участники договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) несут солидарную ответственность по исполнению обязанности по уплате налога, исчисленного в соответствии с гл. 22 НК РФ
В целях гл. 22 НК РФ устанавливается, что в качестве лица, исполняющего обязанности по исчислению и уплате всей суммы акциза, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения акцизами, осуществляемым в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), признается лицо, ведущее дела простого товарищества. В случае, если ведение дел простого товарищества осуществляется совместно всеми участниками простого товарищества, участники договора простого товарищества самостоятельно определяют участника, исполняющего обязанности по исчислению и уплате всей суммы акциза по операциям, признаваемым объектами налогообложения акцизами, осуществляемым в рамках договора простого товарищества.[6]
Указанное лицо имеет все права и исполняет обязанности налогоплательщика, предусмотренные НК РФ, в отношении указанной суммы акциза.
Указанное лицо обязано не позднее дня осуществления первой операции, признаваемой объектом налогообложения в соответствии с гл. 22 НК РФ, известить налоговый орган об исполнении им обязанностей налогоплательщика в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности).
Приказом МНС РФ от 23 августа 2001 г. № БГ-3-09/303 утверждены формы извещения налогового органа организацией и индивидуальным предпринимателем — участником договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) об исполнении обязанностей по исчислению и уплате всей суммы акциза, исчисленной по операциям, осуществляемым в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности).
При полном и своевременном исполнении обязанности по уплате акциза лицом, исполняющим обязанности по уплате акциза в рамках простого товарищества, обязанность по уплате акциза остальными участниками договора простого товарищества считается исполненной.
Объектом налогообложения признаются следующие операции:[7]
1)реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации (за исключением нефтепродуктов). Реализацией подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья в целях гл. 22 НК РФ признаются передача прав собственности на подакцизные товары и (или) подакцизное минеральное сырье одним лицом другому лицу на возмездной и (или) безвозмездной основе, а также использование их при натуральной оплате.
2)оприходование организацией или индивидуальным предпринимателем, не имеющими свидетельства, нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), получение нефтепродуктов в собственность в счет оплаты услуг по производству нефтепродуктов из давальческого сырья и материалов. Для целей гл. 22 НК РФ оприходованием признается принятие к учету подакцизных нефтепродуктов, произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов);
В целях гл. 22 НК РФ к подакцизным нефтепродуктам относятся автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, прямогонный бензин
3) получение нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими свидетельство. Для целей гл 22 НК РФ получением нефтепродуктов признаются:
ü приобретение нефтепродуктов в собственность;
ü оприходование нефтепродуктов, полученных в счет оплаты услуг по их производству из давальческого сырья и материалов (в том числе из подакцизных нефтепродуктов);
ü оприходование подакцизных нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов);
ü получение собственником сырья и материалов нефтепродуктов, произведенных из этого сырья и материалов на основе договора переработки;
4)передача организацией или индивидуальным предпринимателем нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), собственнику этого сырья и материалов, не имеющему свидетельства. Передача нефтепродуктов иному лицу по поручению собственника приравнивается к передаче нефтепродуктов собственнику;
5)реализация организациями с акцизных складов алкогольной продукции, приобретенной у налогоплательщиков — производителей указанной продукции, либо с акцизных складов других организаций. Не признается объектом налогообложения реализация алкогольной продукции с акцизного склада одной оптовой организации акцизному складу другой оптовой организации;
И т.д. полный перечень операций, а также особенности обложения данным налогом регламентируются гл.22 НК РФ.
4. Задача
Предприятие по производству непродовольственных товаров за месяц закупило у поставщиков по свободным ценам сырья на 102840 руб. Из них поступило на склад и оприходовано на 95780 руб. Из поступившего сырья израсходовано на производственные нужды на 5820 руб.
За месяц предприятие изготовило и реализовало по свободным ценам готовой продукции на 120810 руб.
Исчислить сумму НДС, подлежащую перечислению в бюджет.
Решение:
Так как тип товара не указан, то будем считать, что применяется ставка 18%.
В соответствии с гл.21 НК РФ при исчислении НДС применяется метод начисления. Будем считать, что указанные суммы, в том числе НДС.
НДС уплаченный = 95780 * 15,25% = 14606,45 руб.
НДС полученный = 120810 * 15,25% = 18423,53 руб.
НДС бюдж. = 18423,53-14606,45 = 3817,08 руб. – НДС подлежащий перечислению в бюджет.
5. Задача
На материалах организации, где Вы работаете, составьте расчет налога с продаж.
Дайте пояснения.
Решение:
Так как в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2001 №148-ФЗ с 1 января 2004г. налог с продаж отменен, то данный расчет носит чисто демонстративный характер. Рассчитаем налог по данным организации ООО «Виро».
В соответствии с гл. 27 НК РФ налоговым период устанавливается как календарный год. Ставку налога возьмем действовавшую на территории Новосибирской области к моменту отмены налога – 4%.
За июль предприятием ООО «Виро» реализовано обогревателей «Vitek» по розничным ценам на сумму 150 386 руб. в том числе НДС (18%).
150 386 * 4% = 6015,44 руб. – сумма налога с продаж.
Список литературы
1) Налоговый кодекс РФ (по состоянию на 15.10.2003г.)
2) Кузнецов О. В. конспективный сборник налогов РФ. – М.: ИНФРА-М, 2002-120с.
3) Закон «Об основах налоговой системы РФ» от 27.12.1991г. №2118-1.
4) Камышанов П.И. «Основы налогообложения в России» -- М.: Элиста: АПП «Джангар» 2003 – 600с.
5) Перов А. В. Толкушкин А. В. Налоги и налогообложение: учебное пособие – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт – издат, 2003г. - 635с.
6) Гражданский кодекс РФ (по состоянию на 15.10.2003г.)
[1] Перов А. В. Толкушкин А. В. Налоги и налогообложение: учебное пособие – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт – издат, 2003г. - 63с.
[2] Камышанов П.И. «Основы налогообложения в России» -- М.: Элиста : АПП «Джангар» 2003 – 32-34с.
[3] Перов А. В. Толкушкин А. В. Налоги и налогообложение: учебное пособие – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт – издат, 2003г. - 65с.
[4] Налоговый кодекс РФ (по состоянию на 15.10.2003г.)
[5] Перов А. В. Толкушкин А. В. Налоги и налогообложение: учебное пособие – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт – издат, 2003г. - 388с.
[6] Камышанов П.И. «Основы налогообложения в России» -- М.: Элиста : АПП «Джангар» 2003 – 219с.
[7] Налоговый кодекс РФ (по состоянию на 15.10.2003г.)