Содержание


1. Предприятие как производственно-хозяйственная система. 3

2. Организационно-правовые формы предприятия. 7

3. Принципы рационального хозяйствования предприятий в рыночных условиях  10

Задача. 15

Список используемой литературы.. 16

 

1. Предприятие как производственно-хозяйственная система



Предприятие занимает центральное место в народно-хозяйственном комплексе любой страны. Это первичное звено общественного разделения труда. Именно здесь создается национальный доход. Предприятие выступает как производитель и обеспечивает процесс воспроизводства на основе самоокупаемости и самостоятельности.

От успеха отдельных предприятий зависит объем создаваемого валового национального продукта, социально-экономическое развитие общества, степень удовлетворенности в материальных и духовных благах населения страны. [1]

Предприятие как самостоятельная хозяйственная единица владеет правами юридического лица, то есть оно имеет право свободного распоряжения имуществом, получать кредит, входить  в договорные отношения с другими предприятиями. Оно имеет свободный расчетный счет в банке, где находятся денежные средства, которые используются для расчетов с другими предприятиями, на зарплату.

Принято считать, что оптимальными являются такие размеры, которые обеспечивают наиболее благоприятные условия для использования достижений науки и техники при минимальных издержках производства и при этом достигается эффективное производство высококачественной продукции.

Предприятие представляет собой такую форму организации хозяйства, при которой индивидуальный потребитель и производитель взаимодействуют посредством рынка с целью решения трех основных экономических проблем: что, как и для кого производить.

При этом никто из предпринимателей и организаций сознательно решением этой триады экономических проблем не занят (каждый решает в стихии рынка на индивидуальном уровне). 

В рыночной системе все имеет цену. Различные виды человеческого труда также имеют цену — уровень зарплаты, тариф на услуги. Рыночная экономика для неосознанной координации людей и предприятий через систему цен и рынков. Если взять все разнообразные рынки, то получим широкую систему, стихийно обеспечивающую равновесие цен и производства путем проб и ошибок.

По средствам согласования между покупателями и продавцами (спроса и предложения) на каждом из этих рынков рыночная экономика решает одновременно все три проблемы:

1) что производить? — определяется каждодневно голосованием посредством денег (путем выбора покупателем товара и его покупки);

2) как производить? — определяется конкуренцией между производителями (каждый стремится использовать новейшие технологии, выиграть ценовую конкуренцию и увеличить прибыль, снизить издержки производства);

3) для кого производить? — определяется соотношением спроса и предложения на рынках, факторами производства (рабочая сила и средства производства).

Эти рынки определяют уровень зарплаты, ренты, процента и прибыли, то есть источников, из которых складываются доходы.[2] Производитель устанавливает свои цены, перемещая свой капитал в отрасли с высокой прибылью и оставляя нерентабельное производство товара. Все это и определяет, что производить. Прибыль здесь — решающий фактор функционирования рыночного хозяйства.

В соответствии с формами собственности могут действовать предприятия следующих видов:

1) индивидуальные, основанные на личной собственности  и на его труде (без найма);

2) семейные, основанные на собственности и труде граждан одной семьи, проживающих совместно;

3) частное предприятие, основанное на собственности отдельного гражданина с правом найма рабочей силы;

4) коллективное -  основанное на собственности трудового коллектива, кооператива или другого уставного общества;

5) государственное или коммунальное, основанное на собственности административно-территориальных единиц;

6) государственное предприятие, основанное на республиканской (общегосударственной) собственности;

7) совместное, основанное на базе объединения имущества разных форм собственности (смешанная форма собственности).

В зависимости от объемов производства, количества рабочих предприятие может быть малым, средним, крупным. [3]Малые предприятия — численностью до 200 работающих (в промышленности и строительстве), до 50 человек (В других отраслях производственной сферы), до 100 человек (в науке), до 25 человек (непроизводственная сфера), до 15 человек (розничная торговля).

Предприятия имеют право объединять свою производственную, научную и коммерческую деятельность и создавать следующие объединения:

!) ассоциация — договорное объединение, созданное в целях постоянной координации хозяйственной деятельности; ассоциация не имеет права вмешиваться в производственную деятельность любого из ее участников;

2) корпорация — договорное объединение на основе сочетания производственных, научных и коммерческих интересов с делегированием отдельных полномочий, центральным регулированием деятельности каждого из участников;

3) консорциум — временное уставное объединение промышленного и банковского капитала для достижения общей цели;

4) концерн — уставное объединение предприятий промышленности, научных организаций, транспорта, банков, торговли и др. на основе полной зависимости от одного или группы предпринимателей.

Каждое предприятие для решения задач, связанных с производством и реализацией товаров и оказанием услуг, должно быть укомплектовано определенным количеством людей, способных выполнять эти работы. Занятые общественным трудом на предприятии работники, инженеры и служащие образуют трудовые коллективы этих предприятий.

 В политическо - экономическом понимании трудовой коллектив — это совокупный работник предприятия и одновременно субъект экономических отношений, который осуществляет общую деятельность в государственных, коллективных, кооперативных, частных предприятиях, направленную на удовлетворение как личных, так и коллективных, общественных потребностей.[4]

2. Организационно-правовые формы предприятия


1. Арендные и коллективные.

Аренда — первичный механизм разгосударствления собственности, средство образования и умножения коллективной собственности.

В соответствии с договором государство может передавать на 10-15 лет в аренду за соответствующую плату во временное пользование и владение трудовому коллективу предприятия, производственные фонды и оборотные средства. В арендном предприятии учредителем его становится трудовой коллектив, который регистрируется как организация арендаторов, то есть как самостоятельное юридическое лицо.

Аренда — разновидность хозяйственного расчета, при этом арендатор предприятия имеет право самостоятельно распределять хозяйственный расчетный доход, использовать его на развитие производства, социальные нужды и оплату труда по своему усмотрению (аренда — форма хозяйствования, а не вид собственности).

Аренда — это фиксированная арендодателем величина, установленная плата арендатором на определенный период.

Арендный коллектив стремится улучшать и развивать производство. Он имеет больше самостоятельности по сравнению с арендным предприятием. [5]


2. Акционерные товарищества и товарищества с ограниченной ответственностью.

В социально ориентированной рыночной экономике акционерная собственность может выполнять следующие функции:

- она позволяет расширять источники накопления за счет денежных средств населения путем купли-продажи акций;

- акционерное предпринимательство содействует демократизации управлением предприятием, содействует созданию материально-технической базы, усилению заинтересованности работающих в лучшем использовании средств производства, рабочего времени;

- устраняет диспропорцию в экономике между спросом и предложением, между группой А и В;

- более эффективно регулируется количество денег, а также эта форма содействует развитию товарно-денежных отношений.

В России существуют такие виды акционерных товариществ: акционерные товарищества открытого типа, где акции распространяются путем открытой подписки, то есть путем купли-продажи на бирже; акционерные товарищества закрытого типа, акции которых распространяются лишь среди своих учредителей.[6]

Акция — главный атрибут акционерного товарищества. Это ценная бумага без установленного срока обращения, подтверждающая долевое участие (паевой взнос) акционера в уставном фонде акционерного общества, подтверждающая членство в нем и право на получение прибыли в виде дивидендов. Акция дает право на участие в дележе имущества при ликвидации товарищества.

Дивиденды акционерного общества выплачиваются только по итогам года за счет прибыли, которая остается после уплаты налогов и процентов за банковский кредит.

Недостатки акционерных обществ:

1) миллионы мелких акционеров терпят банкротство, особенно во время экономических кризисов;

2) акционерные компании могут осуществлять различные финансовые махинации на фондовых биржах.


3. Договорные товарищества.

Их создают юридические и физические лица, когда они ищут выгоду в совместной деятельности на рынке, однако не желают терять своей самостоятельности.


4. Товарищества с ограниченной ответственностью.

Это замкнутые товарищества, которые создаются объединением паевых взносов. Здесь акции не выпускаются, дивиденды не устанавливаются, а прибыль распределяется пропорционально к взносам учредителей, которые отвечают по обязательствам предприятия лишь величиной вложенного капитала. Именно это делает эту форму предприятия привлекательной и удобной.

До начала регистрации товарищества каждый учредитель должен внести не менее 30% своего взноса на банковский счет. Только после этого оно регистрируется в исполкоме народных депутатов по месту его нахождения.


3. Принципы рационального хозяйствования предприятий в рыночных условиях


Развитие экономики на современном этапе, неизбежность и необходимость переходного периода от одной системы хозяйствования к другой, трансформации административной системы и механизмов управления в рыночные ставят перед предприятиями проблемы адаптации к новым условиям. От их решения зависят пристроенность, выживание предприятий, гибкость их реагирования на изменения внешних причин, на факторы нестабильности и неопределенности, которые присущи нынешнему переходному периоду.

Поэтому необходимо рассмотреть основные проблемы, стоящие перед предпринимательством в условиях перехода к рыночным отношениям, и построить для их решения механизмы адаптации, которые позволят путем согласования целей предприятия, интересов собственника, разных групп и категорий трудящихся путем создания соответствующих моделей и методов перестройки и развития систем предприятия обеспечить место в рыночной среде и эффективное в нем функционирование.

Прежде всего необходимо поставить задание создания таких преобразований, которые б имели природный, органически им присущий характер осуществления, а во-вторых — теоретически сформулирован (на уровне предприятия) общий методологический подход к искоренению застойных явлений в экономике, который лежит в основе дезинтеграции управления и производства, дифференциации форм собственности. Определенная сущность этого подхода, который учитывает монополизм производителей, существующие, сформированные еще до переходного периода, особенности системы управления и хозяйствования, наличие фактически пока еще единственной — государственной — формы собственности, и заключается в разделении очень больших предприятий, процессов производства и управления и одновременном переходе к смешанным формам собственности.

Исходной позицией в мотивации перестройки и развития систем предприятия является то, что каждая группа и категория трудящихся должна иметь интерес для достижения целиком определенных конкретных целей, которые в совокупности обеспечивают эффективное функционирование предприятия в условиях перехода к рыночным отношениям и на долгосрочную перспективу при стабильной экономической ситуации. При этом необходимо рассмотреть общие элементы мотивации, которые относятся ко всем группам и категориям трудящихся, и специальные, распространяющиеся на отдельные группы и категории.

Эффективность работы предприятия, всех его систем и механизмов много в чем определяется внешними факторами, действующих на микроуровне. Необходимо рассмотреть два блока вопросов с этой сферы, которые тесно связаны с механизмами адаптации предприятия,— управление качеством продукции, разгосударствлением и приватизацией, а также пути и методы их усовершенствования с целью создания для предприятий среды  наибольшего содействия.

Особенно важным становится вопрос использования новой функции управления для промышленных предприятий — прогнозирования. Заслуживает изучения разработанная прогнозирующая система и прогнозные модели техническо-организационного развития, а также методология и методика моделирования взаимосвязанной стратегии развития техническо-организационной и организационно-экономической системы предприятия.

Основными вопросами, которые потребуют решения в процессе перестройки организационно-экономической системы предприятия, являются:

- определение модели управления собственностью предприятия и его структурных подразделений;

- образование системы учета затрат и результатов работы;

- управление внутри фирмовым ценообразованием и разделением результатов хозяйствования.

Развитие экономики на современном этапе, неизбежность и необходимость переходного периода от одной системы хозяйствования к другой, трансформации административной системы и механизмов управления в рыночные ставят перед предприятиями проблемы адаптации к новым условиям. От их решения зависят пристроенность, выживание предприятий, гибкость их реагирования на изменения внешних причин, на факторы нестабильности и неопределенности, которые присущи нынешнему переходному периоду.

Поэтому необходимо рассмотреть основные проблемы, стоящие перед предпринимательством в условиях перехода к рыночным отношениям, и построить для их решения механизмы адаптации, которые позволят путем согласования целей предприятия, интересов собственника, разных групп и категорий трудящихся путем создания соответствующих моделей и методов перестройки и развития систем предприятия обеспечить место в рыночной среде и эффективное в нем функционирование.[7]

Прежде всего необходимо поставить задание создания таких преобразований, которые б имели природный, органически им присущий характер осуществления, а во-вторых — теоретически сформулирован (на уровне предприятия) общий методологический подход к искоренению застойных явлений в экономике, который лежит в основе дезинтеграции управления и производства, дифференциации форм собственности. Определенная сущность этого подхода, который учитывает монополизм производителей, существующие, сформированные еще до переходного периода, особенности системы управления и хозяйствования, наличие фактически пока еще единственной — государственной — формы собственности, и заключается в разделении очень больших предприятий, процессов производства и управления и одновременном переходе к смешанным формам собственности.

Исходной позицией в мотивации перестройки и развития систем предприятия является то, что каждая группа и категория трудящихся должна иметь интерес для достижения целиком определенных конкретных целей, которые в совокупности обеспечивают эффективное функционирование предприятия в условиях перехода к рыночным отношениям и на долгосрочную перспективу при стабильной экономической ситуации. При этом необходимо рассмотреть общие элементы мотивации, которые относятся ко всем группам и категориям трудящихся, и специальные, распространяющиеся на отдельные группы и категории.

Эффективность работы предприятия, всех его систем и механизмов много в чем определяется внешними факторами, действующих на микроуровне. Необходимо рассмотреть два блока вопросов с этой сферы, которые тесно связаны с механизмами адаптации предприятия,— управление качеством продукции, разгосударствлением и приватизацией, а также пути и методы их усовершенствования с целью создания для предприятий среды  наибольшего содействия.

Особенно важным становится вопрос использования новой функции управления для промышленных предприятий — прогнозирования. Заслуживает изучения разработанная прогнозирующая система и прогнозные модели техническо-организационного развития, а также методология и методика моделирования взаимосвязанной стратегии развития техническо-организационной и организационно-экономической системы предприятия.

В соответствии с выбранной стратегией поведения предприятия на рынке определяется взаимоувязанная система, состоящая из:

·        снабженческо - сбытовой политики (выбор маркетинговой стратегии и тактики на всем протяжении от появления продукции до ее продажи, послепродажного обслуживания, мониторинг оперативной информации о рынке, переход на прямые поставки продукции, создание сбытовой сети);

·        производственно - технологической и инновационной политики (минимизация издержек производства, приведение качества продукции в соответствие с запросами потребителей, создание оптимальной системы обеспечения сервисных служб, повышение конкурентоспособности на базе усовершенствования производимой продукции и действующей технологии производства, создание принципиально новых продуктов и производств);

·        ценовой политики (установление цен на продукцию предприятия в рамках политики управления ее сбытом в целях достижения наиболее выгодных объемов продаж, средних затрат на производство и максимально возможного уровня прибыли);

·        финансовой политики (анализ и планирование денежных потоков, выбор стратегии привлечения внешних ресурсов (кредиты, эмиссионная форма привлечения капитала), управление дебиторской и кредиторской задолженностью, разработка учетной и налоговой политики, контроль и управление издержками);

·        инвестиционной политики (определение общего объема инвестиций предприятия, способов рационального использования накоплений, сочетания различных источников финансирования, привлечение заемных средств);

·        кадровой политики (формирование идеологии и принципов кадровой работы, планирование, привлечение, отбор и высвобождение работников, организация работ и руководство кадрами, повышение квалификации и подготовка работников предприятия, внедрение системы стимулирования их деятельности, развитие социального партнерства).


Задача


АО выпустило в отчетном году привилегированные акции на сумму 90000 руб. с дивидендом 5%. Чистый доход  АО может составить 20 000 руб. Определить доход и доходность одной акции, если всего их выпущено 80 000 штук.

Решение:

Доход = 20000-(90000*0,05) \80000 = 0,193 рублей

Номинал = руб.

Доходность =


Ответ

Доход одной акции составляет 0,193 руб., а доходность 0,17.


Список используемой литературы


1.     Герчикова И.Н.  Менеджмент: Учебник – М: ИНФРА – М, 1994 г.

2.     Глущенко В.В.  Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование-планирование – М: Крылья, 1997 г.

3.     Ефремов С.М. Менеджмент организации: Учебник – М: НОРМА, 1993 г.

4.     Мескон М.  Альберт М.  Хедоури Ф.  Основы менеджмента:  Учебник – М.: Норма – М, 1993 г.

5.     Морозова Т.Г.  Пикулькина А.В.  Прогнозирование и планирование в условиях рынка – М: Учебное пособие: ЮНИТИ, 1999 г.



[1] Герчикова И.Н.  Менеджмент: Учебник – М: ИНФРА – М, 1994 г.


[2] Герчикова И.Н.  Менеджмент: Учебник – М: ИНФРА – М, 1994 г.


[3] Герчикова И.Н.  Менеджмент: Учебник – М: ИНФРА – М, 1994 г.


[4] Мескон М.  Альберт М.  Хедоури Ф.  Основы менеджмента:  Учебник – М.: Норма – М, 1993 г.


[5] Мескон М.  Альберт М.  Хедоури Ф.  Основы менеджмента:  Учебник – М.: Норма – М, 1993 г.


[6] Мескон М.  Альберт М.  Хедоури Ф.  Основы менеджмента:  Учебник – М.: Норма – М, 1993 г.


[7] Мескон М.  Альберт М.  Хедоури Ф.  Основы менеджмента:  Учебник – М.: Норма – М, 1993 г.