Содержание

Введение. 3

1 Понятие земель водного кодекса и их практическое назначение. 4

2. Международные правовые акты, регулирующие использование земель водного фонда. 7

Заключение. 10

Список литературы. 11

Введение

Водно-земельные правоотношения имеют сложный характер. Это объясняется особенностью самих водных объектов, представляющих совокупность водной массы и сопряженной с ней земли: берега, дна, ложа, склонов. Водный объект не может существовать без определенной земельной площади. Поэтому правовые отношения, связанные с предоставлением (приобретением) водного объекта, дальнейшим его использованием, и некоторые другие отношения понимаются как водно-земельные.

При этом они регулируются как внутренним, так и международным правом, частично водным и земельным. Субъектами данных правоотношений являются государства, их правомочные органы, физические и юридические лица. Международные межправительственные и неправительственные организации (в частности, экологического направления) также выступают субъектами водно-земельных правоотношений.

При их регулировании возникает сложный комплекс проблем, нуждающихся в решении нормами земельного и водного права. При этом должен соблюдаться баланс публичных и частных интересов.

Целью данной контрольной работы является изучение правового режима земель водного фонда.

Задачами работы являются:

1.    Изучить нормативную правовую базу,  регулирующую водно-земельные отношения.

2. Рассмотреть проблемы законодательного регулирования рассматриваемых правоотношений.

3.        Проанализировать взаимодействие национального и международного законодательства по вопросам охраны и использования земель водного фонда.

1 Понятие земель водного кодекса и их практическое назначение.

Легальное определение земель водного фонда дано в ст.95 Земельного кодекса РФ: земли, занятые водоемами, ледниками, болотами, водохозяйственными сооружениями (в частности, гидротехникой), земли полос отвода по берегам водоемов, магистральных межхозяйственных каналов и коллекторов. Однако оно не согласуется с легальным определением самого водного фонда, данным в Водном кодексе РФ. В ВК РФ  предусматриваются три основные условия: 1) пределы территории России; 2) само наличие водного объекта; 3) включение его в Водный кадастр[1]. Исходя из этого, земли водного фонда трактуются авторами учебной литературы расширительно: с включением в их состав площадей, сопряженных с водотоками (реками), территорий, подстилающих моря в границах России.

Согласно законодательству земли водоемов (водных объектов) располагаются не в пределах единственной категории земель водного фонда, а сосуществуют с другими категориями земель, особо охраняемых, сельхозназначения, городов и других поселений, промышленности, транспорта.

В связи с этим водопокрытые и водообслуживающие площади в какой-то мере теряются из виду и не фиксируются согласно кадастровым документам как земли водного фонда. Но в любом случае эти земли являются весьма ценными, даже если они официально не отнесены к особо охраняемым территориям.

Федеральное и региональное земельное законодательство предусматривает категорию земель водного фонда, которые могут быть не только в федеральной, региональной и муниципальной, но и в частной собственности.

Правовой режим земель водного фонда довольно сложный. Его регулируют Водный и Земельный кодексы, а также ряд законов: "О Государственной границе Российской Федерации", "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и другие.

Земли водного фонда являются не только операционным базисом, но и средством производства. По статистическим данным, большая часть этих земель - водопокрытая, на втором месте - болотные земли, есть и площади пашен, древесно-кустарниковой растительности.

Площади земель водного фонда, занятые сооружениями, требуют особого внимания: это зоны строительства эксплуатационных поселков и зданий, служб, участки противопаводковых и защитных дамб и валов, несудоходных каналов (осушительных, оросительных, обводнительных), водоприемников оросительных и осушительных систем.

Землеустроительная путаница и даже бесхозность данных земель - печальная действительность нашего времени. Береговая полоса зачастую не отделена от прилегающей территории и становится местом несанкционированной свалки мусора, металла (машин), а также мойки автомобилей. Это влечет за собой превращение некогда живописных рек и озер в хранилище всей таблицы Менделеева. Даже в дачных поселках Подмосковья все чаще запрещают купаться.

От земель водного фонда следует отличать земли водного транспорта, которые не являются отдельной категорией, а представляют разновидность иной категории, предусмотренной Земельным кодексом. Общее ее название таково: земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения.

Интерес представляют земли внутреннего водного транспорта: площади портов, пристаней, гаваней, причалов, затонов, вокзалов, павильонов, судоходных каналов, гидротехники, берегоукрепительных сооружений и насаждений.

Порты могут быть озерными, а не только речными. Между тем земли, сопряженные с озерами, в принципе должны входить в состав земель водного фонда. Площади берегоукрепительных сооружений и насаждений могут быть полосой отвода того же озера. Если земли водного транспорта невозможно "спутать" с землями водного фонда (площади речных портов), то это вовсе не отменяет обширный круг спорных территорий.

Устав внутреннего водного транспорта 1955 г. устанавливал береговую полосу общего пользования вдоль водных путей (бечевник). В понятие бечевника входила полоса, сопряженная с судоходным водным объектом. Согласно Водному кодексу 1995 г. площадь бечевника расширяется до 20 м. Кодекс внутреннего водного транспорта 2001 г. также устанавливает 20-метровую береговую полосу и запрещает загромождать эту зону общего пользования безнадзорными судами и сооружениями, оказывающими негативное влияние на состояние среды и затрудняющими использование бечевника. Право использования данной полосы не распространяется на особо охраняемые природные территории.

К сожалению, судоходное использование приводит к засорению дна водных путей оснасткой (такелажем), загрязнению вод нефтепродуктами, что влечет за собой гибель нерестилищ. Аналогичные последствия наступают при не соответствующей нормативам добыче грунта и песка в бассейне реки.

2. Международные правовые акты, регулирующие использование земель водного фонда.

Для России, признающей верховенство международного права, существенное значение имеют договоренности относительно моря, трансграничных водотоков, водоемов и болот. Болота нельзя не признать важным объектом экологического права, ибо это - запасы торфа, местообиталище ценной флоры и фауны. Прежнее повальное осушение лишь на короткий период давало плодородные площади, которые затем разрушались.

Уже в 70-е годы международное сообщество сочло необходимым подписать отдельную конвенцию по болотам. В 1971 г. была подписана Рамсарская конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообиталищ водоплавающих птиц. В ее поле зрения попадают районы болот, фенов, торфяных угодий и водоемов (с разными характеристиками режима воды и степени солености таковой). Даже морские акватории частично входят туда.

Рамсарская конвенция затем была обновлена и дополнена. Для нашей страны с ее громадными пространствами и большой протяженностью границ характерно обилие больших и малых водоемов и водотоков, а также обширных водных систем трансграничного характера (Чудско-Псковское озеро, Каспий, Амурский бассейн, Селенга). Столь важное для России международное речное право уходит своими корнями к средневековым договорам*(4). Затем Российская империя и СССР были активными участниками международных соглашений в данной сфере. Современная Россия подписала Европейское соглашение по важнейшим внутренним водным путям международного значения, которое распространяется не только на собственно международные реки и озера, но и на Волгу, Каму и прочие судоходные артерии, связанные с международными водами и необходимые для иностранного судоходства.

Хотя международное речное право "держит" водные земли на "втором плане", их охрана и использование поддерживаются международными соглашениями. Так, советско-финские соглашения 1964 г. о пограничных водных системах запрещают загрязнение, приводящее к обмелению, порче ландшафта, ущербу рыбным запасам. Европейское соглашение, предусматривая эксплуатационные характеристики портов и путей, составляет правовую базу для дноуглубительных и прочих работ.

Россия - участница соглашений по Балтийскому и Черному морям. Хельсинкская конвенция по защите морской среды районов Балтийского моря 1992 г. была подписана наряду с Россией и Украиной государствами Прибалтики, Скандинавии, Польшей, Германией, Чехословакией. Она подчеркивает необходимость защиты природы не только самого моря, но и прибрежных экосистем, находящихся под его воздействием (уникальные промежуточные экосистемы заливов).

Извлечение песка, камня, добыча и использование нефти и газа, захоронение твердых отходов, аквакультура, интенсивное водное и лесное хозяйство, деятельность транспорта признаны специальной комиссией в своих рекомендациях "Система прибрежных и морских охраняемых территорий Балтийского моря" от 10 мая 1994 года отрицательно влияющими факторами. О том, как они охраняются, говорит следующий факт - на русской Балтике особо загрязненной территорией является Национальный парк Финский залив.

Бухарестская конвенция о защите Черного моря от загрязнения 1992 г. особое внимание уделяет деятельности на континентальном шельфе и захоронениям, вызывающим загрязнение моря. Нуждается в нашей защите Азовское море - самое мелкое море в мире, окруженное зонами курорта и отдыха. Восточный (русский) берег - низкий и лиманный (большое обилие кос). Климат главным образом не морской, а континентальный. Поэтому море промерзает зимой. Есть версия даже о "пресном" прошлом данного объекта, о его "двойном дне" (под морем - озеро). Однако мы разрушаем эту уникальную экосистему активнее, чем изучаем. Сток нефтезагрязненных вод Кубани и Дона, заход нарушающих экологические требования судов, несанкционированный лов рыбы - все это опустошает природу. Бич "водных земель" - эрозия, неверная добыча нерудных материалов, захламление бесхозными предметами (такелаж).

Заключение

Водопокрытые (водоподстилающие), а также водообслуживающие земли являются естественной природной средой и операционной базой для судоходства, лесосплава, ирригации и других нужд водного хозяйства. В частности, на них расположены гидротехнические сооружения и устройства различного назначения - противопаводковые, водозаборные и т.д. Эти площади стали местами обитания представителей дикой флоры и фауны, занесенных в региональную, федеральную и международную Красные книги, привлекательны для отдыха населения. К сожалению, нередко они становятся и объектами незаконного дачного и прочего строительства.

Многочисленность различных нормативно-правовых актов по береговой полосе моря и водотоков (водоемов) ставит нас перед необходимостью издания единого акта (лучше всего закона) и отмены прежней громоздкой нормативной базы. Указанный акт должен охватывать все береговые полосы, а не только морские. Есть и еще одна проблема: и при развитом законодательстве возможны правовой нигилизм, невыполнение многих природоохранных мероприятий. Поэтому необходимо существенно повысить эффективность экологического контроля и надзора[2].



Список литературы.

1.     Хельсинкская конвенция по защите морской среды районов Балтийского моря 1992 г.

2.     Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (с изм. и доп. от 30 июня 2003 г.)

3.     Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 30 июня 2003 г.)

4.     О Земельном кодексе Российской Федерации (Р.Г. Габбасов, Н.В. Голубева, "Налоговый вестник", N 3, 4, 5, март, апрель, май 2002 г.)

5.     Практическое значение Земельного кодекса России (С.А. Боголюбов, "Право и экономика", N 3, март 2003 г.)






[1] Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ ст.7-11

[2] Сиваков Д.О. О правовом регулировании водно-земельных отношений // "Журнал российского права", N 1, январь 2002 г.