Содержание


1. Введение.. 3

2. Характеристика транспортной отрасли Хабаровского края   5

3. Сущность и значение анализа внешней среды для организации. 7

3.1 Содержание и необходимость проведения анализа внешней среды. 7

3.2 Анализ макросреды организации. 8

3.3 Анализ микросреды (непосредственного окружения) организации. 11

4. Анализ среды прямого воздействия на ОАО «ДальТранс». 13

4.1 Анализ потребителей. 13

4.2 Анализ поставщиков. 14

4.3 Анализ конкурентов. 14

4.4 Анализ рабочей силы и привлекательности рынка. 15

5. Анализ среды косвенного воздействия ОАО «ДальТранс». 16

5.1 Анализ технологии в отрасли. 16

5.2 Анализ экономического состояния региона. 17

5.3 Анализ политических факторов. 18

5.4 Анализ социально-культурной среды, влияние на транспортную отрасль  20

Заключение.. 22

Список литературы... 23

Приложение

1. Введение

Любая организация находится и функционирует в рамках внешней и внутренней сред. Они предопределяют успешность функционирования компании, накладывают определенные ограничения на операционные действия и в какой-то степени, каждое действие компании возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потен­циала на должном уровне. Организация находится в состоянии по­стоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безгранич­ны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегическо­го управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее по­тенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной пер­спективе.

Актуальность темы обусловлена тем, что современная внешняя среда предприятий характеризуется чрезвычайно высокой степенью сложности, динамизма и неопределенности. Способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде – основное условие в бизнесе и других сферах жизнедеятельности. Более того, во все возрастающем числе случаев – это условие выживания и развития. Организации должны, с одной стороны, постоянно осознавать новый характер изменений в окружающей среде и эффективно на них реагировать. С другой стороны, необходимо иметь в виду, что сами организации генерируют изменения во внешней среде, выпуская новые, например, виды товаров и услуг, используя новые виды сырья, материалов, энергии, оборудования, технологий.

Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы, а внешняя среда – источник, питающий организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне.

Динамизм и высокая степень неопределенности факторов внешней среды значительно осложняют процедуры разработки и принятия управленческих решений. Поэтому руководители как зарубежных, так и отечественных предприятий остро ощущают потребность в систематической, оперативной и всесторонней информации о состоянии и возможных изменениях, происходящих во внешней среде. Вместе с тем в реальной практике большинство российских предприятий не уделяет должного внимания факторам внешней среды, что в значительной мере обусловлено недостаточной разработанностью теоретических и методологических основ организации ее исследования с учетом национальной, региональной и отраслевой специфики.

Таким образом, целью данной работы является анализ внешней среды транспортного предприятия.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

-       Дать общую характеристику транспортной отрасли Хабаровского края;

-       Раскрыть сущность анализа внешней среды предприятия;

-       Проанализировать среду прямого воздействия на предприятии;

-       Рассмотреть среду косвенного воздействия.


2. Характеристика транспортной отрасли Хабаровского края

В транспортном комплексе — одной из ведущих отраслей края — представлены практически все виды транспортных коммуникаций.

Железная дорога. По территории края проходят две железнодорожные артерии общегосударственного значения, связывающие восточные и западные районы страны — Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали. Между материковой сетью железных дорог и о. Сахалин действует паромная переправа Ванино—Холмск (270 км). Общая протяженность железных дорог, включая одноколейные ветки — связки с магистралями, составляет 2,3 тысячи км, или 25% от длины сети всех дальневосточных дорог. По железной дороге осуществляется более 80% грузообмена с другими регионами России, 72% — внутри края.

Речные пути. Общая протяженность используемых речных путей (реки Амур, Уссури, Амгунь, Тунгуска, Мая) — более 3,2 тысяч км. Судами типа «река—море» ОАО "Амурское пароходство" осуществляется доставка грузов из речных портов Амура на север края, в Сахалинскую и Амурскую области, а также в прибрежные пункты Приморья и Магаданской области, в зарубежные порты Японии, Сингапура, Китая. Наиболее крупными речными портами являются торговые порты в г.Хабаровске и г.Комсомольске-на-Амуре.

Морские пути. Основным морским портом Хабаровского края является морской торговый порт Ванино. По технической мощности (свыше 10 миллионов т. в год) он занимает третье место среди морских портов Дальнего Востока. Ежегодно порт способен обрабатывать около 1700 морских судов и 70— 80 тысяч вагонов. Круглогодичная работа порта обеспечивается ледокольным флотом. Кроме Ванино имеются морские порты в г. Советская Гавань, Николаевск-на-Амуре, а также портопункты в г. Охотск, пос. Мыс Лазарева и Де-Кастри.

Воздушные линии. Международный аэропорт в Хабаровске является крупнейшей воздушной гаванью на Дальнем Востоке и способен принимать воздушные суда всех типов. Авиамаршрутами Хабаровск связан более чем с 40 городами РФ и стран СНГ, а также аэропортами Японии (Ниигата, Аомори), КНР (Харбин, Шеньян и др.), Ю.Кореи (Сеул), Сингапура.

Особое значение аэропорт имеет как пункт пересечения 2-х мировых трансконтинентальных авиакоридоров, связывающих Северную Америку со странами АТР и Японию с Европой.

Автомобильные дороги. Автодорожная сеть сосредоточена в основном в южной части края. Протяженность дорог общего пользования составляет более 5 тысяч км, в том числе с твердым покрытием — 4,5 тысячи км. Главные автомобильные дороги:

-       дороги федерального значения «Амур» (Чита—Хабаровск с мостовым переходом через реку Амур), «Уссури» (Хабаровск—Владивосток) и "Восток" (Хабаровск-Находка);

-       дороги регионального значения Хабаровск—Комсомольск-на-Амуре; Селихино-Николаевск-на-Амуре; Ванино-Лидога и другие.

В данной работе будет проанализирована внешняя среда транспортного  предприятия ОАО «ДальТранс».  ОАО «ДальТранс» - автотранспортное предприятия оказывающее транспортные услуги физическим и юридическим лицам по перевозке грузов как на ближние так и на дальние расстояния в пределах сибирского региона.  Предприятие начало свою деятельность  1993 году.

Производственная мощность парка рассчитана на эксплуатацию 150 единиц подвижного состава.

Географическая сфера всех перевозок, которые осуществляет ОАО «ДальТранс», распространяется, прежде всего, на следующие районы Дальнего востока – Приморский край, Хабаровский край, Амурская область; республика Саха-Якутия; Еврейский автономная область[1].

Причина, по которой возникла необходимость проведения анализа внешней среды заключается в отсутствии капитального ремонта подвижного состава и, как следствие: сокращение его численности.

В течение 2003 года было снято с эксплуатации из-за отсутствия запчастей для ремонта 13 грузовиков марки «КамАЗ-5320»; 3 автобуса марки Икарус-280; 2 газели.


3. Сущность и значение анализа внешней среды для организации.

3.1 Содержание и необходимость проведения анализа внешней среды.

Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.

Внешнюю среду подразделяют на[2]:

- микросреду - среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании;        - макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую экологическую, политическую и международную среду. Предприятие должно ограничивать негативные воздействия внешних факторов, наиболее существенно влияющих на результаты его деятельности или, наоборот более полно использовать благоприятные возможности.

Факторам внешней окружающей среды в системе управления в нашей управленческой науке как на более раннем периоде, так и в настоящее время не уделялось достаточно внимания. Следовательно, проблема остается малоисследованной и особенно такие ее факторы, как:  значение внешней среды для управления; определение внешней среды; взаимосвязь факторов внешней среды; сложность внешней среды; подвижность внешней среды; неопределенность внешней среды; среда прямого воздействия; среда косвенного воздействия; международное окружение.

Под факторами внешней среды понимается сила, с которой изменения одного фактора воздействуют на другие факторы. Отсюда следует понимать, что при организации управления необходимо максимально учитывать факторы внешнего воздействия и рассматривать конкретную организацию как целостную систему, состоящую из взаимно связанных частей.

Внешняя среда организации включает перечень элементов, таких как потребитель, конкуренты, государственные органы, поставщики, финансовые организации, трудовые ресурсы, технологии, культура, демография, релевантных по отношению к организации.

Сущность анализа состояния внешней среды и деятельности предприятия - в систематическом изучении и оценке контролируемых и неконтролируемых факторов (объектов и событий), относящихся к предприятию. Главной целью такого анализа является получение необходимой планово-прогнозной информации, а дополнительная цель - выявить сильные и слабые стороны самого предприятия, а также и возможностей и рисков, связанных с его внешней средой[3]. 

3.2 Анализ макросреды организации

К компонентам внешней среды, оказывающим влияние на эффективность и устойчивость функционирования фирмы, относятся те, на которые фирма не может воздействовать, которыми она не управляет. Эти компоненты влияют на фирму напрямую (налоговая система, политика поставщиков, потребителей и др.), либо косвенно (политическая, экономическая и другие сферы страны). Факторы макросреды фирмы оказывают влияние на нее косвенно В таблице 1 приведены сферы и факторы макросреды фирмы, влияющие на эффективность и стабильность ее работы.

Таблица 1. Сферы и факторы макросреды фирмы[4]

Сфера макросреды

Факторы макросреды

1. Международные

1.1. Количество “горячих точек” в мире, где происходят какие-либо военные конфликты

1.2. Численность военных и других лиц, задействованных в “горячих точках” в данное время

1.3. Количество международных симпозиумов, конференций, выставок, кинофестивалей, конкурсов и других мероприятий высшей категории, проводимых в данный момент в стране и в мире в области образования, культуры, научно-технического прогресса

1.4. Тенденции изменения продолжительности жизни населения в целом в мировом сообществе

2. Политические

2.1. Стабильность демократических преобразований факторы в стране

2.2. Вероятность возврата к прошлой политической системе

2.3. Количество забастовок с численностью участвующих более 100 человек, проводимых в стране в данный день

2.4. Криминальная обстановка в стране

2.5. Количество политических фракций в законодательной власти

3. Экономические факторы

3.1. Удельный вес конкурентоспособной на внешнем рынке промышленной продукции фирм страны

3.2. Удельный вес конкурентоспособной на внутреннем рывке промышленной продукции фирм страны

3.3. Тенденции изменения внешнеэкономических связей

3.4. Дефицит бюджета страны (%).

3.5. Среднегодовые темпы инфляции

3.6. Удельный вес частной собственности в совокупной собственности страны

3.7. Наличие “стратегии перехода страны на рыночные отношения и их развития”, опубликованной в открытой печати

3.8. Наличие федеральных методических документов, регламентирующих процесс принятия и реализации управленческого решения (по функционально-стоимостному анализу, прогнозированию, нормированию, оптимизации, экономическому обоснованию и другим вопросам)

3.9. Удельный вес сырьевых ресурсов в экспорте страны

3.10. Показатели налоговой системы и внешнеэкономической деятельности

3.11. Структура распределения доходов населения

3.12. Уровень развития финансовой системы страны

4. Социально-демографические факторы

4.1. Место страны в мире по продолжительности жизни

4.2. Место страны в мире по жизненному уровню населения

4.3. Продолжительность жизни (мужчин, женщин)

4.4. Смертность детей в возрасте до одного года, % от родившихся и в сравнении с лучшим мировым показателем

4.5. Рождаемость и смертность населения страны

4.6. Структура населения страны по полу, возрасту, составу семьи, занятости, удельному весу одиноких, по образованию, удельному весу служащих, пенсионеров, школьников, студентов, работающих женщин, плотность населения по регионам и др.

4.7. Миграция населения

4.8. Перспективность городов

4.9. Структура населения по доходу и др.

5. Правовые факторы

5.1. Наличие федеральных правовых актов (указов Президента, постановлений правительства, государственных стандартов и т.п.) по стандартизации, метрологии, защите прав потре­бителей, антимонопольной политике, сертификации товаров и услуг, управлению качеством и конкурентоспособностью товаров, охране окружающей природной среды, предпринимательству, ценным бумагам, финансам и т.д.

5.2. Наличие федеральных правовых актов, регулирующих взаимоотношения компонентов экономической системы страны

5.3. Наличие федеральных правовых актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность страны и фирм

5.4. Наличие федеральной программы создания правого государства

5.5. Качество прокурорского надзора за соблюдением федеральных правовых актов

5.6. Преемственность правового обеспечения по вертикали и горизонтали

6. Экологические факторы

6.1. Параметры экосистемы страны

6.2. Количество городов и удельный вес численности их населения, которые не отвечают требованиям по экологичности

6.3. Затраты в бюджете страны (в %) на поддержание экосистемы страны

7. Природно-климатические факторы

7.1. Оценка основных природных ресурсов страны и ее место в мировом сообществе

7.2. Извлечение из недр природных ресурсов интенсивность по отношению к общим запасам и степень извлечения)

7.3. Характеристика климатических факторов страны

7.4. Дефицитность отдельных видов ресурсов по регионам страны

7.5. Степень использования вторичных ресурсов

8. Научно-технические факторы

8.1. Удельный вес изобретений и патентов страны в фонде мирового сообщества

8.2. Удельный вес докторов наук, профессоров в численности работающих страны

8.3. Стоимость основных производственных фондов страны, приходящаяся на одного ученого (фондовооруженностъ труда ученого)

8.4. Уровень автоматизации производства в машиностроении страны

8.5. Экспертная оценка месячной заработной платы ученого, конструктора, преподавателя вуза, в долларах США

8.6. Показатели износа основных производственных фондов в отраслях народного хозяйства страны

8.7. Характеристика системы информации страны

8.8. Уровень компьютеризации страны

9. Культурные факторы

9.1. Средний уровень образования населения страны

9.2. Обеспеченность населения страны объектами культуры (ед/час): театрами, . кинотеатрами, библиотеками, дворцами спорта и комплексами и другими объектами культуры .

9.3. Отношение людей к окружающему миру

9.4. Долговременные тенденции развития в области культурных ценностей


3.3 Анализ микросреды (непосредственного окружения) организации

К факторам прямого воздействия внешней среды на устойчивость и эффективность функционирования фирмы или к факторам микросреды относятся следующие[5]: вход системы (поставщики сырья, материалов, информации и других ресурсов); потребители товара; конкуренты; контактные аудитории; маркетинговые посредники; законодательство по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности.

В таблице 2 перечислены факторы микросреды фирмы и показатели, влияющие на эти факторы.

Таблица 2. Факторы и показатели микросреды фирмы[6]

Факторы микросреды

Показатели (операции), факторы микросреды

1. Поставщики (вход системы)

1.1. Интегральный показатель качества поступающего сырья (по видам) и материалов

1.2. Интегральный показатель качества (полезного эффекта) комплектующих изделий, оснастки, запасных частей и т.д.)

1.3. Интегральный показатель качества информации, поступающей на фирму

1.4. Интегральный показатель качества нормативно-методической и технико-экономической документации, поступающей на фирму

1.5. Интегральный показатель качества подготовки специалистов, поступающих на фирму

1.6. Прогноз изменения условий поставок

2. Потребители (выход системы)

2.1. Тенденции изменения круга потребностей основных потребителей товаров фирмы

2.2. Прогноз изменения параметров рынка по объему и ассортименту товаров

2.3. Прогноз изменения доходов потребителей

2.4. Прогноз изменения состава и значений признаков сегментации рынка внутри страны и в мире

3. Конкуренты

3.1. Анализ качества, цен и конкурентоспособности товаров конкурентов

3.2. Анализ организационно-технического уровня производства основных конкурентов

3.3. Прогнозирование конкурентоспособности и удельной цены товаров основных конкурентов

3.4. Прогнозирование рыночной стратегии основных конкурентов

4. Контактные аудитории

4.1. Анализ отношения к фирме и ее товару финансовых кругов региона (страны), средств массовой информации, государственных и муниципальных учреждений, гражданской группы содействия, общественных организаций и др.

4.2. Разработка мероприятий по улучшению отношений с контактной аудиторией

5. Маркетинговые посредники

5.1. Анализ структуры и стратегии торговых посредников и уточнение совместно с ними стратегии маркетинга продвижения товаров

5.2. Налаживание контактов с агентствами по оказанию маркетинговых услуг (рекламные агентства, консалтинговые фирмы, фирмы маркетинговых исследований и др.)

5.3. Установление связей с кредитно-финансовыми учреждениями

6. Законодательство по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности

6.1. Формирование банка данных по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности

6.2. Анализ влияния ставок налогов, таможенных пошлин, квот, лицензий и других показателей на эффективность работы фирмы

6.3. Подготовка предложений по совершенствованию законодательства по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности.


Таким образом, для принятия эффективных управленческих решений, руководство фирмы должно понимать и анализировать внешнее окружение. Для сканирования внешней среды компании могут использовать исследования и сбор информации, изучение потребительского рынка с помощью рыночных исследований (surveys) и фокус-групп (focus groups).


4. Анализ среды прямого воздействия на ОАО «ДальТранс»

4.1 Анализ потребителей

При проведении анализа непосредственного окружения ОАО «ДальТранс» в первую очередь необходимо рассмотреть потребителей данной организации, которые оказывают очень сильное влияние на нее. Специфика производимых услуг такова, что ОАО «ДальТранс» не является производителем товаров народного потребления, поэтому подавляющее число потребителей – это, прежде всего, юридические лица различных организационно-правовых форм.

На долю же физических лиц, пользующихся услугами ОАО «ДальТранс» не приходится и 2% от общего объема оказанных услуг.

В Хабаровске постоянными потребителями организации являются следующие предприятия, нуждающиеся в транспортных услугах:  АО «Дальстройзаказчик», АО «Домострой», муниципальные унитарные предприятия  г. Хабаровска, муниципальное предприятие «Госкапстройзаказчик», государственное предприятие «Мордовкоммунэнерго»[7].  

Необходимо при анализе потребителей учитывать и тот факт, что более половины из всех предлагаемых услуг оказываются не на региональном, а на федеральном рынке (за 3 квартала этого года 46% транспортных перевозок было реализовано в Хабаровском крае и 54% за ее пределами).

С 2000 года наблюдается устойчивый рост потребления услуг ОАО «ДальТранс» за пределами Хабаровского края. Причем изменяется и география потребителей, отмечается тенденция сокращения регионов, куда осуществляются поставки. Но это нельзя считать отрицательным фактором, так как прекращается взаимодействие с регионами РФ, значительно удаленными от Хабаровского края. В условиях, когда ОАО «ДальТранс» испытывала проблемы с оказанием своих услуг, договора заключались с любыми организациями независимо от их месторасположения, причем со многими из них были бартерные отношения. Теперь же в результате конъюнктурных изменений, когда спрос на их услуги заметно возрос, ОАО «ДальТранс» может само определяться в отношении тех регионов, где продолжать оказывать свои услуги. Естественно, теперь предпочтение отдается соседним и близлежащим регионам.

4.2 Анализ поставщиков

Далее необходимо проанализировать основных поставщиков ОАО «ДальТранс» (Приложение 1.). Данная таблица показывает, что все наиболее важные источники «сырья» для оказания основных видов услуг (транспортные перевозки) на ОАО «ДальТранс» приходится закупать от части за пределами региона, что приводит к повышению цен на услуги из-за высоких транспортных расходов. За последнее время организация сменила двух стратегически важных поставщиков оборудования. Поставки топлива до этого года осуществляло Хабаровский НПЗ, но после истечения срока договора из-за более низкой цены при аналогичном качестве было решено отдать предпочтение другой организации из города; также изменился и поставщик грузовиков, ранее поставки машин на ОАО «ДальТранс» производил только ОАО «Мечел», но в 2003 году был заключен контракт с другой дальневосточной компанией транспортных перевозок «АвтоТрансСервис»[8]. Остальные менее значимые детали закупаются на территории Хабаровска.

4.3 Анализ конкурентов

При анализе микроокружения ОАО «Дальтранс» также следует изучить конкурентов. В Хабаровском крае крупных конкурентов у предприятия нет, так как ни одна из местных транспортных организаций не охватывает такую широкую географию перевозок. Но, тем не менее, непосредственными конкурентами являются транспортное предприятие «Амур», транспортное предприятие «Хабтранспорт», ПАПТ-6 и транспортное предприятие «ЭСТИМ». Рассмотрим ценовую конкуренцию между этими организациями (Приложение 1.)

Исходя из вышеприведенной таблицы видно, что ОАО «ДальТранс» не является лидером по уровню цен, и многие конкуренты устанавливают цены ниже их уровня, что, естественно, не может не сказываться на уровне спроса. Это результат обусловлен высокой себестоимостью услуг по сравнению с конкурентами, так как приходится завозить материалы из других регионов, а также уже длительное время неизменной технологией и медленно обновляемым оборудованием. Ситуация по ценовой конкуренции позволяет организации незначительно отставать, а по некоторым услугам по сравнению с конкурентами и превосходить их за счет того, что в регионе значительно дешевле рабочая сила и зарплата на предприятии не превышает за 9 месяцев 2000 года 1580 рублей, тогда как у других транспортных предприятий, предоставляющих аналогичные услуги затраты на оплату труда выше в 2 и более раза, что позволяет ОАО «ДальТранс» поддерживать цены на конкурентном уровне. Но высокий уровень спроса на услуги нивелирует ценовые преимущества, а номенклатура услуг на ОАО «ДальТранс» выше, чем у конкурентов. Объемы перевозок превышают в 1,6 и 2 раза соответственно Транспортное предприятие «Амур» и Транспортное предприятие «Хабтранспорт». Поэтому  эти организации не удовлетворяют потребности своих потребителей и ОАО «ДальТранс» успешно действует на этой территории, предоставляя до 24% транспортных услуг. Благоприятно складывающаяся конъюнктура рынка позволяет осуществлять и замену оборудования и его увеличение (в среднем за последние 2 года основные фонды увеличились на 4 млн. рублей, и составили сумму в 42,0 млн. рублей), что при сохранении устойчиво повышенного спроса может снизить себестоимость услуг и за счет этого.

4.4 Анализ рабочей силы и привлекательности рынка

Далее при анализе микроокружения следует исследовать рынок рабочей силы Хабаровского края. Численность экономически активного населения и численность занятых в экономике в Хабаровского края сокращается. Сравнивая динамику безработицы в Хабаровском крае со средними данными по Российской Федерации, видим, что уровень общей безработицы в области выше средних по стране показателей, а уровень зарегистрированной безработицы - ниже. Среди зарегистрированных безработных высока доля женщин (70 – 80 % за рассматриваемый период 1992 – 2002 гг.). Работающее население Хабаровского края характеризуется высоким уровнем образования. Доля лиц с высшим и средним образованием среди занятого населения заметно выше средних по Российской Федерации показателей.

Вообще, в нашем случае, эта компонента оказывает малое воздействие на ОАО «ДальТранс», так как на ближайшие 3 года планируется увеличить персонал только на 7 человек. А притом, что уровень безработицы (официально зарегистрированный) составляет около 10 тыс. человек и в регионе низкий уровень средней зарплаты, то трудностей с поиском кандидатов на вакансии не предвидится.

При оценке привлекательности отрасли следует отметить тот факт, что в регионе относительно высокими оценками в инвестиционном рейтинге оказалась транспортная (7 место) составляющая. Это не случайно, так как территория области характеризуется высокой хозяйственной и транспортной сетью. Из составляющих транспорт элементов ОАО «ДальТранс» наиболее взаимодействует с Акционерным коммерческим «Кредитно-страховым банком», в котором имеются расчетные счета организации и через который происходят все финансовые операции, а также  Хабаровским отделением социального страхования.


5. Анализ среды косвенного воздействия ОАО «ДальТранс»

5.1 Анализ технологии в отрасли

Анализ современных тенденций и проблем развития транспортной инфраструктуры и основных фондов указывает на то, что они приняли системный характер и требуют комплексного подхода к их решению. Прогнозируемое возрастание спроса на перевозки всех видов транспорта с одной стороны, и негативные явления в транспортной системе в целом и отдельных ее подотраслях с другой, создают угрозу общеэкономическому росту России в целом и отдельных ее регионов, ослабления позиций России на мировом рынке транспортных услуг. На международных транспортных рынках в условиях постоянного ужесточения технических требований к транспортным средствам следствием является снижение конкурентоспособности отечественных перевозчиков.

Технико-экономические характеристики большинства эксплуатируемых транспортных средств Хабаровского края, в том числе и новых, поставляемых транспортным машиностроением, существенно ниже мирового уровня. В транспортной инфраструктуре Хабаровска наиболее существенно отставание в применении современных транспортных технологий, а также в информатизации транспорта[9].

Следствием этого на внутреннем рынке Хабаровского края являются недостаточное качество предоставляемых услуг, высокий уровень издержек, сохранение недопустимо высоких показателей транспортной аварийности и негативного экологического воздействия транспорта.

Таким образом, ОАО «ДальТранс» испытывает недостаток современных технологий для эффективной работы транспортного предприятия по мировым стандартам. Отсутствует необходимые запасные части, недостаток топлива, средств автоматизации, недостаточный подвижной состав предприятия.

5.2 Анализ экономического состояния региона

На экономику Хабаровского края приходится достаточно высокая доля (1,2 %) валового регионального продукта РФ. При этом производительность труда в крае выше средних показателей по РФ. Хабаровский край до сих пор остается индустриальным центром Дальнего Востока.

В структуре экономики значительное место занимают энергоемкие отрасли и обширный комплекс разнообразных предприятий социальной сферы.

Одна из ведущих отраслей края - транспортный комплекс - представлена практически всеми видами транспортных коммуникаций. По территории края проходят две железнодорожные артерии общероссийского значения - Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали. Общая протяженность железных дорог в крае составляет 2,3 тыс. км, автодорожной сети – 4,3 тыс. км, речных судоходный участков – более 3,2 тыс. км. Международный аэропорт Хабаровска является крупнейшим на Дальнем Востоке.

По-прежнему главными богатствами края остаются лес и рыба, а наиболее выгодным и перспективным рынком, способным обеспечить гарантированный платежеспособный спрос эти виды продукции, являются страны АТР – Япония, Южная Корея, Китай.

Также Хабаровский край – это один из ведущих регионов по производству оловянного концентрата (35% олова России) и добычи золота (ежегодно добывается свыше 8 тонн).

Очень сильной отраслью экономики является комплекс машиностроения и металлообработки. В состав комплекса входят заводы, ориентированные на выпуск самой разнообразной продукции - от судов и самолетов различных классов до технологической оснастки.

По всей территории края ведется сельскохозяйственное производство. На юге разводят крупный рогатый скот и свиней, на севере развито оленеводство.

Что касается внешней торговли, то значительная часть экспортно-импортных связей региона была долгое время ориентирована на Японию. Однако с начала 80-х годов стали быстро развиваться приграничные связи с Китаем, который стал ведущим торговым партнером Хабаровского края.

Оптимальное расположение г. Хабаровска на пересечении важнейших транспортных коммуникаций Дальнего Востока является весомой предпосылкой превращения города в центр рыночной инфраструктуры Дальнего востока, центр комплексного обслуживания грузопотоков в соответствии с концепцией развития Хабаровского мультимодального транспортного узла. Именно поэтому транспортная отрасль бизнеса является очень прибыльной в регионе. Таким образом, экономико-географические факторы положительно влияют на деятельность ОАО «ДальТранс».

5.3 Анализ политических факторов

Транспорт, наряду с другими инфраструктурными отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических и других целей.

Выбор России в пользу рыночной экономики, сделанный в начале 90-х годов, и начавшиеся реформы существенно изменили условия работы транспорта и характер спроса на транспортные услуги.

В первое десятилетие реформ на транспорте были проведены базовые структурные и институциональные преобразования. Осуществлены первоначальная приватизация, переход от прямого административного управления к государственному регулированию субъектов рынка, в основном создана правовая база транспортной деятельности в новых социально-экономических условиях. Россия стала одним из активных участников международной интеграции и субъектом глобальных экономических процессов.

Сегодня в сложившихся экономических условиях необходимо уточнение приоритетов развития транспортной системы и задач государства в области развития транспорта. С этой целью Правительство РФ разработало транспортную стратегию, которая:

-       определяет направления развития транспортной системы, основные задачи, формы и содержание деятельности государства в транспортной сфере на период до 2025 года;

-       устанавливает единую для транспорта систему приоритетов и определяет направления их реализации на отдельных видах транспорта с учетом их специфики;

-       является основой для выработки решений в сфере государственной транспортной политики, разработки целевых программ в области транспорта и смежных с транспортом отраслях экономики, решения социальных, оборонных и других зависящих от транспорта проблем развития отдельных отраслей, регионов и экономики в целом;

-       рассматривается как база для выработки единого видения современной роли транспорта и перспектив его развития органами исполнительной и законодательной власти различных уровней, бизнесом, пользователями транспортных услуг, всеми слоями

В цели данной программы входит содействие государства в развитии автомобильного транспорта в РФ за счет введения различных налоговых льгот для транспортных предприятий.

Таким образом, воздействие государственной политики на деятельность ОАО «ДальТранс» сегодня носит позитивный характер, т.к. государство поддерживает развитие транспортных предприятий.

5.4 Анализ социально-культурной среды, влияние на транспортную отрасль

Уровень жизни населения края невысокий. Среднемесячный душевой денежный доход населения области в 1997 г. составил 686,2 тыс. рублей. Ниже этого уровня были доходы у более 60% населения края. Среднемесячная начисленная заработная плата и денежные доходы населения Хабаровского края в период 1994 – 1997 гг. были устойчиво ниже средних по Российской Федерации значений. Сложившиеся в начале 90–х годов межотраслевые соотношения в оплате труда практически не меняются. Выше среднего уровня заработная плата в сфере рыночных услуг (кредитование, финансы и страхование), на транспорте и в связи, в аппарате органов управления, в строительстве. В составе отраслей промышленности самая высокая среднемесячная заработная плата в электроэнергетике.

Социальная инфраструктура. Несмотря на то, что показатели обеспеченности населения Хабаровского края жильем ниже среднероссийских, жилищное строительство — одна из немногих сфер деятельности, где в период 1991 – 1997 гг. наблюдался рост. В 1997 г. жилой фонд Хабаровского края превышал показатель 1991 г. на 21%. При этом несколько улучшилось благоустройство жилья в городской местности и заметно ухудшилось в сельской. В период реформ жилье было приватизировано. По состоянию на конец 1997 г. доля государственного жилого фонда равна 10,8%, находящегося в муниципальной собственности — 25,3%, в частной — 55,2%.[10]

Основные показатели, характеризующие уровень развития здравоохранения в области выше средних значений по Российской Федерации. В рассматриваемый период выросла численность врачей и среднего медицинского персонала в расчете на 10 000 населения. Несколько сократилось число больничных учреждений и больничных коек. При этом выросло число врачебных учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь населению, а также мощность амбулаторно-поликлинических учреждений (показатель посещений в смену на 10000 населения).

В целом, по социально-культурным показателям жизни Хабаровский край стоит на достаточно высоком уровне, что говорит о развитии региона, а значит и привлечении дополнительных инвестиций в край, что тесно связано с транспортной системой области.

Таким образом, ОАО «ДальТранс» только выигрывает оттого, что в Хабаровском крае наблюдается рост социально-культурных показателей жизни. Это в перспективе создает дополнительный спрос на услуги предприятия.

А в завершение анализа определим, какое воздействие (благоприятное или же нет) оказывает сложившаяся ситуация во внешней среде на деятельность ОАО «ДальТранс». Осуществим это, применив метод составления профиля среды (см. Приложение 2.).

Общая сумма баллов составляет +11, что говорит об общем благоприятном влиянии внешней среды (этот показатель носит субъективный характер и дает только поверхностную оценку), но все же этот показатель невелик и результаты функционирования ОАО «ДальТранс» в большей степени зависят от правильно принятых стратегических решений, а это можно сделать только проанализировав внешнюю среду.


Заключение

В результате проделанной работы была проанализирована внешняя среда транспортного предприятия ОАО «ДальТранс».

При достижении данной цели были решены следующие задачи:

-       Дана общую характеристику транспортной отрасли Хабаровского края и предприятия ОАО «ДальТранс»;

-       Раскрыта сущность анализа внешней среды предприятия;

-       Проанализирована среда прямого воздействия на предприятии;

-       Рассмотрена среда косвенного воздействия.

В целом, внешняя среда имеет важное значение для всех без исключения организаций. В целях выживания и развития в условиях чрезвычайно динамичной и неопределенной внешней среды организациям необходимо приспосабливаться к изменениям, а также самим активно формировать свое будущее. Поэтому определяющее значение в рыночных условиях играет стратегическое управление, информационной основой которого является анализ макро- и микроокружения организации.

Сегодня практически все основные функциональные подразделения транспортных предприятий имеют определенное представление о внешней среде. Однако процедуры сбора, анализа и передачи информации о ней осуществляется в большинстве случаев нецеленаправленно, спонтанно и случайно, поэтому она не дает целостного представления о внешней среде и ее влиянии на результаты деятельности предприятия.

В силу вышесказанного можно сделать вывод, что единственно правильным вариантом поведения современного предприятия для достижения эффективного долгосрочного функционирования и успешного развития является уделение повышенного внимание осуществлению анализа вешней среды. А для этого необходима разработка и осуществление комплексного анализа с учетом индивидуальных особенностей предприятия при соответствующим кадровом, финансовым и техническом обеспечении.


Список литературы

1.           Виханский О.С. – Стратегическое управление, - М.: Гардарика, 1999.

2.           Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник, 2-е изд. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995.

3.           Голубков Е. П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. – М.: Дело, 1995.

4.           Гончаров В.В. - Руководство для высшего управленческого персонала: В поисках совершенства управления. - МНИИПУ, 1997.

5.           Дурович А.П. - Маркетинг в предпринимательской деятельности. - Минск, 1997.

6.           Кричевский А.И. Исследование систем управления: курс лекций. – Новосибирск: СибАГС, 1999.

7.           Хоскинг А. Среда предпринимательства. Курс предпринимательства. - М.: Интер, 2000.

8.           Экономика предприятий / Под ред. Волкова П.Н., Акуленко Н.В., Елизарова С.Н. и др. –  М.: Инфра-М, 1998.

9.           Менеджмент. Учебник. Издание 2-е, переработанное и дополненное. Под редакцией к.э.н., А.С. Булатова. – М.: Экономика, 1997.

10.      Евдокимов Н.С. Анализ внешней среды на транспортных предприятиях // Проблемы теории и практики управления. – 2001. - №1 – С. 62-70.

11.      Евдокимов Н.С. Транспортные предприятия Хабаровского края // Проблемы теории и практики управления. – 2001. - №3 – С. 30-42.




 

 


[1] Евдокимов Н.С. Анализ внешней среды на транспортных предприятиях // Проблемы теории и практики управления. – 2001. - №1 – С. 62-70.

[2] Виханский О.С. – Стратегическое управление, - М.: Гардарика, 1999. – с. 116.

[3] Хоскинг А. Среда предпринимательства. Курс предпринимательства. - М.: Интер, 2000. – с. 214.

[4] Менеджмент. Учебник. Издание 2-е, переработанное и дополненное. Под редакцией к.э.н., А.С. Булатова. – М.: Экономика, 1997. – с. 333.

[5] Экономика предприятий / Под ред. Волкова П.Н., Акуленко Н.В., Елизарова С.Н. и др. –  М.: Инфра-М, 1998. – с. 410.

[6] Менеджмент. Учебник. Издание 2-е, переработанное и дополненное. Под редакцией к.э.н., А.С. Булатова. – М.: Экономика, 1997. – с. 336.

[7] Евдокимов Н.С. Анализ внешней среды на транспортных предприятиях // Проблемы теории и практики управления. – 2001. - №1 – С. 62-70.

[8] Евдокимов Н.С. Анализ внешней среды на транспортных предприятиях // Проблемы теории и практики управления. – 2001. - №1 – С. 62-70.

[9] Евдокимов Н.С. Транспортные предприятия Хабаровского края // Проблемы теории и практики управления. – 2001. - №3 – С. 30-42.

[10] Евдокимов Н.С. Транспортные предприятия Хабаровского края // Проблемы теории и практики управления. – 2001. - №3 – С. 30-42.