СОДЕРЖАНИЕ
Теоретический вопрос:
17. Признание кредитной организации несостоятельной (банкротом)..................3
Задача № 17………………………………………………………………………...11
Список использованной литературы…………………………………………..13
17. Признание кредитной организации несостоятельной (банкротом)
Под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее - банкротство). Кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение одного месяца с момента наступления даты их исполнения и (или) если после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами (ст. 7 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций). 1
В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляются следующие меры по предупреждению банкротства кредитных организаций:
1) финансовое оздоровление кредитной организации;
2) назначение временной администрации по управлению кредитной организацией (временная администрация);
3) реорганизация кредитной организации.
Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций осуществляются при возникновении оснований, установленных статьей 4 настоящего Федерального закона.
Кредитная организация, ее учредители (участники) в случае возникновения указанных оснований принимают необходимые и своевременные меры по финансовому оздоровлению и (или) реорганизации кредитной организации.
Банк России в случае возникновения указанных оснований вправе потребовать от кредитной организации осуществления мер по ее финансовому оздоровлению, реорганизации, а также вправе назначить временную администрацию. При рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве кредитной организации (дело о банкротстве) применяются следующие процедуры: 1) наблюдение; 2) конкурсное производство. В целях финансового оздоровления кредитной организации могут осуществляться следующие меры:
- оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами;
- изменение структуры активов и структуры пассивов кредитной организации;
- изменение организационной структуры кредитной организации;
- приведение в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины ее собственных средств (капитала).
Финансовая помощь кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами может быть оказана в следующих формах:
1) размещения денежных средств на депозите в кредитной организации со сроком возврата не менее шести месяцев и с начислением процентов по ставке, не превышающей процентной ставки рефинансирования (учетной ставки) Банка России;
2) предоставления поручительств (банковских гарантий) по кредитам для кредитной организации;
3) предоставления отсрочки и (или) рассрочки платежа;
4) перевода долга кредитной организации с согласия ее кредиторов;
5) отказа от распределения прибыли кредитной организации в качестве дивидендов и направления ее на осуществление мер по финансовому оздоровлению данной кредитной организации;
6) дополнительного взноса в уставный капитал данной кредитной организации;
7) прощения долга кредитной организации;
8) новации, а также в иных формах, способствующих устранению причин, вызвавших необходимость принятия мер по финансовому оздоровлению кредитной организации.
Банк России вправе требовать у кредитной организации разработки и осуществления плана мер по ее финансовому оздоровлению. План мер по финансовому оздоровлению кредитной организации должен в обязательном порядке содержать:
- оценку финансового состояния кредитной организации;
- указание на формы и размеры участия учредителей (участников) кредитной организации и иных лиц в ее финансовом оздоровлении;
- меры по сокращению расходов на содержание кредитной организации;
- меры по получению дополнительных доходов;
- меры по возврату просроченной дебиторской задолженности;
- меры по изменению организационной структуры кредитной организации;
- срок восстановления уровня достаточности собственных средств (капитала) и текущей ликвидности кредитной организации.
- форма плана мер по финансовому оздоровлению кредитной организации устанавливается нормативным актом Банка России (ст. 13 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций). 1
Банк России вправе назначить временную администрацию, если:
1) кредитная организация не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие семь дней и более с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;
2) кредитная организация допускает снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30 процентов при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;
3) кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20 процентов;
4) кредитная организация не исполняет требования Банка России о замене руководителя кредитной организации либо об осуществлении мер по финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации в установленный срок;
5) в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» имеются основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.
Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом обладают:
1) кредитная организация - должник (кредитная организация);
2) кредитор кредитной организации, включая граждан, имеющих право требования к кредитной организации по договору банковского вклада и (или) договору банковского счета;
3) Банк России (в том числе в случаях, когда Банк России не является кредитором кредитной организации);
4) прокурор - в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»;
5) налоговый или иной уполномоченный в соответствии с федеральным законом орган - по уплате обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды;
Если к моменту отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации имеются признаки несостоятельности (банкротства), предусмотренные настоящим Федеральным законом, Банк России в течение пяти дней со дня опубликования решения об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций в «Вестнике Банка России» обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом. В случае направления Банком России в арбитражный суд заявления о признании кредитной организации банкротом Банк России в течение 15 дней со дня принятия указанного заявления арбитражным судом обязан представить в арбитражный суд кандидатуру для назначения арбитражным управляющим. В случае выявления временной администрацией, назначенной Банком России после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, признаков несостоятельности (банкротства) кредитной организации Банк России в течение пяти дней со дня получения ходатайства указанной временной администрации направляет в арбитражный суд заявление о признании кредитной организации банкротом. В случае направления Банком России в арбитражный суд заявления о признании кредитной организации банкротом Банк России в течение 15 дней со дня принятия указанного заявления арбитражным судом обязан представить в арбитражный суд кандидатуру для назначения арбитражным управляющим (ст. 35 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций). 1
Лицами, участвующими в деле о банкротстве, являются лица, указанные в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)», а также Банк России при возбуждении производства по делу о банкротстве по заявлению Банка России о признании кредитной организации банкротом.
В арбитражном процессе по делу о банкротстве участвуют лица, указанные в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)», а также Банк России в случаях, когда заявление о признании кредитной организации банкротом направлено в арбитражный суд иным лицом. Заявление кредитной организации о признании ее банкротом должно отвечать требованиям, предусмотренным Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» для заявления должника. Заявление о признании кредитной организации банкротом иных лиц, имеющих в соответствии с настоящим Федеральным законом право на подачу указанного заявления, должно отвечать требованиям, предусмотренным Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» для заявления кредитора, если иное не вытекает из существа правоотношений.
Конкурсный управляющий обязан использовать в ходе конкурсного производства только корреспондентский счет кредитной организации, признанной банкротом, открытый в учреждении Банка России. Порядок открытия указанного счета и осуществления расчетов по данному счету определяется нормативными актами Банка России.
В течение 10 дней с момента представления конкурсным управляющим в Банк России документов, подтверждающих право конкурсного управляющего совершать операции по корреспондентскому счету кредитной организации, признанной банкротом, на указанный счет в порядке, определяемом нормативными актами Банка России, перечисляются остатки денежных средств с корреспондентских счетов кредитной организации, открытых в иных кредитных организациях, а также иные денежные средства кредитной организации, включая обязательные резервы, депонированные кредитной организацией в Банке России (ст. 46 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций). 1
Конкурсный управляющий ведет реестр требований кредиторов первой очереди для целей осуществления кредитной организацией предварительных выплат кредиторам первой очереди, в котором указываются сведения о каждом кредиторе первой очереди и размере его требований по денежным обязательствам. Срок составления указанного реестра составляет два месяца со дня опубликования сведений о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства. Предварительные выплаты кредиторам первой очереди начинаются не позднее третьего рабочего дня со дня опубликования первого объявления о порядке и об условиях выплат кредиторам первой очереди и осуществляются в течение трех месяцев с указанной даты. На осуществление кредитной организацией предварительных выплат кредиторам первой очереди направляется 70 процентов денежных средств, находящихся на корреспондентском счете кредитной организации, признанной банкротом, используемом в ходе конкурсного производства, на день закрытия реестра требований кредиторов первой очереди для целей осуществления кредитной организацией предварительных выплат. При недостаточности средств для удовлетворения требований кредиторов первой очереди в полном объеме средства распределяются пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению. Сумма требований кредиторов первой очереди подлежит уменьшению на сумму, выплаченную им в ходе осуществления кредитной организацией предварительных выплат, и отражается в реестре требований кредиторов кредитной организации, признанной банкротом. Отчет конкурсного управляющего о проведении предварительных выплат кредиторам первой очереди с приложением реестра требований кредиторов первой очереди для целей осуществления предварительных выплат представляется кредитной организацией, признанной банкротом, в Банк России, арбитражный суд и комитет кредиторов.
Арбитражный суд, принявший решение о банкротстве кредитной организации, направляет данное решение в Банк России, а также уполномоченный в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» федеральный орган исполнительной власти (уполномоченный регистрирующий орган), который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что кредитная организация находится в процессе ликвидации. Конкурсный управляющий ежемесячно представляет в Банк России бухгалтерскую и статистическую отчетность ликвидируемой кредитной организации в соответствии с перечнем и в порядке, которые устанавливаются Банком России. После составления реестра требований кредиторов конкурсный управляющий в срок не позднее шести месяцев со дня открытия конкурсного производства составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой кредитной организации, перечень предъявленных кредиторами требований, результаты рассмотрения этих требований, а также сведения об осуществленных предварительных выплатах кредиторам первой очереди. Срок составления реестра требований кредиторов и срок составления промежуточного ликвидационного баланса могут быть продлены арбитражным судом по заявлению конкурсного управляющего. Промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс составляются и представляются в Банк России в соответствии с нормативными актами Банка России. На основании вынесенного в соответствии со статьей 119 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства Банк России направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы о кредитной организации, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц и внесения в указанный реестр записи о ликвидации кредитной организации. Ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация - прекратившей свою деятельность после внесения об этом записи уполномоченным регистрирующим органом в единый государственный реестр юридических лиц. После завершения процедуры конкурсного производства и ликвидации кредитной организации в Архивный фонд Российской Федерации передаются документы в порядке и в соответствии с перечнем, которые утверждаются государственным органом, осуществляющим государственную политику в области архивного дела, и Банком России. 1
Задача № 17
Условие задачи:
Глава территориальной администрации города Куйбышева издал распоряжение, где указал, что должностные лица Управления государственной пожарной службы Куйбышевского района из всех поступивших сумм штрафа за нарушение правил пожарной безопасности должны 50 % зачислять в бюджет Новосибирской области (НСО), а оставшиеся 50 % в бюджет г. Куйбышева, а сумму конфискаций полностью перечислять в бюджет г. Куйбышева.
Раскройте экономическую и юридическую составляющую бюджета.
Дайте понятие минимального, консолидированного бюджетов.
Проанализируйте сложившуюся ситуацию и оцените правомерность распоряжения Главы территориальной администрации города Куйбышева.
Решение задачи:
Экономическая составляющая бюджета представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления общих задач государственных и муниципальных образований и выполнения функций соответствующих органов власти и самоуправления.1
Юридическая (правовая) составляющая бюджета. В этом аспекте бюджет рассматривается как правовой акт. Бюджет – это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государственного или муниципального образования, утверждаемый соответствующим представительным органом государственной власти или местного самоуправления.
Минимальный бюджет – это минимально допустимая стоимость государственных или муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной или органами местного самоуправления в расчёте на душу населения за счёт средств соответствующих бюджетов.
Бюджет в пределах минимальной бюджетной обеспеченности обязательно должен быть выполнен, и наполнение минимальной бюджетной обеспеченности бюджетов нижестоящего уровня гарантируется вышестоящим уровнем власти за счёт его бюджета, поэтому расчёт минимальной бюджетной обеспеченности осуществляется вышестоящими органами власти.
Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории, используемый для расчётов и анализа.
Он необходим для управления делами России в целом и её территориальных подразделений, для прогнозирования их развития и формирования взаимоотношений с выше- и ниже стоящими органами власти.
Составляются консолидированные бюджеты Российской Федерации (совокупность бюджета субъекта РФ и свода бюджетов муниципальных образований) и консолидированный бюджет Российской Федерации, объединяющий федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов РФ учитываются все бюджеты – от федерального до местных, действующие на территории страны. 1
В соответствии со ст. 55 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» в доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов субъектов Российской Федерации. Распоряжение глава территориальной администрации города Куйбышева будет неправомерным, т.к. все штрафы за нарушение правил пожарной безопасности должны поступать в федеральный бюджет. 2
Список использованной литературы
1. Федеральный Закон от 25.02.99 N 40-ФЗ (ред. от 21.03.2002) «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
2. Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
3. Финансовое право: Учебник / Под ред. О. Н. Горбуновой. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Юристъ, 2002.
4. Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. Ред. М. В. Карасева. – Юрист, 2002.
5. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г. А. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд., 2002.
1 Федеральный Закон от 25.02.99 N 40-ФЗ (ред. от 21.03.2002) «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
1 Федеральный Закон от 25.02.99 N 40-ФЗ (ред. от 21.03.2002) «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
1 Федеральный Закон от 25.02.99 N 40-ФЗ (ред. от 21.03.2002) «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
1 Федеральный Закон от 25.02.99 N 40-ФЗ (ред. от 21.03.2002) «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
1 Федеральный Закон от 25.02.99 N 40-ФЗ (ред. от 21.03.2002) «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
1 Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. Ред. М. В. Карасёва. – Юристъ, 2002. – С. 179 – 224.
1 Финансовое право: Учебник / Под ред. О. Н. Горбуновой. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Юристъ, 2002. – С. 131 – 171, 190 – 210.
2 Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»