Содержание:


1.     Установление критериев решения                                                         

2.     Разделение критериев

(ограничения и желательные характеристики)                                          

3.     Выработка альтернатив                                                                           

4.     Сравнение альтернатив                                                                          

5.     Определение риска                                                                                  

6.     Оценка риска

7.     Принятие решения


Практическая часть

Список литературы



















1. Постановка цели решения.

Первый этап  определяется его тесной связью с ситуацией и предшествующими решениями. Он ставит вопрос о выборе, который надо сделать, и задает направление поиска альтернатив. Вместе с тем сама постановка цели как первый шаг в процессе принятия решений, определяя зону поиска, исключает возможные альтернативы, лежащие за ее пределами.

Любой процесс принятия решений должен начинаться с ясного анализа необходимости принятия этого решения. Прежде чем сформулировать цель, необходимо сформулировать и ответить на основные вопросы:

1) Какой выбор я пытаюсь сделать? Поскольку моя рабочая деятельность, в силу молодого возраста и еще незаконченного образования, только начинается, я пытаюсь найти работу, которая дала бы мне приобретение необходимых навыков и опыта, в соответствии с конкретным видом деятельности.

2) Почему эти решения необходимы?  Вопрос о трудоустройстве актуален для меня на данном этапе жизненного цикла, поэтому решение о поиске сферы применения имеющихся знаний является непременным условием для дальнейшего роста, как специалиста.

 Исходя из вышеперечисленных аспектов, постановка цели решения становится очевидной:

Необходимо найти такую работу, которая  даст возможность самореализации в конкретном виде деятельности

2. Установление критериев решения.

Убедившись в том, что решение принимается в нужной зоне, можно приступить к процессу выбора решения и установить критерии решения. Критерии решения исходят из полученных результатов, они и составляют

основу выбора. Главный вопрос заключается в следующем: "Какие факторы следует учитывать при осуществлении выбора?".

 Список критериев:



1.     Соответствие работы конкретному виду деятельности.

2.     Возможность карьерного роста

3.     Возможность приобретения новых знаний

4.     Обеспечение адекватной  заработной платой

5.     Возможность проявить свои способности

6.     Невысокая, но достаточная степень свободы

7.     Наличие рабочей обстановки

8.     Приемлемые условия работы, не наносящие ущерб здоровью

9.     Возможность проявления инициативы

10.         Не слишком большая отдаленность места работы от дома

11.         Выплата премий за дополнительные нагрузки

12.         Наличие охранных структур в организации

3.Разделение критериев.

Итак, теперь имеется список критериев, в который входят как обязательные ограничения, так и желательные характеристики. Представим это в виде таблице, дополнительно используя метод расстановки приоритетов при ранжировании желательных характеристик (см. таблицу 1)

4.Выработка альтернатив.

Стандартные решения характеризуются ограниченным и фиксированным набором альтернатив. Необходимо выбрать 4 возможных варианта решения поставленной задачи. Найти  работу по специальности можно следующими способами:

1.     Путем изучения доступной информации, как из внутренней, так и из внешней среды объекта

2.     По рекомендации знакомых, являющихся сотрудниками данной организации

3.     Размещением своего резюме в центрах занятости

4.     Возможное трудоустройство вследствие прохождения практики



Критерии решения

Разделение критериев


1.     Соответствие работы конкретному виду деятельности.

2.     Возможность карьерного роста

3.     Возможность приобретения новых знаний

4.     Обеспечение адекватной  заработной платой

5.     Возможность проявить свои способности

6.     Невысокая, но достаточная степень свободы

7.     Наличие рабочей обстановки

8.     Приемлемые условия работы, не наносящие ущерб здоровью

9.     Возможность проявления инициативы

10.         Не слишком большая отдаленность места работы от дома

11.         Выплата премий за дополнительные нагрузки

12.         Наличие охранных структур в организации


Ограничения

1.     Соответствие работы конкретному виду деятельности

2.     Возможность карьерного роста

3.     Возможность приобретения новых знаний

4.     Обеспечение адекватной  заработной платой

5.     Возможность проявить свои способности

6.     Приемлемые условия работы, не наносящие ущерб здоровью

Желательные характеристики

Оценка, баллы (доли единицы)

1.     Наличие рабочей обстановки

2.     Выплата премий за дополнительные нагрузки 

3.     Возможность проявления инициативы

4.     Не слишком большая отдаленность места работы от дома

5.     Наличие охранных структур в организации

6.     Невысокая, но достаточная степень свободы


0,4


0,6



0,5



0,3



0,9


0,8

Таблица 1. Разделение критериев


5. Сравнение альтернатив

Квалифицированное принятие решений требует выработки ряда альтернатив, сравнения их и выбора наилучшей.




Таблица 2. Анализ альтернатив по ограничивающим критериям.


Ограничения

Альтернатива А

Альтернатива B

Альтернатива C

Альтернатива D


Характеристики

Соответствие критерию

Характеристики

Соответствие критерию

Характеристики

Соответствие критерию

Характеристики

Соответствие критерию

Соответствие работы конкретному виду деятельности


Изучение информации об объекте

10

Рекомендации знакомых

5

Размеще

ние резюме

10

Прохождение практики

10

Возможность карьерного роста


Изучение информации об объекте

8

Рекомендации знакомых

7

Размеще

ние резюме

4

Прохождение практики

10

Возможность приобретения новых знаний


Изучение информации об объекте

10

Рекомендации знакомых

10

Размеще

ние резюме

9

Прохождение практики

10

Обеспечение адекватной  заработной платой

Изучение информации об объекте

7

Рекомендации знакомых

8

Размеще

ние резюме

10

Прохождение практики

8






Возможность проявить свои способности

Изучение информации об объекте

7

Рекомендации знакомых

9

Размещение резюме

6

Прохождение практики

10

Приемлемые условия работы, не наносящие ущерб здоровью

Изучение информации об объекте

9

Рекомендации знакомых

10

Размеще

ние резюме

6

Прохождение практики

6


Итого

51

Итого

49

Итого

45

Итого

54








Таблица 3. Оценка альтернатив по желательным критериям




АльтернативаА

Альтернатива B

Альтернатива C

Альтернатива D

Желтельные характеристики

Рейтингвая оценка, баллы(доли ед-цы)

Характеристики

баллы

Взвешенная оценка

Характеристики

баллы

Взвешенная оценка

Характеристики

баллы

Взвешенная оценка

Характеристики

баллы

Взвешенная оценка

Наличие рабочей обстановки

0,4

Изучение информации об объекте

5

2

Рекомендации знакомых

9

3,6

Размеще

ние резюме

5

2

Прохождение практики

9

3,6

Выплата премий за дополнительные нагрузки


0,6

Изучение информации об объекте

5

3

Рекомендации знакомых

9

3,6

Размеще

ние резюме

5

3

Прохождение практики

4

2,4

Возможность проявления инициативы


0,5

Изучение информации об объекте

6

3

Рекомендации знакомых

7

3,5

Размеще

ние резюме

5

2,5

Прохождение практики

9

4,5

Не слишком большая отдаленность места работы от дома


0,3

Изучение информации об объекте

9

1,8

Рекомендации знакомых

5

1,5

Размеще

ние резюме

9

1,8

Прохождение практики

4

1,2

Наличие охранных структур в организации


0,9

Изучение информации об объекте

9

1,8

Рекомендации знакомых

9

8,1

Размеще

ние резюме

5

4,5

Прохождение практики

6

5,4

Невысокая, но достаточная степень свободы

0,8

Изучение информации об объекте

5

4

Рекомендации знакомых

7

5,6

Размеще

ние резюме

5

4

Прохождение практики

2

1,6



Итого

39

15,6

Итого

46

25,9

Итого

34

17,8

Итого

34

18,7







6.Определение риска


 Первооснова оценки эффективности решения состоит в том, удалось ли избежать отрицательных побочных эффектов, снижающих конечную эффективность действия. Чтобы это определить, рассмотрим альтернативы по отдельности, так как отклонения, связанные с принятием альтернативы А, как правило не имеют ничего общего с возможным отклонением в случае реализации других альтернатив.

В случае реализации альтернативы А, возникают проблемы, связанные  с неполнотой информации об объекте. Часть информации об организации является закрытой и недоступной для граждан, поэтому невозможно оценить некоторые критерии принятия решения в полной мере. Изучая информацию, которую предоставляет организация для широкой аудитории, чаще  всего невозможно оценить есть ли достаточная степень свободы на предприятии, адекватен ли выполненной работе уровень заработной платы, наличие дружественной обстановки в коллективе или работа в условиях жесткой конкуренции и т.д. Таким образом, в первом случае мы не располагаем всем объемом информации об объекте и не можем реально оценить некоторые критерии.

Во втором случае, возможность трудоустройства на работу по рекомендации самого сотрудника организации, намного увеличивает шансы о получении данных о функционировании организации. Здесь есть возможность узнать о руководстве компании и проводимой им политикой, а также уровень заработной платы, безопасности, самостоятельности и др. Большим минусом является то, что деятельность организации может не соответствовать выбранному направлению специальности, а также возможное отсутствие рабочей обстановки, конкуренции сотрудников.

Реализация третьей альтернативы - размещение  своего резюме аналогично первой не дает никакой информации о внутренней среде организации. По итогам двух  таблиц, эта альтернатива выявила наибольшее

количество отклонений, на мой взгляд, является самой рискованной, хотя и самой эффективной.

При прохождении практики, как выяснилось, соответствие критериям более полное, нежели при рассмотрении всех других альтернатив, однако большим риском остается необязательность принятия на работу после практики, как бы того не хотелось.

7.     Оценка риска


Знать о существовании риска важно, но этого недостаточно. Необходимо определить его значимость. Оценим вероятность и серьезность наступления событий, используя бальную шкалу оценки:

Вероятность

10- событие определенно произойдет;

1- событие очень маловероятно.

Серьезность

10- решение провалится

1- событие не окажет почти никакого влияния.


Таблица 4. Определение и оценка риска.


Виды риска

Вероятность

Серьезность

Альтернатива A

8

4

Альтернатива B

6

6

Альтернатива C

9

3

Альтернатива D

10

7


8. Принятие решения

Количественные показатели степени риска помогают принять обоснованное решение. Руководствуясь проведенными исследованиями и полученными результатами, оценив степень риска по каждой альтернативе, мною принято решение о прохождении практики в организации, соответствующей необходимой специализации с целью дальнейшего устройства на работу.



Задание 1.

Какие методы принятия управленческих решений используются в ситуациях  с высоким уровнем неопределенности?

      Методы принятия управленческих решений, направленных на достижение намеченных целей, могут быть различными:

 1.  Метод, основанный на интуиции, которая обусловлена наличием у человека        ранее накопленного опыта и суммы знаний в конкретной области деятельности, что помогает выбрать и принять правильное решение;

 2. Метод, основанный на понятии здравого смысла. Когда руководитель,

 принимая решение, обосновывает их последовательными доказательствами,

 содержание которых опирается на накопленный им практический опыт;

3. Метод, основанный на научно-практическом подходе, предполагающий выбор оптимальных решений на основе переработки большого количества информации, помогающей обосновать принимаемые решения.

 Проблема выбора руководящего решения - одна из важнейших в современной науке управления. Она предполагает  необходимость всесторонней оценки самим руководителем конкретной обстановки и самостоятельного принятия им одного из нескольких вариантов  возможных решений. Поскольку руководитель имеет возможность выбирать решения, он несет ответственность за их исполнение. Принятые решения поступают в исполнительные органы и подлежат контролю за их реализацией. Поэтому управление должно быть целенаправленным, должна быть известна цель управления. В системе управления должен соблюдаться принцип выбора принимаемого решения из определенного набора решений. Чем больше выбор, тем эффективнее управление.

 






Задание 2

Предприятие пищевой промышленности ОАО «Хлебзавод», расположенное в г. Хабаровске, занимается производством мелкоштучной сдобы, печенья, кондитерских изделий. Продукция фирмы реализуется через оптовые поставки в другие регионы, магазины города и собственный магазин.


Схема организационной структуры управления предприятием:


 


                                  

 




















            Данная схема структуры управления предприятия относится к функциональному  виду организационных структур. Элементами структуры являются органы аппарата управления - это 15 отделов, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности. В рассматриваемой двухуровневой структуре верхним звеном управления (руководство организацией в целом) является генеральный директор, а низовые звенья  представляют начальники, руководящие работой исполнителей..Каждое подразделение специализируется на конкретном виде деятельности, вся деятельность организации  проходит по пяти  основным   направлениям.

Основными недостатками структуры  являются:

1.          Отсутствие горизонтальной связи

2.          Отдельные подразделения, уделяя повышенное внимание своей функции, имеют тенденцию к организованному консерватизму.

3.          Руководитель не обладает всем объемом информации  о своих  подразделениях

4.          Трудности согласования деятельности функциональных подразделений.

На предприятии существует проблема своевременного удовлетворения заказа торговой сети. Большинство магазинов хотели бы получать хлебобулочные изделия в широком ассортименте  в определенное время в течение дня. Следствием этого требования является неравномерная нагрузка на хлебопекарные печи, напряжение с отгрузкой продукции, несвоевременная поставка материала для изготовления продукции. В качестве совершенствования деятельности предприятия, и как следствие его оргструктуры,  необходимо увеличить количество цехов и произвести разграничение полномочий между ними. Непременным условием эффективного сбыта продукции является расширение отдела сбыта и приближения его к подразделениям основного производства.










Задание 3.

Опросный лист: «Насколько Вас удовлетворяет каждый из приведенных аспектов вашей работы».


Важность

Удовлетворение

1.     Возможность сделать что-то, что поднимает Вас в собственных глазах

2.     Возможность достичь чего-то стоящего

3.     Возможность узнать новое

4.     Возможность развить Ваши навыки и способности

5.     Степень свободы, которую Вы имеете на работе

6.     Возможность делать то, что вы умеете лучше всего

7.     Изобретательность, находчивость, которую Вы можете проявить

8.     Уважение, которое Вы получаете в работе

9.     Объем информации, которую Вы получаете в работе

10.                       Возможность участвовать в принятии решений

11.                       Степень стабилизации и безопасности, ощущаемую вами в работе

12.                       Величина вашей зарплаты

13.                       То, как с вами обращаются коллеги

14.                       Дружественность ваших коллег

15.                       Похвала, которую Вы получаете за хорошую работу

16.                       Сумма льгот и преимуществ, которые Вы получаете

17.                       Шанс выдвинуться

18.                       Физическая среда, которая Вас окружает на работе


15

18

9

9


15


13


12


11

5


14


3

15

10

9

16


12


16

2


13

15

9

7


10


4


10


8

5


9


3

14

9

8

8


5


10

2

Данный опросный лист одного из опрашиваемых сотрудников предприятия дает возможность сделать вывод о том, что приоритетной для него является потребность в успехе, которая находится где-то посередине между потребностью в уважении и потребностью в самовыражении (по иерархии А. Маслоу). Наиболее важным для человека является достижение чего-либо при достаточной степени свободы. Наименее значимыми являются потребности в общении и принадлежности к обществу, а также незначительная роль отводится физиологическим потребностям и потребности в самосохранении.

Для того чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его  важнейшие потребности. По данным опросного листа ни одна из потребностей, которым человек уделяет особое внимание, не удовлетворена  полностью. Это говорит о нераскрытии рабочего потенциала, а, следовательно, незаинтересованности в работе, выполнении задания исходя из материальной выгоды и т.д.

Люди с высокоразвитой потребностью успеха рискуют умеренно, любят ситуации, в которых они могут взять на себя личную ответственность за поиск решения проблемы и хотят, чтобы достигнутые им результаты поощрялись вполне конкретно.

В качестве программы мотивации сотруднику необходимо предоставить достаточную степень инициативы, вознаграждать за работу, ставить задачу с умеренной степенью риска или возможностью неудачи, делегировать ему достаточные полномочия для того, чтобы развязать инициативу в решении поставленных задач, регулярно  конкретно поощрять их в соответствии с достигнутыми результатами.











 



Список Литературы:



1.     Бовыкин В.И. Новый менеджмент (управление предприятиями на уровне высших стандартов: теория и практика эффективного управления).- М.: ОАО «Издательство «Экономика»,1997.-368 с.

2.     Маслоу А. Маслоу о менеджменте / Пер. с англ.- СПб.: Пирер, 2003.- 416 с.: (версия «Теория и практика менеджмента»).

3.     Менеджмент: практические ситуации, деловые игры, упражнения. Под ред. Страховой О.А.- СПб: Питер, 2001.- 144 с.

4.     Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.- М.: Дело, 2002. – 704 с.

5.     Факхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения.- М.: Бизнес-школа, 1997. - 207 с.