Содержание

Введение.. 3

1. Место и роль малого бизнеса в экономике США.. 4

2. Организационно-правовые формы малого бизнеса США.. 6

3. Эффективность системы малого бизнеса в США.. 9

4. Государственная поддержка малого бизнеса в США.. 11

5. Деятельность фирм малого бизнеса США (на примере истории компьютерных фирм Веll Laboratories и Wal-Mart) 14

Заключение.. 19

Список литературы... 20

Введение

В конце 20 века Соединённые Штаты по сравнению с другими мировыми центрами оказывает наибольшее влияние на мировое развитие. После временных затруднений начала 90-х годов экономическое положение страны стало устойчивым. США вновь первенствуют в мировом экспорте и вернули себе положение одной из наиболее конкурентоспособных стран мира.

Быстрое развитие малого бизнеса в странах Запада началось после смены политических устройств на демократические. Небольшой группе людей гораздо легче мобилизовать свою деятельность в перспективном секторе экономики, чем большому коллективу. Малые предприятия остаются в бизнесе благодаря своей способности удовлетворять наилучшим образом потребности общества в разных сферах жизнедеятельности. Немаловажную роль сыграли нестандартные и иногда гораздо более простые решения поставленных задач.

Малый бизнес - стержень экономики США. На его долю приходится свыше половины ВВП, производимого частным сектором. Именно малые фирмы сыграли заметную роль в развитии наукоемких, высокотехнологичных производств, в освоении нововведений, открывавших новые страницы в техническом прогрессе. Большинство новых идей и инновационных продуктов рождается в небольших предприятиях.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение аспектов организации малого бизнеса в США.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

-       Определить место и роль малого бизнеса в  экономики США;

-       Описать основные организационно-правовые формы малого бизнеса;

-       Оценить эффективность системы малого бизнеса в США;

-       Рассмотреть систему государственной поддержки малого бизнеса в США;

-       Описать деятельность нескольких фирм малого бизнеса США.

1. Место и роль малого бизнеса в экономике США

Одной из важнейших характеристик американской экономики, в немалой мере определяющий высокий уровень её эффективности, является наличие огромного числа мелких и мельчайших предприятий (фирм) во всех её сферах, начиная от промышленности и сельского хозяйства и кончая услугами.

По данным Министерства Финансов США\US Department of Treasury в 2003 году в стране было зарегистрировано 17.6 млн. малых бизнес - организаций (в это число не включены фермерские хозяйства)[1]. Около 10.1% из них занимались различного рода торговыми поставками, 8.2% предлагали административные услуги, 6.3% были прачечными и другими организациями системы обслуживания населения, 6.1% специализировались в розничной лоточной и уличной торговле, 5.0% были фирмами, занимающимися организацией досуга населения.

В 2003 году из всех американских фирм в секторе малого бизнеса, прибыльными были 74.9%. К числу наиболее надежных относились фирмы, предоставляющие медицинские, транспортные и другие услуги.

Чаще всего доходными были частные практики окулистов, из которых 93.0% были прибыльными, кабинеты стоматологов (91.8%), услуги сертифицированных бухгалтеров (91.2%), водителей школьных автобусов (90.8%), торговых поставщиков (88.2%). В список наиболее надежных бизнесов также вошли другие частные врачебные практики (87.1%) и услуги водителей такси и лимузинов (86.3%)[2].

К числу самых рискованных бизнесов, относились организации, занимающиеся розничной уличной торговлей - из них лишь 48,8% были доходными. Доля прибыльных малых предприятий, предлагавших в аренду видео продукцию, составляла только 48,4%.

Из мелких фирм, производивших компьютеры и электротехнику, прибыльными были только 35.4%, а среди фирм занимающихся охотой - лишь 23.6%.

Восьмидесятые годы отмечены в США резким ростом индивидуального и группового инновационного предпринимательства. Мелкое инновационное предпринимательство представляет собой организацию – первоначально с основой на собственном труде – учёными, инженерами, изобретателями небольших инновационных предприятий, базирующихся на производстве, освоении коммерциализации новых научно–технических идей. По различным оценкам в конце 80-х начале 90-хгодов в наукоёмком секторе промышленности США насчитывалось от 30 до 40 тысяч компаний с численностью занятых менее 100 человек. Сегодня из 600-700 тысяч ежегодно создаваемых в США новых фирм (что в  7 раз больше,  чем в 50 – 60-е годы) не менее 1/8 специализируется на производстве научно-технических нововведений.

Начиная с 80-х, годов широко распространилась система содействия мелким фирмам в вопросах организации и управления производством, подготовке и переподготовке кадров, получении информационной и консультационной помощи. При активном участии государства к этой работе были привлечены многие крупные промышленные компании, научно-исследовательские центры, университеты, юридические фирмы, государственные учреждения, на базе которых создавались центры развития мелкого бизнеса. В середине 80-х годов различные консультационные услуги мелкому бизнесу оказывали 1860 учреждений, в 250 университетах и колледжах были организованы специальные курсы по проблемам хозяйственной деятельности мелких фирм[3].

Многочисленные мелкие инновационные предприятия стали в США своеобразным дополнением к традиционным научно-исследовательским и конструкторским комплексам промышленных корпораций, университетов, бесприбыльным исследовательским организациям, государственным лабораториям, различным целевым (временным) структурам (государственные научно-технические программы, межфирменные  и университетско-промышленные центры, консорциумы и т.д.). Существенно проигрывая подобным организациям по ресурсному обеспечению, мелкие фирмы в сфере научно-технического прогресса выигрывают в возможности максимального раскрепощения творческого потенциала и инициативы научно-технических работников.

Большую роль в обеспечении конкурентоспособности мелких предприятий играет их мобильность в перестройке на выпуск новой продукции и в первую очередь благодаря повышению уровня их технологической оснащённости. Обычной практикой для них стало широкое использование компьютерной техники и других современных высокоэффективных технических средств.

Несмотря на то, что мелкие фирмы существуют достаточно ограниченный период времени, после чего разоряются либо уходят из бизнеса, им на смену приходят новые и, общее число мелких предприятий в обрабатывающей промышленности имеет тенденцию к росту.

2. Организационно-правовые формы малого бизнеса США

В США  существенные отличия имеют три организационно-правовые формы:

-       индивидуальная частная фирма  (российский аналог - ПБОЮЛ)

-       партнерство (российский аналог - совместная деятельность, простое товарищество)

-       корпорация (российский аналог - все юридические лица)

        В таблице приведены существенные отличия этих форм в цивилизованном мире.

Таблица 1. Характеристика организационно-правовых форм малого бизнеса[4]

 

Индивидуальная частная фирма

Партнерство

Корпорация

Уровень сложности

Простота образования и ликвидации

Почти так же проста, как и единоличная собственность, но рекомендуется подписание договора при создании

Требует специального правительственного разрешения, большой бумажной волокиты и является объектом регулирования.

Возможности привлечения капитала

Источники капитала ограничены собственными сбережениями и займами

Увеличение капитала через объединение сбережений партнеров

Способна привлекать большие суммы через инвесторов, количество которых может быть не ограничено

Ответственность

Собственник отвечает за все текущие операции

Каждый партнер отвечает за все текущие операции. При ограниченном партнерстве только основные партнеры ответственны за все операции

Ответственность собственников ограничена суммой, уплаченной за акцию

Контроль

Собственник имеет полный контроль за всей деятельностью

Разногласия по поводу контроля создают сложности. Необходимо оговаривать в договоре сферы контроля

Учредители могут сохранить контроль, оставив у себя контрольный пакет акций. Менеджеры корпорации при слишком широком распылении собственности могут получить неприятные предложения о скупке акций и проблемы, связанные с выяснением полномочий при голосовании

Продолжительность существования

Прекращает свое существование со смертью собственника

Обычно прекращает существование со смертью одного из партнеров, но крупные партнерства могут существовать и долее

В принципе, существование корпорации может когда-то прекратиться

Налогообложение

Доходы предприятия облагаются по тем же ставкам, что и доходы отдельных граждан. Не является субъектом налогообложения на корпоративные работы

Доход облагается налогом в пропорции доходов каждого из партнеров. Иногда имеет даже некоторые налоговые преимущества. Не является субъектом налогообложения корпоративных доходов

Является субъектом двойного налогообложения за исключением корпораций категории S, которые могут выбирать налогообложение по типу партнерства или единоличной собственности

Индивидуальная частная фирма – это, по существу, индивидуальное ведение бизнеса в своих интересах. Частный предприниматель – собственник изначально владеет материальными ресурсами и капитальным оборудованием, необходимым для производственной и коммерческой деятельности, или приобретает их¸ а также лично контролирует деятельность предприятия.

Партнерство как форма организации малого бизнеса в большей или меньшей степени является следствием естественного развития индивидуальной частной фирмы. Партнерства зародились в попытке преодолеть некоторые из основных недостатков индивидуального предпринимательства. Партнерство – это форма организации бизнеса при которой два или более человек договариваются о владении предприятием и его управлением. Обычно они объединяют свои финансовые ресурсы и деловые навыки. Подобным же образом, они распределяют риски, а также прибыли или убытки, которые могут выпасть на их долю.

Корпорация – организационно-правовая форма бизнеса отличающаяся и отграниченная от конкретных лиц, владеющих ею. Такая структура, получившая от правительства статус юридического лица, вправе приобретать ресурсы, владеть активами, производить и продавать продукцию, брать в долг, предоставлять кредиты, предъявлять иск и выступать в суде ответчиком, а также выполнять все те функции, которые выполняют деловые предприятия любого другого типа.

В 2003 году в США было зарегистрировано следующее число фирм малого бизнеса различных форм собственности.

Организационно-правовая форма

Число фирм

Индивидуальные частные фирмы

Партнерства (товарищества)

Корпорации

Всего

14783000

1554000

3717000

20054000

Таблица 2. Виды деловых предприятий и их доли во внутреннем продукте США[5]

Как видно из таблицы среди деловых предприятий преобладают индивидуальные частные фирмы (74%). Что непосредственно указывает на то, что малый бизнес лежит в основе экономики США.

3. Эффективность системы малого бизнеса в США

Небольшое предприятие обладает рядом управленческих преимуществ, необходимых как для решения задач управления инновационным процессом в целом, так и для повышения отдачи от работников, занятых на начальных его этапах. Первое связано с возможностью перераспределения сфер ответственности, корректировки целей в инновационном процессе, с неразвитостью иерархических структур, связью положения каждого работника с конечными результатами его труда. Второе основано на преобладающих в таких организациях неформальных связях и горизонтальных потоках информации, низкой регламентацией работ, ставкой на инициативу (которая свойственна не организации а отдельным лицам) и тому подобное.

Мелкое предприятие, кроме того, чтобы выжить, должно брать на себя значительный риск при осуществлении нововведений. Только выпуск нового продукта даст ему возможность оказаться на время в положении монополиста и получить высокую прибыль. Благодаря всем этим качествам небольшие научно-технические предприятия характеризуются значительной инновационной активностью.

Не смотря на весьма ограниченные ресурсы, именно мелкий бизнес явился пионером в разработке и последующем продвижении на рынок некоторых видов антибиотиков, кислородных конверторов, микросхем и персональных компьютеров, ксерокопировальной техники, фотокамер быстрой съёмки и многого другого. В ряде случаев успешная деятельность мелких фирм послужила основой для создания наукоёмких производств и целых отраслей (полупроводниковая промышленность, биотехнология, биоинженерия, металлургические мини-заводы и другим областям).

Опыт США показывает, что в условиях ресурсной необеспеченности мелкого инновационного бизнеса важнейшим фактором его существования является организация своеобразной сети его поддержки. Основные элементы этой сети таковы:

-       финансовый (наличие многочисленных доступных источников рискового капитала);

-       материально-технический (сдача в аренду и возможность покупки, в том числе на льготных условиях, средств производства – зданий и сооружений, техники, научного оборудования, транспортных средств, копировальной техники и т.д.);

-       информационный (обеспечение возможностей пользования информационными сетями и техническими библиотеками, доступа к базам данных и т.д.);

-       консультативный (развитие специализированных услуг консультирования, ориентированных на организаторов мелких инновационных предприятий, по вопросам налогообложения, страхования, планирования, маркетинга, ведения отчётности, оформления патентов).

-       На создание данной сети направлены сегодня усилия западных правительств, местных органов власти, общественности, университетов, частного бизнеса.

Мелким фирмам принадлежит важная роль в решении проблемы занятости, снижения уровня безработицы и создания новых рабочих мест. Именно этот динамичный сектор экономики, благодаря своей способности оперативно мобилизовывать трудовые ресурсы, обеспечил, к примеру, в период 1970-1985 годах создание 35 миллионов новых рабочих мест во всех сферах хозяйства, тогда как предприятия крупного бизнеса и государственные учреждения потеряли в те же годы 6 миллионов рабочих мест.[6]

4. Государственная поддержка малого бизнеса в США

Малый бизнес – это основа экономики США и, поэтому, имеется большое число некоммерческих организаций и правительственных структур, основной целью работы которых является оказание помощи и поддержки малому бизнесу, чтобы он на равных мог конкурировать с крупными предприятиями.

Правительство со своей стороны оказывает всяческую помощь развитию этого сектора. Структуры, призванные реализовать эту цель, двух уровней – Федеральная (SBA) и различного рода муниципальные.[7]

Администрация Малого Бизнеса США (The U.S. Small Business Administration – SBA) создана в 1953г. в качестве независимого агентства Федерального Правительства с целью оказания помощи, поддержки и защиты интересов малого предпринимательства, сохранения свободной конкуренции.

Деятельность SBA базируется на двух основных подходах: ориентация на конкретного потребителя (клиента) и качественно-сфокусированное управление. Девиз SBA: “Главное в бизнесе – качественное обслуживание клиента”.

Одной из основных целей обновления деятельности SBA является создание агентства с более высоким уровнем эффективности, с меньшей численностью занятых и низкой себестоимостью услуг. Круг клиентов самый разнообразный: непосредственно малый предприниматель, займодатели, ищущие партнеров и пр. Агентство имеет шкалу стандартов наилучшего обслуживания, мониторинг и обновление ее возможны благодаря постоянной обратной связи с клиентами.

SBA оперирует целым рядом программ, каждая из которых имеет свою конкретную цель, сегмент действия, клиентов, условия участия. Однородные программы объединены в блоки. Причем, ежегодно идет процесс обновления и развития как уже действующих, так и создания новых направлений. На сегодняшний день их около 50. Наиболее традиционными и крупными являются: поддержка деловой активности женщин и представителей национальных меньшинств, развитие экспортоориентированных производств, оказание помощи в научно-исследовательской работе, предоставление услуг адвоката и пр.

Две наиболее крупные программы - “7а” и “504”. Причем, эти программы подразделяются на несколько подпрограмм, каждая из которых различается в нюансах.

Цель программы “7а” – предоставление гарантии малому предпринимателю, по каким-либо причинам не имеющему возможности получить ее обычным путем при обращении к займодателю (банку). В зависимости от цели, срока и суммы займа гарантия предоставляется на 75% займа для суммы не более $750.000, на 80% для суммы не более $100.000; до 10 лет на оборотный капитал и до 25 лет на основной капитал; процентная ставка не должна превышать 2,75 пункта ставки займа.

Цель программы “504” – помощь в расширении и модернизации уже действующих малых предприятий. Получив соответствующую информацию о деятельности компании, программа “504” предоставляет долгосрочный кредит с фиксированной ставкой финансирования для покупки недвижимого имущества, оборудования, технологий. SBA предоставляет гарантию под 40% займа, при этом максимальная сумма гарантии не должна превышать $1 млн. (см. табл. 1).

Таблица 2 Характеристика программ поддержки малого бизнеса (по состоянию на 01.05.1999г.)[8]

Программы

1998 финансовый год

1999 финансовый год

 

Количество заявок

%

Сумма займа, тыс.$

%

Количество заявок

%

Сумма займа, тыс.$

%

Всего

47198

100

10.795.337

100

26.216

100

6.372.270

100

42268

90

9.016.414

84

23.395

89

5.326.384

84

504

4930

10

1.778.922

16

2.821

11

1.045.886

16

Из них в сумме до $100 тыс.

 

Всего

22696

48

1.305.003

12

11.217

43

634.676

10

Кроме того, SBA посредством заключения договоров о сотрудничестве активно вовлекает в свою деятельность целый ряд самостоятельных коммерческих и некоммерческих структур.

Нужно отметить тот факт, что в США инфраструктура поддержки малого бизнеса развита очень хорошо. Малый бизнес – это “курица, несущая золотые яйца”. И, поэтому, Правительство США делает всё, чтобы его, малый бизнес, поддержать.

При Управлении по делам малого бизнеса создана Ассоциация консультантов – SCORE. В ней работают опытные консультанты-практики, которые бесплатно предоставят советы о том как начать бизнес, преодолеть трудности в управлении фирмой, проконсультируют по финансовым и налоговым вопросам. Нужно лишь предварительно позвонить и договориться о встрече. Помимо индивидуальных консультаций в SCORE проводятся семинары. Наиболее часто американские предприниматели посещают семинары на темы: “Как начать новый бизнес”, “Составление бизнес-плана”, “Маркетинговое планирование”.

Деятельность SBA финансируется Федеральным Правительством. Бюджет SBA на 1999г. сбалансирован, что произошло впервые за последние 30 лет. Он составляет $15,3 млрд., что на 15% превышает бюджет текущего финансового года. 72% этих средств направляется на кредитование традиционных и проверенных временем программ развития малого бизнеса (“7а”); 19,6% - на дальнейшее развитие и модернизацию действующих малых предприятий (“504”), этот блок программ отличается не только низкой себестоимостью предоставляемых услуг, но оказывает помощь в поиске и приобретении оборудования, осуществлении строительных работ и пр. по возможно более низким расценкам; 7,2% - финансирование малых предприятий, создаваемых совместным инвестированием двух и более компаний; 0,5% - микрокредиты, которые, как правило, не являются прибыльными, а следовательно, заведомо невозвратными.

Тем не менее, из 100% общего количества клиентов, обслуживаемых Администрацией, 85% разоряются спустя один год. Успех деятельности “выживших” возмещает потери национальной экономики с лихвой. Большинство прибыльных компаний США сегодня - это малые предприятия вчера.

SBA разработан отдельный каталог определения размеров малых предприятий. В основу этих стандартов положены следующие критерии: отраслевая принадлежность, среднегодовой доход за определенное время (в зависимости от отрасли – за последние 12 календарных месяцев, 3 финансовых года и т.д.), в отдельных отраслях – средняя занятость, среднее число клиентов и некоторые другие.

5. Деятельность фирм малого бизнеса США (на примере истории компьютерных фирм Веll Laboratories и Wal-Mart)

Для наглядности рассмотрим примеры развития фирм, в прошлом являвшихся малыми предприятиями, а на сегодня – крупными производителями товаров и услуг.

История развития компьютерных фирм

Одним из самых важных достижений, которые привели к революции в персональных компьютерах, было изобретение полупроводника или транзистора в 1948 году. Этот подвиг совершили инженеры фирмы Веll Laboratories Джон Бардин, Вальтер Бреттейн и Вильям Шокли[9]. Транзистор, который является не более чем твердотельным электронным переключателем, заменил гораздо большие по размерам электронные лампы и потреблял значительно меньше энергии, выполняя ту же работу, что и лампа. Таким образом, компьютерная система, построенная на транзисторах, была много меньше и гораздо эффективней. Лампа также могла выполнять роль переключателя, однако была неэффективной в том качестве. Она потребляла большое количество электроэнергии и выделяла большое количество тепла, которое было важной проблемой в ранних системах. Кроме этого, лампы были чрезвычайно ненадежные, примерно одна поломка каждые два часа или около того для больших систем. Переход на транзисторы положил начало миниатюризации, которая сделала возможным появление современных портативных ПЭВМ, которые питаются от батареек, имеют большую вычислительную мощь, чем многие ранние системы, которые занимали комнаты и потребляли огромное количество энергии. В 1959 году инженеры фирмы Техаs Instruments поняли, как разместить несколько транзисторов на одной основе или подложке и соединить эти транзисторы без проволоки. Так родилась игегральная схема или ИС. Первая интегральная схема содержала только 6 транзисторов, а процессор Intel 80386, который используется во многих современных системах, имеет 280000 транзисторов. Современная ИС может быть создана из миллионов транзисторов.

B 1969 году фирма Intel внесла волнение в электронную индустрию, выпустив ИС с памятью 1 Кбит, которая была намного больше любой другой, имевшейся в то время. Из-за успеха этой фирмы в разработке и производстве микросхем с ней связалась японская фирма Busiсомр, производящая калькуляторы и предложила выпустить 12 микросхем для одного из своих калькуляторов. Инженеры фирмы Intel взяли 12-чиповую разработку и объединили все желаемые функции и возможности в одной родовой многоцелевой микросхеме. Эта ИС отличалась от предыдущих разработок, которые были запрограммированы для одной цели с помощью встроенных инструкций. Концепция состояла в том, чтобы сконструировать почти полное вычислительное устройство на одной микросхеме. Таким первым микропроцессором был Intel 4004 четырехбитовый микропроцессор, появившийся в 1971 году. Его преемником был процессор 8008 - восьмибитовый микропроцессор, появившийся в 1972 году.

В 1973 году были разработаны некоторые из первых комплектов микропроцессоров, основывавшихся на процессоре 8008. Эти комплекты представляли собой немного больше, чем демонстрационные средства и не могли делать многого, за исключением мигания огоньками. В конце 1973 года фирма Intel выпустила процессор 8080, который был в 10 раз быстрее, чем 8008, и мог адресовать 64К памяти. Это был один из прорывов, которого ожидали персональные компьютеры. В январе 1975 года журнал "Популярная электроника" сообщил о том, что компания МITS приступила к выпуску комплекта Аltair, который обычно считается первым персональным компьютером. Этот комплект включал процессор 8080, источник питания, переднюю панель с огромным количеством лампочек и огромной памятью в 256 байт (не килобайт). Комплект продавался за 395 долларов и должен был собираться. Этот компьютер включал открытую архитектуру (разъемы), которые позволяли подключать внешние устройства и дополнительные ресурсы, не входящие в стандартный набор. Новый процессор вдохновил другие компании писать программы, включая операционную систему СР/М (Сontrol Рrogram for Мiсroprocessor - Управляющая Программа для Микропроцессоров) и первую версию Microsoft BASIC. После этого дела действительно стали продвигаться. Фирма IВМ выпустила свой первый "персональный компьютер" в 1975 году. Модель 5100 имела 16 K( памяти, встроенный интерпретатор ВАSICa и встроенный кассетный лентопротяжный механизм, который используется в качестве запоминающего устройства. А какой была его стоимость? Только 9000 долларов! Эта цена поставила эту систему за пределы основного рынка персональных компьютеров, на котором доминировали экспериментаторы (кустари), которые создавали дешевые наборы (500 долларов или около того) в качестве хобби. Не стоит даже говорить, что эта система была неконкурентоспособна на Таком рынке и продавалась не очень хорошо. За моделью 5100 последовали модели 5110 и 5120, прежде чем фирма выпустила (IВМ РС (который назывался моделью 5150). В 1976 году новая компания - Аррlе Сomputer - выпустила компьютер Аррlе 1, стоимостью 695 долларов. Эта система состояла из главной платы, привинченной к куску клееной фанеры. Корпус и источник питания не входили в набор: покупатели должны были сами позаботиться о них. Только небольшая партия этих компьютеров была сделана, и сегодня за такие вещи коллекционеры платят более 20000 долларов.

WalMart

Сэм Уолтон открыл свой первый магазин в 1962 г. в небольшом городке Роджерс в Арканзасе, родном штате двух президентов Бушей.[10] Он был человеком относительно небогатым и потому смог открыть магазин только на окраине.

Уже через пять лет, в 1967 г., у него было 24 магазина, а объем продаж достиг 12 млн дол. Основатель гигантской розничной сети не раз признавался, что успех его простой идеи стал неожиданным для него самого. Впервые в истории американского бизнеса компании удалось довести объем продаж до 1 млрд дол. меньше чем за 20 лет. Сейчас компания контролирует 4150 магазинов по всему миру, придерживаясь идеи создания национальных торговых сетей под новыми торговыми марками.

Несмотря на последовательное снижение цен в магазинах, масса годовой прибыли торговой сети «Wal-Mart» повысилась на 6% — с 6,3 млрд дол. в 2000 г. до 6,7 млрд дол. в 2001 г. Это означает, что прибыль в расчете на одну акцию по сравнению с 2000 г. возросла с 1,4 до 1,49 дол. Совокупный объем продаж за год вырос на 13,8% и составил 217,8 млрд дол.

«Wal-Mart» продолжает разрастаться. Расширяется ее подразделение «Supercenter», торгующее товарами повседневного спроса. Только за 2001 г. в США открылось 178 новых магазинов «Supercenter». Растут и зарубежные операции «Wal-Mart»: операционная прибыль ее сети в Великобритании (торговая марка «Asda») увеличилась на 19,2% — с 490 млн до 584 млн дол. На текущий год запланирована дальнейшая экспансия. Правда, планы будет реализовывать уже не Сэм Уолтон, а две его дочери, одни из самых богатейших наследниц мира.

Философия развития бизнеса Сэма в следующем подходе:

-       Мораль первая — стабильные доходы лучше высоких

-       Мораль вторая — наращивание фирмы лучше объединений

-       Мораль третья — информация бесценна

-       Мораль четвертая — экономия на всём, кроме информации

-       Мораль пятая — производство заканчивается не у проходной, а на прилавке

Заключение

В результате проделанной работы были раскрыты особенности малого бизнеса в США.

Были решены следующие задачи:

-       Определены место и роль малого бизнеса в  экономики США;

-       Раскрыты основные организационно-правовые формы малого бизнеса;

-       Оценены эффективность системы малого бизнеса в США;

-       Рассмотрена система государственной поддержки малого бизнеса в США;

-       Описана деятельность нескольких фирм малого бизнеса США.

Известно, малый бизнес является “хребтом” экономики США: он производит 40% ВНП, создает более половины всех инноваций, более 2/3 национальной рабочей силы задействовано в этом секторе и т.д. Малое предпринимательство сыграло решающую роль в оздоровлении экономики страны, строительстве ее будущего и помогло Соединенным Штатам в конкурентной борьбе на мировом рынке.

В США свыше 4.5 млн. малых фирм – это 95% всех американских деловых компаний. На их долю приходится более половины всех работающих в области производства. Все их усилия направлены на приспособление к внутренним условиям производства и сбыта. Малый бизнес проявил живучесть, способность к воспроизводству и одновременно вызвал к себе интерес со стороны крупных концернов. Малые и средние предприятия отыскали свою «специализированную нишу», где они выступают субподрядчиками концернов в мелкосерийном производстве. Концерны предоставляют им возможность первыми перейти к массовому производству. Место разорившихся мелких фирм занимают новые, происходит воспроизводство. Примечательно, что в кризисные годы занятость в мелком бизнесе не сокращалась. Но оно и очевидно – небольшая группа людей гораздо быстрее способна перестроиться на другой вид работы, нежели крупный коллектив. То есть, при прочих равных мелкие предприятия более живучи и играют не такую маленькую роль в мировом хозяйстве, как казалось.

Список литературы

1.     Дынкин А.А. Мусатов В.Т. Федорович В.А. «Американское государство накануне 21 века: стратегия и тактика в экономике». - М.: «Наука», 1999.

2.     Жан Шапира «Международное право предпринимательской деятельности». - М.: «Прогресс», 2000.

3.     Макконел К. Р., Брю С. Л. «Экономикс». – М.: изд. «Республика», 2 том., 1992.

4.     Марщинкевич В.И. Шлихтер А.А, Яровая Е.В. «Социально-экономическая эффективность: опыт США». - М.: Наука, 1999.

5.     Супян В.Б. Даниелов А.Р. Боневоленский В.Б.  «Американская экономика: человек, технический прогресс и предпринимательство». – СПб.: «Наука» 2001.

6.     Бочаров С. Н. Малое и среднее предпринимательство в США// Человек и труд. – 1996. - №10. – С. 13 – 28.

7.     Гислен С. Кредитные гарантии для малого бизнеса // МЭ и МО. – 1997. - №4. – С. 34 – 45.

8.     Кричепская З. Н., Брудт М. В. Малое, но не маленькое // Бизнес. -  1996. - №2. – С. 23 – 45.

9.     Лукьяненко Ю. Л. Малый бизнес силён своей инфраструктурой// Бизнес. -  1998. - №2. – С. 7 – 20.

.


[1] Бочаров С. Н. Малое и среднее предпринимательство в США// Человек и труд. – 1996. - №10. – с.20

[2] Дынкин А.А. Мусатов В.Т. Федорович В.А. «Американское государство накануне 21 века: стратегия и тактика в экономике». - М.: «Наука» 1999.- с. 125

[3] Супян В.Б. Даниелов А.Р. Боневоленский В.Б.  «Американская экономика: человек, технический прогресс и предпринимательство». – СПб.: «Наука» 2001. – с.341

[4] Лукьяненко Ю. Л. Малый бизнес силён своей инфраструктурой// Бизнес. -  1998. - №2. – с. 15

[5] Макконел К. Р., Брю С. Л. «Экономикс». – М.: изд. «Республика», 1992. 2 том. - с. 487

[6] Кричепская З. Н., Брудт М. В. Малое, но не маленькое // Бизнес. -  1996. - №2. – с.30

[7] Гислен С. Кредитные гарантии для малого бизнеса // МЭ и МО. – 1997. - №4. –с. 36

[8] Гислен С. Кредитные гарантии для малого бизнеса // МЭ и МО. – 1997. - №4. – с. 42

[9] Лукьяненко Ю. Л. Малый бизнес силён своей инфраструктурой// Бизнес. -  1998. - №2. – с. 10

[10] Дынкин А.А. Мусатов В.Т. Федорович В.А. «Американское государство накануне 21 века: стратегия и тактика в экономике». - М.: «Наука», 1999. – с. 143