Содержание


1. Введение.. 3

2. Характеристика транспортной отрасли Новосибирской области.. 5

3. Сущность и значение анализа внешней среды для организации. 7

3.1 Содержание и необходимость проведения анализа внешней среды. 7

3.2 Методы анализа внешней среды.. 8

3.3 Анализ макросреды организации. 13

3.4 Анализ микросреды (непосредственного окружения) организации. 15

4. Анализ среды прямого воздействия на ОАО «СибТранс». 18

4.1 Анализ потребителей. 18

4.2 Анализ поставщиков. 19

4.3 Анализ конкурентов. 19

4.4 Анализ рабочей силы и привлекательности рынка. 20

5. Анализ среды косвенного воздействия.. 21

5.1 Анализ технологии в отрасли. 21

5.2 Анализ экономического состояния региона. 22

5.3 Анализ политических факторов. 24

5.4 Анализ социально-культурной среды, влияние на транспортную отрасль  26

Заключение.. 28

Список литературы... 29

ПриложениЯ.. 30


1. Введение

Любая организация находится и функционирует в рамках внешней и внутренней сред. Они предопределяют успешность функционирования компании, накладывают определенные ограничения на операционные действия и в какой-то степени, каждое действие компании возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потен­циала на должном уровне. Организация находится в состоянии по­стоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безгранич­ны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегическо­го управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее по­тенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной пер­спективе.

Актуальность темы обусловлена тем, что современная внешняя среда предприятий характеризуется чрезвычайно высокой степенью сложности, динамизма и неопределенности. Способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде – основное условие в бизнесе и других сферах жизнедеятельности. Более того, во все возрастающем числе случаев – это условие выживания и развития. Организации должны, с одной стороны, постоянно осознавать новый характер изменений в окружающей среде и эффективно на них реагировать. С другой стороны, необходимо иметь в виду, что сами организации генерируют изменения во внешней среде, выпуская новые, например, виды товаров и услуг, используя новые виды сырья, материалов, энергии, оборудования, технологий.

Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы, а внешняя среда – источник, питающий организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне.

Динамизм и высокая степень неопределенности факторов внешней среды значительно осложняют процедуры разработки и принятия управленческих решений. Поэтому руководители как зарубежных, так и отечественных предприятий остро ощущают потребность в систематической, оперативной и всесторонней информации о состоянии и возможных изменениях, происходящих во внешней среде. Вместе с тем в реальной практике большинство российских предприятий не уделяет должного внимания факторам внешней среды, что в значительной мере обусловлено недостаточной разработанностью теоретических и методологических основ организации ее исследования с учетом национальной, региональной и отраслевой специфики.

Таким образом, целью данной работы является анализ внешней среды транспортного предприятия.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

-       Дать общую характеристику транспортной отрасли Новосибирской области;

-       Раскрыть сущность анализа внешней среды предприятия;

-       Проанализировать среду прямого воздействия на предприятии;

-       Рассмотреть среду косвенного воздействия.


2. Характеристика транспортной отрасли Новосибирской области

В области развиты все виды транспорта: автомобильный, авиационный, водный, железнодорожный. Высокий удельный вес железнодорожного транспорта в общем грузообороте обусловлен транзитными перевозками. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования - 1530 км (10,2% общей протяженности железных дорог в СФО или 6-е место в СФО). Плотность железных дорог - 86 км на 10 тыс. км2 территории (по России – 50 км; по СФО – 29 км).

С запада на восток область пересекает Транссибирская магистраль длиной 696 км, от нее отходят железные дороги на Кузбасс, Алтай и в Среднюю Азию. В г. Татарске берет начало ветка на Кулунду, соединяющая Транссиб со Средне-Сибирской и Южно-Сибирской магистралями.

Сеть автомобильных дорог общего пользования и ведомственных с твердым покрытием - 12609 км (10% общей протяженности автодорог СФО или 4-е место в СФО). Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием - 53 км на 1000 км2 (в СФО – 17 км; по России – 31 км). По плотности автодорог область занимает 4-е место в СФО, 54-е место в России. Автодороги федерального значения ведут в Омскую, Томскую области, в Кузбасс, на Алтай и в республику Казахстан.[1] Применение новейших технологий и техники в последнее время позволило создать достаточно прочную сеть автодорог, связывающих большинство районных центров с г. Новосибирском, многочисленные населенные пункты - с районными центрами.

В 1996 - 2000 годы построено 58 км автодорог.

Наличие легковых автомобилей в собственности граждан (на конец 2000 года) в расчете на 1000 населения – 96,2 (по России – 132,4). По числу легковых автомобилей на 1000 населения регион – 10-е место в СФО. На территории - 12 аэропортов, из них 2 - «Толмачево» и «Новосибирск» - федерального значения. Международный аэропорт «Толмачево», аэропорт 1 класса, принимает самолеты всех типов. Аэропорт «Новосибирск» - 2 класса - принимает самолеты Ан-24, Ан-26, Ан-30, Як-40. Выгодное географическое расположение позволило аэропорту «Толмачево» стать не только воздушными воротами Новосибирска, но и транзитным пунктом для технических коммерческих посадок, обслуживания воздушных судов.

Протяженность внутренних водных судоходных путей – 647 км (2,6% общей протяженности водных путей в СФО или 9-е место в СФО). По Оби водным транспортом доставляются грузы на Север. К услугам пассажиров и туристов комфортабельные суда, в том числе скоростные.

В данной работе будет проанализирована внешняя среда транспортного  предприятия ОАО «СибТранс».  ОАО «СибТранс» - автотранспортное предприятия оказывающее транспортные услуги физическим и юридическим лицам по перевозке грузов как на ближние так и на дальние расстояния в пределах сибирского региона.  Предприятие начало свою деятельность  1993 году.

Производственная мощность парка рассчитана на эксплуатацию 150 единиц подвижного состава.

Географическая сфера всех перевозок, которые осуществляет ОАО «СибТранс», распространяется, прежде всего, на следующие районы Сибири – Алтайский край и республика Алтай на юге; Омская область; Тюменская область на западе; Томская область; Кемеровская область; Красноярский край; республика Хакасия на востоке[2].

Причина, по которой возникла необходимость проведения анализа внешней среды заключается в отсутствии капитального ремонта подвижного состава и, как следствие: сокращение его численности.

В течение 2003 года было снято с эксплуатации из-за отсутствия запчастей для ремонта 13 грузовиков марки «КамАЗ-5320»; 3 автобуса марки Икарус-280; 2 газели.


3. Сущность и значение анализа внешней среды для организации.

3.1 Содержание и необходимость проведения анализа внешней среды.

Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.

Внешнюю среду подразделяют на[3]:

- микросреду - среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании;        - макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую экологическую, политическую и международную среду. Предприятие должно ограничивать негативные воздействия внешних факторов, наиболее существенно влияющих на результаты его деятельности или, наоборот более полно использовать благоприятные возможности.

Факторам внешней окружающей среды в системе управления в нашей управленческой науке как на более раннем периоде, так и в настоящее время не уделялось достаточно внимания. Следовательно, проблема остается малоисследованной и особенно такие ее факторы, как:  значение внешней среды для управления; определение внешней среды; взаимосвязь факторов внешней среды; сложность внешней среды; подвижность внешней среды; неопределенность внешней среды; среда прямого воздействия; среда косвенного воздействия; международное окружение.

Под факторами внешней среды понимается сила, с которой изменения одного фактора воздействуют на другие факторы. Отсюда следует понимать, что при организации управления необходимо максимально учитывать факторы внешнего воздействия и рассматривать конкретную организацию как целостную систему, состоящую из взаимно связанных частей.

Внешняя среда организации включает перечень элементов, таких как потребитель, конкуренты, государственные органы, поставщики, финансовые организации, трудовые ресурсы, технологии, культура, демография, релевантных по отношению к организации.

Сущность анализа состояния внешней среды и деятельности предприятия - в систематическом изучении и оценке контролируемых и неконтролируемых факторов (объектов и событий), относящихся к предприятию. Главной целью такого анализа является получение необходимой планово-прогнозной информации, а дополнительная цель - выявить сильные и слабые стороны самого предприятия, а также и возможностей и рисков, связанных с его внешней средой[4]. 

При анализе состояния внешней среды особое внимание уделяется анализу рынков, уровня конкуренции и технологий. Анализ работы предприятий конкурентов строится по такой же схеме, как и собственное производство. Данный подход даем полную картину сравнительного анализа.

В практике используют разные виды анализа и его комбинации. Так, различают анализ, проводимый исключительно на базе прошлой фактической информации (анализ фактов), на базе информации, ориентированной в прошлое и будущее (анализ событий и отклонений), на базе будущей информации (анализ планируемых показателей). Анализ отклонений является частью процесса контроля; анализ планируемых показателей служит для оценки планов и выбора новых альтернатив.

3.2 Методы анализа внешней среды

Внешняя среда окружения представляет собой макроокружение и непосредственное окружение. Макроокружение создает общие условия среды нахождения организации. Экономические компоненты макроокружения: величина ВНП; темп инфляции; уровень безработицы; процентная ставка; производительность труда; нормы налогообложения.

Метод SWOT- анализа

Применяемый для анализа среды метод SWOT (англ. SWOT) — сила (strength), слабость (weakness), возможности (opportunities) и угрозы (threats) — является широко признанным подходом, позво­ляющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Применяя метод SWOT, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внеш­ними угрозами и возможностями. Методология SWOT предполага­ет сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, и после этого установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для форму­лирования стратегии организации.

После того как конкретный список слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей составлен, наступает этап установления связей между ними. Для установления этих свя­зей составляется матрица [5]СВОТ, которая имеет следующий вид (рис.1).





Возможности

1.

2.

3.

Угрозы

1.

2.

3.

Сильные стороны

1.

2.

3.



ПОЛЕ СИВ




ПОЛЕ СИУ


Слабые стороны

1.

2.

3.



ПОЛЕ СЛВ



ПОЛЕ СЛУ

Рис. 1. Матрица SWOT

Слева выделяется два блока (сильные стороны, слабые сторо­ны), в которые соответственно выписываются все выявленные на первом этапе анализа стороны организации. В верхней части мат­рицы также выделяется два блока (возможности и угрозы), в кото­рые выписываются все выявленные возможности и угрозы. На пересечении блоков образуется четыре поля: СИВ (сила и возмож­ности); СИУ (сила и угрозы); СЛВ (слабость и возможности); СЛУ (слабость и угрозы). На каждом из полей исследователь должен рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, ко­торые должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации.

В отношении тех пар, которые были выбраны с поля СИВ, сле­дует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон организации для того, чтобы получить отдачу от возможностей, ко­торые появились во внешней среде. Для тех пар, которые оказались на поле СЛВ, стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости. Если пара находится на поле СИУ, то стратегия должна предполагать использование силы орга­низации для устранения угрозы. Наконец, для пар, находящихся на поле СЛУ, организация должна вырабатывать такую стратегию, ко­торая позволила бы ей как избавиться от слабости, так и попытать­ся предотвратить нависшую над ней угрозу.

Матрица возможностей

Для успешного анализа окружения организации методом СВОТ важно не только уметь вскрывать угрозы и возможности, но и уметь оценивать их с точки зрения важности и степени-влияния на стратегию организации.

Для оценки возможностей применяется метод позиционирова­ния каждой конкретной возможности на матрице возможностей (рис.2).

Вероятность использования

возможности

Влияние


сильное

умеренное

малое

Высокая

ПОЛЕ ВС

ПОЛЕ ВУ

ПОЛЕ ВМ

Средняя


ПОЛЕ СС


ПОЛЕ СУ


ПОЛЕ СМ


Низкая


ПОЛЕ НС


ПОЛЕ НУ


ПОЛЕ НМ


Рис. 2. Матрица возможностей

Матрица строится следующим образом: сверху по горизонтали откладывается степень влияния возможности на деятельность орга­низации (сильное, умеренное, малое); слева по вертикали отклады­вается вероятность того, что организация сможет воспользоваться возможностью (высокая, средняя, низкая). Полученные внутри матрицы девять полей возможностей имеют разное значение для организации. Возможности, попадающие на поля ВС, ВУ и СС, имеют большое значение для организации, и их надо обязательно использовать. Возможности же, попадающие на поля СМ, НУ и НМ, практически не заслуживают внимания организации. Исполь­зовать возможности, попавшие на оставшиеся поля, можно, если у организации имеется достаточно ресурсов.

Матрица угроз

Похожая матрица составляется для оценки угроз (рис. 3). Сверху по горизонтали откладываются возможные последствия для орга­низации, к которым может привести реализация угрозы (разруше­ние, критическое состояние, тяжелое состояние, «легкие ушибы»). Слева по вертикали откладывается вероятность того, что угроза будет реализована (высокая, средняя, низкая)[6].

Вероятность реализации угрозы


Возможные последствия


разрушение


критическое состояние


тяжелое состояние


«легкие ушибы»


Высокая


ПОЛЕ ВР


ПОЛЕ ВК


ПОЛЕ ВТ


ПОЛЕ ВЛ


Средняя


ПОЛЕ СР


ПОЛЕ СК


ПОЛЕ СТ


ПОЛЕ СЛ


Низкая


ПОЛЕ HP


ПОЛЕ НК


ПОЛЕ НТ


ПОЛЕ НЛ


Рис. 3. Матрица угроз

Те угрозы, которые попадают на поля ВР, ВК и СР, представля­ют очень большую опасность для организации и требуют немед­ленного и обязательного устранения. Угрозы, попавшие на поле ВТ, СК и HP, также должны находиться в поле зрения высшего руководства и быть устранены в первостепенном порядке. Что ка­сается угроз, находящихся на полях НК, СТ и ВЛ, то требуется внимательный и ответственный подход к их устранению. Хотя при этом не ставится задача их первостепенного устранения. Попавшие на оставшиеся поля угрозы также не должны выпадать из поля зрения руководства организации. Необходимо внимательно отсле­живать их развитие.

Составление профиля среды

Наряду с методами изучения угроз, возможностей, силы и слабости организации для анализа среды может быть применен метод со­ставления ее профиля. Данный метод удобно применять для со­ставления профиля отдельно макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды. С помощью метода составления профиля среды удается оценить относительную значимость для организации отдельных факторов среды.

Метод составления профиля среды состоит в следующем. В таб­лицу профиля среды (рис. 4 выписываются отдельные факторы среды. Каждому из факторов экспертным образом дается оценка:

важности для отрасли по шкале: 3 — большая, 2 — умерен­ная, 1 — слабая;

влияния на организацию по шкале: 3 — сильное, 2 — умерен­ное, 1 — слабое, 0 — отсутствие влияния;

направленности влияния по шкале: +1 — позитивная, -1 — негативная.

Факторы среды


Важность для отрасли, А


Влияние на организацию, В


Направленность влияния, С


Степень важности, D=A-B-C


1.










2.










3.










...










Рис. 4. Таблица профиля среды[7]

Далее все три экспертных оценки перемножаются и получается интегральная оценка, показывающая степень важности фактора для организации. По этой оценке руководство может заключить, какие из факторов среды имеют относительно более важное значение для их организации и, следовательно, заслуживают самого серьезного внимания при разработке стратегии, а какие факторы заслуживают меньшего внимания.

3.3 Анализ макросреды организации

К компонентам внешней среды, оказывающим влияние на эффективность и устойчивость функционирования фирмы, относятся те, на которые фирма не может воздействовать, которыми она не управляет. Эти компоненты влияют на фирму напрямую (налоговая система, политика поставщиков, потребителей и др.), либо косвенно (политическая, экономическая и другие сферы страны). Факторы макросреды фирмы оказывают влияние на нее косвенно В таблице 1 приведены сферы и факторы макросреды фирмы, влияющие на эффективность и стабильность ее работы.

Таблица 1. Сферы и факторы макросреды фирмы[8]

Сфера макросреды

Факторы макросреды

1. Международные

1.1. Количество “горячих точек” в мире, где происходят какие-либо военные конфликты

1.2. Численность военных и других лиц, задействованных в “горячих точках” в данное время

1.3. Количество международных симпозиумов, конференций, выставок, кинофестивалей, конкурсов и других мероприятий высшей категории, проводимых в данный момент в стране и в мире в области образования, культуры, научно-технического прогресса

1.4. Тенденции изменения продолжительности жизни населения в целом в мировом сообществе

2. Политические

2.1. Стабильность демократических преобразований факторы в стране

2.2. Вероятность возврата к прошлой политической системе

2.3. Количество забастовок с численностью участвующих более 100 человек, проводимых в стране в данный день

2.4. Криминальная обстановка в стране

2.5. Количество политических фракций в законодательной власти

3. Экономические факторы

3.1. Удельный вес конкурентоспособной на внешнем рынке промышленной продукции фирм страны

3.2. Удельный вес конкурентоспособной на внутреннем рывке промышленной продукции фирм страны

3.3. Тенденции изменения внешнеэкономических связей

3.4. Дефицит бюджета страны (%).

3.5. Среднегодовые темпы инфляции

3.6. Удельный вес частной собственности в совокупной собственности страны

3.7. Наличие “стратегии перехода страны на рыночные отношения и их развития”, опубликованной в открытой печати

3.8. Наличие федеральных методических документов, регламентирующих процесс принятия и реализации управленческого решения (по функционально-стоимостному анализу, прогнозированию, нормированию, оптимизации, экономическому обоснованию и другим вопросам)

3.9. Удельный вес сырьевых ресурсов в экспорте страны

3.10. Показатели налоговой системы и внешнеэкономической деятельности

3.11. Структура распределения доходов населения

3.12. Уровень развития финансовой системы страны

4. Социально-демографические факторы

4.1. Место страны в мире по продолжительности жизни

4.2. Место страны в мире по жизненному уровню населения

4.3. Продолжительность жизни (мужчин, женщин)

4.4. Смертность детей в возрасте до одного года, % от родившихся и в сравнении с лучшим мировым показателем

4.5. Рождаемость и смертность населения страны

4.6. Структура населения страны по полу, возрасту, составу семьи, занятости, удельному весу одиноких, по образованию, удельному весу служащих, пенсионеров, школьников, студентов, работающих женщин, плотность населения по регионам и др.

4.7. Миграция населения

4.8. Перспективность городов

4.9. Структура населения по доходу и др.

5. Правовые факторы

5.1. Наличие федеральных правовых актов (указов Президента, постановлений правительства, государственных стандартов и т.п.) по стандартизации, метрологии, защите прав потре­бителей, антимонопольной политике, сертификации товаров и услуг, управлению качеством и конкурентоспособностью товаров, охране окружающей природной среды, предпринимательству, ценным бумагам, финансам и т.д.

5.2. Наличие федеральных правовых актов, регулирующих взаимоотношения компонентов экономической системы страны

5.3. Наличие федеральных правовых актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность страны и фирм

5.4. Наличие федеральной программы создания правого государства

5.5. Качество прокурорского надзора за соблюдением федеральных правовых актов

5.6. Преемственность правового обеспечения по вертикали и горизонтали

6. Экологические факторы

6.1. Параметры экосистемы страны

6.2. Количество городов и удельный вес численности их населения, которые не отвечают требованиям по экологичности

6.3. Затраты в бюджете страны (в %) на поддержание экосистемы страны

7. Природно-климатические факторы

7.1. Оценка основных природных ресурсов страны и ее место в мировом сообществе

7.2. Извлечение из недр природных ресурсов интенсивность по отношению к общим запасам и степень извлечения)

7.3. Характеристика климатических факторов страны

7.4. Дефицитность отдельных видов ресурсов по регионам страны

7.5. Степень использования вторичных ресурсов

8. Научно-технические факторы

8.1. Удельный вес изобретений и патентов страны в фонде мирового сообщества

8.2. Удельный вес докторов наук, профессоров в численности работающих страны

8.3. Стоимость основных производственных фондов страны, приходящаяся на одного ученого (фондовооруженностъ труда ученого)

8.4. Уровень автоматизации производства в машиностроении страны

8.5. Экспертная оценка месячной заработной платы ученого, конструктора, преподавателя вуза, в долларах США

8.6. Показатели износа основных производственных фондов в отраслях народного хозяйства страны

8.7. Характеристика системы информации страны

8.8. Уровень компьютеризации страны

9. Культурные факторы

9.1. Средний уровень образования населения страны

9.2. Обеспеченность населения страны объектами культуры (ед/час): театрами, . кинотеатрами, библиотеками, дворцами спорта и комплексами и другими объектами культуры .

9.3. Отношение людей к окружающему миру

9.4. Долговременные тенденции развития в области культурных ценностей


3.4 Анализ микросреды (непосредственного окружения) организации

К факторам прямого воздействия внешней среды на устойчивость и эффективность функционирования фирмы или к факторам микросреды относятся следующие[9]:

  – вход системы (поставщики сырья, материалов, информации и других ресурсов);

  – потребители товара;

  – конкуренты;

  – контактные аудитории;

  – маркетинговые посредники;

  – законодательство по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности.

В таблице 2 перечислены факторы микросреды фирмы и показатели, влияющие на эти факторы.


Таблица 2. Факторы и показатели микросреды фирмы[10]

Факторы микросреды

Показатели (операции), факторы микросреды

1. Поставщики (вход системы)

1.1. Интегральный показатель качества поступающего сырья (по видам) и материалов

1.2. Интегральный показатель качества (полезного эффекта) комплектующих изделий, оснастки, запасных частей и т.д.)

1.3. Интегральный показатель качества информации, поступающей на фирму

1.4. Интегральный показатель качества нормативно-методической и технико-экономической документации, поступающей на фирму

1.5. Интегральный показатель качества подготовки специалистов, поступающих на фирму

1.6. Прогноз изменения условий поставок

2. Потребители (выход системы)

2.1. Тенденции изменения круга потребностей основных потребителей товаров фирмы

2.2. Прогноз изменения параметров рынка по объему и ассортименту товаров

2.3. Прогноз изменения доходов потребителей

2.4. Прогноз изменения состава и значений признаков сегментации рынка внутри страны и в мире

3. Конкуренты

3.1. Анализ качества, цен и конкурентоспособности товаров конкурентов

3.2. Анализ организационно-технического уровня производства основных конкурентов

3.3. Прогнозирование конкурентоспособности и удельной цены товаров основных конкурентов

3.4. Прогнозирование рыночной стратегии основных конкурентов

4. Контактные аудитории

4.1. Анализ отношения к фирме и ее товару финансовых кругов региона (страны), средств массовой информации, государственных и муниципальных учреждений, гражданской группы содействия, общественных организаций и др.

4.2. Разработка мероприятий по улучшению отношений с контактной аудиторией

5. Маркетинговые посредники

5.1. Анализ структуры и стратегии торговых посредников и уточнение совместно с ними стратегии маркетинга продвижения товаров

5.2. Налаживание контактов с агентствами по оказанию маркетинговых услуг (рекламные агентства, консалтинговые фирмы, фирмы маркетинговых исследований и др)

5.3. Установление связей с кредитно-финансовыми учреждениями

6. Законодательство по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности

6.1. Формирование банка данных по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности

6.2. Анализ влияния ставок налогов, таможенных пошлин, квот, лицензий и других показателей на эффективность работы фирмы

6.3. Подготовка предложений по совершенствованию законодательства по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности.


Таким образом, для принятия эффективных управленческих решений, руководство фирмы должно понимать и анализировать внешнее окружение. Для сканирования внешней среды компании могут использовать исследования и сбор информации, изучение потребительского рынка с помощью рыночных исследований (surveys) и фокус-групп (focus groups). Более того, компании должны постоянно отслеживать события и тренды, происходящие во внешней среде, наряду с отслеживанием действий конкурентов (competitor intelligence). Отслеживание внешней среды включает в себя сбор информации о социальных, культурных, демографических, экономических, политических, государственных и технологических трендах. Для данной цели работники компании могут использовать как собственные наблюдения, так и другие информационные ресурсы, такие как журналы, периодические издание и газеты.


4. Анализ среды прямого воздействия на ОАО «СибТранс»

4.1 Анализ потребителей

При проведении анализа непосредственного окружения ОАО «СибТранс» в первую очередь необходимо рассмотреть потребителей данной организации, которые оказывают очень сильное влияние на нее. Специфика производимых услуг такова, что ОАО «СибТранс» не является производителем товаров народного потребления, поэтому подавляющее число потребителей – это, прежде всего, юридические лица различных организационно-правовых форм.

На долю же физических лиц, пользующихся услугами ОАО «СибТранс» не приходится и 2% от общего объема оказанных услуг.

В Новосибирске постоянными потребителями организации являются следующие предприятия, нуждающиеся в транспортных услугах:  АО «Новосибстройзаказчик», АО «Домострой», муниципальные унитарные предприятия  г. Новосибирска, муниципальное предприятие «Госкапстройзаказчик», государственное предприятие «Мордовкоммунэнерго»[11].  

Необходимо при анализе потребителей учитывать и тот факт, что более половины из всех предлагаемых услуг оказываются не на региональном, а на федеральном рынке (за 3 квартала этого года 46% транспортных перевозок было реализовано в Новосибирской области и 54% за ее пределами).

С 2000 года наблюдается устойчивый рост потребления услуг ОАО «СибТранс» за пределами Новосибирской области. Причем изменяется и география потребителей, отмечается тенденция сокращения регионов, куда осуществляются поставки. Но это нельзя считать отрицательным фактором, так как прекращается взаимодействие с регионами РФ, значительно удаленными от Новосибирской области. В условиях, когда ОАО «СибТранс» испытывала проблемы с оказанием своих услуг, договора заключались с любыми организациями независимо от их месторасположения, причем со многими из них были бартерные отношения. Теперь же в результате конъюнктурных изменений, когда спрос на их услуги заметно возрос, ОАО «СибТранс» может само определяться в отношении тех регионов, где продолжать оказывать свои услуги. Естественно, теперь предпочтение отдается соседним и близлежащим регионам. Исключением из этого является лишь Тюменская область. Причина этого заключается в том, что там находится ряд конкурентов организации.

4.2 Анализ поставщиков

Далее необходимо проанализировать основных поставщиков ОАО «Сибтанс» (Приложение 1.). Данная таблица показывает, что все наиболее важные источники «сырья» для оказания основных видов услуг (транспортные перевозки) на ОАО «СибТранс» приходится закупать от части за пределами региона, что приводит к повышению цен на услуги из-за высоких транспортных расходов. За последнее время организация сменила двух стратегически важных поставщиков оборудования. Поставки топлива до этого года осуществляло Ачинский НПЗ, но после истечения срока договора из-за более низкой цены при аналогичном качестве было решено отдать предпочтение другой организации из другого города; также изменился и поставщик грузовиков, ранее поставки машин на ОАО «СибТранс» производил только ОАО «Мечел», но в 2003 году был заключен контракт с другой сибирской компанией транспортных перевозок «АвтоТрансСервис»[12]. Остальные менее значимые детали закупаются на территории Новосибирска.

4.3 Анализ конкурентов

При анализе микроокружения ОАО «Сибтранс» также следует изучить конкурентов. В Новосибирской области крупных конкурентов у предприятия нет, так как ни одна из местных транспортных организаций не охватывает такую широкую географию перевозок. Но, тем не менее, непосредственными конкурентами являются транспортное предприятие «Сибирь», транспортное предприятие «Новосибтранспорт», ПАПТ-6 и транспортное предприятие «ЭСТИМ». Рассмотрим ценовую конкуренцию между этими организациями (Приложение 1.)

Исходя из вышеприведенной таблицы видно, что ОАО «СибТранс» не является лидером по уровню цен, и многие конкуренты устанавливают цены ниже их уровня, что, естественно, не может не сказываться на уровне спроса. Это результат обусловлен высокой себестоимостью услуг по сравнению с конкурентами, так как приходится завозить материалы из других регионов, а также уже длительное время неизменной технологией и медленно обновляемым оборудованием. Ситуация по ценовой конкуренции позволяет организации незначительно отставать, а по некоторым услугам по сравнению с конкурентами и превосходить их за счет того, что в регионе значительно дешевле рабочая сила и зарплата на предприятии не превышает за 9 месяцев 2000 года 1580 рублей, тогда как у других транспортных предприятий, предоставляющих аналогичные услуги затраты на оплату труда выше в 2 и более раза, что позволяет ОАО «СибТранс» поддерживать цены на конкурентном уровне. Но высокий уровень спроса на услуги нивелирует ценовые преимущества, а номенклатура услуг на ОАО «СибТранс» выше, чем у конкурентов. Объемы перевозок превышают в 1,6 и 2 раза соответственно Транспортное предприятие «Сибирь» и Транспортное предприятие «Новосибтранспорт». Поэтому  эти организации не удовлетворяют потребности своих потребителей и ОАО «СибТранс» успешно действует на этой территории, предоставляя до 24% транспортных услуг. Благоприятно складывающаяся конъюнктура рынка позволяет осуществлять и замену оборудования и его увеличение (в среднем за последние 2 года основные фонды увеличились на 4 млн. рублей, и составили сумму в 42,0 млн. рублей), что при сохранении устойчиво повышенного спроса может снизить себестоимость услуг и за счет этого.

4.4 Анализ рабочей силы и привлекательности рынка

Далее при анализе микроокружения следует исследовать рынок рабочей силы новосибирской области. Численность экономически активного населения и численность занятых в экономике в Новосибирской области сокращается. Сравнивая динамику безработицы в Новосибирской области со средними данными по Российской Федерации, видим, что уровень общей безработицы в области выше средних по стране показателей, а уровень зарегистрированной безработицы - ниже. Среди зарегистрированных безработных высока доля женщин (70 – 80 % за рассматриваемый период 1992 – 2002 гг.). Работающее население Новосибирской области характеризуется высоким уровнем образования. Доля лиц с высшим и средним образованием среди занятого населения заметно выше средних по Российской Федерации показателей.

Вообще, в нашем случае, эта компонента оказывает малое воздействие на ОАО «СибТранс», так как на ближайшие 3 года планируется увеличить персонал только на 7 человек. А притом, что уровень безработицы (официально зарегистрированный) составляет около 10 тыс. человек и в регионе низкий уровень средней зарплаты, то трудностей с поиском кандидатов на вакансии не предвидится.

При оценке привлекательности отрасли следует отметить тот факт, что в регионе относительно высокими оценками в инвестиционном рейтинге оказалась транспортная (7 место) составляющая. Это не случайно, так как территория области характеризуется высокой хозяйственной и транспортной сетью. Из составляющих транспорт элементов ОАО «СибТранс» наиболее взаимодействует с Акционерным коммерческим «Кредитно-страховым банком», в котором имеются расчетные счета организации и через который происходят все финансовые операции, а также  Новосибирским отделением социального страхования.


5. Анализ среды косвенного воздействия

5.1 Анализ технологии в отрасли

Анализ современных тенденций и проблем развития транспортной инфраструктуры и основных фондов указывает на то, что они приняли системный характер и требуют комплексного подхода к их решению. Прогнозируемое возрастание спроса на перевозки всех видов транспорта с одной стороны, и негативные явления в транспортной системе в целом и отдельных ее подотраслях с другой, создают угрозу общеэкономическому росту России в целом и отдельных ее регионов, ослабления позиций России на мировом рынке транспортных услуг. На международных транспортных рынках в условиях постоянного ужесточения технических требований к транспортным средствам следствием является снижение конкурентоспособности отечественных перевозчиков.

Технико-экономические характеристики большинства эксплуатируемых транспортных средств Новосибирской области, в том числе и новых, поставляемых транспортным машиностроением, существенно ниже мирового уровня. В транспортной инфраструктуре Новосибирска наиболее существенно отставание в применении современных транспортных технологий, а также в информатизации транспорта[13].

Следствием этого на внутреннем рынке Новосибирской области являются недостаточное качество предоставляемых услуг, высокий уровень издержек, сохранение недопустимо высоких показателей транспортной аварийности и негативного экологического воздействия транспорта.

Таким образом, ОАО «СибТранс» испытывает недостаток современных технологий для эффективной работы транспортного предприятия по мировым стандартам. Отсутствует необходимые запасные части, недостаток топлива, средств автоматизации, недостаточный подвижной состав предприятия.

5.2 Анализ экономического состояния региона

Ведущая отрасль экономики области – промышленность. В структуре валового регионального продукта в 2000 году промышленность составляла 23,2%; сельское хозяйство – 18,8%; строительство – 3,8%; транспорт – 10,4%; торговля – 13,3%.

Валовой региональный продукт (ВРП) в расчете на душу населения за 2000 год – 28,1 тыс. рублей (в СФО – 34,5; по России – 43,3). По объему ВРП на душу населения область занимает 6-е место в СФО. (см. приложение 1.)

Предприятия и организации. Число учтенных в ЕГРПО (Едином государственном регистре предприятий и организаций, включая их филиалы) предприятий и организаций на 1 января 2002 года – 87660 (на 1 января 2001 года – 78100), что составляет 21,3% от числа предприятий в СФО; 2,4% от числа предприятий России.

Промышленность. Удельный вес региона в 2001 году в промышленности России – 0,8% (52 место в РФ), в промышленном производстве СФО – 7,9% (4-е место).  Объем промышленного производства за 2001 год - 48490 млн. рублей, в расчете на душу населения– 17,8 тыс. рублей (по России – 34,2 тыс. рублей). Ведущие отрасли промышленности в 2001 году по отраслям: электроэнергетика – 22,8%; топливная – 0,8%; черная металлургия – 0,8%; цветная металлургия – 8,6%; химическая и нефтехимическая промышленность – 1,5%; машиностроение и металлообработка – 22,9%; лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная –1,4%; производство строительных материалов – 4,3%; легкая -3,0%; пищевая – 22,3%; другие – 11,6%.

Специфика экономики в том, что на долю предприятий обрабатывающей промышленности приходится 98% производимой продукции. Большинство предприятий входят в оборонный комплекс.

Рост производства промышленной продукции в 2001 году в общем объеме промышленного производства занимали: топливная – 179,4 %; машиностроение и металлообработка – 121,0; легкая – 113,4%; черная металлургия – 107,9%; пищевая – 101,0%.

Сельское хозяйство. Основные отрасли хозяйства: производства зерна, овощеводство, животноводство. Объем валовой продукции сельского хозяйства в 2001 году превысил уровень 2000 года на 13,8%.

Доля производства продукции растениеводства региона в объеме производства СФО в 2001 году – 20,75% (1-е место).

Регион в 2001 году полностью себя обеспечил зерном, картофелем, овощами, мясопродуктами, молокопродуктами, яйцами.

Доля производства продукции животноводства региона в объеме производства СФО в 2001 году – 15% (2-е место).

В незначительной степени развито коневодство, пчеловодство, звероводство и прудовое рыбоводство.

В целом, в настоящее время доля Новосибирской области в структуре экспорта Сибири очень незначительна – менее 1,5%. Во внешнем товарообороте области преобладает импорт, экспорт составляет только около 45%. В структуре экспорта доля машиностроительной продукции около 40%, вывозятся черные и цветные металлы, древесина, продовольствие. Это свидетельствует о том, что научно-технический и экономический потенциал области слабо задействован в производстве продукции, пользующейся спросом на мировых рынках.

Оптимальное расположение г. Новосибирска на пересечении важнейших транспортных коммуникаций Сибири является весомой предпосылкой превращения города в центр рыночной инфраструктуры Сибири, центр комплексного обслуживания грузопотоков в соответствии с концепцией развития Новосибирского мультимодального транспортного узла. Именно поэтому транспортная отрасль бизнеса является очень прибыльной в регионе. Таким образом, экономико-географические факторы положительно влияют на деятельность ОАО «СибТранс».

5.3 Анализ политических факторов

Транспорт, наряду с другими инфраструктурными отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических и других целей.

Выбор России в пользу рыночной экономики, сделанный в начале 90-х годов, и начавшиеся реформы существенно изменили условия работы транспорта и характер спроса на транспортные услуги.

В первое десятилетие реформ на транспорте были проведены базовые структурные и институциональные преобразования. Осуществлены первоначальная приватизация, переход от прямого административного управления к государственному регулированию субъектов рынка, в основном создана правовая база транспортной деятельности в новых социально-экономических условиях. Россия стала одним из активных участников международной интеграции и субъектом глобальных экономических процессов.

Сегодня в сложившихся экономических условиях необходимо уточнение приоритетов развития транспортной системы и задач государства в области развития транспорта. С этой целью Правительство РФ разработало транспортную стратегию, которая:

-       определяет направления развития транспортной системы, основные задачи, формы и содержание деятельности государства в транспортной сфере на период до 2025 года;

-       устанавливает единую для транспорта систему приоритетов и определяет направления их реализации на отдельных видах транспорта с учетом их специфики;

-       является основой для выработки решений в сфере государственной транспортной политики, разработки целевых программ в области транспорта и смежных с транспортом отраслях экономики, решения социальных, оборонных и других зависящих от транспорта проблем развития отдельных отраслей, регионов и экономики в целом;

-       рассматривается как база для выработки единого видения современной роли транспорта и перспектив его развития органами исполнительной и законодательной власти различных уровней, бизнесом, пользователями транспортных услуг, всеми слоями

В цели данной программы входит содействие государства в развитии автомобильного транспорта в РФ за счет введения различных налоговых льгот для транспортных предприятий.

Таким образом, воздействие государственной политики на деятельность ОАО «СибТранс» сегодня носит позитивный характер, т.к. государство поддерживает развитие транспортных предприятий.

5.4 Анализ социально-культурной среды, влияние на транспортную отрасль

Уровень жизни населения области ниже, чем во многих сибирских субъектах Федерации. Среднемесячный душевой денежный доход населения области в 1997 г. составил 686,2 тыс. рублей. Ниже этого уровня были доходы у более 60% населения области. Среднемесячная начисленная заработная плата и денежные доходы населения Новосибирской области в период 1994 – 1997 гг. были устойчиво ниже средних по Российской Федерации значений. Сложившиеся в начале 90–х годов межотраслевые соотношения в оплате труда практически не меняются. Выше среднего уровня заработная плата в сфере рыночных услуг (кредитование, финансы и страхование), на транспорте и в связи, в аппарате органов управления, в строительстве. В составе отраслей промышленности самая высокая среднемесячная заработная плата в электроэнергетике.

Социальная инфраструктура. Несмотря на то, что показатели обеспеченности населения Новосибирской области жильем ниже среднероссийских, жилищное строительство — одна из немногих сфер деятельности, где в период 1991 – 1997 гг. наблюдался рост. В 1997 г. жилой фонд Новосибирской области превышал показатель 1991 г. на 21%. При этом несколько улучшилось благоустройство жилья в городской местности и заметно ухудшилось в сельской. В период реформ жилье было приватизировано. По состоянию на конец 1997 г. доля государственного жилого фонда равна 10,8%, находящегося в муниципальной собственности — 25,3%, в частной — 55,2%.[14]

Основные показатели, характеризующие уровень развития здравоохранения в области выше средних значений по Российской Федерации. В рассматриваемый период выросла численность врачей и среднего медицинского персонала в расчете на 10 000 населения. Несколько сократилось число больничных учреждений и больничных коек. При этом выросло число врачебных учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь населению, а также мощность амбулаторно-поликлинических учреждений (показатель посещений в смену на 10000 населения).

Сфера образования. Высшая и средняя профессиональная школы Новосибирска готовят специалистов для всех территорий Сибири и Дальнего Востока. В области расположено 15 высших и 55 средних специальных учебных заведений. Численность студентов в Вузах постоянно увеличивается, численность учащихся средних специальных учебных заведений несколько сократилась в первые годы реформ, затем вновь стала возрастать. В 1992-1993 учебном году в Вузах Новосибирска обучалось 14,4 тыс. студентов, а в 2001-02 годах — 20,8 тыс. студентов. Это свидетельствует об устойчивости системы воспроизводства высококвалифицированной рабочей силы на территории Новосибирской области.

В целом, по социально-культурным показателям жизни Новосибирская область стоит на достаточно высоком уровне, что говорит о развитии региона, а значит и привлечении дополнительных инвестиций в область, что тесно связано с транспортной системой области.

Таким образом, ОАО «СибТранс» только выигрывает оттого, что в Новосибирской области наблюдается рост социально-культурных показателей жизни. Это в перспективе создает дополнительный спрос на услуги предприятия.

А в завершение анализа определим, какое воздействие (благоприятное или же нет) оказывает сложившаяся ситуация во внешней среде на деятельность ОАО «СибТранс». Осуществим это, применив метод составления профиля среды (см. Приложение 3.).

Общая сумма баллов составляет +11, что говорит об общем благоприятном влиянии внешней среды (этот показатель носит субъективный характер и дает только поверхностную оценку), но все же этот показатель невелик и результаты функционирования ОАО «СибТранс» в большей степени зависят от правильно принятых стратегических решений, а это можно сделать только проанализировав внешнюю среду.


Заключение

В результате проделанной работы была проанализирована внешняя среда транспортного предприятия ОАО «СибТранс».

При достижении данной цели были решены следующие задачи:

-       Дана общую характеристику транспортной отрасли Новосибирской области и предприятия ОАО «СибТранс»;

-       Раскрыта сущность анализа внешней среды предприятия;

-       Проанализирована среда прямого воздействия на предприятии;

-       Рассмотрена среда косвенного воздействия.

В целом, внешняя среда имеет важное значение для всех без исключения организаций. В целях выживания и развития в условиях чрезвычайно динамичной и неопределенной внешней среды организациям необходимо приспосабливаться к изменениям, а также самим активно формировать свое будущее. Поэтому определяющее значение в рыночных условиях играет стратегическое управление, информационной основой которого является анализ макро- и микроокружения организации.

Сегодня практически все основные функциональные подразделения транспортных предприятий имеют определенное представление о внешней среде. Однако процедуры сбора, анализа и передачи информации о ней осуществляется в большинстве случаев нецеленаправленно, спонтанно и случайно, поэтому она не дает целостного представления о внешней среде и ее влиянии на результаты деятельности предприятия.

В силу вышесказанного можно сделать вывод, что единственно правильным вариантом поведения современного предприятия для достижения эффективного долгосрочного функционирования и успешного развития является уделение повышенного внимание осуществлению анализа вешней среды. А для этого необходима разработка и осуществление комплексного анализа с учетом индивидуальных особенностей предприятия при соответствующим кадровом, финансовым и техническом обеспечении.


Список литературы

1.           Виханский О.С. – Стратегическое управление, - М.: Гардарика, 1999.

2.           Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник, 2-е изд. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995.

3.           Голубков Е. П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. – М.: Дело, 1995.

4.           Гончаров В.В. - Руководство для высшего управленческого персонала: В поисках совершенства управления. - МНИИПУ, 1997.

5.           Дурович А.П. - Маркетинг в предпринимательской деятельности. - Минск, 1997.

6.           Кричевский А.И. Исследование систем управления: курс лекций. – Новосибирск: СибАГС, 1999.

7.           Хоскинг А. Среда предпринимательства. Курс предпринимательства. - М.: Интер, 2000.

8.           Экономика предприятий / Под ред. Волкова П.Н., Акуленко Н.В., Елизарова С.Н. и др. –  М.: Инфра-М, 1998.

9.           Менеджмент. Учебник. Издание 2-е, переработанное и дополненное. Под редакцией к.э.н., А.С. Булатова. – М.: Экономика, 1997.

10.      Евдокимов Н.С. Анализ внешней среды на транспортных предприятиях // Проблемы теории и практики управления. – 2001. - №1 – С. 62-70.

11.      Евдокимов Н.С. Транспортные предприятия Новосибирской области // Проблемы теории и практики управления. – 2001. - №3 – С. 30-42.





 
Приложения

 


[1]

[2] Евдокимов Н.С. Анализ внешней среды на транспортных предприятиях // Проблемы теории и практики управления. – 2001. - №1 – С. 62-70.

[3] Виханский О.С. – Стратегическое управление, - М.: Гардарика, 1999. – с. 116.

[4] Хоскинг А. Среда предпринимательства. Курс предпринимательства. - М.: Интер, 2000. – с. 214.

[5] Кричевский А.И. Исследование систем управления: курс лекций. – Новосибирск: СибАГС, 1999. – с. 97.

[6] Менеджмент. Учебник. Издание 2-е, переработанное и дополненное. Под редакцией к.э.н., А.С. Булатова. – М.: Экономика, 1997. – с. 341.

[7] Ладанов И. Д. Практический менеджмент: В 3-х частях ч. 2. – М.: КПФ Ника, 1999. – с. 141.

[8] Менеджмент. Учебник. Издание 2-е, переработанное и дополненное. Под редакцией к.э.н., А.С. Булатова. – М.: Экономика, 1997. – с. 333.

[9] Экономика предприятий / Под ред. Волкова П.Н., Акуленко Н.В., Елизарова С.Н. и др. –  М.: Инфра-М, 1998. – с. 410.

[10] Менеджмент. Учебник. Издание 2-е, переработанное и дополненное. Под редакцией к.э.н., А.С. Булатова. – М.: Экономика, 1997. – с. 336.

[11] Евдокимов Н.С. Анализ внешней среды на транспортных предприятиях // Проблемы теории и практики управления. – 2001. - №1 – С. 62-70.

[12] Евдокимов Н.С. Анализ внешней среды на транспортных предприятиях // Проблемы теории и практики управления. – 2001. - №1 – С. 62-70.

[13] Евдокимов Н.С. Транспортные предприятия Новосибирской области // Проблемы теории и практики управления. – 2001. - №3 – С. 30-42.

[14] Евдокимов Н.С. Транспортные предприятия Новосибирской области // Проблемы теории и практики управления. – 2001. - №3 – С. 30-42.