Анализ состояния учета затрат и калькулирования себестоимости продукции
2.1. Краткая характеристика ООО «СибАрс»
Общество с ограниченной ответственностью «СибАрс» является производственным предприятием.
ООО «СибАрс» находится в г. Новосибирске. Осуществляет свою деятельность с ноября 2003г. Структурных подразделений не имеет. В уставных и (или) складочных капиталах других организаций не участвует.
ООО «СибАрс» является юридическим лицом со всеми вытекающими отсюда последствиями: обладает правом юридического лица, имеет расчетный счет в банке «Акцепт», печать со своим наименованием, бланки.
Учредителем фирмы является одно физическое лицо.
ООО «СибАрс» создана и осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством и на основании Устава.
Согласно Устава ООО «СибАрс»:
- основным видом деятельности является производство хлебобулочных изделий;
- наряду с основным видом деятельности фирма изучает конъюнктуры рынка, решает вопросы развития форм внешнеэкономической деятельности с целью извлечения дополнительной прибыли.
- осуществляет торгово-закупочную деятельности, в т.ч. оптовую, розничную торговлю; проводит операции, связанные с инвестированием средств, полученных от прибыли, в ценные бумаги, депозиты, применением в хозяйственном обороте долговых обязательств и других ценных бумаг, эмитируемых государством и другими организациями.
- организует хозяйственную, информационную деятельность, маркетинговые исследования с целью изучения рынка и получения дополнительной прибыли, посреднические услуги.
Целями деятельности предприятия являются расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли.
Имущество образуется за счет вкладов в уставной капитал, а также за счет иных источников, предусмотренных действующим законодательством.
ООО «СибАрс» осуществляет учет результатов работ, ведет оперативный, бухгалтерский и статистический учет по нормам, действующим в Российской Федерации.
Исполнительным органом является директор, избранный общим собранием, он же осуществляет организацию документооборота.
Общество самостоятельно планирует свою производственно-хозяйственную деятельность, а также социальное развитие коллектива. Основу планов составляют договоры, заключаемые с потребителями продукции и услуг, а также поставщиками материально-технических и иных ресурсов.
Реализация продукции, выполнение работ и предоставление услуг осуществляются по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно. [1]
Принятие и реализация управленческих решений связаны с внутренней средой, в которой функционирует предприятие. Однако все эти решения принимаются под влиянием внешних по отношению к предприятию сил.
Внешняя среда предприятия включает: потребителей, поставщиков, конкурентов, торговых посредников, инвесторов, рабочую силу, банки и налоговые службы, органы областного и местного самоуправления, структуры федерального уровня.
Наиболее значимыми компонентами внешней среды предприятия (на микроуровне) являются поставщики, потребители, конкуренты, банки.
Потребители.
Каждому предприятию очень важно тщательно изучать своих клиентов. Предприятие «Компания Альянс» может выступать на следующих рынках:
- потребительский рынок – производство и продажа розничной сети хлебобулочных изделий для последующий продажи;
- рынок промежуточных продавцов – организации приобретающие товары и услуги для последующей перепродажи их с выгодой для себя;
- рынок конечных потребителей – организации, приобретающие товар для использования в своей деятельности (т.е. юридические лица).
Также компания может работать на любом другом рынке и заниматься любой другой деятельностью, не запрещенной законом. Однако в настоящий момент основной деятельностью фирмы является производство хлебобулочных изделий. Данные товары относятся к числу товаров первой необходимости.
Потребители рассчитывают на приобретение товаров и услуг в соответствии с потребностями по качеству, ценам, сервису.
На поведение потребителей влияют различные факторы, прежде всего факторы внешней среды (повышение цен, предъявление требований к качеству продукции и др.). Важное значение для розничной торговли приобретают факторы индивидуальных различий потребителей: доходы, мотивация, уровень количественных потребностей в товаре и др.
ООО «СибАрс» является молодой компанией, неизвестной потребителю. А потому должно бороться за «своих» потребителей высоким качеством продукции и доступным уровнем цен.
Поставщики
Поставщики участвуют в процессе материально-технического обеспечения деятельности предприятия. Серьезными аспектами конкуренции со стороны поставщиков могут быть цены на материальные ресурсы, договорные условия.
Основными поставщиками ООО «СибАрс» являются поставщики мукомольной продукции, а также других ингредиентов для производства хлебобулочных изделий, то есть поставщики продовольственных товаров. Наилучшим вариантом работы считается работа непосредственно с производителем данной продукции. Однако данный вариант не всегда выгоден производителям – производители предпочитают работать с крупными покупателями или не выгоден продавцу в связи с отдаленностью продавца. Транспортные издержки оказываются слишком высоки. Поэтому выгоднее приобретать сырье у посредников.
Конкуренты
В рыночной экономике фирмы действуют в условиях конкуренции. Цель конкурентов на рынке – чтобы покупатель купил их товар или услугу.
Факторами успеха ООО «СибАрс» являются:
1. жесткий контроль за качеством продукции;
2. ценовая конкурентоспособность;
3. качественный персонал и высокий уровень сервиса.
Конкуренция на данном рынке довольно высока, потому фирме необходимо поддерживать свой престиж неизменным качеством производимой продукции.
2.2. Организация бухгалтерского учета в ООО «СибАрс»
Отражение фактов хозяйственной деятельности производится с использованием принципа временной определенности, который подразумевает, что факты хозяйственной деятельности относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.
Бухгалтерский учет в 2004 году ведется с применением Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденному Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 года № 94н.
Бухгалтерский учет в 2004 году ведется с использованием специализированной бухгалтерской компьютерной программы «1С». Ведением бухгалтерского учета занимаются главный бухгалтера и его помощник.
Аналитические и синтетические регистры бухгалтерского учета оформляются автоматизировано и распечатываются не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Денежные средства выдаются под отчет на командировочные, представительские, общехозяйственные и иные цели на срок до 10 дней.
Должностные лица на выдачу денег под отчет на командировочные и представительские расходы устанавливаются в распоряжении руководителя организации.
Денежные средства, выдаваемые под отчет на командировочные и представительские цели, должны соответствовать обоснованному расчету (но не более установленных законодательством норм и нормативов).
Срок отчетности:
- по командировочным расходам 2 дня после прибытия подотчетного лица,
- по представительским, общехозяйственным и иным расходам 2 дня по истечении срока их расходования (10 дней).
Подтверждающими расходы документами признаются кассовые чеки, товарные чеки, торгово-закупочные накладные, расходные накладные, накладные, квитанции к расходным кассовым ордерам, проездные документы, протоколы о намерениях, соглашения, договоры, контракты и иные документы, в том числе перечисленные в распоряжении руководителя и отвечающие требованиям ст.9 Федерального закона РФ «О бухгалтерском учете».
При оценке статей бухгалтерской отчетности обеспечивается соблюдение допущений и требований, предусмотренных Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия», утвержденным приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 года № 60н.
В ООО «СибАрс» используются следующие первичные документы:
1. По учету труда и его оплаты
1.1. По учету личного состава
Приказ (распоряжение) о приеме на работу (форма № Т-1)
Применяется для учета вновь принятых на работу. Заполняется в одном экземпляре работником отдела кадров на всех работников, за исключением назначаемых вышестоящим органом. Завизированный начальником отдела кадров или лицом, ответственным за прием, проект приказа (распоряжения) является в необходимых случаях направлением на переговоры и пропуском в структурное подразделение для ознакомления с условиями работы.
Начальник (мастер) структурного подразделения дает заключение о возможности приема: на оборотной стороне проекта приказа (распоряжения) указывается, в качестве кого может быть принят на работу нанимающийся, по какому разряду или с каким окладом и продолжительность испытательного срока.
Согласие работника с условиями работы, результаты переговоров, медицинского осмотра, отметки о прохождении инструктажа по технике безопасности, противопожарному минимуму и другие отметки проставляют на оборотной стороне формы.
Проект приказа (распоряжения) о приеме на работу работника, которому устанавливают тарифную ставку, оклад, визируется в соответствующей службе организации для подтверждения вакантной должности и устанавливаемого оклада, тарифной ставки. Подписанный руководителем организации приказ (распоряжение) объявляется работнику под расписку.
Работник отдела кадров на основании приказа (распоряжения) о приеме на работу заполняет личную карточку, делает отметку о зачислении на работу в трудовой книжке, а бухгалтерия открывает лицевой счет или соответствующий ему документ.
Личная карточка (форма № Т-2)
Личная карточка заполняется на работников всех категорий в одном экземпляре на основании соответствующих документов, паспорта, военного билета, трудовой книжки (для совместителей - копии трудовой книжки, заверенной в установленном порядке), диплома (свидетельства, удостоверения) об окончании образовательного учреждения и других документов, а также на основании опроса работника.
Коды профессии и специальности указываются соответственно по общероссийским классификаторам профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) и специальностей по образованию (ОКСО).
Все последующие изменения данных о работнике (образование, перемена места жительства и др.) отражаются в личной карточке.
Свободные строки могут при необходимости заполняться данными по усмотрению организаций.
После заполнения раздела «Общие сведения» лицо, оформляемое на работу, подписывает личную карточку и проставляет дату заполнения.
Свободные строки в п. 6 (6.3, 6.4) раздела I предназначены для названия и даты окончания второго образовательного учреждения высшего или среднего профессионального образования.
При заполнении пункта 12 раздела I организации необходимо именовать так, как они назывались в свое время, военную службу записывать с указанием должности.
В разделе III с каждой записью, вносимой на основании приказа (распоряжения) о приеме на работу и переводах на другую постоянную работу, администрация обязана ознакомить работника под расписку в графе 11.
В разделе личной карточки «Дополнительные сведения» для полноты учета лиц, обучающихся в очно-заочных (вечерних), заочных, экстернатных отделениях учреждений высшего и среднего профессионального образования, следует проставлять даты поступления в образовательное учреждение и его окончания. Личные карточки таких работников рекомендуется хранить отдельно до окончания ими образовательных учреждений.
В том же разделе следует записывать и другие данные о работнике. Например, данные о работающих инвалидах: на основании справки ВТЭК записывается группа инвалидности и дата ее установления (изменения), причина инвалидности, заключение ВТЭК об условиях и характере труда, а также можно записывать другие данные, необходимые для учета. Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска (форма № Т-6) применяется для оформления ежегодного и других видов отпусков, предоставляемых работникам в соответствии с КЗоТ, действующими законодательными актами и положениями, коллективными договорами и графиками отпусков.
Подписывается начальником (мастером) структурного подразделения и руководителем организации.
На основании приказа (распоряжения) о предоставлении отпуска отдел кадров делает отметки в личной карточке работника, а бухгалтерия производит расчет заработной платы, причитающейся за отпуск. При предоставлении отпуска без оплаты рядом с указанием о количестве дней отпуска указывается «без оплаты».
В разделе «Начислено» в графе 1 в пустых строках указываются месяцы, по которым начислена заработная плата.
Приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора (контракта) (форма № Т-8)
Применяется при оформлении увольнения работников. Заполняется работником отдела кадров на всех работников, за исключением увольняемых вышестоящим органом. Подписывается начальником (мастером) структурного подразделения и руководителем организации.
В разделе «Справка о несданных имущественно - материальных и других ценностях» делаются отметки о несданных ценностях, числящихся за работником.
На основании приказа (распоряжения) о прекращении трудового договора (контракта) бухгалтерия производит расчет с работником.
1.2. По учету использования рабочего времени и расчетов
с персоналом по оплате труда
Табель учета использования рабочего времени (форма № Т-13)
Применяются для учета использования рабочего времени всех категорий служащих, для контроля за соблюдением рабочими и служащими установленного режима рабочего времени, для получения данных об отработанном времени, расчета заработной платы, а также для составления статистической отчетности по труду.
Составляются в одном экземпляре уполномоченным на это лицом, после соответствующего оформления передаются в бухгалтерию.
Отметки в табеле о причинах неявок на работу или о работе в режиме неполного рабочего дня, о работе в сверхурочное время и других отступлениях от нормальных условий работы должны быть сделаны только на основании документов, оформленных надлежащим образом (листок нетрудоспособности, справки о выполнении государственных или общественных обязанностей и т.п.).
Для отражения использования рабочего времени за каждый день в табеле (форма № Т-13, графа 3) отведено две строки - одна строка для отметок условных обозначений видов затрат рабочего времени, а другая строка - для записи количества часов по ним.
Учет использования рабочего времени осуществляется в табеле методом сплошной регистрации явок и неявок на работу либо путем регистрации только отклонений (неявок, опозданий и т.д.).
Форма № Т-13 «Табель учета использования рабочего времени» применяется в условиях автоматизированной обработки данных. Бланки табеля по форме № Т-13 с частично заполненными реквизитами могут быть созданы с помощью средств вычислительной техники. К таким реквизитам относятся: структурное подразделение, цех (отдел), бригада, фамилия, имя, отчество, профессия (должность), табельный номер и т.д., то есть данные, содержащиеся в справочниках условно - постоянной информации.
В этом случае форма табеля изменяется в соответствии с принятой технологией обработки данных. Такая форма должна обеспечить возможность отражать в ней учет использования рабочего времени.
Расчетно-платежная ведомость (форма № Т-49)
Применяется для расчета и выплаты заработной платы всем категориям работающих.
Рекомендована для средних и малых организаций. При составлении этой формы допускается не заполнять другие расчетные и платежные ведомости.
Составляется в одном экземпляре в бухгалтерии.
Начисление заработной платы производится на основании данных первичных документов по учету выработки, фактически отработанного времени, листков на доплату и других документов. Одновременно производится расчет всех удержаний из суммы заработной платы и определяется сумма, подлежащая к выплате.
В графах раздела «Льготы» проставляются установленные законодательством суммы вычетов из доходов, не подлежащих налогообложению.
Графа «Категория персонала» заполняется в тех организациях, в отчете по труду которых предусмотрено разделение работников по категориям.
Платежная ведомость (форма № Т-53)
Применяется для учета выплат заработной платы.
На титульном листе формы указывается общая сумма выплаченной и депонированной заработной платы. При необходимости в графе «Примечание» указывается номер предъявленного документа. При заполнении платежной ведомости после последней записи необходимо заполнить итоговую строку. Итоговые строки могут быть заполнены в конце каждой страницы.
При составлении документа с помощью средств вычислительной техники платежная ведомость может печататься без строк.
2. По учету основных средств и нематериальных активов
Акт (накладная) приемки - передачи основных средств (форма № ОС-1)
Применяется для зачисления в состав основных средств отдельных объектов, поступивших путем:
- приобретения за плату у других организаций;
- строительства хозяйственным или подрядным способом;
- получения от других организаций и лиц в безвозмездное пользование;
- внесения учредителями в счет их вкладов в уставный капитал;
- получения в хозяйственное ведение или оперативное управление;
- взятия в аренду с последующим выкупом;
- поступления по акту дарения;
- передачи в совместную деятельность и доверительное управление;
- передачи в обмен на другое имущество и другими способами, не противоречащими действующему законодательству.
Документ применяется для учета ввода объектов в эксплуатацию, за исключением тех случаев, когда ввод объектов в действие должен в соответствии с действующим законодательством оформляться в особом порядке, для оформления внутреннего перемещения основных средств из одного структурного подразделения организации в другое, для оформления передачи основных средств со склада (из запаса) в эксплуатацию, а также для исключения из состава основных средств при передаче, продаже другой организации.
При оформлении приемки основных средств акт (накладная) составляется в одном экземпляре на каждый отдельный объект членами приемочной комиссии, назначенной распоряжением (приказом) руководителя организации. Составление общего акта, оформляющего приемку нескольких объектов основных средств, допускается лишь при учете производственного и хозяйственного инвентаря, инструмента, оборудования и т.п., если эти объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты в одном календарном месяце. Акт (накладная) после его оформления с приложенной технической документацией, относящейся к данному объекту, передается в бухгалтерию организации, подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем организации или лицом, на это уполномоченным.
При оформлении внутреннего перемещения основных средств акт (накладная) выписывается в двух экземплярах работником структурного подразделения организации - сдатчика. Первый экземпляр с распиской получателя и сдатчика передается в бухгалтерию, второй - структурному подразделению организации - сдатчика.
Выбытие основных средств в результате продажи или передачи сторонним организациям оформляется актом (накладной), на основании данных которого в бухгалтерии организации делается соответствующая запись в инвентарной карточке учета основных средств (форма № ОС-6).
Износ объекта определяется по методике Госкомстата России.
Акт приемки - сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (форма № ОС-3)
Применяется для оформления приемки - сдачи основных средств из ремонта, реконструкции и модернизации.
Акт, подписанный работником структурного подразделения организации, уполномоченным на приемку основных средств, и представителем организации, производившего ремонт, реконструкцию и модернизацию, сдают в бухгалтерию организации.
Акт подписывается главным бухгалтером (бухгалтером) и утверждается руководителем организации или лицом, на это уполномоченным. В технический паспорт соответствующего объекта основных средств должны быть внесены необходимые изменения в характеристику объекта, связанные с капитальным ремонтом, реконструкцией и модернизацией.
Если ремонт, реконструкцию и модернизацию выполняет сторонняя организация, акт составляют в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, второй экземпляр передают организации, проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию.
Акт на списание основных средств (форма № ОС-4)
Применяется для оформления полного или частичного списания основных средств (кроме автотранспортных средств).
Акт составляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии, утверждается руководителем организации или лицом, на это уполномоченным.
Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй - остается у лица, ответственного за сохранность основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации оставшихся в результате списания запчастей, материалов, металлолома и т.п.
Затраты по списанию, а также стоимость поступивших материальных ценностей после сноса и разборки зданий, сооружений, демонтажа оборудования и т.п. отражаются в разделе «Справка о затратах, связанных со списанием основных средств, и о поступлении материальных ценностей от их списания».
Инвентарная карточка учета основных средств (форма № ОС-6)
Применяется для учета всех видов основных средств, а также для группового учета однотипных объектов основных средств, поступивших в эксплуатацию в одном календарном месяце и имеющих одно и то же производственно - хозяйственное назначение, техническую характеристику и стоимость.
Инвентарная карточка ведется в бухгалтерии на каждый объект или группу объектов. В случае группового учета карточка заполняется путем позиционных записей отдельных объектов основных средств.
Форма заполняется в одном экземпляре на основании документов на зачисление объекта, его перемещения, дооборудования, реконструкции, модернизации, по капитальному ремонту и списанию.
В разделе «Краткая индивидуальная характеристика объекта» записываются только основные качественные и количественные показатели основного объекта, а также относящиеся к нему важнейшие пристройки, приспособления и принадлежности, ограничиваясь двумя - тремя наиболее важными для данного объекта качественными показателями, исключая дублирование данных имеющейся в организации технической документации на данный объект.
Краткую индивидуальную характеристику в случае группового учета основных средств дают не по каждому объекту отдельно, а в целом по всей группе объектов, учитываемых в инвентарной карточке. При значительном изменении качественных и количественных показателей в характеристике объекта в результате реконструкции (модернизации), достройки и дооборудования прежнюю инвентарную карточку в случае невозможности отразить в ней все показатели, характеризующие реконструированный (модернизированный, дооборудованный, достроенный) объект в целом, заменяют новой. Старю инвентарную карточку сохраняют как справочный документ.
3. По учету материалов
Доверенность (формы № М-2)
Применяются для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению.
Доверенность в одном экземпляре оформляет бухгалтерия организации и выдает под расписку получателю.
Выдачу этих доверенностей регистрируют в заранее пронумерованном и прошнурованном журнале учета выданных доверенностей.
Выдача доверенностей лицам, не работающим в организации, не допускается. Доверенность должна быть полностью заполнена и иметь образец подписи лица, на имя которого выписана. Срок выдачи - как правило, 15 дней. Доверенность на получение товарно-материальных ценностей в порядке плановых платежей может быть выдана на календарный месяц.
Приходный ордер (форма № М-4)
Применяется для учета материалов, поступающих от поставщиков или из переработки. Приходный ордер в одном экземпляре составляет материально ответственное лицо в день поступления ценностей на склад.
Приходный ордер должен выписываться на фактически принятое количество ценностей.
Графа «Номер паспорта» заполняется при оформлении хозяйственных операций по материальным ценностям, содержащим драгоценные металлы и камни.
Акт о приемке материалов (форма № М-7)
Применяется для оформления приемки материальных ценностей, имеющих количественное и качественное расхождение, а также расхождение по ассортименту с данными сопроводительных документов поставщика; составляется также при приемке материалов, поступивших без документов; является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику, отправителю.
Необходимые дополнительные данные, не выделенные в форме отдельными строками, записываются в разделе «Другие данные».
Акт в двух экземплярах составляется членами приемной комиссии с обязательным участием материально ответственного лица и представителя отправителя (поставщика) или представителя незаинтересованной организации.
После приемки ценностей акты с приложением документов (транспортных накладных и т.д.) передают: один экземпляр - в бухгалтерию организации для учета движения материальных ценностей, другой - отделу снабжения или бухгалтерии для направления претензионного письма поставщику. Графа «Номер паспорта» заполняется только в случаях обнаружения расхождений при оформлении хозяйственных операций по поступлению материальных ценностей, содержащих драгоценные металлы и камни.
Накладная на отпуск материалов на сторону (форма № М-15)
Применяется для учета отпуска материальных ценностей хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории, или сторонним организациям, на основании договоров и других документов.
Накладную выписывает работник структурного подразделения в двух экземплярах на основании договоров (контрактов), нарядов и других соответствующих документов и предъявлении получателем доверенности на получение ценностей, заполненной в установленном порядке.
Первый экземпляр передают складу как основание для отпуска материалов, второй - получателю материалов.
Карточка учета материалов (форма № М-17)
Применяется для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду и размеру; заполняется на каждый номенклатурный номер материала и ведется материально ответственным лицом (кладовщиком, заведующим складом). Записи в карточке ведут на основании первичных приходно-расходных документов в день совершения операции. [2]
2.3. Учет затрат и калькулирование себестоимости в ООО «СибАрс»
«Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию»[3].
Затраты – это издержки живого и овеществленного труда на производство продукции и ее реализацию, выраженные в денежной форме.
Классификация затрат:
1. по месту возникновения:
1.1. по видам деятельности
1.2. по структурным подразделениям
2. по видам расходов:
2.1. элементы затрат показывают, что было израсходовано в организации. Номенклатура элементов одинакова для всех.
2.2. по статьям расходов (калькуляции). Это отраслевой признак, который показывает направление расхода.
3. по экономической роли в процессе производства:
3.1. основные – непосредственно связаны с изготовлением продукции и вытекает из технологии производства.
3.2. накладные расходы – связанные с обслуживанием производства и управления им.
4. по способу включения в себестоимость продукции:
4.1. прямые – расходы, связанные с производством конкретного вида продукции, они включаются в себестоимость по первичным документам
4.2. косвенные – связаны с производством нескольких видов продукции и включаются в себестоимость на основании распределения пропорционально выручке от реализации продукции (работ, услуг), товаров.
5. по отношению к объему производства:
5.1. условно переменные – размер которых меняется почти пропорционально объему производства.
5.2. условно постоянные – размер которых почти не зависит от объема производства.
6. по отношению к периоду:
6.1. отложенные затраты – расходы, фактически осуществленные в данном периоде, но не признанные, т.к. относятся к последующим периодам
6.2. зарезервированные затраты – расходы, которые фактически не произведены, но уже включены в себестоимость.
7. по участию в процессе производства:
7.1. производственные – связаны с изготовлением продукции и формированием ее производственной себестоимости;
7.2. расходы на продажу (коммерческие) – связаны с продажей продукции, возникают в сфере обращения и формируют полную себестоимость продукции;
8. по эффективности:
8.1. производительные – вытекают из нормальной технологии и организации производства;
8.2. непроизводительные – связаны с браком и простоями.[4]
1. Материальные затраты включают:
1.1. расход материалов по фактической себестоимости заготовления Д20К10 – включена учетная стоимость сырья и материалов в себестоимость
Д20К16 – списаны отклонения от учетных стоимости на себестоимость
1.2. себестоимость продукции уменьшается на возвратные отходы Д10К20 – по цене возможного использования
1.3. недостачи и потери в пределах норм естественной убыли списываются на себестоимость Д20К94
1.4. расходы энергии всех видов – Д20К60,76,79
1.5. стоимость основных средств до 10000 р. списывается на себестоимость.
2. затраты на оплату труда:
2.1. суммы, начисленные в соответствии с принятым в организации формами и системами оплаты труда;
2.2. начисления стимулирующего характера;
2.3. начисления компенсирующего характера;
2.4. дополнительная заработная плата;
2.5. вознаграждения за выслугу лет по законодательству;
2.6. надбавки по районному коэффициенту;
2.7. оплата труда работников, не состоящих в штате Д20К70
2.8. Расходы, осуществляющиеся в соответствии с договорами, заключенными со страховыми компаниями, имеющими лицензии. Организации могут осуществлять долгосрочное страхование жизни, пенсионное страхование, при этом пенсия должна назначаться на общих основаниях (норма – 12% от расходов на оплату труда), добровольное медицинское страхование (не менее года, норма – 3% от расходов на оплату труда), страхование на случай смерти или потери трудоспособности при выполнении трудовых обязанностей (норма – 10000 рублей но человека). Д97К76.1 – начислен страховой взнос; Д20К97 – включена часть страхового взноса относящаяся на данный период в себестоимость продукции.
3. отчисления на социальные нужды – Д20К69.1,2,3
4. амортизация – Д20К02
5. прочие затраты:
5.1. расходы на ремонт основных средств;
5.2. расходы на обязательное и добровольное страхование имущества и гражданских рисков;
5.3. суммы налогов и сборов;
5.4. оплата услуг по охране имущества, пожарной охране, обслуживанию пожарно-охранной сигнализации, содержание собственной службы безопасности;
5.5. арендные платежи;
5.6. компенсация за использование личного автотранспорта в служебных целях;
5.7. оплата юридических, информационных и консультационных услуг;
5.8. нотариальные расходы;
5.9. расходы на услуги связи, включая информационные системы;
5.10. расходы на приобретение программ;
5.11. расходы на рекламу (реклама в средствах массовой информации, наружная, участие в ярмарках, оформление витрин, и прочее) – норма 1% выручки от продаж.[5]
Для учета затрат в ООО «СибАрс» используют следующие счета:
1. калькуляционные
Счет 20 «Основное производство»
Используют для учета затрат по обычным видам деятельности, который дают основной выпуск товарной продукции. При исчислении себестоимости продукции затраты на выпуск продукции корректируют на остатки незавершенного производства. Остатки незавершенного производства определяют по данным инвентаризации остатков или по данным оперативного учета движения материалов, незаконченного обработкой.
Остатки незавершенного производства оценивают по УП оценивают условно по нормативной себестоимости.
Счет 28 «Брак в производстве»
Браком считается продукция, которая не соответствует требованиям законодательства или договора, или требующий доработки. В зависимости от характера дефектов различают исправимый и неисправимый брак.
Исправимым считается брак, дефекты которого технически исправимы, а затраты на исправление экономически целесообразны.
К моменту обнаружения различают:
- внутренний брак, обнаруженный в организации;
- внешний брак, обнаруженный покупателем.
Все потери от брака учитываются на счете 28, где собираются все затраты на исправление:
Д28К10,70,69…76
Д28К20 – неисправленный брак, обнаруженный в производстве.
Д28К43 – неисправленный брак, обнаруженный в готовой продукции
Если обнаружен внешний неисправимый брак, то сторнируют все записи на продажу
|
Д28К43 – отражена себестоимость брака
Д62К76.2 – отражена задолженность перед покупателем по претензиям за брак.
Если внешний брак обнаружен в продажах прошлых лет, то он рассматривается как убытки прошлых лет.
Д91К76.2 – претензия за брак прошлых лет
По кредиту счета 28 отражаются суммы в уменьшение потерь от брака.
Д10К28 – полезные остатки от разборки бракованной продукции
Д73.2К28 – суммы к удержанию с работников, виновных в браке
Д76.2К28 – суммы, подлежащие возмещению виновными организациями
Сальдо счета 28 показывает окончательные потери от брака, которые списываются в себестоимость продукции:
Д20К28
2. собирательно-распределительные:
Счет 26 «Общехозяйственные расходы»
Используется для учета затрат, возникающих по организации в целом
Д26К10,70,69,02…76
По окончании месяца счет 26 закрывается по УП на калькуляционные счета Д20, 44К26
Выпуск готовой продукции оценивают по нормативной себестоимости. Учет выпуска готовой продукции отражается с использованием счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».
Д43К40 – отражен выпуск продукции в условной оценке в течение месяца,
Д40К20 – отражен выпуск продукции по фактической себестоимости выпуска.
Счет 40 полностью закрывается на продажу
|
Объекты основных средств стоимостью до 10000 рублей за единицу, а также приобретенные книги, брошюры и т.п. издания списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию.
Затраты по ремонту основных средств включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) отчетного периода.
Затраты по заготовке и доставке товаров до складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, включаются в стоимость приобретения товаров.
Коммерческие и управленческие расходы признаются в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности.
Управленческие расходы, учитываемые по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы», по окончании отчетного периода распределяются между объектами калькулирования и списываются в дебет счета 20 «Основное производство».
Распределение общепроизводственных (косвенных) расходов осуществляется пропорционально выручке от реализации продукции (работ, услуг), товаров.[7]
Организация применяет нормативный метод калькулирования затрата на производство.
Применение нормативного метода учёта затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции требует разработки нормативных калькуляций на основе норм основных затрат, действующих на начало месяца, и квартальных смет расходов по обслуживанию производства и управлению. В организациях, отличающихся относительной стабильностью технологических процессов, нормы затрат изменяются редко, поэтому плановая себестоимость мало отличается от нормативной. В этих организациях вместо нормативных калькуляций можно использовать плановые.
Отклонения фактических затрат от установленных норм по отдельным расходам определяют методом документирования или инвентарным методом.
Текущий учёт затрат по нормам и отклонений от них ведут только по прямым расходам (сырье и материалы, заработная плата). Отклонения по косвенным расходам распределяют между видами продукции по истечении месяца. Аналитический учёт затрат на производство продукции осуществляют в карточках или особого рода оборотных ведомостях, составляемых по отдельным видам или группам продукции. Нормативный метод учёта производственных затрат и калькулирования себестоимости продукции призван выполнять две функции:
- обеспечить оперативный контроль за производственными затратами путем учёта затрат по текущим нормам и отдельно – отклонений от норм и их изменений;
- обеспечить точное калькулирование себестоимости продукции.[8]
Задачей нормативного метода учета затрат на производство являются своевременное предупреждение нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. В основе своей он содержит технически обоснованные расчетные величины затрат рабочего времени, материальных и денежных ресурсов на единицу продукции, работ, услуг. Нормы производственных затрат отражают технический и организационный уровень развития предприятия, влияют на его экономику и на конечный результат деятельности. Отклонения от норм показывают, как соблюдаются технология изготовления продукции, нормы расхода сырья, материалов, затрат труда и т.д. Они делятся на положительные, означающие экономию в затратах, и отрицательные, вызывающие их увеличение.
Расчеты фактической себестоимости осуществляются по следующей формуле:
Фс = Нс ± Он ± Ин,
где Фс — фактическая себестоимость;
Нс — нормативная себестоимость;
Он — отклонения от норм (экономия или перерасход);
Ин — изменения норм (в сторону их увеличения или уменьшения).
Для расчета фактической себестоимости единицы продукции необходимо рассчитать индексы отклонений от норм и изменений норм.
Индекс экономии(%)=(Сумма отклонений от норм или сумма изменений норм)/ (Нормативная себестоимость выпуска)* 100% .
Таким образом, можно определить основные элементы нормативного метода учета затрат производства:
§ составление нормативных калькуляций по изделиям с учетом изменений норм на начало текущего месяца;
§ раздельный учет затрат производства по нормам и отклонениям от норм;
§ учет изменений норм, составление отчетных калькуляций;
§ анализ фактически произведенных затрат, выявление и устранение причин отклонений от норм.
Нормативный метод учета обеспечивает оперативность и возможность предварительного контроля производственных затрат и фактически удовлетворяет все требования и управленческого учета, что говорит о назначении учетной информации и её важности.
Фактическая себестоимость произведенной продукции (оказанных услуг) зачастую корректируется для целей налогообложения.
Во-первых, это связано с нормированием некоторых видов расходов, величина которых для целей налогообложения не должна превышать установленных лимитов.
К таким расходам относятся:
- плата за обучение по договорам с учебными учреждениями для подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров;
- представительские расходы;
- расходы на рекламу;
- затраты на командировки, связанные с производственной деятельностью, включая расходы по оформлению заграничных паспортов;
- затраты на содержание служебного автомобильного транспорта;
- затраты на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей;
- затраты на оплату процентов по кредитам банков (за исключением ссуд, связанных с приобретением основных средств, нематериальных и иных внеоборотных активов);
- затраты на оплату процентов по бюджетным ссудам, кроме ссуд, выданных на инвестиции и конверсионные мероприятия.
Кроме того, в себестоимость продукции для целей налогообложения не включаются, например, суммы амортизационных отчислений, начисленных ускоренным методом, в случае их нецелевого использования.
Во-вторых, имеет место следующий факт. Для целей налогообложения в себестоимость реализованной продукции должны включаться лишь оплаченные расходы.
С точки зрения бухгалтерской затраты включаются в себестоимость (и, следовательно, отражаются в бухгалтерском учете) в соответствии с допущением временной определенности фактов хозяйственной деятельности, т.е. в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.
Таким образом, может возникнуть необходимость в дополнительном аналитическом учете некоторых расходов, включаемых в себестоимость, который позволил бы формировать себестоимость для целей налогообложения с учетом факта оплаты соответствующих расходов[9].
Организациями в ряде случаев не уделяется должного внимания вопросам исчисления себестоимости продукции как объективного показателя, который зависит не от содержания тех или иных нормативных актов, а от состава и размеров учтенных фактических затрат на производство продукции (работ, услуг) исходя из особенностей технологического процесса, структуры производства, местонахождения хозяйствующего субъекта и прочих факторов, влияющих на размер и перечень расходов. Отсутствие полной информации о формировании себестоимости, которая является основой прогнозирования и управления производством, и фактических затратах на производство, являющихся базой для определения продажной цены, объема материально – производственных запасов в целях обеспечения непрерывного процесса производства и т.д., приводит к несвоевременному выявлению непроизводительных расходов, невозможности выработки и реализации мер по их недопущению, определению оптимального объема выпуска продукции и пр. и как результат к снижению эффективности работы хозяйствующего субъекта в целом.[10]
Свободные оптовые и отпускные цены и тарифы на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги устанавливаются предприятиями - изготовителями или другими поставщиками по согласованию с потребителями исходя из конъюнктуры рынка (сложившегося спроса и предложения), качества и потребительских свойств продукции (товаров, услуг).
В свободные отпускные цены включаются налоги и сборы, начисляемые и уплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.
Свободные оптовые и отпускные цены и тарифы определяются на условиях франко-вагон (судно) станция (порт, пристань) отправления или франко-транспортные средства на складе предприятия - поставщика.
По договоренности сторон могут быть приняты другие условия поставки продукции (товаров, услуг).
Учитываемая в свободных оптовых и отпускных ценах и тарифах на продукцию (товары, услуги) себестоимость рассчитывается в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли а также отраслевыми инструкциями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) и другими отраслевыми указаниями по вопросам особенностей затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и товаров.
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) и товаров определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и товаров по свободным отпускным ценам (тарифам) без налогов и сборов, не относящихся на себестоимость и затратами на их производство и реализацию.
Уровень цен на возвратную тару под продукцией, а также порядок расчетов за нее, порядок оплаты расходов по возврату предусматриваются в договорах на поставку продукции (товаров), исходя из качества и оборачиваемости тары, а также спроса и предложения на нее.
С учетом конъюнктуры рынка, а также повышения (снижения) цен на сырье, материалы, других факторов, повлиявших на изменение затрат на производство и реализацию товаров, продукции и услуг, свободные оптовые и отпускные цены (тарифы) на них могут быть изменены предприятием - изготовителем (поставщиком) по согласованию с потребителями.
Изменение свободных цен (тарифов) на продукцию, товары и услуги снабженческо-сбытовыми, заготовительными предприятиями и организациями, оптово-посредническими фирмами, торгово-закупочными предприятиями, предприятиями и организациями оптовой торговли может осуществляться по согласованию с потребителями в зависимости от конъюнктуры рынка без изменения свободной отпускной цены (тарифа) предприятия - изготовителя (цены закупки). При применении в установленном порядке предельных размеров снабженческо-сбытовых надбавок, изменение свободной цены указанными предприятиями осуществляется в пределах этих надбавок.
Свободные розничные цены на товары народного потребления могут изменяться розничным торговым предприятием в зависимости от конъюнктуры рынка за счет изменения размера торговых надбавок (при применении в установленном порядке предельных размеров торговых надбавок изменение цен продавцом производится в пределах этих размеров).
Новые цены регистрируются указанными предприятиями и организациями в реестрах.
Свободные цены на платные услуги населению могут изменяться в связи с изменением конъюнктуры рынка, а также изменением расходов на оказание услуг.
При изменении цен на услуги, а также сырье и материалы, отдельно оплачиваемые сверх цен на услуги, может производиться перерасчет с заказчиками на дату введения новых цен только в случае неполной оплаты заказчиком материалов и услуг при оформлении заказов.
Остатки готовых изделий, изготовленные предприятиями сферы услуг без предварительных заказов, и образцы - модели могут переоцениваться на дату введения новых цен как в части материалов, так и работ по их изготовлению.[11]
Приложение №1
Выписка из учетной политики в части учета затрат и калькулирования себестоимости
9. Объекты основных средств стоимостью не более 10000 рублей за единицу, а также приобретенные книги, брошюры и т.п. издания списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию.
10. Затраты по ремонту основных средств включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) отчетного периода.
13. Товары, приобретенные для продажи в розничной торговле, учитывать по стоимости их приобретения.
14. Затраты по заготовке и доставке товаров до складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, включаются в стоимость приобретения товаров.
15. При продаже (отпуске) товаров их стоимость списывается по средней себестоимости.
16. Коммерческие и управленческие расходы признаются в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности.
17. Незавершенное производство в массовом и серийном производстве отражается в бухгалтерском балансе по нормативной себестоимости.
18. Бухгалтерский учет выпуска готовой продукции (работ, услуг) осуществлять с применением счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг).
19. Готовая продукция отражается в бухгалтерском балансе по нормативной себестоимости.
20. Отгруженные товары, сданные работы и оказанные услуги отражаются в бухгалтерском балансе по нормативной себестоимости.
21. Управленческие расходы, учитываемые по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы», по окончании отчетного периода распределяются между объектами калькулирования и списываются в дебет счета 20 «Основное производство».
22. Распределение общепроизводственных (косвенных) расходов осуществляется пропорционально выручке от реализации продукции (работ, услуг), товаров.
24. В бухгалтерском учете выручка от выполнения работ, оказания услуг, продажи продукции с длительным циклом изготовления признается по завершении выполнения работы, оказания услуги, изготовления продукции в целом.
25. Предприятием в отчетном году не создаются резервы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги.
26. Затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в течение периода, к которому они относятся равномерно.
27. Резервы предстоящих расходов и платежей в 2004 году не создаются.
Приложение №2
Баланс ООО «СибАрс», форма №1 Приложение №3
Отчет о прибылях и убытках ООО «СибАрс», форма №2 Список использованной литературы
- Закон РФ от 21.11.1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»
2. Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н.
3. Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утверждено Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 32н.
4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденный приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н
5. Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утверждено Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н.
6. Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утверждено Приказом Минфина РФ от 09.07.2001 № 44н;
7. Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утверждены Приказом Минфина РФ от 28.06.2000 № 60н
8. Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утверждено Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н.
9. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утверждено Приказом Минфина РФ от 6.07.1999 № 43н.
10. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утверждено Приказом Минфина РФ 09.12.1998 № 60н.
11. Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций утверждена приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н.
12. Приказ об учетной политики ООО «СибАрс»
13. Устав ООО «СибАрс».
14. Методические рекомендации по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги. Утверждены Министерством экономики Российской Федерации 06.12.95 N СИ-484/7-982
15.
Письмо
министерства финансов от 29 апреля
16. «Бухгалтерский учет» И.Н. Богатая, Н.Н. Хахонова, Росто-на-Дону, изд. «Феникс», 2003г 602с.
[1] Устав ООО «СибАрс»
[2] Приказ об Учетной политике ООО «СибАрс» на 2004г.
[3] Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли
[4] «Бухгалтерский учет» И.Н. Богатая, Н.Н. Хахонова, Росто-на-Дону, изд. «Феникс», 2003г с.185
[5] «Бухгалтерский учет» И.Н. Богатая, Н.Н. Хахонова, Росто-на-Дону, изд. «Феникс», 2003г с.185
[6] Приказ об Учетной политике
ООО «СибАрс» на
[7] Приказ об Учетной политике ООО «СибАрс».
[8] «Бухгалтерский учет» И.Н. Богатая, Н.Н. Хахонова, Росто-на-Дону, изд. «Феникс», 2003г. с.187
[9] «Бухгалтерский учет» И.Н. Богатая, Н.Н. Хахонова, Росто-на-Дону, изд. «Феникс», 2003г с.185-187
[10] Письмо министерства
финансов от 29 апреля
[11] Методические рекомендации по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги. Утверждены Министерством экономики Российской Федерации 06.12.95 N СИ-484/7-982