Содержание




Введение.. 3

1.Единство человека с природой в древнем  мире.. 4

2. Мифологичность сознания человека в древнем мире.. 5

3. Тотемизм и магия древнего мира.. 6

4. Анимизм в древнем мире.. 8

5. Фетишизм в древнем мире. 10

Заключение.. 12

Список литературы... 13


Введение

Чем характеризовалась культура первобытных народов? Теснейшими связями с природой, прямой зависимостью от нее. Приспособление к жизни окружающей природы (собирательство, приручение животных, наблюдение за повадками диких зверей и использование этих наблюдений в хозяйственной практике) сопровождалось появлением веры в сверхъестественные силы природы. Видимо, существовало мнение о том, что жизнь человека и его рода зависит от жизни какого-либо животного или растения, которые почитались либо как родоначальники рода, либо как его хранители - тотемы. Имя тотема рода часто вплеталось в титул египетских императоров, закреплялось в именах, в поздние времена в фамилиях людей разных национальностей. Так, тотемом египетских фараонов был сокол, который на скульптурах изображался сидящим на спине фараона. Капризы природы, смена времен года, стихийные бедствия - все это находило отражение в сознании первобытных и древних людей, награждавших силы природы душой (анимизм), уподоблявших их богам, имевшим судьбы и характеры, подобные человеческим (мифология). Смена времен года, порождало восхищение и уважение по отношению к разнообразию природы. Они наблюдали гром и молнию на небе, видели, что растения росли и давали им еду после обильных дождей, они замечали и ощущали движение солнца и дуновения ветра. Они обнаружили, что земля могла дать им все, что им нужно. Весь этот опыт, должно быть, заставил человека почувствовать, что земля и небо были для него всем.

Целью данной работы является рассмотрение отношений человека с природой в древнем мире.

Необходимо решить следующие задачи:

-       Раскрыть суть единства человека с природой в древнем мире;

-       Описать мифологичность сознания древнего человека;

-       Раскрыть суть тотемизма и магии в древнем мире;

-       Объяснить явление анимизма в древнем мире;

-       Рассмотреть понятие фетишизма в древнем мире.

1.Единство человека с природой в древнем  мире

Представления древних людей тесно связывали человека с природой. Древний человек воспринимал мир как живое существо, такое же, как и он сам.  Эта жизнь проявлялась в «личностях» - в человеке, звере и растении, в каждом явлении, с которым человек сталкивался, - в ударе грома, в незнакомой лесной поляне, в камне, неожиданно ударившем его, когда он споткнулся на охоте. Эти явления воспринимались как своеобразный партнер, обладающий своей волей, «личностными» качествами, а переживание столкновения подчиняло себе не только связанные с этим поступки и чувства, но, не в меньшей степени, и сопутствующие мысли и объяснения. 

Можно сказать, что почитание Природы - это основа концепции Бога и религии.[1]  Земля и небо- это те книги, из которых с древних времен человек получал свои знания. Ему приходилось наблюдать устрашающие процессы, происходившие на земле и на небе. Это порождало страх и уважение к ним. И он начал почитать их как богов, например, солнце, луну, звезды, огонь, воздух, реку, горы, различные деревья, животные.

 Следствием этого было одушевление природы, олицетворение вещей и явлений, перенос на природные объекты человеческих или животных свойств. При помощи такого одушевления природы люди пытались объяснить, почему происходят те или иные природные процессы, и так рождались мифы — мифы о богах и дуxax, управляющих миром и постоянно воздействующих на человека.

Так, в тюркской мифологической традиции человек был сделан из природных материалов. Древнетюркский миф, зафиксированный в XIV в, повествует о том, как в пещере вода затопила грот и занесла глиной ямку, имевшую форму человека[2]. Под влиянием тепла глина ожила и возник человек. А вот как описывается в карачаево-балкарском эпосе рождение богатыря Сосруко. Нартский пастух Соджук с отарой овец находился на берегу реки Адиль. На противоположном берегу реки красавица Сатаней стирала белье. Соджук увидел ее ослепительно белые руки. Не смог сдержать страсти, присел на прибрежный камень. Семя его попало на камень и в нем зародилась жизнь. Об этом знала бездетная Сатаней. Вскоре Соджук ушел с овцами, а Сатаней стала считать месяцы и дни. Пришел положенный срок, и она пошла к кузнецу Дебету, попросила его сделать шестьдесят молотов. Когда они были готовы, шестьдесят нартов помогли ей расколоть камень.


2.     Мифологичность сознания человека в древнем мире

Человек сталкивается с бытием окружающего мира и целостно переживает это взаимодействие: эмоции и творческое воображение вовлечены в него в той же мере, что и интеллектуальные способности. Каждое событие обретает индивидуальность, требует своего описания и тем самым объяснения. Подобное единство возможно лишь в форме своеобразного рассказа, должного образно воспроизвести и переживаемое событие и раскрыть его причинную обусловленность. Именно такой «рассказ» и имеют в виду, когда употребляют слово «миф». Другими словами, рассказывая мифы, древние люди использовали принципиально отличающиеся от привычных нам методы описания и интерпретации. Роль абстрактного анализа играло метафорическое отождествление. Например, современный человек говорит, что атмосферные изменения прекратили засуху и вызвали дождь. Но первые земледельцы Ближнего Востока, наблюдая подобное событие, внутренне переживали его совершенно иначе. Им на помощь прилетела долгожданная птица Имдугуд, покрыла небо черными грозовыми тучами и пожрала Небесного быка, чье горячее дыхание спалило посевы.

В этом рассказе (мифе) главное - то единство, с каким переживается, а соответственно мыслится и описывается реальное взаимодействие древнего человека и самой природы. Следует учитывать, что в глазах первобытного человека сверхприродное пронизывало и поддерживало природное. Отсюда текучесть природы. Мифы не объясняют ее, они ее только отражают. Она, эта сверхприрода, и дает содержание мифам, столь смущающим наш рациональный ум.

Мысль в мифологическом сознании была объектом внутреннего восприятия, она не думалась, но обнаруживалась в своей явленности, так сказать, виделась и слышалась. Мысль была, по существу, откровением, не чем-то искомым, а навязанным, убедительным именно в своей непосредственной данности. Этот тип мифологического мышления Юнг назвал предсуществующим, не способным обнаружить себя в качестве такового и защищенным от саморефлексии структурой господствующих в нем символов.[3]

 Образность в мифе неотделима от мысли, так как она и представляет собой ту форму, в которой закономерно осознается впечатление и, соответственно, событие. Миф становится способом миропонимания в древнем мире, способом, которым  формируется свое понимание истинной сущности бытия, т.е. миф выступает в роли своеобразной философии или метафизики древнего человека.

Миф для первобытного человека - это подтверждение некоей предполагаемой исконной действительности, он как бы прецедент, оправдывающий действие коллектива, идеальный образец традиционных моральных ценностей, традиционного образа жизни и магической веры.


3.     Тотемизм и магия древнего мира

Мифология представляла собой как бы философию истории первобытного общества, мировоззрение которого носило, по сути дела, мифологический характер. Но в духовно-концептуальной и познавательной сферах жизни этого общества не меньшую роль играли два других пласта его культуры: тотемизм и магия.

На первых этапах своего развития люди древнего мира гораздо лучше (чем мы теперь) чувствовали свое единство с природой, и поэтому охотно отождествляли себя с ее конкретными проявлениями. В культуре эта идентификация приняла форму тотемизма, т.е. убежденности, что каждая группа людей тесно связана с каким- либо животным или растением (тотемом), находится с ними в родственных отношениях. Предпосылкой тотемизма был миф, утверждавший возможность «обращения», т.е. превращения человека в животное, миф, основанный на одном из древнейших убеждений, что нет принципиальной разницы между человеком и животным. Тотемизм сохранил свои позиции в современной культуре (геральдика, бытовая символика, запреты на употребление в пищу мяса некоторых животных - коровы в Индии, собак и лошадей- у арийских народов).[4] Функционально тотемизм был способом осознания коллективом людей их единства, которое проецировалось на внешний, существенно важный или близкий им объект природы. Возникло убеждение, что человеческий коллектив и связанный с ним вид животных образуют вместе общность. Следовательно, все члены сообщества данного вида, несмотря на все различия, тождественны друг другу. Вид животного, с которым оказывался связанным конкретный человеческий коллектив (а его выбор определялся множеством обстоятельств), становился тотемом. Объективная общность первобытного племени была осознана как общность тотема, как родство по тотему. Таким образом, члены каждого племени осознавали, что все они составляют единое целое, что у них у всех одна «кровь», что по отношению друг к другу они являются своими. С возникновением тотемизма была проведена граница между «своими» и «чужими». Так сформировался ключевой элемент социальной самоидентификации, который во многом определил пути развития человеческой культуры, да и всю историю общества.[5]

Первобытную культуру иногда определяют как магическую, как основанную на магических действиях и магическом мышлении. В первобытной культуре такие цензоры, как логика, причинно-следственная обусловленность, почти не мешали магическо-фантастическим способам самовыражения. Магические формы мысли, гадания, знамения, сложные обряды являлись не только культурным компонентом, они предопределяли сам образ жизни того времени.


4.     Анимизм в древнем мире

Анимизм - это вера в существование души и духов как причины явлений природы, вера в одушевленность всей природы.[6] В культуре древнейшего мира анимизм был универсальной формой религиозных верований, с него и начался процесс развития религиозных представлений, обрядов и ритуалов. Люди в древнем мире были убеждены, что духи общаются с ними и что последние своими поступками доставляют им радость или вызывают их неудовольствие. Необходимо почитать и стремиться умилостивить этих духов правильным поведением, принесением благодарностей, жертв, преклонением перед ними. Следовательно, анимизм как вера в управляющие божества, в подчиненных им духов, в душу и в будущую жизнь представляет собой начальную стадию религиозного миропонимания.

Большую роль в анимизме играют многообразные истолкования вещих снов, видений, галлюцинаций, бреда, явлений призраков и т.д. В этом отношении психология первобытного общества ничем не отличается от массовой психологии конца XX в. На начальном этапе развития культуры люди верили живо и твердо в объективность призрачных образов, являвшихся им в болезни, при утомлении, чрезмерном возбуждении или под влиянием пищи, содержащей наркотические вещества. Мало того, они, как и некоторые наши современники, были склонны к подобным духовным контактам. Здесь первопричина постов, самоистязаний, некоторых форм наркотизации с использованием галлюциногенов и тому подобного - достичь экзальтации и вступить в общение с высшими духовными силами.

     Следовательно, самоистязание - это не способ удовлетворения мазохистских наклонностей а следствие мистических потребностей определенного типа личности. Одиночные прозрения и озарения заражали окружающих, и начинал действовать механизм массового психоза, ничуть не изменившийся за тысячи лет, и видения одного легко становились реальностью для многих.

Анимистические представления о двойственной природе души, об ее особом временном и пространственном континууме предопределили отношение к смерти, погребению, умершим в древнем мире. Душа не умирает, следовательно, смерть человека обратима. Мертвые смогут ожить, «вернуться», что для живых крайне нежелательно, очень опасно. Именно поэтому основным чувством по отношению к покойнику стал страх, а похоронные обряды превратились в меры защиты. Ямы и могилы должны были служить как убежищем, так и тюрьмой. Все способы погребения, их тщательность порождены не только заботой о покойнике (хотя эта тенденция постепенно усиливалась), но, прежде всего страхом, как бы человек, унесенный смертью, не вышел вновь из своего состояния неподвижности, не напугал живых, не причинил им вреда.

Развитие анимистических представлений о загробной жизни человеческих душ дало первобытным людям позитивные формы социальной организации. Общая закономерность усложнения анимистических представлений очевидна. Право на вечное, счастливое бытие имеют не все, а только те, кто сражался за свой этнос, убивал его врагов, был хорошим охотником, непоколебимо верным обычаям своего народа. Так сформировались высшие социальные ценности и добродетели: этническая солидарность, патриотизм, готовность умереть за интересы своего рода, племени и народа.

Последний период в развитии анимизма характеризовался поисками нравственно-универсальных смыслов человеческого бытия. Божественное возмездие предполагает в этом случае личную ответственность за нарушения нравственных догматов, имевших сверхъестественное происхождение. На этом этапе начиналось становление будущих мировых религий, чьи высшие моральные принципы и носят универсальный, общий для всех без исключения людей характер.


5.      Фетишизм в древнем мире.

Анимистическое мировоззрение было своеобразной попыткой понять и объяснить то, что обычно называется причинно-следственной обусловленностью. Причинная зависимость универсальна, поэтому анимисты стали населять духовными существами живую и неживую природу. Духи растений, деревьев, животных считались по сравнению с духами людей существами низшего уровня, но и им приписывались определенная свобода воли и способность к передвижению, а главное - свойство вселяться в любые объекты.

Именно вера в способность «вселения» разного рода духовных существ в самые неожиданные вещи привела человека древнего мира к тому, что магические предметы стали рассматриваться как одушевленные, как фетиши. Фетишизм и есть поклонение духовным силам, воплощенным в вещах или связанных с ними, действующих через их посредство.

Фетишизм как вещественная форма анимизма хорошо сохранился в Западной Африке. Здесь фетиши встречаются повсеместно. «Они висят в виде амулетов на шее у каждого человека, они предохраняют от болезни, приносят дождь, наполняют море рыбой, помогают ловить воров, придают своему обладателю силу - словом, нет ничего на свете, чего фетиш не помог бы сделать. Нужно только, чтобы это был настоящий фетиш».

Американские индейцы для гарантии подлинности фетишей используют так называемую «волшебную калебасу»[7] - фляжку, сделанную из особой тыквы, в которую помещают священные предметы для защиты от сглаза или порчи.

Особое значение для системы фетишей имеют останки трупов (черепа, различные кости) и могильные памятники (земляные насыпи, кусты и деревья, растущие над могилами, могильные камни). Фетишизации подвергаются не только все основные элементы гробниц, но и сами гробницы и места их расположения - святые сакральные территории. Так появляются священные гроты, древние могильные пещеры, а позже и египетские пирамиды, буддийские пагоды и т.п. «Священные камни» рассматривались как места пребывания духов, охранявших покой умерших. Чтобы духи охотнее поселялись там, камни поливали маслом и этим как бы смягчали их, раскрывая для духов.

С камнями в качестве могильных фетишей успешно конкурировали деревья. Уже древние египтяне желали, чтобы их гробницы были обсажены деревьями, потому что, как они думали, души умерших любят качаться на ветках. Отсюда исходит культ дерева во всех его видах: священные смоковницы в Индии, священные дубы и липы у германцев, кельтов и славян.

Тот же ход мысли привел первобытного человека к представлению о животном-фетише, которое наблюдается почти у всех народов земного шара. Самые распространенные живые фетиши: змея (дракон) и ворон. У персов считались фетишами собака и петух, у скандинавов - медведь и волк, в Греции - сова и т.д. Живые фетиши не были идентифицирующим началом для членов племени, т.е. их нельзя считать тотемами. Они или своеобразные пережитки тотемизма, или, чаще, носители сильных самостоятельных духов, чья помощь или совет могут понадобиться племени. Поэтому у одного народа могло быть несколько живых фетишей.

Древние люди фетишировали вещи в поисках скрытого в них смысла, духовного начала, живой «тени». Цивилизация фетишизирует мертвые тени своих достижений, все дальше уводя человека из мира природы в искусственную среду, которая делает человека могущественным, но не свободным, так как порабощает его самого.[8]

Заключение

В ходе проделанной работы были рассмотрены основные проявления отношений человека к природе в древнем мире.

Были решены следующие задачи:

-       Раскрыта суть единства человека с природой в древнем мире;

-       Описана мифологичность сознания древнего человека;

-       Раскрыта суть тотемизма и магии в древнем мире;

-       Объяснено явление анимизма в древнем мире;

-       Рассмотрено понятие фетишизма в древнем мире.

Первобытная культура - это самый древний тип культуры, всецело определявший бытие людей на протяжении почти всей их истории.  Первобытной, архаичной остается культура народов, живущих «рядом» с нами, народов, которых некоторые высокомерно называют примитивными. Древнейшая культура остается органичной и весьма существенной частью современной культуры.

Прошлое не умирает. Оно остается с живыми и в живых, определяя сами формы дальнейшей жизни, через память, традиции, системы духовных ценностей, способы миропонимания, обряды и многое другое. Человек давал имя предметам, и оно становилось их символом. Это имя начинало жить самостоятельной жизнью. Оно постепенно влияло на отношение к поименованному предмету, на объяснение его природы и отношений к другим предметам. Определяя на свой лад суть именуемого, человек тем самым определял и свою собственную суть. Близость человека в древнем мире с природой формировала условия неизбежного слияния с ней, познание ее закономерностей, ритма и содержания. Это обуславливало становление многих факторов социально – общественной жизни: религии, закона, этики, морали, и многих других.  Мышление первобытной эпохи носило качественно иной, коллективистско-дологический характер, т.е. было основано на «коллективных представлениях» и дологическом строе мысли.

Список литературы

1.     Боас Ф. Ум первобытного человека. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.

2.     Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. - СПб.: Издательский дом «Нева», 1998.

3.     Липс Ю. Происхождение вещей. - М., изд. дом «Дрофа»,2000.

4.     Ренан Э. Сочинения. Т 6. – Киев: «Нева»,2000.

5.     Тейлор Э. Первобытная культура. – СПб.: Наука, 2001.

6.     Текерев С. Т. В преддверии философии: Духовные искания древнего человека. - М.: ЮНИТИ, 2000.

7.     Фальк-Ренне А. Путешествие в каменный век. - М.: «ЗНАНИЕ», 1999.

8.     Фрейд 3. Тотем и табу. – Тбилиси: Менцниереба, 2002.


[1] Боас Ф. Ум первобытного человека. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. – С. 125

[2] Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. - СПб.: Издательский дом «Нева», 1998. – С. 117

[3] Текерев С. Т. В преддверии философии: Духовные искания древнего человека. - М.: ЮНИТИ, 2000. – С. 251

[4] Фальк-Ренне А. Путешествие в каменный век. - М.: «ЗНАНИЕ», 1999. – С. 33

[5] Текерев С. Т. В преддверии философии: Духовные искания древнего человека. - М.: ЮНИТИ, 2000. – С. 257

[6] Фальк-Ренне А. Путешествие в каменный век. - М.: «ЗНАНИЕ», 1999. – С. 98

[7] Липс Ю. Происхождение вещей. - М., изд. дом «Дрофа»,2000. – С. 174

[8] Липс Ю. Происхождение вещей. - М., изд. дом «Дрофа»,2000. – С. 114