Содержание

1. Понятие и виды субъектов административного права РФ. 2

2. Взаимодействие органов исполнительной власти РФ и органов местного самоуправления. 6

3. Понятие и признаки административного правонарушения. Состав административного правонарушения. 8

4. Управление культурой. 12

Задача. 14

Список литературы.. 16

1. Понятие и виды субъектов административного права РФ.

Субъект  права  в  любой  отрасли  права -  это  обладатель,  носитель определенных     прав    и   обязанностей,   которыми   он   наделен   в   связи   с необходимостью    реализации      своих      жизненных      потребностей, полномочий, возложенных   на   него  правовым   актом,   участием   в    жизни   общества, коллектива,   государства.

Субъекты административного права определяются в нормах права как вообще граждане, общественные объединения, государственные организации, не государственные организации, предприятия учреждения, трудовые коллективы. Они могут в течение длительного времени не вступать ни с кем в административные правоотношения, то есть не становиться их субъектами. Субъект правоотношения всегда конкретен. Субъекты административных правоотношений - это конкретные участники, стороны правоотношения, наделённые обязанностями и правами в сфере исполнительной власти и способные их осуществлять. Субъекты административного права могут стать субъектами административных правоотношений, если имеются три условия: 1. Административно-правовая норма, предусматривающая права, обязанности субъекта: 2. Административная правоспособность и дееспособность субъекта: 3. Основание возникновения изменения и прекращения правоотношения (юридический) факт.   

       В  административном    праве    нормы    реализуются    гражданами,  их объединениями, государственными  органами и т.д.,  которые  и  являются в   этом   случае   субъектами   административного   права,  носителями конкретных  прав и обязанностей.     Полномочия,    которыми     наделены     субъекты     административного права,  имеют определенные  особенности  по  своему  характер,  объему,  формам выражения.      Полномочия    субъектов     административного    права     могут  выражать  право    гражданина   на    получение     высшего    образования  или  занятия  предпринимательской  деятельностью  или  только  обязанности, например, обязанность  граждан   и   организаций   блюсти   правила   общественного  порядка,  благоустройства, являться  в  правоохранительные  органы  по их вызову  и  т.д. Есть полномочия, состоящие из прав и обязанностей, например, право обучаться в образовательном  учреждении  и  обязанность  получить  там  определяемый государством  обязательный  минимум  образования. Полномочия, которыми наделен  субъект  административного  права, предоставляются  ему  в  одних случаях  по    его  желанию, например, гражданин  обращается  с  заявлением  в государственный орган, в  другом  случае -  вопреки  его  желанию,  например, лицо  при   привлечении  его  к  административной ответственности, наделяется обязанностями исполнить меру административного взыскания, имея  при этом определенные  права  и  обязанности, в том числе по принудительному исполнению. Права  и обязанности субъекта  административного  права  образуют его правовой статус.       

Правовой статус - категория комплексная, отражающая  взаимоотношения личности и общества, гражданина  и  государства, индивида  и  коллектива.       Правовой статус субъекта административного права образуют нормы  общие для  всех  субъектов, например, нормы  о  праве  обращения  субъектов  в государственные   и  иные  органы   с  заявлениями, жалобами, предложениями. Наряду с общими нормами, правовой статус субъекта административного права объединяет  значительное  число   норм,  которые  реализуются  только  данным субъектом,  например, правила    учреждения   общественных   объединений, закрепленные   в   законодательстве,  адресованы   только   этим   субъектам административного   права. В  зависимости  от  вида  и  объема  полномочий субъекты  административного  права  делятся  на  группы  и  виды.      Поэтому  целесообразно с точки зрения практики правового регулирования  и изучения данной проблемы  классифицировать субъекты административного права на группы, каждая из которых имеет свой административно- правовой статус. Субъекты административного права разделяются  на две группы: физические лица и организации. В основу такого разделения положены как различия в выражении воли и интереса, так и в наборе полномочий субъектов - многие полномочия физических лиц присущи только им и совсем не свойственны организациям и наоборот, например, право жалобы, право и обязанность иметь Устав  организации.     Физические лица, как субъекты административного права, категория родовая и охватывает четыре вида субъектов: личность, гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства (апатрид). За основу выделения этих видов приняты степень связи лица с данным государством и производный от этого объем прав и обязанностей лица: у гражданина Российской Федерации один объем правового статуса, у лица без гражданства, хотя и проживающего на территории РФ,  иной объем, у  иностранного гражданина на территории РФ - третий.     Организации как субъекты административного права, так же должны быть  разделены на виды и группы.      В первую очередь все организации следует разделить на государственные и не государственные.       Государственные организации выполняют задачи, функции и полномочия, порученные им государством, базируются на государственной собственности и управляются государством, к числу государственных организаций относятся органы государства (представительной власти, исполнительной власти и другие), государственные   предприятия и учреждения (образовательные, научные, учреждения культуры и другие).        Организации не государственные не выполняют государственных задач и функций, хотя и могут способствовать этому, например, в области охраны порядка и безопасности народные дружины не финансируются государством и им не управляются,  профсоюзы, спортивные организации и другие общественные объединения граждан, кооперативные объединения, политические партии и другие. Эта классификация  не государственных организаций проводится  по их целям, форме собственности, территориальным масштабам деятельности.       Для системы министерства внутренних дел, как государственной системы, характерно наличие в ней субъектов административного права в виде государственных организаций. Но законодательство допускает участие личного состава и в организациях не государственных, например, в профсоюзах, спортивных организациях и других.

Спец. субъекты административного права:

1.     Должностные лица (ст. 2.4 КоАП РФ);

2.     Военнослужащие и иные лица, на которые распространяется действие дисциплинарных уставов (ст. 2.5 КоАП РФ);

3.     Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица (ст. 2.6 КоАП РФ).


 

2. Взаимодействие органов исполнительной власти РФ и органов местного самоуправления.

         Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.

Органы местного самоуправления призваны решать вопросы местного значения, создавать условия для обеспечения повседневных потребностей населения - но это и есть реализация одного из ключевых прав человека и гражданина, гарантируемых демократическими государствами - права на достойную жизнь. Таким образом, местное самоуправление не только оппонент, но и соратник государственной власти, а развитое, местное самоуправление освобождает органы исполнительной власти от "текучки", позволяет сконцентрироваться на решении общегосударственных проблем, способствует оптимизации государственного управления[1].      

4 августа 2000 года Президентом РФ был подписан Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Закон принят с целью укрепления вертикали государственной власти, но уместно вспомнить, что местное самоуправление в соответствии с Конституцией РФ в эту вертикаль не входит.

Укрепление вертикали власти, на которое направлено принятие этого и ряда других законов и указов Президента РФ, должно осуществляться в рамках закона, с учетом требований, заложенных в Конституции РФ, ее идеологии.

Усиление роли федеральных или региональных органов власти не должно ущемлять права граждан на местное самоуправление. Вопрос управляемости заключается не только, да, пожалуй, и не столько в возможности отстранить от должности какого-либо руководителя или распустить орган управления, а в четком разграничении функций, компетенции, финансовых средств и, соответственно, ответственности за результат своей деятельности, прежде всего перед населением, которое, как закреплено в Конституции, и является источником всей власти в стране[2].

                                                                                

3. Понятие и признаки административного правонарушения. Состав административного правонарушения.

Административное правонарушение – противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) или законами субъектов РФ  установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Форма вины[3]

1.           Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

2.           Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможность наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Для признания деяния правонарушения надо установить, что оно являлось явление воли и разума, то есть продуктом психической деятельности человека.

Не может оцениваться как административное правонарушение деяние, совершенное помимо воли человека, то есть лицом не способным руководить своими действиями или отдавать им отчет, лицо, совершившее правонарушение в таком состояние признается невменяемым и не подлежит административной ответственности[4].

Обязательным признаком является административная наказуемость, общественно опасное деяние, запрещенное нормами административного права, признается административным проступком лишь в случаях когда за его совершение предусмотрена административная ответственность.

За совершение административного правонарушения граждан, не привлекаются к административной ответственности в случаях:

1.     Не достижение 16 лет (ст. 2.3 КоАП РФ);

2.     Совершение правонарушение в состоянии невменяемости (ст. 2.8 КоАП РФ);

3.     Совершение в крайней необходимости (ст. 2.7 КоАП РФ);

4.     В связи с малозначительностью дело может быть прекращено в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ.

Таким образом, любое административное правонарушение характеризуется совокупностью всех названных признаков, отсутствие любого из них означает, что рассматриваемое деяние не является административным проступком, в таком случае оно может быть признано либо правомерным поведением, либо другим правонарушением.

Состав – совокупность признаков, установленных нормой административного права, наличие которых может повлечь административную ответственность, так как все признаки состава, закрепленные в норме административного права, становятся обязательными и отсутствие в фактически совершенном деянии одного из указанных в правовой форме признаков состава означает, что лицо не совершило проступка, предусмотренного данной нормой.

Все признаки состава делятся на:

-         объективные – объект, объективная сторона;

-         субъективные – субъект, субъективная сторона.











По особенностям конструкции выделяются следующие виды составов:

1.     Материальные и формальные.

Материальные – составы, в которых содержится признак наступления вредных материальных последствий совершенного деяния или описывается деяние, обязательно влекущее наступление вредных последствий, хотя последствия законом не называются. Материальный состав определяется для правильной квалификации правонарушения и для того, чтобы решить вопрос о возмещении причиненного ущерба.

Формальные – составы, в которых не признака наступления вредных материальных последствий.

2.     Простые и квалифицированные.

Простые составы устанавливают административную ответственность за конкретное деяние без ее усиления; если в простой состав вводится квалифицирующий (усиливающий ответственность) признак, то деяние квалифицируется по другой статье или по другому пункту статьи, предусматривающему более строгое наказание (повторность, систематичность, совершение правонарушения должностным лицом, причинение материального ущерба, совершение правонарушения в состоянии алкогольного опьянения).

3.     Однозначные и альтернативные.

В однозначных составах описывается одно противоправное деяние, за которое устанавливается административная ответственность.

В альтернативных составах описывается два и более противоправных деяния, при этом административным правонарушением признается как совершение одного из описанных деяний, двух или всех сразу.

4. Управление культурой.

Управление культурой осуществляется федеральными органами государственной власти и управления Российской Федерации области культуры, органами государственной власти и управления субъектов  в области культуры, органами местного самоуправления.

1. Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в области культуры, искусства, кинематографии, охраны и использования историко-культурного наследия (далее именуется - сфера культуры), а также осуществляющим государственное регулирование и координацию деятельности иных федеральных органов исполнительной власти в этой сфере в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

2. Министерство культуры Российской Федерации в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.

3. В соответствии с законодательством Российской Федерации Министерство культуры Российской Федерации является специально уполномоченным государственным органом охраны памятников истории и культуры, а также специально уполномоченным органом государственного контроля за соблюдением установленного порядка вывоза из Российской Федерации и ввоза на ее территорию культурных ценностей, реализации предметов антиквариата, а также правил внешнеэкономической деятельности в отношении культурных ценностей.

4. Министерство культуры Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации имущественные и личные неимущественные права и обязанности, а также государственный контроль в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации

 Министерство культуры Российской Федерации и его территориальные органы по сохранению культурных ценностей, образуемые в установленном порядке, осуществляют свою деятельность как непосредственно, так и во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также творческими союзами и другими общественными объединениями[5]

Задача.

   Работником милиции в период, запрещенный для охоты, был задержан несовершеннолетний Михайлов, который имел при себе гладкоствольное охотничье оружие, принадлежавшее по разрешению органов внутренних дел его отцу, и три отстреленные утки. Михайлову в районном отделе милиции был назначен штраф в размере 25 минимальных размеров оплаты труда, а также конфисковано ружьё и утки.

Поясните ситуацию со ссылкой на нормативные источники.

Решение:

Прежде всего следует установить подлежит ли данный несовершеннолетний привлечению к уголовной ответственности по возрасту.

Статья 2.3. КоАП РФ устанавливает возраст, по достижении которого наступает административная ответственность.

 Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

 С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Несовершеннолетние являются специальным субъектом административной ответственности. Учитывая конкретные обстоятельства дела и данные о правонарушителе, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав может освободить его от административной ответственности и применить к нему меры воздействия, предусмотренные федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. Порядок образования комиссий и осуществления ими полномочий определяется законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. В настоящее время названные комиссии действуют на основе Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

Далее следует выяснить каким образом оружие попало в руки несовершеннолетнего Михайлова и скорее всего к административной ответственности будет привлечен владелец ружья – отец Михайлова по ст. 20.8. КоАП РФ нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему

 Нарушение правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда с возмездным изъятием оружия и патронов к нему или без такового.

В случае если несовершеннолетний Михайлов достиг возраста 16 лет возможно применение ст. КоАП РФ 8.37. Нарушение правил пользования объектами животного мира

 Нарушение правил охоты -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права охоты на срок до двух лет; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий охоты или без таковой.

Список литературы

1.     Конституция РФ от 12.12.93.-

2.     Кодекс об административных правонарушениях от 20.12.2001.- Изд. «ИКФ «ЭКМОС» Москва 2002.-

3.     Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Под ред. Ю.М.Козлова - Юристъ, 2002.-

4.     Теория государства и права. Под ред. В.К. Бабаева. Изд. «Юристъ» М.; 1999.-

5.      Лукичев Ю.А., Вахмистрова С.И. Правоохранительные органы РФ. Полный курс. СПб.; изд. дом «Сентябрь» 2000.-

6.     Замотаев А. "Местное самоуправление как элемент государственного устройства" // Российская юстиция, 1996, N 6

7.     Козлова Т.А., Укрепление вертикали власти и местное самоуправление // "Журнал российского права", N 7, июль 2001 г.



    




[1]  Замотаев А. "Местное самоуправление как элемент государственного устройства" // Российская юстиция, 1996, N 6


[2]  Козлова Т.А., Укрепление вертикали власти и местное самоуправление // "Журнал российского права", N 7, июль 2001 г.



[3] Ст. 2.2 КоАП РФ.

[4] ст. 2.8 КоАП РФ

[5] Положение о Министерстве культуры Российской Федерации п.1-4 (утв. постановлением Правительства РФ от 6 июня 1997 г. N 679).