Введение.

           Существует разветвленная система наук, которые изучают различные аспекты хозяйственной (экономической) жизни общества. Все они строятся на основе науки, которую сейчас в России называют чаще всего экономической теорией (нередко экономической наукой или просто экономикой), а в большинстве стран мира – преимущественно на греко-латинский манер – экономикс.

                Экономическая теория создана и развивается экономистами различных школ и направлений, поэтому ее определения различны. Самым общим может быть такое: экономическая теория – это наука об основах хозяйственной жизни общества. В свою очередь, хозяйственная жизнь – это деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий их жизни.

Важнейшими элементами рыночного механизма являются  спрос, предложение и цена.

    Спрос – это количество товара, которое хотят и могут приобрести  покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар.*     

           









Индивидуальный  рыночный спрос: эластичный способ.

         В рыночной экономике понятие «спрос» наряду с понятием «предложение» относится к числу фундаментальных. Распространена даже шутка, что попугая, умеющего произносить слова «спрос» и «предложение», можно считать образованным экономистом.

          Как известно, самые распространенные, обобщающие термины настолько емки и многогранны, что не поддаются точным определениям, это в полной мере относится и к терминам «спрос» и «предложение».

            В принципе спрос – это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара за имеющиеся у него, предназначенные для покупки этого товара деньги. Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по ценам, находящимся в пределах «доступного» диапазона.

             Наряду с этими обобщенными определениями спрос характеризуется рядом свойств и количественных параметров, из которых выделим, прежде всего, объем или величину спроса. С позиций количественного измерения спрос на товар, понимаемый как объем спроса, означает количество данного товара, которое покупатели (потребители) желают, готовы и имеют денежную возможность приобрести за некоторый период по определенным ценам. Проще говоря, спрос как объемный показатель характеризует количество продукта, которое покупатели способны, намерены, будут приобретать по различным возможным ценам.

                Как ясно из приведенных определений и как следует из здравого смысла, объем спроса зависит, прежде всего, от цен на продаваемый товар, услугу. Но кроме них на величину спроса влияет и ряд других факторов, которые иногда называют неценовыми. Это, прежде всего потребительские вкусы, мода, величина доходов (покупательская способность), величина цен на другие, сопряженные товары, возможность замещение данного товара другим. Сконцентрируем пока свое внимание на однофакторной зависимости объема спроса от цены товара, полагая, что другие факторы остаются неизменными. Иначе говоря, выясним, каким образом величина спроса на товар зависит от цены товара при прочих равных условиях.

             Приходится отмечать, что подобная постановка в определенном смысле достаточно абстрактна, теоретична. В реальных условиях экономической жизни трудно представить ситуацию, в которой цены изменяются в широком диапазоне, тогда как другие факторы спроса: доходы покупателей, их вкусы, цены на товары-заменители – остаются неизменными, фиксированными. Ведь сами цены на товары изменяются в значительной степени под воздействием перемены указанных других факторов. Так что выявление зависимости величины спроса на товар только от его цены есть прием, удобный для рассмотрения спроса в теоретическом аспекте, в рамках экономической теории, о чем, к сожалению, почти не упоминается в большинстве книг, учебных пособий по экономической теории, «экономикс».

            Закон спроса* проявляется в том, что при прочих неизменных факторах, величина (объем) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Математически это означает, что между величиной спроса и ценой существует обратно пропорциональная зависимость (однако не обязательно в виде гиперболической, представленной формулой  у = а / х).

             Природа закона спроса по существу проста. Если у покупателя есть определенная сумма денег на приобретение данного товара, то он сможет купить тем меньше товара, чем больше цена, и наоборот. Конечно, реальная картина намного сложнее, так как покупатель может привлечь дополнительные средства, приобрести взамен данного товара иной, замещающий его. Но в целом закон спроса отображает генеральную тенденцию свертывания объема закупок с ростом цен на товар в условиях, когда денежные возможности покупателя ограничены определенным пределом.

             Графический закон спроса представлен в виде так называемых кривых спроса, отражающих в форме графика связь, функциональную зависимость между величиной (объемом) спроса и ценой, то есть шкалу спроса. В научной и учебной литературе по экономике при построении кривых спроса в качестве аргумента рассматривается обычно величина спроса, а качестве функции – цена, поэтому величина спроса откладывается по горизонтальной оси (оси абсцисс), а цена – по вертикальной оси (оси ординат). На наш взгляд, более естественно рассматривать цену в качестве аргумента, а величину спроса – в качестве функции и откладывать их по соответствующим осям. Этого правила будем придерживаться здесь и в дальнейшем, рассматривая зависимость спроса и предложения от цены как аргумента – независимой переменной. Если же цена становится функцией, зависимой переменной, то она откладывается по вертикали.

              Не столь уж важно, по какой оси откладывать на графике каждую из двух зависимых величин, от этого характер зависимости между ними не изменяется. Из этого соображения исходил, видимо, А. Маршалл, который в своей фундаментальной книге «Принципы политической экономии» располагал цену по вертикальной оси, а величину спроса – по горизонтальной, чему и следуют до сих пор большинство авторов книг по экономической теории. Однако в математике принято откладывать по горизонтальной оси независимую переменную, а по вертикальной – зависимую. Поэтому в той мере, в которой цена является аргументом, а величина спроса – функцией, правомерно откладывать цену по горизонтали, а объем спроса – по вертикали. На наш взгляд, расположение цены и объема спроса по осям координат может варьироваться в зависимости от рассматриваемой ситуации.

              Типичные кривые спроса представлены в виде графиков на рис. 4.7.1. Кривые спроса принято обозначать буквой D, представляющей первую букву английского слова «demand» – «спрос». Как видно из графика кривой D 0, по мере увеличения цены Р от значения Р 1 до значения Р 7  величина спроса Q уменьшается от значения Q до значения Q 7 в соответствии с законом спроса.

Величина спроса (Q)

         D2           D0     D1


 




                                                                                    Цена (Р)                

 


            Рис. 1. Кривые спроса.


           Подчеркнем еще раз, что кривая спроса характеризует зависимость объема, величины спроса Q только от цены Р при прочих  равных условиях. Если эти условия меняются, то происходит смещение, сдвиг всей кривой спроса, то есть изменяется не величина спроса в зависимости от цены, а спрос целиком в зависимости от других, неценовых факторов. Так, рост цен в связи, скажем, со всплеском моды или увеличением дефицитности товара приводит к смещению исходной кривой D 0  вправо, в положение D 1 , при тех же ценах спрос становится больше, а той же величине спроса соответствует большая цена. При падении моды спрос падает, кривая спроса D 0 смещается влево, в положение D 2 , и тем же ценам соответствует более низкий спрос, а той же величине спроса – более низкая цена.

           Кривые спроса позволяют установить не только объем спроса, соответствующий данной цене на товар, но и выявить чувствительность величины спроса к изменению цены на товар. Степень зависимости величины спроса от цены товара именуют эластичностью спроса. Если величина спроса сильно реагирует на изменение цены, то говорят о высокой эластичности спроса, если же величина спроса мало меняется при изменении цены, то говорят о низкой эластичности. На рис. 4.7.2. приведены кривые спроса (для упрощения они изображены в виде прямолинейных отрезков, отражающих случай линейной зависимости величины спроса от цены), обладающей разной эластичностью. 

Величина спроса (Q)

                                                                  1

Q 1


     2



             4              3                                             Цена (Р)

     Р4

              Рис. 2. Кривые спроса с разной эластичностью.


             Кривая 1 характеризует неэластичный спрос, при котором величина спроса остается постоянной, равной Q 1  при практически любой цене Р. Такая реакция свойственна спросу на товары самой первой необходимости, скажем, хлеб, сахар, соль, спички. Объем спроса на них сохраняется практически неизменным вне зависимости от цен.

         Кривая 4 соответствует предельно эластичному спросу, при котором покупатель готов приобретать товар в определенном количестве по цене, равной (или меньшей) Р 4 , но полностью отказывается от покупки по цене, превосходящей Р 4. Такой случай соответствует спросу на товары не первой необходимости при четко заданных ограничениях на величину денежных расходов, связанных с покупкой данного товара.

            Кривая 2 иллюстрирует низкоэластичный спрос, величина которого слабо изменяется  с ценой, а кривая 3 – высокоэластичный спрос, величина которого весьма чувствительна к цене.

            Математически эластичность есть не что иное, как производная от величины спроса по цене.

            Надо различать индивидуальные кривые спроса, отражающие реакцию индивидуального покупателя на цены, рыночные кривые, характеризующие объем спроса на данный товар всех покупателей рынка, и функцию совокупного спроса, отражающую интегрированный спрос в масштабах хозяйства страны, то есть всех покупателей на все товары (это макроэкономическая зависимость).

             Закон спроса действует в полной мере только в определенных условиях, прежде всего применительно к конкурентному рынку. Действие закона может проявляться по-разному в зависимости от того, какова настоятельность потребности в товаре. Если покупатель способен уменьшить потребление данного товара, кривая спроса крутая, если же потребность в определенном количестве товара настоятельна, то кривая  более плавная.

              Теоретически вполне возможно существование товаров, не подчиняющихся закону спроса, величина спроса на которые возрастает при увеличении цены. Их называют товарами Гиффена. Предпринималось много попыток обнаружить такие товары. В реальной жизни нередки случаи, когда рост цены отражает высокое качество товара. Но поскольку в данном случае проявилось действие не собственно цены, а других факторов, то подобные товары не принято считать товарами Гиффена. Здесь вновь сказываются условность предпосылок, заложенных в основу закона спроса.

   В условиях рыночной экономики спрос выступает главным фактором, определяющим, что и как производить. Различают индивидуальный и рыночный спрос.

Функция индивидуального спроса потребителя характеризует его реакцию на изменение цены данного блага при допущении, что его доход и цены других благ неизменны.

Индивидуальный спрос* – спрос конкретного потребителя; это соответствующий каждой данной цене объем благ, который тот или иной потребитель хотел бы купить на рынке.                        


 

6

5            A                               кривая «цена-потребление» (А)

4                                C

                 B

 

                                      Продукты питания, ед.                    

 


50,0          D


25,0                  E                          кривая спроса (Б)

12,5                          F


    4        12   20     


Рис. 3. Эффект от изменения цен


На рис.3 показан потребительский выбор, на котором индивид останавливается, распределяя фиксированный доход между двумя благами при изменении цен на продовольствие.

Первоначальная цена продуктов питания составляла 25 р., цена одежды – 50 р., а доход равнялся 500 р. Максимизирующий полезность потребительский выбор находится в точке В (рис.3, А). В этом случае потребитель покупает 12 единиц продуктов питания и 4 единицы одежды, что дает возможность обеспечить уровень полезности, определяемый кривой безразличия со значением полезности, равным U2.

На рис.3, Б изображена взаимосвязь между ценой на продовольствие и требуемым их объемом. На оси абсцисс отложен объем потребляемого блага, как и на рис.3, А но на оси ординат теперь отложены цены на продовольствие. Точка Е на рис. 3,Б соответствует точке В на рис.3,А. В точке Е цена продовольствия равна 25 р. и потребитель приобретает 12 единиц.

Допустим, что цена продовольствия повысилась до 50 р. Поскольку бюджетная линия на рис.3, а вращается по часовой стрелке, она становится вдвое круче. Более высокая цена на продукты увеличила величину угла наклона бюджетной линии, и потребитель в этом случае достигает максимальной полезности в точке А, расположенной на  кривой безразличия U1.  В точке А потребитель выбирает 4 единицы продовольствия и 6 единиц одежды.

На рис.3,б показано, что модифицированный выбор потребления соответствует точке D, изображающей, что при цене 50 р. потребуется 4 единицы продовольствия.

Предположим, что цена на продукты питания упадет до 12,5 р., что приведет к вращению бюджетной линии против часовой стрелки, обеспечивающему более высокий уровень полезности, соответствующий кривой безразличия U3 на рис.3, а и потребитель выберет точку С с 20 единицами продовольствия и 5 единицами одежды. Точка F на рис.3, Б соответствует цене в 12,5 р. и 20 единицам продовольствия. 

 Из рис. А вытекает, что при снижении цены на продовольствие потребление одежды может, как увеличиться,  так и уменьшиться. Потребление продовольствия и одежды может возрасти, так как понижение цены на продукты питания увеличивает покупательскую способность потребителя.

Кривая спроса на рис.3, Б изображает объем  продовольствия,   которое приобретает потребитель, в виде функции от цены продуктов питания. Кривая спроса имеет две особенности.

Первая. Достигаемый уровень полезности изменяется по мере движения вдоль кривой. Чем ниже цена блага, тем выше уровень полезности.

Вторая. В каждой точке на кривой  спроса потребитель максимизирует полезность согласно условию, что предельная норма замещения одежды продовольствием  равна соотношению  цен продовольствия и одежды. По мере снижения цен на продовольствие снижается и отношение цен, и предельная норма замещения.

Изменение вдоль кривой индивидуального спроса предельной нормы замещения свидетельствует о выгодах, доставляемых потребителям от благ.

Рыночный спрос* характеризует общий объем спроса всех потребителей при каждой данной цене      данного блага.

Суммарная рыночная кривая спроса образуется в результате сложения по горизонтали индивидуальных кривых спроса (рис. 4).

Зависимость рыночного спроса от рыночной цены определяется посредством суммирования объемов спроса всех потребителей при данной цене.

Графический способ суммирования объемов спроса всех потребителей изображен на рис.4.

Необходимо иметь в виду, что на рынке функционируют сотни и тысячи потребителей и объем спроса каждого из них может быть представлен в виде точки. В таком варианте точка спроса А показывается на кривой DD (рис.4,В).

Кривая спроса у каждого потребителя своя, т.е. она отличается от кривых спроса других потребителей, ибо люди неодинаковы. Некоторые имеют высокий доход, а другие – низкий. Некоторые желают кофе, а другие – чай. Чтобы получить общую рыночную кривую, необходимо рассчитать общую сумму потребления всех потребителей при каждом заданном уровне цены.

Р                                                                Р                            спрос 2-го

10       d1  спрос 1-го потребителя          10           d2           потребителя

                                       (А)                                                            (Б)

 

5          1       а1                                             5             2


 

0                                         q1                       0

            1         2       3                                              1        2       3        4    q2

                       Суммарный спрос

Р        D              рыночная кривая спроса

10

                        A=a1+a2

5


                                                   D

0        1      2      3      4     5     6           Q= q1+q2

Рис. 4. Построение рыночной кривой на основе

индивидуальных кривых спроса.

Кривая рыночного спроса, как правило, имеет меньший наклон в сравнении с кривыми индивидуального спроса, что означает, что при понижении цены блага объем рыночного спроса увеличивается в большей степени, чем объем спроса отдельного потребителя.

Рыночный спрос может быть рассчитан не только графическим способом, но и посредством таблиц и аналитическим методом.

 Основными факторами рыночного спроса являются:

-                 Доходы потребителей4

-                 Предпочтения (вкусы) потребителей;

-                 Цена данного блага;

-                 Цены товаров-заменителей и дополняющих благ;

-                 Количество потребителей данного блага;

-                      Численность населения и его возрастная структура;

-                      Распределение доходов среди демографических групп населения;

-                      Внешние условия потребления;

-                      Реклама;

-                      Стимулирование сбыта;

-                      Размер домашнего хозяйства, зависящий от количества проживающих людей. Например, тенденция к сокращению размеров семьи приведет к увеличению спроса на квартиры в многоквартирных домах и сокращению спроса на отдельные дома.

            Эластичность* – степень реагирования одной переменной величины в ответ на изменение другой, связанной с первой величиной.

            Понятие «эластичность» ввел в экономическую литературу А. Маршалл (Великобритания), его идеи были развиты Дж.Хиксом (Великобритания),  П. Самуэльсоном (США) и др.

              Способность одной экономической переменной реагировать на изменение другой может быть проиллюстрирована различными методами, исходя из выбранных единиц измерения. В целях унификации выбора единиц измерения используется метод измерения в процентах.

            Количественную меру эластичности можно выразить посредством коэффициента эластичности.

           Коэффициент эластичности – это числовой показатель, показывающий процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной. Эластичность может изменяться от нуля до бесконечности.

           Виды эластичности. Выделяются следующие виды эластичности:

-                                            Эластичность спроса по цене;

-                                            Эластичность спроса по доходу;

-                                            Эластичность предложения по цене;

-                                            Перекрестная эластичность спроса по цене;

-                                            Точечная эластичность спроса;

-                                            Дуговая эластичность спроса;

-                                            Эластичность соотношения цен и заработной платы;

-                                            Эластичность технического замещения;

-                                            Эластичность прямой линии.

Формы эластичности. Эластичность спроса по цене выступает в следующих основных формах:

-                                            Эластичный спрос (ЕD > 1). Ситуация, при которой величина спроса изменяется в большей степени, чем цены. Например, рост цены на 1 % вызывает снижение величины спроса на 4 %;

-                                            Неэластичный спрос (Е D < 1). Ситуация, при которой величина спроса изменяется в меньшей степени, чем цена. Например, рост цены на 1 % приводит к снижению спроса лишь на 0,3 %;

-                                            Единичная эластичность спроса (ЕD= 1). Она возникает в том случае, когда на каждый 1% изменения цены количество спроса изменяется на 1%;

-                                            Совершенно эластичный спрос (ЕD = :). Ситуация, при которой величина спроса бесконечно изменяется при малом изменении цены. В этом случае кривая спроса строго горизонтальна;

-                                            Совершенно неэластичный спрос (ЕD= 0 ). Ситуация,  при которой величина спроса абсолютно не меняется при изменении цены. Такой спрос представлен вертикальной кривой спроса.

Деление эластичности на указанные формы достаточно условно, поскольку разные блага имеют разный коэффициент эластичности. Так, основные продукты питания имеют низкую эластичность спроса по цене. А предметы роскоши, наоборот, обладают более высокой эластичностью по цене. Эластичность может изменяться в зависимости от фактора времени, от групп населения, от наличия товаров-субститутов.

Нельзя отождествлять эластичность  и наклон кривой спроса, ибо это  разные понятия. Различия между ними можно проиллюстрировать на эластичности прямой линии спроса (рис. 5).

На рис. 5 видно, что прямая линия спроса в каждой точке имеет одинаковый наклон. Однако выше середины спрос эластичный, ниже середины спрос неэластичный. В точке, расположенной посередине, эластичность спроса равна единице.  Об эластичности спроса можно судить по наклону только вертикальной или горизонтальной линии.

Основные формы перекрестной эластичности спроса:

·        Положительная, характерна для взаимозаменяемых благ;

·        Отрицательная, присуща взаимодополняемым благам;

·        Нулевая, свойственна благам, не относящимся ни к взаимозаменяемым, ни к взаимодополняемым.



                                                               P

                                                                         

                                                                          4                    Ed>1

                                                                                  A

                                                                         3

                                                                                        B              Ed=1

                                                                         2

                                                                                                  C                  Ed<1

                                                                         1 

                                                                                                             D


                                                                          0         1        2         3        4    

                Q


Рис. 5. Эластичность и наклон – разные понятия.


Основные формы эластичности спроса по доходу:

·        Положительная, при которой объем спроса увеличивается с увеличением дохода. Эта форма относится к нормальным товарам, в частности к предметам роскоши;

·        Отрицательная, при которой объем спроса сокращается с сокращением дохода. Эта форма характерна для низших товаров, выступающих в виде некачественных благ;

·        Нулевая, когда объем  спроса не реагирует на изменение дохода. Она присуща благам, потребление которых нечувствительно к доходам. Это товары первой необходимости.


Список используемой литературы


1.                 Зубко Н.М.; Зубко А.Н. «Экономическая теория» - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.

2.                 Пястолов С.М. «Основы экономической теории» - Москва: «Академический Проект», 2002.

3.                 «Экономика» под ред. Булатова А.С. – Москва: «Юристъ», 2002.

4.                 «Курс экономической теории» под ред. Чепурина М.Н.; Киселевой Е.А. – Киров: «АСА», 2002.

5.                 «Курс экономической теории» под ред. Райзберга Б.А. – Москва: «ИНФРА-М», 2001.

6.                 Величканов Г.С.; Величконова Г.Р. «Микроэкономика» - СПБ: «Питер», 2003.


* «Экономика» под ред. Булатова А.С. – Москва: «Юристъ», 2002. С .113.



* «Экономика» под ред. Булатова А.С. – М.: «Юристъ», 2002. С. 113-122.

* Величконов Г.С.; Величканова Г.Р. «Микроэкономика» - СПб. «ПИТЕР», 2003 . С. 69-73.

* «Курс экономики» под ред. Райзберга Б.А. – М.: «ИНФРА-М», 2001. С.88-92.

* Пястолов С.М. «Основы экономической теории» - М.: «Академический Проект», 2002. С. 53-67.