Содержание
Введение. 3
1. Персонал предприятия: состав и структура. 5
1.1. Структура и состав работников предприятия. 5
1.2. Структура фонда заработной платы.. 9
2. АНАЛИЗ ЧИСЛЕННОСТИ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ КАДРОВ ОРГАНИЗАЦИИ РСО – 2. 18
2.1. Технико-экономическая характеристика РСО – 2. 18
2.2. Анализ состава и структуры персонала РСО – 2. 20
2.3. Система подготовки и переподготовки кадров РСО – 2. 23
Заключение. 29
Используемая литература. 31
Введение
Эффективная деятельность предприятий в условиях рыночной экономики становится возможным лишь при условии разработки планов развития, производственных программ, прогнозов социально-экономического развития предприятия.
Планирование создает следующие важные преимущества:
1. Делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;
2. Проясняет возникающие проблемы;
3. Стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе;
4. Улучшает координацию действий в организации;
5. Создает предпосылки для повышения образовательной подготовки менеджеров;
6. Увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией;
7. Способствует более рациональному распределению ресурсов;
8. Улучшает контроль в организации.
План по труду и заработной плате является одним из планов предприятия.
При разработке планов по труду и заработной платы главной задачей является предусмотреть систематическое повышение производительности труда как основного условия увеличения объема производства и повышения его эффективности. Показатель эффективности труда рассчитывается как годовая выработка нормативно чистой, товарной продукции в сопоставляемых ценам в расчете на одного среднесуточного работника промышленно-производственного персонала. Другим важным показателем является фонд заработной платы. Здесь же рассчитывается и средняя заработная плата работников. Для определения потребностей предприятий в рабочей силе разрабатывается балансовый расчет дополнительной потребности в рабочих и служащих и источников ее обеспечения.
Целью работы является:
- систематизация, решение и закрепление теоретических и практических знаний в области методологии и методики планирования деятельности предприятия и его развития;
- формирование практических навыков проведения технико-экономических плановых расчетов и обоснования альтернативных вариантов деятельности предприятия в качестве основы для принятия управленческого решения;
- умение самостоятельно работать с литературой и использовать знания при решении задач в области планирования в условиях рыночной экономики.
Задачей является установить насколько важно планирование труда и заработной платы на предприятии.
1. Персонал предприятия: состав и структура
1.1. Структура и состав работников предприятия
Все работники предприятия делятся на две категории: промышленно производственный персонал, занятый производством и его обслуживанием и персонал непромышленных организаций (работники жилищно-коммунального хозяйства, детских и врачебно-санитарных учреждений, принадлежащих предприятию и др.). Все занятые на предприятии подразделяются по категориям: рабочие, руководители, специалисты, служащие, для чего создан классификатор профессий и должностей.
К рабочим относятся лица, непосредственно участвующие в процессе создания материальных ценностей, а также занятые ремонтом, перемещением грузов, оказанием материальных услуг и т.д. Например, занятые управлением, регулированием и наблюдением за работой автоматов, автоматических линий; изготовлением материальных ценностей вручную; уходом за машинами, оборудованием; обслуживанием производственных и непроизводственных помещений.
Руководители - это работники, занимающие должности руководителей предприятий и их структурных подразделений. Например, директор, начальники, управляющие, заведующие, председатели, мастера, главный бухгалтер, главный инженер, главный механик, главный электрик, главный редактор, а также их заместители.
К специалистам относятся работники, занятые инженерно-техническими, экономическим и другими работами. Это могут быть: администраторы, бухгалтеры, диспетчеры, инженеры, инспектора, математики, нормировщики, механики, ревизоры, социологи, экономисты, юрисконсульты и др.
Служащие - это работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание. Ими являются: агенты, делопроизводители, кассиры, коменданты, секретари-машинистки, статистки, стенографистки и т.д [1].
Работники предприятия распределяются по профессиям, специальностям и квалификации.
Профессия характеризуется комплексом теоретических знаний и практических навыков, необходимых для выполнения определенной работы в одной из отраслей производства. Она предопределяется характером создаваемого продукта труда и специфическими условиями производства в данной отрасли.
Специальность - это дальнейшее разделение труда в пределах профессии.
Квалификация зависит от уровня специальных знаний и практических навыков работника и характеризует степень сложности выполняемого им данного конкретного вида работы.
В практике учета кадров различают списочный состав, среднесписочный и явочный. В списочный состав включаются все работники, принятые на постоянную, сезонную и временную работу на срок один день и более, со дня зачисления их на работу. В нем каждый календарный день учитываются как фактически работающие, так и отсутствующие на работе по каким-либо причинам. В отчетности по труду численность работников списочного состава приводится не только на определенную дату, но и в среднем за отчетный период (месяц, квартал, год). Численность на дату - это показатель численности работников списочного состава предприятия на определенное число отчетного периода (например, на первое или последнее число месяца), включая принятых и исключая выбывших в этот день работников. Для определения численности работников предприятия, учреждения, организации за какой-либо период недостаточно принимать численность работников на дату, так как в этих показателях не учитываются изменения, происшедшие в течение рассматриваемого периода. Для этого необходимо рассчитать среднесписочную численность работников, которая используется для исчисления производительности труда, средней заработной платы, коэффициентов оборота, текучести работников, и других показателей [1].
Среднесписочная численность работников за отчетный месяц определяется путем суммирования работников списочного состава за каждый календарный день отчетного месяца, т.е. с 1 по 31 число, включая праздничные (нерабочие) и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней отчетного месяца. Численность работников списочного состава за выходной или праздничный (нерабочий) день принимается равной списочной численности работников за предшествующий рабочий день. Для правильного определения среднесписочной численности работников необходимо вести ежедневный учет численности работников списочного состава, который уточняется на основании приказов (распоряжений) о приеме, переводе работников на другую работу и прекращения трудового договора. Среднесписочная численность работников за квартал определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы работы предприятия в квартале и деления полученной суммы на три. Среднесписочная численность работников за год рассчитывается путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы отчетного года и деления полученной суммы на 12. От списочного состава работников следует отличать явочный, который показывает, сколько человек из числа состоящих в списке явилось на работу. Число фактически работающих - это численность персонала, не только пришедшего, но и фактически приступившего к работе. Разность между явочным числом и числом фактически работающих позволяет определить число лиц, находящихся в целодневных простоях (из-за отсутствия электроэнергии, материала и т.д.). Учет численности работников дает возможность выяснить их распределение на разных участках предприятиях, а также изменения этого распределения [3].
Структура предприятия, структурного подразделения характеризуется соотношением различных категорий работников к их общей численности. В целях анализа структуры кадров определяется и сравнивается удельный вес каждой категории работников в общей среднесписочной численности персонала предприятия. Структура кадров определяется и анализируется по каждому подразделению, также может рассматривать по таким признакам, как возраст, пол, уровень образования, стаж работы, квалификация, степень выполнения норм и т.д [3].
В условиях рыночной экономики целесообразно не ограничиваться расчетами социально-демографических показателей структуры персонала на предприятии, поскольку необходимо проанализировать качественное соответствие работников уровню производства. Поэтому весьма важным является определение степени соответствия профессионально-квалифицированной структуры работников технико-организационному уровню производства. Для этих целей рассчитывается коэффициент соответствия работника выполняемой работе, который показывает, насколько профессионально-квалифицированный уровень работника отвечает сложности выполняемых им трудовых функций. Показатель рассчитывается для оценки рациональности использования отдельных работников и их профессионально-квалификационных групп по формуле:
,
где i - номер профессионально-квалификационной групп;
Xi - количество работников i-й квалификационной группы;
Yi - количество работников i-й профессиональной группы.
Структура промышленно-производственного персонала тем рациональнее, чем ближе к 1 значение данного коэффициента. В этом случае коэффициент указывает, что численность работников определенного профессионально-квалификационного уровня соответствует числу рабочих мест, труд которых предполагает наличие у работников именно данного уровня подготовки.
1.2. Структура фонда заработной платы
Структура фонда заработной платы на предприятии довольно сложна. Помимо прямой оплаты за проработанное время, либо производственную продукцию (при сдельной или договорной оплате) в фонд включаются стимулирующие и компенсирующие выплаты, а также все денежные суммы, выплачиваемые за не проработанное время, если согласно действующему трудовому законодательству за работниками сохраняется заработная плата. В частности:
1) оплата за отработанное время:
а) заработная плата, начисленная работникам по тарифным ставкам и окладам за отработанное время.
б) заработная плата, начисленная за выполненную работу работникам по сдельным расценкам, в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ и оказания услуг).
в) стоимость продукции, выданной в порядке натуральной оплаты.
г) премии и вознаграждения (включая стоимость натуральных премий), носящие регулярный или периодический характер, независимо от источников их выплаты.
д) стимулирующие доплаты и надбавки к тарифным ставкам и окладам (за профессиональное мастерство, совмещение профессий и должностей, допуск к государственной тайне и т.п.)[2].
е) ежемесячные или ежеквартальные вознаграждения (надбавки) за выслугу лет, стаж работы (кроме сумм, указанных в пункте В.2).
ж) компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда:
· выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда: по районным коэффициентам; коэффициентам за работу в пустынных, безводных местностях и в высокогорных района; процентные надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера, в приравненных к ним местностях и других районная с тяжелым природно-климатическими условиями;
· доплаты за работу во вредных или опасных условиях и на тяжелых работах;
· доплаты за работу в ночное время;
* оплата работы в выходные дни и праздничные дни;
плата сверхурочной работы;
оплата работникам за дни отдыха (отгулы), предоставленные в связи с работой сверх нормальной продолжительности рабочего времени при вахтовом методе организации работ, при суммированном учете рабочего времени и в других случаях, установленных законодательством;
доплаты работникам, постоянно занятым на подземных работах, за нормативное время их передвижения в шахте (руднике) ствола к месту работы и обратно [2].
з) оплата труда квалифицированных рабочих, руководителей, специалистов предприятии и организаций, освобожденных от основной работы и привлекаемых для подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников.
и) комиссионное вознаграждение, в частности, штатным страховым агентам, штатным брокерам.
к) гонорар работникам, состоящим в списочном составе работников редакций газет, журналов и иных средств массовой информации.
л) оплата услуг работников бухгалтерией за выполнение ими письменных поручений работников по перечислению страховых взносов из заработной платы.
м) оплата специальных перерывов в работе.
н) выплата разницы в окладах работникам, трудоустроенным из других предприятий и организаций, с сохранением в течение определенного срока размеров должностного оклада по предыдущему месту работы.
о) выплата разницы в окладах при временном заместительстве.
п) суммы, начисленные за выполненную работу лицам, привлеченным для работы на предприятии, согласно специальным договорам с государственными организациями (на предоставление рабочей силы, например военнослужащих) как выданные непосредственно этим лицам, так и перечисленные государственным организациям.
р) оплата труда лиц, принятых на работу по совместительству.
с) оплата труда работников не списочного состава (указанные ниже суммы не учитываются в фонде заработной платы работников списочного состава предприятия, учреждения, организации):
* лиц, не состоящих в списочном составе работников предприятия (организации), за выполнение работ по гражданским договорам, если расчеты за выполненную работу производятся предприятием с физическими, а не с юридическими лицами. При этом размер средств на оплату труда этих физических лиц определяется исходя из сметы на выполнение работ (услуг) по этому договору и платежных документов;
* услуг (гонорар) работников не списочного состава (за переводы, консультации, чтение лекций, выступление по радио и телевидению и т.д.).
2) оплата за неотработанное время:
а) оплата ежегодных и дополнительных отпусков (без денежной компенсации за неиспользованный отпуск).
б) оплата дополнительно предоставленных по коллективному договору (сверх предусмотренных законодательством) отпусков работникам.
в) оплата льготных часов подростков.
г) оплата учебных отпусков, предоставленных работникам, обучающимся в образовательных учреждениях.
д) оплата на период обучения работников, направленных на профессиональную подготовку, повышение квалификации или обучение вторым профессиям [3].
е) оплата труда работников, привлекаемых к выполнению государственных или общественных обязанностей.
ж) оплата, сохраняемая по месту основной работы за работниками, привлекаемыми на сельскохозяйственные и другие работы.
з) суммы, выплаченные за счет средств предприятия, за не проработанное время работникам, вынуждено работающим неполное рабочее время по инициативе администрации.
и) оплата работникам-донарам за дни обследования, сдачи крови и отдыха, предоставляемого после каждого дня сдачи крови.
к) оплата простоев не по вине работника.
л) оплата за время вынужденного прогула.
3) единовременные поощрительные выплаты:
а) единовременные (разовые) премии независимо от источников их выплаты.
б) вознаграждение по итогам работы за год, годовое вознаграждение за выслугу лет (стаж работы).
в) материальная помощь, предоставленная всем или большинству работников.
г) дополнительные выплаты при предоставлении ежегодного отпуска (сверх нормальных отпускных сумм в соответствии с законодательством).
д) денежная компенсация за неиспользованный отпуск.
е) стоимость бесплатно выдаваемых работникам в качестве поощрения акций или льгот по приобретению акций.
ж) другие единовременные поощрения, включая стоимость подарков.
4) выплаты на питание, жилье, топливо:
а) стоимость бесплатно предоставленных работникам отдельных отраслей экономики питания и продуктов (в соответствии с законодательством).
б) оплата (полная или частичная) стоимости питания, в том числе в столовых, буфетах, в виде талонов, предоставления его по льготным ценам или бесплатно (сверх предусмотренной законодательством).
в) стоимость бесплатно предоставленных работникам отдельных отраслей экономики (в соответствии с законодательством) жилья и коммунальных услуг или суммы денежной компенсации за не предоставление их бесплатно.
г) средства на возмещение расходов работников по оплате жилья (сверх предусмотренных законодательством).
д) стоимость бесплатно предоставленного работникам топлива.
Заработная плата определяется исходя из планируемого рабочего времени и объема производства по тарифным ставкам, окладам или сдельным расценкам. В качестве методики можно рекомендовать следующий порядок определения величины фонда заработной платы рабочих, руководителей, специалистов и служащих [1].
Фонд заработной платы рабочих включает прямую (тарифную) заработную плату и все доплаты к ней. Прямая заработная плата состоит из сумм сдельных расценок, выплачиваемых рабочим-сдельщикам, и заработной платы рабочих-повременщиков, исчисляемой по тарифным ставкам.
При планировании определяют фонд часовой заработной платы, фонд дневной заработной платы, фонд годовой (квартальной месячной) заработной платы.
Плановый фонд заработной платы рабочих – повременщиков находится из соотношения:
ФЗПпов=Тсповi • Чпi • Фплi,
где Тсповi - часовая тарифная ставка рабочего-повременщика i-го разряда;
Чпi - численность рабочих-повременщиков i разряда;
Фплi - плановый фонд рабочего времени i-го разряда.
Фонд заработной платы руководителей, специалистов и служащих (ФЗПрсс) определяется по должностным окладам путем умножения месячного оклада каждой группы работников на число месяцев в году и на число работников в группе. Например, фонд заработной платы руководителей (ФЗПр):
ФЗПр = 12 • Чi • Окi,
где 12 - число месяцев в году;
Чi - численность руководителей, имеющих одинаковый должностной оклад, чел.;
Окi - месячный оклад данной группы руководителей, руб.
Аналогично исчисляется фонд заработной платы специалистов и служащих.
В фонд оплаты труда включаются также выплаты стимулирующего характера - премии. Их размер по сдельно-премиальной и повременно-премиальной системам оплаты труда (Зпр) определяется в соответствии с действующими премиальными системами на предприятии. Для этого используются формулы:
, ,
где Ппр - процент премии к сдельной заработной плате или тарифной ставке.
Процент премии за выполнение и перевыполнение научно обоснованных норм устанавливается из следующей зависимости:
Зпр = ФЗПсд • Ппер • Ппр • Унон • У,
где Ппер - процент выполнения норм;
Ппр - процент премии за каждый процент перевыполнения норм;
Унон - удельный вес научно обоснованных норм по трудоемкости;
У - удельный вес рабочих, премируемых за невыполнение и перевыполнение научно обоснованных норм в общей численности рабочих сдельщиков.
Составной частью фонда оплаты труда являются выплаты компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда. Это следующие виды выплат:
а) по районным коэффициентам, коэффициенты за работу в пустынных, безводных и высокогорных районах. Величина выплат (Фврк) определяется так:
Фврк=ФЗП • (К-1),
где К - соответствующий коэффициент выплат;
б) надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы (ФЗПнс), исчисляемые по формуле:
,
где Чi - численность работников соответствующего стажа работы, чел.;
Тзпi - прямая (тарифная) заработная плата соответствующего работника, руб.;
Кi - величина надбавки за стаж работы, %;
в) доплаты за условия труда (Фдут):
,
где Чi - численность работников, работающих в тяжелых и вредных, а также в особо тяжелых и особо вредных условиях труда, чел.;
Тзпi - прямая (тарифная) заработная плата соответствующего работника, руб.;
Кi-величина надбавки за отклонение от нормальных условий труда, %;
г) доплата за работу в ночное (вечернее) время:
,
где Чi - численность работников, работающих соответственно в ночной и вечерней сменах;
Тстi - тарифная ставка работников i -й группы, руб.;
Тнвi - фонд ночного, вечернего времени, ч;
Кнвi - процент доплат к тарифной ставке за каждый час ночной, вечерней смены, %;
д) оплата за работу в выходные и праздничные (нерабочие) дни (Фовд):
Фовд = Чi • Тстi • Тсм • Дi • Квн,
где Чi - соответствующая численность работников, которые будут работать в праздничные дни, чел.,
Тстi - тарифная ставка (сдельная расценка) i-ой группы работников, руб.;
Тсм - продолжительность смены, ч;
Дi - количество праздничных дней в году для соответствующей группы работников, дн.;
Квн - коэффициент доплат;
В состав фонда оплаты труда включаются также денежные суммы за не проработанное время в соответствии с законодательством [1]:
а) оплата ежегодных и дополнительных отпусков (Фоо):
Фоо = СЗПпл • Отпл,
где СЗПпл - средняя заработная плата работников, руб.;
Отпл - средняя плановая продолжительность отпуска, дн.;
б) доплата матерям за время перерывов на кормление грудных детей и доплата подросткам за сокращенный рабочий день.
Доплаты кормящим матерям (Допм) определяются по формуле:
Допм = П • ФЗПчас,
где П - процент перерывов одного рабочего к реальному фонду рабочего времени одного рабочего;
ФЗПчас, - фонд часовой заработной платы [1].
Для руководителей, специалистов и служащих определяется среднегодовая заработная плата, а для рабочих - среднегодовая, среднедневная и среднечасовая по формулам:
, или ,
где ФЗПр - фонд заработной платы, руб.;
Фпл - рассчитанное число чел. - час., чел. - дней работы;
Чсп - среднесписочное число рабочих в расчетном периоде.
2. АНАЛИЗ ЧИСЛЕННОСТИ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ КАДРОВ ОРГАНИЗАЦИИ РСО – 2
2.1. Технико-экономическая характеристика РСО – 2
Второй региональный специализированный отряд РСО – 2. Его предназначение – тушение пожаров, ликвидация аварий, химических выбросов, взрывов и их последствий, спасание людей и оказание им первой до врачебной помощи.
У каждой организации должна быть своя материально – техническая база. В РСО – 2 материально – техническая база состоит из десяти боевых машин, из них четыре постоянно находятся в боевом резерве, т.е. способны в любую ми нуту заменить неисправную технику находящуюся в боевом расчете. Также в материально – техническую базу входят два автобуса, грузовой автомобиль, бензовоз и три легковых автомобиля. Два раза в месяц каждый автомобиль проходит техническое обслуживание, а так как на 40 % техника устарела то техническое обслуживание автомобилей приходится выполнять чаще.
Численность состава РСО – 2 состоит из 129 человек. А именно: начальник РСО – 2 и три его заместителя; отдел кадров состоит из трех человек; бухгалтерия состоит из четырех; один начальник склада; пять диспетчеров; четыре начальника караула; начальник штаба; четыре инженера штаба; шестьдесят восемь человека мастера – пожарные; тридцать пять водителей.
Фонд заработной платы определяется по должностным окладам путем умножения месячного оклада каждой группы служащих на число месяцев в году и на число служащих в группе.
ФЗП = 12 • Ч • О,
где 12 – число месяцев в году;
Ч – численность служащих, имеющих одинаковый должностной оклад, чел.;
О – месячный оклад данной группы служащих, руб.
Рассмотрим фонд заработной платы начальников, мастеров – пожарных, водителей:
ФЗПн = 12 • 4 • 3000 = 144000 руб.
ФЗПп = 12 • 68 • 1500 = 1224000 руб.
ФЗПв = 12 • 35 • 1600 = 672000 руб.
Среднегодовая заработная плата определяется по формуле:
СЗП = ФЗП • Чсп,
где ФЗП – фонд заработной платы, руб.;
Чсп – среднесписочное число служащих определенной группы в расчетном периоде.
Рассмотрим среднегодовую заработную плату начальников, мастеров- пожарных, водителей:
СЗПн = 144000 • 4 = 36000 руб.
СЗПп = 1224000 • 68 = 18000 руб.
СЗПв = 672000 • 35 = 19200 руб.
Из расчетов видно, что ФЗП у начальников равен 144000 рублей, у мастеров-пожарных 1224000 рублей, у водительского состава 672000 рублей. Среднегодовая заработная плата у начальников равна 36000 рублей, у мастеров-пожарных равна 18000 рублей, у водительского состава 19200 рублей.
2.2. Анализ состава и структуры персонала РСО – 2
Проанализируем изменения состава в РСО – 2 за пять лет, с 1995 по 2000 год. В начале 1995 года среднесписочная численность состава составила 169 человек.
Начальник отряда и три его заместителя, четыре начальника караула, начальник штаба, четыре инженера штаба, начальник склада, в отдел кадров входило четыре человека, в бухгалтерию четыре человека, пять диспетчеров, девяносто шесть человек мастера-пожарные, сорок шесть человек водителей.
Два водителя и один пожарный ушли на пенсию, один пожарный уволился по собственному желанию, одного пожарного и одного водителя уволили за нарушение трудовой дисциплины. Принято на работу, было, пять человек, два водителя и три мастера-пожарные.
Рассмотрим текучесть кадров за 1995 год. Текучесть кадров характеризуется количеством служащих, уволившихся по собственному желанию или уволенных за прогул, или другие нарушения трудовой дисциплины. Отношение этого количества к среднесписочному числу позволяет определить ее относительный уровень. Как правило, он исчисляется в процентах:
Кт = 100 • (Чусж + Чупн)/Чс,
где Кт – коэффициент текучести, %;
Чусж – число служащих, уволившихся по собственному желанию;
Чупн – число служащих, уволенных за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины;
Чс – среднесписочное число служащих.
Кт = 100 • (4 + 2)/ 169 = 3.55 %
Коэффициент текучести кадров за 1995 год составил 3.55 %.
Общий коэффициент оборота определяется отношением суммы принятых и уволенных к среднесписочному числу служащих:
Ко = 100 • (Чп + Чу)/ Чс,
где Ко – общий коэффициент оборота;
Чп – число принятых;
Чу – число уволенных;
Чс – среднесписочное число.
Ко = 100 • (6 + 5)/ 168 = 6.54 %
Общий коэффициент оборота к концу 1995 год составил 6.54 %.
В начале 1996 года среднесписочная численность состава РСО – 2 составила 168 человек. Начальник отряда и три его заместителя, четыре начальника караула, начальник штаба, четыре инженера штаба, начальник склада, в отдел кадров входило четыре человека, в бухгалтерию четыре человека, пять диспетчеров, девяносто шесть человек мастера-пожарные, сорок пять человек водителей. На пенсию ушли два пожарных, по собственному желанию уволился один водитель, приняли на работу одного водителя и одного пожарного. Коэффициент текучести равен:
Кт = 100 • (3 + 0) / 168 = 1.78 %
Общий коэффициент оборота к концу года равен:
Ко = 100 • (2 + 3) / 167 = 2.99 %
В начале 1997 году среднесписочная численность состава РСО –2 составила 167 человек. Начальник отряда и три его заместителя, четыре начальника караула, начальник штаба, четыре инженера штаба, начальник склада, в отдел кадров входило четыре человека, в бухгалтерию четыре человека, пять диспетчеров, девяносто пять человек мастера-пожарные, сорок пять человек водителей. На пенсию ушли один начальник караула, три пожарных, один водитель, и один диспетчер. Приняли на работу одного начальника караула, двоих водителей, четырех пожарных и одного диспетчера.
Коэффициент текучести за 1997 год составил:
Кт = 100 • (6 + 0) / 167 = 3.59 %
Общий коэффициент оборота к концу 1997 года составил:
Ко = 100 • (6 + 8) / 169 = 8.28 %
В начале 1998 году среднесписочная численность состава РСО – 2 составила 169 человек. Начальник отряда и три его заместителя, четыре начальника караула, начальник штаба, четыре инженера штаба, начальник склада, в отдел кадров входило четыре человека, в бухгалтерию четыре человека, пять диспетчеров, девяносто шесть человек мастера-пожарные, сорок шесть человек водителей. В середине года произошло большое сокращение штатов. Под сокращение попали: один человек с отдела кадров, двадцать восемь мастеров-пожарных, одиннадцать водителей. В общей сложности под сокращение попало сорок человек. Рассчитаем коэффициенты текучести и общий коэффициент оборота за 1998 год, они равны:
Кт = 100 • 40 / 169 = 23.66 %
Ко = 100 • 40 / 129 = 31 %
В начале 1999 года среднесписочная численность состава РСО - 2 составила 129 человек. Начальник РСО – 2 и три его заместителя; отдел кадров состоит из трех человек; бухгалтерия состоит из четырех; один начальник склада; пять диспетчеров; четыре начальника караула; начальник штаба; четыре инженера штаба; шестьдесят восемь человека мастера – пожарные; тридцать пять водителей. По собственному желанию ушел начальник штаба, на его должность был принят другой. Таким образом, коэффициенты текучести и коэффициент оборота за 1999 год равны:
Кт = 100 • 1/129 = 0.8 %
Ко = 100 • (1 + 1) / 129 = 1.55 %
Отсюда видно, что за пять лет из РСО – 2 уволилось шестнадцать человек, из них двое – за нарушение трудовой дисциплины. Принято на работу было шестнадцать человек, сорок человек попало под сокращение. Самые высокие коэффициенты были за 1998 год, самые низкие в 1999 году. Это связанно с большим сокращением кадров, которое было в 1998 году.
2.3. Система подготовки и переподготовки кадров РСО – 2
Организации имеют постоянную потребность в повышении производительности труда своих работников. Многие организации при этом заботятся и об общем качестве трудовых ресурсов. Одним из способов достижения этой цели является набор и отбор наиболее квалифицированных и способных новых работников. Однако этого недостаточно. Руководство должно также проводить программы систематического обучения и подготовки работников, помогая полному раскрытию их возможностей в организации.
Подготовка представляет собой обучение работников навыкам, позволяющим поднять производительность их труда. Конечная цель обучения заключается в обеспечении своей организации достаточным количеством людей с навыками и способностями, необходимыми для достижения целей организации.
Значение обучения широко признано. К сожалению, многие руководители не осознают всех связанных с этим сложностей. Обучение полезно и требуется в трех основных случаях. Во-первых, когда человек поступает в организацию. Во-вторых, когда служащего назначают на новую должность или когда ему поручают новую работу. В-третьих, когда проверка установит, что у человека не хватает определенных навыков для эффективного выполнения своей работы. Обучение — это большая, специализированная область. Специфические методы обучения весьма многочисленны, причем их нужно приспосабливать к требованиям профессии и организации. Некоторые основные требования, обеспечивающие эффективность программ обучения, сводятся к следующему:
1. Для обучения нужна мотивация. Люди должны понимать цели программы, каким образом обучение повысит их производительность и, тем самым, их собственное удовлетворение своей работой.
2. Руководство должно создать климат, благоприятствующий обучению. Это подразумевает поощрение учащихся, их активное участие в процессе обучения, поддержку со стороны преподавателей, желание отвечать на вопросы. Важным моментом может оказаться и создание определенной физической среды. Некоторые организации предпочитают проводить обучение в специальных центрах, а не в помещениях своей организации.
3. Если навыки, приобретаемые посредством обучения, являются сложными, то процесс обучения следует разбить на последовательные этапы. Участник программы должен иметь возможность отработать на практике навыки, приобретенные на каждом этапе обучения, и уже только затем двигаться дальше.
4. Учащиеся должны почувствовать обратную связь по отношению к результатам обучения, необходимо обеспечить положительное закрепление пройденного материала. Это может происходить в форме похвалы или признания успехов со стороны преподавателя, либо, в случае компьютеризированных современных систем обучения, в виде непосредственной обратной связи при правильном решении задач, предложенных программой.
Подготовка осуществляется в системе, позволяющей специалисту, прежде всего, приобрести знания, необходимые для предстоящего выполнения требуемого задания. Приобретенные знания используются для формирования умения. Умение рассматривается как процесс эффективной организации временных связей на основе ранее полученных знаний. Чем шире объем знаний, тем разнообразнее умение. Умение позволяет выработать у исполнителя важные производственные качества: организованность, способность правильного выбора приемов и методов, а также оценки результатов своей деятельности. Оно может быть приобретено разными средствами, в том числе инструктажем, подражанием лучшим образцам трудовой деятельности, личным поиском. Поэтому разнообразны и умения: познавательные, обще трудовые, конструктивно – технические, организационно – технологические, операционно-контрольные. Высоким по уровню следует считать умение, требующее больших знаний и использующее разнообразные приемы и методы труда. Умения отличаются от знаний тем, что всегда связаны с практикой. Есть знания, которые не сопровождаются умениями (например, можно хорошо знать устройство автомобиля и не уметь его отремонтировать). Однако ни одно умение не может быть реализовано без знания. Его цель – подготовить исполнителя к приобретению навыков.
Профессиональное умение в процессе своего формирования проходит ряд этапов, представленных в таб. 2.1. Приобретаемые человеком профессиональные умения не только определяют качество его трудовой деятельности, обогащают опыт, но и становятся качествами личности, умелостью.
Закрепление умений в навык – сложный процесс, требующий времени и условий. В фазе умения каждая операция осуществляется медленно, с сопутствующими статистическими элементами, нарушением ритма, приложением большей силы, чем требует данная операция. Те же действия на стадии навыка выполняются не только быстрее и точнее, но и экономичнее, увереннее, стабильнее. Отсюда следует, что навык – это закрепленное упражнением умение квалифицированно выполнять определенное профессиональное действие в установленную единицу времени.
Процесс внутриорганизационного обучения является непосредственной задачей линейного руководства и неотъемлемой частью стратегии
Таблица 2.1
Этапы формирования умений
Этапы |
Психологическая структура |
1. Первоначальное умение |
Осознание цели действия и поиск способов его выполнения, опирающихся на ранее приобретенные знания и навыки. Деятельность методом проб и ошибок |
2. Недостаточно умелая деятельность |
Наличие знаний о способах выполнения действия и использования и использование ранее приобретенных, не специфических для данной деятельности навыков |
3. Отдельные общие умения |
Ряд высокоразвитых, но узких умений, необходимых в различных видах деятельности |
4. Высоко развитое умение |
Творческое использование знаний и навыков данной деятельности с сознанием не только цели, но и мотивов выбора, способов достижения цели |
5. Мастерство |
Творческое использование различных умений |
развития потенциала кадров, что требует создания эффективной системы подготовки и переподготовки персонала. Для каждой категории работников необходимо разработать собственную подсистему подготовки и переподготовки.
Определение потребности в обучении зависит от результатов освоения новой работы, перевода на другую работу, продвижения по службе, внесения изменений в законодательство, при реорганизации, аттестации и т.п.
Заключительным этапом является оценка результатов обучения, на котором подводится его итоги, выявляется степень достижения цели, экономическая эффективность обучения, сроки окупаемости затрат. Так в РСО – 2 один раз в квартал сдают зачеты мастера-пожарные и водители, тем самым, подтверждая или повышая свой класс, в зависимости от полученного результата.
Среди значительного многообразия методов обучения целесообразно выделить следующие: самосовершенствование, наставничество, обучение на рабочих местах, введение в должностные обязанности, ротация работ, плановые курсы совершенствования, активное обучение, дистантное обучение, консультирование. Руководство организации должно решить, какой из методов обучения наиболее приемлем для той или иной категории работников или даже отдельного работника.
Руководители служб по управлению персоналом обязательно должны оценивать результаты обучения, используя количественную шкалу для оценки по ряду вопросов: насколько понравилось учащимся содержание учебного курса, была ли программа интересной. Необходимо проконтролировать появление у обучающихся новых полезных знаний. Приоритетными качественными показателями являются профессионализм, коммуникации, технические навыки. Если рассматривать профессиональное образование как систему, то в ней необходимо выделить два этапа. Первый – собственно профессиональная подготовка. Второй – последующие усилия, предпринимаемые для углубления, расширения и дополнения ранее приобретенной квалификации.
Повышение квалификации – обучение, обусловленное изменением характера и содержанием труда специалистов на занимаемой должности, моральным старением знаний. При этом в зависимости от целей приобретенная ранее квалификация должна быть сохранена, приведена в соответствие с изменившейся обстановкой или использована для профессионального продвижения по службе. Данный подход к повышению квалификации непосредственно вытекает из концепции непрерывного образования, в основе которой лежит принцип организации ступенчатого организационного обучения персонала.
Переподготовка – это приобретение базовых знаний, свойственных другой специальности, профессии, а также развитие навыков их применения в производственной деятельности. Необходимость такого обучения связана с переменой профессиональной деятельности.
Виды профессиональной подготовки очень разнообразны. Типичными являются: направленная передача опыта, планомерная и систематическая смена рабочего места, проведение новых переводов на новую должность, что часто связанно с выполнением задач руководства, проведение дискуссий по актуальным трудовым вопросам и др., т.е. организованная форма повышения квалификации. Наряду с ней большое значение имеет неорганизованная или самостоятельная форма, когда необходимые знания получают из специальных журналов, лекций, заседаний, семинаров, бесед, дискуссий по обмену опытом, посещений выставок и др.
Цель профессиональной подготовки – достижение новой ступени квалификации в качестве рабочего – специалиста. Обычно переподготовка проводится в центрах, обслуживающих множество организаций. Так в пожарной охране Хабаровского края имеется учебный центр для подготовки и переподготовки кадров. Перед тем как вступить на занимаемую должность работник обязан пройти обучение в этом учебном центре. Но и этих знаний недостаточно, поэтому новичку закрепляют наставника, чтобы он контролировал его обучение на рабочем месте и самосовершенствование.
Заключение
Прогнозирование квалификации кадров имеет большое значение в процессе осуществления организационных мероприятий, которые касаются персонала. Заранее проведенный прогноз позволяет решить возникающие проблемы и дать ожидаемый эффект.
Успешная программа по развитию кадров способствует созданию рабочей силы, обладающей более высокими способностями и сильной мотивацией к выполнению задач, стоящих перед организацией. Таким образом, как для блага самой организации, так и для блага личного состава организации, руководство должно постоянно работать всемерным повышением потенциала кадров. В РСО – 2 присутствуют такие методы обучения как: наставничество; обучение на рабочем месте; плановые курсы совершенствования; активное обучение.
Характерно и то, что руководство ведет контроль о получении необходимых знаний.
Параметры организационной программы и организационная структура организации определяют требуемое количество рабочей силы и ее качество. С помощью кадрового прогнозирования можно уменьшить текучесть кадров, оценивая возможности карьеры специалистов в пределах организации.
Суть прогнозирования в том, что оценка принимает вид постоянного отслеживания, а не периодических мероприятий. Независимо от используемого метода, прогнозы представляют собой определенные приближения и не должны рассматриваться в качестве абсолютно верного результата. Надежность прогноза определяется вероятностью наступления прогнозируемого события, т.е. реализации соответствующей прогностической оценки. Чем они выше, тем и выше надежность.
Точность и надежность прогнозов являются в значительной мере условными показателями. Прогнозы опираются на целую систему методов, среди которых, статистические методы прогнозирования занимают важное место в прогнозировании. Важную роль при статистическом подходе к прогнозированию определяют числовые параметры, которые становятся непосредственным инструментом прогнозирования. Располагая статистическими данными, можно получить варианты прогноза, отвечающие определенным условиям и гипотезам. Статистическая модель преследует одну цель – не заменить суждения и опыт специалиста, а дать ему в руки инструмент, позволяющий более глубоко проникнуть в истину исследуемых явлений, инструментом в которой обобщена и приведена в систему, разнообразная статистическая информация.
Получаемые прогнозы имеют смысл только в рамках тех условий, гипотез и предложений, которые были учтены при их применении для прогнозирования.
Сделав оценку численности персонала нетрудно заметить, что численность персонала РСО-2 за последние пять лет сильно изменилась в отрицательную сторону. Причем значительное уменьшение численности произошло в середине 1998 года. Как бы там не было, но успех организации несомненно зависит от наличия необходимых служащих, в необходимое время на правильно выбранных должностях.
Используемая литература
1. Адамчук В.В. Экономика труда – М: “ЮНИТИ” 1996 г.
2. Адамчук В.В. Романов О.В. Сорокина М.Е. Экономика и социология труда – М: “ЮНИТИ” 1999 г.
3. Волгин А. П. Управление персонал в условиях рыночной экономики: Учебник – М: Просвещение, 1992 г.
4. Генкин Б.М. Основы управления персоналом: Учебник – М: Норма 1996 г.
5. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник – М: ИНФРА – М, 1994 г.
6. Глущенко В.В. Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование-планирование – М: Крылья, 1997 г.
7. Грачев М.В. Суперкадры: Учебник – М: Просвещение, 1993 г.
8. Громова Н.Н. Кадровое прогнозирование: Учебник – М: Дело, 1993 г.
9. Дятлов В.А. Управление персоналом: Учебное пособие - М.: Новое знание1996 г.
10. Ефремов С.М. Менеджмент организации: Учебник – М: НОРМА, 1993 г.
11. Мескон М. Альберт М. Хедоури Ф. Основы менеджмента: Учебник – М.: Норма – М, 1993 г.
12. Морозова Т.Г. Пикулькина А.В. Прогнозирование и планирование в условиях рынка – М: Учебное пособие: ЮНИТИ, 1999 г.
13. Одегов Ю.Г. Журавлев П.В. Управление персоналом.- М: Посвещение, 1997г.
14. Синяев Д.М. Прогнозирование развития коллектива – М: Экономика, 1994 г.
15. Травин В.В. Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента – М: Дело, 1995 г.
16. Травин В.В. Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия – М: Экономика, 1998 г.
17. Тихонов Р.Е. Кадры предприятия – М: ЮНИТИ, 1993 г.
18. Черныш Е.М. Молчанова Н.П. Новикова А.А. Салтыкова Т.А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка – М: Просвещение, 1999 г.
19. Щекин Г.В. Основы кадрового менеджмента – М: Учебник 1993 г.
20. Мокий М.С. и др. Экономика предприятия: Учеб. Пособие. – М.: Инфра – М, 2002г.