МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ-

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ









КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Рынок ценных бумаг»

на тему

«СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТЫХ СТРАНАХ»

 




                                                          Исполнитель: Комолова А.В.              Специальность: бух. учет, анализ и аудит

                                                       Группа: 05 БУ - Ковров

                                                       № зачетной книжки: 06ДБД51180

                                                       Руководитель:




г. Ковров – 2009

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение …………………………………………………………………………. 3

1.   Цели и принципы регулирования рынка ценных бумаг …………………. 4

2.   Законы, регулирующие рынок ценных бумаг …………………………….. 8

3.   Органы государственного регулирования ………………………………… 9

Задача ……………………………………………………………………………15

Заключение………………………………………………………………………16

Список использованной литературы………………………………………...18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В  В  Е  Д  Е Н И  Е


         Увеличение выпуска ценных бумаг, рост и развитие фондовых рынков в различных странах свидетельствуют о том, что ценные бумаги продолжают играть важную роль альтернативного источника финансирования экономики и государства.

         Рынок ценных бумаг, который состоит из первичного, биржевого и «уличного» внебиржевого рынков, развивается в условиях различных противоречий. Как свидетельствует мировая практика, на фондовых рынках все большее значение приобретает коллективный инвестор в лице различных кредитно-финансовых институтов. Причем особенно сильно в последние 20 лет выросла на фондовых рынках роль специализированных небанковских кредитно-финансовых институтов, таких, как страховые компании, пенсионные фонды и инвестиционные компании, которые обеспечивают в основном долгосрочное финансирование экономики через приобретение акций и облигаций. При этом с рынков все больше вытесняется мелкий инвестор.  

         Положение на фондовых рынках во многом определяется позицией государства, которое выполняет двоякую роль: с одной стороны, оно обеспечивает на рынках предложение различных государственных ценных бумаг, а с другой — выполняет роль регулятора рынка, так как довольно часто происходят биржевые крахи и резкое колебание курсов различных ценных бумаг. В ряде стран государство третирует рынок ценных бумаг, так как, выпуская ежегодно значительные объемы государственных ценных бумаг и реализуя их на рынке, оно забирает также большие массы ссудного капитала для финансирования хронических дефицитов государственных бюджетов. Такая тенденция на фондовых рынках проявляется практически   во   всех   крупных   развитых  странах.

1.     ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ

РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ


Проблема регулирования рынка ценных бумаг возникла в начале 30-х гг. ХХ в. после мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. (Великой экономической депрессии).

Регулирование рынка ценных бумаг необходимо для упорядо­чения деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Регулирование рынка ценных бумаг охватывает:

-   государственное регулирование;

- регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка. Госу­дарство может передать часть своих функций по регулиро­ванию уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг; пос­ледние также могут договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отно­шению ко всем участникам данной организации;

-   общественное регулирование, или регулирование через об­щественное мнение. В конечном счете, именно реакция широ­ких слоев общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг является первопричиной тех или иных регуля­тивных действий государства или профессионалов рынка.

Регулирование рынка ценных бумаг нацелено на:

- поддержание порядка на рынке, создание нормальных усло­вий для работы всех участников рынка;

- защиту участников рынка от недобросовестности и мошен­ничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций;

- обеспечение свободного и открытого процесса ценообразо­вания на ценные бумаги на основе спроса и предложения;

- создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности, а каждый риск адекватно вознаграждается;

- формирование (в определенных случаях) новых рынков, под­держку необходимых обществу рынков и рыночных струк­тур, рыночных начинаний и нововведений;

- достижение каких-либо общественных результатов (напри­мер, повышение темпов роста экономики, снижение уровня безработицы и т.д.).

Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает в себя:

- создание нормативной базы функционирования рынка — раз­работку законов, постановлений, инструкций, правил, ме­тодических положений и других нормативных актов, кото­рые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;

- отбор профессиональных участников рынка, соответствующих определенным требованиям по знаниям, опыту и капиталу;

- контроль за выполнением всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка;

- систему санкций за отклонение от норм и правил, установ­ленных на рынке.

Принципы регулирования российского рынка ценных бумаг зависят от существующих в стране политических и экономичес­ких условий и при этом отражают проверенную временем истори­ческую практику мирового рынка ценных бумаг.

Основными прин­ципами регулирования являются:

- разделение подходов в регулировании отношений между эми­тентом и инвестором, с одной стороны, и участниками рын­ка—с другой. В первом случае регулируются отношения меж­ду владельцем прав по ценной бумаге и лицом, по ней обязан­ным, во втором — отношения, которые возникают в момент заключения и исполнения сделки между эмитентом и профес­сиональным участником, инвестором и профессиональным участником или между профессиональными участниками;

- выделение из всех видов ценных бумаг так называемых ин­вестиционных — выпускаемых массово, сериями, рынок ко­торых может быть быстро организован. Именно такие бума­ги нуждаются в тщательном регулировании, поскольку опе­рируя подобными инструментами, злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам рынка;

- максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка — эмитентах, круп­ных инвесторах и профессиональных участниках;

- обеспечение конкуренции как механизма объективного по­вышения качества услуг и снижения их стоимости. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирую­щими органами;

- разделение полномочий между регулирующими органами. Нормотворчество и нормоприменение не могут совмещать­ся в одном лице;

- обеспечение гласности нормотворчества, широкое публич­ное обсуждение путей решения проблем рынка;

- соблюдение принципа преемственности российской систе­мы регулирования рынка ценных бумаг, имеющей опреде­ленную историю и традиции;

- оптимальное распределение функций регулирования рынка ценных бумаг между государственными и негосударствен­ными органами управления - коммерческими и обществен­ными организациями.

Роль государства в регулировании рынка ценных бумаг сво­дится к следующему:

- идеологическая и законодательная функция (концепция раз­вития рынка, программа ее реализации, управление програм­мой, законодательные акты для запуска и развития рынка);

- концентрация ресурсов (государственных и частных) на цели строительства и в первую очередь на опережающее создание инфраструктуры;

- установление «правил игры» (требований к участникам опе­рационных учетных стандартов);

- контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рын­ка (регистрация и контроль за входом на рынок, регистра­ция ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инве­стиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контроль за соблюдением правовых и этических норм, при­менение санкций);

- создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг, ее открытость для инвесторов;

- формирование системы защиты инвесторов от потерь (госу­дарственные или смешанные схемы страхования инвестиций);

- предотвращение негативного воздействия на фондовый ры­нок других видов государственного регулирования (моне­тарного, валютного, фискального, налогового);

- предупреждение чрезмерного развития рынка государствен­ных ценных бумаг (отвлекающего часть денежного предло­жения инвестиционных ресурсов на покрытие непроизво­дительных расходов государства).

Большинство этих задач в настоящее время еще не нашло сво­его решения либо находятся в стадии проработки. Государство выступает также:

- крупнейшим эмитентом (финансирование государственно­го долга) и инвестором (государственная собственность в цен­ных бумагах предприятий и банков, централизованные ка­питальные вложения через инвестиции в ценные бумаги);

- макроэкономическим регулятором, используя инструменты рынка ценных бумаг в операциях на открытом рынке для проведения своей денежной политики;

- крупнейшим дилером на рынке государственных ценных бумаг.

2.   ЗАКОНЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ

 

         Важной стороной совершенствования рынка ценных бумаг является его правильное регулирование с помощью эффективного и эластичного законодательства, которое было бы способно создать объективные правила игры на рынке. Дело в том, что основные документы и инструкции по рынку ценных бумаг (14 Положений Правительства) были приняты в конце декабря 1991 г. Однако не был принят всеобъемлющий закон о ценных бумагах и биржах, как это было сделано в свое время в западных странах. Так, в США такой закон был принят в 1933 г. и скорректирован в 1934 г., но действует по настоящее время. В Японии такой закон был принят после войны и в последующие годы неоднократно корректировался в соответствии с качественной и структурной динамикой рынка ценных бумаг.

         Крупные скандалы в России на рынке ценных бумаг летом и осенью 1994 г. показали, что принятые положения о ценных бумагах и бирже 1991 г. оказались неэффективными для регулирования рынка. Это привело к большим финансовым потерям многих физических и юридических лиц, так как многие компании осуществляли эмиссию и продажу своих ценных бумаг без лицензирования со стороны Центрального банка, Министерства финансов. Именно это обстоятельство привело к реорганизации Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте РФ в Федеральную комис­сию по ценным бумагам и фондовому рынку, которая с ноября 1994 г. взяла на себя функции по регулированию рынка ценных бумаг России согласно Указу Президента Российской Федера­ции.

         В задачу новой комиссии входит прежде всего лицензиро­вание эмитентов ценных бумаг, обеспечение контроля за дея­тельностью банков и других кредитно-финансовых учрежде­ний, а также профессиональных участников рынка ценных бумаг, создание и организация исполнительной дирекции дан­ной комиссии при Правительстве с целью эффективного регу­лирования рынка ценных бумаг.

3. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ


Государство на российском рынке ценных бумаг выс­тупает в качестве:

- инвестора - при управлении крупными портфелями акций промыш­ленных предприятий;

- эмитента - при выпуске государственных ценных бумаг;

- профессионального участника - при торговле акциями в ходе при­ватизационных аукционов;

- регулятора — при написании законов и подзаконных актов;

- верховного арбитра в спорах между участниками рынка - через систему судебных органов.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг - это регули­рование со стороны общественных органов государственной власти.

Система государственного регулирования рынка включает:

- государственные и иные нормативные акты;

- государственные органы регулирования и контроля.

Государственное управление рынком имеет следующие формы: пря­мое, или административное, управление; косвенное, или экономическое, управление.

Прямое, или административное, управление рынком ценных бумаг со стороны государства осуществляется путем:

- установления обязательных требований ко всем участникам рын­ка ценных бумаг;

- регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;

- лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

- обеспечения гласности и равной информированности всех участ­ников рынка;

- поддержания правопорядка на рынке.

Косвенное, или экономическое, управление рынка ценных бумаг осу­ществляется государством через находящиеся в его распоряжении эко­номические рычаги и капиталы:

- систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобожде­ние от налогов);

- денежную политику (процентные ставки, минимальный размер за­работной платы и др.);

- государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджет­ные фонды финансовых ресурсов и др.);

- государственную собственность и ресурсы (государственные пред­приятия, природные ресурсы и земли).

Структура государственных органов, регулирующих рынок цен­ных бумаг на федеральном уровне, достаточно сложна. Подобную сложность обусловливают:

- смешанная (банковская и небанковская) модель рынка, в ре­зультате в качестве регулирующих инстанций выступают Цент­ральный банк РФ и небанковские государственные органы;

- масштабная приватизация, в ходе которой значительная часть государственных предприятий превратилась в акционерные общества, возникли инвестиционные фонды, произошло в огромных масштабах первичное размещение акций прива­тизированных предприятий. Все это привело к активному вмешательству в регулирование рынка приватизационного агентства (Мингосимущества России);

- неустойчивость и конкуренция российских властных структур.

К основным государственным органам, регулирующим рынок ценных бумаг в России, относятся:

а) Глав­ное правовое управление и Контрольное управление Администра­ции Президента РФ - первое непосредственно участвует в работе Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг; второе осуществля­ет специальный мониторинг выполнения указов и распоряжений Пре­зидента РФ, связанных с приватизацией и рынком ценных бумаг;

б) Правительство РФ - осуществляет общее руководство над развитием рынка ценных бумаг через феде­ральные органы исполнительной власти, ведет законопроектную деятельность, осуществляя подготовку проектов указов и распо­ряжений Президента РФ, а также федеральных законов в области ценных бумаг, назначает и контролирует работу головных испол­нителей по подготовке нормативных актов (Мингосимущество, Минфин, Минэкономики России и т.д.). Порядок указанной ра­боты утвержден постановлением Правительства РФ «Об утверж­дении временного Положения о законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации» от 19 июня 1994 г. № 733;

в) Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) - образована Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314, согласно которому ФСФР России является федераль­ным органом исполнительной власти по проведению государ­ственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бу­маг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков.

 ФСФР принимает решения по вопросам регу­лирования рынка ценных бумаг, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и нор­мативных актов о ценных бумагах. Решения Федеральной службы принимаются в форме постановлений.

ФСФР России издает распоряжения по вопросам выдачи, при­остановления и аннулирования генеральных лицензий на осуще­ствление лицензирования профессиональных участников рынка ценных бумаг, лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и иных лицензий, а также по вопросам, имеющим распорядительный или индивидуальный характер, не требующим принятия постановлений в соответствии с федеральным законом. Распоряжения ФСФР России принима­ются при согласии не менее половины ее членов и подписывают­ся председателем ФСФР России или его первым заместителем. Распоряжения ФСФР России подлежат опубликованию в случа­ях, предусмотренных законодательством РФ.

г) Министерство финансов РФ (Минфин России) - регистрирует выпуски ценных бумаг корпораций, субъектов федерации и органов местного самоуправления, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании и фонды, осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулирует их обращение;

д) Центральный банк Российской Федерации (Банк России) - регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом РЦБ, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на РЦБ и т.д.

Согласно Законам РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельно­сти в Российской Федерации», Банк России на рынке ценных бу­маг осуществляет:

- установление для банков правил совершения операций на рынке, учета и отчетности по сделкам с фондовыми инстру­ментами;

- регулирование и контроль операций банков с ценными бу­магами;

- аттестацию специалистов банков на право ведения опера­ций с ценными бумагами;

- регистрацию выпусков ценных бумаг банков;

- регулирование выпуска и обращения государственных цен­ных бумаг (совместно с Минфином России);

- ведение реестра ценных бумаг банков;

- регистрация и ведение реестра акционерных обществ — банков;

- подготовку специалистов по ценным бумагам через систему банковских колледжей.

Кроме того, в соответствии с Законом РФ «О валютном регу­лировании и валютном контроле» от 14 июля 1992 г. Банк России регулирует обращение ценных бумаг — валютных ценностей в части банковских и небанковских операций.

Значительную часть регулирующих функций по рынку цен­ных бумаг Центральный банк передал своим территориальным управлениям.

Особая сфера ответственности Банка России - «операции на открытом рынке», инструментом которых являются ценные бумаги, а целью — регулирование объемов денежной массы в обращении;

е) Министерство государственного имущест­ва РФ осуществляет:

- регулирование выпуска и обращения приватизационных чеков;

- установление правил, регистрацию и контроль за преобра­зованием государственных предприятий в акционерные об­щества при приватизации;

- лицензирование, регулирование и контроль за деятельно­стью чековых инвестиционных фондов (в том числе чековых фондов социальной защиты) и аттестацию их специалистов;

- лицензирование, регулирование и контроль управляющих че­ковыми инвестиционными фондами, регистрацию выпус­ков ценных бумаг чековых инвестиционных фондов;

- установление правил учета и отчетности чековых инвести­ционных фондов;

- разработку российской телекоммуникационной финансовой системы (совместно с рядом других ведомств).

ж) Российский фонд федерального имущества - выполняет на рынке ценных бумаг такие функции, как:

- продажа акций в процессе приватизации;

- управление портфелем акций, находящихся в собственнос­ти государства, включая осуществление полномочий соб­ственника на собрании акционеров;

- приобретение от имени государства участия в акционерных капиталах;

з) Министерство РФ по антимонопольной по­литике и поддержке предпринимательства (МАП) - в соответствии с Законом РФ «О конкуренции и ограничении моно­полистической деятельности на товарных рынках» и рядом норма­тивных актов в области ценных бумаг МАП России устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением.

и) Министерство экономического развития и торговли РФ - Минэкономики России традиционно отвечало за общеэкономическую политику и распределение цент­рализованных инвестиций. С 1993 г. происходит последователь­ное усиление деятельности Минэкономики России на рынке цен­ных бумаг в:

- разработке политики формирования рынка в рамках обще­экономической политики;

- законотворческой области;

- стремлении создать и в последующем регулировать схему инвестирования централизованных государственных средств на капитальные цели через портфельные вложения в цен­ные бумаги;

- экспертизе и согласовании создания финансово-промыш­ленных групп.

к) Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг - занимается лицензированием деятельности реестродержателей и регулированием их деятельности. В будущем могла бы взять на себя основную нормотворческую и контрольную работу по регулированию РЦБ.









З  А  Д  А  Ч  А

         Номинал облигации -1000 руб., котировка облигации составляет при покупке 42 %, при продаже – 44 % от номинала. Определить цену покупки, продажи и размер дисконта.

РЕШЕНИЕ:

Для удобства сопоставления рыночных цен облигаций с различными номиналами в финансовой практике используется специальный показатель, называемый курсовой стоимостью или курсом ценной бумаги. Под ним понимают текущую цену облигации в расчете на 100 денежных единиц ее номинала, определяемую по формуле:

K = ( P / N ) x 100,

где K - курс облигации;

P - рыночная цена;

N - номинал.

    Согласно условию, облигация куплена по курсу 42 %, а продана за 44 % от номинала. Таким образом.

Рпокупки = 420 руб.

Рпродажи = 440 руб.

Следовательно, размер дисконта составил  20 руб. (440-420).










З А К Л Ю Ч Е Н И Е

          Развитие рынка ценных бумаг происходит в довольно сложных экономических условиях, которые характеризуются ростом инфляции, финансовой нестабильностью, огромной взаимной задолженностью предприятий, спадом производства и огромным дефицитом федерального бюджета. Эти факторы в определенной степени мешают развитию полноценного рынка ценных бумаг. Инфляция в значительной степени обесценивает дивиденды по акциям и выплаты по другим ценным бумагам. Причем от этого в большей степени страдает мелкий массовый инвестор. Инфляционное повышение курсов ценных бумаг происходило на фоне длительного спада производств, в результате чего происходит дальнейший разрыв стоимости фиктивного и действительного капитала России.

         Инфляция   оказала   довольно   глубокое   воздействие   на российский рынок ценных бумаг. Дело в том, что дивиденды, полученные в рублях, затем конвертируются в доллар и марку. Этот   массовый    бесконтрольный   процесс    приводит   к дальнейшему обесценению рубля и далее к росту цен. Такой результат  взаимодействия  инфляции  и  рынка  ценных  бумаг  невыгоден ни экономике, ни государству.

         Главный недостаток развития российского фондового рынка заключается в том, что в нем нет достаточного наполнения ценными бумагами, прежде всего акциями и облигациями компаний и предприятий. Поэтому рынок ценных бумаг, особенно фондовые биржи, выполняют несвойственные им функции, торгуя кредитными ресурсами, ГКО и финансовыми инстру­ментами. Реализация их на биржах носит исключительно спекулятивный характер. Поэтому рынок ценных бумаг в России пока не дает мобилизационного эффекта для увеличения инвестиций в промышленность и таким образом не отвечает тем задачам, которые ставились перед ним в момент его создания.

         По существу у рынка ценных бумаг отсутствует связь с производством  и  его динамикой.  При  падении  производства курс ценных бумаг должен снижаться, однако в ряде случаев он растет, что можно объяснить созданием искусственного спекулятивного бума на фондовых биржах. Второй этап приватизации государственной собственности не за чеки, а за деньги, начатый в 1995 г., должен подтолкнуть развитие рынка ценных бумаг, наполнив его большим объемом различных ценных бумаг предприятий и компаний.

























СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Сизов Ю.К. «Актуальные проблемы развития российского фондового рынка. Вопросы экономики». – 2007 г. - № 7.;

2.     Торкановский В.С., Бакланов С.А., «Рынок ценных бумаг»// Уч.пос. под ред. Колесников В.И., СПб, 2006 г.;

3.     Бердникова Т.Б «Рынок ценных бумаг и биржевое дело». – М.:ИНФРА-М, 2007.;

4.     Шестаков А.В, «Рынок ценных бумаг». – М.: 2008 г.;

5.     Рынок ценных бумаг: Учеб. пособие для вузов/Под ред. проф. Е.Ф. Жукова – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006 г.