Содержание


1.Социальные институты. 3

1.1.Определение сущности социальных институтов. 3

1.2.Развитие социального института. 5

1.3.Основные социальные институты. 7

2.Президент и парламент в структуре политической власти. 9

2.1.Политическая власть. 9

2.2.Формы правления. 10

2.2.1.Парламентская республика. 10

2.2.2.Президентская республика. 11

2.2.3.Смешанная республика. 12

Список литературы.. 14

 

1.Социальные институты.


1.1.Определение сущности социальных институтов.


Социальный институт – одно из главных понятий в социологии. Социальные институты позволяют раскрыть сущность общества. Они являются важнейшими составляющими структуры социума, той основой, на которой покоится общество. В социологии понятие «институт» наполнено новым содержанием. Оно обозначает устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов.

Социальный институт – это совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных потребностей. Из этого определения ясно, что социальный институт подразумевает не какую-то конкретную социальную организацию, а обозначает крупные группировки социальных ролей. Кроме того, в отличие от социальных группы, в которой взаимодействие люде служит удовлетворению разнообразных потребностей, социальный институт нацелен на реализацию конкретных и особенно важной как для личности, так и для общества потребности.

Изменение структуры потребности приводит к изменению типологии социальных институтов: появляются новые, умирают старые, ненужные.

У каждого индивида имеется своя, особенная совокупность потребностей. Но можно выделить фундаментальные, непреходящие потребности. К ним относятся:

-         потребность в воспроизводстве рода человеческого;

-         потребность в любви и участии;

-         потребность в добывании средства существования;

-         потребность в передаче культуры;

-         потребность в боге.

Удовлетворению этих, жизненно важных потребностей, служат такие институты, как

-         институт семьи и брака,

-         экономический институт,

-         политический институт,

-         институт культуры и социализации,

-         институт религии.

Кроме этих важнейших институтов есть множество других, предназначенных для реализации таких потребностей, как потребность в самореализации, в общении с другими людьми, в отдыхе и т.д.

Выделяют главные и неглавные (неосновные) институты. У каждого главного института есть свои методы, процедуры, практики. Внутри главных институтов скрываются неглавные, представляющие собой частные социальные практики либо обычаи.

Социальные институт есть совокупность взаимосвязанных ролей и статусов, которыми наделены люди. Роли и статусы определяют их поведение, ведь социальный институт – это такой элемент структуры общества, который задает модель устойчивого, повторяющегося поведения. Он контролирует действия индивидов, регламентирует их с помощью установленных норм, формальных и неформальных правил и предписаний. Поэтому социальный институт определяю также как совокупность социальных норм, регулирующих определенную сферу человеческой деятельности.

Но нельзя забывать, что именно люди организуют свою деятельность и направляют ее в совершенно определенное русло. Таким образом, социальный институт – это способ совместной деятельности, жестко упорядоченный, скоординированный в соответствии с правилами и нормами, реализующий конкретную цель. Причем это взаимодействие людей не является случайным, хаотичным. Наоборот, оно характеризуется регулярностью, повторяемостью, упорядоченностью.

Итак, социальный институт характеризует четкое распределение функций и полномочий между его субъектами, жесткие механизмы контроля за их поведением, согласованность действий, обезличенность требований к субъектам взаимодействия.

Социальный институт имеет также организационное оформление и свои ресурсы. Институты - это не абстракция. Они включают в себя реальную, живую совокупность люде, зримые объекты: помещения, материальные ценности, с помощью которых реализуются действия данного института, кадровые ресурсы, систему ролей и статусов, норм и санкций.

Можно выделить признаки, общие для социальных институтов. К ним относят следующие:

-         установки и образцы поведения (почитание родителей, верность клятве, подчинение начальству);

-         символические культурные признаки (обручальные кольца, флаг, герб, крест и т.п.);

-         утилитарные культурные черты (дом для семьи, предприятие, библиотеки, школы и т.д.);

-         устный и письменный кодексы (законы, правила, правовые акты);

-         идеология (романтическая любовь).


1.2.Развитие социального института.


С развитием общества умножается система социальных институтов. Сегодня мы живем в высокоинституциализированном обществе. Институты семьи, образования, охраны здоровья, материального и духовного производства, досуга и отдыха обеспечивают потребности общества, его воспроизводство. Институты постоянно развиваются. Так, например институт семьи прошел ряд этапов: групповой брак, полигамия, моногамия. Расширенная семья сменилась нуклеарной, состоящей из детей и родителей. В этом институте менялись роли мужа и жены, методы воспитания детей. Огромные изменения произошли также в экономическом и политическом институтах.

Динамика социальных институтов выражается также в трех взаимосвязанных процессах:

-         жизненном цикле института (от момента появления до исчезновения);

-         в функционировании этого зрелого института (включающем явные  и латентные функции, преодоление дисфункций, см. ниже);

-         в эволюции института (изменение формы, содержания, отмирание старых функций, возникновение новых).

В жизненном цикле института выделяют несколько стадий, или фаз.

Первая фаза – это зарождение института:

-    появляется устав,

-   определяются задачи,

-   распределяются функции и роли,

-   выделяются лидеры,

-   назначаются руководители.

Вторая фаза – фаза зрелости.

Третья фаза – период формализации, или обюрокрачивание, института Правила и нормы перестают быть средством социального контроля и превращаются в самоцель. Эта последняя фаза означает потерю жизнеспособности социального института, накопление дисфункций. Подобная ситуация предвещает ликвидацию института или его реорганизацию.[4,128]

Если социальные институты работают нормально, то они приносят огромную пользу обществу. Но социальный институт может принести обществу и большой вред. В этом случае действия института называются дисфункцией. Так бывает когда институты не справляются со своими функциями и задачами. Например, ныне российские правоохранительные органы не в состоянии должным образом защитить жизнь, достоинство и частную собственность россиян.

Кроме явных функций у социального института имеются также скрытые функции, называемые латентными. Они отличаются от дисфункций тем, что не наносят вреда и указывают на возможность получения от института горазд большей пользы, чем об этом известно из официальных источников. Так, институт образования дает шанс не только получить знания и диплом, но также повысить свой социальный статус, снискать протекцию, завести друзей.


1.3.Основные социальные институты.


Среди многих социальных институтов можно выделить несколько основных:

·        социальные институты политики (осуществляют реализацию политической власти, необходимость которой определяется тем обстоятельством, что доступные для индивидов, социальных групп ресурсы и ценности не безграничны, государство – главный политический институт);

·        социальные институты экономики (сюда входит система норм, отражающая отношения собственности, доминирующий тип производства, наличие типичных форм и способов обмена, а также иные социальные ценности);

·        социальные институты образования и науки (служат развитию личности, ее самореализации, составлению представления о существующем мире);

·        социальные институты религии (удовлетворяют потребности людей в осознании происходящего, объяснении его и выстраивании своей жизни в соответствии с представлениями о сути вещей, картине мира, смысле самой жизни);

·        социальные институты права (формулируют общие нормы, правила осуществления взаимодействий между людьми);

·        социальные институты семьи (вырастая на основе специфических биологических черт человека, обретают свою социальную природу путем реализации семьей важнейших социальных функций).

Функции и структурные элементы основных социальных институтов отображены в ниже приведенной таблице.


Функции


Забота, выхаживали и воспитание детей


Добыва-ние пищи, одежды, жилья


Поддержа-ние законов, правил и стандартов


Содейст-вие соборным отноше-ниям и установ-кам, углубле-ние веры


Социали-зация людей, приобще-ние к базисным ценностям и практикам


Институ-ты


Семейно - брачные


Экономи-ческие


Полити-ческие


Религиоз -ные


Образова- ние


Основные роли


Отец, мать, ребенок


Работо-датель, наемный работник, покупа-тель, продавец


Законода-тель, субъект, права


Пастор, прихожа-не


Учитель, ученик


Физичес-кие черты


Дом, обстановка


Фабрика, офис, магазин


Общественные здания и места


Собор, церковь


Школа, колледж, универси-тет, учебник


Символи-ческие черты


Кольца, обручение, контракт


Деньги, торговля, марка, реклама


Флаг кодекс,

хартия


Крест, алтарь, библия


Диплом, степень


Табл. Функции и структурные элементы основных институтов общества.[4, 126]

2.Президент и парламент в структуре политической власти.


2.1.Политическая власть.


Власть – одно из фундаментальных начал общества и политики. Она существует везде, где есть устойчивые объединения: в семье, производственных коллективах, различного рода организациях и учреждениях, во всем государстве – в этом случае мы имеем дело с верховной, политической властью.

Политическая власть характеризуется рядом отличительных признаков:

1)    легальностью использования силы в пределах государства;

2)    верховенством, обязательностью решений для всякой иной власти, способностью проникать в любые общественные процессы (политическая власть может ограничивать влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или вовсе ликвидировать их);

3)    публичностью, т. е. всеобщностью и безличностью (политическая власть, в отличие от личной, приватной власти, которая обычно существует в небольших, контактных группах, обращается от имени всего общества с помощью права ко всем гражданам);

4)    моноцентричностью, наличием единого центра принятия решений (в рыночном демократическом обществе, в отличие от политической власти, экономическая, социальная и духовно – информационная власти полицентричны, здесь существует много независимых собственников, СМИ, социальных фондов и т.п.);

5)    многообразием ресурсов (политическая власть использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы).[3,115]




2.2.Формы правления.


Субъект – непосредственный носитель власти. Субъекты политической власти имеют сложный многоуровневый характер. Ими могут быть индивиды, социальные группы, политические организации, политические элиты и лидеры. Связь между этими элементами может нарушаться.

Отражением первостепенной роли субъекта в отношениях власти является широко распространенное в повседневном языке отождествление власти с ее носителем (так, часто говорят о решениях власти, о действиях властей и т.п., подразумевая президента, парламент, правительство).

Организация верховной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан воплощаются в формы государственного правления.

По способу организации власти и по формальному источнику власти формы правления делятся на монархии и республики.

Так, место президента и парламента в структуре политической власти неоднозначно и определяется существующей в государстве формой правления.


2.2.1.Парламентская республика.


Республика – одна из основных форм правления. В республике источником власти является народное большинство, высшие органы  государства избираются гражданами. В современном мире существует три основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская), хотя история знает и многие другие разновидности республик: рабовладельческую, аристократическую, советскую и т.д.

Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и его формальна ответственность перед парламентом. Он осуществляет по отношению к правительству ряд функций:

-            формирует и поддерживает его;

-            издает законы, принимаемые правительством к исполнению;

-            утверждает государственный бюджет;

-            устанавливает финансовые рамки деятельности правительства;

-            осуществляет контроль над правительством и в случае необходимости может выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента  и проведение досрочных выборов;

-            критикует правительственную политику;

-            представляет альтернативные варианты правительственных решений и всего политического курса.

Правительство обладает исполнительной властью, а нередко и законодательной инициативой, а также правом ходатайства перед президентом о роспуске парламента. Хотя руководитель правительства официально не является главой государства, реально он – первое лицо в политической иерархии.

 

2.2.2.Президентская республика.


Второй достаточно распространенной формой республиканского правления является президентская республика. При ней президент выступает одновременно и главой государства, и главой правительства. Он руководит внешней и внутренней политикой и является верховным главнокомандующим вооруженных сил. Президент чаще всего избирается прямо народом. Он сам назначает членов кабинета министров, которые ответственны перед ним, а не перед парламентом.

В президентской республике правительство отличается стабильностью. В ней существует жесткое разделение законодательной и исполнительной ветвей власти, их значительная самостоятельность. Парламент не может вынести правительству вотум недоверия, президент же вправе распустить парламент.

Лишь в случае серьезных антиконституционных действий или преступления со стороны президента ему может быть выражен импичмент – он досрочно отстраняется от власти. Однако процедура импичмента очень затруднена.

Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдержек, противовесов и взаимозависимости:

·       парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через утверждение бюджета,

·       президент же обычно обладает правом отлагательного вето на решения парламента.

Чтобы нормально выполнять свои обязанности, и президент, и правительство вынуждены сотрудничать, находить общий язык, даже если оба этих института контролируются различными партиями.

Президентская республика не получила распространения в Западной Европе. В странах же с длительными авторитарными традициями эта форма правления нередко вырождена в «суперпрезидентскую республику». В ней почти вся реальная власть сосредоточена у президента, который выходит из под контроля парламента и судебных органов и фактически обладает полудиктаторскими полномочиями.


2.2.3.Смешанная республика.


Третьей основной разновидностью республики является полупрезидентская, или смешанная республика.

При этой форме правления сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства.

Полупрезидентсая республика не имеет таких устойчивых типичных черт, как парламентская и президентская, и в различных странах тяготеет к одной из этих форм. Ее главная характерная черта – двойная ответственность правительства: перед президентом и перед парламентом.

В классической полупрезидентской республике президент и парламент избираются независимо друг от друга. Парламент не может сменить президента, который, в свою очередь, вправе распустить парламент с обязательным условием объявления даты внеочередных парламентских выборов. Президент является главой государства и верховным главнокомандующим, представляет страну на международной арене, обладает правом отлагательного вето на решения правительства, а также правом единоличного введения чрезвычайного положения, но в период действия такового он утрачивает право распустить парламент.

Президент без согласия с парламентом, но учитывая расклад в нем политических ил, назначает главу правительства, вместе с которым он формирует кабинет министров. Глава государства председательствует на заседаниях правительства, утверждает его решения и тем самым контролирует его деятельность. Сам президент не обладает правом законодательной инициативы, но таким правом пользуется премьер – министр, несущий всю ответственность за деятельность правительства.

Парламент имеет возможность контролировать правительство через утверждение ежегодного бюджета, а также с помощью вынесения ему вотума недоверия.


Список литературы


1.                    Демидов А.И., Федосеева А.А. Основы политологии: Учеб. Пособие. – М.: Высш. Шк., 1995. – 271с.

2.                    Политология: Курс лекций. Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Зерцало, 1997. – 385с.

3.                    Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М.: Аспект Пресс, 1997. – 447с.

4.                    Социология для технических вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 416с.

5.                    Социология. Основы общей теории. Ред. Г.В.Осипов. – М.: НОРМА, 2002. – 912с.