Содержание

Введение. 3

1. Расходы образования и социально-культурных учреждений. 4

2. Расходы жилищного хозяйства. 8

3. Расходы здравоохранения. 12

Заключение. 14

Список литературы.. 15






















Введение

Целью данной работы является рассмотрение расходов общественного сектора. Прежде чем перейти к основным вопросам, необходимо определится с понятием и содержанием общественного сектора.

Социальный комплекс относится к третичному сектору народного хозяйства – сфере услуг, являющийся составной частью народнохозяйственного комплекса, а значит входит в общую систему экономических отношений, подчиняется общим экономическим законам, господствующим в данном обществе[1].

Известно, что основным требованием при проведении классификации отраслей общественного производства является научно-обоснованный выбор признаков, на основании которых и разделяются между собой отраслевые группы.

К непроизводственной сфере относятся две группы отраслей:

1) отрасли, услуги которых удовлетворяют общие, коллективные потребности общества: геология и разведка недр, водное хозяйство (кроме тех видов деятельности, которые относятся к материальному производству); управление, наука и научное обслуживание; общественные организации; кредитование и государственное страхование;

2) отрасли, услуги которых удовлетворяют культурно-бытовые и социальные потребности населения: жилищно-коммунальное хозяйство; бытовое обслуживание; народное образование; культура и искусство; пассажирский транспорт и связь (в частности обслуживание непроизводственной сферы); здравоохранение; физическая культура и социальное страхование.

Итак, в данной работе рассматриваются расходы образования, жилищно-коммунального хозяйства и здравоохранения.


1. Расходы образования и социально-культурных учреждений

Состояние социальной сферы свидетельствует о том, что масштабы привлечения финансовых средств и способы их формирования, использования не отвечают современным требованиям. По данным Госкомстата РФ, затраты консолидированного бюджета на социально-культурные мероприятия вместе с расходами внебюджетных средств составляют 17-18% ВВП.

Если иметь в виду другие источники (средства населения в первую очередь, предприятий, спонсорские взносы, в том числе и международные), расходы будут выше. Все больший размах приобретает самофинансирование социального обслуживания населения. Это объясняется недостатками льготного обслуживания населения, ухудшением качества обслуживания.

Бюджетное финансирование социально-культурных учреждений основано на  безвозвратном использовании денежных средств учреждениями и организациями для осуществления их уставной деятельности.

Финансирование из бюджета осуществляется по кодам бюджетной классификации:

- при соблюдении экономии в расходовании средств;

- соблюдении финансовой дисциплины;

- контроле со стороны финорганов и казначейства за целевым использованием средств[2].

Смета доходов и расходов социально-культурного учреждения – основной плановый документ. В смете отражаются и внебюджетные средства от разного рода источников, подлежащие распределению по экономическим нормативам (доходы от платных услуг, продажи продукции и др.).

Она определяет объем, целевое направление и поквартальное распределение бюджетных ассигнований на все предвидимые расходы учреждений и организаций. Это своего рода директивный документ, предписание учреждениям расходовать денежные средства в намеченном количестве в установленные сроки. Это роспись расходов по статьям экономической классификации, утверждаемой главным распределителем бюджетных средств.

Для отдельного учреждения составляются индивидуальные сметы. Это смета школ, детсадов, администрации района и др.

Сводные отраслевые сметы составляются по итогам индивидуальных смет в целом по ведомству[3].

Общие сметы составляются по мелким однотипным учреждениям. Это могут быть начальные школы, библиотеки.

Сметы расходов по централизованным предприятиям составляются отдельно по каждому предприятию. Например, на приобретение дорогостоящего медицинского оборудования, компьютеров для класса и др.

Индивидуальная смета состоит из двух частей:

1) В первой части приводятся общие сведения об учреждении: адрес, наименование, кто финансирует данное учреждение, вид расходов. Затем расшифровываются доходы и поступления, показывается направление расходов, расчет доходов и поступлений, т.е. смета образования и использования фонда производственного и социального развития, смета образования и использования фонда оплаты труда.

2) Во второй части сметы отражаются производственные показатели, определяющие возможное бюджетное финансирование учреждения. Делается расчет и обоснование по каждому направлению расходов. Даются сведения о кубатуре помещений, системе отопления и др.

Сметная форма финансирования при всей своей апробированности имеет существенный недостаток. Считается, что такой порядок ведения выделения денежных средств ослабляет связь между результатами функционирования учреждения и денежными поступлениями. Финансируется не объем работ, рост качества услуг или продукции, а время присутствия работающих на службе. Качество работ учитывается косвенно, имея в виду уровень образования, трудовой стаж работника. Уравнительное сметное финансирование объекта сказывается на результатах труда. Нет достаточного стимула эффективной деятельности. Кроме того, сметный порядок финансирования неизбежно порождает собесовские настроения. Не устраняется остаточный метод финансирования. Основным покупателем работ и услуг является государство, предусматривая выплаты из бюджетов разного уровня.

Раньше, до перехода к рыночным отношениям, бюджетное финансирование учреждений, организаций и предприятий осуществлялось по 12 статьям классификации расходов бюджета. В настоящее время количество статей экономической классификации достигло 161. Поэтому детализация расходования бюджетных средств производится в рамках этих статей, что достаточно сложно, учитывая неопределенность экономической ситуации на планируемый период. Необходимо достаточно высокое научно-методическое обеспечение, которое пока еще отсутствует. Тем не менее, бюджетная классификация призвана обеспечивать неопределенную структуру расходования денежных средств, без чего невозможно выполнять функции любого учреждения и, кроме того, своевременно финансировать мероприятия. Этим достигается реализация функциональной классификации расходов.

Структура расходов федерального бюджета приведена в табл.1.

Важным шагом, принятым государственными органами, является утверждение Бюджетного кодекса Российской Федерации регламентирующего отношения по исполнению бюджетов. Для ряда учреждений социальной сферы представлен новый подход к функционированию этих учреждений. Для высших учебных заведений, например, кодексом предусмотрено все внебюджетные средства, получаемые высшими учебными заведениями от самостоятельной хозяйственно-организаторской деятельности, считать такими же, как доходы бюджета.


Таблица 1 – Структура расходов федерального бюджета[4]

Расходы

1996 г.

1997 г.

1998 г.

Всего расходов,

435,7

100

529

100

499,9

100

в т.ч. на образование

15,2

3,6

18,5

3,5

17,3

3,4

культуру искусство

2,7

0,6

3,3

0,6

3,5

0,7

средства массовой информации

2,4

0,5

3,0

0,55

2,01

0,4

здравоохранение и физическую культуру

7,5

1,8

11,4

2,2

3,4

1,9

социальную политику

12,6

2,9

18,1

3,4

35,1

7,0


Для высших учебных заведений, например, кодексом предусмотрено все внебюджетные средства, получаемые высшими учебными заведениями от самостоятельной хозяйственно-организаторской деятельности, считать такими же, как доходы бюджета. Это собственные доходы учреждений, но их расходование должно осуществляться в том же порядке, что и бюджетных средств, т.е. по сметам и статьям сметы. Это ограничивает законные права учреждений. Они не могут их использовать как финансовый капитал, помещая их, например, в ценные бумаги.




2. Расходы жилищного хозяйства

Важнейшим моментом в решении проблем рыночных отношений в жилищном хозяйстве является переход к рыночному порядку определения стоимости обслуживания и ремонта жилых зданий на основе введения соответствующих обоснованных нормативов на отдельные виды работ. Это позволяет рассчитать необходимые прямые затраты, накладные расходы и сметную прибыль в целом. Обосновать затраты по выдаваемым подрядчику заказам. Перейти к оплате за физически выполненные работы и операции по ремонту и содержанию жилищного фонда в соответствии с заказом жилищных организаций (службой заказчика) и фактическим объемом финансирования. В прежней практике финансирования оплата работ проводилась по укрупненным нормам обслуживания (по «валовым показателям»), как правило, с завышением реальных затрат труда, материалов и других ресурсов.

Основой сметного расчета являлись нормативные показатели – нормы и расценки за ремонтные и эксплуатационные работы.

Сметные расчеты производились по схеме:

- расчет прямых затрат;

- определение себестоимости работ в соответствии с данными прямыми и накладными расходами;

- расчет плановых накоплений;

- сметная стоимость увеличивается на величину налога на добавленную стоимость.

Прямые затраты складываются из расходов на основную заработную плату рабочих, расходов по эксплуатации машин и механизмов, расходов материалов, т.е. тех элементов, которые прямо зависят и пропорционально растут с увеличением работ и услуг.

Накладные расходы связаны с созданием условий для проведения работ и оказания услуг по содержанию жилищного фонда, с управлением и обслуживанием жилья[5].

Данные расходы, в отличие от прямых, нормируются косвенно, пропорционально выбранной базе исчисления. Чаще всего ею выступает фонд оплаты труда  в составе прямых затрат:

Нр = Зраб * Прн / 100,

где Нр – накладные расходы; Зраб – заработная плата рабочих; Прн – норматив накладных расходов.

Нормы накладных расходов отражают реальные условия производства работ и оказания услуг по содержанию жилищного фонда и определяются расчетно-аналитическим способом, с учетом действующих норм и нормативных документов.

Эти затраты реально регулируются и устанавливаются по договору между заказчиком и подрядчиком с учетом:

- численности административно-управленческого персонала;

- затрат на оплату труда данного персонала по штатному расписанию;

- административно-хозяйственных расходов (на оплату труда АХП, отчислений на социальные нужды, почтово-телеграфные расходы, на содержание и эксплуатацию вычислительной техники, приобретение канцелярских принадлежностей, на содержание помещений, занимаемых управленческой службой, на проведение всех видов ремонта основных фондов, амортизационные отчисления по основным фондам, предназначенным для обслуживания аппарата управления);

- расходов на организацию работ по содержанию жилого фонда (в том числе износ и ремонт малоценных и быстроизнашивающихся предметов, содержание сторожевой, пожарной охраны, расходы по проектированию производства кадров, расходы на охрану труда и технику безопасности и др.);

- прочих расходов, включающих платежи по страхованию имущества.

Из всей совокупности расходов затраты по эксплуатации и ремонту помещений занимают свыше одной трети. В расходах на текущий ремонт две трети затрат падает на выплату заработной платы работников и оплату материалов.

Другой крупной статьей расходов является оплата труда обслуживающего персонала – дворников, уборщиков, обеспечение их необходимыми инструментами, материалами. Численность данного персонала рассчитывается по нормативам обслуживания, а общая величина расходов определяется с учетом ставок заработной платы и нормативной численности персонала. Нормы обслуживания помещений устанавливаются местными органами власти в зависимости от помещений, месторасположения, удобств, ухоженности и др.

В составе административно-управленческих расходов большая их часть приходится на заработную плату с начислениями. Численность аппарата управления устанавливается по штатному расписанию, по нормативам, установленным в зависимости от категории хозяйства. Общая величина затрат планируется исходя из численности и ставок заработной платы и лимитируется с учетом доходов и поступлений дотаций из бюджета.

Расходы на содержание домохозяйств, кроме названных, складываются из затрат на уборку и вывоз мусора, снега. Расходов на содержание улиц и дворов, на земельные насаждения, освещение мест общего пользования и др. Все эти расходы нормируются с учетом внедрения рациональной организации труда и  экономии затрат, без ущерба для качества обслуживания.

Административно-управленческие расходы с затратами на содержание домохозяйств могут достигать ¼ - ⅓ совокупных затрат по эксплуатации жилого фонда.

Прочие расходы возникают в связи с необходимостью осуществления инвентаризации и переучета средств, арендой помещения, оплатой лекторов и других расходов.

В соответствии с Положением о составе затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) по установленным правилам (выбору варианта начисления амортизации).

Жилищные хозяйства лишь частично участвуют в формировании фонда амортизации в пределах превышения доходов над расходами по сметам. Норма амортизационных отчислений на восстановление фондов важна для определения износа жилых зданий.

В бухгалтерских  балансах жилищный фонд городов и населенных пунктов показывается по первоначальной (восстановительной) стоимости объектов.

Не применяются варианты и методы начисления амортизации с использованием повышающих и понижающих коэффициентов к амортизационным отчислениям.

По жилым помещениям организации начисляют на полное восстановление основных средств в установленном порядке по нормам амортизационных отчислений.

3. Расходы здравоохранения

Основными статьями затрат медицинских учреждений являются расходы на заработную плату, начислений на заработную плату, приобретение предметов снабжения и расходных материалов, оплату услуг, приобретение оборудования длительного пользования и проведение капитального ремонта.

По коду 110100 «Оплата труда» планируются расходы на заработную плату медицинского (раздельно врачебного, среднего, младшего), административно-хозяйственного и прочего персонала исходя из численности и квалификационно-должностного состава по действующему штатному расписанию.

Источником оплаты труда медицинских работников служит фонд оплаты труда, образованный:

- при обязательном медицинском страховании – по нормативу от дохода, полученного в соответствии с определенным способом финансирования соответствующего подразделения;

- при оказании платных медицинских услуг – из средств дохода от оказания платных медицинских услуг, уменьшенного на величину материальных затрат и налогов.

Число должностей медицинского персонала определяется в штатном расписании медицинского учреждения в соответствии со штатными нормативами. К смете медицинского учреждения прилагается тарификационный список. Он является основным документом для определения должностных окладов медицинских работников. Тарификационный список и штатное расписание составляются одновременно с составлением сметы по каждой должности всех структурных подразделений и учреждения в целом.

В итоге тарификационного  списка показываются количество должностей и месячный фонд заработной платы по каждой группе персонала (врачей, среднего  и младшего медперсонала).

По коду экономической классификации 110300 «Приобретение предметов снабжения и расходных материалов» планируются расходы на приобретение различных материалов, необходимых учреждению, малоценных и быстроизнашивающихся материалов. Это канцелярские принадлежности, медикаменты и перевязочные средства, вакцины и витамины, продукты питания, мягкий инвентарь и обмундирование: белье, одежда, обувь, постельные принадлежности и т.д.

По коду экономической классификации 110700 «Оплата коммунальных услуг» исчисляются расходы на отопление, освещение, водоснабжение, канализацию и ассенизацию.

Расходы на отопление определяются с учетом кубатуры отапливаемого здания, климатических условий и системы отопления исходя из установленных норм, цен и тарифов.

Расходы на освещение исчисляются  исходя из расчета кВт/ч в год на одно посещение в смену дл амбулаторно-поликлинических учреждений и кВт/ч в год на одно койко-место ли посещение в смену для больниц по установленным удельным нормативам потребления.

Расходы на водоснабжение (холодная и горячая вода) определяются исходя из среднего расхода на койку или посещение в смену в сопоставлении с фактически произведенными затратами в предыдущие периоды времени (с учетом предельных нормативов потребления горячей и холодной воды).

По коду экономической классификации 240100 «Приобретение оборудования и инвентаря» планируются расходы на приобретение медицинского оборудования и хозяйственного инвентаря, медицинских аппаратов, приборов и инструментов, предметов ухода за больными, медицинской мебели, специальной посуды и прочих элементов. К этой статье относят расходы на приобретение противопожарного, столового оборудования, транспортных средств.

Заключение

В данной работе рассмотрены основные расходы общественного сектора, а именно: социально-культурной сферы, жилищно-коммунального хозяйства, а также здравоохранения.

Социальные расходы носят приоритетный характер, и они возрастают в общем объеме. В структуре этих расходов из федерального бюджета выделяются расходы на выплату пенсий, культуру, искусство, финансирование фундаментальной науки.

 Бюджеты субъектов Российской Федерации также характеризуются социальной направленностью. При этом в условиях дефицита бюджетов чатсь полномочий нередко передается без достаточного финансового обеспечения.

Уменьшение доли расходов на финансирование отраслей хозяйства и увеличение удельного веса расходов, направляемых в социальную сферу – тенденция положительная. Однако расходы на образование, здравоохранение и другие социальные цели остаются неоправданно низкими.
















Список литературы

1. Бабич А., Егоров В. Экономика и финансирование социально-культурной  сферы. – Казань, 1996. – 254 с.

2. Игнатов В.Г., Батурин Л.А. Экономика социальной сферы . – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2001. – 416с.

3. Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. М.В. Романовского. – М.: Юрист, 1999. – 188с.










[1] Бабич А., Егоров В. Экономика и финансирование социально-культурной  сферы. – Казань, 1996. – с.9

[2] Бабич А., Егоров В. Экономика и финансирование социально-культурной  сферы. – Казань, 1996. – с.10

[3]Игнатов В.Г., Батурин Л.А. Экономика социальной сферы . – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2001. – с.82

[4] Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. М.В. Романовского. – М.: Юрист, 1999. – с. 77-78.

[5] Бабич А., Егоров В. Экономика и финансирование социально-культурной  сферы. – Казань, 1996. – с.9