Содержание

1. Теории происхождения государства. 3

2. Государственные органы Российской Федерации: понятие, виды, система. 7

3. Договор в гражданском праве: понятие виды, содержание. 10

Список литературы.. 15

1. Теории происхождения государства.

 Концепция происхождения государства из общественного договора вполне Д. Локка складывается только в «Двух трактатах о государственном правлении»  По предположению философа, в давние времена вследствие роста народонаселения появились тревожные симптомы перерастания естественного состояния в “войну всех против всех”. Именно в этот момент люди предпочли совместным и, возможно, “молчаливым” решением учредить государства и вручили первообразованным правительствам исполнительную власть.

          Основой данной теории является положение о том, что государству предшествовало естественное состояние человека. Условия жизни людей и характер человеческих взаимоотношений в естественном состоянии представлялись не однозначным образом. Гоббс видел естественное состояние в царстве личной свободы, ведущей к «войне всех против всех»; Руссо считал, что это есть мирное идиллистическое первобытное царство свободы; Локк писал, что естественное состояние человека - в его неограниченной свободе.

Из анализа соотношения естественного и общественных состояний в философии истории Локка видно, что в отличие  от Гоббса он считает, что общество сложилось или складывалось до появления государства, государство же призвано не ограничивать социальную свободу и инициативу, а гарантировать их. Верховным сувереном в государстве является не правительство, а нация. Если правительство (правитель) поступает вопреки действующему праву и извращает законы или вообще не считается с ними, например отнимая собственность граждан и произвольно ею распоряжаясь, то подданные вправе расторгнуть соглашение с правительством и используя право на самозащиту, подняться на насильственную революцию. Именно в этот кратковременный период народ реально использует свой суверенитет.

     Теологическая или божественная теория восходит своими истоками к древнему миру. Известно, что ещё в древнем Египте и Вавилоне возникли идеи божественного происхождения государства и права. В силу особых взглядов и воззрений части общества духовенству удавалось оказывать значительное влияние на формирование общественно политической мысли и в последующие периоды развития человеческого общества. Наиболее прочные позиции теологическая теория завоевала в период становления и развития феодализма.

          На рубеже XII - XIII в западной Европе развивается теория   учение широко известного и в просвещённом мире учёного-богослова Фомы Аквинского (1225 - 1274). Он утверждал, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения богом мира.

Патриархальная теория происхождения государства и права берет свое начало еще в Древней Греции. Родоначальником ее считается Аристотель. Среди заметных сторонников данной теории выделяется англичанин Филмер (XVII в.) и русский исследователь государствовед Михайловский ( XIX в.).

         Патриархальная теория исходит из того, что государство происходит из семьи. Является результатом разрастания семьи.

         Государство, по Аристотелю, является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения. Оно охватывает собой все другие формы общения ( семью, селения). В нем последние достигают своей конечной цели - «благое жизни» - и завершение. В нем же находит свое завершение и политическая природа человека.

         Государственная власть, по мнению сторонников патриархальной теории, есть ничто иное, как продолжение отцовской власти. Власть государя, монарха - это патриархальная власть главы семьи. Патриархальная теория служила в средние века обоснованием абсолютной («отеческой») власти монарха.

Теория насилия принадлежит к числу относительно новых теорий государства и права. Идейные истоки этой теории зародились еще в эпоху рабовладения. Ее представители считали, что государство возникает в результате насилия и завоевания. Более развернутое научное обоснование теория насилия получает в XIX-XX веках. Ее смысл состоит в том, что возникновение частной собственности, классов и государства является результатом внутреннего и внешнего насилия, то есть путем прямого политического действия. Государство продолжает быть органом угнетения только в тех странах, где еще не стерлись юридические различия между победителями и побежденными.

   Наиболее характерные черты теории насилия изложены в работах Е. Дюринга, Л. Гумплевича, К. Каутского и других.

Согласно теории насилия наряду с данными процессами развития общества и государства протекает также процесс дальнейшей эволюции частной собственности. Она рассматривается Л. Гумпловичем и его последователями не иначе, как некое орудие или средство в руках государственной власти.

Психологическая теория государства и права возникла в середине XIX века. Широкое распространение получила в конце XIX  первой половине XX века. Ее наиболее крупный представитель русский государствовед и правовед Л. Петражитский (1867 - 1931 гг.).

                   Ее сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что общество и государство есть следствие психологических закономерностей развития человека.

Органическая теория. Представления о государстве как своеобразном подобии человеческого организма были сформулированы первоначально ещё древнегреческими мыслителями. Платон, например, сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой человеческий организм, и на этом основании отрицал возможность существования человека как существа изолированного. Образно свои взгляды он аргументировал следующим сравнением: как руки и ноги отнятые от человеческого тела, не могут самостоятельно самостоятельно функционировать, так и человек не может существовать без государства.

 Суть органической теории такова: общество и государство представлены как организм, и поэтому их сущность, возможно, понять из строения и функций этого организма. Все неясное в строении и деятельности общества и государства может быть объяснено по аналогии с закономерностями анатомии и физиологии.

 Органическая теория, видным представителем которой является Герберт Спенсер, в окончательном виде была сформулирована в XIX веке. По мнению Г. Спенсера, государство есть некий общественный организм, состоящий из отдельных людей, подобно тому как живой организм состоит из клеток.

   Классовая  теория исходит из того, что государство возникло прежде всего в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и управления сдерживает противоборство этих классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса.

Основные положения материалистической теории представлены в работах К. Маркса и Ф. Энгельса.

2. Государственные органы Российской Федерации: понятие, виды, система.

В соответствии с Конституцией РФ от 1993г в Российской Федерации признается разделение властей, ст. 10 Конституции РФ: Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

В статье 10 Конституции Российской Федерации установлено: Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Реализуется же данный принцип в последующих статьях Конституции, закрепляющих полномочия различных государственных органов. Особое внимание следует уделить отношениям органов законодательной и исполнительной власти, поскольку именно эти органы занимают важнейшее место в законодательном процессе, а закон  в нашем государстве - основной источник права. Следовательно, структура отношений между представительными и исполнительными органами играет решающую роль в государственном регулировании жизни общества.

Высшим представительным и законодательным органом власти является Федеральное Собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. К основным полномочиям Совета Федерации (в сфере отношений с другими государственными органами) относятся: назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда;

назначение на должность и отрешение от должности Генерального Прокурора; отрешение Президента от должности. К ведению же Государственной Думы относятся: дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства, решение вопроса о доверии Правительству, выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности.                                                         

В статье 80 Конституции записано: "Президент Российской Федерации является главой государства".[1] В особое положение Президента в системе государственных органов обусловлено множеством объективных факторов. Президент призван быть ответственным перед народом за суверенитет государства, главой которого он является, за надежность и устойчивость государственной системы, за разумное сотрудничество государственных органов, за то, чтобы они не разошлись слишком далеко и не подчинили друг друга. Президент обеспечивает государственную целостность и согласованное функционирование органов государственной власти»[2]Он организатор работы власти, должен влиять на органы власти, но не командовать ими. Ему должны принадлежать кадровая, законодательная инициатива, контрольные полномочия. Слабая исполнительная власть - причина серьезных потрясений и негативных последствий для всего государства. В условиях, когда анархия остается в России постоянной угрозой, фигура сильного главы государства на фоне возможных слабых коалиций и неустойчивых правительств может явиться гарантом государственной стабильности, но при необходимых сдержках и противовесах. Конституционный статус Президента очерчен прямолинейно: он не только выводится за рамки трех властей, но и ставится над ними, что присуще, главным образом, для весьма далеких от демократии форм правления. В тексте Конституции РФ четко прослеживается отсутствие контроля за действиями президента. Он не назван главой исполнительной власти, но объем полномочий свидетельствует о его фактическом верховенстве в этой сфере. Закреплены чрезвычайные единоличные полномочия, как решение об отставке Правительства, руководство внешней политикой, утверждение военной доктрины, назначение всех судей федеральных судов (кроме высших, которые назначаются Советом Федерации по представлению Президента), назначение референдума, предложение кандидатур не только исполнительной власти, но и Председателя Центрального банка, Генерального прокурора и других. 

Порядок назначения судей большинства судов на должность лично Президентом ставит под сомнение независимость суда. Хотя, надо заметить, что сейчас введен институт присяжных заседателей, призванный гарантировать независимость суда, однако действенность этого института последнее время нередко ставится под  сомнение в научной литературе.

Важнейшей конституционно-правовой гарантией обеспечения разделения властей и предупреждения злоупотреблений со стороны исполнительной власти остаётся механизм ответственного правления. Это значит, что Правительство РФ подконтрольно парламенту и несёт политическую ответственность за свои действия.

3. Договор в гражданском праве: понятие виды, содержание.

Договор это двухсторонняя (или многосторонняя) сделка, для заключения которой необходимо выражение согласованной воли  соответственно двух, трех и более сторон.

В теории права существует много различных способов классификации договоров по различным основаниям.

В основе классификации гражданско-правовых  договоров могут находиться различные экономические и юридические признаки.

Рассмотрим один из вариантов классификации договоров по по указанным ниже основаниям1.

Данный вид деления договоров имеет большое значение для определения момент, когда стороны преобретают права и обязанности по договору. Для отдельных видов договоров законом установлены некоторые особенности определения этого момента.

По данному основанию договора делятся на реальные и консенсуальные.

Реальным – признается договор, для заключения которого, помимо достижения соглашения сторон по всем условиям договора, придания ему соответствующей формы, по закону требуются определенные  конкретные действия.

Например, передача денег заёмщику. Передам денеги – договор считается заключенным.

Консенсуальный договор – это договор, который по закону считается заключенным при достижении сторонами соглашения по всем существующим условиям и придании договору надлежащей формы. Для вступления договора в силу более ничего не требуется, а права и обязанности возникают с момента подписания договора.

Встречным  наазывается такое исполнение одной из сторон своих обязанностей по договору, которое обусловлено исполнением своих обязательств другой стороной.

По общему правилу, если иное не установлено законом применительно к конкретному виду договора или не определено самими сторонами, в случае непредоставления обязанной стороной исполнения обязательств, сторона на которой лежит встречное исполнение своих обязательств, вправе преостановить его либо отказаться от выполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.

По наличию встречного исполнения все договоры делятся на возмездные и безвозмездные.

Возмездным называется договор, по которому сторона должна получить плату или иное предоставлении за исполнение своих обязанностей.

Возмездность в договоре может выражаться в передаче денег, вещей, предоставление встречных услуг (например, договор купли-продажи).

Безвозмездным признается договор,  по которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления.

Возмездность или безвозмездность сделок устанавливается законом в зависимости от типа (вида) сделки, а в отдельных случаях, установленных законом, может определяться соглашением сторон.

Соблюдение формы договора является одним из важных условий признания договора действительным.

По форме договоры делятся на совершенные в устной форме  и в письменной форме (простой и нотариальной).

Устные – это договоры, которые не фиксируется в письменной или иной определенной форме.

Статьи 158, 434 ГК предусматривают возможность заключения,в устной форме любых договоров, для которых законом или соглашением сторон не предусмотрена иная форма.

Например, договор купли-продажи между гражданами на сумму не превышающую в 10 раз установленный законом минимальный размер оплаты труда (за исключением отдельных случаев, определенных законом).

В простой письменной форме договор может быть заключен:

путем составления одного документа, подписанного сторонами;

путем обмена документами посредствам почтовой и др. видов связи.

Обязательному  заключению в простой письменной форме подлежат все договоры, заключаемые:

юридическими лицами между собой и с гражданами;

гражданами между собой  на сумму превышающую в 10 раз МРОТ.

Данные правила не касаются договоров, которые по закону должны быть нотариально удостоверены, не зависимо от суммы договора.

Нотариальное удостоверение осуществляется путем  совершения на документе,  соответствующем требованиям ст.160 ГК, удостоверительной надписи нотариусом или другим должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие[3].

Несоблюдение нотариальной формы договора влечет за собой  его недействительность, такой договор считается ничтожным.

Сделки с землей и с другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных ст.131 ГК и Федеральным законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Законом может быть установлена  государственная регистрация сделок с движимым имуществом определенных видов.

Не соблюдение этих правил влечет недействительность договора[4].

Если рассматривать вопрос классификации договоров глубже,то необходимо отметить, что в теории гражданского права существуют следующие виды договоров:

основные, которые непосредственно закрепляют права и обязанности контрагентов, связанные с передачей имущества, с перемещением материальных благ или же оказанием  каки-то услуг, или выполнением работ;

предварительные, суть которых состоит  в том, что они представляют собой соглашение сторон о заключении в переспективе договора. При этом, несоблюдение формы предварительного договора влечет его ничтожность (п.2.ст.429 ГК)

договоры в пользу третьих лиц  и договоры в пользу их участников. Сутью таких договоров является то, что одни из них  заключаются в пользу их участников, и право требовать их выполнение принадлежит только их участникам, в соответствии  с ч.1 ст.430  ГК, а договором в пользу третьего лица признается договор, в котором сторонами установлено, что должник обязан вернуть долг не кредитору, а указанному или неуказанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнение договора;

односторонний договор, в котором у одного из участников есть только права, а у другого только обязанности (договор займа и т.п.);

взаимный, по которому каждая из сторон приобретает права  и одновременно несет обязанности по отношению к другой стороне;

возмездный договор, по которому  одна сторона получает плату;

безвозмездный – одна сторона обязуется передать что-либо другой  стороне без получения за это оплаты (договор дарения и т.п.);

свободный, заключение которого зависит исключительно от усмотрения сторон;

обязательный, носит обязательный характер для одной или обеих сторон конкретного договорного отношения  ( например, обязательное страхование от несчастных случаев при перевозке пассажиров);

публичный договор, он занимает особое место среди обязательных договоров, что нашло  законодательное закрепление в ст.426 ГК РФ, суть   которой сводится к следующему:

запрещается установление неодинаковой для  всех потребителей цены товаров (работ и услуг), исключая льготы, предусмотренные законом и иными правовыми актами для отдельных категорий потребителей;     

запрещается необоснованный отказ от заключения договора, т.е. отказ при наличии у организации возможности предоставить товары;

запрещается оказывать предпочтение одному лицу из числа потребителей товаров, работ и услуг перед другими кроме специально предусмотренных законом или иными правовыми актами.

Законами  предусмотрено еще одно обстоятельство:  уклонение коммерческой организации от заключения публичного договора может иметь своим последствием принуждения ее к  заключению договора в судебном порядке либо возмещение убытков, вызванных таким уклонением[5].

Содержанием  договора является  совокупность всех условий на основе которых формируется договор.

Как составной элемент договора, оно имеет большое практическое значение, так как  влияет на характер и содержание  устанавливаемого обязательственного правоотношения, от него зависит возможность и полнота осуществления субъективных прав, а также исполнение обязанностей участников договора.

Список литературы

1.     Конституция РФ от 12.12.93, официальное издание. М.; 1993г.

2.     Гражданский кодекс РФ от 21.10.94 отдельное издание М.; 2002.-

3.     Основы законодательства РФ «О нотариате» от 11.02.1993г. №4462-1 (Ведомость РФ, 1993 г. №10)

4.     Андреев С.Е., И.А.Федотова «Договор» М.1997г.

5.     Брагинский М.И., В.В.Витрянский «Договорное право» кн.1, М.,2001

6.     Гражданское право, учебник часть 1 и 2/ Под ред. А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого. М.; 2000.-

7.      Смирнова  Н.Н. «Договорное право России» С.-Петербург. «Альфа», 2001г.

8.     Теория государства и права / под ред. В.К. Бабаева изд. «Юристъ», М.; 1999.-






[1] Конституция РФ от 12.12.93, официальное издание ст.80 ч.1. М.; 1993г.

[2] Теория государства и права / под ред. В.К. Бабаева изд. «Юристъ», М.; 1999.- Ст.112.


1 Андреев С.Е., И.А.Федотова «Договор» М.1997г., стр.22

[3]  Основы законодательства РФ «О нотариате» от 11.02.1993г. №4462-1 (Ведомость РФ, 1993 г. №10, стр.357)

4 Брагинский М.И., В.В.Витрянский «Договорное право» кн.1, М.,2001стр.347



[5] Смирнова  Н.Н. «Договорное право России» С.-Петербург. «Альфа», 2001г., стр.5