Содержание

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы гражданского воспитания в школе. 5

1. Понятие «гражданского воспитания».Его основные составляющие. 5

2. Принципы воспитания гражданственности. 11

3. Роль учебных дисциплин и внеучебной деятельности в гражданском воспитании школьников. 13

Глава 2. Разработка мероприятий по гражданскому воспитанию школьников  18

1. Проведение экологических уроков (мероприятий). 18

2. Проведение уроков внеклассного чтения. 20

3. Проведение экскурсионной работы. 28

4. Проведение мероприятий, посвященных патриотическим праздникам   28

6. Прочие мероприятия. 33

Заключение. 34

Список литературы.. 36

 

Введение

Деидеологизация страны поставила перед образованием новые пробле­мы: отсутствие патриотических чувств (особенно у подрастающих поколе­ний), незнание своих корней, своей культуры, неспособность понять и при­нять своеобразие иных культур. Маргинал – человек, находящийся вне всякой культуры, – становится типологическим представителем нашего общества. Поэтому сегодня все более актуальным становится тезис о возрождении ду­ховности, воспитании гражданственности и патриотизма, который тесно свя­зывается с формированием национальных (патриотических) и интернацио­нальных (общечеловеческих) чувств, необходимых для возвышения к ценно­стям человеческой культуры.

Задача гражданского воспитания  подрастающего поколения в цивилизованном обществе всегда была первостепенной. Особенно большое внимание гражданственности всегда уделялось в России. В конце 18 века Д.И.Фонвизин писал: «Ты должен посвятить отечеству  свой век, коль хочешь навсегда быть честным человеком».  Н.А. Некрасов: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан…»

Настоящая курсовая работа посвящена проблеме гражданского воспитания в школе.

 Данная работа на сегодняшний день актуальна, поскольку воспитание гражданственности должно быть одной  из первостепенных задач современной школы. Жажда наживы любой ценой, воровство, коррупция, аморализм охватили значительную часть молодежи. Естественно, это мешает решению проблемы строительства общества, основанного на благополучии, гуманизме и демократии. Одним из средств борьбы с этими явлениями является воспитание гражданственности населения страны, которое должно начинаться как можно раньше.

Целью работы является рассмотрение воспитания гражданственности в школе.

Данная цель определяет круг задач:

1.  Дать определение понятию «гражданственность», «гражданское воспитание».

2. Выявить основные составляющие гражданского воспитания.

3. Рассмотреть принципы гражданского воспитания в школе.

4. Описать роль учебных дисциплин и внеучебной деятельности в гражданском воспитании.

5. Разработать систему мероприятий по гражданскому воспитанию в школе.

Глава 1. Теоретические основы гражданского воспитания в школе.

1. Понятие «гражданского воспитания». Его основные составляющие

Россия по-прежнему, как и в начале века двадцатого, ищет свой путь, преодолевая огромные трудности, проходя через жесткие испытания, принося кровавые жертвы, не всегда ясно сознавая, во имя чего все это делается. 

Отказ от коммунистической парадигмы воспитания, где на первое ме­сто выдвигалось идейно-политическое направление, повлёк за собой игнори­рование такой его составляющей, как патриотическое и гражданское воспита­ние. Замена в начале девяностых годов категории «воспитание» на «образова­ние» привело к  замалчиванию почти на десятилетие таких слов, как «Родина», «Отечество», «гражданственность» и др., как в практике, так и в теории педагогики. Н. Никандров пишет о том, как «… в первые годы независимой России патриотизм как-то вдруг стал ругательным словом, почти равнозначным национализму и даже фашизму». (8, с.47)

Подъём в последнее время национального самосознания обусловил со­циальный заказ на такие черты личности, как патрио­тизм и гражданственность. Появился ряд документов и государственных программ, касающихся патриотического воспитания граждан, где возрождение и раз­витие патриотизма рассматривается как важная цель и социальная ценность, основа духовно-нравственного единства Отечества. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сформулированы важнейшие задачи воспитания: «формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда» (3, с.4).  Смысл модели современного образования заключается не в адаптации личности к социуму, а в развитии способности к его адекватному пониманию, критической оценке и определению своего «Я» в окружающем мире, а значит и способности к сознательному выбору сферы своей будущей деятельности. Гражданское воспитание как следствие гуманистического, культурно-ориентированного образования реализует идеи:

-  формирование личности, способной к выполнению основных видов социальной деятельности;

-   формирование интеллигентной, гуманной, высоконравственной личности с развитым чувством гражданства.

 «Повторяя ничуть не устаревшее некрасовское заклинание «надо, надо нам граждан», мы обязаны совершенно четко осознать смысл самого понятия «гражданин», тоже оболганного и униженного вбитым в нас представлением, будто бы гражданское поведение исчерпывается повиновением, безусловным послушанием и незамутненным согласием с командами, которые подаются сверху» (9, с.95)

Во все времена в понятие «гражданское воспитание» вкладывался различный смысл. Платон и Аристотель рассматривали гражданское вос­питание как процесс формирования уважения к государству и законопослушания.  Руссо же в гражданском воспитании видел  свободное развитие личности,  создание условий для её самовыражения. Макиавелли провозглашал активный патриотизм, Монтескье связывал любовь к Отечеству с любовью и стремлением к равенству, Фихте считал, что любовь к Родине должна ассоциироваться с безусловным требованием к самопо­жертвованию. Л.Н. Толстой отождествлял патриотизм и национализм; К. Д. Ушинский, сформулировав идею народности, отстаивал необходимость раз­вития национального самосознания и воспитания гражданина и патриота.

В XX веке, согласно советской традиции, общество отождествлялось с государством, гражданское и патриотическое воспитание не отделялось друг от друга, а понятия «патриот» и «гражданин» рассматривались как синонимы. Тем не менее это – разные по содержа­нию понятия, разные по характеристикам качества личности.

Что же понимается под гражданским воспитанием в современной России?

В настоящее время в период развития демократии  существуют разные точки зрения на понятие «гражданственности». И.Я. Копылов понимает под этим понятием «идейную и нравственную установку граждан России, основанную на любви к своему отечеству, преданности ему, проявляющуюся в добросовестном труде на его благо и готовности самоотверженно защищать его границы и интересы. Гражданственность включает в себя патриотизм, интернационализм и активную гражданскую позицию» (2, с.11).  Б.Т. Лихачев вкладывает в понятие гражданского воспитания помимо патриотического, интернационального еще и правовое и общечеловеческое воспитание. Большинство сходится на мысли,  что  формирование гражданственности все же начинается с патриотического воспитания.

«Сущность понятия патриотизм включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа» (5, с. 297).  Патриотическое сознание формируется  из знания об Отечестве, его истории, культуре, природе; народе и народностях, передаю­щих из поколения в поколение традиции, обычаи, язык как отражение мента­литета, «дух российской нации», «тайны русской души».   «В психологическом плане патриотизм, - пишет К.А. Самолдина, -  это состояние эмоционального волнения, переживания радости за успехи своей Родины, гордость за талант людей, ее представляющих, восхищение красотой родного языка, родной природы и др.»(10, с.35). Именно преданность Родине, чувство гордости за нее, за свой народ дает человеку ту энергию, опору, позволяющую влиять на развитие общества, иметь цели и ценности, заботиться о государстве.

Патриотизм неразрывно сочетается с интернационализмом, «чувством общечеловеческой солидарности с народами всех стран» (5, с.297). Интернациональное воспитание детей включает формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России, культуры межнационального общения, нетерпимости к проявлению национальной ограниченности и шовинизма.  Патриотическое и интернациональное воспитание несколько различаются по содержанию. Но в настоящее время они должны быть соединены по целевой установке. Патриотическое и интернациональное воспитание « в настоящее время преследуют цель мобилизации граждан общества, их теоретической и моральной подготовки к быстрейшему решению задач повышения эффективности в качестве производства, совершенствования общественных отношений, формирование и реализации нового политического мышления.  Нельзя воспитать истинного интернационалиста, не воспитав в то же время убежденного патриота, ибо не может с уважением относится к гражданам всех наций, оказывать всяческую помощь в их борьбе человек, не любящий и не уважающий свой народ» (2, с.11).

Еще одной составляющей гражданского воспитания является общечеловеческое воспитание. «Сущность общечеловеческих аспектов гражданско-политического воспитания заключается в формировании у детей понимания единства и взаимозависимости мира, одинаковой значимости для всех народов сохранения мира и разоружения; проблем экологии; защиты и сохранения мировой художественной культуры; экономического, научного, культурного сотрудничества, а также общественной активности в деле разрешения глобальных противоречий» (5, с.298). В содержание общечеловеческого воспитания входит разоружение, борьба за мир, против ядерной угрозы, за выживание людей на Земле, ликвидация последствий стихийных бедствий. В эту борьбу включаются люди различного социального положения, политических убеждений, мировоззрения, религиозных взглядов. Поэтому необходимо воспитывать в детях чувства необходимости включения в эту борьбу.

Немаловажной составляющей гражданского воспитания является формирование правового сознания. Право выполняет в жизни общества ряд важнейших социальных функций. Одной из них является воспитательная функция. Эта функция исходит из того, что идеалом поведения человека в правовом демократическом обществе является активное и сознательное исполнение им норм нравственности и права. Большое значение в школе должно придаваться воспитанию уважения к закону, культуре, демократизму, высокой гражданской активности и ответственности.  Ребенок должен овладеть правовой грамотностью: «общим знакомством с правовыми основами государства, видами права и нормами, регулирующими отношения людей на основе закона» (5, с.301).

Конечной целью  правового воспитания  ребенка является появление у него правовой культуры. Она включает в себя «знание правовых норм; развитую нравственно-правовую эмоциональную сферу и мышление; умение использовать нормы права в интересах организаций, граждан, своих собственных; гражданскую потребность в осуществлении правового просвещения и борьбы с правонарушениями» (5, с.302).

Гражданское воспитание будет неполным без воспитания активной гражданской позиции подрастающего поколения. «Это практическая деятельность каждого патриота, реализующая его гражданские убеждения» (2, с.25). Гражданскую позицию личность реализует в общественных делах, об­щественных объединениях, союзах, ассоциациях. Гражданином можно стать только в обществе. Как показывает международная практика, граждан право­го государства характеризует высокая потребность в социальной активности: в Великобритании, США, других странах считается нормой быть членом ка­кой-либо общественной организации.

В настоящее время в  нашей стране сложилась такая ситуация, что большинство людей пассивны, не принимают никакого участия в общественной жизни страны: они не ходят на   политические выборы, не интересуются культурными и политическими событиями, происходящими в стране и в мире. Большинство людей на первое место вдвигают свое личное и забывают об общественном, государственном. Это ставит под угрозу существование государства, его благополучие. А личное каждого человека органически зависит от благополучия страны, в которой он живет. Чтобы демократическое общество нормально функционировало, все его члены должны принимать активное участие в его жизни. «Практически это означает, что граждане знают реальные проблемы своего общества, имеют свое, подкрепленное жизненным опытом, представление о путях их конструктивного решения и искренне хотят отстаивать свои убеждения и собственными силами участвовать в их разрешении» (1, с.14). Поэтому сейчас особенно важно, воспитывая патриотическое и интернациональное сознание, одновременно воспитывать активную, действенную сторону сознания, побуждающую школьников  в будущем к конкретным действиям на благо Родины.

Формирование гражданской позиции начинается с рождения ребенка и большое значение на ее становление оказывает семья. Именно здесь ребенок постигает первые уроки гражданственности, отношения к своей стране, ее народу. Далее процесс продолжается в школе, где идет сознательное усвоение истории, политических, правовых и нравственных норм, действующих в об­ществе, принятие их как основы своих действий, формирование гражданского мировоззрения. Все это выражается в формирующемся гражданском поведе­нии человека. К конкретным действиям можно отнести выборы руководящих органов страны и региона, пропаганда патриотизма, интернационализма, гуманизма и демократии, труд на благо общества, сохранение общественной собственности, борьба против бездумной порчи имущества школы, города, области и страны и т.д.

Таким образом, гражданственность – это высшая ступень развития сознания личности. В детские и школьные годы ее формирование не заканчивается. Но в эти годы  закладывается фундамент гражданственности. Воспитание гражданственности включает в себя воспитание патриотизма, интернационализма, общечеловеческое и правовое воспитание, а также активной гражданской позиции.

Кроме того, И.Г.Овчинникова отмечает, что «гражданин – это сплав знания, ума и совести. Утрата хотя бы одного из этих слагаемых делает гражданский образ мыслей и поступков, в сущности, невозможным. Человеком необразованным управлять, конечно, легче – он по темноте своей предпочитает слепое следование любому указанию и совершенно справедливо не числит за собой права в нем усомниться. Неумному, однако, и знание не поможет, потому что он не в силах осмыслить познанное, подвергнуть его сомнению и сделать новые шаги. Но и знание и ум без нравственного приказа мертвы – только совесть заставляет действовать, поступать именно так, как велит осмысленное знание» (9, с.95).

2. Принципы воспитания гражданственности

1. Принцип демократизации.  В основе этого принципа лежит взаимное доверие, взаимопонимание  и готовность к компромиссу. В результате организации воспитательного процесса на данном принципе каждый участник детского коллектива приходит к выводу, что использование права голоса является делом первостепенной важности и есть по сути дела наивысшее проявление личного участия в жизни демократического общества.   Кроме того, этот принцип включает в себя организацию учебного процесса на демократических началах, участие всех членов школьного сообщества в создании норм и правил общей жизни (локального законодательства), открытость принимаемых решений, наличие выборных органов управления с включением в них как педагогов, так и учащихся и их родителей, наличие  социально-трудовой практики, в том числе направленной на решение проблем местного сообщества, как обязательного элемента образовательного пространства, наличие разнообразных коллективных творческих дел и проектов, которые создают условия для самовыражения, самореализации, проявления индивидуальности ребенка и взрослого.

2. Принцип конкретности. Этот принцип заключается в четкой целевой установке в решении задач воспитания. Соблюдение данного принципа означает тщательный отбор информационного материала и конкретно-исторический всесторонний подход к его анализу и освещению. Конкретность означает строгий учет конкретной жизненной ситуации, в которой осуществляется воспитательный процесс: место, время, объект воспитания и т.д. «Конкретность – это нерасторжимая связь теории и практики, организация подкрепления интернационального  и патриотического сознания и чувств конкретными практическими поступками и действиями» (2, 15). Система гражданского воспитания в каждый период должна отражать конкретное своеобразие именно этого периода, учитывать постоянно развивающиеся объективные тенденции, ориентироваться на перспективы их развития в ближайшем и отдаленном будущем.

3. Принцип комплексности. Принцип комплексности гражданского воспитания предусматривает прежде всего то, что оно достигает своей цели только в тесной связи его с другими направлениями формирования всесторонне развитой личности: развития научного мировоззрения, трудовым, нравственным, духовным,  эстетическим и физическим воспитанием и т.д. Гражданственность является  аспектом духовной куль­туры личности, поэтому решение проблемы гражданско-патриотического воспитания находится в плоскости формирования духовной культуры подрас­тающего поколения. «Вместе с тем, принцип комплексности требует комплексного осуществления всех сторон самого процесса патриотического и интернационального воспитания: логического убеждения и эмоционального воздействия, использование всех средств воспитания, применения всего разнообразия приемов и методов воспитательной работы, которые педагогическая работа предоставляет в наше распоряжение» (2, с.15).

4. Принцип систематичности. Данный принцип предполагает, что работа по гражданскому воспитанию должна вестись повседневно и систематично. Эта работа должна начинаться с рождения ребенка (в семье) и продолжаться в школе, вузе и т.д. «Воспитание не знает перерывов, каникул, выходных дней: оно осуществляется во время учения, труда, игр, в быту, в общении с людьми. Дети воспитываются в каждый момент их жизни, воспитываются так же активно, как активно они и мыслят, действуют, переживают события. И бездействуя, когда надо было бы действовать, они тоже воспитываются. У них постоянно формируется личный опыт отношения к людям, к делу, к самому себе» (4, с.5).

5. Принцип преемственности. Данный принцип заключается в том, что работа по гражданскому воспитанию в каждый последующий период должна строится на достигнутом в предыдущий период. Каждый период должен подготавливать сознание и чувства ребенка к последующему. Школа должна начинать работу  по гражданскому воспитанию не на пустом месте. Сознание ребенка должно быть подготовлено  доступными для его возраста средствами в семье, в дошкольном учреждении. Наконец, принцип преемственности предполагает исследование  опыта гражданского воспитания, накопленного в нашей стране и в других странах.

6. Принцип дифференцированного подхода к воспитанию.  Этот принцип предполагает строгий учет особенностей каждого ребенка, группы: национальной принадлежности, социальной принадлежности, личных качеств(если речь идет о конкретном ребенке) и т.д. Следует учитывать особенности сложившейся ситуации, традиции, господствующее настроение.  Следует выбирать те формы и методы воспитания, которые наиболее близки и понятны каждому ребенку или классу. В одних случаях это  лекция, в других обстоятельная беседа,  в-третьих, диалог и т.д. Не следует забывать и о возрастных особенностях. В частности, следует иметь ввиду, что младшим школьникам присуща большая любознательность и эмоциональность. Затем, в среднем звене и в старших классах  на первый план выходит тяга к осмыслению фактов, к логическому мышлению. Это также надо учитывать при выборе методов и форм гражданского воспитания. Повседневный учет всех перечисленных особенностей обеспечивает постоянную связь ребенка с учителем и повышает эффективность воспитательной работы.

3. Роль учебных дисциплин и внеучебной деятельности в гражданском воспитании школьников

Гражданское образование и воспитание  невозможно реализовать через отдельную учебную дисциплину. Это – целостная система, охватывающая все сферы деятельности учебного заведения, как учебные, так и внеучебные, и предполагающая использование в первую очередь практико-ориентированных и интерактивных методов обучения. Цели и задачи гражданского образования реализуются в рамках всех предметов на интегративной основе (методологической, содержательной, технологической и других).

Предметы социально-гуманитарного цикла дают учащимся систематическое представление об обществе и непосредственно направлены на становление гражданской позиции. Независимо от того, избран ли сквозной вариант преподавания предметов этого цикла (один предмет, проходящий через весь период обучения), либо их рациональное сочетание по ступеням образования (последовательно сменяющие друг друга предметы), Гражданское воспитание должно осуществляться не только на уроках обществоведения (граждановедения) и правоведения. Данные уроки призваны воспитать правовую культуру детей, дать им знание правовых норм и воспитать умение применять эти нормы в собственных и общественных интересах. Гуманитарные дисциплины  признаны формировать жизненные позиции детей, их гражданственность – ибо гуманитарные науки – это мировоззренческие науки. На уроках истории, литературы, русского языка, обществоведения и т.д. имеет смысл ярче и образнее показывать исконный патриотизм народов России, патриотизм виднейших деятелей науки и культуры, интернациональный характер всех свершений народов нашей страны в деле борьбы за свободу и независимость Родины: свержение татаро-монгольского ига,  разгром наполеоновского войска, первая мировая война и Великая Отечественная война  и т.д. Гуманитарные  предметы должны являться основой системы гражданского образования, осуществляемого в рамках учебного процесса. Вместе с тем, они должны быть тесно взаимосвязаны как с другими предметами, так и с внеучебной деятельностью учащихся, а также с деятельностью по развитию уклада жизни учебного заведения. В этом плане урок может и должен стать тем местом, на котором происходит либо запуск процессов демократизации в образовательном учреждении, либо анализ опыта гражданского действия и поведения.

В рамках других учебных дисциплин также происходит гражданское образование.

При обсуждении и решении общественно-значимых проблем, связанных с той или иной дисциплиной, создаются условия для гражданского воспитания и обретения соответствующих ценностей (например, проблемы экологии на уроках географии, биологии и зоологии, проблемы клонирования и генетических мутаций на уроках анатомии, зоологии, биологии; проблемы гонения на ученых – на уроках биологии, физики, астрономии, социальные проблемы на уроках истории и т.д.).

Освоение учащимися способов и приемов исследовательской деятельности, поиска и анализа информации, разрешения конфликтов, общения, принятия решений, овладение учебными навыками - все это служит развитию гражданской позиции. Понимание этого позволит педагогам наполнить новым смыслом привычные занятия, использовать в полной мере богатейшие возможности учительской кооперации и межпредметных связей.

Наиболее значимые для формирования патриота «личностные смыслы» заложены в фольклоре – сокровищнице народной мудрости, поэтому фольклору на уроках литературы, музыки, МХК следует уделить особое внимание. Каждый народ имеет специфичные фольклорные средства, традиции, обряды, манеру исполнения и т.п. Но творчество какого бы народа мы не рассматри­вали, везде можно проследить общие темы и мотивы: поклонение Солнцу – как символу жизни, осмысление проблем жизни и смерти, радости и горя, воспитание в труде, культурно-исторические связи и т.п. – всё, что имеет об­щечеловеческое значение и ценность.

В развитии чувственной сферы человека немалую роль играет искусст­во, так как оно неназойливо, считаясь с реалиями времени, становится источ­ником постижения (прочувствования и познания) общечеловеческих ценно­стей. А среди них всегда были любовь, добро, красота, истина, вера. Наиболее яркое проявление гражданско-патриотических чувств возможно на занятиях народными танцами и народным пением.

В уроках русского языка и литературы  заложен особый потенциал в воспитании гражданственности у детей. На этих уроках следует особое внимание обращать на значение языка в жизни человека и общества, на развитие языка, обращать внимание на то, что язык – это выразитель особенностей мировоззрения народа, поэтому необходимо бережно относится к языку, не засорять и не «портить» его.

Все естественные дисциплины (природоведение, экология, физика, биология и т.д.) должны формировать в детях чувство ответственности за родную природу, родную землю.

На всех учебных дисциплинах в плане патриотического воспитания целесообразно отмечать национальный приоритет тех или иных открытий, развития научных направлений. Также необходимо давать сведения о вкладе в развитие мировой культуры и науки всех народов. В частности, остановится на том, что открытия и изобретения делают представители разных народов, что служит доказательством того, что развитие науки определяется не биологическими или географическими факторами, а уровнем развития производства и культуры. Например, изобретение парового двигателя было осуществлено практически одновременно Уаттом и Ползуновым. Теория элементарных частиц, теория строения материи была создана усилиями немцев – П.Дирак, В. Гейзенберг, англичан – Резерфорд, американцев – Оппенгеймер, русских – И. Курчатов и Л.Ландау.  Данные сведения помогут воспитать у детей чувство интернационализма и патриотизма. Ведь развитие патриотизма начинается с чувства гордости  за свою страну, ее историю, народ.

Кардинальным образом в школе должно быть изменено преподавание иностранных языков. В настоящее время отношение к ним и со стороны преподавателей и со стороны учеников (в большинстве школ)  в значительной степени носит инструментальный характер. В качестве главной цели становится, например, овладение элементарными основами грамматики и минимум словарного запаса. Суть языка как души народа, как выражения и концентрации его духовной и материальной культуры ускользает от ученика. Очевидно, положение в преподавание языка может быть изменено. Язык должен преподаваться  «как единая и сложная многоаспектная система, выступающая в качестве средства передачи социального опыта, накопленного всем человечеством, отдельному индивиду, в качестве средства социализации индивида и приобщения его к общечеловеческим ценностям и идеалам» (2, с.22).

Большое значение в процессе гражданского воспитания учащихся занимает внеучебная деятельность. Одной из важнейших характеристик методов гражданского воспитания школьников является привлекательность, в роли которой может выступать заинтересованность в получении дополнительных знаний и умений, заинтересованность в общении. Больших результатов добивается совместная трудовая, научная деятельность и активный отдых.  Особо значимы в воспитании гражданственности учреждения дополнительного образования детей, клубы, спортивные секции, различные объединения по интересам и т.д. То есть для гражданского воспитания школьников следует создать единое воспитательное пространства города, деревни и т.д.  Педагоги дополнительного образования должны строить свою систему взаимодействия со школой и социумом, положив в основу своей дея­тельности такие общие воспитательные идеи, как коллективное творчество, положительный эмоциональный фон, формирование патриотических (нацио­нальных) и общечеловеческих (интернациональных) качеств личности. Рабо­тая на базе общеобразовательных школ во внеурочное время, педагоги-прикладники фактически предоставляют детям возможность выбора: зани­маться в предметных кружках, изучать основы художественного ремесла или же предпочесть улицу. При наличии альтернативных социальных учрежде­ний в микрорайоне (Дворцов культуры и спорта, детских клубов и др.), число детей, предпочитающих улицу организованному отдыху, значительно снижается.

Глава 2. Разработка мероприятий по гражданскому воспитанию школьников

1. Проведение экологических уроков (мероприятий)

Начальным этапом гражданского воспитания является воспитание патриотизма, а именно любви к своей Родине, забота о ней и осознание себя гражданином своей страны. Поэтому уже в начальной школе необходимо проводить экологические уроки. Целью этих уроков является воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды. Экологические уроки для детей младшего школьного возраста необходимо проводить в занимательной, игровой форме, поскольку у детей данного возраста ведущим видом деятельности является игра.

Вот разработка некоторых экологических уроков.

Урок 1: Посади дерево

Данное мероприятие должно проводится уже в первом классе.

 Педагогические задачи. Объяснить детям, почему важно, чтобы вокруг было много зеленых насаждений. Дать детям простейшие сведения о той незаменимой роли, которую играют растения. Вызвать у детей желание сажать и растить деревья.

Содержание и методика. Учитель рассказывает детям, как важно, чтобы нас окружало много деревьев. Воздух бывает чистым и свежим лишь там, где растет много зеленых друзей. Деревья и цветы украшают наши улицы, дворы. Зеленые насаждения нужно поливать, пока они не окрепнут, а также тогда, когда нет дождей.

Педагог спрашивает у детей: «Кто видел, как сажают деревья? С чего начинают? Как ухаживают за молодыми деревцами?

После ответов детей, можно поиграть в игру «Что было бы, если на земле не было деревьев». Все дети называют по цепочке последствия, кто затрудняется ответить -  выбывает из игры. Таким образом, остается победитель. Затем можно предложить детям нарисовать на бумаге два рисунка «Зеленый мир» и «Мир без растительности».

Методические указания. Продолжением этого урока может стать посадка саженцев во дворе школы. Желательно, если дети будут садить деревья вместе с родителями. Основную работу могут взять на себя взрослые. А дети могут придерживать ствол, присыпать корни, поливать саженец. Таким образом, дети будут считать посаженные деревья своими, а значит поливать и заботиться о саженце, пока он не окрепнет.

Перед занятием можно выучить небольшой стишок, чтобы рассказать всем вместе  после посадки деревьев:

Посадили деревце

У себя во дворе.

Пусть растет зеленое,

Лист резной, лист резной.

Поливаем деревце

Часто мы, часто мы,

Чтоб оно со временем

Дало тень, дало тень.

                   М.Авдеева

Урок 2: Город, в котором хотел бы я жить

Данный урок рекомендуется проводить в среднем звене, поскольку к этому моменту у детей развивается инициатива, творческий подход к делу. Данный урок направлен на патриотическое воспитание и воспитание активной гражданской позиции.

Педагогические задачи. Учить детей коллективному творчеству, дать возможность ощутить радость поиска наилучших решений, развивать собственное «Я», поощрять независимую  активную гражданскую позицию.

Содержание и методика. Педагог предлагает детям заняться проектированием города, в котором было бы хорошо и удобно жить людям в согласии друг с другом и с природой. Прежде чем приступить к работе над проектом, все вместе обсуждают, что должно быть в таком городе. В таком городе должно быть промышленное или сельскохозяйственное предприятие, а можно и то,  и другое, где трудятся жители; должны быть больницы, магазины, школы, детские сады, различные мастерские, почта, телеграф, культурные центры, электростанции, котельные, транспортные магистрали и,  конечно, жилые кварталы.

После обсуждения дети делятся на группы по 4-5 человек и приступают к проектированию. Все необходимое для нормальной жизни они должны разместить на своем проекте. Им нужно подумать, как назвать город и улицы, какими домами застроить, где проложить дорогу, какие природные объекты должны быть вблизи города, чтобы отдых был полноценным.

Когда проекты готовы, каждая группа защищает свой, аргументируя, почему так или иначе расположена больница, предприятие и т.д.

Методические указания. Скорее всего, в проектах детей будут серьезные недостатки. У них еще не хватает опыта, чтобы все учесть. Педагог должен быть готов исправить их ошибки, обосновывая свои замечания, но ни на чем не настаивая. Нужно подсказать детям, что торговый центр, больницу и т.д. следует расположить так, чтоб от любого дома было удобно к ним подойти, что рядом с больницей нельзя располагать автозаправочную станцию и т.д.

Если не хватает времени завершить игру на одном занятии, ее можно проводить в два этапа: 1) проектирование; 2) защита проекта.

Учитель должен быть активным участником игры, иначе она не состоится.

2. Проведение уроков внеклассного чтения

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования, школа в наше время должна использовать воспитательный потенциал всех предметов. Школьный предмет литература обладает особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности, развитии ее моральных качеств, гражданского сознания, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру. Художественная литература помогает формировать высокие человеческие качества, предоставляет школьникам образцы нравственного поведения. Программный материал включает в себя множество произведений, воспитывающих любовь к своей стране. Но в уроках внеклассного чтения расширяются возможности воспитание гражданственности. На таких уроках появляется возможность общаться с гораздо более широким кругом эстетических явлений, устранить противоречие между стремлением личности к творчеству, оригинальности, самовыражению и обязательным единым планом общеобразовательной школы, между ориентацией нового содержания на развитие творческих способностей обучающихся и традиционными методами и формами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний. Внеклассная работа импонирует ученику свободой индивидуального выбора литературного материала, форм общения с искусством, способов творческого самовыражения – возможностью попробовать себя в роли актера, художника, экскурсовода.

Уроки внеклассного чтения, направленные на развитие гражданственности у школьников наиболее эффективны в подростковом возрасте (5-8 классы), так как именно что именно в подростковом возрасте впервые происходит осмысление себя как члена общества, своей роли в нем – и именно подобные особенности делают детей чувствительными к формированию чувства патриотизма, любви к Родине и ее народу. В этом возрасте происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлечённое и общее, наблюдается рост интереса к вопросам морали, мировоззрения, религии и эстетики.

Методические указания: При планировании работы над литературным текстом особое внимание  должно уделяется подготовке к восприятию. Подготовка может состоять из нескольких компонентов:

а) эмоционального настроя;

б) работы с заголовком;

в) работы с эпиграфом.

Эмоциональный настрой урока создаёт вступительное слово учителя  либо музыкальное вступление, в роли которого могут выступать яркие образцы классической музыки (например, «Времена года» П.Чайковского к урокам о природе), песни, которые не только характером музыки, но и  своим содержанием настраивают на литературное произведение («Лучше гор могут быть только горы…» В.Высоцкого к стихотворениям Г.Кондакова и А.Адарова; «Город улыбается» Г.Георгиева.

Тема защиты Родины должна обязательно  присутствовать на уроках внеклассного чтения, она  включает в себя истории создания знаменитых песен военных лет («Священная война», «Катюша»), поэтические произведения о Великой Отечественной войне (М. Дудин «Соловьи», Ю. Воронов «Опять война…», «В школе», А. Адаров – об отце), о войне в Афганистане (Н. Пивоваров «Оставляю вам память о нас», «Край войны»), произведения, поднимающие проблему исторической памяти (Борис Екимов «Ночь исцеления».

Урок внеклассного чтения в 5 классе

Тема урока: Дом, семья, счастье (на материале сказок)

Цель урок: воспитать чувство любви к родному дому, к родной природе.

Задачи: поработать с такими понятиями как «дом», «родной дом», «что значит дом в жизни человека», «малая родина».

Содержание урока.

 В начале урока создается эмоциональный настрой с помощью музыки (например, песней о доме «Родительский дом…»). Затем идет работа с заголовком. Учитель задает вопросы «Как вы думаете,  о чем сегодня пойдет речь». Далее идет работа с ключевыми понятиями:  «Что такое дом», «Для чего нужен дом». На уроке разворачивается дискуссия. Главное для учителя выслушать все точки зрения, не навязывая свою. 

Во второй части урока дети инсценируют,  подобранные  и прочитанные дома сказки. Таким образом,  на данном уроке прорабатывается одно из понятий патриотического воспитания, а именно понятие «малая родина», также дети учатся высказывать свою точку зрения, показать свое видение мира.

Далее приведем  список текстов  и формы работы с ними по классам, подобранный нами для уроков внеклассного чтения.

5 класс «Поэзия родной природы».

Тема природы наиболее близка пятиклассникам, так как им свойственно эмоциональное восприятие мира. Природа в понимании младших подростков – это окружающий нас материальный мир, в первую очередь животные и растения.

Цель уроков внеклассного чтения  в пятом классе: воспитать чувство любви к родной природе, заставить детей задуматься об экологических проблемах, стать внимательнее к окружающему миру.

Тема урока

Содержание

Форма урока

1.«Дом, семья, счастье». Раздел «Сказки народов мира».

 

«Общее счастье»

Сказка из фольклора народов мира

Инсценирование сказки.

2. «Поэзия родной природы». Раздел «Русская классика 19 века».

Стихотворения о природе на выбор детей.

Конкурс чтецов.

3. «Война и дети». Раздел «Русская классика 19 века».

Отрывки из романа «Война и мир» Л.Толстого.

Педагогическая мастерская.

4. «Путешествие со сказкой». Раздел» Сказки русских и зарубежных писателей 20 века».

«Сказки старого кедра» В.Кушнаренко.

Литературная викторина.

5. «История одной песни» (после изучения темы «Поэты о ВОВ».)

«Орлёнок», сл., муз. В.Белого. Стихотворения о войне.

Литературная гостиная.

Практический выход:  дети должны научиться  внимательнее относиться к окружающему миру, задумываться об экологических проблемах.

6 класс. «Дом, который построю я…»

Цель уроков внеклассного чтения в 6 классе: воспитание любви к родному дому, семье, заботы о близких людях.

Тема урока

Содержание

Форма урока

1. «Мой дом – моя крепость». Перед изучением раздела « Мифы народов мира».

Пословицы разных народов о доме и семье.

Викторина.

2. «Дом, который построю я…». «Русская литература 20 в».

О.Гракова «Нынче рушат ничейный кров…».

Педагогическая мастерская.

3. . «Твой выбор, человек».

Е.Носов «Тридцать зёрен».

Диспут.

4.  «Музыка природы».  «Русская литература 20 века».

Песни на слова С.Есенина («Вот уж вечер…», «Над окошком месяц» и др

Концерт.

5. «Нам войну забыть нельзя». «Русская литература 20 века» (к 9 Мая).

Стихотворения  поэтов о войне на выбор детей.

Встреча с ветераном-земляком.

6.  «В дорогу за частушками!» Вне разделов (конец учебного года).

Местный фольклор, собранный детьми.

Защита групповых проектов.

Практический выход:  должно сформироваться бережное отношение к родному дому, к школе; понимание, что каждый несёт ответственность за свой дом, своё село и, в конечном итоге, за свою страну.

7 класс. «Защита Родины»

Цель уроков внеклассного чтения в 7 классе: донести до детей понимание того, что защита Родины – долг каждого гражданина, воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому России.

Тема урока

Содержание

Форма урока

1. «Строки, опалённые войной». «Русская литература 19 века» (после «Тараса Бульбы» Н.Гоголя).

Любимые стихотворения детей о войне. (например, М.Дудин «Соловьи», Ю.Воронов «Опять война…»)

Конкурс чтецов.

2.  «Родная природа в творчестве сибирских поэтов». После «Русской лит.19в.».

Ю.Туденева «Скалистые берега», Г.Гуркин, А.Анохин.

Урок-открытие.

4. «По принципу гуманности». «Русская лит.20в.».

М.Пришвин «Голубая стрекоза». УМК «Вокруг тебя – мир» - 7 класс.

Беседа.

5. «История одной песни». Перед изучением раздела «Произведения о ВОВ».

«Священная война», А.В.Александров, В.Н.Лебедев-Кумач.

Педагогическая мастерская.

6. «Эхо войны». После изучения произведений о ВОВ.

Б.Екимов «Ночь исцеления».

Диспут.

7. «Тихая моя Родина». Раздел «Тихая моя Родина».

В.Бахмутов «Радуга», М.Образцова «Бабье лето».

Читательская конференция.

8. «И построить дом…». Вне разделов (конец учебного года).

В.Бахмутов «И построить дом».

Урок-размышление.

Практический выход:  должно сформироваться убеждение детей в том, что настоящий гражданин любит и уважает свою Родину, готов к её защите.

8 класс. «Общечеловеческие ценности»

Цель уроков внеклассного чтения в 8 классе: воспитание нравственных качеств личности – гуманного отношения к окружающим, альтруизма, чувства сострадания.

Тема урока

Содержание

Форма урока

1. Сердцу милые края.

Рассказы, стихи, песни о родном крае (о Новосибирске)

Защита коллективного проекта.

2. «Страна, где правда искони живёт». Раздел «Русская старина».

«Алые сугробы» В.Шишков.

Читательская конференция.

3. «В сторону заката солнца». «Литература 20 в.», после изучения тв-ва А.Твардовского.

А.Платонов, рассказы о войне.

Читательская конференция.

5. «Наша боль – Афганистан». Вне разделов.

Н.Пивоваров «Оставляю вам память о нас», «Край войны», С.Адлыков «Цветы в петлице»+ песни.

Встреча с земляком-участником боевых действий в Афганистане.

6. «Далёкие зимние вечера». «Литература 20 в.», после изучения тв-ва К.Паустовского.

В.Шукшин «Далёкие зимние вечера» и другие рассказы..

Литературный вечер по тв-ву В.Шукшина.

7. «Память», «литература 20 в.», после изучения тв-ва В.Астафьева.

В.Бахмутов «Знамёна».

Беседа.

8. «После нас хоть потоп…». Вне разделов (конец учебного года).

С.Адлыков «Плач по старому дому».

Диспут.

Практический выход: у детей  должна сформироваться правильная ориентация на важнейшие общечеловеческие ценности.

3. Проведение экскурсионной работы

В целях воспитания гражданственности могут производиться различные экскурсии по местам боевой славы, в различные исторические и краеведческие музеи.  Данные экскурсии расширяют кругозор детей, вызывают интерес к родной стране, воспитывают чувство патриотизма.

 В течение года в школах города Новосибирска могут быть организованы следующие экскурсии:

а) экскурсия на «Вечный огонь»;

б) экскурсия в музей СибВО;

в) экскурсия в кадетский корпус;

г) экскурсия в краевеческий музей.

Экскурсии могут сопровождаться лекциями учителя о том месте, куда они направляются. Другой формой подготовки к  экскурсии может быть урок, посвященный «великим местам». На этом уроке дети сами должны приготовить выступления, например о памятниках воинам-сибирякам.

4. Проведение мероприятий, посвященных патриотическим праздникам

Проведение  «Дня белых журавлей» (дня памяти всех погибших во всех войнах). 22 октября в России (в Дагестане) отмечается день памяти всех погибших. Этот праздник был учрежден Расулом Гамзатовым. В этот день в школе должны быть проведены классные часы.

Разработка классного часа, посвященного Дню белых журавлей.

Цель: воспитать нравственные чувства школьников, чувство сострадания, а также развить патриотизм у школьников.

Формы работы: сообщения, чтения стихов.

Ход классного часа:

1. Вступительное слово учителя – учитель объявляет цель собрания, рассказывает, что сегодня за день, какое значение имеет этот день.

2. Далее дети читают стихи, посвященные воинам, погибших на полях сражений.

В первую очередь ученики, которым раздали заранее стихотворение Расула Гамзатого, читают его.

Мне кажется порою, что солдаты, С кровавых не пришедшие полей, Не в землю нашу полегли когда-то,              - 1 ученик А превратились в белых журавлей. Они до сей поры с времен тех дальних Летят и подают нам голоса. Не потому ль так часто и печально              - 2 ученик Мы замолкаем, глядя в небеса? Летит, летит по небу клин усталый, Летит в тумане на исходе дня, И в том строю есть промежуток малый,   - 3 ученик Быть может, это место для меня. Настанет день, и с журавлиной стаей Я поплыву в такой же сизой мгле,          - 4 ученик Из-под небес по-птичьи окликая Всех вас, кого оставил на земле... Мне кажется порою, что солдаты, С кровавых не пришедшие полей,          - 5 ученик Не в землю нашу полегли когда-то, А превратились в белых журавлей.

3. Далее дети делают сообщения о погибших в их школе (либо районе, городе).

4. После сообщений, ученики вместе с учителем обсуждают, почему такое происходит в нашем мире, как можно было бы избежать войн и терроризма.

5. Заканчивается классный час минутой молчания  обо всех погибших.

Также на уровне школы в этот день проводится  линейка, посвященная теме «Они прославили нашу школу». Как не печально, но в любой школе есть погибшие в какой-либо войне. На этой линейке выступают матери, либо родня погибших воинов и рассказывают, каким человеком был их сын (либо брат, отец и т.д.). Этим выступлением они подают пример подрастающему поколению, что необходимо быть истинным патриотом своей Родины, быть мужественным, самоотверженным.

Проведение мероприятий, посвященных 60-летию Победы.

В этом году исполняется шестьдесят лет со дня победы в Великой Отечественной войне  1941-1945 годов. В целях гражданского воспитания подрастающего поколения школа не должна обойти это событие. В школе могут быть проведены следующие мероприятия, посвященные 60-летию Победы.

1) Проведение научно-практической конференции «Герои сибиряки». На данной научно-практической конференции учащиеся должны выступить с докладами, посвященными воинам-сибирякам.  Доклады могут быть реферативного и исследовательского плана. Данная конференция должна проходить в несколько этапов: внутриклассный этап (внутри одного класса выбираются лучшие работы),  школьный этап (работы, отобранные от каждого класса, представляются на общешкольной конференции), районный этап (выбираются лучшие работы из  школ всего района),  городской этап (выбираются работы, занявшие призовые места среди работ всего города).

2) Конкурс рисунков, плакатов, сочинений, посвященных Великой Отечественной войне. Темами  сочинений могут быть «Что я знаю о войне», «Мой дед, прадед на войне…» и т.д.

3) Общешкольный конкурс чтецов литературных произведений о войне.

Этот конкурс проводится, также как и научно-практическая конференция, в несколько этапов: сначала внутри класса, затем на уровне всей школы.

4) Выпуск газеты о ветеранах Великой Отечественной войны и о тружениках тыла.  От каждого класса на уровень школы должна быть представлена одна газета. Затем выбирается тройка лучших газет,  и происходит награждение лучших классов.

5) Общешкольный конкурс инсценированной песни или мини литературной композиции о войне.

6) Встречи  с ветеранами Великой отечественной войны. К этим встречам учителя должны подготовить детей, объяснить, что ветераны Великой Отечественной войны – люди уже старые, поэтому детям надо проявить максимум уважения к ним. Дети заранее подготавливают вопросы к ветеранам, учат стихотворения, которые затем посвящают ветеранам.

7) Проведение концерта, посвященного Великой Отечественной войне. На данном концерте могут выступать дети, учителя, а также могут быть приглашены ансамбли военной песни и танцев и т.д. На данный концерт обязательно приглашаются ветераны Великой Отечественной войны, проживающие в районе, где расположена школа.

8) «Вахта памяти». Данное мероприятие заключается в том, что группа лучших учеников старших классов  от школы отправляется на «вечный огонь», на котором  они несут почетный караул, сменяя друг друга через 30 минут. Это очень ответственное мероприятие, которое воспитывает в детях чувство патриотизма, гордости за воинов-сибиряков, погибших в годы Великой Отечественной войны.

9) Проведение интеллектуальной игры между классами «Этих дней не смолкнет слава…». Цель данной игры в развитии чувства патриотизма у детей, а также расширение знаний детей о Великой Отечественной войне. Эта игра требует подготовки от двух недель до месяца, в период подготовки дети самостоятельно начитывают материал о Великой Отечественной войне. Задача классного руководителя заключается в том, чтобы проследить, что дети готовятся к игре.

 Проведение мероприятий, посвященных дню памяти воинов-сибиряков, погибших в Афганистане (15.02).

В этот день проводятся следующие мероприятия:

а) встречи с воинами афганцами. Ребята воочию увидят героев наших дней, еще относительно молодых, не героев Великой Отечественной войны, которые почти все умерли, а людей, по возрасту равных отцам детей. Эти люди могут служить примером для подражания своим детям.

б) посещение мемориала, посвященного воинам афганцам, возложение цветов.

в) торжественная линейка, посвященная воинам в Афганистане. На торжественных линейках дети приучаются относиться серьезнее к мероприятиям, готовятся к ней, они делают сообщения о воинах, читают стихи. Таким образом, воспитываются общечеловеческие и патриотические чувства школьников.

 Проведение Дня защитника отечества. В этот день ребята чувствуют себя будущими защитниками отечества.

Проводятся следующие мероприятия:

а) смотр строя и песни, к которому заранее готовились все классы;

б) рыцарские турниры;

в) богатырские потешки. Забытые всеми традиции оживают. Проводятся

лазание на столб, чтобы добыть предмет, кулачные бои и т.д. Данные конкурсы направлены на выявление самых сильных, умных, мужественных и отважных защитников отечества;

г) веселые старты. В этой веселой спортивной игре развивается чувство коллектива, команды, общечеловеческие качества;

д) шефство над могилами воинов-сибиряков. Группа детей выезжает на могилы, проводит уборку, возлагает цветы.

Проведение дня призывника(весной). В этот день у будущих призывников происходят встречи с военными, которые рассказывают им о сложившейся ситуации  и о важности защиты Отечества. Также юноши старших классов участвуют в учебных сборах на базе военных частей города, на один день они становятся солдатами.  Это должно  поднять патриотический дух будущих призывников.

6. Прочие мероприятия

 Оформление школьного музея и книги памяти. Это мероприятие может проводиться в течение всего года. Дети помогают работнику музея собрать сведения о погибших, находят интересные факты и приносят в музей ,приносят из дома вещи, оставшиеся от бабушек, дедушек, отцов, братье, защищавших наше Отечество.

 Одним из ежедневных мероприятий, направленных на гражданское воспитание школьников является  проведение каждое утро политминутки (либо в классе, либо на уровне всей школы, допустим по радиоузлу). На данном мероприятии один ученик сообщает о событиях, произошедших в мире и стране за сутки. Это мероприятие заставляет каждого ученика интересоваться событиями в стране. Это мероприятие – проявление активной гражданской позиции каждого ученика,  проявление интереса его к делам своей страны.

 Школьный туризм. Во время школьных каникул могут проводиться различные поездки классами с классными руководителями и родителями. Это могут быть организованные поездки по России или за границу. Эти поездки имеют большое значение в процессе воспитания гражданственности. Они, с одной стороны, решают вопросы информационно-познавательного характера, с другой стороны, прививают навыки межнационального общения.

Заключение

В данной работе была сделана попытка рассмотреть проблему гражданского воспитания подрастающего поколения в школе.  Можно сделать следующие выводы. Гражданское воспитание в школе только начинает возрождаться в последние несколько лет. В начале и середине 90-х годов воспитание гражданственности никак не входило в цели и задачи учебных заведений, и в частности школы. Но затем постепенно стало понятно, что политическая и экономическая ситуация в России может стабилизироваться в единственном случае – если главную роль в стране будет играть грамотное, граждански активное, ответственное поколение.

И тогда перед образованием начали ставиться воспитательные задачи: форми­рование личности с устойчивой гражданской жизненной позицией. Позиция личности – явление сложное, включающее знания, чувства, отношения лично­сти, формирующееся и проявляющееся в деятельности. В последнее время в России  правительство задумалось о гражданском воспитании школьников, подготовлены такие программы как «Гражданское образование в Российской федерации на 2005-2010 годы (проект программы), «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». Цель гражданского воспитания – формирование гражданственности – качества личности, опреде­ляющего сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование сво­их гражданских прав, соблюдение и уважение законов страны, то есть форми­рование гражданской позиции. В гражданское воспитание, в нашем понимании, входят такие составляющие как патриотическое, интернациональное, правовое, общечеловеческое воспитание, а также воспитание активной гражданской позиции. Гражданственность и патриотизм являются аспектами духовной куль­туры личности, поэтому решение проблемы гражданско-патриотического воспитания находится в плоскости формирования духовной культуры подрас­тающего поколения.

В настоящее время в педагогической литературе только делаются попытки описать, что такое гражданственность, гражданин в новом демократическом обществе, а о мероприятиях по воспитанию гражданственности  не говорится. В данной работе (во второй ее части) представлена попытка описать комплекс мероприятий на учебный год, направленных на воспитание гражданственности у школьников. Эти мероприятия не претендуют на полноту и законченность, этот список мероприятий может быть продолжен и более глубоко разработан.

Список литературы

1.     Варющенко В.И. Гражданское образование учащихся – составная часть                                     системы нравственного воспитания // Проблемы нравственного воспитания учащихся в современной системе образования: материалы областной научно-практической конференции 16-17 апреля 1998 года. – Новосибирск, 1998 – 81с.

2.     Гражданское воспитание в вузе: методическое пособие/ составитель Копылов И.Я. – Новосибирск: НГТУ, 1998. – 26с.

3.     Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М., АПК и ПРО. 2002.

4.     Кузнецова Л.В. Истоки гражданственности. – М.: «Педагогика», 1986. – 160с.

5.     Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. – М.: «Юрайт», 2000. – 522с.

6.     Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России.// Педагогика. 1997. №3.

7.     Мещерякова Н.Я. Формирование актинй гражданской позиции учащихся на уроках литературы в 4-7 классах. – М.: «Просвещение», 1987. – 160с.

8.     Никандров Н.Н. Русское православие и национальная идея.// Воспитание школьников. 1999. №4.

9.     Овчинникова И.Г. Будь гражданин. – М.: «Знание», 1989. – 96с.

10.                       Самолдина К.А. Патриотическое воспитание дошкольников средствами искусства: опят создания программы на базе полихудожественного метода // Проблемы нравственного воспитания учащихся в современной системе образования: материалы областной научно-практической конференции 16-17 апреля 1998 года. – Новосибирск, 1998 – 81с.