Содержание
Введение. 3
1. Римская империя: государство и право.. 4
2. Словарь. 6
3. Политическая характеристика «принципата». 6
4. Политическая характеристика «домината». 7
5. Принципы организации административно-управленческого аппарата.. 8
Заключение. 9
Список литературы.. 10
Введение
Период империи (середина I в. до н. э. - конец V в. н. э.) делится на принцепат, когда формально продолжали функционировать все республиканские учреждения, но реально власть находилась в руках принцепса - первого гражданина республики, фактически - императора, и доминат (начиная с конца III в. н. э.), когда была сформирована новая система управления во главе с императором. I-II вв. н. э. - время наивысшего расцвета Римской империи. Но к концу II в. стали сказываться последствия широкого использования труда рабов, все больше обнаруживавшего свою нерентабельность в условиях сокращения притока рабской рабочей силы в связи с прекращением войн. Свертывались товарно-денежные отношения, хозяйство становилось натуральным, приходили в упадок города, нарушались связи между провинциями, усиливались центробежные тенденции, многие земли оставались необработанными. Возникла политическая нестабильность. В середине III в. Римская империя находилась в состоянии общего кризиса. Все слои населения испытывали неуверенность в завтрашнем дне. На этом фоне в империи получило широкое распространение христианство. Христианская религия, уравненная с язычеством при императоре Константине (начало IV в.), создавала мировозренческую основу средневековья. Социально-экономические и политические процессы тоже готовили наступление новой эпохи. Крупное поместье стало основной ячейкой общества. Наряду с рабами, которых стали переводить на пекулий, то есть выделять им во владение некоторое имущество, иногда участок земли, в поместье работали колоны - мелкие зависимые от землевладельца арендаторы, труд которых был гораздо рентабельнее, так как часть результатов труда (за вычетом фиксированной арендной платы) оставалась в их распоряжении. Начинают складываться три сословия средневекового общества: духовенство, светские земледельцы (дворянство) и трудящиеся - крестьяне. В результате натурализации хозяйства и ослабления связей между частями империи усиливается местная администрация. Попытки императорской власти противостоять этому процессу в целом не имели успеха. Ослаблению центральной власти способствовала также угроза со стороны варваров - гуннов и германцев. Варвары совершали набеги, а также селились на территории империи с согласия императоров в качестве "союзников". Римская армия все в большей и большей степени состояла из варваров. В западных провинциях римское право не имело равных себе конкурентов и полностью контролировало общественную (или признаваемую империей в качестве таковой) жизнь. Отношения граждан с негражданами (перегринами) регулировались преторским правом. Правовые нормы завоеванных римлянами народов, находившихся на догосударственной стадии развития, сохраняли значение лишь в качестве местных обычаев. Последним римляне оказывали уважение, но не принимали их в расчет в отношениях собственности, при заключении сделок, передаче наследства и т.п. Поэтому местные обычаи не нарушали целостности системы римского права, а значит не оказывали влияния на развитие общественных отношений в целом. В восточных провинциях еще до прихода римлян существовали разработанные системы эллинистического (древневосточного в греческой форме) права.
Таким образом, целью данной работы является рассмотрение особенностей государства и права в Римской империи.
В связи с этим выделим следующие задачи:
1. Написать письменный научный реферат по теме «Римская империя: государство и право»;
2. Составить словарь базовых понятий по данной теме;
3. Дать политическую характеристику «принципата»;
4. Дать политическую характеристику «домината».
5. Раскрыть принципы создания и функционирования административно-управленческого аппарата.
1. Римская империя: государство и право
Основателем Рима стал Ромул, назвав город именем убиенного брата. Случилось это около 754-753 гг. до Р. Х. Ромул и стал первым царем. Первый сенат был образован Ромулом. Он состоял из 300 знатнейших семей. Республиканцы стали выбирать из сената консулов, децемвиров (коллегии десяти), преторов, эдилов и других законников и администраторов которые входили в различные курии комиции и коллегии. Из народа выбирались народные трибуны. Свободный землевладелец перестал быть опорой Рима. Сенаторы богатели и служили не народу, а удовлетворяли свои потребности. Появилось среднее сословие - всадники, Отцы и деды которых служили в конном отряде (Але) в составе легиона, а нынче садящиеся на коня только на спортивных состязаниях. Их роль взяли на себя варвары - нумидийцы и галлы. Именно армия, разбросанная по всему Средиземноморью и укомплектовывающаяся на местах во время Пунических войн, стала инструментом в руках охочих до власти полководцев, олицетворяющих Римскую республику в данном регионе. Именно тогда появился титул императора (Imperator), даваемый солдатами полководцу и дающий право на триумф (с одобрения сената). Этот титул позволял возвысить свое положение в политической пирамиде[1].
В V в. В 395 г. произошло окончательное политическое разделение ранее единой Средиземноморской империи на два государственных образования: Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю (Византию). Хотя во главе и той и другой стояли родные братья и сыновья Феодосия, а в юридической теории сохранялась идея единой Империи, управляемой лишь двумя императорами, фактически и политически это были два самостоятельных государства со своими столицами (Равенна и Константинополь), своими императорскими дворами, с разными задачами, стоящими перед правительствами, наконец, с разными социально-экономическими базами. Процесс исторического развития на Западе и в Византии стал приобретать разные формы и пошел поразным путям. В Восточной Римской империи процессы феодализации сохраняли черты большей преемственности старых общественных структур, проходили медленнее, совершались при сохранении сильной центральной власти императора в Константинополе.
Иным оказался путь формирования феодальной формации на Западе. Его важнейшей особенностью является ослабление центральной власти римского императора и ее уничтожение как политической надстройки. Другой его особенностью является постепенное формирование на территории Империи самостоятельных политических образований — варварских королевств, в рамках которых процесс развития феодальных отношений приобретает отличные от Византии формы, в частности форму синтеза новых отношений, формирующихся в недрах разлагающихся античных структур, и отношений, развивающихся в среде завоевателей — варварских племен и племенных союзов.
Постепенное ослабление центральной власти Западной Римской империи объясняется серьезными социально-экономическими изменениями римского общества IV—V вв. прежде всего упадком городов, сокращением товарного производства и торговли, постоянно усиливающейся натурализации экономики и перемещением центра экономической жизни из городов в деревню — огромные латифундии, которые превращаются в центры не только сельского хозяйства, но и ремесла и торговли ближайшей к поместью округи.
Связанные с античными формами хозяйства и городской жизнью общественные слои, прежде всего муниципальные собственники, или, как их называли в IV—V вв., куриалы, разорялись и деградировали. Напротив, все более укреплялись социальные позиции крупных магнатов, собственников огромных земельных массивов с самым разнообразным населением, располагающих большим запасом продовольствия и ремесленной продукции, имеющих собственную охрану и укрепленные виллы. Слабые западноримские императоры наделяют могущественных магнатов, которые, как правило, принадлежали к высшему социальному слою Империи — сенаторам — и занимали важные посты в армии, в провинциальной администрации, при императорском дворе, рядом привилегий (освобождение от налогов, от обязательств по отношению к ближайшему городу, наделение элементами политической власти над населением поместий и др.). Такие магнаты помимо императорских благодеяний самовольно (в ряде случаев с согласия населения) распространяют свою власть (патроциний) на соседние независимые деревни, в которых проживали свободные земледельцы.
Важным фактором экономического положения Западной империи в IV в. и особенно в V в. становится налоговая политика государства. В целом можно говорить о резком возрастании налогового бремени, которое превышает экономические возможности налогоплательщиков, постепенно погружает их в нищету, подрывает их хозяйство. Содержание роскошного имперского двора, разветвленного бюрократического центрального и провинциального аппарата, армии требовало огромных средств. В то же время общий экономический упадок и сокращение материальных ресурсов, натурализация Империи, изъятие из-под налогового пресса церковных земель и многих магнатских латифундий, разорение обширных пространств варварскими полчищами сокращали возможности налогоплательщиков. Тяжесть налогового бремени усугублялась хищениями и произволом бюрократического аппарата и сборщиков налогов.
Невыносимый фискальный гнет, произвол бюрократии задевали и социальные интересы провинциальной знати, которая вместе с местными церковными общинами во главе с епископами боролась за свои привилегии, а также требовала от слабеющего центра более энергичных мер по поддержанию и безопасности границ и подавлению социальных движений колонов, рабов, зависимых и обездоленных людей. В V в. с каждым десятилетием имперское правительство все хуже и хуже выполняло эти важнейшие задачи, утрачивая свое право на существование. Провинциальная аристократия и местная церковь, располагающие огромными земельными массивами и обширным штатом работников, постепенно берут в свои руки функции подавления социальных движений в своих областях, отражения варварских вторжений, игнорируют распоряжения императоров, вступают в сепаратные контакты с предводителями пограничных варварских племен. Происходит сужение социальной опоры Римской империи, начинается ее медленная, но неуклонная агония.
Общее одряхление Западной Римской империи ярко выразилось в развале ее военной организации. Реформированная Диоклетианом и Константином армия к концу IV в. стала обнаруживать свою слабость и малую боеспособность. При сокращении материальных ресурсов и населения Империи, массовом уклонении от военной службы возникали все большие трудности с комплектованием армии.
Составленная из насильно набранных рекрутов, зачастую тех же угнетаемых колонов, завербованных преступников и других сомнительных элементов, римская полевая армия теряла боевые качества. Воины зачастую становились орудием честолюбивых планов своих командиров или грабителями своего собственного населения, а не эффективным средством защиты государства от внешнего врага.
Чтобы сделать правовую систему действующей в новых изменившихся условиях, приспособить ее к нуждам деспотического государства и обеспечивать хотя бы минимальный общественный порядок, нужно было провести систематизацию действующих правовых норм, приспособить их к новым условиям и объединить в форме общего и единого государственного свода, систематизированного кодекса римского права.
В конце III в. был создан кодекс Грегорианус, куда вошли императорские конституции от Адриана до конца III в. В начале IV в. был составлен кодекс Гермогенианус, включивший императорские конституции до Константина Великого. В начале V в. в кодекс императора Феодосия II были включены конституции от Константина до Феодосия II, а также фрагменты и сочинения крупнейших римских юристов. Определился ограниченный круг произведений классической юридической литературы: сочинения Папиниана, Ульпиана, Павла, Модестина, Гая, которые считались iura. Окончательная кодификация римского права была проведена в начале VI в. императором Восточной Римской империи Юстинианом, собравшим все императорские конституции.
Для составления Кодекса Юстиниан создал Комиссию во главе с известным юристом и государственным деятелем Трибонианом. С учетом предшествующего опыта перед Комиссией была поставлена задача не только собрать императорские конституции и цитаты из трудов юристов, но и постараться объяснить и устранить противоречия в текстах классических юристов.
В Кодекс Юстиниана вошли четыре части: Институции — учебник, в основу которого были положены Институции Гая, Дигесты (Пандекты) — извлечения из текстов классических юристов в 50 книгах по публичному, частному, уголовному праву и т. д. В текстах классических юристов проводились замены устаревших понятий на соответствующие современным, делались вставки, пояснения. Кодекс Юстиниана включал 12 книг по частному, уголовному праву, положение о государственном управлении, право магистратов. Новые законы Юстиниана вошли в четвертую часть — Новеллы. Кодификация римского права была завершена.
Изменение основополагающих понятий права повлияло на изменение в процессе. Стал развиваться ранее редко применявшийся экстраординарный процесс. Он основывался на праве магистрата осуществлять защиту и являлся административным разбирательством. Формулярный процесс отмирает, так как исчезла разница в гражданстве и видах собственности. Экстраординарный процесс становится нормой. Если весь ординарный процесс (легисакционный и формулярный) строился на соглашении сторон, то новый процесс — на власти магистрата. Магистрат выступает в нем не как судья, а как администратор, защищая новые отношения в праве.
2. Словарь
ИМПЕРАТОР - (Imperator) титул даваемый солдатами полководцу и дающий право на триумф (с одобрения сената), провозглашание повелителем, господином, «живым законом»
МОНАРХИЯ – форма государственного правления, при которой верховная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха; власть монарха передается в порядке престолонаследования
НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ - высший государственный орган
РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ (Imperium Romanum) - так назывались те области, которые находились под непосредственным руководством принцепса, на которое распространялся его империй.
РЕСПУБЛИКА– форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями.
СЕНАТ - орган, контролирующий и руководящий деятельностью народного собрания в нужном для него направлении, состав сената пополнялся из отслуживших свой срок магистратов.
ФОРМА ГОСУДАРСТВА - сложное общественное явление, совокупность систем организации государственной власти, которая включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима.
ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ – структура и правовое положение высших органов государственной власти (глава государства, парламент, правительство), а также установленный порядок взаимоотношений между ними.
3. Политическая характеристика «принципата»
Со времен Т. Моммзена утвердилось представление о принципате и доминате в качестве двух эпох в истории Римской империи. Кризис III века логически разделяет принципат, рассматривающийся как синтез республиканизма и монархизма, и доминат — монархию. Представление о кризисе в любой его трактовке удобно объясняет усиление абсолютистских черт в римской государственности IV в. В науке долгое время считалось, что уже при Северах принципат выродился в военно-бюрократическую монархию, которая при Диоклетиане окончательно лишилась всяких республиканских форм и пережитков. Уже в III в. захватившая лидерство в западных провинциях землевладельческая аристократия отводила императору роль военного орудия. Считавшаяся безусловной военная власть (imperium) как будто не могла быть отобрана у ее носителя. Тогда как гражданская власть, доверенная принцепсу сенатом и народом, была условной в том смысле, что зависела от соотношения общественных и политических сил. Более длительное сохранение в восточных провинциях муниципально-полисного строя позволило утвердиться здесь сильному монархическому режиму. При этом абсолютная монархия ранней Византии опиралась на традиционные ценности и устои гражданского общества. Восточноримский император, обладая деспотической властью, мыслился не господином сограждан, а центральной фигурой гражданского коллектива. Обожествлению подвергалась не его личность, а место, которое он занимал в обществе. Однако такой абсолютизм немногим отличается от принципата[2].
Принципат: действуют все республиканские учреждения; император - принцепс (первый из сенаторов); сословия нобилей (латифундисты, сенаторы) и всадников (чиновники); декурионы управляли городами; ужесточение рабовладладельческих мер; пекулиатные отн-ния и появление колонов; насильственное цехование; отнятие у комиций судебной власти; сенат стал общеимперским; двор - средоточие высших учрежденийий; армия постоянная и наёмная.
Но заглавной должностью императора стала должность принцепса Сената, по которой римляне и называли своих властителей принцепсами, а мы называем саму систему этой власти - принципат. Номинально высшую государственную должность консула принцепсы занимали не часто.
Принципат приобрел тенденцию на перерастание в подобие военно-бюрократического режима. Однако, основной структурной единицей имперского управления была не бюрократическая канцелярия, а самоуправлявшаяся гражданская община (муниципий, колония). Гражданский аппарат был относительно невелик и соответствовал ограниченной численности самого гражданского коллектива, структурно продолжавшего господствовать над негражданами провинций[3].
4. Политическая характеристика «домината»
Доминат (лат. dominatus, от dominus господин, владыка), условный термин, обозначающий политическую систему поздней Римской империи (4-5 вв.). Основы домината были заложены реформами императоров Диоклетиана и Константина I, вызванными социально-политическим кризисом 3 в. Их цель создание сильной абсолютной монархии для укрепления социальной и политической стабильности. Император провозглашается повелителем, господином, «живым законом». Вводится пышный придворный церемониал. Число провинций удваивается и достигает 100. Они объединяются в 12 диоцезов во главе с викариями, а те в четыре префектуры во главе с префектами претория. Складывается система центральных ведомств, главы которых входят в Государственный совет (консисторию). Появляется тайная полиция. Военная власть отделяется от гражданской, а войско разделяется на пограничное и походное и начинает пополняться за счет мобилизованных рекрутов и добровольцев из германских племен, расположенных за пределами Империи. Государство активно вмешивается в хозяйственную жизнь, являясь собственником многочисленных поместий, рудников, ремесленных мастерских и пытаясь поддерживать фиксированные цены на товары и услуги. Города теряют значительную часть своего имущества и автономии. Городская верхушка (куриалы), ремесленники и торговцы, объединенные в коллегии, а также арендаторы земли в латифундиях (колоны) в фискальных целях закрепощаются государством, превращаются в наследственных исполнителей определенных повинностей. Христианство получает официальное признание и постепенно становится господствующей религией, христианская церковь приобретает политическое влияние. Империя разделяется на Западную и Восточную (395), формально оставаясь единым государством под управлением двух императоров.
При доминате окончательно складывается многочисленный иерархически организованный бюрократический аппарат со сложной системой чинов, степеней и рангов. Служащие делятся на гражданских, военных и придворных, а также на высших чиновников и канцеляристов. Высшие чиновники принадлежат к привилегированному сенаторскому сословию, назначаются лично императором и занимают каждую должность в течение года, обладая административной и судебной властью. Фактически делами распоряжаются их помощники из числа профессиональных чиновников (официалы), проводящие на службе всю жизнь. Для режима домината характерна атмосфера взаимной слежки, интриг и доносов, коррупции, произвола и религиозных гонений. Вместе с тем сохраняются остатки традиций античной государственности: императорская власть не считается наследственной, служилая аристократия отсутствует, за населением признается право высказывать свое мнение о властях[4].
5. Принципы организации административно-управленческого аппарата
Принципы организации власти[5]:
1. централизм;
2. народовластие.
Государственная организация отличается от родовой тремя особенностями: наличием особого аппарата насилия и принуждения (армия, суды, тюрьмы, чиновники), делением населения не по кровному родству, а также налогами, собираемыми для содержания армии, должностных лиц и т.д.
Высшим государственным органом считается - народное собрание. У народного собрания было три вида - комиций (от лат. слова соmitia - сходка);
- куриатные;
- центруриатные;
- трибунные комиции.
Их функции были разграничены достаточно четко, чем и пользовалась в своих целях правящая верхушка Рима, представленная сенатом и магистратами.
Сенат - контролировал и руководил деятельностью народного собрания в нужном для него направлении, состав сената пополнялся из отслуживших свой срок магистратов.
Магистратом мог быть избран только богатый человек. Высшими магистратами считались - цензоры, консулы и преторы.
консул - командовал армией.
претор - отправляли судебную власть.
Магистраты и сенат пользовались фактически всей полнотой государственной власти в Римской империи, которая получила ярко выраженный аристократический характер.
Заключение
Таким образом, в ходе работы были рассмотрены следующие вопросы:
1. Написание письменного научного реферата по теме «Римская империя: государство и право»;
2. Составлен словарь базовых понятий по данной теме;
3. Дана политическая характеристика «принципата»;
4. Дана политическая характеристика «домината».
5. Раскрыты принципы создания и функционирования административно-управленческого аппарата.
По первому вопросу можно отметить, что основателем Рима стал Ромул, назвав город именем убиенного брата. Первый сенат был образован Ромулом. Он состоял из 300 знатнейших семей. Республиканцы стали выбирать из сената консулов, децемвиров (коллегии десяти), преторов, эдилов и других законников и администраторов которые входили в различные курии комиции и коллегии. Из народа выбирались народные трибуны. В крайних случаях сроком на 6 месяцев назначался диктатор. Республика была затянута в бюрократическое болото. Свободный землевладелец перестал быть опорой Рима. Сенаторы богатели и служили не народу, а удовлетворяли свои потребности. Появилось среднее сословие - всадники, Отцы и деды которых служили в конном отряде (Але) в составе легиона, а нынче садящиеся на коня только на спортивных состязаниях. В V в. В 395 г. произошло окончательное политическое разделение ранее единой Средиземноморской империи на два государственных образования: Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю (Византию), развитие которых пошло разными путями.
По второму вопросу был составлен словарь базовых понятий.
По третьему вопросу следует отметить, что принципат: действуют все республиканские учреждения; император - принцепс (первый из сенаторов); сословия нобилей (латифундисты, сенаторы) и всадников (чиновники); декурионы управляли городами; ужесточение рабовладладельческих мер; пекулиатные отн-ния и появление колонов; насильственное цехование; отнятие у комиций судебной власти; сенат стал общеимперским; двор - средоточие высших учреждений; армия постоянная и наёмная. Но заглавной должностью императора стала должность принцепса Сената, по которой римляне и называли своих властителей принцепсами, а мы называем саму систему этой власти - принципат. Номинально высшую государственную должность консула принцепсы занимали не часто. Впоследствии, так как империй был в руках принцепса, все военные триумфы они справляли сами за своих полководцев, которые теперь назывались легатами (посланниками), даже те принцепсы, которые никогда не воевали, как Нерон, получали почетное звание императора десятки раз. Принципат приобрел тенденцию на перерастание в подобие военно-бюрократического режима.
По четвертому вопросу можно отметить, что доминат, условный термин, обозначающий политическую систему поздней Римской империи (4-5 вв.). Основы домината были заложены реформами императоров Диоклетиана и Константина I, вызванными социально-политическим кризисом 3 в. Их цель создание сильной абсолютной монархии для укрепления социальной и политической стабильности. Император провозглашается повелителем, господином, «живым законом». При доминате окончательно складывается многочисленный иерархически организованный бюрократический аппарат со сложной системой чинов, степеней и рангов. Служащие делятся на гражданских, военных и придворных, а также на высших чиновников и канцеляристов. Высшие чиновники принадлежат к привилегированному сенаторскому сословию, назначаются лично императором и занимают каждую должность в течение года, обладая административной и судебной властью. Фактически делами распоряжаются их помощники из числа профессиональных чиновников (официалы), проводящие на службе всю жизнь.
По пятому же вопросу были рассмотрены принципы создания и функционирования административно-управленческого аппарата: централизм и народовластие.
Список литературы
1. Авдеев Б. И. История древнего Востока. М.: Логос, 1997.
2. Алексеев С. С. Государство и право зарубежных стран. – М.: Юрайт, 2001.
3. Всеобщая история государства и права / Под ред. К. И. Батыра. – М.: ИНФРА-М, 1999.
4. История государства и права зарубежных стран. / Под ред. О.А. Жидкова, И. А. Крашенниковой. – М.: Логос, 2000
5. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. – М.: Дело, 2000.
[1] Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. – М.: Дело, 2000 – с 56.
[2] История государства и права зарубежных стран. / Под ред. О.А. Жидкова, И. А. Крашенниковой. – М.: Логос, 2000 – с 78.
[3] Алексеев С. С. Государство и право зарубежных стран. – М.: Юрайт, 2001. – с 90
[4] История государства и права зарубежных стран. / Под ред. О.А. Жидкова, И. А. Крашенниковой. – М.: Логос, 2000 – с 81.
[5] Всеобщая история государства и права / Под ред. К. И. Батыра. – М.: ИНФРА-М, 1999. – с 43.