Содержание



Введение. 3

1. Порядок открытия и ведения лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета. 5

2. Порядок финансирования федеральных целевых программ из федерального бюджета. 10

3. Порядок финансирования государственных инвестиций. 13

4. Порядок учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. 18

Заключение. 21

Список литературы.. 23

Введение


Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Бюджет и государственная бюджетная система в целом являют­ся совокупностью экономических отношений, возникающих в про­цессе распределения и перераспределения ВНП и национального до­хода. Бюджет активно воздействует на все стадии воспроизвод­ства, поэтому развитие и совершенствование бюджета следует рассматривать, прежде всего, на основе развития и совершенство­вания экономических отношений, которые выступают в количественной и качественной формах доходов и расходов.

Чтобы осуществить исполнение бюджета, необходимо его принять законодательно, поэтому сначала бюджет государства на финансовый год утверждается Государственной думой РФ и принимается в виде закона. Федеральный бюджет имеет две основные составляющие:

1. доходная часть – формируется на основе плана поступления налогов, платежей и неналоговых поступлений от юридических и физических лиц, являющихся резидентами и нерезидентами РФ, в соответствии с налоговым законодательством;

2. расходная часть – формируется, исходя из планируемых объемов поступления доходов, и должна обеспечивать потребности государства в содержании и развитии всех сфер экономики.

Непосредственно само исполнение бюджета начинается после его утверждения законодательными (представительными) органами власти.

В условиях перехода к рынку бюджет является не только еди­нственным плановым документом, утверждаемым в качестве за­кона, но и основой, вокруг которой организуется система финан­сового хозяйства в целом, финансовое планирование и прогнозиро­вание на основе единой финансовой политики государства. Важнейшие задачи исполнения бюджета – обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей, а также доходов в целом и по каждому источнику, финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение того финансового года, на который утвержден бюджет.

 Таким образом, от организации исполнения федерального бюджета по расходам зависит эффективность бюджетного процесса государства.

Целью данной работы является рассмотрение теоретических аспектов организации исполнения бюджета по расходам.

В связи с этим выделим следующие задачи:

1.     Рассмотрения порядка открытия и ведения лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета;

2.     Раскрытие порядка  финансирования федеральных целевых программ из федерального бюджета;

3.     Рассмотрение порядка  финансирования государственных инвестиций;

4.     Рассмотрение порядка учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.



1. Порядок открытия и ведения лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета


Лицевые счета органов казначейства в банках:

Исполнение федерального бюджета осуществляется органами казначейства на счетах, открытых для учета доходов и средств в Центральном банке РФ и его учреждениях (главных управлениях или расчетно-кассовых центрах). В отдельных случаях счета казначейства могут быть открыты в других кредитных организациях, уполномоченных Правительственной комиссией по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики и определенных на конкурсной основе. Такие банки называются уполномоченными. В настоящее время уполномоченным банком является Сберегательный банк Российской Федерации[1].

Между банком и органом федерального казначейства заключается договор на обслуживание счета. Банки несут ответственность за своевременное и правильное зачисление и списание средств на основании расчетно-денежных документов по счетам казначейства в пределах остатка средств на них. Банки не отвечают по обязательствам органов казначейства, а также не могут осуществлять списание средств со счетов в бесспорном порядке без акцепта казначейства. Количество счетов, открываемых органом федерального казначейства, определяется нормативными документами.

В настоящее время у территориальных органов федерального казначейства открыты лицевые счета в банках на балансовых счетах второго порядка:

№ 40101 – «Налоги, распределяемые органами федерального казначейства»;

№ 40102 – «Доходы федерального бюджета»;

№ 40103 – «Доходы федерального бюджета, перечисляемые на финансирование расходов»;

№ 40105 - «Средства федерального бюджета».

Как правило, отделения федерального казначейства на территории имеют 2 счета доходов и 2 счета расходов средств федерального бюджета.

Если органы федерального казначейства по соглашению с местными органами исполнительной власти осуществляют функции по исполнению других бюджетов, кроме федерального, количество счетов увеличивается.

Порядок открытия и обслуживания лицевых счетов в органах федерального казначейства:

Порядок открытия лицевых счетов в органах федерального казначейства аналогичен порядку открытия счета в банке. Распорядитель представляет пакет документов на открытие счета:

-заявление на открытие счета;

-копии учредительных документов;

-справки установленной формы из Государственной налоговой инспекции и внебюджетных фондов;

-карточки с образцами подписей лиц, уполномоченных распоряжаться средствами федерального бюджета на лицевых счетах.

Каждый распорядитель должен открыть несколько лицевых счетов, что зависит от целевой статьи, по которой финансируется распорядитель. Все распорядители в обязательном порядке открывают лицевые счета с признаком «7». Каждому лицевому счету присваивается номер и осуществляется запись в книге регистрации. На каждого распорядителя оформляется юридическое дело. Орган казначейства заключает с распорядителями договор на обслуживание, где оговариваются права и ответственность сторон по работе с лицевыми счетами. Таким образом, можно констатировать, что органы федерального казначейства с момента открытия лицевых счетов распорядителей выступают перед ними в качестве банка.

Порядок введения лицевых счетов распорядителей регламентирован. Средства на лицевые счета распорядителей зачисляются согласно реестрам, полученным от вышестоящего органа федерального казначейства. Как уже было отмечено, финансирование расходов может осуществляться либо за счет доходов, собранных на территории и перечисленных с лицевого счета УФК, либо за счет централизованного финансирования из ГУФК. Зачисление средств на лицевые счета распорядителей осуществляется не только по сумме, но и по статье экономической классификации.

Для осуществления расходов распорядитель оформляет и представляет в орган казначейства расчетно-платежные документы. Ответственность за целевой характер расходования и своевременность оформления платежных документов несет распорядитель. Особенность оформления платежных документов в том, что плательщиком в них выступает не сам распорядитель, а орган федерального казначейства, в котором открыт его лицевой счет. Все реквизиты плательщика в денежном документе заполняются от имени казначейства: ИНН (индификационный номер налогоплательщика), банк плательщика, номер его лицевого счета. Реквизиты получателя, назначение платежа и сумму определяет сам распорядитель и оформляет в установленном порядке платежное поручение.

Орган федерального казначейства, выступая в роли банка, проверяет каждые платежный документ на правильность заполнения и целевой характер платежа. Платежные документы не принимаются, если не обеспечено целевое использование средств[2]:

-сумма платежа превышает остаток средств по указанной в платежном поручении статье экономической классификации;

-расходы не предусмотрены сметой;

-расходы осуществляются без предъявления документов, подтверждающих правомерность оплаты (договор, акт выполнения работ, счет-фактура и т.д.)

-сумма платежа превышает установленные нормативы отчислений (например, во внебюджетные фонды – процент отчислений от начисленной заработной платы) и др.

Таким образом, осуществляется текущий контроль за целевым использованием средств федерального бюджета распорядителями. Особенность казначейской системы исполнения бюджета в том, что банки осуществляют операции по расчетно-денежным документам в пределах остатка средств на лицевом счете распорядителя и не контролируют назначение платежа, а органы казначейства – в пределах остатка по статье экономической классификации с контролем назначения платежа.

Особый порядок предусмотрен для получения распорядителями наличных денежных средств, выдачей которых казначейства не занимаются. Орган казначейства в установленном порядке оформляет денежный чек на доверенное лицо распорядителя, которое получает денежную наличность в банке, где открыт лицевой счет органа казначейства.

Являясь банком для получателей средств бюджета, орган казначейства сам выступает в роли распорядителя средствами бюджета по отношению к банку, где открыт его лицевой счет расходов. Как клиент, казначейство представляет в банк все платежные документы, принятые от распорядителей, для совершения операций по счету. Первый экземпляр платежных документов заверяется печатью и подписями уполномоченных лиц органа казначейства. Банк вправе вернуть платежные документы при наличии ошибок, допущенных при их заполнении. Банк не несет ответственности за сумму и назначение платежа и осуществляет операции по лицевому счету казначейства в пределах остатка средств на нем. Банк обязан списать средства со счета казначейства этим же операционным днем или следующим, если документы приняты в конце дня. В противном случае органы казначейства вправе проверить банк и предъявить штрафные санкции за нарушение срока платежа.

Таким образом, через лицевой счет казначейства в банке исполняются все платежные документы бюджетных организаций. Орган казначейства в установленном порядке, на следующий день после операции по счету, получает выписку банка с копиями платежных документов на списание и зачисление средств. На основании полученных документов осуществляется зачисление и списание средств по лицевым счетам распорядителей, открытых в казначействе. Орган казначейства по каждому лицевому счету распорядителя выдает выписку с приложением копий платежных документов, подтверждающих факт списания и зачисления средств по счету. Учет средств на лицевых счетах ведется по статьям экономической классификации, а выписка готовится в стандартном банковском виде и отражает движение в целом по лицевому счету.

Органы федерального казначейства в установленном порядке обеспечивают полный, сводный, систематический и стандартизированный учет по исполнению федерального бюджета. Отчетность по формам, содержанию и срокам представления утверждается Главным управлением федерального казначейства.

Порядок исполнения федерального бюджета по расходам:

Основание для расходов – закон о бюджете на соответствующий год. При этом если доходная часть бюджета – величина планируемая, то расходная часть формируется расчетно и при использовании полностью зависит от доходов. Расходы федерального бюджета сформированы исходя из потребностей содержания и развития экономических структурных образований по нескольким принципам:

-территориальный – расходы для субъектов Российской Федерации;

-отраслевой – расходы министерств и ведомств;

-функциональный – расходы на социальные, научные, конверсионные, экологические и другие целевые программы.

Совершенно очевидно, что все расходы бюджета так или иначе предназначены для достижения цели на конкретном предприятии, в учреждении, организации или органе исполнительной, законодательной, судебной власти. Получатели средств федерального бюджета расположены на территориях, т.е. там, где созданы органы федерального казначейства. Именно поэтому казначейская система исполнения федерального бюджета обеспечивает максимально возможное приближение к распорядителю средств и контроль за целевым использованием средств бюджета.

Казначейская система исполнения бюджета приобрела новое качество с переходом на финансирование распорядителей через лицевые счета, открытые им в органах казначейства. Переход осуществлялся директивным порядком, сроки открытия лицевых счетов по территориям субъектов Федерации определялись Министерством финансов РФ.

Процесс перехода на работу по лицевым счетам сопровождается обязательным закрытием всех бюджетных счетов распорядителей в любых учреждениях банков. Порядок закрытия бюджетных счетов регламентирован, также как и порядок расчетно-кассового обслуживания счетов органов казначейства в банках.  


2. Порядок финансирования федеральных целевых программ из федерального бюджета


Федеральные целевые программы представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение целевых задач в области государственного, экономического и социального развития Российской Федерации.

Федеральные целевые программы - гибкий инструмент реализации долгосрочной экономической политики государства, активного воздействия на производственные и экономические процессы. Они включают в себя конкретные цели и результаты, которые необходимо достигнуть исходя из сформированных приоритетов среднесрочной программы социально-экономического развития страны, а также перечень инвестиционных и инновационных проектов, обеспечивающих достижение этих целей и обоснованное ресурсное обеспечение, в том числе за счет федерального бюджета[3].

На сегодняшний день федеральные целевые программы это наиболее прозрачный инструмент проведения социально-экономической политики с использованием поддержки из федерального бюджета. Федеральные целевые программы, их необходимость, цели, задачи, набор мероприятий, время реализации и объемы их финансирования, в том числе из федерального бюджета, обсуждаются на заседаниях Правительства Российской Федерации, в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, находятся в режиме прямого доступа на сайтах Правительства Российской Федерации, Минэкономразвития России, государственных заказчиков, публикуются как официальные документы (приложения к постановлениям Правительства Российской Федерации).

Федеральные целевые программы являются в настоящее время наиболее отработанным инструментом реализации политики государства с использованием программно-целевых методов. Основными достоинствами и особенностями этого инструмента являются:

- концентрация ресурсов на решении приоритетных комплексных задач, стоящих перед страной;

- длительный горизонт планирования, сопоставимый со сроками отдачи и окупаемости инвестиций и позволяющий оценивать среднесрочные и долгосрочные социально-экономические эффекты;

- системный подход к формированию комплекса взаимоувязанных по ресурсам и срокам реализации мероприятий для достижения поставленных целей;

- открытый порядок формирования и реализации федеральных целевых программ и хода их реализации;

- высокая степень прозрачности государственных заказов и закупок в рамках программных мероприятий;

- обеспечение контроля за эффективностью расходования средств государственного бюджета;

- возможность в рамках программ комбинировать и объединять усилия федеральных, региональных органов исполнительной власти и частного сектора экономики.

Финансирование федеральных целевых программ – финансирование увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам исполнения комплексов научно исследовательских, опытно конструкторских производственных, социально экономических, организационно хозяйственных и других мероприятии, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного экономического, экологического, социального и культурного развития РФ[4].

Финансирование подготовки проектов целевой программы и концепций осуществления программной проблемы, разработка которых осуществляется по решению Правительства РФ, производится за счет средств, предусмотренных в разделе “Прочие статьи” федерального бюджета. Утвержденные целевые программы реализуются за счет средств федерального бюджета, привлекаемых для выполнения этих программ внебюджетных источников, средств бюджетов субъектов РФ.

К внебюджетным источникам привлекаемым для финансирования целевых программ, могут относиться: взносы участников реализации программ; целевые отчисления от прибыли предприятии, заинтересованных в осуществлении программ; кредиты банков, средства фондов и общественных организации, зарубежных инвесторов, заинтересованных в реализации программ, и другие поступления. Источником финансирования целевых программ могут являться инвестиционные и конверсионные кредиты, а также целевые кредиты банков под государственные гарантии.


Перечень некоторых федеральных целевых программ (подпрограмм), предлагаемых к финансированию из федерального бюджета в 2005 году[5]

№№

Наименование программ, подпрограмм

Предполагаемые государственные заказчики - координаторы, государственные заказчики

 

 

 

1. Федеральные целевые программы, предлагаемые к финансированию из федерального бюджета в 2005 году без доработки

1.

Программа "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года" в том числе:

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

1

подпрограмма "Преодоление последствий аварии на Чернобыльской АЭС"

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

2

подпрограмма "Преодоление последствий аварии на производственном объединении "Маяк"

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

3

подпрограмма "Преодоление последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий


3. Порядок финансирования государственных инвестиций


Инвестиционная деятельность представляет собой совокупность всех действий инвесторов, связанных с вложением и осуществлением инвестиций[6].

Инвестиционная деятельность имеет следующие виды:

·                    частная инвестиционная деятельность, осуществляемая гражданами, негосударственными предприятиями, учреждениями,

·                    организациями и структурами Азербайджанской Республики;

·                    государственная инвестиционная деятельность, осуществляемая органами государственной власти и управления, а также государственными предприятиями, учреждениями и организациями за счет бюджетов, внебюджетных фондов, собственных и заемных средств;

·                    иностранная инвестиционная деятельность, осуществляемая иностранными гражданами, юридическими лицами, государствами, международными финансовыми организациями, а также лицами без гражданства;

·                    совместная инвестиционная деятельность, осуществляемая гражданами и юридическими лицами Азербайджанской Республики и иностранных государств и государствами.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется в целях проведения единой экономической, научно-технической и социальной политики и финансируется за счет федеральных бюджетов в объемах, предусмотренных программами социально-экономического развития РФ.

Инвесторам, осуществляющим инвестиционную деятельность в направлениях, наиболее важных для удовлетворения общественных потребностей, представляются льготы.

Виды государственного регулирования инвестиционной деятельности

1. Государственное регулирование инвестиционной деятельности включает управление государственными инвестициями, а также регулирование условий инвестиционной деятельности и контроль за соблюдением этих условий всеми субъектами инвестиционной деятельности.

2. Управление государственными инвестициями осуществляется органами государственной власти и заключается в планировании бюджетных, внебюджетных средств и других средств, привлекаемых органами, определении условий инвестирования и решении связанных с ними других вопросов.

3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется:

·                    применением налоговой системы, дифференцирующей субъектов и объектов налогообложения, налоговых ставок и льгот;

·                    проведением кредитной и амортизационной политики, в том числе путем ускоренной амортизации основных фондов. Льготы по амортизации могут устанавливаться гибко и дифференцировано для отдельных отраслей и сфер экономики, элементов основных фондов и видов оборудования;

·                    предоставлением субвенций, субсидий, бюджетных ссуд на развитие отдельных регионов, отраслей и производств;

·                    установлением государственных норм и стандартов;

·                    принятием антимонопольных мер;

·                    разгосударствлением и приватизацией собственности;

·                    определением условий пользования землей, водой и другими природными ресурсами;

·                    проведением политики ценообразования;

·                    проведением экспертизы инвестиционных проектов;

·                    другими мерами.

О финансировании за счет средств федерального бюджета государственных капитальных вложений.

Статьей 118 федерального закона от 24.10.2003 N 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» оговариваются условия авансирования государственных капитальных вложений - согласно приложениям к Закону устанавливаются их объемы и перечень получателей. Финансирование адресной инвестиционной программы на 2004 год осуществляется по перечню строек и объектов для федеральных государственных нужд на 2004 год.

Порядок финансирования указанных затрат за счет средств федерального бюджета на 2004 год доводится дополнительно.

 Порядок финансирования государственных капитальных вложений за счет средств федерального бюджета разъяснен в письме Минфина России от 20.08.2003 N 03-01-01/12-244:

Государственные заказчики строек и объектов осуществляют финансирование строительства и реконструкции, расширения, технического перевооружения и приобретения оборудования, не входящего в сметы строек, по соответствующим кодам функциональной и экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 11 октября 2001 г. N 714.

Согласно п. 25 постановления N 714 государственные заказчики и заказчики-застройщики, включенные в адресное распределение объемов государственных капитальных вложений, по каждой стройке и объекту представляют в органы федерального казначейства следующие документы:

а) договоры, заключенные государственными заказчиками о передаче функций заказчикам-застройщикам;

б) государственные контракты на выполнение подрядных работ для федеральных государственных нужд на весь период строительства, в которых указываются объемы и стоимость подлежащих выполнению работ (услуг) и порядок их оплаты, в т.ч. размер авансирования, размер и порядок финансирования строительства, в т.ч. порядок приобретения материалов. Ответственность сторон по обеспечению выполнения обязательств, дата и номер протокола о результатах конкурса по Определению исполнителя работ (услуг);

в) договоры строительного подряда, заключенные с другими 'участниками строительства;

В соответствии с указанными договорами средства за выполненные объемы работ перечисляются на расчетный счет генерального подрядчика, открытый в кредитной организации, для последующих расчетов с субподрядными организациями.

г) договор долевого участия в строительстве;

д) положительные сводные заключения по проектно-сметной документации Главного управления государственной вневедомственной экспертизы при Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, подготовленное в порядке, установленном постановлением

Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 г. N 1008 «О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации».

При этом заказчик-застройщик в соответствии с п. 5 «Положения о проведении государственной экспертизы и утверждении; градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации», утвержденного указанным постановлением Правительства РФ, может представить положительное сводное заключение, подготовленное иным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение ведомственной экспертизы в соответствии с положением о разграничении функций между ним и Госстроем России.

е) справка о стоимости выполненных работ (услуг) и затрат (форма КС-3), акты сдачи-приемки выполненных работ (ус луг) по формам, утвержденным постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. N 100.

Проверка правильности применения расценок на проведение работ за счет капитальных вложений и соответствия фактического объема выполненных работ представленным актам на органы федерального казначейства не возложена.

Кассовый расход федерального бюджета по оплате работ по капитальному и текущему ремонту, выполняемых по договорам подряда и хозяйственным способом (в соответствии с положениями письма Минфина РФ от 4 июня 2003 г. N 02-08-10) санкционируется органом федерального казначейства в порядке, установленном пунктом 56 Инструкции о порядке открытия и ведения органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2002 г. N 142н.

Пунктом 56 Инструкции N 142н установлен исчерпывающий перечень документов, представляемых получателем средств в качестве основания платежа за счет средств федерального бюджета.

Учитывая изложенное, органы федерального казначейства при осуществлении предварительного и текущего контроля

должны руководствоваться при оплате работ за счет средств федерального бюджета:

-       по капитальному строительству - пунктом 25 постановления Правительства РФ от 11 октября 2001 г. N 714;

-       по капитальному и текущему ремонту - пунктом 56 Инструкции, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2002 г. N 142н.

Ответственность за целевое и эффективное использование средств федерального бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации несут главные распорядители и получатели средств федерального бюджета, а также государственные заказчики и заказчики-застройщики.


4. Порядок учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности


Порядок учета средств,  полученных  от  предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности, бюджетными учреждениями на текущем счете N 40603.

Средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в полном объеме учитываются в сметах доходов и расходов по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и первоначально зачисляются для учета на текущий счет N 40603, открытый бюджетным учреждениям в учреждениях Банка России или кредитных организациях[7].

Поступление средств от заказчика за изготовленную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги по договорной стоимости, включая налог на добавленную стоимость, а также сумм авансов осуществляется на текущий счет бюджетного учреждения N 40603, открытый ему в учреждении Банка России или кредитной организации. В случае оплаты заказчиком услуги (работы, товара) за наличные денежные средства через кассу бюджетного учреждения, последний сдает всю сумму полученной денежной наличности в учреждение банка на свой текущий счет N 40603, открытый ему в учреждении Банка России или кредитной организации.

Возврат дебиторской задолженности, образовавшейся у бюджетного учреждения в процессе исполнения сметы доходов и расходов по средствам, полученным от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в текущем финансовом году осуществляется учреждением с текущего счета N 40603, открытого в учреждении Банка России или кредитной организации. Под дебиторской задолженностью в рамках настоящего Порядка признается: излишне уплаченная потребителем сумма денежных средств за оказанную бюджетным учреждением услугу (работу, товар); сумма денежных средств, уплаченная потребителем при наличии отказа в получении услуги (работы, товара); сумма денежных средств, уплаченная потребителем и подлежащая возврату за некачественное оказание услуги (работы, товара); сумма денежных средств, ошибочно зачисленных на текущий счет бюджетного учреждения.

После отражения в бухгалтерском учете бюджетного учреждения всех средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, и сумм возврата дебиторской задолженности, учреждение осуществляет уплату соответствующих налогов, сборов и иных обязательных платежей в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Часть средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, оставшаяся на текущем счете бюджетного учреждения N 40603 после уплаты налогов и иных обязательных платежей, подлежит перечислению в доход областного бюджета на счет N 40101810000000010005, открытый управлению федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации в Головном расчетно-кассовом центре Главного управления Банка России. Платежные документы на перечисление указанных доходов заполняются в соответствии с приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации от 03.03.2003 N БГ-3-10/98/197/22н "Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации". При этом в полях, идентифицирующих платеж, указывают: показатель "Код ОКАТО" - заполняется в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления, на территории которого мобилизуются денежные средства.

Сроки перечисления доходов, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в текущем (календарном) месяце, на единый счет по учету доходов определяются бюджетным учреждением самостоятельно, но не реже одного раза в десять дней. Наличие доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности на текущих счетах N 40603, открытых в учреждениях Банка России или кредитных организациях, недоперечисленных бюджетными учреждениями в доход областного бюджета по состоянию на 1 января следующего финансового года, не допускается.

 Не подлежат перечислению с текущих счетов N 40603 на счет по учету доходов N 40101810000000010005, открытый управлению федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, денежные средства, необходимые бюджетным учреждениям на уплату налогов и сборов согласно действующему налоговому законодательству.


Заключение


Подводя итоги, хотелось бы остановиться на основных аспектах данной работы.

По первому вопросу был рассмотрен порядок открытия и ведения лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета. Исполнение федерального бюджета осуществляется органами казначейства на счетах, открытых для учета доходов и средств в Центральном банке РФ и его учреждениях. Порядок открытия лицевых счетов в органах федерального казначейства аналогичен порядку открытия счета в банке. Распорядитель представляет пакет документов на открытие счета, указанный в работе. На основании полученных документов осуществляется зачисление и списание средств по лицевым счетам распорядителей, открытых в казначействе.

Таким образом, органы федерального казначейства в установленном порядке обеспечивают полный, сводный, систематический и стандартизированный учет по исполнению федерального бюджета

По второму вопросу был раскрыт порядка  финансирования федеральных целевых программ из федерального бюджета.  Финансирование подготовки проектов целевой программы и концепций осуществления программной проблемы, разработка которых осуществляется по решению Правительства РФ, производится за счет средств, предусмотренных в разделе “Прочие статьи” федерального бюджета.

По третьему вопросу был рассмотрен  порядок  финансирования государственных инвестиций на примере федерального закона от 24.10.2003 N 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год», где оговариваются условия авансирования государственных капитальных вложений, устанавливаются их объемы и перечень получателей.  Порядок финансирования государственных капитальных вложений за счет средств федерального бюджета разъяснен дополнительно  в письме Минфина России от 20.08.2003 N 03-01-01/12-244.

По четвертому вопросу был рассмотрен  порядок  учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в полном объеме учитываются в сметах доходов и расходов по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и первоначально зачисляются для учета на текущий счет N 40603, открытый бюджетным учреждениям в учреждениях Банка России или кредитных организациях.



Список литературы


1.     Бюджетный Кодекс Российской Федерации. – М.: Проспект, 2003.

2.     Комментарий к Бюджетному кодексу РФ, под ред.М.В. Романовского, М.: Юрайт, 2000

3.     Баранова Л.Г. Бюджетная система России. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

4.     Бюджетная система России: Учебник для вузов/ Под ред. А.С. Соловьева. – М.: Дело, 2003.

5.     Папело В.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учеб. пособ.- М: Логос, 2002 .

6.     Романовский М.В. Основы теории и практики государственных финансов – СПб.: СПбГУЭФ, 2001.

7.     Современный финансово-кредитный словарь / Под. ред. М. Г. Лапусты, П.С. Никольского. - М.:ИНФРА-М. – 2002.

8.     Нестеренко Т.Г. Федеральное казначейство // Финансы, 2003 - №3.

9.     Петров В.А. Целевые программы // Финансист, 2004 - №7.

10.                       Смирнов А. Возрождение и развитие казначейской системы исполнения бюджета //Федерализм, 2003. - №2.


[1] Нестеренко Т.Г. Федеральное казначейство // Финансы, 2003 - №3. – 41.


[2] Смирнов А. Возрождение и развитие казначейской системы исполнения бюджета //Федерализм, 2003. - №2. – с 23.


[3] Папело В.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учеб. пособ.- М: Логос, 2002 . – с 32.


[4] Романовский М.В. Основы теории и практики государственных финансов – СПб.: СПбГУЭФ, 2001. – с 321.


[5] Петров В.А. Целевые программы // Финансист, 2004 - №7. – с 56.

[6] Современный финансово-кредитный словарь / Под. ред. М. Г. Лапусты, П.С. Никольского. - М.:ИНФРА-М. – 2002. – с 68.


[7] Папело В.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учеб. пособ.- М: Логос, 2002 . – с 79