Оглавление

Введение. 3

1. Реферативная часть. 5

1.1. Понятие дивидендной политики. 5

1.2. Виды дивидендной политики. 7

1.3. Влияние дивидендной политики на результаты финансово- хозяйственной деятельности организации. 14

Заключение. 21

2. Расчетная часть. 23

2.1. Составление калькуляции затрат. 23

2.2. Управление активами предприятия. 28

2.3. Управление источниками. 37

2.4. Управление денежными потоками. 43

Список литературы.. 44















Введение

Устойчивому финансовому положению предприятия во многом способствует предварительная работа по планированию всех его доходов и направлений расходования средств. Жизнь по средствам -  это один из главных принципов рациональной организации финансов на предприятии. В зависимости от целей и задач разрабатываются и составляются финансовые планы разнообразного назначения и содержания. Необходимость планирования продиктована многочисленными причинами, но представление о деятельности и ее результатах, вмещаемое в план, продиктовано, прежде всего, тем, что в сам процесс хозяйственного развития заложен значительный элемент неопределенности. Направленность плана задается общей стратегией предприятия, и именно поэтому он выступает руководством к действию. В настоящее время планированию на предприятии уделяется все большее внимание. Для успешного управления разрабатываются бизнес-планы, учитывающие задачи текущего и перспективного развития. В этих документах находит отражение стратегия финансирования. Здесь анализируются и прогнозируются разнообразные ситуации и варианты, оцениваются возможности предприятия на рынке. На этой основе предполагаются наиболее квалифицированные варианты решений, что позволяет надеяться на устойчивое финансовое положение предприятия в будущем.

Финансовый план представляет собой завершающую часть бизнес-плана, где концентрируются итоги по всем предыдущим разделам: по объему продаж и прибыли, использованию собственных и заемных средств, объему инвестиций, срокам их окупаемости, объему затрат на производство и реализацию, маркетингу, выплате дивидендов.

Перспективный финансовый план содержит важнейшие показатели и целевые установки развития и поведения предприятия на рынке, им задаются пропорции и темпы, стратегия инвестиционной деятельности, формирования накоплений, ценовая и дивидендная политика. Такие планы разрабатываются на несколько лет и могут уточняться по мере реализации основных задач.

Предлагаемая работа рассматривает существующие виды дивидендной политики. Целью работы является исследование понятия дивидендной политики в организации, ее видов и влияния на финансовые результаты деятельности.

Поставленная цель конкретизируется рядом задач:

1) исследовать понятие дивидендной политики в организации;

2) изучить основные виды дивидендной политики в организации;

3) изучить влияние  дивидендной политики на финансово- хозяйственную деятельность предприятия.























 

1. Реферативная часть

1.1. Понятие дивидендной политики

Дивидендная политика акционерного общества включает выбор по следующим вопросам[6, с. 145]:

1. Следует ли корпорации выплачивать всю или часть чистой прибыли акционерам в текущем году или инвестировать ее в целях будущего роста. Это означает выбор соотношения в чистой прибыли той части, которая идет на выплату дивидендов (d), и той части, которая реинвестируется в активы корпорации. Рассматривая модель ценообразования на акции корпорации с постоянным темпом прироста g (модель Гордона)

pq = da1/(ks — g),                   (1)

где    da1 — ожидаемый дивиденд на акцию года t = 1,

ks — ожидаемая доходность акции,

Можно видеть, что выбирая политику, высокого значения дивидендного выхода (d/π) величина da1 возрастет, и это повлечет, исходя из формулы, рост цены акции. Однако на цену акции влияет и прогнозируемый темп прироста. Если корпорация будет инвестировать незначительные средства в активы, то возможности роста будут невелики и цена акции упадет. Таким образом, выбор значения дивидендного выхода имеет альтернативные результаты:

1) высокие текущие дивиденды и рост цены на краткосрочном периоде или 2) будущий рост дивидендов и рост цены в перспективе.

2. При каких условиях следует менять значение дивидендного выхода, следует ли в долгосрочной перспективе придерживаться одной дивидендной политики или можно ее часто менять.

3. В какой форме выплачивать акционерам заработанную чистую прибыль — в денежной форме пропорционально имеющимся акциям, в форме дополнительных акций или через выкуп акций. Обычно термин дивиденд используется для обозначения денежных выплат, которые получает акционер в результате распределения чистой прибыли корпорации пропорционально числу акций. Более широкое понятие дивидендов используется для любых прямых выплат корпорацией своим акционерам. Схемы всех выплат при таком подходе рассматриваются как часть дивидендной политики.

4. Какие конкретные схемы выплат использовать. Если денежные выплаты пропорциональны владению акциями, то какова должна быть периодичность выплат и их абсолютная величина. Если предусматривается выкуп акций, то какова выкупная цена? Обычно объявляемая денежная выплата выражается в количестве денежных единиц на акцию, но может выражаться в процентах от рыночной цены (дивидендная доходность) или в процентах от прибыли (дивидендный выход). Дивиденд объявляется без учета подоходного налогообложения.

5. Как строить политику выплаты дивидендов по не полностью оплаченным акциям (пропорционально оплаченной части или полностью).

Дивидендная политика, как и управление структурой капитала, оказывает существенное влияние на цену акций предприятия[5, с. 158].

Дивиденд - денежный доход  акционеров и в определенной степени сигнализирует им о том, что предприятие, в акции которого они вложили свои средства, работает успешно.

   С теоретической позиции выбор дивидендной политики предполагает решение двух ключевых вопросов[7, 9 и др.]:

        - влияет ли величина дивидендов    на  изменение   совокупного     

          богатства акционеров?

         -  если да, то какова должна быть оптимальная их величина?

 Можно выделить две основополагающие инвариантные задачи, решаемые в процессе выбора оптимальной дивидендной политики.  Они взаимосвязаны и заключаются в обеспечении:

а) максимализации совокупного достояния акционеров;

б) достаточного финансирования деятельности предприятия.

 Эти задачи ставятся во главу угла при рассмотрении всех основных элементов дивидендной политики: источников дивидендов, порядка их выплаты, видов дивидендных выплат и др.



1.2. Виды дивидендной политики

Реально организация  выбирает конкретный вид дивидендной политики с учетом низкого или высокого дивидендного выхода, стабильных или меняющихся дивидендов на акцию[1, 6 и др.].

1. Остаточная дивидендная политика. Эта политика строится на первостепенном учете инвестиционных возможностей корпорации, ограниченности внешних источников финансирования или их высокой стоимости. Дивидендный выход определяется следующим образом:

1) определяется количество денежных средств, которыми может располагать корпорация без дополнительной эмиссии акций. Например, если получена чистая прибыль 100 млн. рублей и корпорация не выплачивает дивиденды, то максимальный рост капитала за счет соб­ственных внутренних источников составит 100 млн. рублей. Если структура капитала сохраняется неизменной (например, финансовый рычаг D/V равен 0,33), чтобы максимизировать рыночную оценку капитала, то корпорация должна привлечь заемный капитал (облигационный заем или банковский кредит) в размере 50 млн. рублей (50/(100 + 50) = 0,33).

В этом случае возможный размер нового капитала возрастет до 150 млн. рублей;

2) возможный размер нового капитала сравнивается с инвестиционными возможностями через сравнение относительной ожидаемой величины дохода (внутренней нормы доходности проекта) и стоимости капитала. Если денежные средства, необходимые для реализации выгодных проектов (по которым внутренняя норма доходности превышает стоимость капитала), превышают размер располагаемого нового капитала, то дивиденды не выплачиваются, вся чистая прибыль реинвестируется, а недостаток денежных средств по проекту покрывается через дополнительную эмиссию акций или через возможное растяжение сроков осуществления проекта. Если денежные средства, необходимые по инвестиционной программе, меньше, чем располагаемый размер нового капитала, то дивиденды выплачиваются по остаточному принципу. Дивидендные выплаты (d) года t определяются как разница между чистой прибылью года t и нераспределенной прибылью, необходимой для финансирования инвестиционной программы данного года. Например, если ожидаемая чистая прибыль в следующем году 100 млн. рублей, структура капитала (которая максимизирует рыночную цену) включает 50% заемного капитала и 50% собственного и по инвестиционной программе на следующий год предполагается затратить 140 млн. рублей, то исходя из целевой структуры капитала 70 млн. рублей следует привлекать в виде заемного капитала и 70 млн. рублей собственного (прежде всего нераспределенная прибыль). Остаток чистой прибыли 30 млн. рублей следует направить на выплату дивидендов. Дивиденд­ный выход составит 30/100 = 30%[7, с. 149].

Инвесторы предпочитают фирму, которая реинвестирует прибыль вместо выплаты дивидендов, если доходность активов фирмы (рентабельность), полученная в результате реинвестирования, превышает ту доходность, которую инвесторы могут получить самостоятельно, инвестируя с аналогичным уровнем риска. Например, если фирма может реинвестировать в проект, обеспечивающий 30%-ную рентабельность, а наивысшая доходность среднего акционера на рынке по дивидендным выплатам составит 20%, то акции корпорации будут расти в цене.

Таким образом, даже если инвестор оценивает будущий рост более рискованно, чем получение текущей дивидендной доходности, высокая ожидаемая доходность по новым проектам компенсирует этот риск.

2. Политика фиксированного дивидендного выхода. Корпорации могут устанавливать оптимальное значение дивидендного выхода и придерживаться его. Но так как величина чистой прибыли варьируется по годам, то денежное выражение дивидендных выплат тоже будет различно. Колебания дивидендов могут вызвать падение цен акций. В чистом виде политика фиксированного дивидендного выхода не максимизирует цену акции. На практике в первые годы своего существования корпорация использует остаточную дивидендную политику, затем с учетом влияния различных факторов устанавливает оптимальное значение дивидендного выхода, но не следует ему слепо, а придерживается как ориентира. В конкретные годы дивидендный выход может отличаться от оптимального, но в среднем за рассматриваемый период — близок к нему[2, 3 и др.].

Исследование дивидендной политики американских корпораций в середине 50-х годов позволило  сформулировать ос­новные принципы дивидендной политики, основанной на постоянстве дивидендного выхода:

1) менеджеры корпораций / обществ имеют целевое (оптимальное) значение дивидендного выхода, с учетом которого строят политику конкретных выплат;

2) существует задержка по времени ответной реакции дивидендов на изменение прибыли. Увеличение прибыли в год t на 20% не приводит к автоматическому увеличению дивидендов на 20% за этот год. На размер дивиденда оказывают влияние общие изменения в размере прибыли за прошлые годы и перспективы роста. Снижение дивидендов нежелательно;

3) самые сложные решения — это решения по изменению дивидендной политики. Менеджеры не склонны менять дивидендную по­литику из-за опасения невозможности следовать ей в течение большого периода времени. В дивидендной политике имеет место определенная инерционность. Рост чистой прибыли всегда опережает рост дивидендов. Только если менеджеры уверены в переходе на более высокий уровень прибыли, они меняют дивидендную политику.

Была предложена простая  модель, которая отражает полученные выводы и позволяет найти значение дивиденда при фиксации дивидендного выхода. Предполагается, что корпорация имеет оптимальное значение дивидендного выхода ψ и стремится не менять его. Это означает, что дивиденд на акцию da в текущем году t равен фикси­рованной доле от чистой прибыли πа года t

d = (ψ)(π) и da = (ψ)(πа),                          (2)

где πа — чистая прибыль на акцию.

Прирост дивиденда равен

dat - (dat - 1) = (ψ/)(πat) - (dat - 1),                     (3)


При неизменности дивидендного выхода изменение дивиденда (прирост) будет происходить при изменении прибыли. Но изменение прибыли может иметь временный характер и не отражать долгосрочной тенденции роста. Корпорация будет увеличивать дивиденды только при уверенности в возможности и далее поддерживать рост прибыли. Уменьшение дивиденда на акцию нежелательно и, следовательно:

dat — dat - (dat - 1) = (ψ/)(πat) - (dat - 1) > 0,                                (4)

Из-за этого менеджеры устанавливают рост дивидендов не в той же пропорции как рост прибыли

dat — (dat — 1) = h ((ψ)(πat) - (dat - 1)),                      (5)

где h — коэффициент дивидендного роста (в интервале от 0 до 1).

Коэффициент h показыва­ет инерционный эффект изменения дивиденда при изменении прибы­ли. Для текущего года предполагается, что изменение прибыли на одну единицу приведет к изменению дивиденда на ψh единиц. Чем более консервативна корпорация, тем ниже будет значение коэффициента h.

Выразив дивиденд текущего года dat, получаем по модели Лин­тнера, что дивиденд данного года частично зависит от текущей чистой прибыли и частично от дивиденда прошлого года:

dat = hψ(πcat) — (1 — h) dat — 1,                         (6)

Выразив аналогичным образом дивиденд прошлого года (t — 1) и подставив в выражение для года t (как предложено Брели), получаем

dat = hψ (πat) + hψ(l — h)(πat — 1) + (1 — h)2 dat — 2,                         (7)

и, следовательно,

dat = h ψ ((pat) + (1 — h)(πat — 1) + (1 — h)2 (πat — 2) + ...+ + (1 - h)n(πat - n) + ...),                            (8)

Таким образом, на текущее значение дивиденда оказывает влияние динамика прибыли прошлых лет. Степень влияния разных перио­дов зависит от выбора коэффициента h. Если h = 1, то немедленная и длительная ответные реакции дивиденда на изменение прибыли равны и реальный дивидендный выход соответствует оптимальному. Если значение h близко к нулю, то корпорация большее внимание уделяет учету длительной ответной реакции. Если величина прибыли сохраняется на новом уровне (нет падения прибыли за рассматриваемые n лет), то дивидендный выход является оптимальным:

da, = hψ (πt)(l + (1 - h) + (1 - h)2 + ... (1 - h)n > 0, при h > 0;         (9)

da, = ψ (πat), так как (1 + (1 - h) + (1 - h)2 + ... + ... (1 - h)n + ...) = 1/h,   (10)

3. Политика неснижающихся дивидендов на акцию и остаточно­го подхода к нераспределенной прибыли. Суть политики — никогда не снижать ежегодный размер дивиденда на акцию. Политика может выражаться [5, 7 и др.]

1) в постоянном или слабо увеличивающемся размере дивиденда на акцию;

2) в стабильных выплатах невысоких дивидендов и процентных надбавок в удачные годы.

Политика стабильных дивидендов означает низкий риск инвестирования и невысокую требуемую доходность. Акции корпораций, придерживающихся такой политики, высоколиквидны, так как имеют постоянный спрос на них со стороны финансовых компаний (страховых компаний, пенсионных фондов).

4. Политика выплаты дивидендов акциями. Эта политика может проводиться как при неблагополучном финансовом состоянии, так и при временном недостатке финансовых средств для реализации инвестиционных программ при общей финансовой устойчивости.

Если инвестиционные возможности и ограниченность других источников финансирования диктуют реинвестирование прибыли, но в прежние годы дивиденды выплачивались и часть акционеров рассчитывает на текущий доход, то, чтобы не обмануть ожидания акционеров, руководство может предложить им выплату дивидендов акциями. Общее число акций в обращении будет увеличено.

Выплата дивидендов акциями диктуется не отсутствием денежных средств в данный момент, а либо невозможностью их концентрации к моменту выплаты дивидендов, либо альтернативными вариантами использования чистой прибыли. Руководство, принимая решение об объявлении дивидендов, должно четко оценивать возможности изменения структуры активов и нахождения необходимых денежных средств. В соответствии с российским законодательством выплата объявленных дивидендов обязательна, и если АО не имеет свободных денежных средств на выплату, то через суд может быть признано неплатежеспособным и ликвидировано.

Для руководства выплата дивиденда акциями имеет смысл, так как не размывается число акционеров, как при публичном размещении дополнительного количества акций. Не все акционеры будут продавать дополнительно полученные акции и предложение акций на рынке будет небольшим. Реально корпорация получит капитал стоимостью, как нераспределенная прибыль, но в виде акционерного. Увеличенные по сравнению с вариантом денежных дивидендов средства могут быть на­правлены для текущей и инвестиционной деятельности.

Другой причиной использования неденежной выплаты дивиденда являются цели реинвестирования прибыли с желанием не раскрывать объект инвестирования. Например, если ставится цель поглощения без объявления другой фирмы, то ни эмиссия акций, ни привлечение заемных средств не подходят для этой цели. В данном случае менеджер считает, что нераспределенная прибыль является единственным источником увеличения капитала и отказывается от денежной выплаты дивидендов с надеждой обеспечить рост прибыли, цены акции и денежных дивидендов в будущем. Выплата дивиденда акциями является попыткой поддержать акционеров до лучших времен. Если прогнозируемый рост реально возможен и превышает процент дивиденда акциями, то цена акции может возрасти.

Еще одна цель может преследоваться руководством, принимая решение о выплате дивиденда акциями, — повышение ликвидности акций через снижение рыночной цены вместо дробления. Выплата дивидендов акциями имеет здесь тот же результат, что и дробление акций. Однако дробление обычно используется, как разовая процедура после резкого скачка цены. Выплата дивидендов акциями может проводиться как среднесрочная дивидендная политика, по которой процент дивиденда устанавливается на уровне ежегодного темпа прироста прибыли и цены акции. Например, если ожидается ежегодный темп прироста прибыли 15% и аналогичный рост цены акции, что через не­которое время сделает ее низко ликвидной, то установление ежегодного 15%-ного дивиденда позволит зафиксировать цену акции[7, с. 117].

5. Политика выкупа собственных акций. Выкуп собственных акций означает использование чистой прибыли на выплаты владельцам капитала и, следовательно, может рассматриваться как дивидендная политика, альтернативная денежным выплатам дивиденда. Выкуп акций как регулярная дивидендная политика может осуществляться следующими способами[7, 11 и др.]:

1) покупка на фондовом рынке, если акции котируются на бирже, или через брокерские конторы покупка у держателей;

2) скупка по фиксированной цене в объявленный период времени (тендер). Если предложение акций превышает намеченное к выкупу количество, то акционеры получают возможность продать пропорционально имеющемуся пакету;

3) аукционная скупка. Акционеры, предложившие на аукционе наименьшую цену за акцию, имеют преимущества в продаже. Такой вариант наиболее предпочтителен оставшимся акционерам;

4) прямой выкуп пакета акций у одного крупного акционера по договорной цене. Если цена не завышена, то оставшиеся акционеры не теряют капитал.

6. Политика автоматического реинвестирования дивидендов. Многие корпорации предлагают своим акционерам программу автома­тического реинвестирования дивидендов. Программа является опционом на реинвестирование части или всей суммы, причитающейся в качестве денежного дивиденда. Акционер имеет выбор между получением дивиденда в денежной форме и покупкой на указанную сумму дополнительного количества акций. В ряде случаев акционеры получают возможность приобрести новые акции с дисконтом, то есть ниже рыночной цены, что повышает популярность этих программ. По налоговому законодательству многих стран акционеры платят подоходный налог с реинвестируемых сумм, как и с сумм, полученных в виде денежных дивидендов.

7. Политика низкой дивидендной доходности и косвенных вып­лат отдельным акционерам. Эта политика проводится многими рос­сийскими корпорациями и имеет основную цель — удержание контроля. Так как при объявлении дивидендов все акции одного вида (обыкновенные, различные типы привилегированных) имеют одинаковые права и должны иметь одинаковую дивидендную доходность, то руководство корпорации в целях сохранения нынешнего состава акционеров и недопущения перехода контрольного пакета к стороннему инвестору проводит политику косвенных высоких выплат из чистой прибыли отдельным группам акционеров, в большинстве случаев неконсолидированных.

1.3. Влияние дивидендной политики на результаты финансово- хозяйственной деятельности организации

На основании рассмотренных выше теоретических аспектов представленной нами проблемы и способов ее практических решений, мы можем заключить, что в процессе реализации дивидендной политики анализируются и прогнозируются разнообразные ситуации и варианты, оцениваются возможности предприятия на рынке. Квалифицированные варианты решений таких встающих перед предприятием проблем, как распределение активов предприятия с целью их максимально эффективного использования, позволяют надеяться на устойчивое финансовое положение предприятия в будущем.

Дивидендная политика рассматривает в процессе своего формирования и реализации, такие вопросы, как предпочтения акционеров между текущими и будущими доходами, влияние различных факторов на оценку капитала корпорации (акционерного общества), определяет оптимальное значение дивидендного выхода и схемы, формы и способы его выплаты.

Дивидендная политика предусматривает расчеты по платежам в бюджет и расчеты с акционерами корпорации, создавая тем самым определенные гарантии по своим обязательствам. Кроме того, в ходе реализации дивидендной политики на предприятии выявляются имеющиеся резервы, мобилизация которых обеспечит получение дополнительных доходов. Отбор оптимальных вариантов хозяйствования позволяет снизить риски и избежать потерь, вести рациональную налоговую политику. Таким образом, дивидендная политика является одним из важных инструментов в управлении предприятием, а ее реализация - возможностью успешного предпринимательства, соблюдения интересов собственников, акционеров и всех работников.

В рамках данного раздела рассмотрим влияние учетной политики на оценку капитала предприятия[7, 15 и др.].

1. Учет фактора риска при принятии решений о распределении прибыли. Предполагается, что реинвестирование прибыли за счет сокращения дивидендных выплат не влияет на стоимость собственного капитала.

Текущее получение дивидендов менее рискованно, чем будущий рост капитала, и за компенсацию большего риска акционеры требуют большую доходность, что увеличивает стоимость капитала корпорации ks. Увеличение стоимости капитала понижающе действует на цену капитала.

В выражении ожидаемой доходности по модели Гордона:

k = da1 / ро + g,                       (11)

где da1 / Po — дивидендная доходность.

В равновесной ситуации требуемая инвесторами доходность с учетом риска равная ожидаемой доходности и стоимость капитала ks есть требуемая доходность владельцев капитала (ks = da1 / ро + g). Слагаемые требуемой доходности ks имеют различный риск, и их изменение будет оказывать влияние на значение ksi так дивидендная доходность da1/Po менее рискованна, чем слагаемое g:

1) дивиденд более прогнозируем по публикуемой информации о корпорации, чем прирост ожидаемой доходности от роста цены;

2) даже если корпорация сообщает об имеющихся высокодоходных инвестиционных программах, то эти сообщения не всегда внушают доверие;

3) дивиденд устанавливает менеджер, на которого инвестор может воздействовать, а цены акций устанавливаются на рынке, и на них большое влияние оказывают рыночные факторы. Если дивидендная политика не влияет на значение ks, то любая комбинация дивидендной доходности и темпа прироста будет давать постоянное значение.





         Дивидендная доходность

16



10


                                                        Темп прироста g, %

10               16

Рис. 1. Равноценность дивидендной доходности  и прироста капитала


         Дивидендная доходность

16



10


                                                        Темп прироста g, %

10               16     20

Рис.2.  Неравноценность дивидендной доходности и прироста капитала

Например, дивидендная доходность может быть равна 10%, а темп прироста 6%, и наоборот. При нулевых дивидендах требуемая доходность будет определяться только прогнозируемым темпом прироста чистой прибыли (в данном примере ks = 16%).

«Дивиденд в руках» менее рискован, чем возможный прирост капитала «в небе», и инвесторы требуют премию за более высокое значение слагаемого g. Если на конкретный момент требуемая доходность была 16%, то рост g приведет к увеличению kg, как показано на рис. 2.

ks = da1/P0 + g + kv,                        (12)

где kv — премия за риск выбора «журавля в небе», kv растет с ростом g, т. е. с увеличением доли g в ожидаемой доходности.

Для инвестора увеличение g не будет компенсироваться соответствующим падением дивидендной доходности. И наоборот, сокращение на 1% дивидендной доходности компенсируется инвесторам увеличением g более чем на 1%[8, с. 179].

2. Учет налогообложения доходов инвестора. Рассматривая формулу ожидаемой доходности (k = Дивидендная доходность + Доходность прироста капитала) видно, что при различии в подоходном налогообложении дивидендов и прироста капитала ожидаемая доналоговая и посленалоговая доходности будут различаться для инвестора. Инвестор будет оценивать акции в зависимости от дивидендной политики (от выбора низкой или высокой доналоговой дивидендной доходности). Чистый доход акционера после получения дивидендов равен

(da)(n)(l-Ts),                           (13)

где    n — число акций у данного акционера,

Ts — предельная ставка подоходного налога, которая при прогрессивном налогообложении растет с ростом доходов. При продаже акций (при политике выкупа корпорацией своих акций или при недостатке текущих денежных средств у акционера) чистый доход составит

(P1 - Р0)(n)(1 - Тк),                           (14)

где    P1 - цена продажи акции,

n - число проданных акций,

Тк - ставка налога с прироста капитала.

Если прирост капитала, получаемый инвестором, облагается налогом больше, чем дивидендные поступления, то инвесторы в целях экономии на налогах предпочтут акции корпорации, которые мало растут в цене, зато обещают высокие дивиденды на акцию. И наоборот, если дивиденды облагаются налогом по более высокой ставке, чем прирост капитала, то инвесторы предпочтут акции с низкой доналоговой дивидендной доходностью. В этом случае акции корпорации, которая характеризуется низкой доналоговой дивидендной доходностью и высокой доходностью прироста капитала будут цениться на рынке выше, то есть цена этих акций будет больше, чем цена акций аналогичного риска, но иного подхода к размеру дивиденда. Если корпорация будет увеличивать размер дивиденда на акцию (т. е. повышать дивидендную доходность), то для компенсации налоговых платежей общая доналоговая доходность возрастет, а цена акции упадет, то есть произойдет уменьшение рыночной цены капитала.

3. Учет асимметричности информации. Если инвесторы ожидают прирост дивидендов, например, на 10% в год, и если дивиденды действительно возросли на 10%, то цена акции слабо прореагирует на этот факт. Другое дело, если ожидался прирост 10%, а по окончании года менеджеры объявили о 35%-ном приросте дивидендов. В этом случае цена акций резко возрастет. Практика показывает, что цена реагирует не столько на ожидаемый рост (падение) дивидендов, сколько на неожиданные изменения в выплатах. Чем больше сюрпризов, тем сильнее реагирует цена. Если дивиденды растут, но темп роста меньше, чем ожидалось, то цена акций будет падать. Сторонники консервативного подхода объясняют этот факт предпочтением дивидендных выплат по сравнению с приростом капитала. В этой связи делается вывод, что принципиальные решения в дивидендной политике связаны с изменением дивиденда на акцию. Платить в текущем году дивиденд 2$ на акцию, когда платился 1$ в прошлом, более важное решение, чем значение дивидендного выхода.  Корпорации следует учитывать рыночные ожидания и строить дивидендную политику таким образом, чтобы объявление дивидендов не приводило к снижению рыночной капитализации S

S = PN,                         (15)

где    Р — рыночная цена акции,

N -число акций в обращении.

Разница между рыночной капитализацией до объявления дивидендов S0 и после объявления S1 должна быть меньше фактической оценки дивидендов.

S1 + d>Soиd>So — S1,                             (16)

Корпорации следует увеличивать выплату дивидендов до тех пор, пока темп приро­ста дивидендов будет превышать темп прироста рыночной цены.

4. Учет возможности повышения цены через привлечение акционеров с одинаковыми предпочтениями дивидендной политики. Корпорации стремятся привлечь и сохранить тех акционеров, которых устраивает проводимая дивидендная политика. Предпочтения акционеров различны. Есть группа акционеров с невысоким личным доходом, которых интересуют текущие выплаты (пенсионеры, благотворительные фонды), и есть высокодоходные акционеры, которых не интересуют текущие выплаты и которые в любом случае будут реинвестировать дивиденды. Для этих акционеров дивидендные выплаты нежелательны[7, 12 и др.]:

1) из-за налогообложения, так как дивидендные выплаты увеличат общую сумму дохода и переведут акционера в более высокую налоговую категорию при прогрессивном налогообложении;

2) из-за трансакционных издержек по реинвестированию полученных денежных средств (в том числе вмененные издержки потери времени на поиск инвестиционных вариантов).

Если корпорация не удовлетворяет акционера своей дивидендной политикой, то акционер будет стремиться найти другую корпорацию. В итоге инвесторы, которых интересует текущий доход, будут преобладать среди акционеров корпорации с высоким значением дивидендного выхода и, наоборот, высокодоходные акционеры предпочтут корпорацию с низким дивидендным выходом. Менеджеры должны учитывать этот факт и не менять часто дивидендную политику, так как это приводит к затратам инвесторов на трансакционных издержках и налогах. В противном случае корпорация потеряет интерес для всех акционеров и цена ее акций упадет. С другой стороны, если менеджер видит реальный круг акционеров, которых устраивает новая дивидендная политика, и спрос на акции с их стороны будет превышать предложение акций недовольных акционеров, то корпорация может подтолкнуть неудовлетворенных акционеров продать акции тем, кто поддерживает новую дивидендную политику. В этом случае изменение дивидендной политики приведет к росту цены акции. Сформировавшийся рынок учитывает интересы акционеров, и если 30% инвесторов предпочитают низкие дивиденды, а оставшиеся 70% - высокие, то рынок ответит на эту потребность приблизительно 30% корпораций, проводящих политику низкого дивидендного выхода и 70% — высокого. В долгосрочной перспективе стремление к рыночному равновесию сократит влияние дивидендной политики на рыночную цену акции.

Недостаточная развитость фондового рынка и высокие трансакционные издержки ведут в России к невозможности осуществления эффекта клиентуры и как результат — к конфликту интересов. Руководство корпораций вынуждено учитывать интересы акционеров — бывших работников (ставших владельцами капитала в результате приватизации), а ныне пенсионеров с низкими доходами, и акционеров, которых интересует перспективный рост.


























Заключение

В представленной  работе рассмотрены теоретические аспекты дивидендной политики акционерных обществ. Затронуты вопросы, решаемые в процессе реализации дивидендной политики, такие как постоянство проводимой дивидендной политики. Рассмотрено влияние различных факторов на оценку капитала организации.

В работе приведены существующие семь видов дивидендной политики: остаточная политика, политика фиксированного дивидендного выхода, политика выплаты дивидендов акциями и прочие, приведены их краткие характеристики.

Таким  образом, в ходе выполнения работы  была достигнута ее основная цель  и решены все задачи.

Дивидендная политика должна рассматриваться в свете общей финансовой задачи компании, которая заключается в максимизации богатства акционеров. Это не всегда означает выплату максимальных дивидендов, так как может быть найдено более прибыльное применение для дивидендов внутри самой компании. Дивидендная политика имеет большое значение, потому что она влияет на структуру капитала и финансирование компании, а в случае с акционерными компаниями и на информационную ценность.

Существует две точки зрения на значение дивидендной политики для общей оценки фирмы и задачи максимизации богатства акционеров: одна состоит в том, что дивиденды не играют роли при общей оценке фирмы (теория отсутствия значимости), а другая утверждает, что дивиденды имеют большое значение для оценки фирмы (теория значимости).

Если дивидендная политика является чисто финансовым решением, то количество привлекательных инвестиционных проектов, доступных для фирмы, будет определять уровень выплат. Если внутри фирмы имеются хорошие инвестиционные возможности, то должны анализироваться соответствующие цены заемного капитала и нераспределенной прибыли. Если в настоящее время инвестиционные возможности отсутствуют, но они возможны в будущем, то может быть предпочтительнее выплатить дивиденд, чтобы акционеры смогли индивидуально найти наилучшее применение средствам, а не оставлять в компании избыточные средства в ожидании будущих возможностей с неопределенным результатом.

В заключение проведенных исследований можно сделать вывод, что дивидендная политика предприятия предоставляет широкие возможности управления активами предприятия и при грамотном использовании представленных теоретических выкладок и практических методик расчета позволит оптимизировать деятельность предприятия не только в текущем, но и в долгосрочном периоде.


















2. Расчетная часть

2.1. Составление калькуляции затрат

Исходные данные для расчета представлены в таблице 6.

Таблица 6

Исходные данные расчета

№ п/п

Наименование показателя

Значение

1

Объем реализации в январе, тыс. шт.

240

2

Цена единицы,  руб.

16

3

Структура прямых затрат  в январе, %

Основные материалы

15

4

Основанная заработная плата рабочих

30

5

Основная заработная плата повременщиков

10

6

Эксплуатация машин и механизмов

45

7

В том числе оплата труда

4

8

Амортизация

20

9

Общехозяйственные расходы, в % от прямых затрат

30

10

В том числе административно- хозяйственные расходы

30

11

В том числе заработная плата

20

12

Амортизация

78

13

Материальные затраты

2

14

Расходы по организации  производства

20

15

В том числе амортизация

85

16

Материальные затраты

10

17

Расходы по обслуживанию рабочих

50

18

В том числе материальные затраты

8

19

Рентабельность производства, %

16

20

Доля дебиторской задолженности, погашаемая через 2 месяца, %

40

21

Норма амортизации по активной части основных производственных фондов, %

10

22

Норма амортизации по пассивной части основных производственных фондов, %

5

23

нематериальные активы, срок полезного использования, лет

4


1) Выручка от реализации товаров равна:

240*16 = 3840 (  руб.)

2) Определение себестоимости:

выручка *100/ (100+ рентабельность производства)

Себестоимость = 3840 *100/(100+16) = 3310 ( руб.)

3) распределение себестоимости на прямые и накладные затраты  по формуле:

прямые затраты = (себестоимость*100)/(100+% накладных расходов)

Прямые затраты: (3310*100) /(100+30) = 2546,2 ( руб.)

Тогда накладные расходы равны разнице между общей себестоимостью и прямыми расходами:

3310-2546,2 = 763,8 (  руб.)

         В таблице 1 представлена калькуляция себестоимости по статьям и элементам затрат.

Таблица 1

Калькуляция себестоимости по статьям и элементам затрат,   руб.

Статьи

Значение

Элементы

оплата труда

амортизация

материальные затраты

прочие

ПРЯМЫЕ ЗАТРАТЫ

2546,20





1. основные материалы

381,93





2. основная зарплата рабочих

763,86





3. основная зарплата рабочих повременщиков

254,62





4. эксплуатация машин и механизмов

1145,79

45,83

229,16


870,80

НАКЛАДНЫЕ РАСХОДЫ

763,80





1. административно- хозяйственные расходы

229,14

45,83

178,73

4,58


2. расходы по организации производства

152,76


129,85

15,28

7,64

3. расходы по обслуживанию рабочих

381,90



30,55

351,35

ИТОГО

3310,00

91,66

537,73

50,41

1229,79




Рис. 3.  Структура прямых затрат организации

         Как видно из рисунка 3, наибольшую долю в структуре прямых затрат занимает эксплуатация машин и механизмов ( 45 %), а наименьшую – основная зарплата повременщиков ( 10 %)


Рис.4. Структура затрат на эксплуатацию машин и механизмов

         Как видно из рисунка 4 , наибольшую долю в структуре затрат  на эксплуатацию машин и механизмов занимают прочие  ( 76 %), а наименьшую - оплата труда рабочих ( 4 %).

Рис.5.  Структура накладных расходов организации

         Как видно из рисунка 5, наибольшую долю в структуре затрат занимают расходы по обслуживанию рабочих (50 %), а наименьшую- расходы по организации производства ( 20 %).

Рис.6.  Структура административно- хозяйственных расходов

         Как видно из рисунка 6, наибольшую долю в структуре административно- хозяйственных расходов занимает амортизация ( 78 %), а наименьшую - материальные затраты ( 2 %)

Рис.7.  Структура расходов по организации производства

Как видно из рисунка 7, наибольшую долю в структуре  расходов по организации производства занимает амортизация ( 85 %), а наименьшую – прочие затраты ( 5 %).

Рис.8.  Структура расходов по обслуживанию рабочих

Как видно из рисунка 8, наибольшую долю в структуре  расходов по обслуживанию рабочих занимают прочие затраты ( 92 %), а наименьшую – материальные затраты (8 %).

Необходимо разделить затраты предприятия на постоянные и переменные. К постоянным затратам относят затраты, которые не зависят от объемов производства предприятия и всегда остаются относительно постоянными.  Переменные же затраты прямо пропорционально зависят от объемов производства.

Таблица 2

Структура затрат организации

Статьи

Значение, руб.

Структура, %

Переменные затраты

381,93

100

1. основные материалы

381,93

100

Постоянные затраты

2928,07

100,00

2. основная зарплата рабочих

763,86

26,09

3. основная зарплата рабочих повременщиков

254,62

8,70

4. эксплуатация машин и механизмов

1145,79

39,13

1. административно- хозяйственные расходы

229,14

7,83

2. расходы по организации производства

152,76

5,22

3. расходы по обслуживанию рабочих

381,90

13,04


Рис.9.  Структура  постоянных  затрат организации

Как видно из рисунка 9 , в организации наибольшую долю в структуре постоянных затрат занимает эксплуатация машин и механизмов ( 39 %), наименьшую – расходы по организации производства  ( 5 %).

2.2. Управление активами предприятия

1) На основе суммы амортизации по статье эксплуатация машин и механизмов (1145,79  руб.) определим  первоначальную стоимость  нового и бывшего в употреблении  оборудования:

,                   (17)

где    На – норма амортизации, %

         Цп – цена приобретения ( первоначальная стоимость ), руб.

         Т п – срок полезного использования оборудования, лет

Отсюда,

Ц п = А /На,                                    (18)

Сумма амортизации всего оборудования  за январь равна 537,73 руб., соответственно за год составит 6452,76 руб.

Сумма амортизации по новому оборудованию при доле нового оборудования 20 % за год  составит:

6452,76*0,2 = 1290,55 ( руб.)

Тогда сумма амортизации по  бывшему в употреблении оборудованию за год равна:

6452,76-1290,5 = 5162,21 (руб.)

         Норма амортизации по новому оборудованию равна 6 %, а по бывшему в употреблении оборудованию равна 8 %.

         Тогда, цена приобретения равна:

По новому оборудованию: 1290,55/0,06 = 21509,17 ( руб.)

По бывшему оборудованию: 5162,21/0,08= 64527,63 (руб.)

2)     Определим балансовую стоимость на начало и конец года  по всем видам основных фондов и нематериальных активов в организации.

Балансовая стоимость оборудования нового и бывшего в употреблении определена выше.

         Годовая амортизация по  статье расходы по организации производства равна 1558,2 (129,85*12) руб. Она распределена следующим образом: на вычислительную технику – 50 % (779,1 руб.), на авторские программы – 25 % (389,55 руб.), на лицензии – 25 % (389,55 руб.). При норме амортизации: по  вычислительной технике- 5 %, по авторским программам 20 %, по лицензиям – 3 %, подсчитаем балансовую стоимость на начало года:

По технике: 779,1/0,05 = 15582 ( руб.)

По авторским программам: 389,55/ 0,2 = 1947,75 ( руб.)

По лицензиям:    389,55/ 0,025 =15582  ( руб.)

         Аналогично определяем стоимость на начало года по  зданиям. Результаты расчетов занесем в таблицу 3.

Таблица 3

Определение балансовой стоимости на начало и конец года   по основным фондам организации

№ п/п

Виды основных средств

На

Срок полезного использования

Балансовая стоимость на начало года

Амортизация

Балансовая стоимость на конец года, руб.

1

Административное здание

2,5

5

19302,8

965,14

18337,7

2

Производственное здание

3,4

5

15013,4

750,67

14262,7

3

Мебель, в том числе  30 % общежития

10

0,5

21448

107,24

21340,8

4

Общежитие

50

5

6434,2

321,71

6112,49

5

Оборудование бывшее в употреблении

8

2

64527,63

5162,21

59365,4

6

Вновь поступившее высокотехнологичное оборудование

6

2

21509,17

1290,55

20218,6

7

Вычислительная техника

5

1

15582

779,1

14802,9

8

Авторские программы

20

1

1947,75

389,55

1558,2

9

Лицензия

2,5

1

15582

389,55

15192,5

 

ИТОГО

-

-

181347

10155,7

171191


         Балансовая стоимость на конец года  равна разности между  стоимостью на начало года и суммой амортизации.

3)     По новому оборудованию рассчитаем  амортизацию по  годам срока полезного использования несколькими способами.

3.1. Линейный способ:

Сумма годовой амортизации определяется по формуле:

,                          (19)

где    Аir – сумма амортизации за i-ый год , начисленная линейным способом

         На – норма амортизации, %

Ф ф – среднегодовая стоимость фондов, руб.

Ф ф = (Фнг +Фкг)/2,                       (20)

где    Фнг, Фкг – стоимость  фондов на начало и конец года соответственно

Таблица 4

Расчет  амортизации линейным способом

Годы

Первоначальная балансовая стоимость

Норма амортизации

Годовая амортизация

1 год

21509,17

0,06

1290,55

2 год

21509,17

0,06

1290,55

3 год

21509,17

0,06

1290,55

ИТОГО



3871,651


3.2. Метод суммы чисел ( кумулятивный метод)

         При использовании данного метода:

,                       (21)

где    К -  кумулятивное число;

         кi – составляющая  кумулятивного числа, выбранная последовательно слева направо;

         Тп -  срок полезного использования , лет.

,                         (22)

где    Аik – сумма амортизации i- го  года, определенная методом суммы чисел, руб.

При  повышении суммы амортизации используем расчеты в таблице 5.





Таблица 5

Расчет амортизации при использовании кумулятивного метода с повышением сумм

Годы



Кумулятивное число

ИТОГО

1

2

3

6


16,67 %

33,33 %

50,00 %

-

100,00 %

3871,65*0,1667=645,4 р.

3871,65*0,3333=1290,42 р.

3871,65*0,5= 1935,83 р.

-

3871,65 р.

Таблица 6

Расчет амортизации при использовании кумулятивного метода с понижением сумм амортизации

Годы



Кумулятивное число


3

2

1

6


50,00 %

33,33 %

16,67 %

-

100,00 %

1935,83 р.

1290,42 р.

645,4 р.

-

1290,55 р.


3.3. Метод уменьшаемого остатка

При использовании данного метода   берем формулу:

,                    (23)

где    Аiр(к)-  сумма амортизации i- го года, определенная  методом уменьшаемого остатка

         к -  коэффициент регрессии, принимает значение от 1 до 2

         Ф0нг-  остаточная стоимость активов на начало года, руб.

Ф0нг = Ф п - Аiр(к),                            (24)

Расчеты приведены в таблице 7.

Таблица 7

Расчет амортизации при использовании метода уменьшаемого остатка

Годы

Первоначальная балансовая стоимость

Метод уменьшаемого остатка

Норма амортизации

Амортизация

1 год

21509,17

0,06

1290,55

2 год

20218,62

0,06

1213,117

3 год

19005,503

0,06

1140,33

Итого

-

-

3643,998




Таблица 8

Сводная таблица методов амортизации    по новому оборудованию

Метод


Линейный

Суммы чисел


Уменьшаемого остатка


Год

1 вар

2 вар

1

1290,55

645,4

1935,83

1290,55

2

1290,55

1290,42

1290,42

1213,12

3

1290,55

1935,83

645,4

1140,33

Итого

3871,65

3871,65

3871,65

3644

4)     Рассчитаем три варианта лизинга по новому оборудованию

Срок лизинга – 5 лет. Процент по лизингу  1,8 %.

1 вариант:  амортизация в составе арендной платы распределяется равномерно.

Первоначальная балансовая стоимость нового оборудования равна 21509,17 руб.

Ежегодная сумма выплат по лизингу составит:

21509,17 * 0,018 = 387,17 ( руб.)

Общая сумма арендной платы за 5 лет составит:

387,17 * 5 = 1935,83 (руб.)

2 вариант: первые два года в арендную плату включается более 50 %  суммы амортизационных отчислений.

При этом варианте половина общей суммы арендной платы равна: 1935,83/2 = 967,91 ( руб.) Таким образом, 967,91 рубля надо выплатить первые два года, а остальная сумма  выплачивается в течение оставшихся трех лет. Тогда:

1 год: 967,91/2 = 483,96 ( руб.)

2 год: 967,91/2 = 483,96 ( руб.)

3 год: 967,91/3 = 322,57 ( руб.)

4 год: 322,57 руб.

5 год: 322,57 руб.

3 вариант:  последние два года в арендную плату включается более 50 % суммы амортизационных отчислений.

1 год: 322,57 руб.

2 год: 322,57 руб.

3 год: 322,57 руб.

4 год: 483,96 руб.

5 год: 483,96 руб.

5) По статье материалы определить затраты по материалу группы А, рассчитать потребность в оборотных средствах в запасах материала А.

Общая сумма затрат на основные материалы равна 381,93 руб.

Так как  примерно 80 % материальных затрат  относится г к группе А, то  общая сумма затрат  материалов по группе А равна:

381,93*0,8 = 305,54 ( руб.)

Далее определяем потребность в  запасах.

Средневзвешенный интервал  между поставками  определяется по формуле:

,                    (25)

где    Ii – интервал между очередными поставками

         Vi – объем очередной поставки

В таблице 9 представлены данные и расчет показателя  средневзвешенного интервала между поставками.

Таблица 9

Расчет показателя  средневзвешенного интервала

Интервал межу очередными поставками

Объем очередной поставки

Интервал*Объем

1

27

27

7

30

210

6

24

144

10

25

250

1

22

22

8

30

240

7

28

196

7

30

210

7

29

203

6

28

168

5

30

150

5

27

135

6

25

150

6

32

192

5

30

150

4

26

104

6

30

180

7

29

203

9

27

243

3

30

90

Итого

559

3267


Тогда средневзвешенный интервал между очередными поставками равен

3267/559 = 5,84 ( дн.)

Текущий запас равен:

Т = 50% *l ср,                        (26)

Где    l  ср -  средневзвешенный интервал меду поставками материала

Тогда, Т = 5,84*0,5 = 2,92 (дней)

         Страховой запас определяется как половина текущего запаса:

С = 50% * Т,                          (27)

С = 0,5*2,92 = 1,46 ( дней)

Подготовительный запас равен сумме времени на погрузо-разгрузочные работы (ПР)  и времени технологической подготовки материала (ТЗ):

Р = ПР +ТЗ,                           (28)

ПР  при среднем объеме поставки 27,95  руб. (559/20) равен 0,5 дней.

ТЗ  равен 5,1 дня.

Тогда подготовительный запас равен:

0,5+5,1 = 5,6 (дней)

Производственный запас равен:

З = Т+С+Р,                            (29)

Подставляя данные, получим:

З = 2,92+1,46+5,6 = 9,98 (дней)

Далее определяем  дневную потребность  в материале делением суммы годовой потребности  на 360 дней.

         У нашего предприятия  годовая потребность в  материалах группы А  на 5 % меньше  годового объема поставок , то есть равна:

559-559*0,05 = 531,05

         Тогда дневная потребность равна:

531,05/360 = 1,48

         В итоге общая потребность в материале в рублях определится умножением  дневной потребности материала на производственный запас и на цену единицы материала ( 6 рубля):

 6 * 1,48* 9,98 = 88,62

6) По материалу группы А  рассчитаем  расходы и затраты

         Расходы по содержанию единицы запаса  материала (H)равны 35 руб. / шт.

         Расходы на выполнение  одного заказа (F) равны 30 руб. за заказ.

         Годовая потребность в материале (M) составляет величину на 5 % меньшую суммы годового объем поставок ( 559), то есть  равна 531,05

         Тогда, оптимальная величина поставки определится по формуле:

EOQ = ((2*F*M)/H),                       (30)

EOQ = 2*30*531,05/35 = 910,37,

         Количество поставок оптимальной величины равно:

N = F*H /ЕOQ,                      (31)

N = 30*35/910,37= 1,15

Тогда совокупные затраты определяется  по формуле:

С = (Н*V)/2 +(F*M)/N)         ,                           (32)

С = (35*559)/2+(30*531,05/1,15)= 9782,5+13853,48= 23635,98 ( руб.)

5)     Пороговый объем определяется по формуле:

Vп = Ис /(Ц – Иv),                          (33)

Где    Ис – постоянные издержки, руб.

         Ц – цена  единицы изделия, руб.

         Иv – единичные переменные издержки, руб.

Пороговый объем равен:

 2928,07/( 16-0,16) = 184,85 (ед.)

         Пороговая выручка равна 2957,6 руб.

         Запас финансовой прочности  определяется по формуле:

ЗФП = ((В-Вп)/В)*100%,                         (34)

Где    ЗФП – запас финансовой прочности, руб.

         В – выручка о реализации, руб.

         Вп – пороговая выручка, руб.

Тогда, ЗФП = 22,98 (%)

Так как рентабельность есть отношение прибыли к выручке от реализации, то прибыль определяется:

П = ВР * РП ,                        (35)

Где    ВР – выручка от реализации, руб.

         РП – рентабельность производства

Тогда, прибыль равна 3840*0,16 = 614,4 ( руб.)

Сила воздействия операционного рычага:

СВОР = (В – Иv)/П,                       (36)

СВОР= (3840-381,93)/614,4 = 5,63

2.3. Управление источниками

В таблице 10 представлен анализ  структуры активов организации ЗАО «Техстройсервис» по балансу.

Таблица 10

Анализ состава и размещения активов хозяйствующего субъекта

Активы

На начало года

На конец года

Изменение

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Нематериальные активы

1800,00

2,29

1000,00

1,26

-800,00

-1,03

Основные средства

47000,00

59,80

47900,00

60,39

900,00

0,59

Капитальные вложения

6200,00

7,89

7300,00

9,20

1100,00

1,32

Долгосрочные финансовые вложения

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Краткосрочные финансовые вложения

1800,00

2,29

0,00

0,00

-1800,00

-2,29

Оборотные средства

21800,00

27,74

23120,00

29,15

1320,00

1,41

ИТОГО

78600,00

100,00

79320,00

100,00

720,00

0,00


         Средства в активах размещены следующим образом, изображенным на рисунке 10.


Рис. 10. Структура активов организации на конец года

         Темп  прироста  реальных активов равен:

А = (( С1 + З1 + Д1)/ (С00 + Д0)-1) * 100,                          (37)

где    А- темп прироста реальных активов, %

         С – основные средства и вложения, руб.

         З – запасы и затраты, руб.

         Д – денежные средства, расчеты и прочие активы, руб.

         0 – предыдущий период, базисный год

Подставляя значения в формулу (1) получим:

А = 86 %

В таблице 11 представлен анализ структуры источников ЗАО «Техстройсервис»  по балансу.

Таблица 11

Анализ динамики и структуры источников финансовых ресурсов фирмы

Виды финансовых источников

На начало года

На конец года

Изменение

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

1. Собственные средства

Уставной капитал

45000,00

79,30

45000,00

77,89

0,00

-1,42

Резервный фонд

10654,00

18,78

11789,00

20,40

1135,00

1,63

Фонд специального назначения

1089,00

1,92

987,00

1,71

-102,00

-0,21

ИТОГО

56743,00

100,00

57776,00

100,00

1033,00

0,00

2. Заемные средства

Краткосрочные кредиты банков

9000,00

100,00

10500,00

100,00

1500,00

0,00

ИТОГО

9000,00

100,00

10500,00

100,00

1500,00

0,00

3. Привлеченные средства

Расчеты с кредиторами

800,00

86,67

2200,00

74,58

1400,00

-12,10

Авансы, полученные от покупателей и заказчиков

0,00

0,00

600,00

20,34

600,00

20,34

Резервы предстоящих расходов и платежей

123,00

13,33

150,00

5,08

27,00

-8,24

ИТОГО

923,00

100,00

2950,00

100,00

2027,00

0,00

Всего

66666,00

300,00

71226,00

300,00

4560,00

0,00


         Коэффициент автономии определяется по формуле (38)

Ка = М / ∑ И,                        (38)

где    Ка – коэффициент автономии;

         М – собственные средства, руб.;

         ∑ И – общая сумма источников, руб.

         Минимальное значение коэффициента принимается на уровне 0.6.

         Имеем:

На начало года: 56743/

На конец года: 108023/126153 = 0,86

         Коэффициент  финансовой устойчивости:

Ку = М / (К + З),                    (39)

где    К – заемные средства, тыс. руб.

         З – кредиторская задолженность и другие пассивы, тыс. руб.

Имеем:

На начало года: 105034 /(12000+2780) = 7,1

На конец года: 108023/ (13500+3780) = 6,2

Таблица 12

Анализ наличия собственных средств фирмы

Показатели

На начало года

На конец года

Изменение

Уставной капитал

90000,00

90000,00

0,00

Резервный фонд

13467,00

15678,00

2211,00

Фонд специального назначения

1567,00

2345,00

778,00

Итого источников собственных средств

105034,00

108023,00

2989,00

Исключаются

Нематериальные активы

3100,00

2400,00

-700,00

Основные средства

23700,00

26800,00

3100,00

Долгосрочные финансовые вложения

0,00

0,00

0,00

ИТОГО исключаются

26800,00

29200,00

2400,00

Собственные оборотные средства

78234,00

78823,00

589,00


Рост суммы собственных средств свидетельствует о том, что фирма не накопила собственные средства.

         Таблица 13

Анализ движения кредиторской задолженности

Виды кредиторской задолженности

На начало года

Возникло обязательство

Погашено обязательств

На конец года

Изменение

За товары, работы, услуги

2780,00

1000,00

3780,00

0,00

-2780,00

ИТОГО

2780,00

1000,00

3780,00

0,00

-2780,00

Авансы, полученные от покупателей и заказчиков

300,00

400,00

300,00

400,00

100,00

Всего кредиторской задолженности

3080,00

1400,00

4080,00

400,00

-2680,00


Источниками средств данного предприятия являются уставный капитал, добавочный капитал и краткосрочная кредиторская задолженность, по которой наблюдается значительное увеличение к концу года по сравнению с началом года.

В таблице 14  представлен отчет о  прибылях и убытках организации в агрегированной форме.

Доходность фирмы характеризуется абсолютными и относительными показателями. Абсолютный показатель - сумма прибыли (доходов). Относительный показатель- уровень рентабельности. Рентабельность представляет собой доходность производственного процесса и определяется процентным отношением суммы прибыли от реализации к себестоимости продукции.





Таблица 14

Анализ доходности хозяйствующего субъекта

Показатели

Прошлый год

Отчетный год

Отклонения

план

факт

факт к плану

факт отчетного года к прошлому году

абсолютное

%

абсолютное

%

Выручка от  реализации, тыс. руб.

72000,00

78000,00

79900,00

1900,00

102,44

7900,00

110,97

НДС, тыс. руб.

14400,00

15600,00

15980,00

380,00

102,44

1580,00

110,97

В % к выручке

20,00

20,00

20,00

0,00

100,00

0,00

100,00

Акцизы, тыс. руб.

10,00

9,90

9,90

0,00

100,00

-0,10

99,00

Себестоимость продукции, тыс. руб.

51300,00

53000,00

54700,00

1700,00

103,21

3400,00

106,63

В % к выручке

71,25

67,95

68,46

0,51

100,75

-2,79

96,09

Прибыль от реализации продукции, тыс. руб.

20700,00

25000,00

25200,00

200,00

100,80

4500,00

121,74

Уровень рентабельности, %

40,35

47,17

46,07

-1,10

97,67

5,72

114,17

Прибыль от реализации в % к выручке

28,75

32,05

31,54

-0,51

98,40

2,79

109,70

Прибыль от прочей реализации, тыс. руб.

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Доходы от вне реализационных операций, тыс. руб.

1300,00

2500,00

2900,00

400,00

116,00

1600,00

223,08

Расходы по внереализационным операциям, тыс. руб.

1100,00

0,00

1100,00

1100,00

0,00

0,00

100,00

Балансовая прибыль, тыс. руб.

228,75

2532,05

1831,54

-700,51

72,33

1602,79

800,67

Налоги, выплачиваемые из прибыли, тыс. руб.

350,00

870,00

870,00

0,00

100,00

520,00

248,57

Чистая прибыль, тыс. руб.

-121,25

1662,05

961,54

-700,51

57,85

1082,79

-793,02


2.4. Управление денежными потоками

С целью управления денежными потоками  возникает необходимость контроля  за движением  реальных денежных средств. Сбалансированность  денежных потоков обеспечивает ликвидность и платежеспособность. С этой целью составляется  отчет о движении денежных средств в организации, который представлен в таблице 15 в виде финансового плана организации.

Таблица 15

Финансовый план ЗАО «Техстройсервис»

Доходы и поступления средств, тыс. руб.

Расходы и отчисления средств, тыс. руб.

№ п/п

Финансовый показатель

Величина показателя

№ п/п

Финансовый показатель

Величина показателя

1

Прибыль от реализации продукции

26100

1

Налог на содержание жилищного фонда

780

2

Внереализационные доходы

2100


2

Налог на доходы

925,68

3

Доходы от прочей реализации

1670

3

Целевой сбор

20,16

4

Прочие доходы

0

4

Налог га имущество

400

5

Амортизационные отчисления

4561,6

5

Налог на пользование автомобильными дорогами

520

6

Отчисления в ремонтный фонд

456,2

6

Сбор за уборку территорий

173,7

7

Избыток оборотных средств

-2518,56

7

Сбор на нужды образовательных учреждений

1,4

8

Прирост кредиторской задолженности

 12,7

8

Налог на прибыль

6491,8




9

Ремонтный фонд

456,2




10

Резервный фонд

3083,6




11

Фонд потребления

7195




12

Фонд накопления


12334,4


ИТОГО

32381,94


ИТОГО

32381,94


Список литературы

1.     Моляков Д.С., Шохин Е.И. Теория финансов предприятий: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 112 с.

2.     Палий В.Ф., Палий В.В. Финансовый учет: Учебное пособие: В 2 ч. – М.: ФБК-ПРЕСС, 1998. – Ч.1, 2.

3.     Теплова Т.В. Финансовые решения: Стратегия и тактика: Учебное пособие / Ин-т "Открытое общество". – М.: Магистр, 1998. – 263 с.

4.     Финансы и кредит: Учебное пособие для вузов / А.М. Ковалева, Н.П. Баранникова; Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 512 с.

5.     Лапуста М.Г. Финансы фирмы: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2002. – 264 с.

6.     Шатунов А. Постановка финансового менеджмента на предприятии: предмет и цели управления. / Рынок ценных бумаг. – 1999. - №9. – с. 26-32.

7.     Лайком К. Управление финансами предприятия / Журнал для акционеров. – 1998. - №2. – с.33-35.

8.     Финансы предприятий: Учеб. пособие для вузов / под ред. Колчиной. – М.: ЮНИТИ, 2001 г. – 447 с.

9.     Финансы, деньги, кредит: Учебник для вузов / С.И. Долгов, С.А. Бартенев и др.; Под ред. О.В. Соколовой. – М.: Юрист, 2000. – 783 с.

10.           Финансы, денежное обращение и кредит: Учеб. для вузов / Балабанов И.Т., Белоглазова Г.Н. и др.; Под ред. М.В. Романовского; Санкт-Петербургский университет экономики и  финансов. – М.: Юрайт, 2001. – 544 с.

11.           Краснова С.В. Финансовый механизм регулирования денежных потоков предприятия в рамках ФПГ / С.В. Краснова / Финансы. – 2003. - №1. – с.73-74.

12.           Лихачева О.Н. Финансовое планирование на предприятии: Учебно-практическое пособие. – М.: Проспект, 2003. – 263с.

13.           Палий В.Ф. Финансовые операции. – М.: Бератор-Пресс, 2003. – 214 с.

14.           Фомин П.А. Стратегическое финансовое планирование хозяйствующего субъекта / Финансы и кредит. – 2003. - №5. – С.52-58.

15.           Салин В.Н. Техника финансово-экономических расчетов: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 112 с.