Содержание

Введение. 3

1.Сущность финансового планирования. 5

1.1 Понятие и необходимость финансового планирования. 5

1.2. Методы и виды финансового планирования. 6

2. Анализ финансового планирования на предприятии. 12

2.1. Краткая характеристика предприятия ОАО «Новосибирский речной торговый порт». 12

2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности общества. 12

3.Проблемы и пути совершенствования финансового планирования на предприятиях. 23

Заключение. 29

Список литературы.. 31

Приложение. 32

Введение

 Актуальность темы «Финансовое планирование» очевидна в нынешних условиях российской действительности. Связано это, прежде всего с переходом от командной модели экономики, при которой планирование осуществлялось централизованно, к рыночным отношениям. Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования. Основными факторами возрастающей роли планирования в современных условиях являются:

- увеличение размеров фирмы и усложнение форм ее деятельности;

- высокая нестабильность внешних условий и факторов;

- новый стиль руководства персоналом;

- усиление центробежных сил в экономической организации;

Возможности планирования в экономической организации предприятия ограничены рядом объективных и субъективных причин. Наиболее важными из них являются:

- неопределенность внешней  (рыночной) среды;

- возможность слияния или поглощения другой фирмой;

- возможность монопольного установления цены реализации продукции;

- контрактные отношения;

Каждый менеджер, независимо от своих функциональных интересов, должен быть знаком с механикой и смыслом составления, выполнения и контроля финансовых планов, по крайней мере настолько, насколько это касается его деятельности.

Решив заняться бизнесом, предприниматель должен тщательно спланировать его организацию. Речь идет о бизнес-планах, с которыми во всем мире принято начинать любое коммерческой предприятие. В условиях рынка подобные планы необходимы всем: банкирам и потребителям-инвесторам, сотрудникам фирм, желающим оценить свои перспективы и задачи, и, прежде всего, самому предпринимателю, который должен тщательно проанализировать свои идей, проверить их реалистичность. Собственно говоря, без бизнес-плана, вообще нельзя браться за коммерческую деятельность, т.к. возможность неудачи будет слишком велика.

В рыночной экономике предприниматели не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию, как о состоянии целевых рынков, положения на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

Цель данной работы – раскрытие вопроса связанного с проблемами оптимального планирования финансовых показателей на примере   

Задача работы – ближе познакомиться с методикой финансового планирования.

1.Сущность финансового планирования

1.1 Понятие и необходимость финансового планирования

Эффективное управление финансами организации возможно лишь при планировании всех финансовых ресурсов, их источников отношений хозяйствующего субъекта.

Финансовое планирование тесно связано с планированием производ­ственно-хозяйственной деятельности. При административно-командной экономике составление финансового плана заключалось в механическом пересчете показателей производственного плана в фи­нансовые показатели. Никакой самостоятельности у предприятий не было: все нормы спускались «сверху». Но сейчас, с развитием рыночных отношений финансы становятся основным ви­дом ресурсов, именно их ограниченность начинает лимитировать производство. В связи с этим в значительной степени возрастает роль финансового планирования, изменяется его содержание как на предприятиях, так и в рамках всей финансовой системы страны.

Планирование - это процесс разработки и принятия целевых установок в количественном и качественном выражении, а также определение путей их наиболее эффективного достижения. Финансовое планирование- это планирование всех его доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.

Значение финансового планирования для хозяйствующего субъекта состоит в том, что оно:

-  воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей

-  обеспечивает финансовыми ресурсами заложенные в финансовом плане экономические пропорции развития

-  предоставляет возможности определения жизнеспособности проекта предприятия в условиях конкуренции

-  служит инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.[1]

Планирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий в области финансов, с другой- с уменьшением числа использованных возможностей.

Практика хозяйствования в условиях рыночной экономики выработала определённые подходы к планированию развития определённого предприятия в интересах её владельцев и с учётом реальной обстановки на рынке.

Основными задачами финансового планирования на предприятии являются:

-  обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности

-  определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования

-  выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счёт экономического использования денежных средств

-  установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами

-  соблюдение интересов акционеров и других инвесторов

-  контроль за финансовым состоянием, платёжеспособностью и кредитоспособностью предприятия.

Таким образом, финансовое планирование оказывает воздействие на все стороны деятельности хозяйствующего субъекта по средствам выбора объекта финансирования, направления финансовых средств и способствует рациональному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов.[2]


1.2. Методы и виды финансового планирования

В практике финансового планирования применяют следующие методы:

-                      экономического анализа,

-                      нормативный,

-                      балансовых расчетов,

-                      денежных потоков,

-                      метод многовариантности,

-                      экономико-математическое моделирование.

Метод экономического анализа используется для определения основных закономерностей, тенденций в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия.

Нормативный метод заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъёкта в финансовых ресурсах и их источниках. Такими нормативами есть ставки налогов и сборов, нормы амортизационных отчислений и другие нормативы, устанавливающиеся либо самим субъёктом либо для субъёкта государством в виде специальной нормативной или законодательной базы. Нормативы самого хозяйствующего субъёкта - это нормативы, разрабатываемые непосредственно на предприятии и используемые им для регулирования производственно-хозяйственной деятельности, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала. Существуют современные методы калькулирования затрат: стандарт-кост и стандарт маржинал-костинг. Они основаны на использовании внутрихозяйственных норм.

Использование метода балансовых расчетов для определения будущей потребности в финансовых средствах основывается на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе.

Метод денежных потоков является универсальным при составлении финансовых планов и служит инструментом для прогнозирования размеров и сроков поступления необходимых финансовых ресурсов. Теория прогноза денежных потоков основывается на ожидании поступления средств на определенную дату и бюджетировании всех издержек и расходов. Этот метод дает на много больше полезной информации, чем метод балансовой сметы.

Метод многовариантности расчетов состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов, для того чтобы выбрать из них оптимальный, при этом критерии выбора могут быть различными. Например, в одном  варианте может быть учтен продолжающийся спад производства, инфляция национальной валюты, а в другом - рост процентных ставок и, как следствие, замедление темпов роста мировой экономики и снижение цен на продукцию.

Методы экономико-математического моделирования позволяют количественно выразить взаимосвязь между финансовыми показателями и основными факторами, их определяющими.

Финансовое планирование, в зависимости от содержания назначения и задач, можно классифицировать на перспективное, текущее (годовое) и оперативное.[3]

1)Перспективное планирование. Этот тип финансового планирования используется для определения  важнейших показателей, пропорций и темпов расширенного воспроизводства, является главной формой реализации целей предприятия. Перспективное финансовое планирование в современных условиях охватывает период времени от одного года до трех лет. Временной интервал носит условный  характер, поскольку зависит от экономической стабильности и возможности прогнозирования объёмов финансовых ресурсов и направлений их использования. Перспективное планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование финансовой деятельности.  Финансовая стратегия оказывает влияние на общую стратегию предприятия. Изменение ситуации на финансовом рынке приводит к корректировке финансовой, а затем и общей стратегии развития предприятия. Цели финансовой стратегии должны быть подчинены общей стратегии развития и направлены на максимизацию рыночной стоимости предприятия.

При разработке финансовой стратегии определяется период ее реализации.

В основе финансовой стратегии лежит финансовая политика предприятия по конкретным направлениям финансовой деятельности: налоговой, амортизационной, дивидендной, эмиссионной.

Основой перспективного планирования является прогнозирование, которое  определяет стратегию компании на рынке. Прогнозирование состоит в изучении возможного финансового состояния предприятия на длительную перспективу, предполагает разработку альтернативных финансовых показателей и параметров, использование которых при наметившихся спрогнозированных  тенденциях изменения ситуации на рынке позволяет определить один из вариантов развития финансового положения предприятия. Основой прогнозирования является обобщение и анализ имеющейся информации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуаций и финансовых показателей.

Результатом перспективного финансового планирования является разработка трех основных финансовых документов:

-                      прогноза отчета о прибылях и убытках;

-                      прогноза движения денежных средств;

-                      прогноза бухгалтерского баланса.[4]

Прогноз будущих прибылей и убытков основывается, в первую очередь, на прогнозном параметре объёма продаж. Этот показатель говорит о той доле рынка, которую предприятие предполагает завоевать своей продукцией. Прогнозы продаж выражаются как в денежных, так и в физических единицах, помогают определить влияние цены, объёма производства и продаж, а также инфляции на основные финансовые показатели. С помощью прогнозного отчета о прибылях и убытках определяется величина получаемой прибыли в предстоящем периоде.

Прогноз движения денежных средств - отражает движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. Разграничения направлений деятельности при разработке прогноза позволяют повысить результативность управления денежными потоками. Прогноз движения денежных средств предоставляет возможность оценить использование предприятием денежных средств. С помощью прогноза движения денежных средств можно оценить, сколько денежных средств необходимо вложить в хозяйственную деятельность предприятия, синхронность поступления и расходования денежных средств, проверить будущую ликвидность предприятия.

После составления этого прогноза определяют стратегию финансирования предприятия. Её суть заключается в следующем:

-                      определение источников долгосрочного финансирования;

-                      формирование структуры и затрат капитала;

-                      выбор способов наращивания долгосрочного капитала.

Надо отметить, что на всех этапах финансового планирования, огромное значение имеет использование правдивой и реальной информации о состоянии предприятия, а также его текущей деятельности.

2) Текущее финансовое планирование является планированием осуществления; оно рассматривается как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей.

Текущее планирование хозяйственной деятельности предприятия состоит в разработке плана прибылей и убытков, плана движения денежных средств, планового бухгалтерского баланса, поскольку эти формы планирования отражают финансовые цели организации. Все три плановых документа основываются на одних и тех же исходных данных и должны корреспондироваться друг с другом. Документы текущего финансового плана составляются на период, равный одному году. Для точности результата осуществляют дробление планового периода на более мелкие единицы измерения: полугодие или квартал. Разработку финансового плана целесообразнее начинать с плана прибылей и убытков, этот документ показывает обобщённый результат текущей деятельности. Анализ соотношения доходов и расходов позволяет оценить резервы увеличения собственного капитала предприятия. Разработка этого плана происходит в несколько этапов:

- рассчитывается плановая сумма амортизационных отчислений

- определяется сумма затрат

- определяется выручка от реализации продукции.

Следующим документом текущего финансового планирования является годовой план движения денежных средств, который представляет собой собственно план финансирования, составляется на год с разбивкой по кварталам. Этот план можно составлять двумя методами:

- прямой метод основывается на исчислении притока и оттока денежных средств, таким образом, подводятся балансы по трём видам деятельности предприятия: основной, инвестиционной, финансовой.

- косвенный метод основывается на последовательной корректировке чистой прибыли в связи с изменениями в активах предприятия. Исходным элементом этого метода является прибыль.

Заключительным документом финансового плана является плановый бухгалтерский баланс на конец планируемого года, который отражает все изменения в активах и пассивах в результате запланированных мероприятий и показывает состояние имущества и финансов предприятий.

3)Оперативное финансовое планирование, которое необходимо для контроля за поступлением фактической выручки на расчётный счёт и расходованием наличных финансовых ресурсов. Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платёжного календаря, кассового плана и кредитного плана.

Рыночная экономика как более сложная и организованная социально-экономическая система требует качественного финансового планирования, так как за  все негативные последствия и просчеты планов ответственность несет само предприятие ухудшением своего финансового состояния.[5]




2. Анализ финансового планирования на предприятии

2.1. Краткая характеристика предприятия ОАО «Новосибирский речной торговый порт»


Открытое акционерное общество «Новосибирский речной торговый порт», сокращённое название ОАО "НРТП". Зарегистрировано Решением Администрации г. Новосибирска 24 ноября 1992 года, регистрационный номер 2572, изм. № 816 от 29.05.96 г., свидетельство № 11407 серия АОО.

Общее количество акционеров на 01 января 2002 г. - 4 560

- физических лиц - 20,46%;

- юридических лиц - 79,54%.

Доля уставного капитала Общества, находящаяся в государственной собственности, составляет 19,98%.

Управляющий пакетом - Министерство имущественных отношений Российской Федерации.[6]


2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности общества


Объем грузопереработки за отчетный год составил 4 775 369 тонн, что на 297 115 тонн больше данного показателя предыдущего года. Увеличение грузопереработки произошло за счет увеличения объемов всех видов перевозок: рост грузопереработки на экспорт составил 103,4% по сравнению с предыдущим годом, импорта и каботажа - 113,2% и 120,3% соответственно, плановые объемы грузопереработки 2003г. выполнены на 100,5%.

 

 

 

 

Таблица 1. Основные показатели работы ОАО «НРТП» за 2003 г.

Наименование

показателей

Единица

измер.

2002 год

2003 год

2003/2002г. %%

план

отчет

% вып.

Объем ПРР, всего:

в том числе:

Экспорт

Импорт

Каботаж

т. тонн

4 478,3


3 436,9

437,7

603,7

4 753,0


3 660,0

485,0

608,0

4 775,4


3 554,1

495,3

726,0

100,5


97,1

102,1

119,4

106,6


103,4

113,2

120,3

Обработка вагонов, всего:

Погружено вагонов

в т. ч.:

Импорт

Перевалка

Выгружено вагонов, в. т. ч.:

Экспорт

Перевалка

Прочие

ед.

65 365

7 026

5 679

1 347

52 438

48 834

3 604

5 901

60 886,1

-

-

-

60 886,1

57 700,1

3 186

70 495

6 939

5 253

1 686

56 521

52 626

3 895

7 035

115,8

-

-

-

92,8

91,2

122,3

107,8

98,8

92,5

125,2

107,8

107,8

108,1

119,2

Обработка судов, всего:

ед.

1 222,0

-

1 454

-

119,0

Общая численность

чел.

561,0

-

548,0

-

97,7

Балансовая прибыль

т. руб.

147 721,5

132 501,4

148 802

112,3

100,7

Рентабельность

%

22,7

23,7

25,4

107, 2

111,9


На результаты производственной и финансовой деятельности Общества в отчетном году повлияли следующие факторы:

- Государственное регулирование тарифной политики портов – субъектов естественных монополий;

- Изменение конъюнктуры и номенклатуры рынка импортно-экспортных поставок;

- Активная маркетинговая политика общества на рынке транспортных услуг;

- Качественные и количественные показатели обработки флота и вагонов в порту;

- Установление в течение года новых железнодорожных тарифов на перевозки грузов.[7]

 

Таблица 2. Состав грузопереработки по номенклатуре грузов в 2003 г. (тыс. тонн)

п/п

Номенклатура

груза

2002 год

2003 год

2003/ 2002,

% %

Откл.

2003 г. от

2002 г.

План

Факт

% вып.

Откл. от плана

1

Навалочные и насыпные грузы – всего:

249,0

280,0

380,5

135,9

100,5

152,8

131,5


в том числе:








1.1

Сахар

79,3

100,0

72,9

72,9

-27,1

91,9

-6,4

1.2

Руда всякая, флюсы

-

-

-

-

-

-

-

1.3

Уголь каменный, кокс

51,7

50,0

68,9

137,8

18,9

133,3

17,2

1.4

Цемент

-

-

-

-

-

-

-

1.5

Строительные грузы

1,5

-

1,2

-

1,2

80,0

-0,3

1.6

Химические грузы

-

-

9,1

-

9,1

-

9,1

1.7

Прочие

116,5

130,0

228,4

175,7

98,4

196,1

111,9

2

Зерновые грузы насыпью - всего:

139,8

200,0

9,0

4,5

-191

6,4

-130,8

3

Лесные грузы – всего:

132,4

150,0

123,2

82,1

-26,8

93,1

-9,2

4

Генеральные грузы – всего:

3 957,1

4 123,0

4 262,7

103,4

139,7

107,7

305,6


в том числе:








4.1

Грузы на паромах

63,3

78,0

67,5

86,5

-10,5

106,6

4,2

4.2

Грузы в лихтерах

-

-

-

-

-

-

-

4.3

Грузы на трейлерах

-

-

-

-

-

-

-

4.4

Грузы в крупнотоннажных контейнерах

562,0

580,0

691,4

119,2

111,4

123,0

129,4

4.5

Прочие грузы в таре

3 331,8

3 465,0

3 503,8

101,1

38,8

105,2

172,0


из них:








-

скоропортящиеся

3,5

-

4,6

-

4,6

131,4

1,1

-

металлы не в деле

3 057,5

3 240,0

3 119,8

96,3

-120,2

102,0

62,3

-

машины, метизы и оборудование

50,2

30,0

134,2

447,3

104,2

267,3

84,0

-

химические грузы

0,4

-

20,5

-

20,5

5 125,0

20,1

-

прочие

220,2

195,0

224,7

115,2

29,7

102,0

4,5


Всего:

4 478,3

4 753,0

4 775,4

100,5

22,4

106,6

297,1


в том числе:









Навалочные

388,8

480,0

389,5

81,1

-90,5

100,2

0,7


Лесные

132,4

150,0

123,2

82,1

-26,8

93,1

-9,2


Генеральные

3 957,1

4 123,0

4 262,7

103,4

139,7

107,7

305,6


Удельный вес:









Навалочные

8,7

10,1

8,1


-2,0


-0,6


Лесные

2,9

3,2

2,6


-0,6


-0,3


Генеральные

88,4

86,7

89,3


2,6


0,9

В отчетном году произошли некоторые изменения в структуре грузопотока и распределении удельных весов генеральных, лесных и навалочных грузов в общем объеме грузопереработки. Общее увеличение объема грузопереработки произошло, в основном, за счет роста переработки генеральных и навалочных грузов. Основная часть грузопотока 2003 года приходится на генеральные грузы (89,3%), как и в 2002г. (88,4%), в структуре генеральных грузов преобладают металлы не в деле (73,2%). Из-за снижения на 130,8 тыс. тонн грузопереработки зерновых грузов сократился удельный вес навалочных грузов. Снижение уровня переработки пиломатериалов в отчетном году привело к сокращению объемов переработки лесных грузов относительно показателя 2002 года (на 9,2 тыс. тонн). Доля навалочных и лесных грузов снизилась относительно предыдущего года на 0,6% и 0,3% соответственно.


Таблица 3. Основные показатели обработки флота за 2002 - 2003 гг.

п/п

Показатели

Единицы измерения

Порт Новосибирска

2002 г.

2003 г.

01/00, %%

1

Количество обработанных судов

ед.

1 222,0

1 454,0

119,0

2

Результат обработки судов






досрочно

ед.

478,0

459,0

96,0


экономия

с-час

22 545,4

13 334,3

59,1


в срок

ед.

723,0

995,0

137,6

3

Время обработки по валовым нормам






норма

с/час

67 358,4

59 051,5

87,7


факт

с/час

47 978,6

50 390,0

105,0

4

Грузовое время

с/час

41 502,0

44 742,5

107,8

5

Валовая интенсивность

тн/с-с

1 615,7

1 616,5

100,1

6

Интенсивность по валовым нормам






норма

тн/с-с

1 577,9

1 857,2

117,7


факт

тн/с-с

2 215,3

2 176,4

98,2


% выполнения

%

140,4

117,2

83,5

7

Интенсивность на ответственности порта






норма

тн/с-с

1 463,8

1 702,1

116,3


факт

тн/с-с

1 995,3

1 974,0

98,9


% выполнения

%

136,3

116,0

85,1

8

Чистая интенсивность

тн/с-с

2 561,0

2 451,1

95,7

9

Непроизводительные простои

с/час

3,4

2,9

85,3

В 2003 году в порту обработано 1 454 судна, из которых 459 – досрочно (с экономией 13 334,3 судо-часа), в срок – 995.

В сравнении с 2002 годом судооборот увеличился на 232 единиц судов, в том числе обработано сухогрузного флота 1 417 судов и с вводом нового грузопотока нефтепродукт наливом порт обработал 37 наливных судов (танкерный флот).[8]

Кроме того, в прошедшем году удалось на 14,7% снизить показатель непроизводительных простоев в целом по порту. Использование причального фронта составило 51,6% от расчетной мощности.

По итогам работы в 2003 году валовая интенсивность составила 1 616,5 тонн/судо-сутки, что выше достигнутого в 2002 году уровня на 0,1%. Чистая интенсивность обработки судов в 2003 году - 2 451,1 тонн/судо-сутки, что ниже на 4,3% аналогичного показателя 2002 года.

Снижение интенсивности обработки судов в 2003 году вызвано изменениями в номенклатуре перерабатываемых грузов, т. е. увеличением доли более трудоемких грузов, переработка которых производиться с меньшей интенсивностью и снижением концентрации механизированных линий в среднем до факта 1,6 при расчетной 2,2.

 

Таблица 4. Обработка вагонов по видам перевозок в 2003 году

№ п/п

Вид

перевозок

План

Факт

% к плану

вагоны

тонны

вагоны

тонны

вагоны

тонны

1

Экспорт

57 700

3 654 829

52 626

3 245 536

91,2

88,8

2

Импорт

-

-

5 253

276 321

-

-

3

Погрузка ПСЖВС

-

-

1 686

57 746

-

-

4

Выгрузка ПСЖВС

3 186

110 700

3 895

171 426

122,3

154,9

5

Прочие неплановые

-

-

7 035

411 232

-

-


Всего

60 886

3 765 529

70 495

4 162 261

115,8

110,5

В целом в 2003 году в порту было обработано 70 495 вагонов, что на 9 609 ед. или 15,8% больше запланированных на 2003 год показателей.


Таблица 5. Выполнение плана доходов и расходов

№ п/п

Наименование показателя

План

Факт

Вып-е, %%

Уд. вес, %%

1.

Доходы

740 380,9

798 786,9

107,9

100,0







1.1.

Основное производство, всего:

612 659,3

578 547,4


72,4


в том числе:






Погрузочно-разгрузочные работы

597 360,0

561 080,1


70,2


Коммерческая дирекция

-

-


-


Служебно-вспомогательный и местный флот

-

-


-


Автотранспорт

212,2

664,4


0,1


Электросеть

4 104,5

4 889,4


0,6


Связь

8 482,6

8 914,6


1,1


Речной вокзал

-

-


-


Прочие работы и операции

2 500,0

2 998,9


0,4

1.2.

Вспомогательное производство, всего:

27 871,5

33 906,4


4,2


в том числе:






Котельно-тепловое хозяйство

23 997,9

28 048,4


3,5


Участок водоснабжения

1 950,3

2 447,0


0,3


Склад ОМТС

-

-


-


ИВЦ

295,9

316,7


-


Центр охраны

1 142,3

3 033,2


0,4


Прочие вспомогательные

185,0

61,1


-

1.3.

Операционные доходы

99 850,1

176 858,6


22,1

1.4.

Внереализационные операции

-

8 504,6


1,1

1.5.

Доходы от участия в других организациях

-

444,8


0,1

1.6.

Проценты к получению


525,1


0,1

2.

Расходы

593 204,9

651 065,3

109,8

100,0


в том числе:






Заработная плата

28 399,6

27 539,2


4,2


Начисления

11 456,6

11 064,8


1,7


Рацион питания

19,0

16,9


-


Топливо и электроэнергия

22 186,2

24 284,7


3,7


Ремонтный фонд

16 697,4

9 968,1


1,5


Материалы и износ

2 058,0

1 652,9


0,3


Амортизация

4 163,7

4 793,4


0,7


Административно-управленческие расходы

40 628,1

37 862,7


5,8


Общеэксплуатационные расходы

35 658,0

36 788,6


5,6


Прочие расходы

330 991,8

320 286,6


49,2


Операционные расходы

81 844,0

146 493,4


22,5


Внереализационные операции

19 102,4

29 504,1


4,5


Чрезвычайные расходы

-

810,0


0,1


Финансовый результат

147 176,0

147 721,5

100,4


Доходная часть Общества за отчетный период составила 798786,9 т. руб., это на 7,9% больше планируемых показателей. Несмотря на снижение доходов от погрузочно-разгрузочных работ, вызванного снижением общего объема грузопереработки, доходная часть бюджета выполнена за счет других финансовых и хозяйственных операций.

Соответственно, произошли некоторые изменения в структуре доходов Общества. Наибольший удельный вес в общем объеме доходов предприятия занимают доходы от осуществления погрузочно-разгрузочных работ –72,4%, инженерных услуг – 6%, операционные доходы – 22,1, внереализационные доходы – 1,1%.

Расходы предприятия за отчетный период составили 651 065,3 т. руб., что на 57860,4 т. руб. или 9,8% больше запланированных. Данный перерасход вызван непланируемыми расходами по реализации основных фондов и прочих активов, и соответствуют динамике индекса цен в 2002 году.

 

Таблица 6. Сведения о чистых активах общества.

№ п/п

Наименование показателя

01.01. 1999 г.

01.01. 2000 г.

01.01. 2001 г.

01.01. 2002 г.

01.01. 2003 г.

1.

Сумма чистых активов (тыс. руб.)

523 997

478 825

481 197

577 758

666 850

2.

Уставный капитал (тыс. руб.)

176 556

176 556

176 556

176 731

176 731

3.

Резервный фонд (тыс. руб.)

7 291

7 291

7 482

11 975

18 181

4.

Отношение чистых активов к уставному капиталу (%)

296,8

271,2

272,5

326,9

377,3

5.

Отношение чистых активов к сумме уставного капитала и резервного фонда (%)

285,0

260,4

261,5

306,2

342,1


Сведения об использовании фондов ОАО “НРТП” в 2003 году, сформированных за счет средств чистой прибыли и других источников, представлены в Приложениях №1, 2, 3, чистая прибыль Общества на погашение убытков прошлых лет не направлялась.

Таким образом, следует отметить превышение фактических показателей над плановыми за рассмотренный период. К сожалению, длительность рассмотренного периода не позволяет выявить чётких тенденций динамики показателей, но очевидны предпосылки к дальнейшему улучшению показателей за счёт нахождения оптимальной внутренней дифференциации и благоприятной внешней среды предприятия.[9]


3.Проблемы и пути совершенствования финансового планирования на предприятиях

  Наряду с осознанной необходимостью широкого применения совершенного финансового планирования в нынешних условиях действуют факторы, ограничивающие его использование на предприятиях. Основные из них:

-  высокая степень неопределённости на российском рынке, связанная с продолжающимися глобальными изменениями во всех сферах общественной жизни (их непредсказуемость затрудняет планирование);

-  незначительная доля предприятий, располагающая финансовыми возможностями для осуществления серьёзных финансовых разработок;

-  отсутствие нормативно- правовой базы отечественного бизнеса.

Большие возможности для осуществления эффективного финансового планирования имеют крупные компании. Они обладают достаточными финансовыми средствами для привлечения высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих проведение широкомасштабной плановой работы в области финансов.

На небольших предприятиях, как правило, для этого нет средств, хотя потребность в финансовом планировании больше, чем у крупных. Малые фирмы чаще нуждаются в привлечении заёмных средств для обеспечения своей хозяйственной деятельности, в то время, как внешняя среда у таких предприятий менее поддаётся контролю и более агрессивна. И как следствие- будущее небольшого предприятия более неопределённо и непредсказуемо.

Для российских предприятий можно очертить две сферы, нуждающиеся в  применении планирования:

1)Вновь созданные частные фирмы. Бурный процесс накопления капитала привел к  увеличению и осложнению деятельности многих из этих фирм, а также к возникновению других факторов, создающих потребность в формах планирования, адекватных современному рыночному хозяйству. Главная проблема, связанная с применением планирования в этой сфере, - недоверие к формальному планированию, основанное на мнении, что бизнес ¾ это  умение «крутиться», правильно ориентироваться в текущей обстановке, а отсюда недостаточное внимание даже к не очень отдаленному будущему. Тем не менее, многие из крупных фирм начали создавать подразделения планирования, или, по крайней мере, ввели должность финансиста-плановика.

2)Государственные и бывшие государственные, ныне приватизированные предприятия. Для них функция планирования является традиционной. Однако их  опыт  планирования относится в основном к периоду централизованной экономики. Отсюда планирование на этих предприятиях носило вторичный характер, отражало плановую деятельность на центральном и отраслевом уровнях, и, следовательно, не предполагало серьезного умения анализировать и предвидеть собственные цели развития.

 Поэтому, как организациям первого типа, так и государственным и приватизированным предприятиям необходимо заново осваивать опыт внутрифирменного планирования.

Вообще в российском планировании всегда присутствовал элемент неоправданного обобщения частного опыта. Присутствует он и сейчас: единые принципы и форматы планирования, включая критерии эффективности, методы контроля, использовались практически без изменений во всех регионах, отраслях, для всех предприятий холдингов и групп, почти без учета особенностей организационных структур, систем управления, систем распределения, делегирования полномочий, взаимосвязей между текущими и стратегическими задачами, региональными и отраслевыми особенностями предприятий. Другая характерная особенность — неумение выделять приоритеты.

Анализ причин недостаточной эффективности функционирования целого ряда предприятий позволил выявить основные проблемы и сформулировать следующие принципы постановки системы планирования:

-                      процесс изменения системы планирования должен успевать за процессами слияния, поглощения, соответствующими изменениями в структурах, системах управления предприятий и холдингов;

-                      планирование (корректировка и уточнение) должно осуществляться «сверху вниз» по принципу «дерева целей» то есть системно, тогда планы будут комплексными и самодостаточными;

-                      должно осуществляться сценарное планирование с учетом изменений внешней среды, внешних и внутренних рисков;

-                      нужно планировать защитные действия и контрдействия для компенсации реальных угроз конкурентов, их лоббистских действий и т.д.;

-                      следует оптимизировать планы и производственные программы с учетом стратегических интересов собственника, по экономическим и инвестиционным критериям;

-                      система планирования должна быть привязана к имеющейся на предприятии системе центров ответственности, полномочий, системе контроллинга, иначе реализация даже самых лучших планов будет неэффективной;

-                      обязательное требование — система планирования должна включать в себя систему мотивации для топ-менеджеров, «ключевых» руководителей и специалистов.

Реализация этих принципов построения системы планирования позволяет (разумеется, в комплексе с другими компонентами менеджмента) выстроить и реализовать стратегию, минимизирующую вероятность потерь.

 По мнению Евгения Емельянова, ведущего специалиста консультационной фиры в области финансов, процесс планирования должен идти «сверху вниз».

При этом «сверху» — это не от главного управляющего, а от учредителей, владельцев, инвесторов, тех людей, кому принадлежит данный бизнес. Если это правило не соблюдается, то планирование превращается в абсолютно бессмысленную акцию.[10]

Есть две основные линии, по которым надо все правильно построить: стратегическое планирование и, соответственно, стратегическое управление бизнесом и оперативное (тактическое) планирование.

Если говорить о стратегическом планировании, то это прежде всего поиск тех точек, направлений и способов ведения бизнеса, которые дадут максимальный результат в определенной временной перспективе. Она может быть краткосрочной (до одного года), среднесрочной (до трех лет) или долгосрочной.

Но самое главное в стратегическом планировании — ответить на вопрос: «Куда бить будем, ребята?» И когда стратегические приоритеты и цели созданы, начинается построение плана: «Что мы должны сделать, чтобы этого достичь?»

Теперь об оперативном управлении. Подразумевается, что каждый день, неделю, месяц в любом бизнесе что-то происходит или должно происходить. Поэтому планерки, совещания и иные мероприятия помогают оперативно управлять процессом.

Основная трудность при планировании — внедрение. План написать не так сложно, но как сделать чтобы он заработал?

Планы, конечно, должны быть «работоспособными», и необходимо, чтобы в них присутствовали реальные желания высших руководителей компании. Часто планы, составленные другими людьми, не работают как раз по причине своей чужеродности.

Также план должен быть реалистичен с точки зрения рынка. То есть нужен маркетинговый анализ: есть ли рынок, есть ли определенное число потребителей, готовы ли они заплатить деньги? Часто компании этого не учитывают. В стратегическом планировании как части стратегического управления ключевым моментом, конечно, является рынок, и главное — попасть в точку, не просчитаться.

Следующий аспект планирования — возможности организации. Необходимо просчитать, достаточно ли ресурсов под хороший рынок.

И еще очень тонкий момент, возникающий при внедрении. Планы должны быть усвоены менеджерами, они должны захотеть это сделать. Проблемная область — это именно стратегическое планирование. Тактическое планирование пытаются так или иначе реализовывать: строить текущие планы, графики, планировать встречи и так далее. Хотя зачастую графики строят, а ответственных забывают назначить.

Но это уже вопрос научения, а со стратегическим планированием все намного сложнее. На «стратегический» уровень выходят только сильные, крупные компании. Перед ними встает задача выхода на новый уровень бизнеса, и появляется потребность в планировании совсем другого рода.

Чтобы такую потребность удовлетворить, надо иметь серьезную информацию о том, как развивается подобный бизнес в других странах, как может развиваться такой бизнес в России с учетом политических и экономических условий через пять лет, — то есть информацию, которую нужно специально собирать.

Самая распространенная проблема — это реструктуризация. То есть компания «выросла», необходимы комплексные организационные изменения. А за этим уже идет системная работа по стратегии, маркетингу, формированию персонала, корпоративной культуре.

Но потребность в серьезном планировании ограничивается только этими организациями. Хорошие планы сейчас встречаются в одной компании из десяти, а полное их отсутствие — в четырех из десяти.

Но, с другой стороны, большая часть компаний их уже делает. Если сравнивать с 2000 годом, то прогресс очень значительный.

И развитие будет происходить в положительном направлении, тем более что степень неопределенности ситуации в стране, регионе, будет уменьшаться. Появляется также цивилизованная маркетинговая информация.[11]



Заключение

Жизнедеятельность фирмы невозможна без планирования, «слепое» стремление к получению прибыли приведет к быстрому краху. При создание любого предприятия необходимо определить цели и задачи его деятельности, что и обуславливает долгосрочное планирование. Долгосрочное планирование определяет среднесрочное и краткосрочное планирование, которые рассчитаны на меньший срок и поэтому подразумевают большую детализацию и конкретику. Основой планирования является план сбыта, так как производство ориентировано в первую очередь на то, что будет продаваться, то есть пользоваться спросом на рынке. Объем сбыта определяет объем производства, который в свою очередь, определяет планирование всех видов ресурсов, в том числе трудовые ресурсы, сырьевые запасы и запасы материалов. Это обуславливает необходимость финансового планирования, планирование издержек и прибыли. Планирование должно осуществляться по жесткой схеме, использовать расчеты многих количественных показателей.

Планирование дальнейшей деятельности носит несколько абстрактный характер из-за непредсказуемости ряда внешних факторов, но дает возможность учесть те изменения, которые не всегда очевидны на первый взгляд.

В настоящее время стратегический анализ является одной из основополагающих дисциплин, которые необходимо знать любому менеджеру. Процесс стратегического планирования включает в себя ряд важных операций: планирование издержек, планирование производства, планирование сбыта и финансовое планирование (планирование прибыли). Стратегический анализ, как наука, позволяет предпринимателю так спланировать деятельность фирмы в кратком, среднем и долгом периодах, чтобы обеспечить получение фирмой максимально возможной прибыли с минимальными затратами в условиях изменчивости состояния рынка. Конечно, это связано с неизбежным финансовым риском, особенно в современных российских условиях, но правильно проведенное планирование позволит свести риск к минимуму.

Данная курсовая работа имела целью доказать необходимость финансового планирования деятельности фирмы, рассчитывающей на успех в современных условиях рынка. Нельзя забывать о том, что мы находимся в особо жестких условиях российской экономики, в которых некоторые рыночные законы действуют с точностью до наоборот, однако, с учетом того, что до перестройки наша страна в течение многих лет являлась ярким примером авторитарной директивно-плановой экономики, то процесс планирования производственно-коммерческой деятельности предприятия и основных рыночных показателей имеет под собой многолетний опыт. Разумеется, с наступлением этапа реформ в нашем государстве изменились как методы планирования, так и его задачи.







Список литературы



1.         Баканов М.И., Шеремят А.Д Теория анализа хозяйственной деятельности. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 297 с.

2.         Верещака В.В.  Экономический анализ  финансового положения предприятия // Экономист. - 2003. - №12.- 12с.

3.         Романовский М.Н. Финансы предприятий. -  М.: Бизнес, 2000. – 375 с.

4.         Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Мн.: Экоперспектива, 2001. - 498 с.

5.         Стоянова Е.С. Финансовый менеждмент: теория и практика. - М.: ИНФРА-М, 2003. – 427 с.

6.         Финансы.  Ковалев А.М.- М.: Финансы и статистика,  2001. – 348 с.

7.         Финансы предприятий. Колчина Н.В. - М.: ЮНИТИ, 2003. - 422 с.

8.         Финансы предприятий. Шеремят А.Д., Сайфуллин Р.С. - М.: ИНФРА, 2002. – 390 с.

9.         Шеремят А., Сайфуллин Р. Методика финансового анализа предпрития. – М.: ЮНИ-ГЛОБ, 2002. – 383 с.

10.    Экономика предприятия:  Учебник для вузов/Под ред. Н.А.Сафронова. - М.: Юристъ, 2003. - 584с.


Приложение

Приложение 1. Выполнение сметы фонда накопления ОАО "НРТП" за 2003 год

п/п

Наименование затрат

Год



Факт

План

% вып.

1

Производственное строительство




1.1.

Реконструкция нефтебазы, всего

3 729 551

4 210 096

89


в том числе:




1.1.1.

- продуктовая насосная станция

1 086 296

800 000

136

1.1.2.

- монтаж оборудования насос. станции

372 478

700 000

53

1.1.3.

- стр-во ТП (с оборудованием)

1 287 901

1 500 000

86

1.1.4.

- станция водозабора речной воды (с сетями)

397 520

500 000

80

1.1.5.

- очистные сооружения замазученной воды (с сетями)

431 823

710 096

61

1.1.6.

- согласование ПКИ Госгортехнадзора (договор ДК-15/01)

128 000



1.1.7.

- устройство противопожарного и технологического водопровода

25 534



1.2.

Реконструкция причала № 10 (окончание) в т.ч.:

4 709 804

2 600 000

181


- очистные сооружения

3 520 286

2 600 000

135


- подкрановые и ж/д пути 10 пр.

1 119 518



1.3.

Покрытие причала № 10 (окончание)

3 289 904

3 289 904

100

1.4.

Расширение контейнерного терминала

5 553 036

6 600 000

84

1.5.

Очистные сооружения в тылу пр. № 6




1.6.

Кадастр предприятия, всего


360 000



в том числе:





- геодезическая съемка


200 000



- приобретение программы


160 000


1.7.

Долевое участие в реконструкции

349 220

1 000 000

35

1.8

Подкрановые пути

-1 504 655



1.9.

Прокладка магистральных водопроводных сетей

4 055 430

2 000 000

203


Итого по разделу 1

21 686 290

20 060 000

101

2

Приобретения




2.1.

Приобретение оборудования




2.1.1.

Приобретение и изготовление грузозахватных приспособлений

3 975 941

460 000

864

2.1.2.

Приобретение системы передачи сообщений (СПИ) Фобос-ТР для центра охраны

48 216

194 810

25

2.1.3.

Приобретение приборов для лаборатории ООС (технические весы, оптический измерительный прибор)

38 790

175 000

22

2.1.4.

Модернизация п/к "Сокол" - 2 ед.

18 543 528

18 928 827

98


в том числе:





- реконструкция (эл./часть)

18 543 528

18 928 827

98


- демонтаж - монтаж оборудования (работы выполняемые УНЭКО - 1 400 000руб.)




2.1.5.

Оборудование для связи

778 030

2 507 744

31


в том числе:





- оборудование для умощнения АТС Meridian

358 858

895 810

40


- кабельная продукция


121 334



- оборудование для организации IP Телефонии





- радиорелейная станция

3 770

145 000

3


- система прямого радиовызова


55 100



- проект на увеличение емкости


29 000



- проект на подключение СиТел


14 500



- тех. условия на подключение

364 375

1 160 000

31


- система видеонаблюдения (для центра охраны)

51 027

87 000

59

2.1.6.

Приобретение кондиционеров - 33 ед.

964 056

986 574

98


Итого по разделу 2.1.

24 348 561

23 252 954

105

2.2.

Приобретение техники




2.2.1.

Автомобиль УАЗ - 469 (для центра охраны)

118 324

100 000

118


Итого по разделу 2.2.

118 324

100 000



Итого по разделу 2

24 466 885

23 352 954

105

3

Информационно - вычислительное оборудование




3.1.

ПЭВМ - 10 ед.

261 665

180 895

145

3.2.

Станция б/питания - 10 ед.

15 439

27 830

55

3.3.

Принтер лазерный - 4 ед.

116 405

26 300

443

3.4.

Комплект узлового сетевого оборудования Cisco

863 432

757 500

114

3.5.

Сервер SUN - 1 ед


127 794


3.6.

Лицензии Cache/Depariment - 75


1 067 281


3.7.

Лицензии MS Windows

4 967

300 006

2

3.8.

Антивирусный пакет для сервера


23 934


3.9.

Модернизация парка ПЭВМ

117 573

258 294

46

3.10.

Оборудование для внедрения системы "Геокад

109 779

200 600

55


Итого по разделу 3

1 489 260

2 970 434

50

4

Расчеты по крановой программе

97 916 840

91 283 010

107

5

Затраты сверх сметы

3 085 979




Всего по ФН

147 141 253

137 666 399

107









Приложение 2. Выполнение сметы фонда потребления ОАО "НРТП" за 2003 год

Наименование


Год


п/п

затрат

Факт

План

% вып.

1

Выплаты из прибыли, входящие в ФЗП




1.1.

Заработная плата, начисления работников п/л "Портовик"

846 085

890 111

95

1.2.

Премирование работников сторонних организаций шифр - 132

265 822

230 000

116


- 198 именная стипендия

13 000



1.3.

Прочие расходы в т.ч.:

3 277 369

56 736

5 777


- премия профкома


56 736



- 32 ДВ к 35

243 291




- 33 РК к 35

245 642




- 35 премия месячная

818 804




- 115 премия за выполнения особо важных заданий

4 321




- 120 премия из ФЗП (по среднему)

92 768




- 137 премия диспетчерских смен

12 160




- 149 договор из прибыли

1 400




- 165 кв. премия из прибыли

1 164 305




- 171 Д/В к 165

345 388




- 1712 Р/К к 165

349 292




Итого по разделу 1

4 402 276

1 176 846

374

2

Выплаты социального характера из прибыли




2.1.

Оказание материальной помощи работникам по семейным обстоятельствам, на погребение и т.д.

299 000

530 000

56


- 111 мат. Помощь на ритуальные услуги

32 000

90 000

36


- 133 мат. Помощь согласно заявлению

261 000

330 000

79


- 148 мат. помощь неработ. пенсионер. (по заявлению)

6 000

110 000

5


- 190 выплаты согласно решению суда




2.2.

Прочие расходы (услуги здравоохранения, санаторно-курортное лечение) в т.ч.:

128 915

30 000

430


- оплата путевки в санаторий

3 335




- 142 мат. помощь (сторонние) н/списочные

125 580



2.3.

Оплата за путевки в п/л "Портовик"

648 833

555 000

117


Итого по разделу 2

1 076 748

1 115 000

97


Итого по ФП

5 479 024

2 291 846

239




Приложение 3. Выполнение сметы фонда социальных расходов ОАО "НРТП" за 2001 год

Наименование

Год

п/п

затрат

Факт

План

% вып.

1

Расходы на содержание и обслуживание объектов




1.1.

Содержание базы отдыха "Речник"

1 191 902

1 487 018

80

1.2.

Содержание спорткомплекса

2 116 770

2 035 348

104

1.3.

Содержание жилого фонда

2 829 025

2 417 184

117

1.4.

Шефская помощь школе (с учетом ремонта)

308 281

300 000

103


Итого по разделу 1:

6 445 978

6 239 549

103

2

Отчисления, взносы и прочие выплаты




2.1.

Взносы в Ассоциацию портов, членские взносы (членские взносы в Ассоциацию ОАО "НРТП", Ассоциацию Речных Торговых портов)

5 000

679 176

1

2.2.

Проведение спортивных и культурных мероприятий

77 658

694 400

11

2.3.

Начисления соц. страхованию

38 730

227 976

17

2.4.

Доплаты работникам при их досрочном выходе на пенсию


36 000


2.5.

Ритуальные расходы

24 268

144 000

17

2.6.

Спонсирование общественных и бюджетных организаций

32 630

110 000

29

2.7.

Прочие

752 407

900 383

84


в том числе:





- содержание Совета ветеранов

650 641

573 179

114


- содержание Профкома

0

108 805

0


- НДС по расчету

1 672

12 000

14


- озеленение


16 000



- командировочные


140 000



- прочие

100 095

50 400

199


Итого по разделу 2:

930 423

2 791 936

33

3

Реализация жилищной программы

570 545

5 000 000

11


Итого по разделу 3:

570 545

5 000 000

11


Итого по смете

7 946 946

14 031 485

57




[1] Финансы предприятий. Колчина Н.В. - М.: ЮНИТИ, 2003. – С. 156-160

[2] Романовский М.Н. Финансы предприятий. -  М.: Бизнес, 2000. – С. 128-135


[3] Шеремят А., Сайфуллин Р. Методика финансового анализа предпрития. – М.: ЮНИ-ГЛОБ, 2002. – С. 137-149


[4] Финансы.  Ковалев А.М.- М.: Финансы и статистика,  2001. – 348 с.


[5] Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Мн.: Экоперспектива, 2001. – С. 103-19


[6] Верещака В.В.  Экономический анализ  финансового положения предприятия // Экономист. - 2003. - №12.- 12с.


[7] Шеремят А., Сайфуллин Р. Методика финансового анализа предпрития. – М.: ЮНИ-ГЛОБ, 2002. – с. 138-143


[8] Экономика предприятия:  Учебник для вузов/Под ред. Н.А.Сафронова. - М.: Юристъ, 2003. – С. 290-305


[9] Финансы предприятий. Шеремят А.Д., Сайфуллин Р.С. - М.: ИНФРА, 2002. – С. 89-95


[10] Баканов М.И., Шеремят А.Д Теория анализа хозяйственной деятельности. – М.: Финансы и статистика, 2002. – С. 67-72


[11] Стоянова Е.С. Финансовый менеждмент: теория и практика. - М.: ИНФРА-М, 2003. – С. 205-212