Содержание
Введение. 3
1. Необходимость фонда обязательного медицинского страхования на современном этапе, его характерные особенности. 4
2. Источники и порядок формирования фонда обязательного медицинского страхования. Анализ объема фонда обязательного медицинского страхования за последние годы, его доля в ВВП, соотношение с расходами консолидированного бюджета на здравоохранение. 5
3. Направления использования ФОМС, порядок финансирования услуг здравоохранения. 9
Список литературы.. 13
Введение
Изменения, произошедшие в последние годы во всех сферах нашего общества, не могли оставить в стороне здравоохранение. Система финансирования здравоохранения претерпела радикальные перемены, как по структуре, так и по схеме финансирования. В советское время источником финансирования здравоохранения были, прежде всего, бюджетные средства, в некоторой степени - средства предприятий и лишь в малой дозе средства населения (прежде всего в стоматологии). Связано это с тем, что переход к рыночной экономике существенно изменил социально-экономическую среду, в России вновь актуальным стало понятие социального риска - риска материальной необеспеченности индивидуума из-за потери возможности участвовать в экономическом процессе. Вместе с тем в условиях рыночной экономики помимо личной ответственности за формирование условий своей жизни и материальной обеспеченности существует одновременно ответственность и основных субъектов хозяйствования: работодателей и государства, а также солидарная ответственность и помощь всех трудоспособных членов общества.
В переходный период к рыночной экономике становится актуальной задача поиска компенсаторного механизма, который бы снизил негативные последствия ситуаций, связанных с возникновениями этих рисков. В качестве такого социально-экономического механизма можно рассматривать социальное страхование, одной из форм которого является обязательное медицинское страхование граждан РФ независимо от их социально-экономического положения и которое призвано обеспечить государственные гарантии всему населению РФ в предоставлении необходимой им бесплатной медицинской помощи, так как, в конечном итоге, именно в этом и заинтересовано общество.
В рамках данной работы будут рассмотрены вопросы необходимости создания фонда обязательного медицинского страхования, источники и порядок формирования его источников, а также направления расходования средств.
1. Необходимость фонда обязательного медицинского страхования на современном этапе, его характерные особенности
Обязательное медицинское страхование призвано не содержать медицинские учреждения, как это было в советские времена, а финансировать медицинские услуги, оказанные застрахованным гражданам в рамках территориальной программы обязательных государственных гарантий по оказанию медицинской помощи.
В 1991 году выходит Закон РФ «О медицинском страховании граждан», который определил медицинское страхование как форму социальной защиты населения в охране здоровья.
Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия[1].
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования, обеспечивая реализацию прав граждан Российской Федерации на получение медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации, в том числе за пределами постоянного места жительства, выступают в качестве гаранта оплаты медицинской помощи, оказанной гражданам Российской Федерации вне территории страхования.
Сбор и аккумулирование финансовых средств обязательного медицинского страхования, финансирование медицинской помощи гражданам в объеме Территориальной программы обязательного медицинского страхования согласно закону РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» осуществляют территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Территориальные фонды создаются законодательной властью субъектов РФ для осуществления обязательного медицинского страхования на территориях субъектов РФ. Основными функциями ТФОМС являются:
· аккумулирование средств, предназначенных для финансирования ОМС;
· финансирование системы обязательного медицинского страхования;
· финансово-кредитная деятельность по обеспечению системы ОМС финансовыми средствами;
· осуществление деятельности по выравниванию условий деятельности в системе ОМС субъектов ОМС;
· формирование финансовых резервов для обеспечения устойчивости системы ОМС;
· контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов, направляемых на ОМС.
2. Источники и порядок формирования фонда обязательного медицинского страхования. Анализ объема фонда обязательного медицинского страхования за последние годы, его доля в ВВП, соотношение с расходами консолидированного бюджета на здравоохранение.
Финансовые средства территориальных фондов находятся в федеральной собственности РФ, не входят в состав бюджетов и других фондов и изъятию не подлежат. Финансовые средства ФОМС формируются за счет:[2]
· Части единого социального налога (ЕСН) по ставкам, установленным законодательством (сегодня это 3,6% от ЕСН на ОМС, в том числе в Новосибирский ОФОМС – 3,4%, в Федеральный фонд ОМС – 0,2%);[3]
· Части единого налога на вмененный доход;
· Средств, предусматриваемых в областном бюджете Новосибирской области и районных бюджетах районов, бюджетах городов, местных бюджетах на обязательное медицинское страхование неработающего населения;
· Доходов, получаемых от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса финансовых средств территориальных фондов;
· Финансовых средств, взыскиваемых со страхователей, медицинских учреждений и других юридических и физических лиц в результате предъявления им регрессных требований;
· Добровольных взносов физических и юридических лиц;
· Иных поступлений, не запрещенных законодательством.
В качестве иных поступлений рассматриваются субвенции Федерального фонда ОМС, которые выделяются территориальным фондам ОМС при экономически обоснованной недостаточности собственных средств для финансирования программ обязательного медицинского страхования.
Средствами обязательного медицинского страхования управляют Федеральный фонд ОМС и территориальные фонды ОМС, которые созданы на основании "Положения о Федеральном фонде обязательного медицинского страхования" и "Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования", утвержденных Постановлением Верховного Совета Российской Федерации № 4543-1 от 24.02.93 г. (с изм. и доп.).
В основе положений о фондах обязательного медицинского страхования лежит правовая конструкция, учитывающая мировой опыт наиболее эффективной защиты общественных средств от нецелевого их использования. Создание фондов ОМС позволяет обеспечить финансовые условия для сохранения бесплатной для граждан медицинской помощи. В отличие от государственных финансовых органов, которые решают множество проблем, возникающих в национальном хозяйстве страны и отдельных ее регионов, и при необходимости используют средства бюджета здравоохранения на другие нужды, фонды ОМС занимаются финансированием только медицинской помощи, тем самым гарантируют целевое их использование. При этом, территориальные фонды ОМС обеспечивают сбор страховых взносов и их использование на оплату медицинской помощи населению конкретной территории, а Федеральный фонд ОМС обеспечивает единство системы обязательного медицинского страхования в России и дотирует территориальные фонды при недостатке у них средств, вызванном объективными причинами (тяжелое состояние экономики, большое количество больных и пожилых людей и др.).
Федеральный фонд ОМС осуществляет также сбор и анализ информации о финансовых ресурсах системы ОМС, проводит методическую работу по совершенствованию ее деятельности. Следует подчеркнуть, что фонды ОМС - это некоммерческие финансово-кредитные учреждения.
Территориальные фонды создаются по решению органов государственной власти субъектов РФ для реализации государственной политики в области ОМС как составной части государственного социального страхования. В числе основных задач территориальных фондов – обеспечение законодательных прав граждан в системе ОМС, обеспечение финансовой устойчивости в системе ОМС и другие.
Правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации определяет Закон о медицинском страховании граждан в РФ, которым определены правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации.
Совокупные расходы государства на здравоохранение в 2002 году выросли более чем на 31,6% и составили 335,71 млрд руб. против 255,04 млрд руб. в 2001 году. Расходы непосредственно на Программу государственных гарантий также значительно возросли — на 30,4% (311,02 млрд руб. в 2002 году против 238,37 млрд руб. в 2001 году). Прирост финансирования за счет средств федерального бюджета составил 37,6%, за счет консолидированных региональных бюджетов — 22,7%. Наибольшим оказался рост финансирования здравоохранения за счет средств обязательного медицинского страхования — 43,6%, что свидетельствует об увеличении доли средств ОМС в общей структуре расходов на здравоохранение, которая в 2002 году составила почти 40%.[4]
При этом по-прежнему дефицит средств ОМС на финансирование расчетной стоимости Базовой программы ОМС по полному тарифу остается значительным и составляет 94,7 млрд руб., или 43,3%. Правда, 39,5 млрд руб. бюджета здравоохранения было направлено на содержание ЖГУ, работающих в системе ОМС. В результате чего дефицит финансирования Базовой программы ОМС сократился до 23,4%.
Словом, статистика свидетельствует: из общих расходов средств ОМС и бюджетов всех уровней на Программу госгарантий расходуется более 92%.
Дальнейшее развитие российского здравоохранения неразрывно связано с укреплением финансового положения фондов обязательного медицинского страхования и расширением сферы ответственности системы ОМС за финансирование и организацию здравоохранения.
В результате полной реализации закона «О медицинском страховании граждан в РФ» к 2007 г. ожидается увеличение объема ресурсов системы ОМС, равное 0,5% от ВВП, или 50 млрд руб. в ценах 1994 г. Это позволит финансировать медицинские услуги не по пяти статьям себестоимости, а по полной себестоимости их оказания, включая затраты инвестиционного характера - на капитальный ремонт и амортизацию оборудования.
Сегодня государство тратит на здравоохранение 4 % или 5,8 млрд руб. от внутреннего валового продукта (ВВП). В реальном денежном выражении это на треть меньше, чем было до 1991 года. Чтобы понять, много это или мало, сравним. В экономически развитых странах этот показатель составляет от 7 до 10% ВВП. Страны Европы с развитой системой страховой медицины тратят около 6-9% ВВП ежегодно на охрану здоровья (исключением является ФРГ, где на здравоохранение расходуется около 11% ВВП), тогда как в США с либеральной системой здравоохранения и с широким применением частной оплаты медицинских услуг затраты составляют около 14% от ВВП при аналогичном качестве медицинских услуг.
Всемирной организацией здравоохранения определен минимум расхода на здравоохранение, который составляет 5% ВВП.[5] До этого минимума, как видно из приведенного выше материала Россия не «дотягивает», поэтому наши законодательные органы в настоящее время работают на проектом закона Об обязательном медицинском страховании, который планируется принять к 2008 году.
3. Направления использования ФОМС, порядок финансирования услуг здравоохранения
Средства фондов обязательного медицинского страхования используются на:[6]
- финансирование целевых программ здравоохранения;
- финансирование медицинских учреждений, оказывающих услуги в рамках обязательного медицинского страхования;
- развитие и укрепление материально-технической базы здравоохранения.
Порядок финансирования медицинских учреждений устанавливается органами здравоохранения субъектов РФ и территориальными фондами обязательного медицинского страхования в соответствии с действующим законодательством по здравоохранению. При этом на каждой территории действуют свои местные нормативные акты в этой области.
Руководители лечебно - профилактических учреждений, включенных в перечень лечебно - профилактических учреждений, привлекаемых к реализации областной программы обязательного медицинского страхования, заключают договоры на предоставление лечебно - профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию со всеми страховыми медицинскими организациями, работающими в системе обязательного медицинского страхования на территории субъекта РФ.
Оплата медицинских услуг, оказанных лечебно - профилактическими учреждениями, работающими в системе обязательного медицинского страхования, осуществляется в части статей экономической классификации расходов:
110100 - оплата труда государственных служащих;
110200 - начисления на оплату труда;
110310 - медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы;
110320 - мягкий инвентарь и обмундирование;
110330 - продукты питания;
Тарифы на медицинские услуги при обязательном медицинском страховании определяются соглашением между страховыми медицинскими организациями, Советами Министров республик в составе Российской Федерации, органами государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга, местной администрацией и профессиональными медицинскими ассоциациями. Тарифы должны обеспечивать рентабельность медицинских учреждений и современный уровень медицинской помощи.
Оплата услуг медицинских учреждений страховыми организациями производится в порядке и сроки, предусмотренные договором между ними, но не позднее месяца с момента представления документа об оплате. Ответственность за несвоевременность внесения платежей определяется условиями договора медицинского страхования.
Взаимоотношения между медицинскими и страховыми медицинскими организациями, осуществляющими оплату счетов за оказанные медицинские услуги строятся на договорной основе.
Тарифы на медицинские услуги, по которым осуществляются межтерриториальные взаиморасчеты, включают затраты, предусмотренные тарифами на данной территории, по статьям расходов: оплата труда, начисления на оплату труда, медикаменты и перевязочные средства, продукты питания, мягкий инвентарь и обмундирование согласно экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.[7]
Заключение
Существующая на сегодняшний день система здравоохранения находится в кризисном состоянии. Капиталоемкость данной сферы делает невозможным ее переход на рыночные рельсы без участия государства. Поэтому, чем большее значение государство придает социальной значимости обязательного медицинского страхования, тем больше дополнительных возможностей для восстановления здоровья граждан, а в целом, и для восстановления его экономики, оно имеет. Программа ОМС стала первым шагом в оздоровлении отрасли медицинских услуг.
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования, обеспечивая реализацию прав граждан Российской Федерации на получение медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации, в том числе за пределами постоянного места жительства, выступают в качестве гаранта оплаты медицинской помощи, оказанной гражданам Российской Федерации вне территории страхования.
Из всего вышеизложенного можно подвести некоторые итоги:
1. Медицинское страхование является формой социальной защиты населения в охране здоровья. Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получения медицинской помощи за счет накопления средств, и финансировать профилактические мероприятия.
2. Территориальные фонды осуществляют реализацию государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территории субъектов РФ.
3. Основными задачами фондов являются: финансирование ОМС, проводимого страховыми медицинскими организациями, финансово-кредитная деятельность по обеспечению системы ОМС, выравнивание финансовых ресурсов городов и районов, направляемых на проведение ОМС.
Список литературы
1. Налоговый кодекс РФ
2. Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» от 28. 06.1991 №1499-1 (в ред. от 23.12.2003)
3. Приказ Федерального фонда ОМС от 23.08.2000 г. №70 «О порядке финансовых расчетов между территориальными фондами за медицинскую помощь в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан РФ, оказанную гражданам РФ за пределами территорий страхования».
4. Бабич А. М., Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. – М.: Юнити, 2002.
5. Лечитесь сами! Страхование // Финанс, № 25 (1-7 сентябрь 2003)
6. Страхование/ Под ред. Шахова В. В. – М.: Анкил, 2002.
7. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. проф. Н.Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2003 г
8. «Экономика и жизнь» № 49/03
[1] Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» 28.06.1991 N 1499-1(ред. от 23.12.2003)
[2] Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» 28.06.1991 N 1499-1(ред. от 23.12.2003)
[3] Налоговый кодекс РФ. – гл. 24
[4] «Экономика и жизнь» № 49/03
[5] Лечитесь сами! Страхование // Финанс, № 25 (1-7 сентябрь 2003)
[6] Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. проф. Н.Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2003 г. – с. 58
[7] Приказ Федерального фонда ОМС от 23.08.2000 г. №70 «О порядке финансовых расчетов между территориальными фондами за медицинскую помощь в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан РФ, оказанную гражданам РФ за пределами территорий страхования».