Содержание


Содержание. 2

Введение. 3

1. Римская империя: государство и право. 5

2. Политическая характеристика «принципата». 8

3. Политическая характеристика «домината». 9

4. Принципы организации административно-управленческого аппарата. 10

Заключение. 10

Список литературы.. 12


Введение


Период империи (середина I в. до н. э. - конец V в. н. э.) делится на принцепат, когда формально продолжали функционировать все республиканские учреждения, но реально власть находилась в руках принцепса - первого гражданина республики, фактически - императора, и доминат (начиная с конца III в. н. э.), когда была сформирована новая система управления во главе с императором. I-II вв. н. э. - время наивысшего расцвета Римской империи. Но к концу II в. стали сказываться последствия широкого использования труда рабов, все больше обнаруживавшего свою нерентабельность в условиях сокращения притока рабской рабочей силы в связи с прекращением войн. Свертывались товарно-денежные отношения, хозяйство становилось натуральным, приходили в упадок города, нарушались связи между провинциями, усиливались центробежные тенденции, многие земли оставались необработанными. Возникла политическая нестабильность. В середине III в. Римская империя находилась в состоянии общего кризиса. Все слои населения испытывали неуверенность в завтрашнем дне. На этом фоне в империи получило широкое распространение христианство. Христианская религия, уравненная с язычеством при императоре Константине (начало IV в.), создавала мировозренческую основу средневековья. Социально-экономические и политические процессы тоже готовили наступление новой эпохи. Крупное поместье стало основной ячейкой общества. Наряду с рабами, которых стали переводить на пекулий, то есть выделять им во владение некоторое имущество, иногда участок земли, в поместье работали колоны - мелкие зависимые от землевладельца арендаторы, труд которых был гораздо рентабельнее, так как часть результатов труда (за вычетом фиксированной арендной платы) оставалась в их распоряжении. Начинают складываться три сословия средневекового общества: духовенство, светские земледельцы (дворянство) и трудящиеся - крестьяне. В результате натурализации хозяйства и ослабления связей между частями империи усиливается местная администрация. Попытки императорской власти противостоять этому процессу в целом не имели успеха. Ослаблению центральной власти способствовала также угроза со стороны варваров - гуннов и германцев. Варвары совершали набеги, а также селились на территории империи с согласия императоров в качестве "союзников". Римская армия все в большей и большей степени состояла из варваров. В западных провинциях римское право не имело равных себе конкурентов и полностью контролировало общественную (или признаваемую империей в качестве таковой) жизнь. Отношения граждан с негражданами (перегринами) регулировались преторским правом. Правовые нормы завоеванных римлянами народов, находившихся на догосударственной стадии развития, сохраняли значение лишь в качестве местных обычаев. Последним римляне оказывали уважение, но не принимали их в расчет в отношениях собственности, при заключении сделок, передаче наследства и т.п. Поэтому местные обычаи не нарушали целостности системы римского права, а значит не оказывали влияния на развитие общественных отношений в целом. В восточных провинциях еще до прихода римлян существовали разработанные системы эллинистического (древневосточного в греческой форме) права.

В IV в. Римская империя распалась на Западную и Восточную (Византию). В Византии продолжались социально-экономические процессы, характерные для поздней античности. Восточно-Римская империя постепенно вступила в эпоху средних веков. Своеобразие Византии заключалось, главным образом, в том, что в ней сохранилась сильная императорская власть. Западно-Римская империя в IV-V вв. вела непрерывную борьбу с варварами. Их племенные союзы внедрялись в общественный и политический организм империи и из внешнего фактора постепенно превратились во внутренний фактор ее дальнейшей истории. В 476 г. после отречения последнего императора Западная Римская империя прекратила свое существование

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение особенностей государства и права в Римской империи.

В связи с этим выделим следующие задачи:

1.      Написать письменный научный реферат по теме «Римская империя: государство и право»;

2.      Дать политическую характеристику «принципата»;

3.      Дать политическую характеристику «домината».

4.      Раскрыть принципы создания и функционирования административно-управленческого аппарата.

1. Римская империя: государство и право

Основателем Рима стал Ромул, назвав город именем убиенного брата. Случилось это около 754-753 гг. до Р. Х. Ромул и стал первым царем. Первый сенат был образован Ромулом. Он состоял из 300 знатнейших семей. Республиканцы стали выбирать из сената консулов, децемвиров (коллегии десяти), преторов, эдилов и других законников и администраторов которые входили в различные курии комиции и коллегии. Из народа выбирались народные трибуны. В крайних случаях сроком на 6 месяцев назначался диктатор. Республика была затянута в бюрократическое болото. Свободный землевладелец перестал быть опорой Рима. Сенаторы богатели и служили не народу, а удовлетворяли свои потребности. Появилось среднее сословие - всадники, Отцы и деды которых служили в конном отряде (Але) в составе легиона, а нынче садящиеся на коня только на спортивных состязаниях. Их роль взяли на себя варвары - нумидийцы и галлы. Именно армия, разбросанная по всему Средиземноморью и укомплектовывающаяся на местах во время Пунических войн, стала инструментом в руках охочих до власти полководцев, олицетворяющих Римскую республику в данном регионе. Именно тогда появился титул императора (Imperator), даваемый солдатами полководцу и дающий право на триумф (с одобрения сената). Этот титул позволял возвысить свое положение в политической пирамиде[1].

В V в. В 395 г. произошло окончательное политическое разделение ранее единой Средиземноморской империи на два государственных образования: Запад­ную Римскую империю и Восточную Рим­скую империю (Византию). Хотя во главе и той и другой стояли родные братья и сы­новья Феодосия, а в юридической теории сохранялась идея единой Империи, управ­ляемой лишь двумя императорами, факти­чески и политически это были два самостоятельных государства со своими столицами (Равенна и Константинополь), своими императорскими дворами, с разны­ми задачами, стоящими перед правительст­вами, наконец, с разными социально-эко­номическими базами. Процесс историче­ского развития на Западе и в Византии стал приобретать разные формы и пошел поразным путям. В Восточной Римской импе­рии процессы феодализации сохраняли чер­ты большей преемственности старых общественных структур, проходили медлен­нее, совершались при сохранении сильной центральной власти императора в Констан­тинополе.

Иным оказался путь формирования фе­одальной формации на Западе. Его важней­шей особенностью является ослабление центральной власти римского императора и ее уничтожение как политической над­стройки. Другой его особенностью является постепенное формирование на территории Империи самостоятельных политических образований — варварских королевств, в рамках которых процесс развития феодаль­ных отношений приобретает отличные от Византии формы, в частности форму син­теза новых отношений, формирующихся в недрах разлагающихся античных структур, и отношений, развивающихся в среде заво­евателей — варварских племен и племен­ных союзов.

Постепенное ослабление центральной власти Западной Римской империи объяс­няется серьезными социально-экономиче­скими изменениями римского общества IV—V вв. прежде всего упадком городов, сокращением товарного производства и торговли, постоянно усиливающейся натурализации экономики и перемещением центра экономической жизни из городов в деревню — огромные латифундии, которые превращаются в центры не только сельского хозяйства, но и ремесла и торговли ближай­шей к поместью округи.

Связанные с античными формами хо­зяйства и городской жизнью общественные слои, прежде  всего муниципальные собст­венники, или, как их называли в IV—V вв., куриалы, разорялись и деградировали. На­против, все более укреплялись социальные позиции крупных магнатов, собственников огромных земельных массивов с самым раз­нообразным населением, располагающих большим запасом продовольствия и ремес­ленной продукции, имеющих собственную охрану и укрепленные виллы. Слабые западноримские императоры наделяют могу­щественных магнатов, которые, как пра­вило, принадлежали к высшему социально­му слою Империи — сенаторам — и зани­мали важные посты в армии, в провин­циальной администрации, при император­ском дворе, рядом привилегий (освобожде­ние от налогов, от обязательств по отно­шению к ближайшему городу, наделение элементами политической власти над насе­лением поместий и др.). Такие магнаты помимо императорских благодеяний само­вольно (в ряде случаев с согласия населе­ния) распространяют свою власть (патроциний) на соседние  независимые  деревни, в которых проживали свободные земледель­цы.

Укрепляется и церковное землевладе­ние. Церковные общины отдельных горо­дов, управлявшихся епископами, теперь располагали крупными земельными владе­ниями, на которых жили и трудились раз­ные категории работников — колоны, рабы, зависимые и свободные земледельцы. В V в.  на  Западе распространяется монашест­во, организуются монастыри, владеющие обширными землями. Укреплению церков­ного, и в частности монастырского, земле­владения способствовали и добровольные дары верующих христиан, и щедрые подар­ки императоров, и более благоприятные условия существования, поскольку церков­ные земли были освобождены от тяжелых налогов. Между светскими магнатами и церковными иерархами начинается сбли­жение. Зачастую члены одной и той же сенатской семьи становятся высшими чи­новниками и занимают епископские кафед­ры (например, семья знатного галльского аристократа  Сидония  Аполлинария). Не­редки случаи, когда представитель знати начинал свою карьеру в качестве имперско­го чиновника, а затем принимал священни­ческий   сан   и   становился   церковным деятелем (например, Амвросий  Медиоланский).

Важным фактором экономического по­ложения Западной империи в IV в. и осо­бенно в V в. становится налоговая политика государства. В целом можно говорить о резком возрастании налогового бремени, которое превышает экономические воз­можности налогоплательщиков, постепен­но погружает их в нищету, подрывает их хозяйство. Содержание роскошного импер­ского двора, разветвленного бюрократиче­ского  центрального и провинциального аппарата,    армии    требовало    огромных средств. В то же время общий экономиче­ский упадок и сокращение материальных ресурсов, натурализация Империи, изъятие из-под налогового пресса церковных земель и многих магнатских латифундий, разоре­ние обширных пространств варварскими полчищами сокращали возможности нало­гоплательщиков. Тяжесть налогового бре­мени усугублялась хищениями и произ­волом бюрократического аппарата и сбор­щиков налогов.

Невыносимый фискальный гнет, про­извол бюрократии задевали и социальные интересы провинциальной знати, которая вместе с местными церковными общинами во главе с епископами боролась за свои привилегии, а также требовала от слабею­щего центра более энергичных мер по поддержанию и безопасности границ и подавлению социальных движений коло­нов, рабов, зависимых и обездоленных лю­дей. В V в. с каждым десятилетием имперское правительство все хуже и хуже выполняло эти важнейшие задачи, утрачи­вая свое право на существование. Провин­циальная аристократия и местная церковь, располагающие огромными земельными массивами и обширным штатом работни­ков, постепенно берут в свои руки функции подавления социальных движений в своих областях, отражения варварских вторже­ний, игнорируют распоряжения императо­ров, вступают в сепаратные контакты с предводителями пограничных варварских племен. Происходит сужение социальной опоры Римской империи, начинается ее медленная, но неуклонная агония.

Важным фактором социально-полити­ческой ситуации в западноримском обще­стве V в. становится постепенное расхож­дение интересов христианской церкви, объ­единяющейся вокруг римского папы, и им­ператорского правительства. Церковь, рас­полагающая разветвленной организацией, огромными богатствами и сильным мораль­ным воздействием, приобретает и полити­ческое влияние. Западным римским импе­раторам не удалось нейтрализовать это вли­яние и поставить его под собственный кон­троль,   как   это   сделали   византийские монархи. Этому способствовало и формаль­ное разделение резиденций: центром запад­ной церкви стал Рим — символ римской мощи и культуры, центром императорского двора — Медиолан, а с 402 г.— Равенна. Средством политического влияния запад­ной церкви стала и поддержка провинци­альной знати,  и активная благотвори­тельность среди низших классов (реализа­ция огромных запасов продовольствия и материальных ресурсов церкви), что контр­астировало  все усиливающимся налого­вым прессом центрального правительства. И по мере того как падал авторитет Импе­рии  и  ее бюрократического аппарата, воз­растало социальное и политическое влия­ние церковной организации.

Общее одряхление Западной Римской империи ярко выразилось в развале ее во­енной организации. Реформированная Ди­оклетианом и Константином армия к концу IV в. стала обнаруживать свою слабость и малую боеспособность. При сокращении материальных ресурсов и населения Импе­рии, массовом уклонении от военной служ­бы возникали все большие трудности с комплектованием армии. Пограничные войска превращались в слабодисциплинированные поселения военных колонистов, занятых больше своим хозяйством, чем во­инской службой.

Составленная из насильно набранных рекрутов, зачастую тех же угнетаемых коло­нов, завербованных преступников и других сомнительных элементов, римская полевая армия теряла боевые качества. Воины зача­стую становились орудием честолюбивых планов своих командиров или грабителями своего собственного населения, а не эффек­тивным средством защиты государства от внешнего врага.

Изменившиеся социально-экономиче­ские и политические условия, и прежде всего установление императорского абсо­лютизма в форме домината, усиление фис­кального гнета и системы всеобщего закрепощения требовали и пересмотра ра­нее действующего в ранней Империи клас­сического римского права. К началу IV в. накопилось огромное количество различ­ных правовых документов, далеко не всегда соответствующих друг другу: часть респуб­ликанских законов вплоть до законов 12 Таблиц, некоторые преторские эдикты, ре­шения сената, толкования и «ответы» зна­менитых юристов, наконец, многочис­ленные конституции императоров со вре­мен Северов, приравненные к законам. Чтобы сделать правовую систему действую­щей в новых изменившихся условиях, приспособить ее к нуждам деспотического государства и обеспечивать хотя бы мини­мальный общественный порядок, нужно было провести систематизацию действую­щих правовых норм, приспособить их к новым условиям и объединить в форме общего и единого государственного свода, систематизированного кодекса римского права.

 В конце III в. был создан кодекс Грегорианус, куда вошли императорские кон­ституции от Адриана до конца III в. В начале IV в. был составлен кодекс Гермогенианус, включивший императорские кон­ституции до Константина Великого. В начале V в. в кодекс императора Феодосия II были включены конституции от Констан­тина до Феодосия II, а также фрагменты и сочинения крупнейших римских юристов. Определился ограниченный круг произве­дений классической юридической литера­туры: сочинения Папиниана, Ульпиана, Павла, Модестина, Гая, которые считались iura. Окончательная кодификация римского права была проведена в начале VI в. импе­ратором Восточной Римской империи Юс­тинианом, собравшим все императорские конституции.

Для составления Кодекса Юстиниан со­здал Комиссию во главе с известным юри­стом и государственным деятелем Трибонианом. С учетом предшествующего опыта перед Комиссией была поставлена  задача не только собрать императорские конституции и цитаты из трудов юристов, но и поста­раться объяснить и устранить противоречия в текстах классических юристов.

В Кодекс Юстиниана вошли четыре части: Институции — учебник, в основу которого были положены Институции Гая, Дигесты (Пандекты) — извлечения из тек­стов классических юристов в 50 книгах по публичному, частному, уголовному праву и т. д. В текстах классических юри­стов проводились замены устаревших поня­тий на соответствующие современным, делались вставки, пояснения. Кодекс Юс­тиниана включал 12 книг по частному, уго­ловному праву, положение о государст­венном управлении, право магистратов. Но­вые законы Юстиниана вошли в четвертую часть — Новеллы. Кодификация римского права была завершена.

Серьезные изменения произошли в вещном праве, перестали существовать все, кроме римской, виды собственности (после эдикта Каракаллы, превратившего всех жи­телей Империи в граждан, отпало понятие перефинской собственности; после лише­ния Италии податных привилегий при Ди­оклетиане выделение особой провинциаль­ной собственности также потеряло смысл). Произошел коренной пересмотр древних представлений о собственности, было отме­нено деление вещей на res mancipi и res nec mancipi, движимая и недвижимая собствен­ность были уравнены.

Перенесение права собственности те­перь не нуждается в формализме или преторской поддержке и остается в виде простой передачи — традиции. Акты пере­дачи собственности оформляются в виде записи (например, в поземельных книгах). Другим способом остается приобретение - собственности по давности владения. Он берется на вооружение государством для стимуляции обработки земли, особенно невозделанных участков. Добросовестный владелец по приобретательной давности по­лучает вещную исковую защиту, т.е. после десяти лет владения становится полным собственником.

Государство всячески поощряет долго­срочную аренду невозделанных участков в форме эмфитевзиса —  фактического найма за ежегодный налог. Теперь он превраща­ется в юридически оформленный найм, арендатор получает такую же защиту, как и собственник, право на отчуждение и пере­дачу по наследству. На нем основывается и развивается идея вечной аренды для част­ных владельцев. Иски приобретают общий характер. При Юстиниане эмфитевзис сли­вается с ius in agro vectigali.

Контроль государства за развитием вещного права проявляется в городах, где оно развивается в направлении запрета декурионам отчуждать собственность без раз­решения магистрата.

Главным типом закладного права на все виды имущества стала ипотека. Через ипо­теку государство могло оказывать некоторую защиту низшим слоям населения, поскольку должник, сохраняя права вла­дения, имеет свободу действия вплоть до отчуждения.

Изменение основополагающих поня­тий права повлияло на изменение в процес­се. Стал развиваться ранее редко применяв­шийся экстраординарный процесс. Он ос­новывался на праве магистрата осуществ­лять защиту и являлся административным разбирательством. Формулярный процесс отмирает, так как исчезла разница в граж­данстве и видах собственности. Экстраор­динарный процесс становится нормой. Если весь ординарный процесс (легисакционный и формулярный) строился на согла­шении сторон, то новый процесс — на власти магистрата. Магистрат выступает в нем не как судья, а как администратор, защищая новые отношения в праве.


2. Политическая характеристика «принципата»

Со времен Т. Моммзена утвердилось представление о принципате и доминате в качестве двух эпох в истории Римской империи. Кризис III века логически разделяет принципат, рассматривающийся как синтез республиканизма и монархизма, и доминат — монархию. Представление о кризисе в любой его трактовке удобно объясняет усиление абсолютистских черт в римской государственности IV в. В науке долгое время считалось, что уже при Северах принципат выродился в военно-бюрократическую монархию, которая при Диоклетиане окончательно лишилась всяких республиканских форм и пережитков. Уже в III в. захватившая лидерство в западных провинциях землевладельческая аристократия отводила императору роль военного орудия. Считавшаяся безусловной военная власть (imperium) как будто не могла быть отобрана у ее носителя. Тогда как гражданская власть, доверенная принцепсу сенатом и народом, была условной в том смысле, что зависела от соотношения общественных и политических сил. Более длительное сохранение в восточных провинциях муниципально-полисного строя позволило утвердиться здесь сильному монархическому режиму. При этом абсолютная монархия ранней Византии опиралась на традиционные ценности и устои гражданского общества. Восточноримский император, обладая деспотической властью, мыслился не господином сограждан, а центральной фигурой гражданского коллектива. Обожествлению подвергалась не его личность, а место, которое он занимал в обществе. Однако такой абсолютизм немногим отличается от принципата[2].

Принципат: действуют все республиканские учреждения; император - принцепс (первый из сенаторов); сословия нобилей (латифундисты, сенаторы) и всадников (чиновники); декурионы управляли городами; ужесточение рабовладладельческих  мер; пекулиатные отн-ния и появление колонов; насильственное цехование; отнятие у комиций судебной власти; сенат стал общеимперским; двор - средоточие высших учрежденийий; армия постоянная и наёмная.

Но заглавной должностью императора стала должность принцепса Сената, по которой римляне и называли своих властителей принцепсами, а мы называем саму систему этой власти - принципат. Номинально высшую государственную должность консула принцепсы занимали не часто.

Впоследствии, так как империй был в руках принцепса, все военные триумфы они справляли сами за своих полководцев, которые теперь назывались легатами (посланниками), даже те принцепсы, которые никогда не воевали, как Нерон, получали почетное звание императора десятки раз. Это звание обычно ставилось в надписях впереди имени, отчего и вошло в обиход называть принцепса императором. Хотя до того в империи их постоянно называли Цезарями (Кесарями), что уже при Тиберии превратилось в титул, особенно на востоке империи.

Принципат приобрел тенденцию на перерастание в подобие военно-бюрократического режима. Однако, основной структурной единицей имперского управления была не бюрократическая канцелярия, а самоуправлявшаяся гражданская община (муниципий, колония). Гражданский аппарат был относительно невелик и соответствовал ограниченной численности самого гражданского коллектива, структурно продолжавшего господствовать над негражданами провинций. Сама гражданская община продолжала играть роль суррогатного аппарата управления. Возможно, стремление избежать чрезмерной зависимости от армии и расширить опору в господствующем классе в качестве противовеса сенатскому сословию и стимулировало издание в 212 г. эдикта Каракаллы, предоставившего широким кругам провинциальной знати формальную возможность включиться в гражданскую жизнь империи[3]


3. Политическая характеристика «домината»

Доминат (от лат. dominatus господство), неограниченная монархия, установленная в Др. Риме со времени императора Диоклетиана (кон. 3 в.).

Доминат (лат. dominatus, от dominus господин, владыка), условный термин, обозначающий политическую систему поздней Римской империи (4-5 вв.). Основы домината были заложены реформами императоров Диоклетиана и Константина I, вызванными социально-политическим кризисом 3 в. Их цель создание сильной абсолютной монархии для укрепления социальной и политической стабильности. Император провозглашается повелителем, господином, «живым законом». Вводится пышный придворный церемониал. Число провинций удваивается и достигает 100. Они объединяются в 12 диоцезов во главе с викариями, а те в четыре префектуры во главе с префектами претория. Складывается система центральных ведомств, главы которых входят в Государственный совет (консисторию). Появляется тайная полиция. Военная власть отделяется от гражданской, а войско разделяется на пограничное и походное и начинает пополняться за счет мобилизованных рекрутов и добровольцев из германских племен, расположенных за пределами Империи. Государство активно вмешивается в хозяйственную жизнь, являясь собственником многочисленных поместий, рудников, ремесленных мастерских и пытаясь поддерживать фиксированные цены на товары и услуги. Города теряют значительную часть своего имущества и автономии. Городская верхушка (куриалы), ремесленники и торговцы, объединенные в коллегии, а также арендаторы земли в латифундиях (колоны) в фискальных целях закрепощаются государством, превращаются в наследственных исполнителей определенных повинностей. Христианство получает официальное признание и постепенно становится господствующей религией, христианская церковь приобретает политическое влияние. Империя разделяется на Западную и Восточную (395), формально оставаясь единым государством под управлением двух императоров.

При доминате окончательно складывается многочисленный иерархически организованный бюрократический аппарат со сложной системой чинов, степеней и рангов. Служащие делятся на гражданских, военных и придворных, а также на высших чиновников и канцеляристов. Высшие чиновники принадлежат к привилегированному сенаторскому сословию, назначаются лично императором и занимают каждую должность в течение года, обладая административной и судебной властью. Фактически делами распоряжаются их помощники из числа профессиональных чиновников (официалы), проводящие на службе всю жизнь. Для режима домината характерна атмосфера взаимной слежки, интриг и доносов, коррупции, произвола и религиозных гонений. Вместе с тем сохраняются остатки традиций античной государственности: императорская власть не считается наследственной, служилая аристократия отсутствует, за населением признается право высказывать свое мнение о властях[4].


4. Принципы организации административно-управленческого аппарата

Принципы организации власти[5]:

1.      централизм;

2.       народовластие.

Государственная организация отличается от родовой тремя особенностями: наличием особого аппарата насилия и принуждения (армия, суды, тюрьмы, чиновники),  делением населения не по кровному родству, а также налогами, собираемыми для содержания армии, должностных лиц и т.д.

Высшим государственным органом считается - народное собрание. У народного  собрания было три вида - комиций (от лат. слова соmitia - сходка);

- куриатные;

- центруриатные;

- трибунные комиции.

Их  функции были разграничены достаточно четко, чем и пользовалась в своих целях правящая верхушка Рима, представленная сенатом и магистратами.

Сенат -  контролировал и руководил  деятельностью народного собрания в нужном для него направлении, состав сената пополнялся из отслуживших свой срок магистратов.

Магистратом мог быть избран только богатый человек. Высшими магистратами считались - цензоры, консулы и преторы.

консул - командовал армией.

претор - отправляли судебную власть.

Магистраты и сенат  пользовались фактически всей полнотой государственной власти в Римской империи, которая получила ярко выраженный аристократический характер.


Заключение

Таким образом, в ходе работы были рассмотрены следующие вопросы:

1.      Написание письменного научного реферата по теме «Римская империя: государство и право»;

2.      Составлен словарь базовых понятий по данной теме;

3.      Дана политическая характеристика «принципата»;

4.      Дана политическая характеристика «домината».

5.      Раскрыты принципы создания и функционирования административно-управленческого аппарата.

По первому вопросу можно отметить, что основателем Рима стал Ромул, назвав город именем убиенного брата. Первый сенат был образован Ромулом. Он состоял из 300 знатнейших семей. Республиканцы стали выбирать из сената консулов, децемвиров (коллегии десяти), преторов, эдилов и других законников и администраторов которые входили в различные курии комиции и коллегии. Из народа выбирались народные трибуны. В крайних случаях сроком на 6 месяцев назначался диктатор. Республика была затянута в бюрократическое болото. Свободный землевладелец перестал быть опорой Рима. Сенаторы богатели и служили не народу, а удовлетворяли свои потребности. Появилось среднее сословие - всадники, Отцы и деды которых служили в конном отряде (Але) в составе легиона, а нынче садящиеся на коня только на спортивных состязаниях. В V в. В 395 г. произошло окончательное политическое разделение ранее единой Средиземноморской империи на два государственных образования: Запад­ную Римскую империю и Восточную Рим­скую империю (Византию), развитие которых пошло разными путями.

По второму вопросу был составлен словарь базовых понятий.

По третьему вопросу следует отметить, что  принципат: действуют все республиканские учреждения; император - принцепс (первый из сенаторов); сословия нобилей (латифундисты, сенаторы) и всадников (чиновники); декурионы управляли городами; ужесточение рабовладладельческих  мер; пекулиатные отн-ния и появление колонов; насильственное цехование; отнятие у комиций судебной власти; сенат стал общеимперским; двор - средоточие высших учреждений; армия постоянная и наёмная. Но заглавной должностью императора стала должность принцепса Сената, по которой римляне и называли своих властителей принцепсами, а мы называем саму систему этой власти - принципат. Номинально высшую государственную должность консула принцепсы занимали не часто. Впоследствии, так как империй был в руках принцепса, все военные триумфы они справляли сами за своих полководцев, которые теперь назывались легатами (посланниками), даже те принцепсы, которые никогда не воевали, как Нерон, получали почетное звание императора десятки раз. Принципат приобрел тенденцию на перерастание в подобие военно-бюрократического режима.

По четвертому вопросу можно отметить, что доминат, условный термин, обозначающий политическую систему поздней Римской империи (4-5 вв.). Основы домината были заложены реформами императоров Диоклетиана и Константина I, вызванными социально-политическим кризисом 3 в. Их цель создание сильной абсолютной монархии для укрепления социальной и политической стабильности. Император провозглашается повелителем, господином, «живым законом». При доминате окончательно складывается многочисленный иерархически организованный бюрократический аппарат со сложной системой чинов, степеней и рангов. Служащие делятся на гражданских, военных и придворных, а также на высших чиновников и канцеляристов. Высшие чиновники принадлежат к привилегированному сенаторскому сословию, назначаются лично императором и занимают каждую должность в течение года, обладая административной и судебной властью. Фактически делами распоряжаются их помощники из числа профессиональных чиновников (официалы), проводящие на службе всю жизнь.

По пятому же вопросу были рассмотрены принципы создания и функционирования административно-управленческого аппарата: централизм и народовластие.

Список литературы



1.      Авдеев Б. И. История древнего Востока. М.: Логос, 1997.

2.      Алексеев С. С. Государство и право зарубежных стран. – М.: Юрайт, 2001.

3.      Всеобщая история государства и права / Под ред. К. И. Батыра. – М.: ИНФРА-М, 1999.

4.      История государства и права зарубежных стран. / Под ред. О.А. Жидкова, И. А. Крашенниковой. – М.: Логос, 2000

5.      Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. – М.: Дело, 2000.



[1] Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. – М.: Дело, 2000 – с 56.

[2] История государства и права зарубежных стран. / Под ред. О.А. Жидкова, И. А. Крашенниковой. – М.: Логос, 2000 – с 78.

[3] Алексеев С. С. Государство и право зарубежных стран. – М.: Юрайт, 2001. – с 90.


[4] История государства и права зарубежных стран. / Под ред. О.А. Жидкова, И. А. Крашенниковой. – М.: Логос, 2000 – с 81.

[5] Всеобщая история государства и права / Под ред. К. И. Батыра. – М.: ИНФРА-М, 1999. – с 43.