Содержание
Введение. 3
1. Место и роль инфраструктуры фондового рынка в рыночной экономике 5
2.Экономическая сущность ценных бумаг. 15
Заключение. 20
Список литературы.. 22
Введение
Фондовый рынок является неотъемлемой частью развитой инфраструктуры рынка и является наиболее важным её элементом. Функционирование инфраструктуры фондового рынка в рыночной экономике имеет чрезвычайно большое значение в саморегулировании экономики и осуществлении ряда функций:
§ мобилизация сбережений в экономике и направления их в инвестиции;
§ перелива капитала из одних сфер экономики в другие;
§ формирование гибкой институциональной структуры экономики;
§ повышение уровня ликвидности финансов предприятий;
§ служит чутким барометром конъюктуры в экономике.
Фондовый рынок с сопутствующей ему системой финансовых институтов – сфера, в которой формируются финансовые источники экономического роста, концентрируются и распределяются инвестиционные ресурсы.
Вот почему так остро необходимо полноценное развитие и функционирование фондового рынка. Вопрос о его сегодняшнем состоянии в России является первостепенным и требует немедленного разрешения.
Выбрав именно эту тему для своей работы, я хотела показать особую роль фондового рынка в развитой рыночной экономике, указать на сложившиеся черты современного фондового рынка России и разработать своевременные методы исправления его недостатков.
Рынок ценных бумаг является важнейшим элементом рыночных отношений. По степени развития инфраструктуры фондового рынка можно судить о состоянии экономики страны. Фондовый рынок нуждается в поддержке и эффективной системе регулирования, так как сбои в его работе ведут к нарушению равновесия всей макро- и микроэкономической системы. Формируемый фондовый рынок России подвержен тем же процессам деформации, что и экономическая система страны. Поэтому по мере углубления процессов реформирования все острее встанет проблема анализа экономических показателей фондового рынка с целью получения более достаточной информации о его состоянии и перспективах развития.
В современных условиях российский фондовый рынок получил однобокое развитие, но представлен всеми его сегментами, характерными для стран с развитой рыночной экономикой. В то же время интенсивность их развития ещё недостаточна и имеет большой потенциал.
Таким образом, целью данной работы является рассмотрение особенностей инфраструктуры фондового рынка.
1. Схема функционирования фондового рынка
Фондовый рынок является неотъемлемой частью развитой рыночной экономики. Пожалуй, можно считать, что развитость фондового рынка и степень регулирования его со стороны государства являются важнейшими индикаторами уровня зрелости экономического развития страны.
Фондовый рынок является важнейшим сегментом финансового рынка, который включает в себя фондовый рынок, денежный рынок, рынок ссудных капиталов и валютный рынок. Разумеется, фондовый рынок работает в системе финансового рынка в целом и испытывает воздействие не только со стороны внутренних факторов экономической и политической конъюнктуры страны, но и со стороны состояния мирового финансового рынка[1].
Функционирование инфрастуктуры фондового рынка в рыночной экономике имеет чрезвычайно важное значение в саморегулирование экономике. В развитом состоянии фондовый рынок выполняет в экономике, по крайней мере, следующие наиважнейшие функции:
· фондовый рынок является полем, где финансовые инструменты используются для мобилизации сбережений в экономике и их конвертации в инвестиционные ресурсы, направляемые в наиболее эффективные мероприятия экономического развития;
· по средствам фондового рынка осуществляется перелив капитала из одних сфер экономики в другие, благодаря чему осуществляются структурные изменения в экономике в соответствии с новыми условиями спроса. Развитость фондового рынка как части финансового рынка и умелое его регулирование со стороны государства во многом предопределяют мобильность экономики, её способность адаптироваться к новым условиям;
· развитость фондового рынка во многом обуславливает степень гибкости институциональной структуры экономики, поскольку акции и другие ценные бумаги используются для построения системы зависимости, участия в смежных хозяйственных и финансовых образованьях, формирования холдингов различного уровня и степеней зависимости;
· фондовый рынок выполняет важную роль в повышении уровня ликвидности финансовых предприятий, их платёжеспособности, поскольку в их портфеле поддерживается гарантийный удельный вес ликвидных ценных бумаг;
· финансовый рынок, непосредственно его фондовый сектор и, в частности биржевой сектор, служат тонким барометром конъюнктуры в экономике, изменения деловой активности и доверия как в целом, так и к отдельным предприятиям. Это относится как к оперативной, так и к стратегической информации.
Процесс функционирования фондового рынка представлен на рис.1.
Рис.1. Схема функционирования фондового рынка.
2. Первичный и вторичный фондовый рынок
Итак, эмитенты выпускают ценные бумаги. Если ценные бумаги являются именными, то для учета прав владельцев этих ценных бумаг создаются регистраторы. Операции с ценными бумагами на организованном и неорганизованном фондовом рынке осуществляют профессиональные фондовые посредники (брокеры и дилеры). Организованный фондовый рынок предполагает обязательное наличие организаторов торговли (фондовые биржи и внебиржевой организатора и целый комплекс других элементов инфраструктуры).
Таким образом, цикл жизни ценных бумаг состоит из следующих фаз:
-конструирование нового выпуска ценных бумаг;
-первичное размещение ценных бумаг (первичная эмиссия);
-обращение (купля-продажа) ценных бумаг;
-погашение (выкуп) долговых (облигаций и др.) ценных бумаг[2].
В соответствии с этим циклом рассматриваются две основополагающие составляющие фондового рынка, т.е. его первичный и вторичный сегмент.
Первичный рынок - рынок, на котором осуществляется размещение впервые выпущенных ценных бумаг. Основными его участниками являются эмитенты ценных бумаг и инвесторы. Эмитенты, нуждающиеся в финансовых ресурсах для инвестиций в основной оборотный капитал, определяет предложение ценных бумаг на фондовом рынке. Инвесторы, ищущие выгодную сферу для применения своего капитала, формируют спрос на ценные бумаги. Именно на первичном рынке осуществляется мобилизация временно свободных денежных средств и инвестирование их в экономику. Но первичный рынок не только обеспечивает расширение накопления в масштабе национальной экономики. Следовательно, можно сделать вывод, что на первичном рынке происходит распределение свободных денежных средств по отраслям и сферам национальной экономики. Критерием этого размещения в условиях рыночной экономики служит доход, приносимый ценными бумагами. Это означает, что свободные денежные средства направляются в предприятия, отрасли и сферы хозяйства, обеспечивающие максимизацию дохода. Первичный рынок выступает средством создания эффективной с точки зрения рыночных критериев структуры национальной экономики, поддерживает пропорциональность хозяйства при сложившимся в данный момент уровне прибыли по отдельным предприятиям и отраслям.
Все это означает, что первичный фондовый рынок является фактическим регулятором рыночной экономики. Он в значительной степени определяет размеры накопления и инвестиций в стране, служит стихийным средством поддержания пропорциональности в хозяйстве, отвечающей критерию максимизации прибыли, и таким образом определяет темпы, масштабы и эффективность национальной экономики. Первичный рынок предполагает размещение новых выпусков ценных бумаг эмитентами. При этом в качестве эмитентов могут выступать корпорации, федеральное правительство, муниципалитеты.
Покупателями ценных бумаг являются индивидуальные и институциональные инвесторы. При этом соотношение между ними зависят как от уровня развития экономики, уровня сбережений, так и от состояния кредитной системы. В развитых странах на рынке ценных бумаг преобладают институциональные инвесторы. Это коммерческие банки, пенсионные фонды, страховые компании, инвестиционные фонды, взаимные фонды и т.д.
В России инфраструктура фондового рынка находится на этапе своего становления. В условиях массового акционирования государственных предприятий, создание новых акционерных структур, которые остро нуждаются в средствах для инвестирования, постоянного заимствования средств государством, первичный рынок является основным сегментом рынка ценных бумаг.
Однако, в силу слабого развития рыночных отношений, инфляции, общей неустойчивости, первичный рынок России не выполняет сегодня функций регулирования экономики.
Вторичный рынок – рынок, на котором осуществляется обращение ценных бумаг в форме перепродажи ранее выпущенных и в других формах. Основными участниками рынка являются не эмитенты и инвесторы, а спекулянты, преследующие цель получения прибыли в виде курсовой разницы. Содержание их деятельности сводится к постоянной купле-продажи ценных бумаг. Купить подешевле и продать подороже – основной мотив их деятельности[3].
Вторичный рынок обязательно несёт в себе элемент спекуляции. В результате на вторичном рынке происходит постоянное перераспределение собственности, которое имеет всегда имеет одно направление – от мелких собственников к крупным.
Миграция капитала осуществляется в виде перелива его к месту необходимого приложения и оттока капитала из тех отраслей, предприятий, где имеется его излишек.
Таким образом, вторичный рынок в отличие от первичного не влияет на размеры инвестиций и накоплений в стране. Он обеспечивает лишь постоянное перераспределение уже аккумулированных через первичный рынок денежных средств между различными субъектами хозяйственной жизни. В итоге функционирование вторичного рынка обеспечивает постоянную структурную перестройку экономики в целях повышения её рыночной эффективности и выступает столь же необходимым для существования фондового рынка, как и первичный рынок.
Однако роль вторичного рынка этим не ограничивается. Вторичный рынок обеспечивает ликвидность ценных бумаг, возможность их реализации по приемлемому курсу и тем самым создает благоприятные условия для их первичного размещения. Возможность в любой момент превратить ценные бумаги в форму наличных денег представляет собой обязательное условие инвестирования средств в ценные бумаги, ибо источник инвестируемого ссудного капитала – временно свободные денежные капиталы и средства, которые могут быть использованы только в соответствии с основными принципами кредита.
Возможность перепродажи – важнейший фактор, учитываемый инвестором при покупке ценных бумаг на первичном рынке. Функцией вторичного рынка становится сбалансированность фондового рынка и обеспечение ликвидности. Ликвидный рынок характеризуется незначительным разрывом между ценой продавца и ценой покупателя; небольшими колебаниями цен от сделки к сделке. Более того, я сделала вывод, что ликвидность рынка тем больше, чем больше число участников продажи и возможность оперативной перепродажи ценных бумаг, а также чем выше процент новизны предложенных для продажи ценных бумаг.
Существуют две организационные разновидности вторичных рынков: организованный – биржевой и неорганизованный – внебиржевой. В свою очередь и тот и другой принимают разнообразные формы организации.
Наиболее простой формой организации фондовой торговли выступает стихийный рынок. Здесь продавцы и покупатели, общаясь между собой, определяют уровень спроса и предложения на те или иные ценные бумаги и заключают сделки непосредственно друг с другом. Заключение сделки на стихийном рынке зависит от того, насколько удачно случай сводит продавцов и покупателей, а условия совершения разных торговых операций могут существенно различаться даже тогда, когда они происходят в один и тот же момент.
Внебиржевой оборот возникает как альтернатива бирже. Многие компании не могли выходить на биржу, так как их показатели не соответствовали требованиям, предъявляемых для их регистрации на бирже. В настоящее время во внебиржевом обороте обращается преобладающая часть всех ценных бумаг. Это акции небольших фирм, действующих в традиционных отраслях, акции крупных компаний, учреждённых в новейших отраслях экономики, потенциально способных превратиться в крупнейшие корпорации, ценные бумаги кредитных институтов, традиционно ограничивающих сферу обращения своих ценных бумаг, государственные и муниципальные ценные бумаги, новые выпуски акций.
Торговлю на внебиржевом обороте ведут специалисты: брокерские и дилерские компании, часто совмещающие свои функции. Во внебиржевом обороте отсутствует единый физический центр для выполнения операций, и сделки купли-продажи осуществляются через телефонные и компьютерные сети. Цены устанавливаются путём переговоров, по правилам, регулирующим внебиржевой оборот, которые всегда менее жестки по сравнению с правилами торговли, действующим на бирже.
Как известно, в России организованным центром внебиржевого оборота служит Российская торговая система (РТС), объединяющая брокерско-дилерские компании центрального региона и северо-запада.
Традиционной формой вторичного рынка выступает фондовая биржа – организованный, регулярно функционирующий рынок ценных бумаг и других финансовых инструментов, один из регуляторов финансового рынка, обслуживающий движение денежных капиталов.
Роль фондовой биржи в экономике страны определяется прежде всего степенью разгосударствления собственности, точнее – долей акционерной собственности в производстве валового национального продукта. Кроме того, роль биржи зависит от уровня развития фондового рынка в целом.
К основным функциям фондовой биржи относятся:
¨ мобилизация и концентрация свободных денежных капиталов и накоплений посредством организации продажи ценных бумаг;
¨ инвестирование государства и иных хозяйственных организаций посредством организации покупки их ценных бумаг;
¨ обеспечение высокого уровня ликвидности вложений в ценные бумаги.
Чтобы ценные бумаги обращались на фондовой бирже, они должны преодолеть ряд барьеров: комиссия по листингу (процедура включения ценных бумаг эмитента в котировальный список биржи); котировальная комиссия(определяет курс ценной бумаги при ее первой реализации).
В результате, проанализировав вышеизложенную информацию, можно сделать заключение, что развитая инфраструктура фондовая рынка позволяет обеспечить концентрацию спроса и предложения ценных бумаг, их сбалансированность путём биржевого ценообразования, реально отражающего уровень эффективности функционирования акционерного капитала.
3. Регулирование фондового рынка
Регулирование инфраструктуры фондового рынка - это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.
Регулирование инфраструктуры фондового рынка охватывает всех его участников: эмитентов, инвесторов, профессиональных фондовых посредников, организаций инфраструктуры рынка.
Регулирование участников рынка может быть внешним и внутренним. Внутреннее регулирование – это подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, ее подразделений и ее работников. Внешнее регулирование – это подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям.
Регулирование инфраструктуры фондового рынка осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:
qгосударственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;
qрегулирование со стороны профессиональных участников фондового рынка, или саморегулирование рынка;
q общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение; в конечном счете, именно реакция широких слоев общества в целом на какие-то действия на фондовом рынке является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка[4].
Процесс регулирования на фондовом рынке включает:
Ø создание нормативной базы функционирования рынка, т.е. разработка законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;
Ø отбор профессиональных участников рынка; современный фондовый рынок, как, пожалуй, и любой другой рынок, невозможен без профессиональных посредников;
Ø контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка; этот контроль выполняется соответствующими контрольными органами;
Ø систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке; такими санкциями могут быть: устные и письменные предупреждения, штрафы, уголовные наказания, исключение из рядов участников рынка.
Государство на фондовом рынке выступает в качестве:
§ эмитента при выпуске государственных ценных бумаг;
§ инвестором при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий;
§ профессионального участника при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов;
§ регулятора при написании законодательства и подзаконных актов;
§ верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систему судебных органов.
Государственное регулирование фондового рынка - это регулирование со стороны общественных органов государственной власти.
Система государственного регулирования включает[5]:
- государственные и иные нормативные акты;
- государственные органы регулирования и контроля.
Формы государственного управления рынка можно разделить:
- прямое, или административное, управление;
- косвенное, или экономическое, управление.
Прямое, или административное, управление фондовым рынком со стороны государства осуществляется путем:
· установления обязательных требований ко всем участникам фондового рынка;
· регистрация участников и ценных бумаг, эмитируемых ими;
· лицензирование профессиональной деятельности;
· обеспечение гласности и равной информированности всех участников рынка;
· поддержка правопорядка на рынке.
Косвенное, или экономическое, управление фондовым рынком осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:
· систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобождение от них);
· денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.);
· государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.);
· государственную собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли).
Существуют две концепции регулирования государством фондового рынка:
Первая концепция - регулирование рынка преимущественно сосредотачивается в государственных органах, лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил передается государством, так называемым саморегулирующимся организациям. Пример - Франция.
Вторая концепция - максимально возможный объем полномочий передается саморегулирующимся организациям, значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а переговорный процесс , а индивидуальные согласования с участниками рынка при том, что государство сохранят за собой основные контрольные позиции, возможности в любой момент вмешаться в процесс саморегулирования. Пример - Великобритания.
Структура органов государственного регулирования российского фондового рынка в настоящее время еще не сложилась. Высшими органами государственной власти являются: Государственная дума, президент, Правительство. Государственными органами регулирования фондового рынка являются: Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, Государственный комитет по антимонопольной политике, Госстрахнадзор.
Саморегулируемые организации - это некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками фондового рынка на добровольной основе, с целью регулирования определенных аспектов фондового рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации
По российским правовым нормам саморегулирующиеся организации могут принимать форму: ассоциаций, профессиональных союзов, профессиональных общественных организаций.
Надзор за деятельностью саморегулирующихся организаций, контроль за их созданием осуществляется в России Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ).
Ярким примером подобных организаций в нашей стране является Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР).
Заключение
Итак, прошедшее десятилетие является уникальным периодом в истории России: произошла трансформация экономики, сформировались новые общественные отношения, новые институты. Рыночная система организации экономики потребовала адекватных механизмов воспроизводственного процесса, в частности развития инфраструктуры фондового рынка, который в классических рыночных хозяйствах является признанным механизмом, отражающим состояние экономики страны.
Недостаточная, только формирующаяся инфраструктура рынка в России обуславливает столь низкий уровень развития фондового рынка, а значит, он не может полноценно выполнять надлежащие функции в национальной экономике.
Проанализировав место и роль инфраструктуры фондового рынка можно отметить, что фондовый рынок является важнейшим сегментом финансового рынка, который включает в себя фондовый рынок, денежный рынок, рынок ссудных капиталов и валютный рынок. Разумеется, фондовый рынок работает в системе финансового рынка в целом и испытывает воздействие не только со стороны внутренних факторов экономической и политической конъюнктуры страны, но и со стороны состояния мирового финансового рынка. Функционирование инфрастуктуры фондового рынка в рыночной экономике имеет чрезвычайно важное значение в саморегулирование экономике
Российский фондовый рынок - потенциально крупный формирующийся рынок (emerging market), находящийся на начальных ступенях развития (в сравнении даже с крупными латиноамериканскими и азиатскими рынками), будет в дальнейшем (в среднесрочной перспективе) характеризоваться высокими значениями системного риска. Чтобы в долгосрочной перспективе способствовать улучшению конъюнктуры фондового рынка, необходимо в кратчайшие сроки рассмотреть и принять изложенные меры по сокращению системного риска и последующего устойчивого развития.
Важными составляющими в инфраструктуре являются ценные бумаги, экономическая сущность которых можно сформулировать как форму существования капитала, отличную от его товарной, производственной денежных форм, которая может передаваться вместо него самого, обращаться на рынке как товар и приносить доход.
Список литературы
1. Рынок ценных бумаг. / Под редакцией В.И. Колесникова, В.С. Торкановского. - М.: Финансы и статистика.- 1998.- 416с.
2. Рынок ценных бумаг. / Под редакцией В.А. Галанова, А.И. Басова. – М.: Финансы и статистика. - 2001. - 448с.
3. Экономика. / Под редакцией А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М.: ПРОСПЕКТ, 1999.- 792с.
4. Рынок ценных бумаг. / Под редакцией Н.Т. Клещева, А.А. Федулова, В.А. Симонова и др. – М.: ОАО Издательство «Экономика», 1997.- 559с.
5. Курс экономической теории. / Под редакцией М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров, АСА .- 2000.- 752с.
6. Современный экономический словарь. Райзберг Б.А., Коздовский А.Ш., Стародубцева Е.Б. – М.:ИНФРА – 1997. – 406с.
7. Минаев О.Ю. Динамика фондового рынка: факторный анализ.// Финансы, 2002, №1,с.65-67.
8. Миркин Я. Карточный домик. //РЦБ, 2000, №4,с.22-24.
9. Миркин Я. Антикризисное управление фондовым рынком.//РЦБ, 2000, №9, с.31-35.
10. Третьяков В. Фондовый рынок в 2000году: тенденции и перспективы.//Банковское дело, 2001, №, с.5-9.
[1] Рынок ценных бумаг. / Под редакцией В.И. Колесникова, В.С. Торкановского. - М.: Финансы и статистика.- 1998.- с 67.
[2] Современный экономический словарь. Райзберг Б.А., Коздовский А.Ш., Стародубцева Е.Б. – М.:ИНФРА – 1997. – с. 177.
[3] Экономика. / Под редакцией А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М.: ПРОСПЕКТ, 1999.- с 203.
[4] Курс экономической теории. / Под редакцией М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров, АСА .- 2000. – с.217.
[5] Минаев О.Ю. Динамика фондового рынка: факторный анализ.// Финансы, 2002, №1 - с.65.