Содержание
1. Правовые основы регулирования отношений банкротства в России. 3
2. Характеристика функций и полномочий Федеральной службы по делам о несостоятельности (банкротстве) в России. 9
Задача. 14
Список литературы.. 15
1. Правовые основы регулирования отношений банкротства в России.
Банкротство есть установленная судом неспособность должника - предприятия, фирмы, банка и др. - платить по своим долговым обязательствам. Судебное решение выносится или по просьбе самой компании (добровольная ликвидация), или по требованию ее кредиторов (принудительная ликвидация). Со дня официального объявления банкротства должник теряет право самостоятельно управлять и распоряжаться своим имуществом. Это право переходит к ликвидаторам - лицам, назначенным для управления имуществом и принудительной ликвидации банкрота.
Законодательство о банкротстве действует в России с 1 марта 1993 года и накопленный опыт пока не велик. Поэтому при разработке ныне действующего закона законодателям пришлось не только учитывать имеющийся российский опыт, но и восполнять существующие пробелы за счет опыта ряда зарубежных стран, в которых институт банкротства занимает одно из важнейшим мест в правовом регулировании хозяйственного оборота.
К сожалению, действующее законодательство позволяет использовать механизм банкротства для обогащения и передела собственности, нередко криминального. К примеру, право предложить кандидатуру арбитражного управляющего имеет кредитор, первым обратившийся в суд.
Закон также передвигает государство как очередника на одну ступеньку вверх четвертую. Кроме того, закон наделяет государство правом голоса на все время ведения процесса и уравнивает в правах с конкурсными кредиторами. Сейчас его представитель участвует лишь в первом собрании кредиторов, поэтому зачастую банкротство ведется в интересах коммерческих кредиторов, даже если основная масса долга предприятия приходится на федеральный бюджет. Помимо этого, во время процедуры банкротства действия государственных органов, чьи интересы затрагиваются в ходе дела, будут скоординированы, и отстаивать их в каждом конкретном случае станет одно ведомство.
Только хорошо отлаженная система банкротства способна обеспечить обязательность возврата средств.
С 3 декабря 2002 г. действует новый Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) " от 26.10.2002 N 127-ФЗ (далее - Закон о банкротстве), который является третьим за последние десять лет.
Принятие нового Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" обусловлено развитием прежних и появлением новых экономических предпосылок совершенствования нормативно-правовой базы Российской Федерации, а также и тем, что действовавший ранее Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" не мог обеспечить наиболее эффективную правовую защиту интересов субъектов гражданского оборота в области несостоятельности. Законодатель стремился исправить упущения Федерального закона от 8 января 1998 г. и более четко урегулировать сложные отношения в обозначенной сфере. Однако новый Закон тоже не решает всех проблем, кроме того, ряд введенных им новелл вызывает сомнения с точки зрения их эффективности и необходимости применения на практике. Рассмотрим некоторые из них[1].
Во исполнение п.5 ст.25 и п.3 ст.65 Гражданского кодекса РФ в Законе подробно изложены основания для признания должника несостоятельным (банкротом), порядок и условия осуществления мер по предупреждению банкротства, порядок и условия проведения процедур банкротства.
Изменения затронули практически все сферы отношений, возникающих при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов. При этом интересы кредиторов и должников (в особенности добросовестных) защищаются равным образом.
Закон расширяет круг хозяйствующих субъектов, которые могут быть признаны несостоятельными. Его действие распространяется на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций (п.2 ст.1 Закона).
Увеличено число категорий юридических лиц, процедура банкротства которых имеет определенные особенности. В частности, особая процедура банкротства теперь предусмотрена для стратегических (оборонных) предприятий и субъектов естественных монополий. Отметим, что в отношении банкротства субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса в настоящее время действует отдельный закон. Однако с момента вступления в силу с 1 января 2005 г. соответствующего раздела Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) " закон о банкротстве субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса утратит силу.
Отдельная статья рассматриваемого Закона, как и в ранее действующем Законе, посвящена определению понятия банкротства путем указания его признаков.
В настоящем Законе эти признаки несколько изменились. Как и прежде, юридическое лицо может быть признано банкротом, если оно неспособно удовлетворить требования кредиторов и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с даты, когда такие обязательства должны были быть исполнены.
Дело о банкротстве в отношении юридического лица может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к нему в совокупности составляют не менее 100 тыс. руб., а к должнику-гражданину - не менее 10 тыс. руб., а также если имеются признаки банкротства, установленные ст.3 Закона. Заметим, что ранее размер требований зависел от величины минимальной оплаты труда и составлял для юридических лиц 500 МРОТ, что в два раза меньше размера, установленного в новом Законе. При этом Закон дополнен перечнем обстоятельств, которые при их наличии должны быть приняты во внимание.
Так, для возбуждения дела о банкротстве по заявлению конкурсного кредитора (уполномоченного органа по денежным обязательствам) принимаются во внимание требования, подтвержденные вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда, третейского суда. Требования об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения дела о банкротстве, если они подтверждены решением налогового или таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника (ст.6 Закона).
Право на обращение в арбитражный суд у конкурсного кредитора теперь возникает лишь по истечении 30 дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику, а у уполномоченного органа по обязательным платежам - по истечении 30 дней с даты принятия решения налогового или таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника (ст.7 Закона)[2].
Поскольку признание несостоятельным гражданина или юридического лица производится только через определение неисполненных обязательств (обязательных платежей), в ст.4 Закона конкретизирован порядок определения возможного состава денежных обязательств и платежей при введении каждой отдельной процедуры банкротства с учетом даты подачи соответствующего заявления в арбитражный суд.
Статьей 65 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) установлено, что основания признания судом юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливаются законом о несостоятельности (банкротстве), а требования кредиторов удовлетворяются в очередности, предусмотренной п.1 ст.64 ГК РФ. Однако при разрешении вопросов, возникающих в случае банкротства юридического лица, довольно часто большое значение имеет судебная и арбитражная практика рассмотрения аналогичных вопросов.
В постановлении Правительства РФ от 25 июня 2003 г. N 367 "Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа" указано что, документы, содержащие анализ финансового состояния должника, представляются арбитражным управляющим собранию (комитету) кредиторов, в арбитражный суд, в производстве которого находится дело о несостоятельности (банкротстве) должника, в порядке, установленном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой он является, при проведении проверки его деятельности.
Финансовый анализ проводится арбитражным управляющим в целях:
а) подготовки предложения о возможности (невозможности) восстановления платежеспособности должника и обоснования целесообразности введения в отношении должника соответствующей процедуры банкротства;
б) определения возможности покрытия за счет имущества должника судебных расходов;
в) подготовки плана внешнего управления;
г) подготовки предложения об обращении в суд с ходатайством о прекращении процедуры финансового оздоровления (внешнего управления) и переходе к конкурсному производству;
д) подготовки предложения об обращении в суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению[3].
2. Характеристика функций и полномочий Федеральной службы по делам о несостоятельности (банкротстве) в России.
Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. N 100
"Об уполномоченном органе в делах о банкротстве и в процедурах банкротства и регулирующем органе, осуществляющем контроль за саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих" гласит:
В целях реализации Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Установить, что:
уполномоченным органом, представляющим в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, является Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству;
регулирующим органом, осуществляющим контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, с 3 марта 2003 г. является Министерство юстиции Российской Федерации.
2. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации совместно с Министерством юстиции Российской Федерации и Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти представить до 24 февраля 2003 г. в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, обеспечивающих применение Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
3. Министерству юстиции Российской Федерации и Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству представить в месячный срок в Правительство Российской Федерации предложения о внесении изменений в положения соответственно о Министерстве юстиции Российской Федерации и о Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству.
Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции, предусмотренные законодательством о несостоятельности (банкротстве) и финансовом оздоровлении организаций. Является юридическим лицом, имеет расчетный и иные счета, включая |валютные, в учреждениях банков. Осуществляет возложенные на нее функции и полномочия непосредственно и через свои территориальные органы и представителей на соответствующих территориях.
Основные функции Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству:
Представление интересов РФ по обязательным платежам в федеральный бюджет и внебюджетные фонды, а также осуществление прав кредитора по бюджетным ссудам и иным денежным обязательствам организаций-должников перед государством при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) организаций
Представление в арбитражном суде интересов РФ как собственника (учредителя, участника) организации-должника
Определение порядка участия от имени РФ уполномоченных органов и организаций в проведении досудебной санации организации-должника
Разработка (совместно с иными органами исполнительной власти) мероприятий по реструктуризации и финансовому оздоровлению неплатежеспособных организаций, имеющих определяющее значение для экономики страны, и участие в их реализации
Ведение учета и анализа платежеспособности крупных, а также экономически или социально значимых организаций, представление предложений по их финансовому оздоровлению в Правительство РФ
Организация привлечения необходимых финансовых средств для реализации мероприятий по реструктуризации и финансовому оздоровлению неплатежеспособных организаций (в том числе зарубежных инвесторов)
Инициатива в проведении приватизации федеральных государственных унитарных предприятий-должников и продаже находящихся в федеральной собственности долей (паев, акций) в уставном капитале организаций.
Принятие решений:
- об обращении в арбитражный суд с заявлением должника о признании банкротом федерального государственного унитарного предприятия
- о ликвидации неплатежеспособных предприятий, указанных выше
- об освобождении от занимаемой должности руководителей этих признанных неплатежеспособными предприятий в случае, если их неплатежеспособность не связана непосредственно с задолженностью государства перед этими предприятиями, а также осуществление права по заключению и расторжению соответствующего договора на управление неплатежеспособными федеральными государственными унитарными предприятиями
Обеспечение реализации процедуры банкротства отсутствующего должника, а также отбора арбитражного управляющего по запросам арбитражного суда или обращению кредиторов
Утверждение требований, предъявляемых к физическим лицам, осуществляющим деятельность в качестве арбитражных управляющих, и лицензирование их деятельности
Выдача заключения по вопросам, связанным с определением несостоятельности (банкротства) и финансовым оздоровлением организаций
Согласование сделок по отчуждению либо обременению обязательствами имущества неплатежеспособных федеральных государственных унитарных предприятий, а также актов по распоряжению государственным имуществом, закрепленным за этими предприятиями или используемым ими[4].
Осуществление контроля за соблюдением организациями -должниками дисциплины платежей и расчетов.
Основные права Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству
· Осуществлять в установленном порядке от имени РФ процессуальные права при рассмотрении судами и арбитражным судом дел, связанных с применением законодательства о несостоятельности (банкротстве)
· Издавать в пределах своей компетенции нормативные и иные правовые акты, в том числе обязательные разъяснения по вопросам реализации процедур банкротства
· Проводить проверки финансово - хозяйственной деятельности неплатежеспособных организаций, инициировать проведение этих проверок соответствующими контролирующими органами и участвовать в их проведении, а также назначать в случаях и в порядке, установленных законодательством, проведение аудиторских проверок/
· Выдавать и отзывать лицензии арбитражных управляющих, осуществлять контроль за их деятельностью
· Создавать, реорганизовывать и ликвидировать учреждения; участвовать в создании и деятельности некоммерческих организаций, необходимых для выполнения функций и задач Федеральной службы.
Правовой институт несостоятельности (банкротства) должника является сложным, но необходимым в обществе для поддержания баланса интересов всех хозяйствующих субъектов.
Несмотря на то, что законодательство о банкротстве относится к частному (гражданскому) праву, предметом его регулирования являются также и определенные отношения публично-правового характера, а именно должника с налоговыми и иными уполномоченными органами по требованиям об уплате обязательных платежей в процессе банкротства. При такой широкой сфере действия норм законодательства о банкротстве, затрагивающей публично-правовые отношения, которые в свою очередь регулируются нормами публичного законодательства, неизбежно возникает правовая коллизия[5].
Задача
Номер строки |
Сумма обязательства по госзаказу тыс.руб. |
Срок платежа по контракту |
Период задолженности в днях |
Учетная ставка на момент возникновения задолженности |
Сумма по ставке |
1 |
8300 |
14.02.1997 |
270 |
42 |
2614,5 |
2 |
2850 |
18.02.1997 |
44 |
36 |
125,4 |
3 |
1870 |
15.03.1997 |
51 |
42 |
111,27 |
|
|
|
|
|
|
4 |
1420 |
06.05.1997 |
0 |
36 |
0 |
Наименование показателя |
на 1997 |
на 1998 |
Оценка финансовой устойчивости |
||
Коэффициент концентрации собственного капитала |
0,116064 |
0,022054 |
Коэффициент финансовой зависимости |
8,615952 |
45,34394 |
Коэффициент маневренности собственного капитала |
5,83633 |
47,94006 |
Вывод: Из проведенного анализа видно, что взаимосвязь между задолженности государством и предприятием нету так как коэффициент концентрации собственного капитала растет по годам. Коэффициент финансовой зависимости растет примерно в 5 раз. Коэффициент маневренности собственного капитала растет примерно в 9 раз
Список литературы
1. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"
2. Гражданский кодекс РФ от 21.10.94.-
3. Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2264 "О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий".
4. Постановление Правительства РФ от 25 июня 2003 г. N 367 "Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа"
5. Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. N 100 "Об уполномоченном органе в делах о банкротстве и в процедурах банкротства и регулирующем органе, осуществляющем контроль за саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих"
6. Витрянский В. Новое законодательство о несостоятельности (банкротстве) // Хозяйство и право. 1998. N3.
7. Волобуев А., Актуальные вопросы участия налоговых органов в процедурах банкротства "Финансовая газета", N 6, февраль 2001 г.
8. Гордейчик С., "Банкротство как способ уклонения от уплаты долгов" "Российская юстиция", 1999, N 1
9. Зыкова И.В. Новое в законодательстве о несостоятельности (банкротстве), "Законодательство и экономика", N 3, март 2003 г.
10. Тюрина А. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" - явление третье, ФПА АКДИ "Экономика и жизнь", выпуск 1, январь 2003 г.
[1] Зыкова И.В. Новое в законодательстве о несостоятельности (банкротстве), "Законодательство и экономика", N 3, март 2003 г.
[2] Тюрина А. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" - явление третье, ФПА АКДИ "Экономика и жизнь", выпуск 1, январь 2003 г.
[3] Тюрина А. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" - явление третье, ФПА АКДИ "Экономика и жизнь", выпуск 1, январь 2003 г.
[4] Волобуев А., Актуальные вопросы участия налоговых органов в процедурах банкротства "Финансовая газета", N 6, февраль 2001 г.
[5] Волобуев А., Актуальные вопросы участия налоговых органов в процедурах банкротства "Финансовая газета", N 6, февраль 2001 г.