Содержание

I. Теоретическая часть.. 2

1. Организация процесса оценки стоимости бизнеса. 2

2. Сравнительный подход в оценки стоимости бизнеса. 7

II. Аналитическая часть.. 10

III. Задача.. 22

Список использованной литературы... 23

 

I. Теоретическая часть

1. Организация процесса оценки стоимости бизнеса


В процессе оценки стоимости бизнеса можно выделить три основных этапа (и семь более мелких):

a.                 Подготовительный этап.

b.                Оценочный этап.

c.                 Заключительный этап.

Подготовительный этап

1. Выбор стандарта стоимости и методов оценки

Первым этапом проведения оценки бизнеса является определение искомой стоимости в соответствии с существующими стандартами стоимости бизнеса. Затем, когда определен необходимый стандарт стоимости бизнеса, определяются необходимые для оценки компании методы, наиболее подходящие в данном конкретном случае. [4.c.38]

2. Подготовка информации для проведения оценки

В соответствии с определенными методами оценки определяется набор и объем необходимой информации. Информация может черпаться из нескольких источников, как то: оцениваемая компания, фондовый рынок, различная статистическая информация, маркетинговые исследования и т.д. В соответствии со стандартом BVS-III, эта информация должна охватывать:

a.                 Характеристики предприятия, доли акционеров в капитале предприятия или ценных бумаг, подлежащих оценке, включая права, привилегии и условия, количественные характеристики, факторы, влияющие на контроль и соглашения, ограничивающие продажу или передачу.

b.                Общую характеристику предприятия, его историю и перспективы развития.

c.                 Финансовую информацию о предприятии за предыдущие годы.

d.                Активы и обязательства предприятия.

e.                 Общую характеристику отраслей, которые оказывают влияние на данное предприятие; их текущее состояние.

Как из этого видно, при проведении оценки бизнеса необходимо использовать ретроспективную учетную информацию (бухгалтерскую отчетность) и текущие финансово-экономические показатели компании. Время учета используемых данных и момент оценки между собой не согласованы. Расхождение данных во времени создает условия для появления в них различного рода искажений. Среди них можно назвать: изменение стандартов учета исходных данных, деноминация денежных единиц, колебания курса валют, структурные изменения цен и др. Эти несоответствия порождают проблему корректировки всей используемой финансовой и бухгалтерской отчетности с целью приведения их к общему временному эталону, в роли которого выступает момент оценки.

Приведение и корректировка финансовой отчетности регулируется стандартом BVS-IX, этот процесс может включать в себя:

a.                 Приведение финансовой информации об оцениваемой компании и компаниях-аналогах к единой основе.

b.                Пересчет отчетных стоимостей в текущие.

c.                 Корректировка статей доходов и расходов таким образом, чтобы они достаточно полно характеризовали результаты деятельности компании за продолжительный период времени.

d.                Учет нефункционирующих активов и обязательств, и связанных с ними доходов и расходов.

Приведение финансовой отчетности к единой основе.

В пределах государственной системы бухгалтерского учета компания всегда имеет свободу выбора методов ведения бухгалтерского учета. Этот выбор закрепляется в приказе "Об учетной политике предприятия" сроком на один год и может изменяться в течение ряда лет. Принцип составления бухгалтерской отчетности не требует отражения реальной рыночной стоимости тех или иных активов предприятия. В такой ситуации компании предпочитают использовать те методы ведения бухгалтерского учета, которые позволят минимизировать налоги.

Оценка бизнеса требует получения стандартизированных данных, отражающих реальное рыночное и экономическое положение фирмы. Вследствие этого используемую бухгалтерскую отчетность компании необходимо привести к единому стандарту учета.

Поскольку российское законодательство не предоставляет стандарты на составление такого рода финансовых документов, а российские инвесторы не выработали единого общепринятого стандарта приведения отчетности предприятия для отражения его рыночного состояния, то возможным вариантом является приведение отчетности к стандартам IAS / GAAP / FRS.

Корректировка используемой информации на инфляцию.

Оценка предприятия должна базироваться на реальных (очищенных от влияния инфляции) значениях используемых показателей. В условиях значительного изменения цен учетные значения стоимостных показателей существенно отличаются от их реальных значений. Таким образом, использование учетных данных требует их корректировки с учетом динамики цен, т.е. инфляции (или дефляции) и структурного изменения цен. Однако в современных условиях экономики РФ основным является искажающее влияние инфляции.

В теории финансового менеджмента существуют два альтернативных пути корректировки (очищения) показателей на влияние инфляции:

a.                 прямая корректировка активов и денежных сумм на значения инфляционных показателей;

b.                учет влияния инфляции на активы и денежные суммы посредством включения в процедуру дисконтирования инфляционных показателей.

Различия в значении итоговых показателей при использовании указанных подходов являются незначительно мелкими в промышленно развитых странах с устоявшимся рынком и нормальным темпом инфляции. В странах с большими темпами инфляции или гиперинфляцией появляются различия в значениях итоговых показателей в зависимости от выбора того или иного подхода корректировки на инфляцию. При проведении оценки в РФ предпочтительнее использование методов, основанных на прямой корректировке денежных сумм на значения инфляционных показателей.

Более того, как показано в работе профессора СПбГИЭА П. А. Ватника, инфляция оказывает различное влияние на величины типа потока (выручка, прибыль, ввод фондов и т.п.) и на величины типа запаса (активы всех видов). Кроме того, искажение различных показателей связано с неодинаковостью условий их формирования в системе учета. В соответствии с итогами исследования корректировка учетных и проектных данных различного типа, необходимых для финансово-экономических расчетов и прогнозов должна проводиться раздельно.

В качестве значений инфляционных показателей в зависимости от области действия компании могут использоваться: индекс цен предприятий производителей, индекс потребительских цен, значения девальвации основной валюты, или индекс цен может быть рассчитан для конкретной компании.

3. Оценка финансового положения компании

В процессе оценки бизнеса возникает необходимость предварительной проверки его финансового положения. Такая проверка позволяет получить важные справочные сведения об оцениваемой компании и выполнить расчет значений корректировочных показателей, необходимых для нахождения конечной стоимости бизнеса.

Для оценки финансового положения компании необходимо выбрать модель, позволяющую:

a.                 учитывать выбранную модель корректировки показателей на влияние инфляции;

b.                отражать финансовое положение компании на момент оценки;

c.                 установить соответствие финансового состояния требованиям экономической безопасности компании;

d.                определить излишек (дефицит) оборотного капитала компании.

Методика оценка финансового положения компании для целей оценки бизнеса может быть основана на одном из трех основных подходов.

a.                 Первый подход предполагает организацию дифференцированного учета всех долговых обязательств по срокам их погашения. Параллельно устанавливается интенсивность будущих денежных поступлений и проверяется их достаточность на отдельные моменты времени. Такой подход основан на использовании первичной информации по финансовым потокам. Систематизация этих сведений весьма трудоемка и реально осуществима только в компаниях, ведущих управление финансовыми потоками.

b.                Второй подход основан на использовании специального баланса ликвидности, который позволяет устанавливать финансовое положение компании. При составлении баланса ликвидности все статьи бухгалтерского баланса перегруппировываются в зависимости от скорости их оборота. Сопоставляя части активов, реализуемых к определенному сроку, с частями пассивов, которые к этому же сроку должны быть оплачены (погашены), устанавливается величина платежного излишка или платежного дефицита на определенный момент.

c.                 Третий подход основан на использовании показателей, вычисляемых на основе сравнения объема отдельных средств и источников, сложившихся по состоянию на конкретный момент времени. Это могут быть показатели ликвидности, показатели финансовой зависимости или автономии, показатели финансовой устойчивости и т.д.. Практическое использование любого варианта показателей связано с установлением критического уровня, позволяющего классифицировать финансовое положение предприятия с точки зрения платежеспособности. Поскольку показатели служат лишь индикаторами и не позволяют прямо устанавливать степень платежеспособности, то этот метод не гарантирован от отсутствия ошибок. Однако в большинстве случаев он позволяет получить правильный диагноз истинного финансового положения предприятия, имеющий достаточную точность для его включения в последующую процедуру оценки предприятия. Также к достоинствам этого метода следует отнести высокую степень формализованности.

4. Оценка рисков компании

Для целей оценки бизнеса риск следует определить как степень неопределенности, связанной с получением ожидаемых в будущем доходов, иными словами, это опасность недостижения (отклонения) планируемого объема ожидаемых будущих доходов или риск нереализации прогноза.

При определенном уровне ожидаемых будущих доходов рынок заплатит за бизнес больше в том случае, если вероятность этих доходов выше. Другими словами, при определенном уровне ожидаемой будущей прибыли (или денежного потока, дивидендов и т.п.) чем ниже риск, тем выше текущая стоимость бизнеса.

Существует два подхода к трактовке элементов риска при проведении оценки:

a.                 проведение понижающей корректировки ожидаемого будущего потока (прибыли, денежного потока, дивидендов и т.п.) с тем, чтобы отразить эту неопределенность;

b.                учет риска путем использования более высокой ставки дисконта при оценке ожидаемого потока с тем, чтобы отразить требуемую доходность как вознаграждение за риск.[4.c.45]


2. Сравнительный подход в оценки стоимости бизнеса


Сравнительный подход основан на сравнении анализируемого предприятия и предприятием-аналогом. Данный метод в России при применении требует значительной подготовке в силу значительных колебаний курсовой стоимости акций российских предприятий часть из них нельзя использовать в качестве аналогов при сравнительном подходе (метод сопоставимых компаний).

После выбора потенциальных предприятий-аналогов и отсева предприятий с недостоверной капитализацией у оценщика возникает вопрос, на какую же дату взять эту самую капитализацию. Обычно он берет ее на дату оценки. Однако, как мы видели выше, цена акций подвержена большим колебаниям.

В качестве оценки курсовой стоимости акций предприятий-аналогов мы использовали значение математического ожидания их стоимости в долларах на дату продажи пакета. [5.c.87]

Сравнительный подход к оценке бизнеса реализуется тремя методами оцен­ки, к которым относятся:

* метод рынка капитала;

* метод сделок;

* метод «отраслевой специфики».

Общая методология рыночного подхода к оценке бизнеса сводится к следующему:

* объектом оценки является некая закрытая компания или формально открытая компания, чьи акции недостаточно ликвидны (так что нет оснований верить в рыночную стоимость ее акций, получаемую на основе только лишь их котировок, средних цен предложения и спро­са на акции по несостоявшимся сделкам и фактическим ценам сде­лок с акциями этой компании, которые имели место редко и давно;

* среди открытых компаний с достаточно ликвидными акциями оты­скивается компания-аналог (ближайший аналог);

* за основу берется рыночная (непосредственно наблюдаемая на фон­довом рынке) стоимость акций компании-аналога и общего их коли­чества, находящегося в обращении (последнее является рыночной оценкой компании-аналога, которую предоставляют сами фондовые рынки);

* с учетом различных корректировок на оцениваемую компанию пере­носится соотношение между истинной рыночной ценой компании-аналога и объявляемыми финансовыми результатами ее деятельно­сти (а также объявляемой структурой ее капитала), которые служат главным фактором, определяющим «мнение» фондового рынка о ры­ночной стоимости компании-аналога;

* указанное соотношение умножается на соответствующие показатели текущих финансовых результатов (а также структуры капитала) оце­ниваемой компании - тем самым оценивается предположительная стоимость рассматриваемой закрытой компании, которая наблюда­лась бы на фондовом рынке, если бы ее акции были на этом рынке размещены и достаточно ликвидны (при предположении о том, что аналогичные компании на финансово прозрачных рынках должны иметь приблизительно одинаковые соотношения объявляемых фи­нансовых результатов и их рыночной стоимости). Описанный подход, конечно, несколько завышает стоимость оценивае­мой компании, так как все же ее акции фактически неликвидны, что осо­бенно важно для держателей мелких пакетов акций, которые не имеют дос­таточного влияния на менеджеров компании, чтобы договориться с ними о выкупе компании своих акций в случае, когда акционерам нужно будет пе­ревести свои средства в другой бизнес либо извлечь их из бизнеса для це­лей потребления.

Важно заметить также, что рыночный подход адекватен оценке пред­приятия как действующего, потому что используемая в нем для оценки компания-аналог является действующей и оценивается фондовым рынком как действующая.

Чем более развит и финансово «прозрачен» (т.е. опирается на широко публикуемую и надежно аудируемую информацию о компаниях, чьи акции торгуются на нем) фондовый рынок страны, тем более оценки, получае­мые на основе рыночного подхода к оценке бизнеса, отвечают требовани­ям стандарта обоснованной рыночной стоимости бизнеса. [5.c.89]

II. Аналитическая часть


Устойчивость финансового положения предприятия в значительной степени зависит от целесообразности и правильности вложения финансовых ресурсов в активы. В процессе функ­ционирования предприятия и величина активов, и их структура претерпевают постоянные из­менения. Наиболее общее представление об имевших место качественных изменениях в струк­туре средств и их источников, а также динамике этих изменений можно получить с помощью вертикального и горизонтального анализа отчетности.

Таблица 2.5

Состав и структура стоимости имущества ООО «Компания СПГ» за 2002-2003 г. г.

Показатели

код стр.

на 01.01.03 г.

на 01.01.04 г.

Отклонение

Сумма

Удельный вес, % к валюте баланса

Сумма

Удельный вес, в % к валюте баланса

в сумме

в %

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Внеоборотные активы








1.1 нематериальные активы

110

7402

0,14

7015

0,13

-387

94,77

1.2 основные средства

120

2100095

38,97

2061337

37,62

-38758

98,15

1.3. отложенные налоговые активы

145



5225

0,10

5225


Итого по разделу 1

190

2107497

39,10

2073577

37,85

-33920

98,39

2. Оборотные активы








2.1 запасы

210

915839

16,99

618218

11,28

-297621

67,50

сырье, материалы

211

945

0,02

1637

0,03

692

173,23

затраты в незавершенном производстве

213

2437

0,05

1935

0,04

-502

79,40

готовая продукция и товары для перепродажи

214

716306

13,29

586747

10,71

-129559

81,91

расходы будущих периодов

216

196151

3,64

27899

0,51

-168252

14,22

2.2 НДС

220

198368

3,68

164737

3,01

-33631

83,05

2.3 Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты

240

2108882

39,13

2516284

45,93

407402

119,32

в том числе покупатели и заказчики


15709

0,29

73669

1,34

57960

468,96

2.4. краткосрочные финансовые вложения

250



10000

0,18

10000


2.5. денежные средства

260

58992

1,09

96111

1,75

37119

162,92

Итого по разделу 2

290

3282081

60,90

3405350

62,15

123269

103,76

БАЛАНС

300

5389578

100

5478927

100

89349

101,66

 

Анализ произведен на основании бухгалтерского баланса ООО «Компания СПГ» на 01.01.04 г.

Вывод: имущество организации возросло на 89349 руб. или на 1,6 %. Рассмотрим более подробно состав, структуру и динамику внеоборотных и оборотных активов. В целом сумма внеоборотных активов снизилась на 33920 руб.(1,6 %), как видно это уменьшение произошло по двум статьям: снижение стоимости основных фондов повлияло на уменьшение иммобилизованных активов на 38758 руб., а за счет начисления износа на нематериальные актива данный показатель снизился на 387 руб. В общем можно сделать вывод, что структура внеоборотных активов изменилась незначительно; по-прежнему наибольший удельный вес в их составе занимают основные средства (37,6%).

Оборотные активы возросли на 89349 руб. или на 3,76 % , данное увеличение связано в первую очередь с тем, что возросла дебиторская задолженность на 407402 руб. (с 39 % до 45 %), она же и занимает основную долю в структуре имущества организации. За счет краткосрочных финансовых вложений в другую организацию сумма оборотных активов возросла на 10000 руб., за счет роста денежных средств в кассе и на расчетном счете на 37119 руб., увеличило данный показатель на эту же сумму.

Однако на фоне общего роста оборотных активов, наблюдается снижение запасов за счет уменьшение готовой продукции, затрат в незавершенном строительстве и расходов будущих периодов. Это рассматривается как положительный фактор. Снижение суммы НДС так же положительно сказывается на финансовой деятельности организации так как говорит о снижении задолженности перед бюджетом.. Изменение в структуре оборотных активов незначительно. В связи с увеличением дебиторской задолженности в абсолютных показателях их доля возросла на 2 %.

Анализ состава и структуры пассива баланса ООО «Компания СПГ»

Формирование имущества предприятия может осуществляться как за счет собственных, так и за счет заемных средств, значения которых отображаются в пассиве баланса. В современных условиях структура капитала является тем фактором, который оказывает непосредственное влияние на финансовое состояние организации – его платежеспособность, ликвидность и рентабельность деятельности.

Таблица 2.8

Состав и структура источников формирования имущества ООО «Компания СПГ» за 2002 -2003 г.г.

Показатели

код стр.

На 01.01.03 г.

На 01.01.04 г.

Изменение

в сумме

в % к валюте баланса

в сумме

в % к валюте баланса

в сумме

в %

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Собственные средства

 

 

 

 

 

 

 

1.1 уставный капитал

410

6050

0,11

6050

0,11

0

100

1.2 резервный капитал

430

*

 

*

 

 

 

1.3 добавочный капитал

420

83306

1,55

83306

1,52

0

100

1.4 нераспределенная прибыль

470

902154

16,74

1362673

24,87

460519

151,05

итого по разделу 3

490

991510

18,40

1452029

26,50

460519

146,45

 2. долгосрочные обязательства

 

 

 

 

 

 

 

2.1 займы и кредиты

510

348145

6,46

269261

4,91

-78884

77,34

2.2 отложенные налоговые обязательства

515

 

 

1423

0,03

1423

 

итого по разделу 4

590

348145

6,46

270684

4,94

-77461

77,75

 3. краткосрочные обязательства

 

 

 

 

 

 

 

3.1 займы и кредиты

610

1043436

19,36

1416236

25,85

372800

135,73

3.2 кредиторская задолженность в том числе:

620

3006487

55,78

2339978

42,71

-666509

77,83

поставщики и подрядчики

621

1415748

26,27

1079530

19,70

-336218

76,25

задолженность перед персоналом организации

622

172821

3,21

79076

1,44

-93745

45,76

задолженность перед внебюджетными фондами

623

201670

3,74

24038

0,44

-177632

11,92

задолженность по налогам и сборам

624

333285

6,18

197469

3,60

-135816

59,25

прочие кредиторы

625

882963

16,38

959865

17,52

76902

108,71

итого по разделу 5

690

4049923

75,14

3756214

68,56

-293709

92,75

баланс

700

5389578

100

5478927

100

89349

101,6


Источником для анализа состава, структуры и динамики источников финансирования ООО «Компания СПГ» является бухгалтерский баланс на 01.01.04 г.

Анализ пассивной части баланса организации позволяет отметить приток средств в отчетном периоде в сумме 89349 руб. был связан со снижением краткосрочных заемных источников на 293709 руб. или на 7,3 % и уменьшением долгосрочных обязательств на 77461 руб. Анализируя собственный капитал, следует отметить, что он в основной своей массе представлен нераспределенной прибылью. Изменений ни в уставном капитале, ни в добавочном не было, ни на начало ни на конец периода, можно отметить, что данный вид собственных средств сформирован полностью.

Нераспределенная прибыль прошлых лет возросла на 460519 руб.(или на 51 %) данный показатель можно рассматривать в качестве свободного резерва, который формируется после выплаты налогов и других обязательных платежей и характеризует результат деятельности предприятия и свидетельствует об увеличение активов за счет собственных источников.

Теперь обратимся к характеристике заемного капитала. Величина заемных средств характеризует возможные будущие изъятия средств предприятия, связанные с ранее принятыми обязательствами. Заемные средства представляют собой правовые и хозяйственные обязательства перед третьими лицами. Рассмотрим изменения в составе долгосрочных обязательств. В течение отчетного года организация рассчиталась по кредитам и займам в размере 78884 руб. их доля к валюте баланса сократилась на 1,55 % к концу отчетного периода образовались отложенные налоговые активы в сумме 1423 руб. В структуре источников имущества наибольшую долю занимают краткосрочные обязательства, не смотря на то, что к концу отчетного периода удельный вес данного показателя снизился на 7 % к валюте баланса.

Краткосрочные кредиты – наиболее дорогостоящие заемные средства, наметившаяся тенденция их роста, и, следовательно, вытеснение более дешевых заемных средств, может ухудшить финансовое состояние организации.

Кредиторская задолженность организации образовалась в результате разрыва между временен получения товарно - материальных ценностей. Изменение кредиторской задолженности на 666509 руб. или на 22,17 %, связано со снижением задолженности перед поставщиками и подрядчиками 336218 руб., за счет снижения расчетов с персоналом по оплате труда, перед бюджетными фондами и по налогам и сборам данный показатель уменьшился на 407193 руб. На 01.01.03 г. структура источников хозяйственных средств предприятия характеризовалась преобладающим удельным весом заемного капитала (краткосрочных обязательств) 75,14 %, в течение года его доля в общем объеме пассивов сократилась на 7 % и по – прежнему превышает собственный капитал.

Коэффициент соотношения заемного к собственному капиталу Ф. №1 (стр.520 + стр. 690 - стр.640 - стр.650) / (стр.490 - стр.244 + стр.640) на 01.01.03 г. составлял 0,22, а на 01.01.04 г. 0,36 , таким образом, заемный капитал превышает собственный в 0,36 раз и по - прежнему ниже своего нормативного значения, хотя ситуация к концу года изменилась в лучшую сторону. Большая доля заемного капитала может свидетельствовать о невозможности маневрировать в случае непредвиденных обстоятельств, таких как рост затрат, изменение процентных ставок за пользование кредитом.

Анализ прибыльности и рентабельности ООО «Компания СПГ»

Финансовые результаты деятельности предприятия за определенный период времени характеризуются системой взаимосвязанных абсолютных показателей. К ним относятся: выручка от реализации продукции (работ, услуг), результат (прибыль или убыток) от реализации, сальдо доходов и расходов от внереализационных операций, балансовая прибыль или убыток, облагаемая налогом прибыль, чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия. Часть этих показателей содержится в «Отчете о прибылях и убытках» предприятия” квартальной и годовой отчетности. Налогооблагаемая и чистая прибыль определяются расчетным путем на основе содержащихся в форме №2 данных. Все перечисленные показатели финансовых результатов связаны друг с другом определенными соотношениями.

В ходе анализа финансовых результатов по данным публикуемой отчетности прежде всего необходимо выяснить следующие вопросы: проследить формирование показателей прибыли, выявить участие отдельных составляющих в формировании бухгалтерской прибыли (прибыли до налогообложения), результата от обычной деятельности; в чем причина основных изменений в сравнении с предыдущими периодами; насколько стабильны полученные доходы и расходы и можно ли рассчитывать на их получение в будущем.

таблица 2.16

Формирование показателей прибыли ООО «Компания СПГ» за 2002-2003 г.г., (руб.)

Показатели

2002г.

2003г.

Отклонение, руб.

Темп изменения, %

п/п

1

2

3

4

5

1

Выручка нетто

19202242

18865351

-336891

98,24

2

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

(13779649)

(13268725)

-510924

96,29

3

Валовая прибыль

5422593

5596626

174033

103,21

4

Коммерческие расходы

(4937533)

(4558955)

-378578

92,33

5

Управленческие расходы

( * )

( * )

*

*

6

Прибыль от продаж

485060

1037671

552611

213,92

7

Проценты к получению

( * )

( * )

*

*

8

Проценты к уплате

( * )

( * )

*

*

9

Доходы от участия в других организациях

( * )

( * )

*

*

11

Прочие операционные доходы

4630

19747

15117

426,50

12

Прочие операционные расходы

(120084)

(126146)

6062

105,04

13

Результат от полученных операционных доходов и расходов (финансовый результат)

-115454

-106399

-9055

-9055

14

Внереализационные доходы

226

28376

28150

281505

15

Внереализационные расходы

(322)

(6131)

5809

*

16

Результат от полученных внереализационных доходов и расходов (внереализационный результат)

-96

22245

22149+

*

17

Прибыль до налогообложения

369510

953517

584007

258,05

18

Отложенные налоговые активы

( * )

5225

+5225

*

19

Отложенные налоговые обязательства

( * )

1423

+1423

*

20

Текущий налог на прибыль

(90997)

(232646)

141649

255,66

19

Чистая прибыль

278513

724673

446160

260,19

Источником для анализа прибыли является форма № 2 «отчет о прибылях и убытках» за 2002-2003 г

Выводы: Прибыль до налогообложения в 2002г. сложилась за счет следующих составляющих: была получена валовая прибыль в размере 5422593 руб., которая увеличила налогооблагаемую прибыль. В свою очередь, на валовую прибыль повлияли следующие факторы: полученная выручка нетто увеличила ее на 17454745руб., а себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, напротив снизила на 19202242 руб. Коммерческих расходов в отчетном месяце было произведено на 4937533 руб., что снизило на данную сумму налогооблагаемую прибыль, а прибыль от продаж оказалась равной 485060 руб. В результате полученных операционных доходов и расходов был получен убыток, который снизил налогооблагаемую и чистую прибыль на 115454 руб., т. к. прочие операционные расходы (120084 руб.) превысили прочие операционные доходы (4630 руб.). Внереализационный убыток (который сформировался и за счет списания дебиторской задолженности) составил 96руб., и, соответственно, снизил конечный финансовый результат. Итого прибыль до налогообложения составила: 485060+(-115454)+(-96)=369510руб. После уплаты налога на прибыль и других обязательных платежей чистая прибыль в 2002 г. получена в сумме 278513 руб.

В 2003г. была получена валовая прибыль в размере 5596626 руб., которая увеличила налогооблагаемую прибыль на эту же сумму. Валовая прибыль сложилась под влиянием следующих факторов: полученная выручка нетто увеличила ее на 18865351 руб., а себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, снизила на 13268725 руб. Сумма коммерческих расходов в 2003г. составила 4558955 руб., что в общем снизило налогооблагаемую прибыль, в результате чего прибыль от продаж оказалась равной 1037671 руб. Финансовый результат в 2003г. составил 1037671 руб., В результате произведенных операционных доходов и расходов была получена убыток, который снизил налогооблагаемую прибыль на 106399 руб., т. к. был прочие операционные расходы (126146 руб.) превысили прочие операционные доходы (19747руб.). Внереализационная прибыль получена в размере 22245 руб., и, соответственно, на эту сумму увеличила налогооблагаемую прибыль.

 В 2002 г. Рентабельность основных фондов оставила 14,54 %, т .е. с каждого рубля, вложенного в основные фонды организации получает прибыль в размере 0,14 руб. С каждого рубля вложенного в оборотные средства организация получает прибыль 0,06 руб. Для увеличения рентабельности активов ООО «Компания СПГ» необходимо оптимизировать их структуру и улучшение их использования. С каждого вложенного рубля в предприятие собственниками прибыль получена в размере 0,28 руб. Инвесторы капитала вкладывают в предприятие свои средства с целью получения прибыли от инвестиций, поэтому с точки зрения собственников наилучшей оценкой результатов хозяйствования деятельности является наличие прибыли на вложенный капитал. 1,4 коп. предприятие получает с каждого рубля реализации товаров, нужно отметить, что это очень низкий показатель, оставшиеся 98,6 коп. затраты. Величина данного показателя широко варьируется в зависимости от сферы деятельности предприятия, низкая величина рентабельности продаж свидетельствует о недостаточно успешном управлении на ООО «Компания СПГ». Величина показателя рентабельности продаж находится в непосредственной зависимости от структуры капитала предприятия. Возросшая задолженность (краткосрочные кредиты и займы) снизила рентабельность продаж.

Рентабельность основных фондов в 2003г. составила 34,66 %, т. е. с каждого рубля, вложенного в фонды ООО «Компания СПГ» получает прибыль в размере примерно 35 коп., как видим по сравнению с предыдущим годом она возросла на 20 коп. С каждого рубля, вложенного в оборотные активы, предприятие получило в 2003г. 13 коп., что на 7,05 коп больше прибыли 2002 г.

С каждого рубля, вложенного в 2003г. в предприятие собственниками, прибыль составила 60 коп., т.е. увеличилась на 31 коп.

3,8 коп. предприятие получило с каждого рубля реализации, оставшиеся 96,2 коп. – затраты. Увеличение показателей рентабельности произошло за счет увеличения абсолютного значения прибыли. Эффективность использования средств, инвестированных в организацию в 2003 г.возросла на 27,76 %.

Из всех рассмотренных показателей, рентабельность собственного капитала является обобщающим показателем в системе оценки эффективности деятельности предприятия, поскольку он характеризует способность предприятия к наращиванию капитала, а следовательно, его финансовую устойчивость, рациональность управления структурой капитала.

Сводная оценка финансового состояния ООО «Компания СПГ»

Таблица 2.18

Основные показатели, характеризующие финансовое положение организации

Показатели

2002 г.

2003 г.

Изменение абсолютное

п/п

1

2

3

4

1

Распределение активов (% к валюте баланса):

1.1.

долгосрочные активы

39,10

37,85

-1,26

1.2.

текущие активы

60,90

62,15

1,26

2

Распределение источников средств, %:

2.1.

собственные

18,40

26,50

8,11

2.2.

заемные

81,60

73,50

-8,11

3

Ликвидность и платежеспособность:

3.1.

коэффициент абсолютной ликвидности

0,014

0,025

0,011

3.2.

коэффициент текущей ликвидности

0,810

0,907

0,097

3.3.

коэффициент быстрой ликвидности

0,577

0,698

0,121

3.4.

коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

-2,941

-5,479

-2,538

4

Показатели финансовой устойчивости:

4.1.

коэффициент автономии

0,180

0,270

-0,270

4.2.

коэффициент финансовой устойчивости

0,250

0,310

+0,06

4.3.

коэффициент финансовой активности

4,440

2,770

-1,67

4.4.

коэффициент постоянного актива

2,13

1,43

-0,7

5

Оборачиваемость, раз:

5.1.

коэффициент общей оборачиваемости активов

4,34

3,47

-0,86

5.2.

коэффициент оборачиваемости материальных запасов

21,10

24,60

3,50

5.3.

коэффициент оборачиваемости собственного капитала

19,42

15,44

-3,98

5.4

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности

7,76

8,53

+0,77

5.5

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности

23,85

44,17

20,32

6

Прибыльность и рентабельность , % :

6.1.

прибыль до налогообложения

369510

953517

584007

6.2.

чистая прибыль

278513

724673

446160

6.3.

рентабельность основных фондов

14,54

34,66

20,13

6.4.

рентабельность оборотного капитала

6,29

13,34

7,05

6.5.

рентабельность собственного капитала

28,17

59,31

31,15

6.6.

рентабельность продаж

1,45

3,84

2,39


Данные таблицы позволяют составить аналитическое заключение о финансовом состоянии организации «Компания СПГ» на 01.01.04 г.

Структура имущества характеризуется удельным весом текущих активов (60,90% в начале года и 62,15 % - в конце). В структуре источников имущества предприятия собственный капитал занимает лишь 18,40 % на 01.01.03 г., хотя к концу отчетного периода наблюдается увеличение доли этого показателя. Соответственно этому на 8,11 % снизилась доля заемных средств. На 01.01.04 г. 2,5 % краткосрочных обязательств может быть погашена за счет имеющейся денежной наличности. Наблюдается положительная тенденция к увеличению значение коэффициента текущей ликвидности, который показывает степень, в которой оборотные активы покрывают оборотные пассивы, но по – прежнему на 01.01.04 г. он ниже норматива. На 01.01.04 г. ООО «Компания СПГ» обеспечена на 69,8 % собственными средствами.

Коэффициент автономии показывает, что на 01.01.04 г. удельный вес собственного капитала в общей его сумме составляет 27 %. Коэффициент финансовой устойчивости отражает, что на 01.01.03 г. 25 % активов финансируется за счет устойчивых источников, в качестве которых используется перманентный капитал, к концу 2003 г. этот показатель возрос до 31 %. Большая часть имущества сформирована за счет заемных средств, этот факт характеризует коэффициент финансовой активности, так как его значение превышает норматив. Источниками ослабляющие финансовую напряженность могут быть: временно свободные собственные средства (доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов); привлеченные средства и т. д. По сравнению с 2002 г. на предприятии оборачиваемость активов и собственного капитала несколько замедлилась: на 1 оборот и на 4 оборота соответственно, тем не менее, материальные запасы в целом обернулись на 3,5 раза больше, чем в предшествующем году. Коэффициенты оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности увеличились. Прибыль, не облагаемая налогом в 2003 г. составила 953517 руб., что на 584007 руб., больше чем в предыдущем периоде это связано со снижением себестоимости товаров, ростом операционных и внереализационных доходов. После уплаты налогов прибыль, которая осталась в распоряжении организации составила724673 руб. В целом рентабельность всех рассчитанных показателей возросла, это оценивается положительно, так как увеличилась отдача основных, оборотных средств и собственного капитала. На 1 руб. реализации ООО «Компания СПГ» в 2003 г. получила прибыль в размере 0,03 руб.

Ставка капитализации = i * dск + iкр*dзк*(1-h), iкр ≤ i цб + 0,03

Где i - ставка дисконта для (оценки изменения) собственного капитала инвестора;

dcк,dзк - соответственно доли собственного и заемного финансирования рассматриваемого проекта;

iцб - ставка рефинансирования Центрального банка РФ;

h - ставка налогообложения прибыли (с учетом прочих налоговых сборов, взимаемых с прибыли);

iкр - ставка процента по заключенным или намечаемым в течение проекта кредитным соглашениям.

iкр = 0,14+0,03 = 0,17

Ставка капитализации = 0,35 * 0,265 + 0,17 * 0,735*(1-0,24) = 0,09+0,20*0,76 = 0,18

Рыночная стоимость капитала = 5478927*1,18 = 6465133,86 руб.

Направления 1. введение новых технологий 2. введение инноваций 3. снижение заемных средств 4. увеличение собственного капитала.


III. Задача


Определите стоимость пакета привилегированных акций по следующим исходным данным


Стоимость акции – уровень акции / требуемую ставку доходности * 100

Стоимость пакета акций – кол-во акций в пакете * стоимость одной акции



1

2

3

4

5

Количество акций в пакте

100

150

75

90

50

Объявленный уровень дивидендов на 1 акцию

130

120

150

140

160

Требуемая ставка доходности

15

16

18

20

14

Стоимость пакета акций

86667

112500

62500

63000

57143


Список использованной литературы


1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1. — М.: БЕК, 1995. — 240с.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 2. - М.: ИНФРА-МД 996.-352с.

3. Об оценочной деятельности в Российской Федерации. Федеральный Закон Российской Федерации № 135-ФЗ от 29 июля 1998 г. Российская газета, 1998, 6 августа, с.10.

4. Антикризисное управление: Учебное пособие для технических вузов/ Под ред. Э. С. Минаева и В. П. Панагушина. - М.: ПРИОР, 1998. - 432 с.

5. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – 352 с.

6. Григорьев В. В., Островкин И. М. Оценка предприятий. Имуществен­ный подход: Учебно-практическое пособие. — М.: Дело, 1998. — 224 с.

7. Григорьев В. В., Федотова М. А. Оценка предприятий: теория и прак­тика/ Под ред. В. В. Григорьева. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 345 с.

8. Оценка бизнеса: Учебник/Под ред. А. Г. Грязновой, М. А. Федото­вой. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 512 с.