Содержание

1. Теоретическая часть. 3

1.1.Особенности бухгалтерского учета строительного производства у подрядчика. 3

1.2. Особенности бухгалтерского учета строительного производства у заказчика. 7

2. Практическая часть контрольной работы. 11

Список использованной литературы.. 22

1. Теоретическая часть.

1.1.Особенности бухгалтерского учета строительного производства у подрядчика.


Учет капитального строительства осуществляется в соответствии с положением по бухгалтерскому учету “Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство” ПБУ 2/94, утвержденным приказом Минфина РФ от 20.12.94 N 167.

Согласно указанному положению объектом бухгалтерского учета по договору на строительство у подрядчика являются затраты по объекту строительства, производимые при выполнении отдельных видов работ на объектах, возводимых по одному проекту или договору на строительство.

Подрядчики при выполнении договоров на строительство должны обеспечить формирование информации по объектам бухгалтерского учета по следующим показателям:

- незавершенное строительство;

- завершенное строительство;

- авансы, выданные подрядчикам и другим субъектам, занятым в строительстве объектов, в соответствии с договорами на строительство;

- финансовый результат деятельности.

Объект строительства на протяжении всего срока строительства отражается на балансе подрядчика.

Затраты подрядчика на строительство объекта складываются из расходов, связанных с его возведением (строительные работы, приобретение оборудования, работы по монтажу оборудования, прочие капитальные затраты, затраты, не увеличивающие стоимость основных средств), вводом в эксплуатацию или сдачей инвестору [3].

Затраты подрядчика по принятым к оплате или оплаченным подрядным работам, выполненным подрядчиками на законченных строительством объектах, учитываются в составе незавершенного строительства до их ввода в эксплуатацию или сдачи инвестору.


При выполнении подрядчика (в том числе в случае, когда застройщик является еще и генподрядчиком) подрядных работ собственными силами в бухгалтерском учете отражаются фактически произведенные затраты, связанные с их осуществлением, включая расходы по содержанию подразделений, занятых организацией строительства.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н, счет 08 "Вложения во внеоборотные активы" предназначен для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, и т.п.

Затраты по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами, сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство (независимо от того, осуществляется это строительство подрядным или хозяйственным способом), застройщик ведет нарастающим итогом с начала строительства до ввода объекта в эксплуатацию или передачи инвестору на субсчете 08-3 "Строительство объектов основных средств".

Следует отметить, что в настоящее время мнение многих специалистов сводится к следующему.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета счет 08 предназначен для обобщения информации о затратах организации в объекты основных средств, приобретаемые или создаваемые для собственного использования.

То есть, руководствуясь нормами законодательства о бухгалтерском учете, рекомендуется заключать с дольщиками договора простого товарищества и вести обособленный учет операций по каждому договору простого товарищества и операций, связанных с выполнением своей обычной деятельности, путем ведения отдельного баланса [4].

В соответствии с договором на строительство расчеты между застройщиком и подрядчиком могут осуществляться:

- в форме авансов (промежуточных платежей) за выполненные подрядчиком работы на конструктивных элементах или этапах;

- после завершения всех работ на объекте строительства.

В бухгалтерском учете у подрядчика расчеты за объекты строительства отражаются исходя из их договорной стоимости.

По завершении строительства объекта подрядчик определяет инвентарную стоимость объекта на момент ввода в эксплуатацию.

При расчетах подрядчика с инвестором за сданный объект по договорной стоимости его строительства в состав финансового результата включается разница между этой стоимостью и фактическими затратами по строительству объекта с учетом затрат по содержанию застройщика.


Корреспондирующие счета

Содержание операции

Дебет

Кредит


51 "Расчетный счет"

86 "Целевое финансирование"

Поступили средства на строительство от инвестора

60/2 "Авансы выданные"

51 "Расчетный счет"

Перечислены авансы подрядчику на выполнение работ, поставщику материалов и оборудования

08/3 "Вложение во внеоборотные активы" / "Строительство объектов основных средств"

60/1"Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

Приняты выполненные и оформленные в установленном порядке строительные работы (поэтапно и по окончании строительства - в зависимости от условий договора).

Приняты материалы или оборудование.

60/1

"Расчеты с поставщиками и подрядчиками "

60/2 "Авансы выданные"

Зачтены авансы, выданные подрядчикам, поставщикам.

86 "Целевое финансирование"

08/3 "Вложение во внеоборотные активы" / "Строительство объектов основных средств"

По окончании строительства осуществлена приемка объекта и сдача его инвестору.

86 "Целевое финансирование"

90/1 "Выручка"

Отражена разница между договорной стоимостью строительства и фактическими затратами по строительству объекта с учетом затрат по содержанию застройщика

90/2 "Налог на добавленную стоимость"

68 "Расчеты с бюджетом"

Начислен налог на добавленную стоимость с разницы

90/9 "Прибыль от продаж"

99 "Прибыли и убытки"

Сформирована прибыль


При выполнении работ (отдельных этапов работ) или капитального ремонта собственными силами бухгалтерский учет затрат осуществляется на счете 20 "Основное производство", стоимость таких работ признается выручкой от реализации с налогообложением в общепринятом порядке (начисление НДС, применение вычетов по НДС, налог на прибыль) [3].    


1.2. Особенности бухгалтерского учета строительного производства у заказчика.


Бухгалтерский учет затрат по строительству  у заказчика руководствуется ПБУ 2/94 "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство" и ПБУ 10/99 "Расходы организации". Типовые методические рекомендации по планированию и учету себестоимости строительных работ (в ред. письма Госстроя РФ от 14.08.97 N ВБ-12-185/7) утратили силу (письмо Госстроя РФ от 9 ноября 2001 года N НМ-6128/7).

В соответствии с п.6 раздела 4 ББУ 2/94 Договорная стоимость объекта строительства определяется в договоре на строительство и может рассчитываться:

а) на основе стоимости (цены), определяемой в соответствии с проектом (твердая цена), с учетом оговорок в договоре на строительство, касающихся порядка их изменения;

б) на условиях возмещения фактической стоимости строительства в сумме принимаемых затрат, оцененных в текущих ценах, плюс согласованная договором на строительство прибыль подрядчика (открытая цена).

Согласно п.16. ПБУ 10/99 расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии нескольких условий, одним из них является то, что расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

В соответствии с п.18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности). Так же следует отметить, что согласно п.19 ПБУ 10/99 расходы признаются в отчете о прибылях и убытках с учетом связи между произведенными расходами и поступлениями (соответствие доходов и расходов) и путем их обоснованного распределения между отчетными периодами, когда расходы обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем.

Произведенные расходы материалов относятся к конкретному договору и непосредственно связаны с получением дохода, таким образом они могут быть приняты как расходы для целей бухгалтерского учета, при этом необходимо наличие оправдательных документов по произведенным расходам и обоснованность превышения расходов по сравнению со сметой.

С точки зрения налогообложения по налогу на прибыль следует руководствоваться нормами 25 главы НК РФ. Согласно ст.252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. В соответствии со ст. 253 НК РФ расходы, связанные с производством и реализацией включают в том числе расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав). В составе расходов, связанных с производством и (или) реализацией, можно выделить материальные расходы (п.2 ст.253 НК РФ).

В соответствии с п.п.1 п.1 ст.254 к материальным расходам в частности относятся расходы на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг).

В случае, если организация использует метод признания доходов и расходов по начислению, то с соответствии со ст.272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты. Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок (по сделкам с конкретными сроками исполнения) и принципа равномерного и пропорционального формирования доходов и расходов (по сделкам, длящимся более одного отчетного (налогового) периода) [4].

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что в случае если расход материалов был экономически обоснован и документально подтвержден (есть в наличии расчеты технического отдела предприятия, акты на списание материалов и т.п.), то он может быть принят как расход для целей налогообложения по налогу на прибыль.

Также возможен вариант, при котором с покупателем происходит согласование новой сметы, но цена в договоре остается твердой и не пересматривается.

Акт приемки является документом по приемке и вводу законченного строительством объекта производственного и жилищно-гражданского назначения и зачислению его в состав основных фондов (основных средств) всех форм собственности, включая государственную (федеральную), а также объектов, сооруженных за счет льготного кредитования (здания, сооружения, их очереди, пусковые комплексы, включая реконструкцию, расширение и техническое перевооружение). Акт приемки является основанием для окончательной оплаты всех выполненных исполнителем работ в соответствии с договором (контрактом).

Таким образом, в п.13 акта следует отразить стоимость принимаемых основных фондов в размере 117 млн. руб. В бухгалтерском учете отражается только сумма, указанная в п.13 акта, где отражена стоимость принимаемых основных фондов.

Для учета источников финансирования следует открыть соответствующий субсчет на счетах их учета (например, на счете 84).

В бухгалтерском учете заказчика-инвестора оформляются записи:

Дебет 08, Кредит 60 - на сумму стоимости выполненных подрядчиком строительно-монтажных работ;

Дебет 19, Кредит 60 - на сумму НДС со стоимости выполненных работ;

Дебет 07, Кредит 60 - на сумму стоимости приобретенного оборудования;

Дебет 19, Кредит 60 - на сумму НДС со стоимости приобретенного оборудования;

Дебет 08, Кредит 07 - на сумму стоимости оборудования, переданного в монтаж;

Дебет 08, Кредит счета производственных затрат - на сумму расходов по содержанию аппарата заказчика;

Дебет 10, Кредит 60 - на сумму стоимости приобретенных материалов, используемых при выполнении аппаратом заказчика своих функций;

Дебет 19, Кредит 60 - на сумму НДС со стоимости приобретенных материалов;

Дебет 01, Кредит 08 - на сумму инвентарной стоимости законченного строительством объекта (117 млн. руб.);

Дебет 68, Кредит 19 - на сумму налогового вычета по НДС.

В данном случае никаких бухгалтерских записей, связанных с определением НДС и налога на прибыль с разницы между суммами, выделенными для строительства и фактически использованными, оформлять не нужно [4].



2. Практическая часть контрольной работы.

Исходные данные: начальные остатки

Код счета

Наименование счета

Сумма

1

2

3

01

Основные средства

10200

02

Износ основных средств

2470

10/9

Хозяйственный инвентарь

690

13

Износ МБП


41/2

Товары в розничной торговле

88590

41/3

Тара

300

42

Торговая наценка

6580

44

Расходы на продажу

570

90

Продажи


50/1

Касса организации

60

51

Расчетный счет

102440

57

Расчеты в пути

1820

60

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

3760

76

Расчеты по претензиям

720

68

Расчеты по налогам и сборам – дебетовое сальдо

40

69

Расчеты по социальному страхованию и обеспечению – дебетовое сальдо

26

70

Расчеты с персоналом по оплате труда

460

76

Расчеты с разными дебиторами и кредиторами – кредитовое сальдо

80

99

Прибыли и убытки

9668

98/4

Доходы будущих периодов


94

Недостачи и потери от порчи ценностей


80

Уставный капитал

101266

83

Добавочный капитал

230

66

Расчеты по краткосрочным кредитам и займам

80862


2.1.Журнал учета хозяйственных операций за отчетный период.

Таблица 1

Содержание хозяйственной операции

Сумма

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

1

Приняты товары и тара, поступившие от поставщика.

Стоимость товаров по покупным ценам

НДС 18%

Стоимость тары

Расходы по доставке товаров



30450


5481

190

201



41/2


19

41/3

44



60


60

60

60

2

Начислена наценка на поступившие товары 30%

10836,30

41/2

42

3

Оплачены счета поставщиков с расчетного счета

36322

60

51

4

Приняты товары и тара, поступившие от поставщика.

Стоимость товаров по покупным ценам

НДС 18%

Стоимость тары

Наценка 30%

При приемке выявлена недостача




8270

1488,60

40

2939,58

900




41/2

19

41/3

41/2

76/2




60

60

60

42

60

5

На основании о порче списаны товары

200

94

41/2

6

Принято решение списать потери от порчи товаров в пределах норм естественной убыли

200


90

94

7

В кассу поступила выручка

16840

50

90/1

8

С МОЛ списаны проданные товары

16840

90/2

41

9

Из кассы выдана заработная плата

460

70

50

10

Сдана торговая выручка инкассаторам в банк

16400

57

50

11

Начислена амортизация основных фондов

108

02

01

12

Начислено в пользу разных организаций по их счетам за различные работы и услуги


355


44


76

13

В кассу поступила выручка

22070

50

90/1

14

Списаны с МОЛ проданные товары

21570

90/2

41

15

Сдана торговая выручка инкассаторам в банк


21570


57


50

16

Из кассы выдан аванс заработной платы за текущий месяц

490

70

50

17

Зачислена на расчетный счет выручка


37870


51


57

18

Зачислены на расчетный счет платежи, поступившие от дебиторов по претензиям


1308


51


76/2

19

Банком списаны с расчетного счета денежные средства в уплату

-разным организациям за работу

-взносов на социальное страхование

-отчисления из дохода и налоговых удержаний из заработной платы, перечисляемых в государственный бюджет



338

20


459



76

69


68



51

51


51

20

Начислена заработная плата

976

44

70

21

Начислены премии

98

44

70

22

Начислены пособия по временной нетрудоспособности

12

68

70

23

Удержаны из заработной платы налоги

116

70

68

24

Начислены взносы на соц.страхование 38,8%

412,06

44

69

25

Списаны реализованная торговая скидка


5571,42

90/2

42

26

Списаны учтенные издержки обращения

714,83

90/1

44

27

Для обобщения данных о доходах, доход от продажи товаров, выявленный на счете «Реализация» списывается на счет «Доход»


5156,59


90


99



2.2. Шахматная ведомость учета хозяйственных операций за текущий месяц.

Таблица 2

    К      

Д

01

41/2

42

44

90

50

51

57

60

68

69

70

76

99

94

Итого

дебет

02

108










412,06





108

41/2



13775,88






38720







52495,88

41/3









230







230

44









201



1074

355



2042,06

90


38410

5571,42

714,83










5156,59

200

38910

50





38910











38910

51








37870





1308



39178

57






37970










37970

60







36322









36322

68







459





12




471

69







20









20

70






950




116






1066

76







338


900







1238

19









6969,6







6969,60

94


200














200

Итого кредит

108

38610

8204,46

714,83

38910

38920

37139

37870

47020,60

116

412,06

1086

1663

5156,59

200

256130,54




2.3. Расчет реализованной торговой скидки

Таблица3

Показатель

Сумма

1. Торговая скидка, руб

20355,88

А)на начало месяца

6580

Б)оборот за месяц по дебету


В)оборот за месяц по кредиту

13775,88

Г) предварительное сальдо на конец месяца(1а-1б+1в)

20355,88

2.Товары, руб.

141085,88

А) реализовано за месяц

38610

Б)остаток на конец месяца

102475,88

В)итого 2а+2б

141085,88

3.Средний уровень торговой скидки

14,43

4. Реализованная торговая скидка, руб.

5571,42


2.4.Расчет издержек обращения на остаток товара и подлежащих списанию.

Таблица 4

Показатели

Сумма

1. Транспортные расходы, руб.

2612,06

А) остаток товара на начало месяца(сальдо 44 счета)

570

Б) за месяц (дебет счета44)

2042,06

В) итого (строки 1а+1б)

2612,06

2. Товары (розничная стоимость), руб

141085,88

А) реализовано за месяц

38610

Б) остаток на конец месяца

102475,88

В) итого (строки 2а+2б)

141085,88

3. Средний уровень транспортных расходов, %

1,85

4.Транспортные расходы на остаток товаров на конец месяца

1897,23

5.Общая сумма всех издержек за месяц, руб

2042,06

6. Издержки, подлежащие списанию, руб:

714,83

А) всего (строки 1а+5-4)

714,83


2.5. Оборотная ведомость по счетам синтетического учета.

№№ Счетов

Остаток на начало месяца

Обороты за месяц

Остаток на конец месяца

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

01

10200



108

10092


02


2470

108



2362

10/9

690




690


19



6969,60


6969,60


41/2

88590


52495,88

38610

102475,88


41/3

300


230


530


42


6580


8204,46


14784,46

44

570


2042,06

714,83

1897,23


90



38910

38910



50/1

60


38910

38920

50


51

102440


39178

37139

104479


57

1820


37970

37870

1920


60


3760

36322

47020,60


14458,60

68


40

471

116

315


69

26


20

412,06


366,06

70


460

1066

1086


480

76

720

80

1238

1663

1620

1405

99


9668


5156,59


14824,59

98/4







94



200

200



80


101266




101266

83


230




230

66


80862




80862

Итого

205416

205416

256130,54

256130,54

231038,71

231038,71


2.6. Баланс

АКТИВ

Код показателя

На начало отчетного периода

На конец отчетного периода

1

2

3

4

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Нематериальные активы

110




Основные средства

120

7730

7730

Незавершенное строительство

130



Доходные вложения в материальные ценности

135



Долгосрочные финансовые вложения

140



Отложенные налоговые активы

145



Прочие внеоборотные активы

150



           ИТОГО по разделу I

190

7730

7730

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Запасы

210


83570


90809

          в том числе:

 



     сырье, материалы и другие аналогичные

 

690

690

     ценности




     животные на выращивании и откормке

 



     затраты в незавершенном производстве

 



     готовая продукция и товары для перепродажи

 

82010

88222

     товары отгруженные

 



     расходы будущих периодов

 

570

1897

     прочие запасы и затраты

 

300


Налог на добавленную стоимость по приобретен-                                         ным ценностям

220




6970

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

230



     в том числе покупатели и заказчики

 



Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

240



746



1935

     в том числе покупатели и заказчики

 


1620

Краткосрочные финансовые вложения

250



Денежные средства

260

104320

106449

Прочие оборотные активы

270



          ИТОГО по разделу II

290

188636

206163

БАЛАНС

300

196366

213893


ПАССИВ

Код показателя



1

2



III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

Уставный капитал

410


101266


101266

Собственные акции, выкупленные у акционеров

 



Добавочный капитал

420

230

230

Резервный капитал

430



          в том числе:

 



     резервы, образованные в соответствии с




     законодательством




     резервы, образованные в соответствии с

 



     учредительными документами




Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

470

9668

14825

          ИТОГО по разделу III

490

111164

116321

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Займы и кредиты

510



Отложенные налоговые обязательства

515



Прочие долгосрочные обязательства

520



          ИТОГО по разделу IV

590



V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Займы и кредиты

610


80862


80862

Кредиторская задолженность

620

4340

16710

          в том числе:

 



     поставщики и подрядчики


3760

14459

     задолженность перед персоналом организации

 

460

480

     задолженность перед государственными вне-

     бюджетными фондами

 

 



366

     задолженность по налогам и сборам

 

40


     прочие кредиторы

 

80

1405

Задолженность перед участниками (учредителя-                            ми) по выплате доходов

630



Доходы будущих периодов

640



Резервы предстоящих расходов

650



Прочие краткосрочные обязательства

660



          ИТОГО по разделу V

690

85202

97572

БАЛАНС

700

196366

213893

СПРАВКА о наличии ценностей, учитываемых

 



 на забалансовых счетах




Арендованные основные средства




     в том числе по лизингу

 



Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение

 



Товары, принятые на комиссию

 



Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов

 



Обеспечения обязательств и платежей полученные

 



Обеспечения обязательств и платежей выданные

 



Износ жилищного фонда

 



Износ объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов

 



Нематериальные активы, полученные в пользование

 
















Список использованной литературы


1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ. – Принят Госдумой 23.02.1996г. Одобрен Советом Федерации 20.03.1996г. С изменениями от 23.07.1998г.

2. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению: Приказ МФ РФ  от 31.10.2000г. №94н.

3.  Кондраков Н. П. «Бухгалтерский учет, анализ хозяйственной деятельности и аудит»; М.: 1999г.

4.Пошерстник Н.В. «Бухгалтер торгового предприятия»; М.: 2003 г.

5. Касьянова Г. Ю. «10000 и одна проводка по новому плану счетов»; М.:2003г.