Содержание

1. Роль, виды тары и упаковки в торговле. 2

2. Технологическое оборудование складов. 7

3. Устройство и планировка помещений розничного торгового предприятия. 14

Список использованной литературы.. 17

1. Роль, виды тары и упаковки в торговле

Перемещение большинства товаров из сферы материального производства в сферу потребления невозможно без упаковки.

Упаковка – это средство или комплекс средств, которые обеспечивают защиту товаров от повреждений и потерь, а окружающей среды от загрязнений.

Основным элементом упаковки является тара. Она представляет собой изделие для размещения товара. Отдельные виды тары участвуют в процессе обращения не только вместе с товаром, но и без него [4].

Упаковка играет важную роль в торгово-технологическом процессе, так как её применение позволяет:

- защитить окружающую среду от вредного воздействия некоторых товаров;

- защитить товары от влияния других товаров и внешней среды;

- обеспечить сохранность количества и качества товаров;

- упростить выполнение погрузочно-разгрузочных операций;

- эффективно использовать транспортные средства при перевозках грузов;

- упростить количественный учёт товаров;

- эффективно использовать ёмкость складских помещений при хранении товаров;

- донести необходимую информацию о товаре до потребителя.

Таким образом, применение упаковки во многом способствует рациональной организации процесса товарного обращения, то есть транспортирования, хранения и продажи товаров.

Процесс розничной продажи заметно ускоряется, если предлагаемые покупателю товары упакованы в мелкую, соответствующую запросам потребителей, тару.

При этом возрастает производительность труда работников торговли, повышается уровень культуры торгового обслуживания, улучшаются показатели работы торгового предприятия.

Тара, применяемая в торговле, должна отвечать экономическим, техническим, санитарно-гигиеническим, эстетическим требованиям.

Она должна быть недорогой в изготовлении. При перевозках товаров и порожней тары обеспечить экономию средств можно за счёт применения портативной тары, а также тары, обладающей низким коэффициентом собственной массы (отношение массы к объёму).

Конструкция тары должна быть прочной и служить гарантией сохранности товаров при перевозке и хранении.

Большую роль играет экологическая безопасность тары. Очень важно, чтобы она изготавливалась из материалов, подлежащих утилизации и позволяющих использовать их вновь после переработки. Поэтому необходимо создание системы сбора и переработки вышедшей из употребления упаковки и тары. Для этого следует развивать производство оборудования для сбора и переработки использованных упаковки и тары.

Необходимо, чтобы тара отвечала эстетическим потребностям человека. Она должна гармонично сочетаться с товаром, воздействовать на покупателя, стимулируя его решение о покупке. Различные исследования показывают, что изменение упаковки ( её конструкции, цветового оформления) может привести к значительному увеличению объёмов продаж товара.

Для упаковки товара используется разнообразная тара. Это обусловлено физико-химическими свойствами товаров, а также применением различных упаковочных материалов, то есть материалов, из которых изготавливается тара и упаковка.

Тару классифицируют по следующим основным признакам:

- функциям в процессе товарного обращения;

- кратности использования;

- принадлежности;

- назначению;

- методам изготовления;

- конструктивным особенностям;

- прочности;

- устойчивости к внешним воздействиям;

- материалу изготовления.

По выполняемым в процессе товарного обращения функциям тару  подразделяют на транспортную, потребительскую и тару-оборудование.

Транспортная тара применяется для транспортирования и хранения товаров. Она  образует самостоятельную транспортную единицу [5].

Потребительская тара поступает к потребителю с товаром и выполняет функцию транспортной тары. К ней относятся флаконы, бутылки, банки, тубы, стаканчики, пакеты, коробки и т.п. Их стоимость включается в цену товара и оплачивается конечным покупателем. К потребительской таре предъявляются повышенные эстетические требования, она должна привлекать внимание покупателя, а также содержать информацию об изготовителе, количестве, потребительских свойствах и правилах использования товара, создавать товару рекламу.

Разновидностями потребительской тары являются подарочная и порционная. Художественно-конструкторское исполнение подарочной тары подчёркивает назначение товара как подарка или сувенира. Порционная тара обеспечивает использование размещённого в ней товара заданными дозами. Разовая порционная тара, товар в которой зафиксирован в определённом положении, а его извлечение происходит продавливанием или разрывом, называется контурной.

Тара-оборудование представляет собой изделие, предназначенное для укладывания, транспортирования, временного хранения и продажи из него товаров.

В зависимости от кратности использования тара делится на разовую, возвратную и многооборотную.

Разовая тара предназначена для однократного использования при поставках товаров. К ней относится большинство видов потребительской тары, а также подлежащая утилизации после использования транспортная тара.

Возвратной является тара, бывшая в употреблении, используемая повторно.

Многооборотная тара предназначена для многократного её использования при поставках товаров, а потому, как правило, подлежат обязательному возврату поставщику.

В зависимости от принадлежности следует различать тару общего пользования и инвентарную. Инвентарной является многооборотная тара, принадлежащая конкретному предприятию и подлежащая возврату данному предприятию.

По назначению тару делят на универсальную, применяемую для затаривания различных товаров, и специализированную – только для определённых товаров.

По методам изготовления различают клееную, сварную, штампованную, получаемую пневмо- и вакуумным формованием, бондарную и другую тару.

По конструктивным  особенностям тару подразделяют на неразборную, разборную, складную, разборно-складную, закрытую, открытую, а также штабелируемую.

Неразборная тара состоит из неразборных неподвижно соединённых частей.

Конструкция разборной тары позволяет разобрать её на отдельные части и вновь собрать, соединив сочленяющиеся элементы.

Конструкция и свойства складной тары позволяют сложить её без нарушения сочленения элементов и вновь придать таре первоначальную форму.

Разборно-складная тара сочетает в себе конструктивные особенности разборной и складной тары.

Если конструкция тары предусматривает применение крышки или другого затвора, то такая тара называется закрытой. Тара, применяемая без крышки или другого вида затвора, относится к открытой.

Штабелируемой называется тара, конструкция и свойства которой  позволяют укладывать её в устойчивый штабель.

По степени прочности тара бывает жёсткой,  полужёсткой и мягкой.

В зависимости от устойчивости к внешним воздействиям тара может быть пыле-, свето-, жиро-, газо-, паро- и влагонепроницаемой.

По материалу изготовления тару подразделяют на картонную, бумажную, деревянную, текстильную, металлическую, стеклянную, керамическую, из натуральной и искусственной кожи, полимерную и комбинированную.

Картонная тара используется для упаковки различных продовольственных и непродовольственных товаров.

Наиболее распространённым видом транспортной картонной тары являются ящики.

Потребительская картонная тара – это коробки и пачки, применяемые для упаковки различных продовольственных товаров, а также обуви, моющих средств, парфюмерно-косметических и других товаров.

Бумажная тара применяется для затаривания сыпучих и штучных товаров. К ней относятся мешки и пакеты.

Деревянная тара жёсткая, способная выдерживать механическое воздействие, она хорошо защищает товары при транспортировании.

Текстильная тара – это паковочные ткани тканевые мешки.

Металлическая тара отличается высокой механической прочностью, устойчивостью к воздействию внутреннего и внешнего давления.

Стеклянная тара обладает рядом положительных свойств: она водостойка, термически устойчива, способна выдерживать внутреннее гидростатическое давление, легко перерабатывается.

Керамическая тара , как правило, значительно увеличивает стоимость товара, поэтому наиболее часто  её применяют в качестве подарочной тары для упаковки чая, ликёро-водочных изделий и парфюмерии.

Полимерная тара находит всё более широкое применение, так как обладает небольшой удельной массой, высокой механической прочностью, низкой влагопроницаемостью [5].

2. Технологическое оборудование складов


Технологические оборудование складов играет крайне важную роль в обеспечении эффективности их работы.

Для работы складского комплекса необходим подбор такой техники и складского оборудования, которые помогут быстро и эффективно решать конкретные задачи по перемещению и хранению груза на складе.

"Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю...". Это высказывание принадлежит Архимеду. Откуда было знать великому греческому физику и математику, что спустя две тысячи лет подъемно-транспортная техника практически освободит людей от физической работы...

Аренда площади, особенно в крупных городах, - это одна из наиболее тяжелых позиций себестоимости товара, поэтому владельцы складов стараются использовать как можно больше "воздуха": проходы - уже, а стеллажи - выше. Этим объясняется растущая тенденция к использованию автоматических штабелеров, которые довольно маневренны и позволяют поднимать грузы на большую высоту. Основные требования к подъемной технике - небольшие размеры, маневренность, отсутствие вредных выхлопов. Необходимое количество машин рассчитывается исходя из различных норм, которые определяются законами об охране труда, физическими возможностями человека. Также выбор погрузочной техники зависит от площади и высоты склада, его грузооборота, габаритов и веса грузов, расположения стеллажей, частоты погрузки/разгрузки.

К складскому оборудованию можно отнести любое оборудование, от небольшой двухколесной тележки до больших погрузчиков-штабелеров. Каждый вид подъемно-транспортного оборудования (ПТО) несет свою функциональную нагрузку.

Тележки. Так, тележки на 2 колесах служат для перевозки груза небольшого веса, например, для перевозки бытовой техники. Как правило, для перевозки легких, но объемных грузов (например, коробок, которые можно поставить друг на друга) используются платформенные 4-колесные тележки с ручками. Двух-, трехъярусные 4-колесные тележки - это довольно специфические позиции, чаще всего они используются на производстве (для разделения инструментов или подвоза и отгрузки готовых деталей). Нередко их покупают для сферы общественного питания - развозить продукты, кастрюли. Как правило, такие тележки изготавливаются не серийно, а маленькими партиями, они не являются тележками массового спроса. Лестничная тележка может преодолевать небольшие препятствия вроде порогов, 1-2 ступеней, неровностей пола и т.п. Это достигается благодаря тому, что с каждой стороны используется не одно колесо, а три, расположенные в одной плоскости, но меньшего размера.

Гидравлические тележки - наиболее распространенный вид легкого складского оборудования, в основном они применяются для перевозки товара на паллетах. Самоходные гидравлические тележки, где используется принцип аккумуляторной тяги, находятся в одной весовой категории с самоходными штабелерами: они предусмотрены для небольших складов, узких проходов, для подъема в вертикальной плоскости до 2,5 тонн и ограничение по высоте порядка 4,5 м. Скорость движения самоходных тележек, которые имеют ступеньку для водителя, 11-15 км/ч, а если ступеньки нет, и оператор ходит за тележкой, то скорость уменьшается в 2 раза (5-7 км).

Опор у гидравлической тележки всего две: рулевые колеса сдвоенные, а на концах вил может быть по 1 (single) и по2 колеса (tandem применяется для неровных полов).

Иногда особенности склада требуют использования тележек с такими дополнительными опциями, как весы или тормоз. Счетчик веса суммирует перевезенный вес, и потом данные можно вывести на компьютер. Тормоз может быть двух видов: стояночный и путевой, который позволяет притормаживать на склонах. Хотя дополнительные позиции и повышают стоимость тележки примерно в 2 раза, многие сознательно заказывают такую технику.

У гидравлической тележки есть два основных элемента - гидравлический узел и шасси (металлический корпус и колесная база). Если полы низкого качества (что встречается практически везде), то в первую очередь из строя выходят колеса как основной элемент тележки. Несмотря на то, что современная наука разрабатывает новые синтетические материалы, которые очень устойчивы к повреждениям, колеса остаются едва ли не самой уязвимой частью тележки: или подшипники разбиваются, или происходит отслоение эластичного слоя. Колеса бывают металлическими с плотными или пневматическими шинами, пластиковыми с такими же вариантами шин или из цельного пластика, но они боятся ударов, острых предметов, т.к. могут лопнуть или расколоться. Одним из очень стойких синтетических материалов является вулкалан. Он обладает свойствами резины в плане эластичности, по твердости стоит между резиной и пластиком, достаточно стойкий к кислотным и щелочным средам, не отслаивается и не шумит при передвижении. Право выбора колес остается за заказчиком, т.к. он лучше знает условия работы тележки. Прочность металлической конструкции достигается благодаря специальной форме, штамповке, внутри есть ребра жесткости - дополнительные укрепляющие элементы. Вся внутрискладская техника - электрическая. Как правило, последнее время используются полупроводниковые импульсные зарядные устройства с автоматическим отключением от сети при наборе нужной емкости. Они используются не только в аккумуляторных тележках, но и в штабелерах, погрузчиках. В основном тенденция сейчас такова - зарядные устройства вмонтированы в технику (в моторный отсек), т.к. они обладают небольшими размерами. Время зарядки зависит от степени разряженности, но, как правило, за 4-5 часов зарядное устройство штабелеров и самоходных тележек набирает свою емкость, а при многосменной работе возможно использование нескольких батарей.

Техническое обслуживание тележкам не требуется, смазка там заложена изначально на весь срок службы. Их нужно просто поддерживать в чистом виде, следить, чтобы они не заржавели, поэтому для работы в сырых помещениях, в холодильниках предлагаются тележки с гальваническим покрытием. Для более серьезной техники необходимо не техническое обслуживание, а профилактика, которая проводится через определенное время - моточасы или временной интервал.

Срок службы тележек зависит от условий эксплуатации. Если обеспечить идеальные условия эксплуатации, то они будут служить вечно, но, принимая во внимание низкое качество полов и учитывая невысокую культуру работы с подобной техникой, сроки службы достаточно ограничены.

Все тележки можно изготовить под особенности производства, склада или магазина, например, тележки для перевозки рулонов бумаги обладают скошенными внутрь вилами, есть тележки с длинными или широко расставленными вилами.

Штабелеры и погрузчики. Обычно клиентам стараются предложить комплекс необходимого оборудования:

погрузчики, штабелеры, тележки ручные, электрические, пандусы гидравлические, стеллажи и т.п. В этом случае все мелочи можно предусмотреть и восполнить неимение одной машины другой. Основное отличие погрузчика от штабелера в том, что погрузчик относится к классу балансированной техники. Он имеет подъемную мачту с одиночными вилами и утяжеленную заднюю часть (противовес для груза). У штабелера нет задней части, за счет этого уменьшаются его габариты, следовательно, он может работать в узких проходах. Но для штабелера необходимы опорные вилы, т.к. у него нет противовеса. У погрузчиков стандартные мачты по высоте подъема - максимально 6 м, а штабелеры могут обслуживать высоты до 11-12 м (для Москвы это особенно актуально). Штабелеры бывают с подъемными кабинами, где находится оператор, или с камерой и монитором, на котором водитель может наблюдать за процессом погрузки.

Штабелер - это внутрискладская техника, погрузчик скорее предназначен для наружных работ (уличный). Основное ограничение для работы внутрискладских штабелеров на улице только одно - плохие дороги. У штабелеров колеса достаточно небольшого диаметра и маленький дорожный просвет, поэтому он может сесть в яму или на бугре, но если предусмотрена ровная площадка, то он может свободно работать на улице. Электропогрузчики работают и внутри склада. У такой техники используются кислотные тяговые аккумуляторы (это международная практика за исключением отечественных и болгарских погрузчиков, там стоят щелочные). Однако разовые заезды при хорошей вентиляции допускаются и для дизельной, газовой техники. Уличные погрузчики могут быть снабжены зимним вариантом кабины с печкой и дворниками. На лето двери зимней кабины можно убирать, сверху и с боков водитель будет защищен от ветра, дождя. Есть упрощенный вариант типа тента с прозрачными стеклами спереди, сзади и с боков. Погрузчики и штабелеры - это средства облегчения ручного труда, средства извлечения прибыли, они необходимы для работы.

Подъемные столы. Достаточно новым является такой вид складского оборудования, как гидравлический подъемный стол (ГПС). У данной техники достаточно большой спектр применения - складские комплексы, магазины, производственные цеха, автосалоны, особенно она рациональна при погрузо-разгрузочных работах с транспорта. Столы легки в эксплуатации, но, к сожалению, наш рынок мало с ним знаком, хотя люди все больше внимания обращают на подобное оборудование в связи с тенденцией к использованию многоуровневых, многоэтажных складов и магазинов.

Сегодня на рынке можно встретить столы импортного и российского производства. При должном уходе за этим оборудованием срок службы может быть неограничен, необходимо только вовремя смазывать трущиеся узлы, подшипники, следить за уровнем масла. Высота подъема груза на гидравлическом подъемном столе ограничивается 10 м (создать такой подъемник можно, но это будет экономически неэффективно, рациональнее использовать лифт), наиболее целесообразно применять такое оборудование при подъеме груза на высоту до 6 м. Принцип действия ГПС предельно прост. Горизонтальная поверхность стола передвигается в вертикальной плоскости. При включении электромотора включается гидравлический насос, выдвигаются штоки и стол поднимается на заданную высоту. Вниз стол опускается под собственным весом или под весом груза. Кнопка управления выносится на стену или на гибкий выносной шнур. Чтобы стол остановился на нужной высоте, применяются концевые выключатели. Стол имеет несколько степеней защиты, например, при малейшем соприкосновении с рамкой безопасности на пути движения вниз стол мгновенно останавливается. Грузоподъемность такой техники колеблется от 500 кг до 5 тонн. Скорость подъема зависит от высоты и грузоподъемности, соответственно, подъем занимает от 30 до 70 сек. Данные столы бывают одно- и двухсекционными (так называемые ножницы). Столы с двойными ножницами могут быть как вертикального, так и горизонтального расположения. Вертикальные рычаги применяются для увеличения высоты подъема, но такие столы обладают невысокой грузоподъемностью, а горизонтальные позволяют увеличить длину стола, но груз поднимается на небольшую высоту. Есть конструкции с объединенными в один стол двумя платформами: они рациональны для постепенного подъема грузов (часть на один стеллаж, часть - на другой, выше). Также существуют столы с вращающимся диском на основной платформе, что позволяет работать с грузами, которые нужно развернуть в процессе погрузки.

Все модели ГПС - стационарные, иногда по заказу выполняются модели на колесах для того, чтобы перемещать его на несколько метров в сторону. Это столы малой высоты подъема и небольшой грузоподъемности. Стационарные столы рекомендуется устанавливать в приямок, чтобы его вертикальная поверхность располагалась на уровне пола. Также подъемные столы можно применять и в кафе, но для работы с пищевыми продуктами необходимо отделывать его поверхность нержавеющей сталью.

ГПС имеют и свои модификации. Например, столы в виде мобильных перегрузочных платформ (экспресс-перегрузчики) нужны в том случае, если груз из одной машины перегружается в другую, а высота бортов этих машин не совпадает или они не могут подъехать близко друг к другу. На экспресс-перегрузчик загружается груз и перемещается в нужное место, что человек может сделать и без помощи технических средств, хотя грузоподъемность достигает 2 тонн. Также удобна подобная техника в том случае, если нужно разгрузить один автомобиль, а через некоторое время загрузить тот же груз в другой. Во время этого промежутка груз может находиться на мобильной перегрузочной платформе, не занимать места на складе и экономить время.

Гидравлические столы производятся исключительно по требованиям заказчика, и проектировать их использование надо на этапе строительства, т.к. необходимы проводка, приямок и т.п.


3. Устройство и планировка помещений розничного торгового предприятия.

Торговый зал – часть торговой площади, на которой осуществляется продажа товаров. Он является основным помещением магазина.

Устройство и планировка торгового зала должны соответствовать его функциям и разрабатываться с учётом следующих требований:

- обеспечения рациональной организации торгового процесса, движения покупательских и товарных потоков;

- создания условий для механизации трудоёмких процессов обслуживания покупателей;

- удобного для покупателей размещения входов, выходов, секций (отделов), торгового оборудования;

- эффективного использования площади торгового зала при размещении торгового оборудования;

- обеспечения рационального размещения и максимальной видимости выложенных товаров;

- создания условий экономичности и простоты санитарного и технического обслуживания.

Наиболее распространёнными являются торговые залы прямоугольной конфигурации с пропорциями сторон от 1:1 до 1:3. Подобная конфигурация торгового зала обеспечивает оптимальные условия для организации продажи товаров такими современными методами, как самообслуживание, продажа товаров по образцам.

Торговые залы магазинов, расположенных в отдельно стоящих зданиях, имеют пропорции близкие к квадрату (1:5; 1:1,5), что делает их эксплуатацию ещё более эффективной с точки зрения перечисленных выше требований. Напротив, слишком вытянутая форма торговых залов (1:10 и более) встроенных магазинов усложняет их планировку, вызывает необходимость деления зала на отделы, что не всегда удобно для покупателей.

Для организации технологического процесса в магазине большое значение имеет расстояние между колоннами в торговом зале, то есть сетка колонн. Чем больше расстояния между колоннами, тем эффективнее используется площадь торгового зала, больше возможностей имеется для размещения торгового оборудования.

Величина сетки колонн зависит от площади торгового зала и конструктивных особенностей здания. Наиболее экономична сетка колонн 6х6,

6х9, 6х12, но она может быть увеличена до 18, 24 м и более.

При планировке торгового зала важную роль играет правильная организация потоков покупателей, которая зависит от размещения входов и выходов, расстановки торгового оборудования и расположения контрольно кассового узла.

Размещение входа в магазин и выхода из него по центру торгового зала применяют в магазинах, продажа товаров в которых происходит через прилавок  обслуживания. Это позволяет рассредоточить покупателей по всей площади зала.

В магазинах самообслуживания вход и выход совмещены и расположены, как правило, у правого угла фасада здания, чтобы  поток покупателей  был направлен против часовой стрелки [6].

В магазине с  отделом заказов или кафетерием создают расширенные тамбуры или  холлы, из которых покупатели могут пройти во все торговые помещения магазина.

Всю площадь торгового зала можно условно разделить на:

- установочную площадь;

- площадь проходов для покупателей и перемещения товаров;

- площадь рабочих мест обслуживающего персонала;

- площадь контрольно-кассового узла.

Для свободного товаров и покупателей часть торгового зала магазина самообслуживания отводится под проходы. Ширина проходов между торговым оборудованием определяется строительными нормами и правилами, однако она может изменяться в каждом конкретном магазине с учётом применяемых средств механизации и интенсивности покупательского потока. Для свободного перемещения покупателей обязательным является наличие магистральных проходов, расположенных вдоль стен и связывающих все зоны торгового зала.

В магазинах, где торговля ведётся через прилавок обслуживания, выделяется площадь для организации рабочих мест обслуживающего персонала.

Площадь контрольно-кассового узла включает в себя площадь, занимаемую кассовыми кабинами, проходами между ними, столами для упаковки товаров, а также площадь для хранения корзин и тележек для отборки товаров покупателями. В магазинах самообслуживания эта площадь не должна превышать 15% площади торгового зала.

В продовольственных магазинах на одно рабочее место контролёра-кассира должно приходиться до 100 м2 площади торгового зала, а в непродовольственных – до 160 м2.

При составлении технологической планировки торгового зала большое значение имеет рациональное использование площади магазина за счёт правильного размещения и применения торгового оборудования.

В зависимости от размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров и методов продажи применяют линейную, боксовую, выставочную и смешанную планировки.

При продаже товаров по методу самообслуживания наиболее рациональна линейная планировка торгового зала.

Боксовая планировка представляет собой разбивку всей площади торгового зала на изолированные друг от друга отделы.

Выставочная планировка применяется в магазинах, торгующих по образцам.

Смешанная планировка торгового зала сочетает в  себе различные виды планировок [6].

Список использованной литературы


1.     Вирабов С. А. Складское и тарное хозяйство: Учебник.- Киев.: Высшая школа, 1992

2.     Демичев Г. М. Складское и тарное хозяйство: Учебник.-М.: Высшая школа, 1990

3.     Маклаков Г.В. Коммерческая деятельность в оптовых предприятиях. – Новосибирск: СибУПК, 1997.

4.     Морозов Ю.П. Проблемы повышения роли рынка в хозяйственном механизме общества. – М.: Московский кооперативный институт, 1998.

5.     Осипова Л.И., Синяева И.Н. Основы коммерческой деятельности. – М.: ЮНИТИ, 1998.

6.     Панкратов Ф.Г., Серегина Ф.К. Коммерческая деятельность. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000.

7.     Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2000.